Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА РАБОЧИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102606

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы51
Год сдачи2007
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
175
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Методологическая основа диссертации 10
Новизна диссертационной работы 14
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 16
Основные положения, выносимые на защиту 22
Заключение 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45

Актуальность темы исследования. Трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, связанные с изменением характера трудовых процессов и социальной структуры, обусловливают формирование новых моделей воспроизводства социальных групп. В ситуации, когда основой общественного развития страны является построение экономики, основанной на знаниях, усиливаются требования к профессиональной подготовке кадров, происходит модернизация национальных образовательных систем. При этом существенно меняются отношения общества и образования, при которых последнее становится основным фактором социально-экономического развития.
Изменения в социально-экономической структуре, связанные с перераспределением статуса различных отраслей, видов деятельности, трансформацией социально-трудовых процессов, отражаются на положении всех профессиональных групп. Особенно существенное влияние указанные трансформации оказали на рабочих, которые постепенно утрачивают свои социально-экономические и политические позиции, характерные для индустриального общества. Глобализационные тенденции приводят к постепенной маргинализации этой профессиональной группы, размыванию ее классовых и социально­групповых признаков, вследствие чего в научной литературе ведутся дискуссии о возможности прекращения ее существования в социальной структуре. Существуют и противоположные точки зрения, указывающие на пролетаризацию большинства работников наемного труда, вследствие чего «рабочий класс» может расшириться до «класса наемных работников». Многообразие макросоциальных, коллективных и индивидуальных стратегий социального воспроизводства обусловливают процессы деконструкции трудовых отношений и формирования принципиально новых подходов к системе профессиональной подготовки рабочих, направленных на усиление ответственности, фундаментализацию и развитие интеллектуальных навыков, необходимых для ориентации в современных технологических процессах.
Для российского общества в условиях перехода к рыночным отношениям и неравномерности развития социально-экономической структуры одним из стратегически необходимых направлений является развитие производственной сферы, которая в настоящее время находится в неустойчивом состоянии. Прогнозируемое снижение численности трудовых ресурсов, старение большинства рабочих кадров, падение числа обучающихся в системе начального профессионального образования - все это факторы, которые в ближайшем будущем могут привести к катастрофическому дефициту рабочих кадров и тем самым усугубить кризис производственных сфер и наукоемких отраслей экономики, которые уже сейчас испытывают существенный недостаток в квалифицированных рабочих. Низкий статус начального профессионального образования, как в представлениях молодежи, так и в образовательных приоритетах государства, нестабильность социально­экономической ситуации в стране, не способствующая развитию инвестиций в подготовку кадров являются дополнительными факторами, усиливающими надвигающийся кризис в системе профессиональной подготовки рабочих.
В этой связи становится актуальным социологический анализ воспроизводства образовательного потенциала рабочих, направленный на определение приоритетных направлений взаимоотношения социально­экономической и образовательной подсистем, которое является в настоящее время необходимым для модернизации системы социального воспроизводства на всех уровнях, но особенно важно для выявления направлений обеспечения экономики квалифицированными рабочими кадрами. При этом необходимо учитывать и влияние постиндустриальных тенденций на российскую экономику, вследствие чего стратегии воспроизводства рабочих в нашей стране также отличаются многообразием и подвергаются постоянному изменению...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Режим «дифференциация уровней» предполагает формирование моделей структурного и содержательного соответствия параметров обучения профессионально-квалификационной структуре работников, причем не столько реальной, сколько потенциально необходимой.
Для наиболее эффективной деятельности по установлению нормативов и основных параметров подготовки квалифицированных рабочих в рамках режима «дифференциации уровней» в условиях регионализации необходимым представляется формирование горизонтальных партнерских отношений между регионами, предприятиями, отраслевыми министерствами по организации работы учебно-методических советов, единых производственных комплексов. Формирование и экспертная оценка образовательного стандарта различных уровней профессионального образования для рабочих специальностей и его регионального компонента должно осуществляться при участии всех заинтересованных сторон, и прежде всего работодателя, а также ученых-исследователей, осуществляющих регулярный сбор информации о кадровой и экономической ситуации в регионе. Не менее важными субъектами формирования образовательной политики в регионе должны выступать органы по труду и занятости, профессиональные сообщества и ассоциации.
Взаимосвязь различных уровней образования, как и элементов экономического процесса, должна быть необходимым аспектом трансформаций образовательных институтов с целью подготовки квалифицированных кадров и их адаптации к производственной системе. Такой режим воспроизводства можно определить как «интеграция уровней». Интеграционные процессы в профессиональной подготовке современных российских рабочих должны предусматривать следующие аспекты:
1) интеграция образовательных уровней (допрофессиональная подготовка, начальное, среднее, высшее профессиональное образование, система повышения квалификации и переподготовки);
2) интеграция федеральных, региональных и локальных (на уровне
образовательных учреждений) образовательных программ,
предусматривающая преемственность образовательного процесса;
3) интеграция умений и навыков, выраженная во включенности компетенций одного уровня в образовательные программы другого уровня, обеспечивающей гибкость и многофункциональность рабочей силы.
В современном обществе воздействию индивидуализации подвержены процессы труда, производства, потребления. Она становится также основой мотивации к получению профессии и образования. Формирование индивидуальных профессиональных навыков,
неповторимого набора компетенций обеспечивает индивиду независимость и адаптивность в экономической системе. Режим воспроизводства, обеспечивающий субъектам возможности выстраивать индивидуальные стратегии занятости, можно определить как «индивидуализация уровней». Он предусматривает ориентацию обучающихся по профессии на формирование гибких стратегий, позволяющих, с одной стороны, обеспечить универсальность и широту подготовки работника, вовлеченного в изменяющиеся экономические процессы, а с другой - стимулировать его к развитию индивидуальных особенностей и приобретению специфичных навыков, выгодно отличающих его от других, развитие индивидуальности профессиональных навыков с целью повышения эффективности использования человеческого потенциала посредством трансляции способностей, которые не могут быть заменены машиной. Усиление индивидуальной составляющей производства и образования должно отражаться и на учете специфических качеств, способностей работника, его приверженности к определенному типу труда.
В заключении представлены основные выводы по результатам диссертационного исследования, определены перспективные направления дальнейшего изучения проблемы...


1. Макарова М.Н. Трансформация механизмов профессиональной подготовки рабочих как условие экономического развития регионов // Образование и наука. Ек-г, 2006. № 5. С. 84 - 92. (0,6 п.л.).
2. Макарова М.Н. Механизмы взаимосвязи профессионального
образования и рынка труда // Экономика и управление. СПб., 2006. № 3. С. 111 - 116 (0,8 п.л.).
3. Макарова М.Н. Режимы воспроизводства образовательного потенциала рабочих в аспекте регионализации // Известия вузов. Северо­Кавказский регион. Общественные науки. Спецвыпуск. «Проблемы социокультурной трансформации современного российского общества» Ростов н/Д, 2006. - С. 32-35. (0,4 п.л.).
4. Макарова М.Н. Специфика западных и российских процессов воспроизводства современного рабочего касса в транзитивной экономической ситуации // Гуманитарные и социально-экономические науки. Ростов н/Д., 2006.№ 7 - С. 125-127. (0,4 п.л.).
5. Макарова М.Н. «Конец труда» и дефицит рабочих кадров // Человек и труд. М., 2006. № 11. С. 22-26. (0,5 п.л.)
6. Макарова М.Н. Развитие образовательного потенциала рабочих в регионе (на примере Удмуртской Республики) // Профессиональное образование. М., 2006. № 9. С. 34-36. (0,5 п.л.)
7. Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих Удмуртии // Социологические исследования. М., 2006. № 12. С. 111- 118. (0,8 п.л.).
8. Макарова М.Н. Модернизация профессиональной подготовки
квалифицированных рабочих в Удмуртской Республике как фактор экономического развития региона // Вестник Ижевского государственного технического университета. Ижевск, 2006. № 4. С. 88 - 95. (0,8 п.л.).
9. Макарова М.Н. Особенности трансформации рабочего класса в условиях глобализации // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 2006. № 2. С. 59 - 68. (0,8 п.л.).
Монографии и учебные пособия
10. Макарова М.Н. Образовательный потенциал рабочих: проблемы воспроизводства (Вопросы социально-экономической теории и региональной практики): Монография. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2006. (19 п.л.).
11. Макарова М.Н. Социология образования: учебное пособие. Ижевск: УдГУ, 2006. (10 п.л.).
12. Макарова М.Н. Труд в обществе знаний. Образование под вопросом
(Стратегии воспроизводства образовательного потенциала в
современном обществе). Монография. М.: Эдиториал URSS, 2007. (11 п.л.).
Статьи в журналах и сборниках конференций
13. Макарова М.Н. Взаимосвязь функций высшего образования в трансформирующемся обществе // Социология социальных трансформаций. Материалы международной научно-практической конференции. Нижний Новгород: НГУ, 2003. С. 46 - 49. (0,2 п.л.).
14. Макарова М.Н. Принципы толерантности в преподавании курса «Социология образования» // Толерантность. Тем. сборник науч. статей. Ижевск: Изд. дом УдГУ, 2002. С. 190 - 203. (1 п.л.).
15. Макарова М.Н. Специфика национальных культур в содержании образования: анализ скрытого учебного плана // Интеграционный потенциал профессиональной направленности в содержании социокультурного образования. Материалы всероссийской научно-­практической конференции. Казань: Казанский государственный университет культуры и искусств, 2003. С. 267 - 269. (0,2 п.л.)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ