КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОММЕНТАРИЙ КАК ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 16
1.1. Специфика обратной связи в онлайн-журналистике 16
1.2. Комментирование журналистских материалов в условиях расцвета
социальных сетей 26
ГЛАВА 2. КРЕАТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ 38
2.1. Теоретические аспекты креативности в условиях развития цифровых
коммуникаций 38
2.2. Пользовательский контент в современной коммуникации 47
2.3. Место и значение пользовательского контента в современной
новостной журналистике 56
2.4. Креативный комментарий как форма пользовательского контента в рамках журналистской деятельности: рабочая методика исследования . 64
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНОСТЬ В КОММЕНТИРОВАНИИ
ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 75
3.1. Формы креативности 75
3.2. Информационный повод и креативность в комментировании 91
3.3. Реакция аудитории на креативное комментирование 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. КОММЕНТАРИЙ КАК ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 16
1.1. Специфика обратной связи в онлайн-журналистике 16
1.2. Комментирование журналистских материалов в условиях расцвета
социальных сетей 26
ГЛАВА 2. КРЕАТИВНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИИ 38
2.1. Теоретические аспекты креативности в условиях развития цифровых
коммуникаций 38
2.2. Пользовательский контент в современной коммуникации 47
2.3. Место и значение пользовательского контента в современной
новостной журналистике 56
2.4. Креативный комментарий как форма пользовательского контента в рамках журналистской деятельности: рабочая методика исследования . 64
ГЛАВА 3. КРЕАТИВНОСТЬ В КОММЕНТИРОВАНИИ
ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ 75
3.1. Формы креативности 75
3.2. Информационный повод и креативность в комментировании 91
3.3. Реакция аудитории на креативное комментирование 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 117
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность предпринятого диссертационного исследования предопределяется тремя основными факторами: во-первых, ростом значимости социальных сетей как основного публичного пространства, аккумулирующего все большее число коммуникативных потоков; во-вторых, проблематизацией обратной связи в современных журналистских практиках в связи с процессами медиаконвергенции и все большей ориентацией редакций на построение эффективной коммуникации в социальных сетях; в-третьих, проблемой перенасыщенности цифрового информационного пространства и повышением значимости и роли креативности в создании сообщений для привлечения внимания участников коммуникации к передаваемым смыслам. Комментирование новостей в социальных сетях при этом рассматривается комплексно - как самостоятельный объект исследовательского наблюдения (сообщение), как сигнал превалирования интереса к новостям конкретной тематики (или признак коллективного интереса к таким новостям), как форма обратной связи с журналистами - авторами новостных текстов, ставших поводом для комментирования пользователей. При этом особое значение для построения исследования имеет сама техно-технологическая организация коммуникации и обратной связи с редакциями СМИ, а именно, встроенные инструменты организации коммуникационного обмена и автоматической оценки сообщений пользователей (по числу «лайков» и других форм вовлеченности пользователей в онлайн-дискуссию, где исходная журналистская новость может быть заслонена мнениями пользователей, организуемыми по принципу дебатов, происходящих «здесь и сейчас»).
В связи с этим объектом исследования избрано комментирование новостных журналистских материалов в социальных сетях как форма обратной связи с редакциями СМИ, предметом работы стал такой параметр комментирования новостей, как креативность.
Цель диссертационной работы - выявить особенности современного креативного комментирования журналистских новостей в социальных сетях как формы обратной связи с редакцией.
Цель определяет следующие задачи:
- охарактеризовать основные параметры современного публичного пространства в части новостных онлайн-дискуссий;
- проанализировать существующие подходы к анализу комментирования применительно к журналистским практикам работы с аудиторией;
- определить место комментирования в ряду других форм производства пользовательского контента в современной коммуникации;
- выявить особенности креативного комментирования в аспекте общей проблемы креативности в языке и коммуникации;
- исследовать связь креативного комментирования с журналистскими материалами;
- определить закономерности воздействия креативного комментирования на пользователей;
- предложить алгоритмы анализа комментариев пользователей для редакций СМИ с целью совершенствования подачи новостной информации.
Степень разработанности научной проблемы. Комментарий к профессиональным новостным сообщениям в социальных сетях в настоящей работе рассматривается, прежде всего, как соответствующая технологическому ландшафту форма обратной связи в журналистике. Изучение связей редакций СМИ с их аудиторией относится к числу основательно разрабатываемых тем в советский и постсоветский период развития науки о журналистике. В кратком словаре «Журналистика» Б. Н. Лозовского дано следующее определение «обратной связи»: «.. .обратная связь в журналистике - естественная или специально организованная реакция читателей, слушателей, зрителей на журналистские выступления. Каналы О<братной> С<вязи>: письма, телефонные звонки, посещения редакций, электронная почта, читательские (зрительские) конференции, фокус-группы, телефонные опросы, специальные конкретно-социологические исследования». Иная точка зрения на «обратную связь» касается реакции объекта журналистской критики (против чьих действий направлено выступление журналиста ). Обратная связь также может рассматриваться как алгоритм взаимодействия с аудиторией, являющийся неотъемлемой частью редакционной политики . Так как в диссертационном исследовании обратная связь с аудиторией рассматривается в категориях медиалогики социальных медиа в условиях все более расширяющейся медиаконвергенции различных средств массовой информации с социальными медиа и их инструментами, то основное внимание в разработке проблемы обратной связи было уделено трудам, в которых ставился вопрос о перестройке профессиональной деятельности журналиста в части организации взаимодействия с аудиторией, получающей новости беспрерывно и реагирующей на них в безостановочном режиме. Разделение обратной связи на «естественную» и «специально организованную» перестает быть реалией журналистского труда, поскольку комментарии пользователей и интенсивность комментирования зависят от форм подачи информации, а значит, становится почти невозможно выделить «естественные» формы обратной связи. В то же время «специально организованная» обратная связь тоже меняет свой формат, становясь все менее управляемой, поскольку развитая интернет-среда имеет неустойчивый, слабо параметризуемый характер, постоянно наполняясь новыми вызовами для пользователей, меняя их намерения, интересы, вовлеченность. Поэтому для диссертационного исследования важно обращение к трудам ученых, изучающих не только конвергентные процессы в СМИ как развитие гибридных жанров и форматов, а также вопросов технического производства материалов, приспособленных к трансляции через разные каналы, но и конвергенции собственно медиапроизводства и медиапотребления. К вопросам обратной связи в журналистике и - шире - коммуникации обращались такие ученые, как М. Х. Бигаева, А. В. Вовкула, Д. П. Гавра, Е. А. Зверева, Л. М. Землянова, Е. А. Кожемякин, А. С. Круглов, М. Н. Лукьянова, Ж. Т. Тощенко; Ч. Боск, Б. Вестли, Л. Войтасик, Г. Лассуэлл, М. Маклин, Н. Винер, Ч. Осгуд, Т. Парсонс, С. Хилгартеннер, У. Шрамм, А. Элберс и многие другие исследователи.
Другой аспект исследуемой проблемы связан собственно с комментированием как коммуникативным феноменом современной коммуникации . Ряд исследователей изучают комментарии как особый речевой жанр, развивая идеи М. М. Бахтина (Н. Б. Арутюнова, В. В. Дементьев, М. Ю. Федосюк и многие другие). Для предпринятого диссертационного исследования близка позиция В. В. Дементьева, предложившего концепцию «нежесткого», «свободного» жанра, подготовленного самой своей формой к творческим изменениям в большей степени, нежели «застывшие» («жесткие») речевые жанры. При этом, как полагает исследователь, «жесткие» жанры либо полностью замещаются новыми формами (в качестве примера приводятся этикетные формулы обращения к незнакомым людям в дореволюционной России, СССР, постсоветском периоде), а для «свободных» момент творчества жизненно необходим, без него они не могут функционировать (как, например, розыгрыши или имиджборды) . В настоящей работе комментарий рассматривается как свободный речевой жанр: он рассчитан на постоянное привнесение новизны, нуждается в творческом переориентировании и перестраивании в соответствии с контекстом и коммуникативной ситуацией. При этом «нежесткость» комментария открывает возможности творческой подачи информации в разных кодах, составляющих комментарий как поликодовое единство: собственно вербальной, изобразительно-графической, символьно-знаковой, аудиальной, а также на уровне композиции и приемов. Важны исследования, посвященные месту и роли автора в формировании жанра комментария. Среди ученых, изучающих этот жанр и проблемы, связанные с поликодовыми формациями в интернет-коммуникации, назовем С. И. Сметанину, И. Р. Танабаеву, О. Е. Галванову, Л. Е. Васильеву, Л. Р. Дускаеву, Е. Е. Анисимову, И. В. Анненкову, В. А. Бейненсон, Е. А. Звереву, А. С. Юфереву, О. В. Дьяченко, А. С. Круглова и др.
Для разработки темы исследования также важны вопросы креативности как феномена, разворачивающегося и реализующегося в конкретных условиях современной медиасреды. Лингвокреативность (и ее основа - словотворчество) широко исследованы в российской и зарубежной науке. Здесь значение имеют труды Л. И. Плотниковой, В. В. Фещенко, Е. А. Энгель, А. К. Масловой, А. Б. Танхелевич, Т. А. Гридиной , Н. А. Купиной, М. В. Загидуллиной и многих других. В то же время креативность в более широком коммуникативном смысле (за пределами только вербального кода коммуникации) изучена недостаточно.
В изучение самого феномена креативности в современной коммуникации большой вклад внесли зарубежные ученые, прежде всего М. А. Рунко, также значимы исследования креативности в условиях сетевых коммуникаций таких ученых, как С. Асар, Дж. Корадза, К. Фридман, З. Хоббс, Д. Лессиг, И. Литерат и других. В саму теорию журналистского творчества большой вклад внес В. Ф. Олешко. С философской точки зрения также важен в рамках проведенного исследования концепция творчества, представленная в трудах Х. Арендт.
Непосредственно интернет-коммуникация в сегменте «комментарии» изучалась такими учеными, как С. Альмгрен, В. Бальфор, А. Бергстром, А. Кальч, К. Ким, Г. М. Мабуеазара, Т. Ольссон, Ф. Прочазка, П. Спенс, Н. Спрингер. Большое значение для построения диссертационного исследования имеют труды П. Уебера.
Кроме выше названных сегментов медиаисследований, для диссертационного исследования были важны научные результаты в смежных отраслях знания в силу междисциплинарности работы: это касается как истории самого изучения обратной связи редакций с читателями и различных модификаций этой связи в разные исторические эпохи, так и необходимости обращения к широкому кругу работ по культурологии, философии коммуникации, по различным аспектам изучения социальных сетей, визуализации в коммуникации и другим вопросам. Комментирование рассматривается в настоящем исследовании в аспекте более широкого понятия «пользовательский контент» (“user-generated content”), имеющего свою историю изучения, рассмотренную в отдельном разделе работы.
Анализ исследовательского поля в целом показывает, что в основном внимание ученых привлекает лингвистическая креативность комментариев и проблемы теории жанра комментария в связи с развитием феномена комментирования в сетевой коммуникации. Недостаточное внимание исследователей к особенностям поликодовой структуры комментария в аспекте креативности, а также большое значение комментирования как формы обратной связи с аудиторией в профессиональной культуре современного журналиста стали основными причинами обращения к данной теме.
Теоретико-методологическое обоснование работы. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, соединяющий ряд методов, направленных на исследование различных аспектов изучаемого объекта. Во- первых, это институционально-функциональный подход к журналистскому творчеству, реализуемый в рамках изучения профессиональной культуры журналиста в современных условиях цифровой коммуникации. Данный подход опирается на труды таких теоретиков коммуникации и журналистики, как М. Кастельс, З. Папахаризи, М. Дезе, Я. Н. Засурский, И. М. Дзялошинский, А. А. Калмыков, Е. В. Олешко, В. В. Олешко, B. В. Тулупов, С. С. Распопова и других. Во-вторых, в диссертационном исследовании реализован медиаэстетический подход, в основе которого развитие теории медиума, утверждающей значимость технологий и материальности коммуникации, что отразилось в трудах таких исследований, как М. Маклюэн, Ф. Киттлер, Л. Манович, Т. Митчелл, Л. Хаускен, М. В. Загидуллина и другие исследователи. В-третьих, производство «коллективной субъективности» в массовых коммуникативных практиках создания пользовательского контента изучается в диссертации в рамках философско-культурологического подхода, развиваемого такими исследователями, как В. В. Абашев, М. П. Абашева, Н. Б. Кириллова, C. И. Симакова, Л. Б. Зубанова и другие ученые. Кроме того, для построения алгоритма анализа данных диссертанту потребовалось обращение к теоретико-методологическим разработкам количественно-качественных исследований в области коммуникативистики и креативности с опорой на труды В. И. Карасика, А. С. Круглова, А. С. Юферевой, М. Ридля, Т. Нааб, Н. Руигрока и других специалистов по изучению пользовательского контента и сетевой коммуникации.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужила база данных, состоящая из постов в социальной сети ВКонтакте официальной группы издания «РИА Новости» и комментариев, оставленных к этим постам.
База данных включила в себя два периода: 25-31 октября 2020 г. и 19¬25 апреля 2021 г. Периоды были выбраны таким образом, чтобы охватить полностью одну неделю (все дни недели). Важным условием было не включать в период наблюдений праздничные дни, когда меняется структура медиапотребления и производства пользовательского контента. Активное вовлечение в комментирование новостей в группе издания «РИА Новости» произошло весной 2020 г., поэтому были выбраны периоды через полгода и через год после этого.
За первый период изданием опубликован 361 пост, к которым оставлено 45330 комментариев. 8202 из них мы отнесли к креативным. За второй период изданием опубликовано 318 постов, с общим числом комментариев 42577. 8443 из них креативные. Креативные комментарии были включены в исследовательскую базу данных.
Методом сплошной выборки была составлена база постов за два периода с продолжительностью в неделю с разницей в полгода (Приложение 1). Информация, которая была собрана для каждого поста, включала в себя:
- дату публикации;
- ссылку на пост;
- тематику поста;
- тип обложки;
- реакции на пост (количество просмотров, лайков, репостов и комментариев;
- вовлеченность аудитории в потребление информации поста;
- самый популярный комментарий к посту и количественные показатели реакций на комментарий (количество лайков);
- количественные показатели креативного комментирования в целом и по типам контента, используемого в комментариях.
К креативным комментариям нами были отнесены комментарии, содержащие аудио- или визуальные элементы, гиперссылки (то есть такой комментарий, для производства которого требуются временные затраты, технические навыки).
Научная новизна исследования заключается в введении в научный оборот понятия «креативное комментирование», опирающегося на признание значимости и смыслообразующего потенциала всех элементов поликодовых сообщений в рамках комментирования; в актуализации внимания к формам и способам обратной связи в современной журналистике, преимущественно использующей для распространения контента социальные сети; в уточнении и расширении представлений о вовлеченности аудитории в потребление новостного контента, а также рассмотрения процессов диффузии профессионального и любительского сегментов в области новостных потоков.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в разработке алгоритмов анализа неструктурированных данных, к каковым относятся комментарии, в уточнении понятия «поликодовое единство» на примере крупной выборки, в выявлении закономерностей развития современного информационно-коммуникационного пространства в единстве таких его составляющих, как интенциональность, диалогичность, технологичность. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности журналистов и редакций, стремящихся к укреплению их связей с пользователями; в учебном процессе в рамках образовательных курсов, посвященных особенностям современной дистрибьюции новостей; в исследовательских практиках, направленных на изучение пользовательского контента и его связи с профессиональным журналистским творчеством.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Комментирование журналистских материалов в социальных сетях рассматривается как самостоятельный сегмент коммуникации, требующий специальных процедур анализа с целью выявления позиции и отношения аудитории к повестке дня в контексте логики социальных медиа.
2. Креативное комментирование выполняет функции обратной связи с редакцией новостного издания по актуализации смыслов журналистского материала; корректирует представления самих журналистов об адресате их материалов; сигнализирует о вовлеченности пользователей в обсуждение новостей, создаваемых конкретным изданием.
3. Креативное комментирование представляет собой медиаэстетический феномен, в основе которого лежит такая особенность пользовательского контента, как «технологический репертуар» пользователей, отдающих предпочтение определенным элементам в составе создаваемых ими поликодовых единств.
4. Наиболее востребованной формой креативного комментирования является ансамбль графическо-изобразительных элементов с текстовыми, обеспечивающий передачу эмоционального отношения автора комментария к новостным событиям или комментариям других пользователей.
5. Структурно-смысловые характеристики креативного комментирования в разрезе определенных периодов времени и в привязке к конкретным социальным сетям и изданиям динамичны и отражают изменения в цифровом ландшафте коммуникативных практик, значимые для выработки стратегий профессиональных журналистов.
6. В креативном комментировании наблюдается тенденция к использованию готовых элементов и шаблонов, сокращающих временные затраты на производство поликодового сообщения.
Достоверность результатов
Достоверность результатов обеспечивается опорой на широкий круг исследовательских работ, позволяющих выявить тенденции в изучении комментирования как феномена современной коммуникации, а также анализом обширной базы данных, полученной в соответствии с выработанными диссертантом критериями и включающей 16645 комментариев.
Апробация исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования и при подготовке к нему (в рамках работы над грантом, поддержанным Российским научным фондом № 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», руководитель - А. К. Киклевич, профессор, доктор филологических наук, профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, Польша; а также в рамках гранта Фонда поддержки молодых ученых Челябинского государственного университета) были представлены в докладах на конференциях различного уровня:
всероссийские и региональные: II Российский эстетический конгресс, 1¬3 июля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Российское эстетическое общество, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; «Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии COVID-19», 19 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; XVII научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 22-23 января 2020 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет;
XV Всероссийская научная конференция «Вызов - XXI век», 9 сентября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
XVI научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 24-25 января 2019 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; Первый Российский эстетический конгресс, 17-19 октября 2018 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский Государственный Университет; XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Вызов - XXI век», 10 сентября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XLII Студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс: средства массовой коммуникации в зеркале студенческой науки», 25 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
международные: Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», 23-24 июня 2021 г., г. Ольштын, Польша, Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Комиссия по лингвистике дискурса при МКС, Стилистическая комиссия при МКС; I Международная научно-практическая конференция «Пользовательский контент в современной коммуникации», 22¬23 апреля 2021 г., г. Челябинск, Челябинский государственный университет;
«Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А. И. Татаркина, 25-26 ноября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Язык в координатах массмедиа, этики и права», 09-11 ноября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет; «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», 01-03 октября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; IAMCR 2020 Online Conference, 12-17 июля 2020 г., г. Тампере, Финляндия, International Association for Media and Communication Research; «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы», 24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; IV Международная научная конференция «МЕП1АОбразование», 26 ноября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Образимидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», 26-28 июня 2019 г., г. Ольштын, Польша, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша); Международная научно-практическая конференция «Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире», 26-28 апреля 2019 г., г. Будапешт, Венгрия, Венгеро-российский культурно-просветительский Фонд «Dialogorum»; III конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», 28-29 марта 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; III Международная научно-практическая конференция «MEDIAОбразование», 27 ноября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; The 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM 2018), 24-26 октября 2018 г., г. Саламанка, Испания, Университет Саламанки; I Международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований», 26 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет.
Результаты исследования используются в читаемых на факультете журналистики Челябинского государственного университета курсах «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современные технологии поиска и обработки информации», а также в процессе руководства курсовыми работами на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.
По теме диссертации опубликовано 25 работ, из них 2 - в коллективных монографиях, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 5 - в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus (Q3) и Web of Science.
Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена изучению комментария как формы обратной связи в журналистике. Глава содержит два параграфа. Вторая глава состоит из четырех параграфов и раскрывает понятие креативности в современной коммуникации. Третья глава посвящена анализу собранной базы постов журналистских материалов и комментариев к ним. Глава состоит из трех параграфов. Заключение содержит итоги проведенного исследования и рекомендации по дальнейшей разработке темы. В приложениях представлены базы данных исследования. Диссертация включает 29 рисунков, 7 таблиц, 187 постраничных ссылок. В библиографический список включены 377 источников, в том числе 190 на английском языке. Общий объем работы 281 страница.
В связи с этим объектом исследования избрано комментирование новостных журналистских материалов в социальных сетях как форма обратной связи с редакциями СМИ, предметом работы стал такой параметр комментирования новостей, как креативность.
Цель диссертационной работы - выявить особенности современного креативного комментирования журналистских новостей в социальных сетях как формы обратной связи с редакцией.
Цель определяет следующие задачи:
- охарактеризовать основные параметры современного публичного пространства в части новостных онлайн-дискуссий;
- проанализировать существующие подходы к анализу комментирования применительно к журналистским практикам работы с аудиторией;
- определить место комментирования в ряду других форм производства пользовательского контента в современной коммуникации;
- выявить особенности креативного комментирования в аспекте общей проблемы креативности в языке и коммуникации;
- исследовать связь креативного комментирования с журналистскими материалами;
- определить закономерности воздействия креативного комментирования на пользователей;
- предложить алгоритмы анализа комментариев пользователей для редакций СМИ с целью совершенствования подачи новостной информации.
Степень разработанности научной проблемы. Комментарий к профессиональным новостным сообщениям в социальных сетях в настоящей работе рассматривается, прежде всего, как соответствующая технологическому ландшафту форма обратной связи в журналистике. Изучение связей редакций СМИ с их аудиторией относится к числу основательно разрабатываемых тем в советский и постсоветский период развития науки о журналистике. В кратком словаре «Журналистика» Б. Н. Лозовского дано следующее определение «обратной связи»: «.. .обратная связь в журналистике - естественная или специально организованная реакция читателей, слушателей, зрителей на журналистские выступления. Каналы О<братной> С<вязи>: письма, телефонные звонки, посещения редакций, электронная почта, читательские (зрительские) конференции, фокус-группы, телефонные опросы, специальные конкретно-социологические исследования». Иная точка зрения на «обратную связь» касается реакции объекта журналистской критики (против чьих действий направлено выступление журналиста ). Обратная связь также может рассматриваться как алгоритм взаимодействия с аудиторией, являющийся неотъемлемой частью редакционной политики . Так как в диссертационном исследовании обратная связь с аудиторией рассматривается в категориях медиалогики социальных медиа в условиях все более расширяющейся медиаконвергенции различных средств массовой информации с социальными медиа и их инструментами, то основное внимание в разработке проблемы обратной связи было уделено трудам, в которых ставился вопрос о перестройке профессиональной деятельности журналиста в части организации взаимодействия с аудиторией, получающей новости беспрерывно и реагирующей на них в безостановочном режиме. Разделение обратной связи на «естественную» и «специально организованную» перестает быть реалией журналистского труда, поскольку комментарии пользователей и интенсивность комментирования зависят от форм подачи информации, а значит, становится почти невозможно выделить «естественные» формы обратной связи. В то же время «специально организованная» обратная связь тоже меняет свой формат, становясь все менее управляемой, поскольку развитая интернет-среда имеет неустойчивый, слабо параметризуемый характер, постоянно наполняясь новыми вызовами для пользователей, меняя их намерения, интересы, вовлеченность. Поэтому для диссертационного исследования важно обращение к трудам ученых, изучающих не только конвергентные процессы в СМИ как развитие гибридных жанров и форматов, а также вопросов технического производства материалов, приспособленных к трансляции через разные каналы, но и конвергенции собственно медиапроизводства и медиапотребления. К вопросам обратной связи в журналистике и - шире - коммуникации обращались такие ученые, как М. Х. Бигаева, А. В. Вовкула, Д. П. Гавра, Е. А. Зверева, Л. М. Землянова, Е. А. Кожемякин, А. С. Круглов, М. Н. Лукьянова, Ж. Т. Тощенко; Ч. Боск, Б. Вестли, Л. Войтасик, Г. Лассуэлл, М. Маклин, Н. Винер, Ч. Осгуд, Т. Парсонс, С. Хилгартеннер, У. Шрамм, А. Элберс и многие другие исследователи.
Другой аспект исследуемой проблемы связан собственно с комментированием как коммуникативным феноменом современной коммуникации . Ряд исследователей изучают комментарии как особый речевой жанр, развивая идеи М. М. Бахтина (Н. Б. Арутюнова, В. В. Дементьев, М. Ю. Федосюк и многие другие). Для предпринятого диссертационного исследования близка позиция В. В. Дементьева, предложившего концепцию «нежесткого», «свободного» жанра, подготовленного самой своей формой к творческим изменениям в большей степени, нежели «застывшие» («жесткие») речевые жанры. При этом, как полагает исследователь, «жесткие» жанры либо полностью замещаются новыми формами (в качестве примера приводятся этикетные формулы обращения к незнакомым людям в дореволюционной России, СССР, постсоветском периоде), а для «свободных» момент творчества жизненно необходим, без него они не могут функционировать (как, например, розыгрыши или имиджборды) . В настоящей работе комментарий рассматривается как свободный речевой жанр: он рассчитан на постоянное привнесение новизны, нуждается в творческом переориентировании и перестраивании в соответствии с контекстом и коммуникативной ситуацией. При этом «нежесткость» комментария открывает возможности творческой подачи информации в разных кодах, составляющих комментарий как поликодовое единство: собственно вербальной, изобразительно-графической, символьно-знаковой, аудиальной, а также на уровне композиции и приемов. Важны исследования, посвященные месту и роли автора в формировании жанра комментария. Среди ученых, изучающих этот жанр и проблемы, связанные с поликодовыми формациями в интернет-коммуникации, назовем С. И. Сметанину, И. Р. Танабаеву, О. Е. Галванову, Л. Е. Васильеву, Л. Р. Дускаеву, Е. Е. Анисимову, И. В. Анненкову, В. А. Бейненсон, Е. А. Звереву, А. С. Юфереву, О. В. Дьяченко, А. С. Круглова и др.
Для разработки темы исследования также важны вопросы креативности как феномена, разворачивающегося и реализующегося в конкретных условиях современной медиасреды. Лингвокреативность (и ее основа - словотворчество) широко исследованы в российской и зарубежной науке. Здесь значение имеют труды Л. И. Плотниковой, В. В. Фещенко, Е. А. Энгель, А. К. Масловой, А. Б. Танхелевич, Т. А. Гридиной , Н. А. Купиной, М. В. Загидуллиной и многих других. В то же время креативность в более широком коммуникативном смысле (за пределами только вербального кода коммуникации) изучена недостаточно.
В изучение самого феномена креативности в современной коммуникации большой вклад внесли зарубежные ученые, прежде всего М. А. Рунко, также значимы исследования креативности в условиях сетевых коммуникаций таких ученых, как С. Асар, Дж. Корадза, К. Фридман, З. Хоббс, Д. Лессиг, И. Литерат и других. В саму теорию журналистского творчества большой вклад внес В. Ф. Олешко. С философской точки зрения также важен в рамках проведенного исследования концепция творчества, представленная в трудах Х. Арендт.
Непосредственно интернет-коммуникация в сегменте «комментарии» изучалась такими учеными, как С. Альмгрен, В. Бальфор, А. Бергстром, А. Кальч, К. Ким, Г. М. Мабуеазара, Т. Ольссон, Ф. Прочазка, П. Спенс, Н. Спрингер. Большое значение для построения диссертационного исследования имеют труды П. Уебера.
Кроме выше названных сегментов медиаисследований, для диссертационного исследования были важны научные результаты в смежных отраслях знания в силу междисциплинарности работы: это касается как истории самого изучения обратной связи редакций с читателями и различных модификаций этой связи в разные исторические эпохи, так и необходимости обращения к широкому кругу работ по культурологии, философии коммуникации, по различным аспектам изучения социальных сетей, визуализации в коммуникации и другим вопросам. Комментирование рассматривается в настоящем исследовании в аспекте более широкого понятия «пользовательский контент» (“user-generated content”), имеющего свою историю изучения, рассмотренную в отдельном разделе работы.
Анализ исследовательского поля в целом показывает, что в основном внимание ученых привлекает лингвистическая креативность комментариев и проблемы теории жанра комментария в связи с развитием феномена комментирования в сетевой коммуникации. Недостаточное внимание исследователей к особенностям поликодовой структуры комментария в аспекте креативности, а также большое значение комментирования как формы обратной связи с аудиторией в профессиональной культуре современного журналиста стали основными причинами обращения к данной теме.
Теоретико-методологическое обоснование работы. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, соединяющий ряд методов, направленных на исследование различных аспектов изучаемого объекта. Во- первых, это институционально-функциональный подход к журналистскому творчеству, реализуемый в рамках изучения профессиональной культуры журналиста в современных условиях цифровой коммуникации. Данный подход опирается на труды таких теоретиков коммуникации и журналистики, как М. Кастельс, З. Папахаризи, М. Дезе, Я. Н. Засурский, И. М. Дзялошинский, А. А. Калмыков, Е. В. Олешко, В. В. Олешко, B. В. Тулупов, С. С. Распопова и других. Во-вторых, в диссертационном исследовании реализован медиаэстетический подход, в основе которого развитие теории медиума, утверждающей значимость технологий и материальности коммуникации, что отразилось в трудах таких исследований, как М. Маклюэн, Ф. Киттлер, Л. Манович, Т. Митчелл, Л. Хаускен, М. В. Загидуллина и другие исследователи. В-третьих, производство «коллективной субъективности» в массовых коммуникативных практиках создания пользовательского контента изучается в диссертации в рамках философско-культурологического подхода, развиваемого такими исследователями, как В. В. Абашев, М. П. Абашева, Н. Б. Кириллова, C. И. Симакова, Л. Б. Зубанова и другие ученые. Кроме того, для построения алгоритма анализа данных диссертанту потребовалось обращение к теоретико-методологическим разработкам количественно-качественных исследований в области коммуникативистики и креативности с опорой на труды В. И. Карасика, А. С. Круглова, А. С. Юферевой, М. Ридля, Т. Нааб, Н. Руигрока и других специалистов по изучению пользовательского контента и сетевой коммуникации.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужила база данных, состоящая из постов в социальной сети ВКонтакте официальной группы издания «РИА Новости» и комментариев, оставленных к этим постам.
База данных включила в себя два периода: 25-31 октября 2020 г. и 19¬25 апреля 2021 г. Периоды были выбраны таким образом, чтобы охватить полностью одну неделю (все дни недели). Важным условием было не включать в период наблюдений праздничные дни, когда меняется структура медиапотребления и производства пользовательского контента. Активное вовлечение в комментирование новостей в группе издания «РИА Новости» произошло весной 2020 г., поэтому были выбраны периоды через полгода и через год после этого.
За первый период изданием опубликован 361 пост, к которым оставлено 45330 комментариев. 8202 из них мы отнесли к креативным. За второй период изданием опубликовано 318 постов, с общим числом комментариев 42577. 8443 из них креативные. Креативные комментарии были включены в исследовательскую базу данных.
Методом сплошной выборки была составлена база постов за два периода с продолжительностью в неделю с разницей в полгода (Приложение 1). Информация, которая была собрана для каждого поста, включала в себя:
- дату публикации;
- ссылку на пост;
- тематику поста;
- тип обложки;
- реакции на пост (количество просмотров, лайков, репостов и комментариев;
- вовлеченность аудитории в потребление информации поста;
- самый популярный комментарий к посту и количественные показатели реакций на комментарий (количество лайков);
- количественные показатели креативного комментирования в целом и по типам контента, используемого в комментариях.
К креативным комментариям нами были отнесены комментарии, содержащие аудио- или визуальные элементы, гиперссылки (то есть такой комментарий, для производства которого требуются временные затраты, технические навыки).
Научная новизна исследования заключается в введении в научный оборот понятия «креативное комментирование», опирающегося на признание значимости и смыслообразующего потенциала всех элементов поликодовых сообщений в рамках комментирования; в актуализации внимания к формам и способам обратной связи в современной журналистике, преимущественно использующей для распространения контента социальные сети; в уточнении и расширении представлений о вовлеченности аудитории в потребление новостного контента, а также рассмотрения процессов диффузии профессионального и любительского сегментов в области новостных потоков.
Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в разработке алгоритмов анализа неструктурированных данных, к каковым относятся комментарии, в уточнении понятия «поликодовое единство» на примере крупной выборки, в выявлении закономерностей развития современного информационно-коммуникационного пространства в единстве таких его составляющих, как интенциональность, диалогичность, технологичность. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности журналистов и редакций, стремящихся к укреплению их связей с пользователями; в учебном процессе в рамках образовательных курсов, посвященных особенностям современной дистрибьюции новостей; в исследовательских практиках, направленных на изучение пользовательского контента и его связи с профессиональным журналистским творчеством.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Комментирование журналистских материалов в социальных сетях рассматривается как самостоятельный сегмент коммуникации, требующий специальных процедур анализа с целью выявления позиции и отношения аудитории к повестке дня в контексте логики социальных медиа.
2. Креативное комментирование выполняет функции обратной связи с редакцией новостного издания по актуализации смыслов журналистского материала; корректирует представления самих журналистов об адресате их материалов; сигнализирует о вовлеченности пользователей в обсуждение новостей, создаваемых конкретным изданием.
3. Креативное комментирование представляет собой медиаэстетический феномен, в основе которого лежит такая особенность пользовательского контента, как «технологический репертуар» пользователей, отдающих предпочтение определенным элементам в составе создаваемых ими поликодовых единств.
4. Наиболее востребованной формой креативного комментирования является ансамбль графическо-изобразительных элементов с текстовыми, обеспечивающий передачу эмоционального отношения автора комментария к новостным событиям или комментариям других пользователей.
5. Структурно-смысловые характеристики креативного комментирования в разрезе определенных периодов времени и в привязке к конкретным социальным сетям и изданиям динамичны и отражают изменения в цифровом ландшафте коммуникативных практик, значимые для выработки стратегий профессиональных журналистов.
6. В креативном комментировании наблюдается тенденция к использованию готовых элементов и шаблонов, сокращающих временные затраты на производство поликодового сообщения.
Достоверность результатов
Достоверность результатов обеспечивается опорой на широкий круг исследовательских работ, позволяющих выявить тенденции в изучении комментирования как феномена современной коммуникации, а также анализом обширной базы данных, полученной в соответствии с выработанными диссертантом критериями и включающей 16645 комментариев.
Апробация исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования и при подготовке к нему (в рамках работы над грантом, поддержанным Российским научным фондом № 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», руководитель - А. К. Киклевич, профессор, доктор филологических наук, профессор Варминско-Мазурского университета в Ольштыне, Польша; а также в рамках гранта Фонда поддержки молодых ученых Челябинского государственного университета) были представлены в докладах на конференциях различного уровня:
всероссийские и региональные: II Российский эстетический конгресс, 1¬3 июля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Российское эстетическое общество, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; «Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии COVID-19», 19 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; XVII научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 22-23 января 2020 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет;
XV Всероссийская научная конференция «Вызов - XXI век», 9 сентября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
XVI научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 24-25 января 2019 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; Первый Российский эстетический конгресс, 17-19 октября 2018 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский Государственный Университет; XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Вызов - XXI век», 10 сентября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XLII Студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс: средства массовой коммуникации в зеркале студенческой науки», 25 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет;
международные: Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», 23-24 июня 2021 г., г. Ольштын, Польша, Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Комиссия по лингвистике дискурса при МКС, Стилистическая комиссия при МКС; I Международная научно-практическая конференция «Пользовательский контент в современной коммуникации», 22¬23 апреля 2021 г., г. Челябинск, Челябинский государственный университет;
«Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А. И. Татаркина, 25-26 ноября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Язык в координатах массмедиа, этики и права», 09-11 ноября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет; «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», 01-03 октября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; IAMCR 2020 Online Conference, 12-17 июля 2020 г., г. Тампере, Финляндия, International Association for Media and Communication Research; «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы», 24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; IV Международная научная конференция «МЕП1АОбразование», 26 ноября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Образимидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», 26-28 июня 2019 г., г. Ольштын, Польша, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша); Международная научно-практическая конференция «Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире», 26-28 апреля 2019 г., г. Будапешт, Венгрия, Венгеро-российский культурно-просветительский Фонд «Dialogorum»; III конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», 28-29 марта 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; III Международная научно-практическая конференция «MEDIAОбразование», 27 ноября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; The 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM 2018), 24-26 октября 2018 г., г. Саламанка, Испания, Университет Саламанки; I Международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований», 26 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет.
Результаты исследования используются в читаемых на факультете журналистики Челябинского государственного университета курсах «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современные технологии поиска и обработки информации», а также в процессе руководства курсовыми работами на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.
По теме диссертации опубликовано 25 работ, из них 2 - в коллективных монографиях, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 5 - в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus (Q3) и Web of Science.
Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Первая глава посвящена изучению комментария как формы обратной связи в журналистике. Глава содержит два параграфа. Вторая глава состоит из четырех параграфов и раскрывает понятие креативности в современной коммуникации. Третья глава посвящена анализу собранной базы постов журналистских материалов и комментариев к ним. Глава состоит из трех параграфов. Заключение содержит итоги проведенного исследования и рекомендации по дальнейшей разработке темы. В приложениях представлены базы данных исследования. Диссертация включает 29 рисунков, 7 таблиц, 187 постраничных ссылок. В библиографический список включены 377 источников, в том числе 190 на английском языке. Общий объем работы 281 страница.
В диссертации исследованы основные аспекты креативного комментирования новостных журналистских материалов в социальных сетях. Комментирование рассматривается в работе как современная форма обратной связи публики с журналистами, заметно отличающаяся от прежних форм обратной связи, бытующих в период расцвета бумажной прессы («письма в редакцию»). Избрав объектом исследовательского внимания креативный комментарий, под которым нами понимается поликодовое высказывание, содержащее аудио- или визуальные элементы, гиперссылки и другие элементы (то есть такое сообщение, для производства которого требуются временные затраты, технические навыки), мы рассмотрели креативное комментирование на примере блока обсуждения новостей в аккаунте «РИА Новости» в социальной сети ВКонтакте, определив границы выборки и сам выбор конкретного материала с опорой на ряд исследований комментариев к журналистским материалам. Для выделения креативного комментария в отдельный тип пользовательского контента нам понадобилась опора на широко распространенные в современной медиаисследовательской среде мнения о визуальном повороте, развитии изобразительных кодов в сообщениях, медиаконвергенции, понимаемой как адаптация современных СМИ к логике социальных медиа.
Эти и другие теоретические установки предопределили структуру исследования, в ходе которого были решены все поставленные задачи:
1) представлена характеристика современного публичного пространства, отличающегося сломом четких границ между экспертным и профанным, профессиональным и любительским, серьезным и развлекательным, а также формирующим условия для широкого вовлечения самых разных социальных групп в общую дискуссию; кроме того, установлено, что созданные возможности не означают укрепления демократических ценностей в процессе такого дискутирования; технологии коммуникации социальных сетей также порождают возможность репрезентации различных форм социального напряжения и неравенства;
2) выявлено, что профессиональная журналистика переживает период серьезных вызовов со стороны новой технологической среды, которая требует от редакций и журналистских команд адаптации к медиалогике социальных сетей, разрушает сложившиеся в работе журналистов принципы и стандарты, создает условия как для широкой коллаборации с пользователями как конечными адресатами медиапроизводства, так и конфликтных противостояний с публикой, вторгающейся на территорию такого медиапроизводства, в том числе и в форме онлайн-дискуссий, что делает такое комментирование значимым объектом профессиональной журналистской рефлексии и научного исследования;
3) установлено, что комментирование новостей подчиняется общим правилам производства, циркуляции, потребления пользовательского контента, сущностной чертой которого выступает креативность, проявляемая в различных уникальных формах действий и реакций на контекст и стимулы, и в то же время имеющая определенные устойчивые для каждого периода времени черты, отражающие «коллективную субъективность»;
4) показано, что креативность в интернет-коммуникации отражает основные представления о креативности как свойстве внутреннего мира человека и форме реализации его способностей, а применительно к коммуникации - прежде всего языковой способности, так и реализуется в принципиально иных формах, отражающих актуализацию в современном информационно-коммуникационном пространстве медиаэстетического компонента, который прежде всего проявляется в активном и многостороннем включении самих коммуникационных технологий в производство смыслов;
5) определены параметры креативности в комментировании в онлайн-дискуссиях, понимаемой, прежде всего, в соединении текстового сообщения с иными элементами (кодами), образующими поликодовое единство;
6) обоснована выборка соответствующего материала в динамике (два периода с полугодовым интервалом между ними);
7) проведен квантитативный анализ полученных данных;
8) проведен квалитативный анализ данных, в том числе и выявленных на квантитативном этапе наиболее ярких по степени вовлеченности аудитории комментариев;
9) исследованы возможности анализа креативного комментирования как обратной связи с редакциями (в том числе определения основного технологического репертуара пользователей - авторов креативных комментариев, связи информационного повода, оформления журналистского материала с креативными комментариями; реакции самих пользователей на такие комментарии.
10) установлено, что «технологический репертуар» пользователей преимущественно состоит из готовых элементов и форм, которые используются как части общей сборки поликодового единства.
Решение этих задач позволило выявить и описать особенности креативного комментирования в аккаунтах новостных СМИ в социальных сетях как современной формы обратной связи аудитории с журналистскими редакциями.
Таким образом, цель работы достигнута; полученные результаты позволяют рекомендовать практикующим журналистам развивать навыки чтения комментариев как источника сведений не только об отношении публики к поднимаемым в журналистских материалах проблемам, но и о новейших тенденциях в области поликодового внимания и компетенций аудитории, а также о способах выражения мнений и интересов в связи (или без таковой связи) с самим журналистским материалом; определять степень вовлеченности аудитории не только по общим его метрикам (число просмотров или лайков), но и по качеству комментирования, в том числе и креативного.
Перспектива исследования видится в переходе к лонгитюдным наблюдениям, позволяющим точнее и полнее видеть динамику технологического репертуара, устаревание определенных форм и появление новых; в актуализации исследований смысловой глубины комментирования с учетом визуального языка; в разработке методов и форм участия самих журналистов в онлайн-дискуссиях пользователей.
Эти и другие теоретические установки предопределили структуру исследования, в ходе которого были решены все поставленные задачи:
1) представлена характеристика современного публичного пространства, отличающегося сломом четких границ между экспертным и профанным, профессиональным и любительским, серьезным и развлекательным, а также формирующим условия для широкого вовлечения самых разных социальных групп в общую дискуссию; кроме того, установлено, что созданные возможности не означают укрепления демократических ценностей в процессе такого дискутирования; технологии коммуникации социальных сетей также порождают возможность репрезентации различных форм социального напряжения и неравенства;
2) выявлено, что профессиональная журналистика переживает период серьезных вызовов со стороны новой технологической среды, которая требует от редакций и журналистских команд адаптации к медиалогике социальных сетей, разрушает сложившиеся в работе журналистов принципы и стандарты, создает условия как для широкой коллаборации с пользователями как конечными адресатами медиапроизводства, так и конфликтных противостояний с публикой, вторгающейся на территорию такого медиапроизводства, в том числе и в форме онлайн-дискуссий, что делает такое комментирование значимым объектом профессиональной журналистской рефлексии и научного исследования;
3) установлено, что комментирование новостей подчиняется общим правилам производства, циркуляции, потребления пользовательского контента, сущностной чертой которого выступает креативность, проявляемая в различных уникальных формах действий и реакций на контекст и стимулы, и в то же время имеющая определенные устойчивые для каждого периода времени черты, отражающие «коллективную субъективность»;
4) показано, что креативность в интернет-коммуникации отражает основные представления о креативности как свойстве внутреннего мира человека и форме реализации его способностей, а применительно к коммуникации - прежде всего языковой способности, так и реализуется в принципиально иных формах, отражающих актуализацию в современном информационно-коммуникационном пространстве медиаэстетического компонента, который прежде всего проявляется в активном и многостороннем включении самих коммуникационных технологий в производство смыслов;
5) определены параметры креативности в комментировании в онлайн-дискуссиях, понимаемой, прежде всего, в соединении текстового сообщения с иными элементами (кодами), образующими поликодовое единство;
6) обоснована выборка соответствующего материала в динамике (два периода с полугодовым интервалом между ними);
7) проведен квантитативный анализ полученных данных;
8) проведен квалитативный анализ данных, в том числе и выявленных на квантитативном этапе наиболее ярких по степени вовлеченности аудитории комментариев;
9) исследованы возможности анализа креативного комментирования как обратной связи с редакциями (в том числе определения основного технологического репертуара пользователей - авторов креативных комментариев, связи информационного повода, оформления журналистского материала с креативными комментариями; реакции самих пользователей на такие комментарии.
10) установлено, что «технологический репертуар» пользователей преимущественно состоит из готовых элементов и форм, которые используются как части общей сборки поликодового единства.
Решение этих задач позволило выявить и описать особенности креативного комментирования в аккаунтах новостных СМИ в социальных сетях как современной формы обратной связи аудитории с журналистскими редакциями.
Таким образом, цель работы достигнута; полученные результаты позволяют рекомендовать практикующим журналистам развивать навыки чтения комментариев как источника сведений не только об отношении публики к поднимаемым в журналистских материалах проблемам, но и о новейших тенденциях в области поликодового внимания и компетенций аудитории, а также о способах выражения мнений и интересов в связи (или без таковой связи) с самим журналистским материалом; определять степень вовлеченности аудитории не только по общим его метрикам (число просмотров или лайков), но и по качеству комментирования, в том числе и креативного.
Перспектива исследования видится в переходе к лонгитюдным наблюдениям, позволяющим точнее и полнее видеть динамику технологического репертуара, устаревание определенных форм и появление новых; в актуализации исследований смысловой глубины комментирования с учетом визуального языка; в разработке методов и форм участия самих журналистов в онлайн-дискуссиях пользователей.
Подобные работы
- Креативное комментирование журналистских материалов в социальных сетях
Авторефераты (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО
МЕДИАХОЛДИНГА С АУДИТОРИЕЙ(НА ПРИМЕРЕ ГТРК
«ЮЖНЫЙ УРАЛ»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Проблема определения «фактоида» и достоверности информации в современных медиатекстах (Московский государственный лингвистический университет)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



