Актуальность темы исследования. Государственная служба в последнее время является объектом пристального внимания практически всех общественных наук. В первую очередь потому, что от эффективности ее деятельности зависит направленность и результат не только государственного, но и социального управления в целом.
Проводимая в настоящее время в нашей стране административная реформа связана с проблемой эффективности функционирования государственного аппарата. Как отмечено в Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации, построение демократического правового федеративного государства требует создания адекватной системы органов государственной власти и соответствующей ей целостной системы государственной службы, которые обеспечивают реализацию функций государства, повышение эффективности экономики и развитие гражданского общества1. Одной из задач административной реформы является и смена ценностных ориентаций, в частности, поворот государственной службы в сторону общества, удовлетворения потребностей населения. Без учета специфики норм и ценностей, которые определяют на данный момент деятельность государственных служащих как внутри организации, так и во внешней среде, трудно рассчитывать на успех реформ.
Ценности, нормы поведения в организации являются составной частью ее корпоративной культуры.
Понятие “корпоративная культура” является междисциплинарным. Оно используется относительно недавно и, главным образом, представителями организационно-управленческих дисциплин, менеджмента, теории организации, организационного поведения и организационной психологии, управления персоналом. Интерес социологов, занимающихся проблемами культуры организации, корпоративной культуры, тоже понятен и обоснован.
Нужно отметить, что отечественные авторы часто основное внимание уделяют западному социальному опыту, западным теориям и стандартам культуры организации. Кроме того, в подавляющем большинстве работ рассматривается корпоративная культура организаций коммерческой сферы. Анализ состояния корпоративной культуры в органах государственной службы, факторов ее формирования и развития необходимы для выработки программ, технологий совершенствования деятельности государственных служащих. Таким образом, теоретическая неразработанность проблемы и ее практическая значимость говорят об актуальности и новизне темы исследования...
Анализ результатов исследования позволил диссертанту сконструировать типологию госслужащих по отношению к корпоративной культуре. По основанию, образованному сочетанием таких признаков, как степень разделения ценностей организации и отношение к профессиональной роли, выделено четыре типа: “адепты” (23%), “конформисты” (19%), “прагматики”(19%), “неудачники” (4%). Данная типология фактически отражает отношение к ценностям и нормам основной корпоративной культуры и ценностям и нормам корпоративной субкультуры. Ведущим среди выделенных здесь типов госслужащих можно признать тип “адепты”.
Вторая типология образована сочетанием знания миссии организации и степени разделения целей и миссии, в результате чего выделены три типа госслужащих: “вовлеченные” (54%), “сочувствующие” (18%), “равнодушные” (6%). Эта типология отражает взаимосвязь когнитивного и поведенческого блока корпоративной культуры, а также позволяет выявить склонность к выполнению норм основной корпоративной культуры в органах государственной службы. Ведущим в данной типологии госслужащих является тип “вовлеченные”.
Возникновение в рамках корпоративной культуры различных типов госслужащих с разным отношением к ней свидетельствует о неоднозначности и противоречивости изучаемого явления. Однако отсутствие четкой дифференциации по социально-демографическим признакам, которая позволила бы усилить характеристику представленных типов, скорее говорит об относительно схожей степени включенности разных типов госслужащих как в основную корпоративную культуру, так и в субкультуру отдельных организаций в системе государственной службы.
Изучение факторов формирования и развития корпоративной культуры в органах государственной службы, а также ее типологический анализ позволили дополнить представление о состоянии ее развития в современных условиях.
В “Заключении” подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются его результаты, делаются выводы.
1. Терещук Е.А. К вопросу о понятии корпоративной культуры // Материалы международной конференции “Управление социальными, экономическими, политическими процессами в российских регионах”. Ч.1. Екатеринбург, УрАГС, 2004. - С.274-276
2. Терещук Е.А. О корпоративной культуре государственных служащих // Вестник УГТУ-УПИ. Ч.1. № 3 (55), 2005 - С.175-176
3. Терещук Е.А. К вопросу о факторах формирования корпоративной культуры государственных служащих // Материалы 8-й международной конференции памяти Л.Н.Когана. Ч.ПХ. Екатеринбург, УрГУ, 2005. - С.96-98.
4. Терещук Е.А. О структуре корпоративной культуры государственных служащих // Материалы 3-й Всероссийской научно-практической конференции “Государственная служба в условиях реформирования гражданского общества и рыночной экономики”. Ч.11. Челябинск, ЧИ УрАГС , 2005. - С.234-237.
5. Терещук Е.А. Корпоративная культура в системе категорий культуры // Материалы 9-й международной научно-практической конференции памяти Л.Н.Когана. Ч.1. Екатеринбург, УрГУ, 2006. - С.108-109.
6. Терещук Е.А. О подходах к определению корпоративной культуры // Материалы международной научно-практической конференции “XVI Уральские социологические чтения”. Ч.2. Челябинск, ЮУрГУ, 2006. - С.66-69.
7. Терещук Е.А. Статусные самооценки госслужащих как элемент корпоративной культуры государственной службы // Материалы 8-й Всероссийской научной конференции памяти З.И.Файнбурга “Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований”. Пермь, ПГТУ, 2006. - С. 156-158.