СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 15
Список литературы 16
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 15
Список литературы 16
Актуальность темы исследования. Социально-экономические реформы начала 90-х гг. вызвали «социокультурную травму», характеристиками которой являются: аномия, институциональный диссонанс, потеря идентичности, ценностный вакуум, обесценивание социальных норм, разрушение сложившихся моделей поведения и мышления. Причинами социально-травматической ситуации выступили неожиданность и быстрота событий, глубина и радикальность изменений, что привело большую часть общества к негативизму, ощущению катастрофы, пассивности и социальному отчуждению. Сложившийся круг социальных и личностных проблем настоятельно требует своего оперативного разрешения через развертывание всесторонней многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной и социокультурной ситуации.
Социальная работа как социокультурное явление в последние десятилетия стала неотъемлемой частью социокультурной системы нашего общества, поскольку она является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Эта ситуация в России отличается нарастанием конфликтоопасности на уровне всего общества, поскольку разрыв между бедностью и богатством не уменьшается, а увеличивается. Как следствие наблюдается нарастание противоречия между благополучными и обеспеченными слоями, вполне адаптировавшимися к рыночным отношениям, и бедными, неспособными самостоятельно решить свои проблемы. Традиционная благотворительность в таких условиях становится недостаточной, а с учетом того, что за десятилетия социалистического строя ее традиции были утрачены, то и малоэффективной. В такой ситуации объективно возрастает необходимость перехода к профессиональной социальной работе. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности.
Профессионализм социальной работы предполагает наличие особой профессиональной группы, формирование которой в России только начинается, что само по себе уже ставит вопрос о необходимости специального изучения профессиональных ценностей этой группы как в виде идеальной модели, так и ее реального воплощения в практике социальной работы для предупреждения и разрешения естественного противоречия между идеалом, отражаемым на уровне принципов общества в отношении социальной сферы и социальной поддержки населения, и реальностью.
Особая роль социального работника состоит в том, что он не только решает конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Все это позволяет заключить, что проблема социологического анализа социальной работы как социокультурного явления важна не только для совершенствования социальной практики, но и для прогрессивного развития общественных отношений в целом.
Социологический подход, в отличие от других, позволяет выявить специфику отдельных социальных групп общества и обеспечить, таким образом, адресность предоставления помощи и поддержки, что является важным принципом современной социальной работы.
Именно эта совокупность причин обусловила актуальность избранной темы, предопределила цели и задачи работы.
Степень научной разработанности проблемы. В данный момент степень научной разработанности проблемы явно недостаточна, поскольку пока еще определяется место специальной теории социальной работы в системе социологического знания, ведется поиск ее собственного предметного поля, а, следовательно, и социологической методологии изучения тех проблем, которые связаны с анализом социокультурной сущности и социологического исследования социокультурных ценностей социальной работы.
Научную литературу по теме диссертационного исследования условно можно разделить на несколько блоков.
К первому блоку относятся теоретические источники, посвященные анализу социокультурного подхода, социокультурных явлений - М. Вебера, Ю. Р. Вишневского, Е.В. Грунт, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, П. А. Сорокина, В. Т. Шапко и др.. Ученые подчеркивают, что в науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации...
Социальная работа как социокультурное явление в последние десятилетия стала неотъемлемой частью социокультурной системы нашего общества, поскольку она является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Эта ситуация в России отличается нарастанием конфликтоопасности на уровне всего общества, поскольку разрыв между бедностью и богатством не уменьшается, а увеличивается. Как следствие наблюдается нарастание противоречия между благополучными и обеспеченными слоями, вполне адаптировавшимися к рыночным отношениям, и бедными, неспособными самостоятельно решить свои проблемы. Традиционная благотворительность в таких условиях становится недостаточной, а с учетом того, что за десятилетия социалистического строя ее традиции были утрачены, то и малоэффективной. В такой ситуации объективно возрастает необходимость перехода к профессиональной социальной работе. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности.
Профессионализм социальной работы предполагает наличие особой профессиональной группы, формирование которой в России только начинается, что само по себе уже ставит вопрос о необходимости специального изучения профессиональных ценностей этой группы как в виде идеальной модели, так и ее реального воплощения в практике социальной работы для предупреждения и разрешения естественного противоречия между идеалом, отражаемым на уровне принципов общества в отношении социальной сферы и социальной поддержки населения, и реальностью.
Особая роль социального работника состоит в том, что он не только решает конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Все это позволяет заключить, что проблема социологического анализа социальной работы как социокультурного явления важна не только для совершенствования социальной практики, но и для прогрессивного развития общественных отношений в целом.
Социологический подход, в отличие от других, позволяет выявить специфику отдельных социальных групп общества и обеспечить, таким образом, адресность предоставления помощи и поддержки, что является важным принципом современной социальной работы.
Именно эта совокупность причин обусловила актуальность избранной темы, предопределила цели и задачи работы.
Степень научной разработанности проблемы. В данный момент степень научной разработанности проблемы явно недостаточна, поскольку пока еще определяется место специальной теории социальной работы в системе социологического знания, ведется поиск ее собственного предметного поля, а, следовательно, и социологической методологии изучения тех проблем, которые связаны с анализом социокультурной сущности и социологического исследования социокультурных ценностей социальной работы.
Научную литературу по теме диссертационного исследования условно можно разделить на несколько блоков.
К первому блоку относятся теоретические источники, посвященные анализу социокультурного подхода, социокультурных явлений - М. Вебера, Ю. Р. Вишневского, Е.В. Грунт, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, П. А. Сорокина, В. Т. Шапко и др.. Ученые подчеркивают, что в науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации...
В иерархии терминальных и инструментальных ценностей специалистов, а также студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», ценности, которые можно отнести к идеальным по содержанию профессии, занимают невысокие ранговые позиции, но следует учитывать, что на протяжении всего периода обучения в вузе ценностные ориентации студентов изменяются. На стадии обучения студентами усваиваются, прежде всего, такие ценности социальных работников, как счастье других, познание, продуктивная жизнь, интересная работа, творчество. Однако потребность в развитии и активная деятельная жизнь как ценности социальных работников оказываются несформиро- ванными в должной степени у студентов.
В целом противоречивость в иерархии ценностей и реалий составляет одну из центральных проблем социальных работников, с одной стороны, выявляя внутреннюю противоречивость мотивов и поведения социальных работников, а с другой - указывая на определенные упущения как в кадровой политике (подборе и подготовке кадров), так и в обеспечении необходимых условий трудовой деятельности. Разрешить данное противоречие, по мнению автора, призвано специальное образование, профессиональное воспитание студентов, находящихся на стадии своего становления как специалиста по социальной работе, а также социальных работников через систему повышения квалификации. Это нашло отражение в подготовке и реализации с участием автора раздела «Непрерывная подготовка социальных работников в Республике Хакасия» Международного проекта в области социальной работы программы Европейского Союза «Tempus Tacis» (г. Гренобль, Франция, 2006-2008 гг.).
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты и выделяются проблемы, требующие решения в целях совершенствования, повышения эффективности социальной работы в национальном регионе.
В целом противоречивость в иерархии ценностей и реалий составляет одну из центральных проблем социальных работников, с одной стороны, выявляя внутреннюю противоречивость мотивов и поведения социальных работников, а с другой - указывая на определенные упущения как в кадровой политике (подборе и подготовке кадров), так и в обеспечении необходимых условий трудовой деятельности. Разрешить данное противоречие, по мнению автора, призвано специальное образование, профессиональное воспитание студентов, находящихся на стадии своего становления как специалиста по социальной работе, а также социальных работников через систему повышения квалификации. Это нашло отражение в подготовке и реализации с участием автора раздела «Непрерывная подготовка социальных работников в Республике Хакасия» Международного проекта в области социальной работы программы Европейского Союза «Tempus Tacis» (г. Гренобль, Франция, 2006-2008 гг.).
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты и выделяются проблемы, требующие решения в целях совершенствования, повышения эффективности социальной работы в национальном регионе.
Подобные работы
- Особенности социальной работы с безработной молодежью
(на примере ТКУ «Центр занятости населения Улуг-Хемского района»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ СОЦИОКУЛЬТУРЫ НА ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Социально ориентированные некоммерческие организации как субъект социальной работы с молодежью, имеющей инвалидность (на примере СО НКО г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Профессиональные и образовательные стандарты как основа подготовки специалистов по социальной работе
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2018 - Теория и практика инклюзивного волонтерства в социальной работе
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - Социальная работа в школе (на примере МБОУ «Усть-Бакчарская СОШ»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Социальная работа с детьми в МАДОУ №86 г. Томска
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - МИФОЛОГИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПРОШЛОГО В СМИ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





