ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОММЕНТАРИЙ КАК ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 16
1.1. Специфика обратной связи в онлайн-журналистике 16
1.2. Комментирование журналистских материалов в условиях расцвета
социальных сетей 26
ГЛАВА 2. КРЕАТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ 38
2.1. Теоретические аспекты креативности в условиях развития цифровых
коммуникаций 38
2.2. Пользовательский контент в современной коммуникации 47
2.3. Место и значение пользовательского контента в современной
новостной журналистике 56
2.4. Креативный комментарий как форма пользовательского контента в рамках журналистской деятельности: рабочая методика исследования . 64
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНОСТЬ В КОММЕНТИРОВАНИИ
ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 75
3.1. Формы креативности 75
3.2. Информационный повод и креативность в комментировании 91
3.3. Реакция аудитории на креативное комментирование 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность предпринятого диссертационного исследования предопределяется тремя основными факторами: во-первых, ростом значимости социальных сетей как основного публичного пространства, аккумулирующего все большее число коммуникативных потоков; во-вторых, проблематизацией обратной связи в современных журналистских практиках в связи с процессами медиаконвергенции и все большей ориентацией редакций на построение эффективной коммуникации в социальных сетях; в-третьих, проблемой перенасыщенности цифрового информационного пространства и повышением значимости и роли креативности в создании сообщений для привлечения внимания участников коммуникации к передаваемым смыслам. Комментирование новостей в социальных сетях при этом рассматривается комплексно - как самостоятельный объект исследовательского наблюдения (сообщение), как сигнал превалирования интереса к новостям конкретной тематики (или признак коллективного интереса к таким новостям), как форма обратной связи с журналистами - авторами новостных текстов, ставших поводом для комментирования пользователей. При этом особое значение для построения исследования имеет сама техно-технологическая организация коммуникации и обратной связи с редакциями СМИ, а именно, встроенные инструменты организации коммуникационного обмена и автоматической оценки сообщений пользователей (по числу «лайков» и других форм вовлеченности пользователей в онлайн-дискуссию, где исходная журналистская новость может быть заслонена мнениями пользователей, организуемыми по принципу дебатов, происходящих «здесь и сейчас»).
В связи с этим объектом исследования избрано комментирование новостных журналистских материалов в социальных сетях как форма обратной связи с редакциями СМИ, предметом работы стал такой параметр комментирования новостей, как креативность.
Цель диссертационной работы - выявить особенности современного креативного комментирования журналистских новостей в социальных сетях как формы обратной связи с редакцией.
Цель определяет следующие задачи:
- охарактеризовать основные параметры современного публичного пространства в части новостных онлайн-дискуссий;
- проанализировать существующие подходы к анализу комментирования применительно к журналистским практикам работы с аудиторией;
- определить место комментирования в ряду других форм производства пользовательского контента в современной коммуникации;
- выявить особенности креативного комментирования в аспекте общей проблемы креативности в языке и коммуникации;
- исследовать связь креативного комментирования с журналистскими материалами;
- определить закономерности воздействия креативного комментирования на пользователей;
- предложить алгоритмы анализа комментариев пользователей для редакций СМИ с целью совершенствования подачи новостной информации.
Степень разработанности научной проблемы. Комментарий к профессиональным новостным сообщениям в социальных сетях в настоящей работе рассматривается, прежде всего, как соответствующая технологическому ландшафту форма обратной связи в журналистике. Изучение связей редакций СМИ с их аудиторией относится к числу основательно разрабатываемых тем в советский и постсоветский период развития науки о журналистике. В кратком словаре «Журналистика» Б. Н. Лозовского дано следующее определение «обратной связи»: «.. .обратная связь в журналистике - естественная или специально организованная реакция читателей, слушателей, зрителей на журналистские выступления. Каналы О<братной> С<вязи>: письма, телефонные звонки, посещения редакций, электронная почта, читательские (зрительские) конференции, фокус-группы, телефонные опросы, специальные конкретно-социологические исследования». Иная точка зрения на «обратную связь» касается реакции объекта журналистской критики (против чьих действий направлено выступление журналиста ). Обратная связь также может рассматриваться как алгоритм взаимодействия с аудиторией, являющийся неотъемлемой частью редакционной политики . Так как в диссертационном исследовании обратная связь с аудиторией рассматривается в категориях медиалогики социальных медиа в условиях все более расширяющейся медиаконвергенции различных средств массовой информации с социальными медиа и их инструментами, то основное внимание в разработке проблемы обратной связи было уделено трудам, в которых ставился вопрос о перестройке профессиональной деятельности журналиста в части организации взаимодействия с аудиторией, получающей новости беспрерывно и реагирующей на них в безостановочном режиме. Разделение обратной связи на «естественную» и «специально организованную» перестает быть реалией журналистского труда, поскольку комментарии пользователей и интенсивность комментирования зависят от форм подачи информации, а значит, становится почти невозможно выделить «естественные» формы обратной связи. В то же время «специально организованная» обратная связь тоже меняет свой формат, становясь все менее управляемой, поскольку развитая интернет-среда имеет неустойчивый, слабо параметризуемый характер, постоянно наполняясь новыми вызовами для пользователей, меняя их намерения, интересы, вовлеченность. Поэтому для диссертационного исследования важно обращение к трудам ученых, изучающих не только конвергентные процессы в СМИ как развитие гибридных жанров и форматов, а также вопросов технического производства материалов, приспособленных к трансляции через разные каналы, но и конвергенции собственно медиапроизводства и медиапотребления. К вопросам обратной связи в журналистике и - шире - коммуникации обращались такие ученые, как М. Х. Бигаева, А. В. Вовкула, Д. П. Гавра, Е. А. Зверева, Л. М. Землянова, Е. А. Кожемякин, А. С. Круглов, М. Н. Лукьянова, Ж. Т. Тощенко; Ч. Боск, Б. Вестли, Л. Войтасик, Г. Лассуэлл, М. Маклин, Н. Винер, Ч. Осгуд, Т. Парсонс, С. Хилгартеннер, У. Шрамм, А. Элберс и многие другие исследователи.
Другой аспект исследуемой проблемы связан собственно с комментированием как коммуникативным феноменом современной коммуникации . Ряд исследователей изучают комментарии как особый речевой жанр, развивая идеи М. М. Бахтина (Н. Б. Арутюнова, В. В. Дементьев, М. Ю. Федосюк и многие другие). Для предпринятого диссертационного исследования близка позиция В. В. Дементьева, предложившего концепцию «нежесткого», «свободного» жанра, подготовленного самой своей формой к творческим изменениям в большей степени, нежели «застывшие» («жесткие») речевые жанры. При этом, как полагает исследователь, «жесткие» жанры либо полностью замещаются новыми формами (в качестве примера приводятся этикетные формулы обращения к незнакомым людям в дореволюционной России, СССР, постсоветском периоде), а для «свободных» момент творчества жизненно необходим, без него они не могут функционировать (как, например, розыгрыши или имиджборды) . В настоящей работе комментарий рассматривается как свободный речевой жанр: он рассчитан на постоянное привнесение новизны, нуждается в творческом переориентировании и перестраивании в соответствии с контекстом и коммуникативной ситуацией. При этом «нежесткость» комментария открывает возможности творческой подачи информации в разных кодах, составляющих комментарий как поликодовое единство: собственно вербальной, изобразительно-графической, символьно-знаковой, аудиальной, а также на уровне композиции и приемов. Важны исследования, посвященные месту и роли автора в формировании жанра комментария. Среди ученых, изучающих этот жанр и проблемы, связанные с поликодовыми формациями в интернет-коммуникации, назовем С. И. Сметанину, И. Р. Танабаеву, О. Е. Галванову, Л. Е. Васильеву, Л. Р. Дускаеву, Е. Е. Анисимову, И. В. Анненкову, В. А. Бейненсон, Е. А. Звереву, А. С. Юфереву, О. В. Дьяченко, А. С. Круглова и др.
Для разработки темы исследования также важны вопросы креативности как феномена, разворачивающегося и реализующегося в конкретных условиях современной медиасреды. Лингвокреативность (и ее основа - словотворчество) широко исследованы в российской и зарубежной науке. Здесь значение имеют труды Л. И. Плотниковой, В. В. Фещенко, Е. А. Энгель, А. К. Масловой, А. Б. Танхелевич, Т. А. Гридиной , Н. А. Купиной, М. В. Загидуллиной и многих других. В то же время креативность в более широком коммуникативном смысле (за пределами только вербального кода коммуникации) изучена недостаточно.
В изучение самого феномена креативности в современной коммуникации большой вклад внесли зарубежные ученые, прежде всего М. А. Рунко, также значимы исследования креативности в условиях сетевых коммуникаций таких ученых, как С. Асар, Дж. Корадза, К. Фридман, З. Хоббс, Д. Лессиг, И. Литерат и других. В саму теорию журналистского творчества большой вклад внес В. Ф. Олешко. С философской точки зрения также важен в рамках проведенного исследования концепция творчества, представленная в трудах Х. Арендт.
Непосредственно интернет-коммуникация в сегменте «комментарии» изучалась такими учеными, как С. Альмгрен, В. Бальфор, А. Бергстром, А. Кальч, К. Ким, Г. М. Мабуеазара, Т. Ольссон, Ф. Прочазка, П. Спенс, Н. Спрингер. Большое значение для построения диссертационного исследования имеют труды П. Уебера.
Кроме выше названных сегментов медиаисследований, для диссертационного исследования были важны научные результаты в смежных отраслях знания в силу междисциплинарности работы: это касается как истории самого изучения обратной связи редакций с читателями и различных модификаций этой связи в разные исторические эпохи, так и необходимости обращения к широкому кругу работ по культурологии, философии коммуникации, по различным аспектам изучения социальных сетей, визуализации в коммуникации и другим вопросам. Комментирование рассматривается в настоящем исследовании в аспекте более широкого понятия «пользовательский контент» (“user-generated content”), имеющего свою историю изучения, рассмотренную в отдельном разделе работы.
Анализ исследовательского поля в целом показывает, что в основном внимание ученых привлекает лингвистическая креативность комментариев и проблемы теории жанра комментария в связи с развитием феномена комментирования в сетевой коммуникации. Недостаточное внимание исследователей к особенностям поликодовой структуры комментария в аспекте креативности, а также большое значение комментирования как формы обратной связи с аудиторией в профессиональной культуре современного журналиста стали основными причинами обращения к данной теме.
Теоретико-методологическое обоснование работы. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, соединяющий ряд методов, направленных на исследование различных аспектов изучаемого объекта. Во- первых, это институционально-функциональный подход к журналистскому творчеству, реализуемый в рамках изучения профессиональной культуры журналиста в современных условиях цифровой коммуникации. Данный подход опирается на труды таких теоретиков коммуникации и журналистики, как М. Кастельс, З. Папахаризи, М. Дезе, Я. Н. Засурский, И. М. Дзялошинский, А. А. Калмыков, Е. В. Олешко, В. В. Олешко, B. В. Тулупов, С. С. Распопова и других. Во-вторых, в диссертационном исследовании реализован медиаэстетический подход, в основе которого развитие теории медиума, утверждающей значимость технологий и материальности коммуникации, что отразилось в трудах таких исследований, как М. Маклюэн, Ф. Киттлер, Л. Манович, Т. Митчелл, Л. Хаускен, М. В. Загидуллина и другие исследователи. В-третьих, производство «коллективной субъективности» в массовых коммуникативных практиках создания пользовательского контента изучается в диссертации в рамках философско-культурологического подхода, развиваемого такими исследователями, как В. В. Абашев, М. П. Абашева, Н. Б. Кириллова, C. И. Симакова, Л. Б. Зубанова и другие ученые. Кроме того, для построения алгоритма анализа данных диссертанту потребовалось обращение к теоретико-методологическим разработкам количественно-качественных исследований в области коммуникативистики и креативности с опорой на труды В. И. Карасика, А. С. Круглова, А. С. Юферевой, М. Ридля, Т. Нааб, Н. Руигрока и других специалистов по изучению пользовательского контента и сетевой коммуникации.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужила база данных, состоящая из постов в социальной сети ВКонтакте официальной группы издания «РИА Новости» и комментариев, оставленных к этим постам.
База данных включила в себя два периода: 25-31 октября 2020 г. и 19¬25 апреля 2021 г. Периоды были выбраны таким образом, чтобы охватить полностью одну неделю (все дни недели). Важным условием было не включать в период наблюдений праздничные дни, когда меняется структура медиапотребления и производства пользовательского контента. Активное вовлечение в комментирование новостей в группе издания «РИА Новости» произошло весной 2020 г., поэтому были выбраны периоды через полгода и через год после этого.
За первый период изданием опубликован 361 пост, к которым оставлено 45330 комментариев. 8202 из них мы отнесли к креативным. За второй период изданием опубликовано 318 постов, с общим числом комментариев 42577. 8443 из них креативные. Креативные комментарии были включены в исследовательскую базу данных.
Методом сплошной выборки была составлена база постов за два периода с продолжительностью в неделю с разницей в полгода (Приложение 1). Информация, которая была собрана для каждого поста, включала в себя:
- дату публикации;
- ссылку на пост;
- тематику поста;
- тип обложки;
- реакции на пост (количество просмотров, лайков, репостов и комментариев;
- вовлеченность аудитории в потребление информации поста;
- самый популярный комментарий к посту и количественные показатели реакций на комментарий (количество лайков);
- количественные показатели креативного комментирования в целом и по типам контента, используемого в комментариях.
К креативным комментариям нами были отнесены комментарии, содержащие аудио- или визуальные элементы, гиперссылки (то есть такой комментарий, для производства которого требуются временные затраты, технические навыки).
Научная новизна исследования заключается в введении в научный оборот понятия «креативное комментирование», опирающегося на признание значимости и смыслообразующего потенциала всех элементов поликодовых сообщений в рамках комментирования; в актуализации внимания к формам и способам обратной связи в современной журналистике, преимущественно использующей для распространения контента социальные сети; в уточнении и расширении представлений о вовлеченности аудитории в потребление новостного контента, а также рассмотрения процессов диффузии профессионального и любительского сегментов в области новостных потоков.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в разработке алгоритмов анализа неструктурированных данных, к каковым относятся комментарии, в уточнении понятия «поликодовое единство» на примере крупной выборки, в выявлении закономерностей развития современного информационно-коммуникационного пространства в единстве таких его составляющих, как интенциональность, диалогичность, технологичность. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности журналистов и редакций, стремящихся к укреплению их связей с пользователями; в учебном процессе в рамках образовательных курсов, посвященных особенностям современной дистрибьюции новостей; в исследовательских практиках, направленных на изучение пользовательского контента и его связи с профессиональным журналистским творчеством.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Комментирование журналистских материалов в социальных сетях рассматривается как самостоятельный сегмент коммуникации, требующий специальных процедур анализа с целью выявления позиции и отношения аудитории к повестке дня в контексте логики социальных медиа.
2. Креативное комментирование выполняет функции обратной связи с редакцией новостного издания по актуализации смыслов журналистского материала; корректирует представления самих журналистов об адресате их материалов; сигнализирует о вовлеченности пользователей в обсуждение новостей, создаваемых конкретным изданием.
3. Креативное комментирование представляет собой медиаэстетический феномен, в основе которого лежит такая особенность пользовательского контента, как «технологический репертуар» пользователей, отдающих предпочтение определенным элементам в составе создаваемых ими поликодовых единств.
4. Наиболее востребованной формой креативного комментирования является ансамбль графическо-изобразительных элементов с текстовыми, обеспечивающий передачу эмоционального отношения автора комментария к новостным событиям или комментариям других пользователей.
5. Структурно-смысловые характеристики креативного комментирования в разрезе определенных периодов времени и в привязке к конкретным социальным сетям и изданиям динамичны и отражают изменения в цифровом ландшафте коммуникативных практик, значимые для выработки стратегий профессиональных журналистов.
6. В креативном комментировании наблюдается тенденция к использованию готовых элементов и шаблонов, сокращающих временные затраты на производство поликодового сообщения.
Достоверность результатов
Достоверность результатов обеспечивается опорой на широкий круг исследовательских работ, позволяющих выявить тенденции в изучении комментирования как феномена современной коммуникации, а также анализом обширной базы данных, полученной в соответствии с выработанными диссертантом критериями и включающей 16645 комментариев.
Апробация исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования и при подготовке к нему (в рамках работы над грантом, поддержанным Российским научным фондом № 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», руководитель - А. К. Киклевич, профессор, доктор филологических наук, профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, Польша; а также в рамках гранта Фонда поддержки молодых ученых Челябинского государственного университета) были представлены в докладах на конференциях различного уровня:
всероссийские и региональные: II Российский эстетический конгресс, 1¬3 июля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Российское эстетическое общество, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; «Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии COVID-19», 19 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; XVII научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 22-23 января 2020 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет;
XV Всероссийская научная конференция «Вызов - XXI век», 9 сентября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
XVI научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 24-25 января 2019 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; Первый Российский эстетический конгресс, 17-19 октября 2018 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский Государственный Университет; XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Вызов - XXI век», 10 сентября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XLII Студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс: средства массовой коммуникации в зеркале студенческой науки», 25 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
международные: Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», 23-24 июня 2021 г., г. Ольштын, Польша, Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Комиссия по лингвистике дискурса при МКС, Стилистическая комиссия при МКС; I Международная научно-практическая конференция «Пользовательский контент в современной коммуникации», 22¬23 апреля 2021 г., г. Челябинск, Челябинский государственный университет;
«Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А. И. Татаркина, 25-26 ноября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Язык в координатах массмедиа, этики и права», 09-11 ноября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет; «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», 01-03 октября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; IAMCR 2020 Online Conference, 12-17 июля 2020 г., г. Тампере, Финляндия, International Association for Media and Communication Research; «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы», 24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; IV Международная научная конференция «МЕП1АОбразование», 26 ноября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Образимидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», 26-28 июня 2019 г., г. Ольштын, Польша, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша); Международная научно-практическая конференция «Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире», 26-28 апреля 2019 г., г. Будапешт, Венгрия, Венгеро-российский культурно-просветительский Фонд «Dialogorum»; III конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», 28-29 марта 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; III Международная научно-практическая конференция «MEDIAОбразование», 27 ноября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; The 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM 2018), 24-26 октября 2018 г., г. Саламанка, Испания, Университет Саламанки; I Международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований», 26 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет.
Результаты исследования используются в читаемых на факультете журналистики Челябинского государственного университета курсах «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современные технологии поиска и обработки информации», а также в процессе руководства курсовыми работами на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.
По теме диссертации опубликовано 25 работ, из них 2 - в коллективных монографиях, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 5 - в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus (Q3) и Web of Science.
Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена изучению комментария как формы обратной связи в журналистике. Глава содержит два параграфа. Вторая глава состоит из четырех параграфов и раскрывает понятие креативности в современной коммуникации. Третья глава посвящена анализу собранной базы постов журналистских материалов и комментариев к ним. Глава состоит из трех параграфов. Заключение содержит итоги проведенного исследования и рекомендации по дальнейшей разработке темы. В приложениях представлены базы данных исследования. Диссертация включает 29 рисунков, 7 таблиц, 187 постраничных ссылок. В библиографический список включены 377 источников, в том числе 190 на английском языке. Общий объем работы 281 страница.
В диссертации исследованы основные аспекты креативного комментирования новостных журналистских материалов в социальных сетях. Комментирование рассматривается в работе как современная форма обратной связи публики с журналистами, заметно отличающаяся от прежних форм обратной связи, бытующих в период расцвета бумажной прессы («письма в редакцию»). Избрав объектом исследовательского внимания креативный комментарий, под которым нами понимается поликодовое высказывание, содержащее аудио- или визуальные элементы, гиперссылки и другие элементы (то есть такое сообщение, для производства которого требуются временные затраты, технические навыки), мы рассмотрели креативное комментирование на примере блока обсуждения новостей в аккаунте «РИА Новости» в социальной сети ВКонтакте, определив границы выборки и сам выбор конкретного материала с опорой на ряд исследований комментариев к журналистским материалам. Для выделения креативного комментария в отдельный тип пользовательского контента нам понадобилась опора на широко распространенные в современной медиаисследовательской среде мнения о визуальном повороте, развитии изобразительных кодов в сообщениях, медиаконвергенции, понимаемой как адаптация современных СМИ к логике социальных медиа.
Эти и другие теоретические установки предопределили структуру исследования, в ходе которого были решены все поставленные задачи:
1) представлена характеристика современного публичного пространства, отличающегося сломом четких границ между экспертным и профанным, профессиональным и любительским, серьезным и развлекательным, а также формирующим условия для широкого вовлечения самых разных социальных групп в общую дискуссию; кроме того, установлено, что созданные возможности не означают укрепления демократических ценностей в процессе такого дискутирования; технологии коммуникации социальных сетей также порождают возможность репрезентации различных форм социального напряжения и неравенства;
2) выявлено, что профессиональная журналистика переживает период серьезных вызовов со стороны новой технологической среды, которая требует от редакций и журналистских команд адаптации к медиалогике социальных сетей, разрушает сложившиеся в работе журналистов принципы и стандарты, создает условия как для широкой коллаборации с пользователями как конечными адресатами медиапроизводства, так и конфликтных противостояний с публикой, вторгающейся на территорию такого медиапроизводства, в том числе и в форме онлайн-дискуссий, что делает такое комментирование значимым объектом профессиональной журналистской рефлексии и научного исследования;
3) установлено, что комментирование новостей подчиняется общим правилам производства, циркуляции, потребления пользовательского контента, сущностной чертой которого выступает креативность, проявляемая в различных уникальных формах действий и реакций на контекст и стимулы, и в то же время имеющая определенные устойчивые для каждого периода времени черты, отражающие «коллективную субъективность»;
4) показано, что креативность в интернет-коммуникации отражает основные представления о креативности как свойстве внутреннего мира человека и форме реализации его способностей, а применительно к коммуникации - прежде всего языковой способности, так и реализуется в принципиально иных формах, отражающих актуализацию в современном информационно-коммуникационном пространстве медиаэстетического компонента, который прежде всего проявляется в активном и многостороннем включении самих коммуникационных технологий в производство смыслов;
5) определены параметры креативности в комментировании в онлайн-дискуссиях, понимаемой, прежде всего, в соединении текстового сообщения с иными элементами (кодами), образующими поликодовое единство;
6) обоснована выборка соответствующего материала в динамике (два периода с полугодовым интервалом между ними);
7) проведен квантитативный анализ полученных данных;
8) проведен квалитативный анализ данных, в том числе и выявленных на квантитативном этапе наиболее ярких по степени вовлеченности аудитории комментариев;
9) исследованы возможности анализа креативного комментирования как обратной связи с редакциями (в том числе определения основного технологического репертуара пользователей - авторов креативных комментариев, связи информационного повода, оформления журналистского материала с креативными комментариями; реакции самих пользователей на такие комментарии.
10) установлено, что «технологический репертуар» пользователей преимущественно состоит из готовых элементов и форм, которые используются как части общей сборки поликодового единства.
Решение этих задач позволило выявить и описать особенности креативного комментирования в аккаунтах новостных СМИ в социальных сетях как современной формы обратной связи аудитории с журналистскими редакциями.
Таким образом, цель работы достигнута; полученные результаты позволяют рекомендовать практикующим журналистам развивать навыки чтения комментариев как источника сведений не только об отношении публики к поднимаемым в журналистских материалах проблемам, но и о новейших тенденциях в области поликодового внимания и компетенций аудитории, а также о способах выражения мнений и интересов в связи (или без таковой связи) с самим журналистским материалом; определять степень вовлеченности аудитории не только по общим его метрикам (число просмотров или лайков), но и по качеству комментирования, в том числе и креативного.
Перспектива исследования видится в переходе к лонгитюдным наблюдениям, позволяющим точнее и полнее видеть динамику технологического репертуара, устаревание определенных форм и появление новых; в актуализации исследований смысловой глубины комментирования с учетом визуального языка; в разработке методов и форм участия самих журналистов в онлайн-дискуссиях пользователей.
1. Абашев, В. В. Блогеры-урбанисты: медиаактивность как политическое действие / В. В. Абашев // Век информации. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 21-32.
2. Абашев, В. В. Город как поле боя нарративов: случай екатеринбургской башни / В. В. Абашев // Медиалингвистика. - 2019. - Т. 6. - № 4. - С. 454-466. - DOI: 10.21638/spbu22.2019.403.
3. Абашев, В. В. Страсти по башне: городские медиа как генератор и архив локальных нарративов / В. В. Абашев // Город и медиа : материалы Международной научно-практической конференции, Пермь, 01-02 июня 2018 года / Пермский государственный национальный исследовательский университет; Университет Тампере; Центр исследований российских и китайских медиа (TARC). - Пермь : Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2018. - С. 30-44.
4. Абдель, В. Э. А. М. Современные технологии Интернета в расширении сознания о культуре туризма через сайт YouTube / В. Э. А. М. Абдель // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 1. - С. 60-62.
5. Абросимова, Е. А. Читательский комментарий как феномен интерпретации медиатекста (на материале интернет-комментариев и данных эксперимента) [Электронный ресурс] / Е. А. Абросимова, Ю. Д. Кравченко // Медиаскоп. - 2017. - Вып. 2. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2317.
6. Алтухова, Т. В. Коммуникация в социальной компьютерной сети «В Контакте»: жанроведческий аспект : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / Алтухова Татьяна Владимировна. - Кемерово, 2012. - 26 с.
7. Антропова, В. В. Метаконцепт «Духовность» в полидискурсивном пространстве печатных СМИ: специфика репрезентативных моделей / В. В. Антропова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 2 (32). - С. 111-118.
8. Антропова, В. В. Речевая агрессия в текстах социальных сетей: коммуникативный аспект / В. В. Антропова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - № 3. - С. 123-127.
9. Антропова, В. В. Тексты социальных сетей с точки зрения медиабезопасности: культурно-речевой аспект / В. В. Антропова, А. А. Морозова // Вестник Челябинского государственного университета. -
2015. - № 20 (375). - С. 17-22.
10. Арендт, Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Х. Арендт ; Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина; под ред. Д. М. Носова. - СПб. : Алетейя, 2000. - 437 с.
11. Арутюнова, Н. Д. Жанры общения / Н. Д. Арутюнова // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. - М., 1992. - С. 52-56.
12. Асмус, Н. Г. Анализ лингвопрагматических особенностей интернет-комментария в период борьбы с коронавирусом COVID-19 (на материале британских СМИ) / Н. Г. Асмус // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 2 (40). - С. 40-47. - DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10204.
13. Ахмедова, М. «Нужно не только классно рассказывать, но и
вовремя остановиться» - понимают ли СМИ свою аудиторию [Электронный ресурс] / М. Ахмедова, В. Пуля. - 2018. - Режим доступа:
https://www.pravmir.ru/nuzhno-ne-tolko-klassno-rasskazyivat-no-i-vovremya- ostanovitsya-ponimayut-li-smi-svoyu-auditoriyu/.
14. Баранова, Е. А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Баранова Екатерина Андреевна. - М., 2018. - 382 с.
15. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. - М., 1989. - 616 с.
16. Бахтин, М. М. Проблема речевых жанров : собр. соч. : в 5 т. / М. М. Бахтин. - М., 1996. - Т. 5 : Работы 1940- 1960 гг.
17. Бейненсон, В. А. Продвижение СМИ в социальных сетях: возможности и проблемы / В. А. Бейненсон // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2016. - № 5. - С. 239-243.
18. Беляева, Я. Продвижение медиа в соцсетях: 12 советов от Галины Тимченко [Электронный ресурс] / Я. Беляева. - 2015. - Режим доступа: http://j ourdom .ru/news/77859.
19. Бигаева, М. Х. Обратная связь в стратегии современных масс-медиа / М. Х. Бигаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1¬1. - С. 11-49.
20. Бочарова, Т. А. Виртуальная коммуникация: статусы и роли / Т. А. Бочарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 12 (86). - С. 45-58.
21. Браславец, Л. А. Интернет-сервисы социальных сетей в современной системе средств массовой информации : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Браславец Лада Александровна. - Воронеж, 2010. - 169 с.
22. Быкова, О. А. Кооперативные и некооперативные стратегии участников интернет-полилога / О. А. Быкова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. -
2016. - № 12 (751). - С. 26-35.
23. Василенко, Е. Н. Комментарий в жанровом пространстве интернет- дискурса / Е. Н. Василенко // Вестник МГЛУ. Серия 1. Филология. - 2019. - № 3 (100). - С. 20-27.
24. Васильева, В. В. Поликодовость медиатекста / В. В. Васильева // Медиалингвистика в терминах и понятиях : словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. - М. : ФЛИНТА, 2018. - С. 88-91.
25. Васильева, Л. Е. Особенности жанра комментария в русском и английском газетно-публицистическом дискурсе: сопоставительный аспект / Л. Е. Васильева. - Томск, 2013. - 187 с.
26. Вежновец, Е. А. Комментарии в социальных сетях: производство и воспроизводство интернет-дискурса [Электронный ресурс] / Е. А. Вежновец // Современный дискурс-анализ. - 2016. - Вып. 15. - С. 35-58. - Режим доступа: http://www.discourseanalysis.org/ada15/st101.shtml.
27. Визуальный поворот в массовых коммуникациях : монография / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой.
- Челябинск, 2017. - 112 с.
28. Вовкула, А. В. Интерактивная форма коммуникации в медиадискурсе / А. В. Вовкула // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. - 2015. - Вып. 95. - № 10 (365).
- С. 32-38.
29. Выровцева, Е. В. Комментатор как субъект речевой коммуникации: лингвокультурные типы / Е. В. Выровцева, Д. М. Иванова // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 3 (37). - С. 105-115. - РОТ: 10.24411/2070-0695-2020-10315.
30. Выровцева, Е. В. Профессиональные ценности журналистики и проблема критического нигилизма / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология, Журналистика. - 2020. - № 2. - С. 92-97.
31. Галванова, О. Е. Коммуникативный жанр как методологический концепт изучения форм социального взаимодействия / О. Е. Галанова // Социологические исследования. - М., 2010. - С. 80-86.
32. Глебович, Т. А. Буллинг в повестке российских СМИ: стратегии репрезентации / Т. А. Глебович // Аксиологические аспекты современных филологических исследований : Тезисы докладов международной научной конференции, Екатеринбург, 15-17 октября 2019 года / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина», Уральский гуманитарный институт, Департамент «Филологический факультет», Кафедра русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации. - Екатеринбург : Издательский дом «Ажур», 2019. - С. 123¬125.
33. Горошко, Е. И. К построению типологии жанров социальных медиа / Е. И. Горошко, Т. Л. Полякова // Жанры речи. - 2015. - № 2 (12). - С.119-127.
34. Градюшко, А. А. Социальные медиа как инструмент современной интернет-журналистики / А. А. Градюшко // Сер. 4. Фыалоыя. ЖурналКтыка. Педагоыка. - 2012. - № 2. - С. 69-73.
35. Гриценко, Л. М. Коммуникативная стратегия дискредитации в интернет-коммуникации (на примере троллинга) / Л. М. Гриценко, Т. А. Демидова // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2018. - № 55. - С. 29-42.
36. Гришаева, С. А. Коммуникативные практики молодежи в социальных сетях / С. А. Гришаева, К. В. Клюваев // Цифровая социология. - 2019. - Т. 2. - № 3. - С. 4-9.
37. Гришанина, А. Н. Личность в координатах социальных сетей: конструктивизм и деструктивизм речевого поведения / А. Н. Гришанина // Гуманитарный вектор. - 2017. - Т. 12, № 2. - С. 109-115. - DOI: 10/21209/1996-7853-2017-12-2109-115.
38. Гужова, И. В. Глава 2. Грамматика языка сетевой культуры в контексте цифровой грамотности: исследование жанров и форматов текстов представителей цифрового поколения в социальных сетях «ВКонтакте» и Instagram / И. В. Гужова // Культура сетевых коммуникаций и цифровая грамотность / Научный редактор А. П. Глухов. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2019. - С. 44-71.
39. Гулыга А. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения / А. Гулыга. - М. : Искусство, 1994. - 367 с.
40. Гурин, К. Е. Структуры взаимодействия пользователей при обсуждении медиа-контента онлайн-сообществ СМИ / К. Е. Гурин // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 26. - № 2. - С. 18-27.
41. Гущин, С. YouTube как современный бизнес инструмент / С. Гущин, К. И. Юрова // Техника и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации. - 2016. - С. 41-44.
42. Давыденко, Е. А. Особенности продвижения брендов через YouTube / Е. А. Давыденко, В. А. Лебедев // Бренд-менеджмент. - 2016. - № 3. - С. 188-192.
43. Данкова, Н. С. Жанры профессиональных интернет-сообществ в аксиологическом аспекте / Н. С. Данкова, Т. В. Дубровская // Научные ведомости Белгород. гос. ун-та. Сер. : Гуманитарные науки. - 2019. - № 38 (4). - С. 551-561. - DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-4-551-561.
44. Дементьев, В. В. Некоторые методологические принципы изучения речежанровых заимствований / В. В. Дементьев // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. : Лингвистика. - 2016. - № 1 (20). - С. 7-24.
45. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров / В. В. Дементьев. - М., 2010. - 600 с.
46. Дементьев, В. В. Теория речевых жанров и актуальные процессы современной речи / В. В. Дементьев // Вопросы языкознания. - 2015. - № 6. - С. 78-107.
47. Демчук, М. А. Содержание полемик в социальных сетях как индикатор отношения к молодежи / М. А. Демчук, А. В. Сафонов // Пользовательский контент в современной коммуникации : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 апреля 2021 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2021. - С. 127-130.
48. Дроздова, А. В. Визуализация повседневности в современной медиакультуре : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Дроздова Алла Владимировна. - М., 2017. - 347 с.
49. Дубровская, Т. В. «Любви достойна только мать и Гелендваген 5.5»: пацанская лирика как жанр молодёжного интернет-дискурса / Т. В. Дубровская // Жанры речи. - 2019. - № 1 (21). - С. 56-65. - DOI: 10.18500/2311-0740-2019-1-21-56-65.
50. Дускаева, Л. Р. Троллинг в русскоязычных медиа / Л. Р. Дускаева, Ю. М. Коняева // Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. - 2017. - № 5. - С. 84-100.
51. Дьяченко, О. В. Российские СМИ в социальных сетях «Facebook» и в «ВКонтакте»: практики взаимодействия [Электронный ресурс] / О. В. Дьяченко // Медиаскоп. - 2014. - Вып. 4. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/1615.
52. Еремина, М. А. Социальная роль компетентного человека в зеркале языка: специалист, эксперт, знаток, профессионал / М. А. Еремина // Нижневартовский филол. вестн. - 2018. - № 1. - С. 21-28.
53. Загидуллина, М. В. Изображение становится текстом: об экспансии пиктографии и визуальных образов в пространство текстовых сообщений / М. В. Загидуллина // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 10-14.
54. Загидуллина, М. В. Информационная потребность как теоретическая проблема / М. В. Загидуллина // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. - 2012. - № 3 (10). - С. 194-200.
55. Загидуллина, М. В. Качественное исследование как базовый метод в выявлении информационных потребностей населения / М. В. Загидуллина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2011. - Т. 2. - № 8. - С. 74-77.
56. Загидуллина, М. В. Панмедиатизация: закат вербальной
коммуникации / М. В. Загидуллина. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. - 225 с.
57. Загидуллина, М. В. Подростки: чтение и интернет в повседневной жизни / М. В. Загидуллина // Социологические исследования. - 2016. - № 5 (385). - С. 115-123.
58. Загидуллина, М. В. Публицистика 2.0: к определению понятия / М. В. Загидуллина // Вестник Санкт-Петербургского университета. Язык и литература. - 2018. - № 15 (2). - С. 220-235.
59. Загидуллина, М. В. Публицистические коды дискуссий в социальных медиа: выработка сигнальной лексики «тотальными частностями» / М. В. Загидуллина // Век информации. - 2017. - № 2-2. - С. 118-120.
60. Загидуллина, М. В. Типология поликодовых единств в аспекте медиалогики [Электронный ресурс] / М. В. Загидуллина // Медиаскоп. - 2018.
- Вып. 3. - Режим доступа: http://www.mediascope.ru/2464.
61. Загидуллина, М. В. Эстетический компонент поликодовых медиатекстов / М. В. Загидуллина // Медиалингвистика. Вып. 6. Язык в координатах массмедиа : матер. II Междунар. науч.-практ. конф. (2-6 июля 2017 г., Санкт-Петербург, Россия). - Спб. : Институт «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. - С. 101-103.
62. Зверева, Е. А. Влияние тамбовских сетевых медиа на процесс социализации аудитории: инструменты адаптации и интеграции / Е. А. Зверева, Е. А. Семенова // Пользовательский контент в современной коммуникации : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 апреля 2021 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2021. - С. 148-152.
63. Зверева, Е. А. Журнальный контент как инструмент развития взаимодействия СМИ и медиапросьюмеров / Е. А. Зверева // Меди@льманах.
- 2016. - № 2 (73). - С. 34-42.
64. Зверева, Е. А. Инструменты интерактивного взаимодействия цифровых массмедиа с аудиторией / Е. А. Зверева // Актуальные проблемы медиаисследований-2018 : Материалы VII Международной научно-практической конференции НАММИ, Москва, 18 мая 2018 года. - Москва : Факультет журналистики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова», 2018. - С. 77-78.
65. Зверева, Е. А. Использование современных технологий трансляции контента глянцевых изданий: разнообразие взаимодействия с аудиторией / Е. А. Зверева // Информационное поле современной России: практики и эффекты : сборник статей XII Международной научно¬практической конференции, Казань, 15-17 октября 2015 года / Научный редактор В. З. Гарифуллин; автор-составитель Р. П. Баканов; под. ред. Р. П. Баканова. - Казань : Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2015. - С. 183-190.
66. Зверева, Е. А. Поколения Y и Z: особенности медиапотребления / Е. А. Зверева, В. А. Хворова // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2020. - Т. 19. - № 6. - С. 131-140. - DOI: 10.25205/1818-7919-2020-19-6-131-140.
67. Зверева, Е. А. Просьюмер как основной актор интерактивной коммуникации в новых городских медиа / Е. А. Зверева // Медиачтения СКФУ : Материалы Третьей Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 23-25 мая 2019 года / Ответственные редакторы О. И. Лепилкина, А. М. Горбачев, Н. Н. Борисенко, Д. А. Шевцова. - Ставрополь : Сервисшкола, 2019. - С. 232-235.
68. Зверева, Е. А. Современные практики и методы исследования медиасферы: новые медиа, социальные медиа и мультимедиа : Учебно-методическое пособие / Е. А. Зверева, А. М. Шестерина, М. А. Мирошник. - Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2020. - 133 с.
69. Зверева, Е. А. Технологии построения мультимедийного контента для аудитории новых медиапотребителей / Е. А. Зверева // Цифровые трансформации СМИ: региональный. национальный и глобальный аспекты : Десятые международные научные чтения в Москве. Тезисы, Москва, 25-26 октября 2018 года. - Москва : Факультет журналистики Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова», 2018. - С.159-160.
70. Зверева, Е. А. Формирование ориентиров аудитории мультимедийного проекта «Афиша» / Е. А. Зверева // Ценностные ориентиры современной журналистики : сборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 12-13 октября 2017 года. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2017. - С. 96-102.
71. Зубанова, Л. Б. Актуальные формы сетевых взаимодействий / Л. Б. Зубанова, Н. Л. Зыховская // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2018. - № 2 (28). - С. 95-100.
72. Зубанова, Л. Б. Действительность в суждениях медийных лидеров мнений / Л. Б. Зубанова // Социологические исследования. - 2009. - № 10 (306). - С. 109-119.
73. Зубанова, Л. Б. Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России : дис. ... д-ра культурологии : 24.00.01 / Зубанова Людмила Борисовна. - Челябинск, 2009. - 317 с.
74. Зубанова, Л. Б. Лидерский потенциал современной интеллигенции в символическом пространстве масс-медиа / Л. Б. Зубанова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 33 (170). - С. 51¬53.
75. Зуйкина, К. Л. Особенности политической коммуникации в блогосфере России и США : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Зуйкина Кристина Львовна. - М., 2017. - 162 с.
76. Интернет-коммуникация как новая речевая формация : Коллективная монография / Т. Н. Колокольцева, Е. И. Горошко, Е. Н. Галичкина [и др.]. - 4-е издание, стереотипное. - М. : Федеральное государственное унитарное предприятие «Академический научно-
издательский, производственно-полиграфический и
книгораспространительский центр "Наука"», 2018. - 328 с.
77. История МИА «Россия сегодня» [Электронный ресурс] // РИА Новости. - Режим доступа: https://ria.ru/docs/about/ria_history.html.
78. Карасик, В. И. Жанры сетевого дискурса / В. И. Карасик // Жанры речи. - 2019. - № 1 (21). - С. 49-55. - DOI: 10.18500/2311-0740-2019-1-21-49-55.
79. Карасик, В. И. Креативы в сетевом дискурсе / В. И. Карасик // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. - 2018. - № 5. - С. 29-44. - DOI: 10.18384/2310-712X-2018-5-29- 44.
80. Карасик, В. И. Языковое проявление личности / В. И. Карасик. - Волгоград : «Парадигма», 2014. - 450 с.
81. Карпоян, С. М. Функции комментария на различных коммуникативных платформах социальных сетей / С. М. Карпоян // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 11-12. - С. 242-245.
82. Карпоян, С. М. Эпистемическая модальность в интернет- комментарии: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.19 / Карпоян Софья Мартиросовна. - Ростов-на-Дону, 2014. - 27 с.
83. Карякина, К. А. Особенности журналистского и пользовательского контента в интернете : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Карякина Ксения Александровна. - М., 2011. - 170 с.
84. Кириллова, Н. Б. Инфоэстетика современной медиакультуры: к постановке проблемы / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26. - № 1 (195). - С. 96-100. - DOI: 10.15826/izv1.2020.26.1.010.
85. Кириллова, Н. Б. Медиакультура как фактор формирования ментальной идентичности молодежи / Н. Б. Кириллова // Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Август 2017 : Сборник избранных статей, Санкт-Петербург, 26-31 августа 2017 года. - СПб. : ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2017. - С. 85-89.
86. Кириллова, Н. Б. Языковые трансформации медиатекста как фактор репрезентации реальности / Н. Б. Кириллова // Вестник ВГИК. - 2017. - № 3 (33). - С. 98-109.
87. Киршин, Б. Н. Письма читателей как основа эффективного взаимодействия медиа с аудиторией в цифровом мире / Б. Н. Киршин // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2021. - № 2 (40). - С. 71-75. - DOI: 10.47475/2070-0695-2021-10208.
88. Киуру, К. В. Дискурсивные особенности визуального коммуникационного продукта / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Медиалингвистика : Материалы IV международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09-12 ноября 2020 года. - СПб : Издательство Санкт- Петербургского государственного университета, 2020. - С. 105-108.
89. Киуру, К. В. Новые месседжи в медиасреде как ответ на технологические возможности современной коммуникации: hype, flogging, sockpuppet / К. В. Киуру // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы : Сборник материалов III конференции PMMIS (Post massmedia in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 года / Под общей редакцией М. В. Загидуллиной. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. - С. 147-149.
90. Кожемякин, Е. А. Массмедиа и обратная связь: точка зрения социального конструкционизма / Е. А. Кожемякин // Научные ведомости Белгор. гос. ун-та. Сер. : Гуманитарные науки. - 2013. - № 27 (170). - С. 93¬101.
91. Козлова, А. А. YouTube как инструмент брендирования / А. А. Козлова // Российская наука в современном мире: сборник статей X международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 248-250.
92. Коноплев, Д. Э. UGC против интернет-СМИ: конкурентные стратегии пользовательского контента / Д. Э. Коноплев // Пользовательский
контент в современной коммуникации : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 апреля 2021 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2021. - С.42-44.
93. Королева, О. Вовлечение аудитории. Пример The Wall Street Journal [Электронный ресурс] / О. Королева. - 2019. - Режим доступа: https://newreporter.org/2019/04/12/vovlechenie-auditorii-primer-the-wall-street- journal/.
94. Круглов, А. С. Специфика коммуникативного взаимодействия в российском сегменте социальных медиа : на материале социальной сети «ВКонтакте» и видеохостинга «You Tube» : дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01, 10.01.10 / Круглов Александр Сергеевич. - Калининград, 2017. - 200 с.
95. Кузовенкова, А. И. Пользовательский контент в структуре трансмедийного сторителлинга: анализ практик брендов / А. И. Кузовенкова, К. В. Киуру // Неделя молодежной науки : сборник научных статей, Москва, 20 февраля - 01 марта 2019 года. - Москва : Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2019. - С. 379-385.
96. Кузьмина, Н. А. Читательская интерпретация креолизованного медиатекста (на материале комментариев к фотоочеркам журнала Esquire) / Н. А. Кузьмина, Ю. Д. Кравченко, Е. А. Абросимова // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе / под ред. А. Г. Пастухова. - Орел : Орловский государственный институт культуры, 2016. - Вып. 14. - С. 117-131.
97. Лабутина В. В. Речевая стратегия дискредитации в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента / В. В. Лабутина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2019. - № 4 (34). - С. 145-149. - DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10416.
98. Лабутина, В. В. Интерпретационные и коммуникативные стратегии пользователей при комментировании медиа-контента в онлайн- сообществах / В. В. Лабутина, И. В. Топчий // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы : Сборник материалов III конференции PMMIS (Post massmedia in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 года / Под общей редакцией М. В. Загидуллиной.
- Челябинск: Челябинский государственный университет, 2019. - С. 195-198.
99. Лабутина, В. В. Оппозиция «мы» - «они» в дискурсивной практике комментария сетевого медиаконтента / В. В. Лабутина, И. В. Топчий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2020. - № 1. - С. 101-105.
100. Лазутина, Г. В. Новостная журналистика в свете предметно-функционального подхода к дифференциации жанров / Г. В. Лазутина, С. С. Распопова // Журналист. Социальные коммуникации. - 2014. - № 1 (13).
-С. 97-113.
101. Лахтачева, О. С. Специфика контента сайтов регионального телевидения : филологический аспект : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Лахтачева Ольга Сергеевна. - М., 2015. - 161 с.
102. Ли, Ф. Микроблоги как вид социальной коммуникации в КНР : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Ли Фэйсян. - Ростов-на-Дону, 2018. - 221 с.
103. Лозовский, Б. Н. Журналистика и средства массовой информации : краткий словарь / Б. Н. Лозовский ; Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Екатеринбург : Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2007. - 288 с.
104. Лосева, Н. Социальные сети и СМИ: как жить дальше? : презентация доклада на круглом столе «Будущее журналистики: количество против качества» в рамках «Связь-Экспокомм-2011» 10 мая 2011 г. [Электронный ресурс] / Н. Лосева // МИА «Россия сегодня». - Режим доступа: http://vid-1.rian.ru/ig/fmf/Social_media_2011 .pdf.
105. Лукьянова, М. Н. Обратная связь с аудиторией через призму взаимодействия интернета и телевизионных СМИ / М. Н. Лукьянова // Известия Саратовского университета. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. - 2018. - Т. 18. - Вып. 2. - С. 179-183.
106. Лущиков, В. А. Эффективная социальная коммуникация при участии современных лидеров мнений - YouTube-блогеров / В. А. Лущиков // Молодёжь третьего тысячелетия. - 2018. - С. 1434-1438.
107. Майорова, Е. В. Атака со стороны Анонима: анализ содержания агрессивных сообщений, опубликованных в социальной сети, ответов жертв и комментариев очевидцев / Е. В. Майорова, Р. Янг, С. Майлс, С Алабаш. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 6: Языкознание. Реферативный журнал. - 2019. - № 4. - С. 60-63.
108. Макеенко, Е. И. Тенденции развития телевидения США в начале XXI века : 2001-2006 гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Макеенко Евгений Игоревич. - М., 2006. - 259 с.
109. Макушин, А. Б. Влияние информационных интернет-технологий на развитие новостных телевизионных форматов : дис. канд. филол. наук : 10.01.10 / Макушин Александр Борисович. - М., 2015. - 180 с.
110. Манович, Л. Язык новых медиа / Л. Манович. - М. : Ad Marginem, 2018. - 400 с.
111. Маслова, Н. Е. К вопросу о модификациях фразеологизмов в комментариях социальных сетей / Н. Е. Маслова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Гуманитарные науки. - 2015. - № 15 (726). - С. 138-149.
112. Медведева, А. Р. Youtube в аспекте теории пользовательского контента / А. Р. Медведева // Челябинский гуманитарий. - 2019. - № 3 (48). - С. 34-42.
113. Медиаэстетический компонент современной коммуникации : коллектив. моногр. / науч. ред. М. В. Загидуллина, А. К. Киклевич. - Челябинск : Челябинский филиал РАНХиГС, 2020. - 293 с.
114. Михайлова, Е. В. Beauty blogging на YouTube как новая медиасреда, опосредующая потребление / Е. В. Михайлова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - Серия: Социальные науки. - 2018. - № 1 (49). - С. 75-79.
115. Морозова, А. А. Коммуникативные эффекты репоста в социальных сетях / А. А. Морозова, В. В. Федоров // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. - 2017. - № 3. - С. 89-92.
116. Морозова, А. А. Медиамейкер как тип пользователя социальной сети: классификация коммуникативного поведения / А. А. Морозова, В. В. Федоров // Челябинский гуманитарий. - 2017. - № 4 (41). - С. 34-40.
117. Мясникова, М. А. Медийные предпочтения как поколенческая проблема / М. А. Мясникова // Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 23-24 апреля 2020 года / Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Уральский гуманитарный институт, Департамент «Факультет журналистики». - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - С. 212-214.
118. Мясникова, М. А. Театральное блогерство и традиционная театральная критика: конфликты поколений и инструментария / М. А. Мясникова // Пользовательский контент в современной коммуникации : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 апреля 2021 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2021. - С. 191-195.
119. Мясникова, М. А. Частный «документальный человек» в публичном сетевом пространстве / М. А. Мясникова, А. В. Трухина // Публичное/частное в современной цивилизации : Материалы XXII российской научно-практической конференции (с международным участием), Екатеринбург, 16-17 апреля 2020 года / Редколлегия: Л. А. Закс [и др.]. - Екатеринбург : Автономная некоммерческая организация высшего образования «Гуманитарный университет», 2020. - С. 528-531.
120. Нечман, Д. А. Возможности средств YouTube как инструмента интернет-маркетинга / Д. А. Нечман, Т. А. Барчукова // Современная экономика. - 2017. - С. 27-33.
121. Олешко, В. Газета и аудитория в пространстве диалога / В. Олешко // ФАКС. - 2001. - № 1-2. - С. 13-17.
122. Олешко, В. Ф. Деятельность массмедиа в контексте преодоления цифрового поколенческого разрыва / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Журналштыка - 2020: стан, праблемы i перспектывы : Матэрыялы 22-й Мзжнароднай навукова-практычнай канферэнцьн, Мшск, 12-13 ноября 2020 года. - Мшск : Белорусский государственный университет, 2020. - С. 278-283.
123. Олешко, В. Ф. Дифференциация современных мультимедийных текстов: диалог с аудиторией - Pro &Contra / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы : Сборник материалов III конференции PMMIS (Post massmedia in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 года / Под общей редакцией М. В. Загидуллиной. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. - С. 236-240.
124. Олешко, В. Ф. Журналист-фрилансер цифровой эпохи: парадигма творческой деятельности / В. Ф. Олешко, О. С. Мухина // Медиаландшафт России и мира: прошлое, настоящее и будущее, Москва, 14 апреля 2021 года / Под редакцией Е. В. Мартыненко. - Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2021. - С. 483-492.
125. Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог : учебное пособие для вузов / В. Ф. Олешко ; Министерство образования РФ, Уральский государственный университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2002. - 189 с.
126. Олешко, В. Ф. Медиаграмотность как метод противодействия манипуляциям СМИ на бытовом уровне / В. Ф. Олешко, О. С. Мухина // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2020. - № 2 (36). - С. 35-44. - DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10204.
127. Олешко, В. Ф. Методы изучения читательской аудитории газеты / В. Ф. Олешко // Филологический журнал. - 2012. - № 1 (19). - С. 147-149.
128. Олешко, В. Ф. Особенности развития региональных СМИ в условиях трансформации общественных и массмедийных практик / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Профессиональная культура журналиста в условиях медиатрансформаций / Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - С. 62-86.
129. Олешко, В. Ф. Проблемы алгоритмизации творческой деятельности в современной журналистике / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2018. - № 2. - С. 126-132.
130. Олешко, В. Ф. Психологические особенности молодежной аудитории медиа в контексте исследования пользовательских реакций / В. Ф. Олешко, О. С. Мухина // Пользовательский контент в современной коммуникации : Сборник материалов I Международной научно-практической конференции, Челябинск, 22-23 апреля 2021 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2021. - С. 410-413.
131. Олешко, В. Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - 470 с. - DOI: 10.15826/B978-5-7996-3074-4.0.
132. Олешко, В. Ф. Технологии креативной коммуникации массмедиа как метод преодоления цифрового неравенства поколений / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко // Журналщтыка-2019: стан, праблемы i перспектывы : Матэрыя-лы 21--й М1жнароднай навукова--практычнай канферэнцьп, Мшек, 14-15 ноября 2019 года / Рэдакцыйная калегхя: В. М. Самуеевхч (адк. рэд.), А. У. Баранава, Г. I. Баеава, Т. М. Даеаева, Н. А. Зубчонак, В. I. 1учанкау, А. Г. Слука, Н. Ц. Фральцова. - Мшек : Белорусский государственный университет, 2019. - С. 170-174.
133. Олешко, Е. В. Мультимедийная журналистика в контексте развития диалоговых отношений / Е. В. Олешко // Гуманитарные аспекты современных массмедиа: проблемы, противоречия : Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 09-10 апреля 2015 года / Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург : Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2015. - С. 97-100.
134. Олешко, Е. В. Принципы эффективной навигации и диалоговости как компоненты новейшей информационной культуры / Е. В. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2012. - Т. 101. - № 2. - С. 54-59.
135. Олешко, Е. В. Современная газета: текст, смысл, эмоции / Е. В. Олешко // Известия Уральского государственного университета: Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2006. - № 45. - С. 238-247.
136. Олешко, Е. В. Структура современных информационных потоков и роль СМИ в их формировании / Е. В. Олешко // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 150. - № 2. - С. 50-58.
137. Осетрова, Е. В. Коммуникативная роль эксперта в новейшем исполнении / Е. В. Осетрова // Русский язык сегодня. X Шмелевские чтения. - М., 2012. - С. 337-348.
138. Патрушева Л. С. Коммуникативные роли участников интернет- форума // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 10 (225). - С. 109-114.
139. Первопроходцы. Демьян Кудрявцев и Галина Тимченко [Электронный ресурс] // Открытая библиотека. Диалоги. - 2017. - Режим доступа: http://open-lib.ru/dialogues/kudryavtsevtimehenko.
140. Плотникова, Л. И. Словотворчество как феномен языковой личности: Порождение, функционирование, узуализация нового слова: дис. ... д-ра филол. наук : 10.02.01 / Плотникова Лариса Ивановна. - Белгород, 2004.-374 е.