Креативное комментирование журналистских материалов в социальных сетях
|
Актуальность темы исследования предопределяется тремя основными факторами: во-первых, ростом значимости социальных сетей как основного вида публичного пространства, аккумулирующего все большее число коммуникативных потоков; во-вторых, проблематизацией обратной связи в современных журналистских практиках в связи с процессами медиаконвергенции и все большей ориентацией редакций на построение эффективной коммуникации в социальных сетях; в-третьих, проблемой перенасыщенности цифрового информационного пространства и повышением значимости и роли креативности в создании сообщений для привлечения внимания участников коммуникации к передаваемым смыслам.
Степень разработанности проблемы. Комментарий к профессиональным новостным сообщениям в социальных сетях в настоящей работе рассматривается, прежде всего, как форма обратной связи в журналистике. Изучение связей редакций СМИ с их аудиторией относится к числу основательно разрабатываемых тем в науке о журналистике . Так как в диссертационном исследовании обратная связь с аудиторией рассматривается в категориях медиалогики социальных медиа в условиях все более расширяющейся медиаконвергенции различных средств массовой информации с социальными сетями и их инструментами, то основное внимание было уделено трудам, в которых ставился вопрос о перестройке профессиональной деятельности журналиста в части организации взаимодействия с аудиторией, получающей новости беспрерывно и реагирующей на них в безостановочном режиме . К вопросам обратной связи в журналистике и - шире - коммуникации обращались такие ученые, как М. Х. Бигаева, А. В. Вовкула, Д. П. Гавра, Е. А. Зверева, Л. М. Землянова, Е. А. Кожемякин, А. С. Круглов, М. Н. Лукьянова, Ж. Т. Тощенко; Ч. Боск, Б. Вестли, Л. Войтасик, Г. Лассуэлл, М. Маклин, Н. Винер, Ч. Осгуд, Т. Парсонс, С. Хилгартеннер, У. Шрамм, А. Элберс и многие другие.
Другой аспект исследуемой проблемы связан собственно с комментированием как коммуникативным феноменом современной коммуникации . Ряд исследователей изучают комментарии как особый речевой жанр, развивая идеи М. М. Бахтина (Н. Б. Арутюнова, М. Ю. Федосюк и многие другие). Для предпринятого диссертационного исследования близка позиция В. В. Дементьева, предложившего концепцию «нежесткого», «свободного» жанра, подготовленного самой своей формой к творческим изменениям в большей степени, нежели «застывшие» («жесткие») речевые жанры. При этом «нежесткость» комментария открывает возможности творческой подачи информации в разных кодах, составляющих комментарий как поликодовое единство: собственно вербальной, изобразительно-графической, символьно-знаковой, аудиальной, а также на уровне композиции и приемов. Важны исследования, посвященные месту и роли автора в формировании жанра комментария. Среди ученых, изучающих этот жанр и проблемы, связанные с поликодовыми формациями в интернет-коммуникации, назовем Е. Е. Анисимову, И. В. Анненкову, В. А. Бейненсон, Л. Е. Васильеву, Е. В. Выровцеву, О. Е. Галванову, Л. Р. Дускаеву, О. В. Дьяченко, Е. А. Звереву, А. С. Круглова, С. И. Сметанину, И. Р. Танабаеву, и др.
Для разработки темы исследования также важны вопросы креативности как феномена, разворачивающегося и реализующегося в конкретных условиях современной медиасреды. Лингвокреативность (и ее основа - словотворчество) широко исследуется в российской и зарубежной науке. Здесь следует отметить труды Т. А. Гридиной , М. В. Загидуллиной, Н. А. Купиной, А. К. Масловой, Л. И. Плотниковой, А. Б. Танхелевич, В. В. Фещенко, Е. А. Энгель и многих других. В то же время креативность в более широком коммуникативном смысле (за пределами только вербального кода коммуникации) изучена недостаточно.
В изучение самого феномена креативности в современной коммуникации большой вклад внесли зарубежные ученые, прежде всего М. А. Рунко, также значимы исследования креативности в условиях сетевых коммуникаций таких ученых, как С. Асар, Дж. Корадза, К. Фридман, З. Хоббс, Д. Лессиг, И. Литерат и других. Теория журналистского творчества получила фундаментальное развитие в трудах В. Ф. Олешко. С философской точки зрения также важен в рамках проведенного исследования взгляд на творчество в трудах Х. Арендт.
Непосредственно интернет-коммуникация в сегменте комментирования изучалась такими учеными, как С. Альмгрен, В. Бальфор, А. Бергстром, А. Кальч, К. Ким, Г. М. Мабуеазара, Т. Ольссон, Ф. Прочазка, П. Спенс, Н. Спрингер, П. Уэбер. Комментирование рассматривается в настоящем исследовании также в аспекте более широкого понятия «пользовательский контент» (“user-generated content”).
Анализ исследовательского поля в целом показывает, что в основном внимание ученых привлекает лингвистическая креативность комментариев и проблемы теории жанра комментария в связи с развитием феномена комментирования в сетевой коммуникации. Недостаточное внимание исследователей к особенностям поликодовой структуры комментария в аспекте креативности, а также большое значение комментирования как формы обратной связи с аудиторией в профессиональной культуре современного журналиста стали основными причинами обращения к данной теме.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - комментирование новостных журналистских материалов в социальных сетях как форма обратной связи с редакциями СМИ. Предметом работы стал такой параметр комментирования новостей, как креативность, понимаемая как технически опосредованное осложнение высказывания невербальными элементами.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы - выявить особенности современного креативного комментирования журналистских новостей в социальных сетях как формы обратной связи с редакцией.
Цель определяет следующие задачи:
- охарактеризовать основные параметры современного публичного пространства в части новостных онлайн-дискуссий;
- проанализировать существующие подходы к анализу комментирования применительно к журналистским практикам работы с аудиторией;
- определить место комментирования в ряду других форм производства пользовательского контента в современной коммуникации;
- выявить особенности креативного комментирования в аспекте общей проблемы креативности в языке и коммуникации;
- исследовать связь креативного комментирования с журналистскими материалами;
- определить закономерности воздействия креативного комментирования на пользователей;
- предложить редакциям СМИ алгоритмы анализа комментариев
пользователей с целью совершенствования подачи новостной информации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, соединяющий ряд методов, направленных на исследование различных аспектов изучаемого объекта. Во- первых, это институционально-функциональный подход к журналистскому творчеству, реализуемый в рамках изучения профессиональной культуры журналиста в современных условиях цифровой коммуникации. Данный подход опирается на труды таких теоретиков коммуникации и журналистики, как М. Дезе, И. М. Дзялошинский, Я. Н. Засурский, А. А. Калмыков, М. Кастельс, В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко, З. Папахаризи, С. С. Распопова, В. В. Тулупов и других. Во-вторых, в диссертационном исследовании реализован медиаэстетический подход, в основе которого развитие теории медиума, утверждающей значимость технологий и материальности коммуникации, что отразилось в трудах таких исследователей, как М. Маклюэн, Ф. Киттлер, Л. Манович, Т. Митчелл, Л. Хаускен, М. В. Загидуллина и других. В-третьих, производство «коллективной субъективности» в массовых коммуникативных практиках создания пользовательского контента изучается в диссертации в рамках философско-культурологического подхода, развиваемого такими исследователями, как В. В. Абашев, М. П. Абашева, Л. Б. Зубанова, Н. Б. Кириллова, С. И. Симакова и многими другими. Кроме того, для построения алгоритма анализа данных диссертанту потребовалось обращение к теоретико-методологическим разработкам количественно-качественных исследований в области коммуникативистики и креативности с опорой на труды В. И. Карасика, А. С. Круглова, Т. Нааб, М. Ридля, Н. Руигрока и других специалистов по изучению пользовательского контента и сетевой коммуникации.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужила база данных, состоящая из постов в социальной сети ВКонтакте официальной группы издания «РИА Новости» и комментариев, оставленных к этим постам.
База данных включила в себя два периода: 25-31 октября 2020 г. и 19-25 апреля 2021 г. Периоды были выбраны таким образом, чтобы охватить полностью одну неделю (все дни недели). Важным условием было не включать в период наблюдений праздничные дни, когда меняется структура медиапотребления и производства пользовательского контента. Активное вовлечение в комментирование новостей в группе издания «РИА Новости» произошло весной 2020 г., поэтому были выбраны периоды через полгода и через год после этого.
За первый период изданием опубликован 361 пост, к которым оставлено 45330 комментариев. 8202 из них отнесено к креативным (содержащим не только вербальный компонент). За второй период изданием опубликовано 318 постов, с общим числом комментариев 42577; 8443 из них - креативные. Информация, которая была собрана для каждого поста, соответствовала выдвинутым исследовательским предположениям о закономерностях связей комментирования и журналистских материалов; соответственно, включала в себя дату публикации, ссылку на пост, тематику поста, тип обложки, реакции на пост (количество просмотров, «лайков», репостов и комментариев), вовлеченность аудитории в потребление информации поста, самый популярный комментарий к посту и количественные показатели реакций на комментарий (количество «лайков»), количественные показатели креативного комментирования в целом и по типам контента, используемого в комментариях (аудио- или визуальные элементы, гиперссылки).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Содержание представленной диссертации «Креативное комментирование журналистских материалов в социальных сетях» соответствует паспорту научной специальности 10.01.10 - Журналистика и отрасли «Филологические науки» (10.00.00) номенклатуры ВАК по следующим направлениям исследований:
16. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.
19. Журналистика в системе массовой коммуникации.
20. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
29. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации.
32. Критерии эффективности массовой коммуникации.
42. Социокультурные модели журналистики.
58. Языковые особенности и стиль СМИ.
61. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная) журналистики.
64. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.
67. Определение понятия «информационные процессы» с точки зрения синтеза информациологии, психологии, социологии, медиалогии.
68. Соотношение понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность». Виды информации с точки зрения психологии восприятия. Психологические особенности восприятия различной информации.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:
- представлена характеристика современного публичного пространства, отличающегося сломом четких границ между экспертным и профанным, профессиональным и любительским, серьезным и развлекательным, а также формирующим условия для широкого вовлечения самых разных социальных групп в общую дискуссию; кроме того, установлено, что созданные возможности не означают укрепления демократических ценностей в процессе такого дискутирования; технологии коммуникации социальных сетей также порождают возможность репрезентации различных форм социального напряжения и неравенства;
- выявлено, что профессиональная журналистика переживает период серьезных вызовов со стороны новой технологической среды, которая требует от редакций и журналистских команд адаптации к медиалогике социальных сетей, разрушает сложившиеся в работе журналистов принципы и стандарты, создает условия как для широкой коллаборации с пользователями как конечными адресатами медиапроизводства, так и конфликтных противостояний с публикой, вторгающейся на территорию такого медиапроизводства, в том числе и в форме онлайн-дискуссий, что делает такое комментирование значимым объектом профессиональной журналистской рефлексии и научного исследования;
- установлено, что комментирование новостей подчиняется общим правилам производства, циркуляции, потребления пользовательского контента, сущностной чертой которого выступает креативность, проявляющаяся в различных уникальных формах действий и реакций на контекст и стимулы и в то же время имеющая определенные устойчивые для каждого периода времени черты, отражающие «коллективную субъективность»;
- показано, что креативность в интернет-коммуникации отражает основные представления о креативности как свойстве внутреннего мира человека и форме реализации его способностей, а применительно к коммуникации - прежде всего языковой способности; реализуется в формах, отражающих актуализацию в современном информационно-коммуникационном пространстве медиаэстетического компонента, который проявляется в активном и многостороннем включении самих коммуникационных технологий в производство смыслов;
- определены параметры креативности в комментировании в онлайн- дискуссиях, понимаемой, прежде всего, в соединении текстового сообщения с иными элементами (кодами), образующими поликодовое единство;
- обоснована выборка соответствующего материала в динамике (два периода с полугодовым интервалом между ними);
- проведен количественный анализ полученных данных;
- проведен качественный анализ данных, в том числе и выявленных на квантитативном этапе наиболее рейтинговых по степени вовлеченности аудитории комментариев;
- исследованы возможности анализа креативного комментирования как обратной связи с редакциями (в том числе определения основного технологического репертуара пользователей - авторов креативных комментариев, связи информационного повода, оформления журналистского материала с креативными комментариями; реакции самих пользователей на такие комментарии);
- установлено, что «технологический репертуар» пользователей преимущественно состоит из готовых элементов и форм, которые используются как части общей сборки поликодового единства.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Комментирование журналистских материалов в социальных сетях рассматривается как самостоятельный сегмент коммуникации, требующий специальных процедур анализа с целью выявления отношения аудитории к повестке дня в контексте логики социальных медиа.
2. Креативное комментирование выполняет функции обратной связи с редакцией новостного издания по актуализации смыслов журналистского материала; корректирует представления самих журналистов об адресате их материалов; сигнализирует о вовлеченности пользователей в обсуждение новостей, создаваемых конкретным изданием.
3. Креативное комментирование представляет собой медиаэстетический феномен, в основе которого лежит такая особенность пользовательского контента, как «технологический репертуар» пользователей, отдающих предпочтение определенным элементам в составе создаваемых ими поликодовых единств.
4. Наиболее востребованной формой креативного комментирования является ансамбль графическо-изобразительных элементов с текстовыми, обеспечивающий передачу эмоционального отношения автора комментария к новостным событиям или комментариям других пользователей.
5. Структурно-смысловые характеристики креативного
комментирования в разрезе определенных периодов времени и в привязке к конкретным социальным сетям и изданиям динамичны и отражают изменения в цифровом ландшафте коммуникативных практик, значимые для выработки стратегий профессиональных журналистов.
6. В креативном комментировании наблюдается тенденция к использованию готовых элементов и шаблонов, сокращающих временные затраты на производство поликодового сообщения.
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, определяется опорой на широкий круг научных работ, позволяющих выявить тенденции в изучении комментирования как феномена современной коммуникации, а также анализом обширной базы данных, полученной в соответствии с выработанными диссертантом критериями и включающей 16645 комментариев.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в разработке алгоритмов анализа неструктурированных данных, к каковым относятся комментарии, в уточнении понятия «поликодовое единство» на примере крупной выборки, в выявлении закономерностей развития современного информационно-коммуникационного пространства в единстве таких его составляющих, как интенциональность, диалогичность, технологичность. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности журналистов и редакций, стремящихся к укреплению их связей с пользователями; в учебном процессе в рамках образовательных курсов, посвященных особенностям современной дистрибьюции новостей; в исследовательских практиках, направленных на изучение пользовательского контента и его связи с профессиональным журналистским творчеством.
Апробация результатов исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования и при подготовке к нему (в рамках работы над грантом, поддержанным Российским научным фондом, проект № 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», а также в рамках гранта Фонда поддержки молодых ученых Челябинского государственного университета) были представлены в докладах на конференциях различного уровня:
всероссийские и региональные: II Российский эстетический конгресс, 1-3 июля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Российское эстетическое общество, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; «Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии СОУ10-19», 19 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; XVII научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 22-23 января 2020 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; XV Всероссийская научная конференция «Вызов - XXI век», 9 сентября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XVI научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 24-25 января 2019 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; Первый Российский эстетический конгресс, 17-19 октября 2018 г., г. Санкт- Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет; XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Вызов - XXI век», 10 сентября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XLII Студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс: средства массовой коммуникации в зеркале студенческой науки», 25 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; международные: Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», 23¬24 июня 2021 г., г. Ольштын, Польша, Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Комиссия по лингвистике дискурса при МКС, Стилистическая комиссия при МКС; I Международная научно-практическая конференция «Пользовательский контент в современной коммуникации», 22-23 апреля 2021 г., г. Челябинск, Челябинский государственный университет; «Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А. И. Татаркина, 25-26 ноября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Язык в координатах массмедиа, этики и права», 09-11 ноября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт- Петербургский государственный университет; «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», 01-03 октября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; IAMCR 2020 Online Conference, 12-17 июля 2020 г., г. Тампере, Финляндия, International Association for Media and Communication Research; «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы», 24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; IV Международная научная конференция «МЕЭТАОбразование», 26 ноября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Образимидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», 26-28 июня 2019 г., г. Ольштын, Польша, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша); Международная научно-практическая конференция «Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире», 26-28 апреля 2019 г., г. Будапешт, Венгрия, Венгеро-российский культурно-просветительский Фонд «Dialogorum»; III конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», 28-29 марта 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; III Международная научно-практическая конференция «MEDIAОбразование», 27 ноября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; The 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM 2018), 24-26 октября 2018 г., г. Саламанка, Испания, Университет Саламанки; I Международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований», 26 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет.
По теме диссертации опубликовано 25 работ, из них 2 главы в коллективных монографиях, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 5 - в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science.
Результаты исследования используются в читаемых на факультете журналистики Челябинского государственного университета курсах «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современные технологии поиска и обработки информации», а также в процессе руководства курсовыми работами на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В приложениях представлены базы данных исследования. Диссертация включает 29 рисунков, 7 таблиц, 187 постраничных ссылок. В библиографический список включены 377 источников, в том числе 190 на английском языке. Общий объем работы 281 страница.
Степень разработанности проблемы. Комментарий к профессиональным новостным сообщениям в социальных сетях в настоящей работе рассматривается, прежде всего, как форма обратной связи в журналистике. Изучение связей редакций СМИ с их аудиторией относится к числу основательно разрабатываемых тем в науке о журналистике . Так как в диссертационном исследовании обратная связь с аудиторией рассматривается в категориях медиалогики социальных медиа в условиях все более расширяющейся медиаконвергенции различных средств массовой информации с социальными сетями и их инструментами, то основное внимание было уделено трудам, в которых ставился вопрос о перестройке профессиональной деятельности журналиста в части организации взаимодействия с аудиторией, получающей новости беспрерывно и реагирующей на них в безостановочном режиме . К вопросам обратной связи в журналистике и - шире - коммуникации обращались такие ученые, как М. Х. Бигаева, А. В. Вовкула, Д. П. Гавра, Е. А. Зверева, Л. М. Землянова, Е. А. Кожемякин, А. С. Круглов, М. Н. Лукьянова, Ж. Т. Тощенко; Ч. Боск, Б. Вестли, Л. Войтасик, Г. Лассуэлл, М. Маклин, Н. Винер, Ч. Осгуд, Т. Парсонс, С. Хилгартеннер, У. Шрамм, А. Элберс и многие другие.
Другой аспект исследуемой проблемы связан собственно с комментированием как коммуникативным феноменом современной коммуникации . Ряд исследователей изучают комментарии как особый речевой жанр, развивая идеи М. М. Бахтина (Н. Б. Арутюнова, М. Ю. Федосюк и многие другие). Для предпринятого диссертационного исследования близка позиция В. В. Дементьева, предложившего концепцию «нежесткого», «свободного» жанра, подготовленного самой своей формой к творческим изменениям в большей степени, нежели «застывшие» («жесткие») речевые жанры. При этом «нежесткость» комментария открывает возможности творческой подачи информации в разных кодах, составляющих комментарий как поликодовое единство: собственно вербальной, изобразительно-графической, символьно-знаковой, аудиальной, а также на уровне композиции и приемов. Важны исследования, посвященные месту и роли автора в формировании жанра комментария. Среди ученых, изучающих этот жанр и проблемы, связанные с поликодовыми формациями в интернет-коммуникации, назовем Е. Е. Анисимову, И. В. Анненкову, В. А. Бейненсон, Л. Е. Васильеву, Е. В. Выровцеву, О. Е. Галванову, Л. Р. Дускаеву, О. В. Дьяченко, Е. А. Звереву, А. С. Круглова, С. И. Сметанину, И. Р. Танабаеву, и др.
Для разработки темы исследования также важны вопросы креативности как феномена, разворачивающегося и реализующегося в конкретных условиях современной медиасреды. Лингвокреативность (и ее основа - словотворчество) широко исследуется в российской и зарубежной науке. Здесь следует отметить труды Т. А. Гридиной , М. В. Загидуллиной, Н. А. Купиной, А. К. Масловой, Л. И. Плотниковой, А. Б. Танхелевич, В. В. Фещенко, Е. А. Энгель и многих других. В то же время креативность в более широком коммуникативном смысле (за пределами только вербального кода коммуникации) изучена недостаточно.
В изучение самого феномена креативности в современной коммуникации большой вклад внесли зарубежные ученые, прежде всего М. А. Рунко, также значимы исследования креативности в условиях сетевых коммуникаций таких ученых, как С. Асар, Дж. Корадза, К. Фридман, З. Хоббс, Д. Лессиг, И. Литерат и других. Теория журналистского творчества получила фундаментальное развитие в трудах В. Ф. Олешко. С философской точки зрения также важен в рамках проведенного исследования взгляд на творчество в трудах Х. Арендт.
Непосредственно интернет-коммуникация в сегменте комментирования изучалась такими учеными, как С. Альмгрен, В. Бальфор, А. Бергстром, А. Кальч, К. Ким, Г. М. Мабуеазара, Т. Ольссон, Ф. Прочазка, П. Спенс, Н. Спрингер, П. Уэбер. Комментирование рассматривается в настоящем исследовании также в аспекте более широкого понятия «пользовательский контент» (“user-generated content”).
Анализ исследовательского поля в целом показывает, что в основном внимание ученых привлекает лингвистическая креативность комментариев и проблемы теории жанра комментария в связи с развитием феномена комментирования в сетевой коммуникации. Недостаточное внимание исследователей к особенностям поликодовой структуры комментария в аспекте креативности, а также большое значение комментирования как формы обратной связи с аудиторией в профессиональной культуре современного журналиста стали основными причинами обращения к данной теме.
Объект и предмет исследования. Объект исследования - комментирование новостных журналистских материалов в социальных сетях как форма обратной связи с редакциями СМИ. Предметом работы стал такой параметр комментирования новостей, как креативность, понимаемая как технически опосредованное осложнение высказывания невербальными элементами.
Цель и задачи диссертационного исследования. Цель диссертационной работы - выявить особенности современного креативного комментирования журналистских новостей в социальных сетях как формы обратной связи с редакцией.
Цель определяет следующие задачи:
- охарактеризовать основные параметры современного публичного пространства в части новостных онлайн-дискуссий;
- проанализировать существующие подходы к анализу комментирования применительно к журналистским практикам работы с аудиторией;
- определить место комментирования в ряду других форм производства пользовательского контента в современной коммуникации;
- выявить особенности креативного комментирования в аспекте общей проблемы креативности в языке и коммуникации;
- исследовать связь креативного комментирования с журналистскими материалами;
- определить закономерности воздействия креативного комментирования на пользователей;
- предложить редакциям СМИ алгоритмы анализа комментариев
пользователей с целью совершенствования подачи новостной информации.
Теоретическая и методологическая основа исследования. В основе исследования лежит междисциплинарный подход, соединяющий ряд методов, направленных на исследование различных аспектов изучаемого объекта. Во- первых, это институционально-функциональный подход к журналистскому творчеству, реализуемый в рамках изучения профессиональной культуры журналиста в современных условиях цифровой коммуникации. Данный подход опирается на труды таких теоретиков коммуникации и журналистики, как М. Дезе, И. М. Дзялошинский, Я. Н. Засурский, А. А. Калмыков, М. Кастельс, В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко, З. Папахаризи, С. С. Распопова, В. В. Тулупов и других. Во-вторых, в диссертационном исследовании реализован медиаэстетический подход, в основе которого развитие теории медиума, утверждающей значимость технологий и материальности коммуникации, что отразилось в трудах таких исследователей, как М. Маклюэн, Ф. Киттлер, Л. Манович, Т. Митчелл, Л. Хаускен, М. В. Загидуллина и других. В-третьих, производство «коллективной субъективности» в массовых коммуникативных практиках создания пользовательского контента изучается в диссертации в рамках философско-культурологического подхода, развиваемого такими исследователями, как В. В. Абашев, М. П. Абашева, Л. Б. Зубанова, Н. Б. Кириллова, С. И. Симакова и многими другими. Кроме того, для построения алгоритма анализа данных диссертанту потребовалось обращение к теоретико-методологическим разработкам количественно-качественных исследований в области коммуникативистики и креативности с опорой на труды В. И. Карасика, А. С. Круглова, Т. Нааб, М. Ридля, Н. Руигрока и других специалистов по изучению пользовательского контента и сетевой коммуникации.
Эмпирическая база исследования. Материалом исследования послужила база данных, состоящая из постов в социальной сети ВКонтакте официальной группы издания «РИА Новости» и комментариев, оставленных к этим постам.
База данных включила в себя два периода: 25-31 октября 2020 г. и 19-25 апреля 2021 г. Периоды были выбраны таким образом, чтобы охватить полностью одну неделю (все дни недели). Важным условием было не включать в период наблюдений праздничные дни, когда меняется структура медиапотребления и производства пользовательского контента. Активное вовлечение в комментирование новостей в группе издания «РИА Новости» произошло весной 2020 г., поэтому были выбраны периоды через полгода и через год после этого.
За первый период изданием опубликован 361 пост, к которым оставлено 45330 комментариев. 8202 из них отнесено к креативным (содержащим не только вербальный компонент). За второй период изданием опубликовано 318 постов, с общим числом комментариев 42577; 8443 из них - креативные. Информация, которая была собрана для каждого поста, соответствовала выдвинутым исследовательским предположениям о закономерностях связей комментирования и журналистских материалов; соответственно, включала в себя дату публикации, ссылку на пост, тематику поста, тип обложки, реакции на пост (количество просмотров, «лайков», репостов и комментариев), вовлеченность аудитории в потребление информации поста, самый популярный комментарий к посту и количественные показатели реакций на комментарий (количество «лайков»), количественные показатели креативного комментирования в целом и по типам контента, используемого в комментариях (аудио- или визуальные элементы, гиперссылки).
Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Содержание представленной диссертации «Креативное комментирование журналистских материалов в социальных сетях» соответствует паспорту научной специальности 10.01.10 - Журналистика и отрасли «Филологические науки» (10.00.00) номенклатуры ВАК по следующим направлениям исследований:
16. Журналистика как информационный, культурологический и творческий феномен.
19. Журналистика в системе массовой коммуникации.
20. Журналистика и общественное мнение: принципы и формы взаимодействия.
29. Характеристика средств, способов сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой информации.
32. Критерии эффективности массовой коммуникации.
42. Социокультурные модели журналистики.
58. Языковые особенности и стиль СМИ.
61. Новейшие СМИ: видеокоммуникации, кабельное и спутниковое телевидение, сетевая (компьютерная) журналистики.
64. Методы исследования журналистики и журналистского творчества.
67. Определение понятия «информационные процессы» с точки зрения синтеза информациологии, психологии, социологии, медиалогии.
68. Соотношение понятий «информационные процессы» и «информационная деятельность». Виды информации с точки зрения психологии восприятия. Психологические особенности восприятия различной информации.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем:
- представлена характеристика современного публичного пространства, отличающегося сломом четких границ между экспертным и профанным, профессиональным и любительским, серьезным и развлекательным, а также формирующим условия для широкого вовлечения самых разных социальных групп в общую дискуссию; кроме того, установлено, что созданные возможности не означают укрепления демократических ценностей в процессе такого дискутирования; технологии коммуникации социальных сетей также порождают возможность репрезентации различных форм социального напряжения и неравенства;
- выявлено, что профессиональная журналистика переживает период серьезных вызовов со стороны новой технологической среды, которая требует от редакций и журналистских команд адаптации к медиалогике социальных сетей, разрушает сложившиеся в работе журналистов принципы и стандарты, создает условия как для широкой коллаборации с пользователями как конечными адресатами медиапроизводства, так и конфликтных противостояний с публикой, вторгающейся на территорию такого медиапроизводства, в том числе и в форме онлайн-дискуссий, что делает такое комментирование значимым объектом профессиональной журналистской рефлексии и научного исследования;
- установлено, что комментирование новостей подчиняется общим правилам производства, циркуляции, потребления пользовательского контента, сущностной чертой которого выступает креативность, проявляющаяся в различных уникальных формах действий и реакций на контекст и стимулы и в то же время имеющая определенные устойчивые для каждого периода времени черты, отражающие «коллективную субъективность»;
- показано, что креативность в интернет-коммуникации отражает основные представления о креативности как свойстве внутреннего мира человека и форме реализации его способностей, а применительно к коммуникации - прежде всего языковой способности; реализуется в формах, отражающих актуализацию в современном информационно-коммуникационном пространстве медиаэстетического компонента, который проявляется в активном и многостороннем включении самих коммуникационных технологий в производство смыслов;
- определены параметры креативности в комментировании в онлайн- дискуссиях, понимаемой, прежде всего, в соединении текстового сообщения с иными элементами (кодами), образующими поликодовое единство;
- обоснована выборка соответствующего материала в динамике (два периода с полугодовым интервалом между ними);
- проведен количественный анализ полученных данных;
- проведен качественный анализ данных, в том числе и выявленных на квантитативном этапе наиболее рейтинговых по степени вовлеченности аудитории комментариев;
- исследованы возможности анализа креативного комментирования как обратной связи с редакциями (в том числе определения основного технологического репертуара пользователей - авторов креативных комментариев, связи информационного повода, оформления журналистского материала с креативными комментариями; реакции самих пользователей на такие комментарии);
- установлено, что «технологический репертуар» пользователей преимущественно состоит из готовых элементов и форм, которые используются как части общей сборки поликодового единства.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Комментирование журналистских материалов в социальных сетях рассматривается как самостоятельный сегмент коммуникации, требующий специальных процедур анализа с целью выявления отношения аудитории к повестке дня в контексте логики социальных медиа.
2. Креативное комментирование выполняет функции обратной связи с редакцией новостного издания по актуализации смыслов журналистского материала; корректирует представления самих журналистов об адресате их материалов; сигнализирует о вовлеченности пользователей в обсуждение новостей, создаваемых конкретным изданием.
3. Креативное комментирование представляет собой медиаэстетический феномен, в основе которого лежит такая особенность пользовательского контента, как «технологический репертуар» пользователей, отдающих предпочтение определенным элементам в составе создаваемых ими поликодовых единств.
4. Наиболее востребованной формой креативного комментирования является ансамбль графическо-изобразительных элементов с текстовыми, обеспечивающий передачу эмоционального отношения автора комментария к новостным событиям или комментариям других пользователей.
5. Структурно-смысловые характеристики креативного
комментирования в разрезе определенных периодов времени и в привязке к конкретным социальным сетям и изданиям динамичны и отражают изменения в цифровом ландшафте коммуникативных практик, значимые для выработки стратегий профессиональных журналистов.
6. В креативном комментировании наблюдается тенденция к использованию готовых элементов и шаблонов, сокращающих временные затраты на производство поликодового сообщения.
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, определяется опорой на широкий круг научных работ, позволяющих выявить тенденции в изучении комментирования как феномена современной коммуникации, а также анализом обширной базы данных, полученной в соответствии с выработанными диссертантом критериями и включающей 16645 комментариев.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в разработке алгоритмов анализа неструктурированных данных, к каковым относятся комментарии, в уточнении понятия «поликодовое единство» на примере крупной выборки, в выявлении закономерностей развития современного информационно-коммуникационного пространства в единстве таких его составляющих, как интенциональность, диалогичность, технологичность. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности журналистов и редакций, стремящихся к укреплению их связей с пользователями; в учебном процессе в рамках образовательных курсов, посвященных особенностям современной дистрибьюции новостей; в исследовательских практиках, направленных на изучение пользовательского контента и его связи с профессиональным журналистским творчеством.
Апробация результатов исследования. Научные результаты, полученные в ходе исследования и при подготовке к нему (в рамках работы над грантом, поддержанным Российским научным фондом, проект № 18-18-00007 «Медиаэстетический компонент современной коммуникации», а также в рамках гранта Фонда поддержки молодых ученых Челябинского государственного университета) были представлены в докладах на конференциях различного уровня:
всероссийские и региональные: II Российский эстетический конгресс, 1-3 июля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Российское эстетическое общество, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; «Региональная журналистика в новой коммуникационной среде: уроки пандемии СОУ10-19», 19 апреля 2021 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; XVII научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 22-23 января 2020 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; XV Всероссийская научная конференция «Вызов - XXI век», 9 сентября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XVI научно-практическая конференция преподавателей факультета журналистики ЧелГУ, 24-25 января 2019 г., г. Чебаркуль, Россия, Челябинский государственный университет; Первый Российский эстетический конгресс, 17-19 октября 2018 г., г. Санкт- Петербург, Россия, Санкт-Петербургский государственный университет; XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Вызов - XXI век», 10 сентября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; XLII Студенческая научная конференция «Студент и научно-технический прогресс: средства массовой коммуникации в зеркале студенческой науки», 25 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; международные: Международная научная конференция «Эстетика в коммуникации и эстетическая коммуникация: функции, формы, контексты», 23¬24 июня 2021 г., г. Ольштын, Польша, Centrum Badan Europy Wschodniej UWM w Olsztynie, Челябинский государственный университет, Johannes Guttenberg Universität Mainz, Комиссия по лингвистике дискурса при МКС, Стилистическая комиссия при МКС; I Международная научно-практическая конференция «Пользовательский контент в современной коммуникации», 22-23 апреля 2021 г., г. Челябинск, Челябинский государственный университет; «Конкурентоспособность и развитие социально-экономических систем» памяти академика А. И. Татаркина, 25-26 ноября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Язык в координатах массмедиа, этики и права», 09-11 ноября 2020 г., г. Санкт-Петербург, Россия, Санкт- Петербургский государственный университет; «Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах», 01-03 октября 2020 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; IAMCR 2020 Online Conference, 12-17 июля 2020 г., г. Тампере, Финляндия, International Association for Media and Communication Research; «Профессиональная культура журналиста в эпоху социальных и технологических трансформаций медиасферы», 24 апреля 2020 г., г. Екатеринбург, Россия, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; IV Международная научная конференция «МЕЭТАОбразование», 26 ноября 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; «Образимидж как категория теории коммуникации, антропологии культуры и семиотики текста», 26-28 июня 2019 г., г. Ольштын, Польша, Варминско-Мазурский университет в Ольштыне (Польша); Международная научно-практическая конференция «Политика и культура: проблемы взаимодействия в современном мире», 26-28 апреля 2019 г., г. Будапешт, Венгрия, Венгеро-российский культурно-просветительский Фонд «Dialogorum»; III конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы», 28-29 марта 2019 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; III Международная научно-практическая конференция «MEDIAОбразование», 27 ноября 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет; The 6th International Conference on Technological Ecosystems for Enhancing Multiculturality (TEEM 2018), 24-26 октября 2018 г., г. Саламанка, Испания, Университет Саламанки; I Международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований», 26 апреля 2018 г., г. Челябинск, Россия, Челябинский государственный университет.
По теме диссертации опубликовано 25 работ, из них 2 главы в коллективных монографиях, 6 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 5 - в журналах, индексируемых в международных базах данных Scopus и Web of Science.
Результаты исследования используются в читаемых на факультете журналистики Челябинского государственного университета курсах «Основы конвергентной журналистской деятельности», «Современные технологии поиска и обработки информации», а также в процессе руководства курсовыми работами на кафедре журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. В приложениях представлены базы данных исследования. Диссертация включает 29 рисунков, 7 таблиц, 187 постраничных ссылок. В библиографический список включены 377 источников, в том числе 190 на английском языке. Общий объем работы 281 страница.
Подобные работы
- КРЕАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ ЖУРНАЛИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Диссертации (РГБ), журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДЫ И ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОНВЕРГЕНТНОГО
МЕДИАХОЛДИНГА С АУДИТОРИЕЙ(НА ПРИМЕРЕ ГТРК
«ЮЖНЫЙ УРАЛ»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2018 - Трансформация профессиональных ценностей журналистов в условиях медиатизации общества
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2021 - Проблема определения «фактоида» и достоверности информации в современных медиатекстах (Московский государственный лингвистический университет)
Курсовые работы, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024 - ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЖУРНАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ МЕДИАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021



