ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Положения, выносимые на защиту 4
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 8
Заключение 15
Список литературы 16
Актуальность темы исследования. Социально-экономические реформы начала 90-х гг. вызвали «социокультурную травму», характеристиками которой являются: аномия, институциональный диссонанс, потеря идентичности, ценностный вакуум, обесценивание социальных норм, разрушение сложившихся моделей поведения и мышления. Причинами социально-травматической ситуации выступили неожиданность и быстрота событий, глубина и радикальность изменений, что привело большую часть общества к негативизму, ощущению катастрофы, пассивности и социальному отчуждению. Сложившийся круг социальных и личностных проблем настоятельно требует своего оперативного разрешения через развертывание всесторонней многофункциональной социальной работы с людьми, оказавшимися в трудной жизненной и социокультурной ситуации.
Социальная работа как социокультурное явление в последние десятилетия стала неотъемлемой частью социокультурной системы нашего общества, поскольку она является одним из главных способов организационного и социально-технологического реагирования общества на новую социальную ситуацию. Эта ситуация в России отличается нарастанием конфликтоопасности на уровне всего общества, поскольку разрыв между бедностью и богатством не уменьшается, а увеличивается. Как следствие наблюдается нарастание противоречия между благополучными и обеспеченными слоями, вполне адаптировавшимися к рыночным отношениям, и бедными, неспособными самостоятельно решить свои проблемы. Традиционная благотворительность в таких условиях становится недостаточной, а с учетом того, что за десятилетия социалистического строя ее традиции были утрачены, то и малоэффективной. В такой ситуации объективно возрастает необходимость перехода к профессиональной социальной работе. Ее роль в жизни современного общества определяется тем, что она выступает в качестве фактора социальной стабильности.
Профессионализм социальной работы предполагает наличие особой профессиональной группы, формирование которой в России только начинается, что само по себе уже ставит вопрос о необходимости специального изучения профессиональных ценностей этой группы как в виде идеальной модели, так и ее реального воплощения в практике социальной работы для предупреждения и разрешения естественного противоречия между идеалом, отражаемым на уровне принципов общества в отношении социальной сферы и социальной поддержки населения, и реальностью.
Особая роль социального работника состоит в том, что он не только решает конкретные социальные проблемы своих клиентов, но и помогает людям осваивать новые моральные ценности и нормы, находить жизненные смыслы и духовно-нравственные ориентации. Все это позволяет заключить, что проблема социологического анализа социальной работы как социокультурного явления важна не только для совершенствования социальной практики, но и для прогрессивного развития общественных отношений в целом.
Социологический подход, в отличие от других, позволяет выявить специфику отдельных социальных групп общества и обеспечить, таким образом, адресность предоставления помощи и поддержки, что является важным принципом современной социальной работы.
Именно эта совокупность причин обусловила актуальность избранной темы, предопределила цели и задачи работы.
Степень научной разработанности проблемы. В данный момент степень научной разработанности проблемы явно недостаточна, поскольку пока еще определяется место специальной теории социальной работы в системе социологического знания, ведется поиск ее собственного предметного поля, а, следовательно, и социологической методологии изучения тех проблем, которые связаны с анализом социокультурной сущности и социологического исследования социокультурных ценностей социальной работы.
Научную литературу по теме диссертационного исследования условно можно разделить на несколько блоков.
К первому блоку относятся теоретические источники, посвященные анализу социокультурного подхода, социокультурных явлений - М. Вебера, Ю. Р. Вишневского, Е.В. Грунт, Л. Г. Ионина, М. С. Кагана, Л. Н. Когана, Н. И. Лапина, Э.С. Маркаряна, В.М. Межуева, П. А. Сорокина, В. Т. Шапко и др.. Ученые подчеркивают, что в науках, изучающих общество, назрела потребность включить в сферу своих интересов не только конкретные социокультурные явления, но и саму возможность и необходимость соединения культуры и общества. Потребность в представлениях об обществе как социокультурной целостности особенно обостряется в условиях его трансформации...
В иерархии терминальных и инструментальных ценностей специалистов, а также студентов, обучающихся по специальности «социальная работа», ценности, которые можно отнести к идеальным по содержанию профессии, занимают невысокие ранговые позиции, но следует учитывать, что на протяжении всего периода обучения в вузе ценностные ориентации студентов изменяются. На стадии обучения студентами усваиваются, прежде всего, такие ценности социальных работников, как счастье других, познание, продуктивная жизнь, интересная работа, творчество. Однако потребность в развитии и активная деятельная жизнь как ценности социальных работников оказываются несформиро- ванными в должной степени у студентов.
В целом противоречивость в иерархии ценностей и реалий составляет одну из центральных проблем социальных работников, с одной стороны, выявляя внутреннюю противоречивость мотивов и поведения социальных работников, а с другой - указывая на определенные упущения как в кадровой политике (подборе и подготовке кадров), так и в обеспечении необходимых условий трудовой деятельности. Разрешить данное противоречие, по мнению автора, призвано специальное образование, профессиональное воспитание студентов, находящихся на стадии своего становления как специалиста по социальной работе, а также социальных работников через систему повышения квалификации. Это нашло отражение в подготовке и реализации с участием автора раздела «Непрерывная подготовка социальных работников в Республике Хакасия» Международного проекта в области социальной работы программы Европейского Союза «Tempus Tacis» (г. Гренобль, Франция, 2006-2008 гг.).
В «Заключении» подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты и выделяются проблемы, требующие решения в целях совершенствования, повышения эффективности социальной работы в национальном регионе.
1. Шухарева О. Н. К вопросу о профессиональной подготовке специалистов по социальной работе // Известия Уральского государственного университета. Серия: Общественные науки. 2007. № 51 (3). С. 247-252.
Статьи и тезисы докладов:
1. Шухарева О. Н. Проблемы профессиональной подготовки молодежи (по результатам исследования особенностей профессионального воспитания специалистов по социальной работе в вузе) // Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции/ под ред. Пискарева Д. П. Москва, 2003. С. 44-45.
2. Шухарева О. Н. К вопросу о сущности ценностного отношения к профессии «Социальная работа»//Культура и социум. Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Котожековские чтения-3» / отв. ред. Анжиганова Л. В. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н. Ф.Катанова,2004. С. 56-61.
3. Шухарева О. Н. Ценности социальной работы // Педагогические науки. 2004. № 4. С. 50-51.
4. Шухарева О. Н. Проблемы занятости молодежи на современном этапе развития общества // Социальная политика в проблемном регионе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Пенза, 2004. С. 38-40.
5. Шухарева О. Н. К вопросу о сущности ценностного отношения к профессии «Социальная работа» // Актуальные проблемы современной науки: труды 4-й Международной конференции молодых ученых и студентов. Социальные и гуманитарные науки, части 40-41. СОЦИОЛОГИЯ. ПОЛИТОЛОГИЯ / науч. ред. А. Н. Суворова, Е. В. Полтараднева. А. С. Трунин. Самара: Изд-во СамГТУ, 2004. С. 85-88.
6. Шухарева О. Н. Профессиональная культура специалистов по социальной работе // Культура и власть: сборник статей 2 Всероссийской научнопрактической конференции. Пенза, 2004. С. 47-49.
7. Шухарева О. Н. Социальное образование как инновационная область профессионального образования // Особенности постсоветских трансформационных процессов: сборник материалов Всероссийской научнопрактической конференции. Пенза, 2004. С. 191-193.
8. Шухарева О. Н. К вопросу о роли коммуникативных навыков в деятельности социального работника // Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов: российский и зарубежный опыт: сборник материалов 1 Международной научно-практической конференции. Пенза, 2004. С. 298-301.
9. Шухарева О. Н. Проблемы подготовки специалистов по социальной работе (на примере Республики Хакасия) // Социальная сфера общества: региональные особенности, тенденции развития, подготовка кадров. Том 3. Современное состояние и перспективы развития социальной работы: сборник научных трудов. СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2005. С. 111-116.
10. Шухарева О. Н. Профессионально значимые личностные качества специалиста по социальной работе//Актуальные проблемы современной науки: труды первого Международного форума (шестой международной конференции) молодых ученых и студентов. Гуманитарные науки. Ч. 40. Социология /науч.ред.проф. А. С. Трунин, А. Н. Суворова. Самара, 2005. С. 102-105.
11. Шухарева О. Н. К вопросу о роли аксиологического подхода в социальной работе // Теория и практика в современных социальных и психологических исследованиях: сборник научных статей по результатам всероссийской конференции /под ред. И. С. Морозовой, М. С. Яницкого. Кемерово, 2005. С. 241-247.
12. Шухарева О. Н. К вопросу о сущности социологии социальной работы //Качество жизни в социокультурном контексте России и Запада: методология, опыт эмпирического исследования: сборник научных статей. Ч. 1. Екатеринбург, 2006. С. 24-26.
13. Шухарева О. Н. Социологические аспекты социальной работы // XVI Уральские социологические чтения: Социальное пространство Урала в условиях глобализации XXI век: материалы международной научнопрактической конференции (Челябинск, 7-8 апреля 2006 года): В 3 ч./отв. ред. С. Г. Зырянов. Челябинск, 2006. Ч. 2. С. 325 - 331.
14. Шухарева О. Н. Проблемы кадрового обеспечения социальных служб Республики Хакасия // Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции 22-23 сентября 2006 г. Абакан, 2006. С. 219-223.
15. Шухарева О. Н. Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе в национальном регионе // Гуманитарное образование в современном российском вузе: материалы научно-практической конференции. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ,2006. С. 274-275...