Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Музыкальная журналистика в среде современной массовой коммуникации 21
1.1 Медиа в современной модели музыкальной индустрии 21
1.2 Музыкальная рецензия:
общие особенности и современное состояние жанра 46
1.3 Мифологизация имиджа музыканта в рецензии 52
Глава 2. Анализ конвергентной музыкальной рецензии: идентификация стратегий и тактик мифологизации имиджа 70
2.1 Методика анализа конвергентных музыкальных рецензий 70
2.2 Примеры анализа конвергентных музыкальных рецензий 81
2.2.1 Молодая поп-звезда на своей волне 81
2.2.2 Адепты инди-рока вне времени 86
2.2.3 Композитор-эстет на пути к своим корням 92
2.2.4 Герой инди-рока в поисках собственного языка 97
2.2.5 Сокрушительный хип-хоп-самородок 99
2.2.6 Творческие наследники 101
2.2.7 Контрреволюционер повседневности 104
Глава 3. Стратегии и тактики управления имиджем музыканта 109
3.1 Персональный брендинг или мифологизация имиджа? 109
3.2 Брендирование имиджа музыканта в рецензии 114
3.3 Бренд и миф: различия терминов и областей применения 119
3.4 Суггестивные эффекты искусственно сконструированного мифа 125
Заключение 144
Библиографический список 152
Список иллюстративного материала 173
Приложения 174
Наша работа посвящена научному осмыслению отдельных аспектов музыкальной журналистики в контексте современной массовой коммуникации. Может показаться, что избранная для исследования область лишь отражает макропроцессы, которые протекают в журналистике в целом, что она развивается в русле ее общих тенденций лишь как особый тематический сегмент системы СМИ. Однако реальная картина несколько сложнее: в своей новейшей истории именно музыкальные медиа выступали порой в авангарде тех явлений, которые затем сформировали облик современной журналистики.
С начала 2000-х годов музыкальная индустрия пережила системную перестройку согласно принципам сетевого общества и его конвергентной культуры. Вертикальная структура коммуникаций между субъектами музыкального поля (авторами, производителями, распространителями, критиками и слушателями) во многом сменилась горизонтальной - обменом сообщениями разных видов между узлами сети, и музыка как продукт уступила место музыке как сервису. Иными словами, теперь вместо произведения на физическом носителе слушатель приобретает право доступа к цифровому потоку. Задолго до трансформации традиционных редакций в конвергентные, становления политической блогосферы и даже выхода СМИ в социальные сети, глобальный и «вирусный» успех проекта Napster по обмену музыкальными файлами перевернул понимание того, как может генерироваться и распространяться массовая информация, и во многом предвосхитил появление современных телекоммуникационных сервисов.
Некоторые эксперты называют сложившуюся парадигму отношений в музыкальной индустрии « экономикой стриминга», то есть системой телекоммуникационных услуг по предоставлению доступа к «потокам» цифрового контента.
В условиях «панмедиатизации» то есть, по М.В. Загидуллиной, ситуации проникновения медиа во все сферы деятельности человека , «экономика стриминга» проявляется и в других сферах современной культуры , от телевизионных приложений до сайтов знакомств, а внутри музыкальной индустрии влияет на модели поведения большинства акторов, от мейджор- лейблов до рядовых слушателей. Практика «потокового» распространения контента, уже давно ставшая основой функционирования крупных музыкальных сервисов - таких, как iTunes (Apple Music), Spotify, «Яндекс.Музыка», - впоследствии дала импульс развитию телевидения на платформе YouTube (канал RTVI), публикации новостей в формате Telegram-канала (Baza), использованию ленты в социальных сетях как инструмента «оперативно-тактического» политического пиара (твиттер Дональда Трампа).
Интернет-медиа в своем функциональном многообразии обеспечивают многоуровневое взаимодействие между участниками процесса . Изменилась и роль журналистских практик, давно вышедших за пределы традиционных редакций и развернувшихся в блогосфере: мессенджерах, стриминговых сервисах, соцсетях, тематических сайтах и т.д. Неизбежно меняется язык интернет-медиа, выходя далеко за рамки вербального ряда, поэтому исследователи подходят к его изучению соответствующим образом: учитывая эффекты конвергенции, в частности, креолизованный характер коммуникативной среды:
Как справедливо утверждает В.Е. Олешко, «мы являемся свидетелями и того, что, благодаря новым информационным технологиям появляется новый язык - как визуальный, так и вербальный. Местом его формирования и развития (причем зачастую противоречивого, разнонаправленного) становится прежде всего Всемирная сеть. В связи с этим неизбежным было также возникновение новых типов средств массовой информации, призванных отвечать на вызовы нового тысячелетия».
Для теории и практики медиа в сфере культуры особенно значимым становится вопрос о том, как трансформировалась рецензия (письменный разбор первичного произведения) - аналитический жанр, который всегда служил основным инструментом оперативного осмысления произведений.
Имея в виду собственный опыт работы в музыкальной журналистике (прежде всего в сегментах популярной, экспериментальной и академической музыки), в том числе опыт написания рецензий, автор данной диссертации сам стал свидетелем многих стремительных изменений в профессии. К ним можно отнести исчезновение значимых для музыкальной сферы традиционных СМИ (например, российской версии журнала Rolling Stone и печатной «Афиши»); расцвет блогов, в том числе сообществ меломанов и критиков-любителей на платформе «Вконтакте» («Новые альбомы», «Родной звук», Motherland); появление автоматически генерируемых персональных плейлистов в сетевых сервисах, от Apple Music до «Яндекс. Музыки», на первый взгляд, вовсе нивелирующее необходимость в рецензии как навигаторе в «море звука».
Необходимость пере смотреть роль жанра рецензии в изменившихся в условиях, теоретически осмыслить собственный профессиональный опыт и стала первоначально импульсом к детальному изучению темы.
Музыка и музыкальные медиа довольно широко освещены в современных исследованиях, что влияет на степень разработанности темы диссертации. В книгах С. Рейнольдса, Дж. Сибурка, Х.У. Обриста, А.К. Троицкого зафиксированы особенности перехода индустрии поп-музыки из XX века в XXI век. Принципиально новые сетевые механизмы в отношениях между музыкантами, слушателями, лейблами, промоутерами, журналистами рассматривают в своих статьях и монографиях Г.Д. Гольденцвайг, Ю.В. Стракович, Дж. Рокс, Д. Ардити и др.
В отечественной научной литературе дискурс музыкальной журналистики также изучен весьма подробно. Жанровым особенностям рецензии посвящена монография Е.А. Набиевой ; образу автора текстов об академической музыке - кандидатская диссертация А.Э. Семеновой ; состоянию современной музыкальной критики - кандидатская диссертация А.В. Украинской ; музыке в структуре медиатекста - докторская диссертация Т.Ф. Шак.
Специфика музыкальных медиа, в том числе с позиций лингвистики, теории СМИ, стилистики русского языка, детально исследована статьях, а также в учебных пособиях Т.А. Курышевой, Л.Р. Дускаевой, Н.С. Цветовой, Т.С. Сергеевой, Е.Ю. Коломийцевой, А. В. Полонского, Г. П. Андриевской. Однаковопросы, связанные с конвергентным характером медиасреды, в которой функционирует рецензия сегодня, до сих пор осмыслены недостаточно.
Вне поля зрения исследователей остается тот обширный массив рецензий, которые публикуются в блогах, стриминговых сервисах, мессенджерах и других видах медиаплатформ, особенно значимых для массовой коммуникации в сфере музыкальной культуры со второй половины 2010-х гг. По-прежнему не вполне признана идея о том, что экосистемы таких ресурсов с их интерактивными компонентами можно рассматривать как фактор трансформации жанра рецензии. Наконец, в глазах многих ученых музыкальный журналист эпохи Spotify и Apple Music остается в роли профессионала, просветителя, источника смыслов, а не рядового участника потоковой, до статочно хаотичной коммуникации.
Научная новизна работы заключается в проблематизации конвергентного характера музыкальной рецензии. Акцент на полиформатности и полистиличности сетевой среды в диссертации позволяет заострить вопрос, который поставлен в исследовательской литературе недостаточно радикально: может ли рецензия в принципе придавать смыслы музыкальным произведениям в условиях их потокового создания и восприятия; если да - как в этом случае осознается фигура музыканта? Эта проблема рассмотрена в свете категории мифа - фундаментальной для гуманитарного знания. Именно миф стал основой оригинальной методики анализа рецензии, разработанной в диссертации. Работа направлена не на погружение в индивидуально-авторские стили музыкальных обозревателей, а на обоснование иного подхода к жанру.
Впервые в отечественном дискурсе музыкальная рецензия рассматривается в свете категории мифа с применением классификаций когнитивных искажений или смещений. Под когнитивными искажениями/смещениями вслед за Дж. Бэроном в этом случае понимается обусловленный психофизиологией человекамеханизм иррационального принятия решений в ситуации неопределенности. Следует подчеркнуть, что при рассмотрении механизмов творческого восприятия в исследовании термин «искажения» употребляется без каких-либо негативных коннотаций - в значении эффектов смещения восприятия под воздействием рецензий.
Впервые с точки зрения жанра рецензия трактуется более широко, чем это принято в практике исследований: не только как традиционный аналитический текст, но и, в частности, как запись всего из нескольких фраз в экспертном Те1едгат-канале.
Объектом исследования выбран имидж исполнителя, представленный в конвергентной музыкальной онлайн-рецензии, функционирующей, в свою очередь, в контексте современного глобального медиаландшафта. В данном случае рассмотрены большей частью рецензии на произведения популярной музыки как наиболее заметной в контексте современной музыкальной индустрии, но не исключены из исследовательского фокуса и тексты об академической, электронной, экспериментальной музыке.
Необходимо сразу установить терминологические границы объекта. Под имиджем в диссертации понимается комплекс характеристик музыканта, транслирующихся в публичное пространство и преломляющихся в восприятии слушателей. В концепции исследования принципиальное значение приобретает анализ имиджа в конвергентной среде. В данном случае предложена весьма широкая трактовка конвергенции как «ситуации, в которой различные медиасистемы сосуществуют, а потоки медиаконтента свободно перемещаются по ним». Это понятие имеет технологическое, индустриальное, культурное и социальное измерения, подразумевает эффекты на стыке разных платформ, типов контента, сегментов аудитории, форм производства и распространения публикаций. Именно как глобальный и многоаспектный процесс конвергенции рассматривается в современной научной литературе.
Таким образом, под конвергентной музыкальной рецензией подразумевается такая музыкальная онлайн-рецензия, которая несет в себе традиционные элементы жанра (существовавшие и до распространения интернета) и черты новых медиасистем (возникших после и вследствие начала интернетизации). Набор таких новых особенностей широк, от гипертекстовых ссылок или видео внутри рецензии до интеграции материала со стриминговыми сервисами или распространения в форме поста на Facebook, то есть интеграции с внешней информационной средой.
Предмет исследования - стратегии и тактики мифологизации имиджей музыкантов, реализованные в рецензиях. За основу понятийного аппарата принята трактовка мифологизации в работах Р. Барта: миф как «похищенное и возвращенное слово», то есть продукт вторичного означивания в сфере уже существующих мифологий, направленного в данном случае на создание имиджа музыканта. При этом каждая отдельно взятая рецензия рассматривается как основа появления в ее рамках мифа посредством определенных общих коммуникативных стратегий и частных тактик, а поле массовой коммуникации - как среда его дальнейшего стихийного развития. В этом случае имидж музыканта субъективно интерпретируется журналистом, но получает развитие и утверждается в коллективном сознании читателя.
Цель исследования - определение стратегий и тактик мифологизации имиджей музыкантов на материале репрезентативного массива конвергентных рецензий. Предполагается, что планомерное использование стратегий и тактик способно создать имидж в заранее заданными параметрами, запрограммировать восприятие читателя на определённое видение музыканта.
В рамках достижения этой цели решены следующие задачи:
1) провести обзор состояния современной музыкальной журналистики;
2) выявить специфику создания мифов в современной, в том числе музыкальной, культуре в условиях сетевого общества;
3) проанализировать существующие системы стратегий и тактик персонального брендинга / мифологизации имиджа;
4) разработать методику анализа конвергентных музыкальных рецензий;
5) выбрать рецензии и проанализировать реализованные в них стратегии и тактики мифологизации имиджей музыкантов;
6) провести эксперимент по моделированию суггестивного воздействия рецензии посредством системы стратегий и тактик на реальную аудиторию;
Полученные сведения обобщены в ряде положений, касающихся в целом жанра рецензии, трансформировавшегося в условиях конвергентной культуры.
Материал исследования представлен массивом рецензий, опубликованных в действующих русскоязычных и англоязычных интернет- медиа. Всего около 200 текстов - в среднем по 3 материала из 67 ресурсов разных типов: специализированных музыкальных СМИ (в том числе, принадлежащих конкретных жанровым нишам), общественно-политических изданиях, блогах, влогах, подкастах, группах в соцсетях, каналах в мессенджерах и т.д.
На первом этапе отбора среди ресурсов на английском языке оказались (а алфавитном порядке без разделения на типы) AllMusic, Bachtrack, Brooklyn Vegan, The Classic Review, Classic Rock, Consequence of Sound, Crack Magazine, Dazed and Confused, DC Music Review, Downbeat, Fact Magazine, Gramophone, The Guardian, Jazziz, JazzTimes, Jazzwise, Indie Music Reviewer, The Irish Times, Los Angeles Times, Mixmag, Mojo, Musicfeeds, Musicreview.co.za, Music Reviews Tinny Thrill, The Needle Drop, The New Yorker, New York Times, NME, Noisey, Nordic Music Review, Pitchfork, Slant, Spin, Richhouse Reviews, Rolling Stone, The Telegraph, The Times, The Wire.
Среди русскоязычных ресурсов - «Альбомы по пятницам», «Афиша Daily», «Ваш досуг», «1)жаз. Ру », « Звуки. Ру », « Другая музыка», «Коммерсантъ», «Музыкальная жизнь», «Музыкальные сезоны», «Независимая газета», «Неродной звук», «Новая музыка. Максимальнокоротко», «Новые альбомы», «Новый компаньон», «Отъехавшая музыка», «Палач», «Родной звук», «Российская газета», «Сторона», «Только новые альбомы», «Электрокружок», Belcanto, Colta, The Flow, InterMedia, Ivan K Music Reviews, Modernrock, Motherland, Rap.ru, 0107 music.
Критериями для отбора служили качество этих материалов, их вес в медиаландшафте и востребованность среди читателей, а также разнообразие тем, стилей и форматов. Анализ этого массива рецензий послужил базой для классификации и определения общих тенденций развития жанра.
Наконец, для детального разбора стратегии и тактик мифологизации имиджей музыкантов были выделены 7 рецензий. Рассмотрены публикации в русскоязычных ресурсах: блоге с любительскими рецензиями о современной музыке «Сторона» (сайт и одноимённое сообщество «Вконтакте»); интернет- журнале о современной культуре Colta. Следует обратить особое внимание на запись в блоге «Новая музыка. Максимально коротко», который известный журналист, музыкальный критик Александр Горбачев ведет в мессенджере Telegram.
Англоязычная часть исследовательского материала представлена рецензиями в авторитетном американском интернет-журнале Pitchfork, ориентированном, главным образом , на современную популярную и экспериментальную музыку, в блоге Brooklyn Vegan о жизни Нью-Йорка и актуальной культурной повестке. В этом ряду оказалась также публикация в FACT Magazine - первоначально сетевой версии печатного журнала, а теперь исключительно сетевом журнале преимущественно о хип-хопе, электронной, экспериментальной и поп-музыке. Наконец, проанализирована рецензия в AllMusic, одной из старейших музыкальных онлайн-энциклопедий .
В фокусе исследования - материалы, посвященные преимущественно произведениям современной популярной музыки опубликованные в течение в последних 6 лет, т.е. в тот период, когда новая модель музыкальной индустрии сформировалась и активно функционировала. Такой временной интервал призван отражать если не изменчивую рыночную конъюнктуру, то, по крайней мере, лежащие в ее основе системы отношений между субъектами музыкальной индустрии.
В теоретико-методологическом отношении диссертационная работа базируется на принципах междисциплинарного подхода, что предполагает взаимодополняющее сочетание филологических, культурологических и собственно теоретико-журналистских знаний, практик и методов в зависимости от требований решаемых аналитических задач. Поэтому методология и методы диссертационного исследования систематизированы следующим образом.
Для формирования собственной классификации музыкальных интернет-медиа использован типологический подход.
Интегративный подход (предполагающий изучение жанра рецензии во взаимосвязи внешних исторических, художественных, технологических, социокультурных и др. процессов), в сочетании с институциональным подходом (рассматривающим рецензию в контексте внутренних процессов музыкальной индустрии) очерчивают пространство применения конкретных методов.
Опора на такие общенаучные методы, как наблюдение, сравнение и описание, помогала классификации и систематизации полученных данных, их анализу, обобщению и интерпретации. В диссертации использован также эксперимент по моделированию журналистского текста с заданными характеристиками.
Ключевой для методологии настоящего исследования является категория мифа. В стремлении установить более объёмную и сбалансированную исследовательскую оптику, в которой, безусловно, нуждается столь значимое понятие, автор диссертации обращается к широкому спектру концепций. Сквозь призму истории человечной мысли, начиная с дологического мышления, проблематику мифа исследовал Л. Леви-Брюль, а параллельно с ним Э. Дюркгейм, Б. Малиновский.
В ряду первопроходческих работ особое значение имеет концепция А.Ф. Лосева, изложенная в его «Диалектике мифа» (1927) , а именно акцент на том, что мифологизация реальности характерна не только для архаических культур, но и является неизменным модусом человеческого сознания в его восприятии и интерпретации действительности. Впоследствии идеи Лосева по-своему развивали В.В. Бибихин, С.С. Аверинцев, В.П. Шестаков. В 1960-70-е гг в русле структуралистских концепций века категорию мифа, помимо Р. Барта, разрабатывали Г. Дебор, Ж. Бодрийяр. К постструктуралистским и постмодернистским подходам можно отнести работы Ю. Кристевой, С. Жижека, Г. Дженкинса . Для понимания и анализа особенностей функционирования мифа в современной медиасреде значительную поддержку нам оказали работы Н.Б. Кирилловой.
Разрабатывая на этой основе методику анализа рецензий, а именно при переходе от теории мифа к ее практическому измерению, мы обращаемся также к работам о когнитивных искажениях или в нашем случае: смещениях восприятия. Эта междисциплинарная область рассмотрена как эвристически продуктивная для исследования в части оценки суггестивного потенциала рецензий. В разное время и с разными подходами эвристики и порождаемые ими когнитивные смещения - психофизиологические рычаги принятия иррациональных решений - изучали А. Тверски, Д. Канеман, А. Бек, Д. Бернс, К. Станович, Р Вест, В. Бруин де Бруин, Дж. Бэрон и др.
Принципиальным и сквозным для всей диссертации становится тезис о конвергентном характере современной среды. Сам феномен конвергенции изучен подробно: в монографиях М. Кастельса, Г. Дженкинса, Э. Цукермана, Г. Ловинка, В.Ф. Олешко , диссертациях В. А. Полынова, Е.А. Барановой, З.А. Милославской, статьях А. А. Амзина, А. А. Галустяна, В.В. Гатова и других авторов. Современные российские авторы уделяют особое вниманиетому, как в условиях конвергенции меняется язык медиа; новые подходы к анализу креолизованных текстов, формулируемые М.В. Загидуллина, Е.Ф. Олешко, К.В. Киуру, становятся значимым элементом методологии работы.
Диссертация сочетает в себе две траектории развития мысли. В первой части работы исследование следует дедуктивной логике - от общих положений к конкретным примерам, вплоть до стадии эксперимента. Во второй части работает индуктивная логика: от анализа частных данных после проведения эксперимента к общему выводу.
Актуальность избранной темы обусловлена динамикой развития музыкальных медиа в условиях конвергентной медиасреды. Сегодня интернет-ресурсы составляют среду массовой коммуникации, в значительной степени определяющую формы общественного бытия. Достаточно отметить, что к апрелю 2020 года 59% населения Земли (4,57 млрд чел.) имеют доступ к глобальной паутине, а 49% (3,81 млрд чел.) активно используют социальные сети - при долгосрочной интенсификации цифрового потребления на фоне пандемии СОУГО-19.
Сеть влияет не только на масштабы и скорость коммуникации, но и на структуру социального мышления. Современная медиа-реальность может быть определена с позиций разных философских школ и направлений: с использованием понятий «сетевого общества» (М. Кастельс), «коммуникативного разума» (Ю. Хабермас), «партисипаторной культуры» (Г. Дженкинс), «гиперреальности» (Ж. Бодрийяр). Независимо от выбора теоретической рамки сложно не согласиться с тем, что интернет - парадигмальный фактор для коммуникации XXI века. Такие феномены, какфейковые новости, твиттер - революции, сетевые сообщества, информационные войны выступают зримым подтверждением этой мысли.
Сегодня в сбывшейся утопии сетевого общества все чаще проступает антиутопия сериала «Черное зеркало», а предложенная Кастельсом глобальная «культура протоколов коммуникации, <...> основанная на общей вере в силу сетевого взаимодействия и синергию», рискует обернуться антисоциальным будущим с его «одиночеством изолированного человека в соединенной толпе», от которого предостерегает Э. Кин.
Растерянность в условиях переизбытка общедоступной информации парадоксально похожа на ситуацию ее дефицита: человеку столь же сложно принимать взвешенные решения с опорой на достоверные факты и логические связи между ними. Так пространство сетевой коммуникации наполняется мифами, а рациональная сторона восприятия все чаще уступает место иррациональной, убеждение - внушению.
Особенно заметно изменившиеся условия сказались на состоянии мировой музыкальной индустрии - области, на которую изначально был направлен научный интерес автора диссертации.
Теоретическая значимость работы вытекает из связи обширного и подвижного, непрерывно обновляющегося объекта и укоренённого в истории гуманитарного знания метода. Учитывая, что эффекты конвергенции в пределах конкретного жанра можно уверенно экстраполировать на сферу масс-медиа в целом, можно сказать, что анализ музыкальной рецензии ведет к современной проблематики журналистских текстов в целом. К весьма насыщенной, разнородной, подвижной и потому несколько хаотичной области современных СМК в работе применена эпистемиологически весомая категория мифа, которая сегодня актуализируется все чаще в самых разных сферах.
Выбор мифа как основы научного подхода кажется адекватным и своевременным компромиссом между рациональным и иррациональным. В эпоху, когда журналистика факта все чаще уступает место журналистике фейка, убеждение - внушению, а жизнь и борьба идей - сиюминутным эмоциональным триггерам, строгая логика порой просто не работает. Одно из возможных решений заключается в осознанном, научно обоснованном признании мифологичности современной массовой коммуникации.
В окружении множащихся произвольных связей между вещами и явлениями (реальными и виртуальными) миф становится первым и, может быть, принципиальным шагом к теоретическому осмыслению происходящего, сохранению здравого смысла в мире симулякров.
Практическая значимость диссертации связана как со сферой собственно музыкальных медиа, так и с массовой коммуникацией в целом. Центральная для работы проблематика суггестивности (не столь опасная в случае с рецензиями) становится остро актуальной в сфере общественно- политической информационной повестки, где суггестивные качества сообщений обостряют проблематику вопросов информационной безопасности.
Идентификация и анализ фейков требуют специальной методики, к разработке которой мы пытаемся приблизиться, опираясь на теорию когнитивных искажений. В этом смысле некоторые результаты нашей работы могут быть полезны исследователям и практикам медиа, действующим журналистам и студентам соответствующих направлений.
Кроме того, классификация музыкальных медиа и примеры анализа рецензий могут пригодиться профессионалам музыкальной индустрии: знание системы и специфики функционирования разных информационных ресурсов способно иметь вполне конкретный инструментальный смысл.
Положения, выносимые на защиту, могут быть сформулированы следующим образом:
1. Музыкальные медиа исторически оказались в авангарде тех изменений, которые впоследствии распространились на всю сферу массовой коммуникации. В итоге особенно быстро созревшую внутри них модель стриминга - концепцию и технологию «потокового» распространения в сети дигитализированного контента - сегодня можно смело назвать ведущей для глобальной медиасреды.
2. Конвергентная рецензия (связанная с разными медиасистемами и существующая в режиме потоков медиаконтента) как жанр, построенный на субъективной аналитике непонятийного языка музыки, неизбежно задействует мифы - вторичные семиологические системы. Особенно отчетливо процессы мифологизации проявляются в отношении имиджей самих музыкантов и именно в условиях многоуровневой конвергенции медиа-среды.
3. Мифологизация имиджа осуществляется как номинация, т.е. придание музыканту имени средствами мультимедийного языка - емкого, символически значимого образа. Такое мифологическое определение о существляется с использованием двух возможных стратегий: номинации проекта-идеи и номинации проекта-героя. В рамках каждой из этих стратегий может действовать набор общеупотребительных и специфических коммуникативных тактик.
Степень достоверности результатов можно рассматривать как высокую, учитывая прозрачность в выборе и анализе легко верифицируемого материала исследования. Достоверность работы также обусловлена применением комплекса методов, адекватных решаемым научным задачам, объемом исследованного материала, апробацией результатов исследования в выступлениях на конференциях и публикациями в рецензируемых научных журналах, а также профессиональным опытом автора.
Апробация промежуточных результатов работы осуществлялась на Международной научно-практической конференция «Мировая журналистика: единство многообразия» (Москва, РУДН, 2018), Международной научно-практической конференции «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследования» (Челябинск, ЧелГУ, 2018), Международной научно-практической конференции «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы» (Челябинск, ЧелГУ, 2019).
Кроме того, исследовательские компетенции автора диссертации существенно подкреплены его профессиональным опытом как практика музыкальных медиа: работой в жанрах новости, интервью, репортажа и, конечно, рецензии в российской версии журнала Rolling Stone, сетевых и печатных изданиях Modernrock, «Независимая газета», «Новый компаньон». В активе автора также работа с мультимедийным контекстом в со ставе PR- отделах крупных российских музыкальных театров: Пермского театра оперы и балета им. П.И. Чайковского и Мариинского театра.
Представленная работа соответствует Паспорту специальностей ВАК 10.01.10 («Журналистика») и отрасли «Филологические науки» (10.00.00) Паспорта специальностей ВАК по следующим направлениям исследований:
• Журналистика в системе массовой коммуникации (пункт 19);
• Информационные потоки: источники, субъекты формирования. Структурирование информационных потоков (пункт 31);
• Формирование жанров журналистики и их развитие (пункт 46).
Объем и структура
Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения. Первая глава, в которой выявляется специфика музыкальной журналистики в среде современной массовой коммуникации, начинается с систематизации актуальных сведений по теме, далее фокусируется на жанре рецензии в этой экосистеме, затем обосновывает применение к рецензиям, в том числе к образу музыканта в них, оптики мифа.
Вторая глава посвящена анализу стратегий и тактик мифологизации имиджа в конвергентных рецензиях: обоснованию метода, демонстрации его действия на примерах избранных для детального анализа рецензий и обобщению результатов анализа.
Третья глава сфокусирована на существующих стратегиях и тактиках управления имиджем. В этой главе определен феномен персонального брендинга, выяснено соотношение понятий мифа и бренда и сформулирована критическая позиция по отношению к подходу, связанному с отождествлением этих понятий. Глава завершается описанием экспериментального моделирования мифа в среде читательской аудитории.
В «Заключении» подведены итоги работы, а также обозначены перспективы дальнейших исследований в ключевых для диссертации направлениях: выявление стратегий и тактик управления эмоциями аудитории в целом, построение имиджа в среде сетевых мемов как новых мифов, уточнение терминологических границ и значения категории медиаконвергенции. В диссертации также представлены библиографический список и раздел приложений.
Цель нашей работы, состоявшую в том, чтобы выявить и обосновать стратегии и тактики мифологизации имиджей исполнителей в конвергентных музыкальных рецензиях, - можно считать выполненной, а каждое из положений, вынесенных на защиту, - доказанным.
В процессе исследования мы столкнулись с нетривиальной проблемой: может ли рецензия придавать смыслы музыкальному произведению в среде информационных потоков и как это влияет на осознание фигуры музыканта. Разделять звенья причинно-следственных связей в плотной цепи образов и знаков, например, при фокусировке на конкретной рецензии, оказалось непросто. Ещё сложнее - оценивать эффекты такой коммуникации в стратегической перспективе, иными словами, выявлять, где начинается и где заканчивается мифологизация имиджа музыканта, кто ее в действительности инициирует, осуществляет и пользуется плодами влияния на коллективное бессознательное читателя.
Поэтому поэтапно развивая тему диссертации от теоретической базы до частных проявлений феномена, мы уделяли особое внимание формулировке ключевых понятий и аргументированному построению связей между ними.
Обращаясь к специфике новой модели музыкальной индустрии, мы не могли обойти вниманием ее глубокую медиатизацию, позволившую ей оказаться в авангарде так называемой экономики стриминга. Произведения превратились в контент, стали частью интенсивного информационного потока, который агрегируется на площадках сетевых медиа и обычно именно в такой форме встречается слушателю. Несмотря на то, что стриминговые сервисы, уже давно осваивающие глобальный рынок в качестве новых мейджоров, сталкиваются с первыми серьезными кризисами, в частности убыточностью даже в фазах интенсивного роста, а вирусная популярность интернет-звезд еще более мимолетна, чем слава поп-музыкантов прошлого. Феномены экономики музыкального стриминга принадлежат уже новой системе координат, опираясь не просто на другую инфраструктуру, но на другой тип мышления: присваивание, коллекционирование, эмоциональная апроприация произведший уступает место встрече с ними «по касательной», с временным пользованием в ритме прокручивания, «свайпа».
Ориентируясь на функциональную модель СМИ Д. Макуэйла, мы выделили пять основных типов музыкальных интернет-медиа: сайт- представительство, сервис, социальную сеть, СМИ, онлайн-энциклопедию - для каждого из которых добавили уровень видовой классификации и подобрали примеры действующих ресурсов. На этом этапе мы обнаружили, что в условиях конвергенции рецензия может быть опубликована не только в СМИ, но и в медиа четырех остальных типов. Значимое место в рецензии так или иначе занимает фигура автора. Рассматривающийся журналистом с неизбежной субъективностью, смещаемый в тексте суггестивным языком, имидж музыканта становится объектом мифологизации, т.е. частью вторичной семиологической системы.
Основываясь на трудах Р Барта, А. Лосева, М. Хайдеггера, Ю. Кристевой, Ю. Хабермаса, мы попытались выработать теоретически обоснованный подход к исследованию процессов формирования образа исполнителя в музыкальной критике. Сопоставляя позиции этих авторов, мы сформулировали три принципиальных для нас тезиса о природе мифа. Во- первых, миф может трактоваться как синкретичное личностное бытие, выраженное словом. Во-вторых, миф реален, суггестивен и универсален. В- третьих, миф может быть осмыслен диалектически.
В целом в подходе к понятию мифа мы разделили точку зрения современных исследователей, что миф определяет специфику парадигмального развития культуры, становится ее фундаментальным элементом на любом историческом этапе. Освободившееся сегодня от власти ratio неклассическое мышление активно возвращается к архаическому мироощущению, ремифологизации становятся мощной движущей силой в мировой культуре.
Действительно, в пространстве современной коммуникации категория мифа оказалась особенно витальной. Сужение «глобальной деревни» М. Маклюэна до почти племенной структуры было стимулировано революцией технологий коммуникации, стремительным распространением интернета и, как следствие, глубокой медиатизацией всех сторон культурной, политической и общественной жизни. Ощутимые изменения: переход вертикальных социальных связей в горизонтальные, иерархических обществ в децентрализованные сообщества, реального капитала в виртуальный и т.д. - быстро вышли за пределы экранов и превратились в то, что М. Кастельс назвал сетевым обществом .
Эта концепция уже давно избавлена от иллюзий «золотого века», утопии безграничных информационных возможностей, о чем пишут, в частности, Р Барбрук, Э. Цукерман, сам М. Кастельс, и может послужить парадигмой для современного гуманитарного знания. Принимая сеть за сущностную метафору этой парадигмы, следует отметить, что в отличие от мифов в дописьменных культурах, сегодня обмен сообщениями и, как следствие, порождение мифов, происходит не сопоставимо быстрее, глобальнее, хаотичнее. Все это, на наш взгляд, позволяет говорить об атомизации современного мифотворчества и мыслить даже отдельно взятую конвергентную рецензию как поле возникновения и развития мифа.
Мы пришли к выводу, что мифологизированный имидж музыканта не тождественен персональному бренду. Бренд в логике нашего исследования рассматривается как попытка (в условиях сетевых медиа - со все менее предсказуемыми результатами) узкого коммерческого проявления мифа в медиакоммуникации, прямолинейной проекции синкретичного бытия личности - носителя бренда на желания, идеалы, ценности аудитории.
В попытке исследовать миф в соответствии с его духом - не как одномерный маркетинговый инструмент, но как живое, непредсказуемое порождение коллективного бессознательного - мы предложили методику анализа конвергентных музыкальных рецензий. В ее основу легли, с одной стороны, алгоритм анализа журналистского текста, предложенный Г. Лазутиной, с другой - адаптированная к целям нашего исследования классификация когнитивных смещений Дж. Бэрона, призванная выявить суггестивные эффекты коммуникации.
Анализируя рецензии, отобранные из обширного массива, мы сконцентрировались на имидже, понимая его в широком смысле как «образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т.п., способствующие воздействию на окружающих», а в контексте работы - как основу для создания мифа о музыканте. В результате анализа мы выявили значительное количество приемов, в строгом смысле являющихся когнитивными искажениями, но работающих в текстах на правах смещений - естественных, даже необходимых элементов в языке рецензий.
Мифологизация имиджа осуществляется как именование исполнителя средствами мультимедийного языка: от изображения, простой фиксации качеств музыканта через критическое осмысление рецензентом к емкому, символически значимому имени. История музыкальной журналистики знает немало примеров жизнеспособных - емких и стойких - имен: так, например, Боб Дилан стал «голосом поколения», а Майкл Джексон (благодаря продуманной РЯ-стратегии) - «королем «поп - музыки». Такая мифологизация, на наш взгляд, может осуществляется с использованием двух возможных стратегий: именование проекта-идеи и именование проекта- героя.
В рамках каждой из этих стратегий может действовать следующий комплекс коммуникативных тактик. Группу общеупотребительных тактик составляют цитирование первоисточника; приведение чужого мнения; пересказ; объединение с читателем; использование параллелей. К специфическим тактикам относятся прямая оценка; обращение к достижениям; демонстрация; использование контраста; косвенная оценка; метафорический перенос; призыв; сравнение; прогнозирование.
Каждая тактика, в свою очередь, задействует эвристики, приводящие к когнитивным искажениям в сознании читателя.
Каким образом к мифологизации, т.е. к созданию мифа для решения конкретных коммуникативных задач, прибегают масс-медиа? К настоящему моменту, в условиях сетевого общества, журналистика значительно изменилась на всех уровнях, от видимой извне «упаковки» контента до работы внутри редакции. Находясь в среде других каналов массовой коммуникации, СМИ перешли в состояние конвергенции - «ситуации, в которой различные медиасистемы сосуществуют, а потоки медиаконтента свободно перемещаются по ним».
В качестве дополнительной аналитической процедуры в исследовании процессов мифологизации исполнителей мы попытались смоделировать миф в «лабораторных» условиях. Создав экспериментальную рецензию мы попытались проследить последний структурный (но не окончательный) этап диалектического развития мифа. Выделив оригинальный образный ряд в музыкальном произведении и оформив принципиально иной образный ряд в рецензии, мы зафиксировали реакцию респондентов. Оказалось, что в целом читатели оценивают произведение индивидуально, независимо от интенций автора и рецензента. Следуя своей диалектической природе, миф проходит через фильтры человеческого восприятия и продолжает развиваться по спирали в индивидуальном и коллективном сознании - жить своей до статочно непредсказуемой жизнью.
При этом журналистский текст дает читателю номинации для его ощущений. Судя по результатам эксперимента, конвергентная рецензия действительно способна стать пространством мифологизации имиджа музыканта, но не столько посредством конкретных стратегий и тактик, с колько через отдельные выражения, стилевые отсылки, визуальные триггеры, буквально следуя фундаментальному для нас тезису Р Барта о «похищенном и возвращенном слове».
Завершая подведение итогов проведенной работы, наметим открывшиеся в ее ходе возможности дальнейших исследований. Проведенные анализы механизмов мифологизации выявили, как нам кажется, определенную уязвимость попыток научного освоения мифа. Как динамичная, живая, имманентная для человеческого бытия структура, существующая на границе сознательного и бессознательного, миф с трудом поддается рационализации и инструментализации. Так, с нашей точки зрения, допустимо говорить об общих закономерностях мифологизации образов в поле массовой коммуникации, но непродуктивно - о ее планировании, прогнозировании результатов и упорядоченной реализации. Учитывая, что миф есть синкретичное личностное бытие, получившее символическое выражение в языке, едва ли возможно полно стью контролировать этот процесс, тем более в хаотичных горизонтальных связях сетевой коммуникации.
Поэтому, на наш взгляд, в сетевом обществе не следует переоценивать роль пропагандистких мифов. Представление о том, что человеку можно внушить строго определенный образ мысли и поведения, устарело если не сущностно, то технологически. Сегодня эффективной коммуникативной единицей выступает структура, близкая по своей природе мифу, - интернет- мем.
По этому поводу А. Гэллоуэй высказывается следующим образом: «Мемы почти полностью функционируют в поле того, что мы привыкли называть идеологией. Своей силой и тому интересу, который они вызывают, мемы всецело обязаны своему статусу идеологических машин - это, конечно, не значит, что они бесполезные, низкого качества, и тому подобное». Здесь мы, впрочем, заметим, что политические акторы чаще всего пользуются мемами как готовыми, самостоятельно созревшими в интернет-среде семантическими структурами. Если вернуться к сравнению с игрой в глухие телефоны, то идеология, скорее, вмешиваются в уже переданную по цепочке шутку со своими (в разной степени уместными) добавлениями.
Музыка в медиа и сами музыкальные медиа уже давно служат почвой для появления и распространения мемов. Причем если советский певец Эдуард Хиль превратился в «мистера Трололо» абсолютно спонтанно спустя многие годы после исполнения вокализа «Я очень рад, ведь я наконец возвращаюсь домой...» , то многие современные музыканты сознательно стремятся к выходу на такую траекторию вирусной популярности. В числе тех, кому это удалось, можно вспомнись канадского рэпера Дрейка, чей клип на сингл Hotline Bling разошелся на применимые к любой ситуации танцевальные и мимические цитаты, или российский проект Little Big, выпускающий одно за другим видео с навязчивыми битами и абсурдным юмором, и добившийся особенно громкой популярностью с треком 8с1ЫШ.
С учетом всех этих наблюдений мы можем выделить возможные направления в развитии нашего исследования в каждом из основных аспектов темы.
Развивая исследование стратегий и тактик управления эмоциями в условиях сетевой коммуникации, необходимо понять, возможно ли планировать, осуществлять и оценивать эффекты воздействия на чувства человека как пользователя конвергентных медиа.
В изучении возможностей конструирования имиджа в среде сетевых мемов следует выяснить, каким должен быть музыкант, чтобы понравиться заданному сегменту интернет-аудитории, и что для этого может сделать продюсер.
Также было бы полезным выяснить, насколько понятие конвергенции в целом продуктивно в современных медиаисследованиях. Особенно значимым представляется закрепление терминологических границ между понятиями «конвергенция», «медиатизация», «мультимедийность».
В обозначении возможных направлений дальнейшего развития дискурса, в том числе, заключается ценность нашего исследования. Через весь текст диссертации мы попытались провести мысль о том, что конвергентная музыкальная рецензия является отнюдь не узкоспециальной областью, но полем раннего вызревания ряда тенденций, сегодня охватывающих масс-медиа в целом. Уверены, что современная музыкальная рецензия способная стать отправной точкой для осмысления многих принципиальных проблем, связанных с коммуникацией в сетевом обществе.
1. Адорно Т. Социология музыки: избранное [Текст] / Т. Адорно. - М.; СПб.: Университетская книга, 1998. - 445 с.
2. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 [Текст] / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
3. Барбрук Р Интернет-революция [Текст] / Р Барбрук. - М.: Ад Маргинем Пеесс, 2015. - 91 с.
4. Барт Р Избранные работы: Семиотика: Поэтика [Текст] / Р Барт. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.
5. Брат Р Мифологии [Текст] / Р Барт. - М.: Академический Проект, 2008. - 351 с.
6. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: избранные эссе: под. ред.Здорового Ю.А. [Текст] / В. Беньямин. - М.: МЕДИУМ, 1996. - 239 с.
7. Бодрийяр Ж. Симулякру и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр. - М.: Поступ, 2017. - 320 с.
8. Дебор Г. Общество спектакля [Текст] / Г. Дебор. - М.: Логос, 2000. - 184 с.
9. Деррида Ж. О грамматологии [Текст] / Ж. Деррида. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2000. - 512 с.
10. Засурский Я.Н. Качественная пресса в медийных структурах [Текст] / под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Факультет журналистики МГУ,
2015. - 344 с.
11. Калмыков А. А. Интернет - журналистика: учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности 02.14.00«Журналистика» [Текст] / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. - 383 с.
12. Катаев П.В. Музыкальные интернет-медиа: роль в практиках межкультурной коммуникации [Текст] / П.В. Катаев. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2017. - 68 с.
13. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики / Ю. Кристева [Текст] - М.: РОССПЭН, 2004. - 656 с.
14. Курышева Т.А. Музыкальная журналистика и музыкальная критика: учеб. пособ. для студентов вузов, обучающихся по специальности 02.14.00 «Журналистика» [Текст] / Т. А. Курышева. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 295 с.
15. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л. Леви-Брюль. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 608 с.
16. Ловинк Г. Критическая теория интернета [Текст] / Г. Ловинк. - М.: Ад Маргинем Пресс, Музей современного искусства «Гараж», 2019. - 304 с.
17. Лосев А.Ф. Диалектика мифа: сост., подг. текста, общ. ред. А.А. Тахо-Годи, В.П. Троицкого [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 2001. - 558 с.
18. Маклюэн М. Галактика Гутенберга: сотворение человека печатной культуры [Текст] / М. Маклюэн. - Киев: Ника-Центр, 2003. - 432 с.
19. Малиновский Б. Магический кристалл. Магия глазами ученых и чародеев [Текст] / Б. Малиновский. - М.: Республика, 1992. - 528 с.
20. Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия [Текст] / М. Мюллер, В. Вундт. - М.: Эксмо; СПб.: Terra fantastika, 2002. - 859 с.
21. Набиева Е.А. Рецензия как публицистический жанр: монография: 3-е изд., стер. [Текст] / Е.А. Набиева. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 160 с.
22. Обрист Х.У Краткая история новой музыки [Текст] / Х.У Обрист. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 280 с.
23. Олешко В.Ф. СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти [Текст] / В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко. - М-во образования и наукиРос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 470 с.
24. Олешко Е.В. Конвергентная журналистика: Профессиональная культура субъектов информационной деятельности: учеб. пособ. / Е. В. Олешко; науч. ред. Б. Н. Лозовский. - М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. - 128 с.
25. Олешко В.Ф. Лозовский Б.Н., Градюшко А.А. Профессиональная культура журналиста в условиях медиатрансформаций [коллект. моногр.] / под. ред. М. А. Мясниковой. - М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2020. - 236 с.
26. Потебня А.А. Слово и миф [Текст] / А.А. Потебня. - М.: Правда, 1989. - 624 с.
27. Рейнольдс С. Ретромания. Поп-культура в плену собственного прошлого [Текст] / С. Рейнольдс. - М.: Белое Яблоко, 2015 - 528 с.
28. Сибурк Дж. Машина песен. Внутри фабрики хитов [Текст] / Дж. Сибурк. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 360 с.
29. Сибурк Дж. Nobrow. Культура маркетинга Маркетинг Культуры [Текст] / Дж. Сибурк. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. - 250 с.
30. Стракович Ю. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке [Текст] / Ю. Стракович. - М.: Классика-XXI, 2015. - 368 с.
31. Тайлор Э.Б. Первобытная культура [Текст] / Э.Б. Тайлор - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
32. Троицкий А.К. Poplex: под ред. М. Решетиной [Текст] / А.К. Троицкий.- СПб: Амфора, 2009. - 254 с.
33. Фомичева И.Д. Социология СМИ: учеб. пособ. для студентов вузов [Текст] / И.Д. Фомичева. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 335 с.
34. Фрейд 3. Тотем и табу [Текст] / З. Фрейд. - М.: Олимп; ACT, 1997. - 448 с.
35. Хайдеггер М. Парменид [Текст] / М. Хайдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 382 с.
36. Хайдеггер М. Что значит мыслить? [Текст] / М. Хайдеггер. // Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 134-145.
37. Цветова Н.С. Искусство в массмедиа: учеб. пособ. [Текст] / Н.С. Цветова. - СПб: ВВМ, 2019. - 91 с.
38. Цукерман Э. Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху [Текст] / Э. Цукерман. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. - 336 с.
39. Шеллинг Ф.В. Сочинения в 2-х т. Т 2. [Текст] / Ф.В. Шеллинг. Сост., ред. А.В. Гулыга; Прим. М.И. Левиной и А.В. Михайлова. - М.: Мысль, 1989. - 636 с.
40. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры: 3- e изд. доп. - М.: Ленанд, 2014. - 216 с.
41. Baron J. Thinking and Deciding. 4th Ed. [Текст] / J. Baron. - Cambridge University Press, 2008. - 584 p.
42. Castells M. (Ed.). The Network Society: A Cross-cultural Perspective [Текст] / M. Castells. - Cheltenham: Edward Elgar, 2005. - 464 p.
43. Durkheim E. Pragmatism and Sociology. Trans. by J.C. Whitehouse [Текст] / E. Durkheim. - Cambridge: Cambridge University Press, 1983. - 186 p.
44. Gabriel M., Zizek S. Mythology, Madness, and Laughter: Subjectivity in German Idealism [Текст] / M. Gabriel, S. Zizek. - Continuum, 2009. - 208 p.
45. Hracs B., Seman M. [et al.]. The Production and Consumption of Music in the Digital Age [Текст] / ed. by B. Hracs, M. Seman, T. Virani. - Routledge,
2016. - 306 p.
46. Killebrew K.C. Managing Media Convergence: Pathways to Journalistic Cooperation [Текст] / K.C. Killebrew. - Ames, IA: Blackwell Publishing, 2004. - 232 p.
47. McQuail D. Mass Communication Theory: An Introduction: 3rd ed. [Текст] / D. McQuail. - Sage, London, 1994. - 416 p.
48. Wikstrom P The Music Industry: Music in the Cloud: 2nd ed. [Текст] / P Wikstrom. - Cambridge: Polity Press, 2013. - 224 p.
Словари, справочники, энциклопедии
49. Большой толковый словарь русского языка: А-Я [Электронный ресурс] / РАН. Ин-т лингв. исслед.; Сост., гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб : Норинт, 1998. ИВЕ: ййрз://ди1Ь.ше/й1с1/ки7пе1зоу/бренд (дата обращения: 20.11.2020).
50. Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] ИВЕ: https://bigenc.ru/linguistics/text/2290046(дата обращения: 07.07.2019).
51. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный словарь-справочник (Введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах): 3-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Ф.С. Воройский. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003. - 760 с.
52. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково - словообразовательный [Электронный ресурс] / Т.Ф. - Ефремова М.: Русский язык, 2000. ИВЕ: Ь^У/м^^еЬгешоуа.тЮ (дата обращения: 17.07.2019).
53. Краткая литературная энциклопедия [Текст] / Под. ред. А.А. Суркова. — М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 4: Лакшин - Мураново. - 1967. - С. 876-881.
54. Краткий словарь по социологии [Текст] / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. - М.: Политиздат, 1988. - 479 с.
55. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник [Текст] / Под. ред. Е.Н. Ширяева. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2007. - 840 с.
56. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь: 3-е изд. [Текст] / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Прайм-Еврознак, 2002. - 632 с.
57. Отечественная теория медиа: основные понятия. Словарь / под ред. Е.Л. Вартановой. - М.: Фак. Журн. МГУ, Изд-во Моск. Ун-та, 2019. - 246 с.
58. Словарь русского языка: В 4-х т. [Электронный ресурс] / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. URL: https://gufo.me/dict/mas/рецензия (дата обращения: 06.07.2019).
59. Толковый словарь русского языка [Текст] / сост. Г.О. Винокур, проф. Б.А. Ларин, С.И. Ожегов [и др.]; под ред. проф. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Советская энциклопедия», 1935-1940.
60. Фатеева Н., Паршин П. Интертекстуальность [Электронный ресурс] // Кругосвет: универсальная научно-популярная энциклопедия. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ INTERTEKSTUALNOST.html (дата обращения: 14.05.2020).
61. Фрезер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии [Текст] / Дж. Дж. Фрезер. - М.: ACT; Ермак, 2003. - 781 с.
62. Macmillan Dictionary [Электронный ресурс]. URL: https:// www.macmillandictionary.com(дата обращения: 20.11.2020).
63. Cambridge Dictionary [Электронный ресурс]. URl: https:// dictionary.cambridge.org/dictionary/english/(дата обращения: 17.07.2019).
64. Chandler D., Munday R. Media functions. A Dictionary of Media and Communication: 1st ed. [Электронный ресурс] / D. Chandler, R. Munday. - Oxford University Press, 2016. URL: https://www.oxfordreference.com/view/ 10.1093/oi/authority.20110803100146556 (дата обращения: 1.08.2019).
65. Harcup T. A dictionary of journalism [Текст] / T. Harcup. - Oxford University Press, 2014. - 355 p.
66. Jenkins H. Convergence culture: where old and new media collide [Текст] / H. Jenkins. - NY, London: New York University Press, 2006. - 308 p.
67. Keen A. Digital Vertigo [Текст] / A. Keen. - NY: St Martin's Press, 2012. - 257 p.
Диссертационные исследования
68. Баранова Е.А. Медиаконвергенция как системообразующий фактор трансформации института СМИ: дисс. ...д-ра. филол. наук: 10.01.10 / Баранова Екатерина Андреевна. - Москва, 2018. - 382 с.
69. Геращенко Л.Н. Реклама как миф: автореф. дисс. .д-ра. филос. наук: 24.00.01 / Геращенко Лариса Леонидовна. - Москва, 2006. - 39 с.
70. Дабежа В.В. Феномен вирусной информации в современных сетевых СМИ: автореф. дисс. канд. филол. наук: 10.01.10 / Дабежа Виктория Владимировна. - Воронеж, 2019. - 26 с.
71. Декалов В.В. Концепция коммуникативного капитализма как политическая теория медиа: гносеология и прагматика: автореф. дисс. канд. полит. наук: 10.01.10 / Декалов Владислав Владимирович. - Санкт- Петербург, 2018. иВЕ: https://www.dissercat.com/content/kontseptsiya- kommunikativnogo-kapitalizma-kak-politicheskaya-teoriya-media- gnoseologiya-i-pr (дата обращения: 1.12.2020).
72. Малеева М.А. Миф как социокультурный феномен: автореф. дисс. канд. филос. наук: 24.00.01 / Малеева Мария Ахмедовна. - Черкесск, 2005. - 25 с.
73. Милославская З.А. Современный текст средств массовой коммуникации в аспекте аксиологии журналистики: дисс. канд. филол. наук: 10.01.10 / Милославская Зоя Александровна. - Москва, 2018. - 222 с.
74. Полынов В.А. Содержательные модели сайтов российских информационных агентств у условиях медиаконвергенции: дисс. канд. филол. наук: 10.01.10 / Полынов Василий Александрович. - Москва, 2020. - 182 с.
75. Раздьяконова Е.В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культур: автореф. дисс. канд. филос. наук: 24.00.01 / Раздьяконова Екатерина Владимировна. - Томск, 2009. - 23 с.
76. Семенова А.Э. Образ автора в текстах музыкальной журналистики России: способы воплощения: дисс. канд. филол. наук: 10.01.10 / Семенова Аделина Эдуардовна. - Казань, 2015. - 124 с.
77. Украинская А.В. Современная музыкальная критика и ее влияние на отечественную культуру: дисс. канд. искусствовед: 17.00.02 / Украинская Анна Вадимовна. - Воронеж, 2006. - 223 с.
78. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста: на материале художественного и анимационного кино: дисс. ...д-ра искусствовед: 17.00.02 / Шак Татьяна Федоровна. - Ростов-на-Дону, 2010. - 461 с.
Статьи в научных периодических изданиях
79. Аверинцев С.С. Бахтин и русское отношение к смеху [Текст] /
С.С. Аверинцев. // От мифа к литературе: сб. в честь 75-летия Е.М.
Мелетинского. М.,1993. - С. 341-345.
80. Александрова И.Ю. Социальная суггестия как способ социально-психологического воздействия в процессе рекламной коммуникации [Текст] / И.Ю. Александрова. // Вестник ГУУ - 2015. - № 13. - С. 315-316.
81. Бибихин В.В. Абсолютный миф А. Ф. Лосева [Текст] / В.В. Бибихин. // Начала. - 1994 - № 2-4.
82. Вартанова Е.Л. О современном понимании СМИ и журналистики [Электронный ресурс] / Е.Л. Вартанова. // Медиаскоп. - 2010. - № 1. НЕЕ: Й11р://’№’№№.шеб1азсоре.ги/о-современном-понимании-сми-и-журналистики (дата обращения: 14.05.2017).
83. Волкоморов В. А. Актуальные медиатизированные коммуникативные практики российского цифрового поколения [Текст] / В.А. Волкоморов. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26. № 1 (195). - С. 44-47.
84. Гольденцвайг Г.Д. Создатели музыкального контента в социальных медиа: новое поле коммуникативных возможностей или
самоэксплуатация? [Текст] / Г.Д. Гольденцвайг // Вест. Мос. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2011. - № 2. - С. 177-189.
85. Демчук М.А. Тенденции развития современной музыкальной рецензии [Текст] / М.А. Демчук. // Медиасреда. - 2017. - № 12. - С. 132-135.
86. Дускаева Л.Р., Реймер С.Н. Музыка в газетном тексте [Текст] / Л.Р. Дускаева, С.Н. Реймер // МИРС. - 2010. - № 4. - С. 48-52.
87. Дускаева Л.Р. Стиль музыкального медиадискурса [Текст] / Л.Р. Дускаева // Acta Universitatis Lodziensis. Folia Litteraria Polonica. - 2013. - № 2 (20). - С. 23-32.
88. Загидуллина М.В. «Бог из машины»: человеческое в условиях экспансии механического и электронного [Электронный ресурс] / М.В. Загидуллина. // Новое литературное обозрение. - 2018. - № 1 (149). - С. 428-443 (Web of Science). URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2018/1/bog-iz- mashiny.html(дата обращения: 1.03.2021).
89. Загидуллина М.В. Иконическое и голосовое: глобальная трансформация письменной коммуникации [Текст] / М.В. Загидуллина. // Язык и речь в Интернете: личность, общество, коммуникация, культура: сб.трудов II Международной научно-практической конференции. М.: РУДН. - 2018. - С. 324-330.
90. Загидуллина М.В. Интермедиальность в эпоху тотальной медиатизации: как технологии влияют на литературу и ее теорию [Текст] / М.В. Загидуллина. // Павермановские чтения: Литература. Музыка. Театр. Екатеринбург, Москва: Кабинетный ученый. - 2017. - С. 60.
91. Зорин К.А. Медиасистема как совокупность «информационных торнадо» [Электронный ресурс] / К. А. Зорин. // Медиаскоп. - 2014. - № 4. URL: http://www.mediascope.ru/1655(дата обращения: 18.05.2020).
92. Иванова Н.А. Применение метода свободных ассоциаций в эмпирических социологических исследованиях [Текст] / Н.А. Иванова. // Вестник СПбГУ: Сер. 12. - 2013. - Вып. 3. - С. 116-122.
93. Каблуков Е.В. Музыкальная рецензия в интернет-медиа: специфика репрезентации первичного текста [Текст] / Е. В. Каблуков, А.
B. Тарбеева. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2015. - № 4 (144). - С. 33-41.
94. Кириллова Н.Б. «Виртуальная реальность» и «виртуализация культуры» как концепты современной культурологии [Текст] / Н.Б. Кириллова. // Обсерватория культуры. - 2017. - №14 (5). - С. 524-531.
95. Кириллова Н.Б. Мифотворчество в медиакультуре [Текст] / Н.Б. Кириллова. // Общественные науки и современность. - 2005. - № 5. -
C. 155-165.
96. Кириллова Н.Б., Данилова А.Н. Миф и мифотворчество в экранной культуре как новой парадигме коммуникации [Текст] / Н.Б. Кириллова, А.Н. Данилова. // Вестник ЧГАКИ. - 2019. - №3 (59). - С. 56-66.
97. Киуру К.В. Digital-жанры современного медиатекста: Pin, Insta, Twit [Текст] / К.В. Киуру. // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2016. - №1 (18). - С.39-42.
98. Коломийцева Е.Ю. Музыкальная журналистика в системе социально-культурных процессов [Текст] / Е.Ю. Коломийцева. // Вестник МГУКИ. - 2015. - № 2 (64). - С. 257-260.
99. Лазутина Г.В. Профессиональный анализ журналистского текста как метод научного исследования [Текст] / Г.В. Лазутина. // Вопросы теории и практики журналистики. - 2014. - № 5. - С. 65-73.
100. Лебедев Д.С. Проблема мифа в философии М. Хайдеггера и А.Ф. Лосева [Текст] / Д.С. Лебедев. // Вест. Русской христианской гуманитарной академии. - 2018. - Т. 19. Вып. 3. - С. 59-67.
101. Лисенкова А.А. Идентификационные стратегии и практики в пространстве социальных сетей [Текст] / А.А. Лисенкова. // Российский гуманитарный журнал. 2020. - № 1. - С. 35-41.
102. Лисенкова А.А., Рязанова С.В. Мифологизация виртуального и героизация обыденного в цифровом пространстве [Текст] /А. А. Лисенкова, С.В. Рязанова. // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - № 1. - С. 81-89.
103. Лисенкова А. А. Трансформация идентичности в цифровую эпоху [Текст] / А.А. Лисенкова. // Вопросы философии. - 2020. - №3. - С.65-75.
104. Овсянников В.Г., Пашков М.В. Методологические принципы и методика прикладного социологического исследования [Текст] / В.Г. Овсянников, М.В. Пашков. // Вестник СПбГУ. Сер. 12. - 2012. - Вып. 3. - С. 205-211.
105. Полонский А.В., Андриевская Г.П. Музыкальный Текст и становление языка его описания в русской культуре / А.В. Полонский, Г.П. Андриевская. // Наука. Искусство. Культура. - 2014. - №4. - C. 18-23.
106. Попов А.Ю., Вихман А.А. Когнитивные искажения в процессе принятия решений: научная проблема и гуманитарная технология [Текст] / А.Ю. Попов, А.А. Вихман. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2014. - Т 7. № 1. - С. 5-16.
107. Пригов Д.А. Само-иденти-званство [Текст] / Д.А. Пригов. // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. - 2001. - № 13. - С. 10-32.
108. Распопова С.С. Автор мультимедийного текста [Текст] / С.С. Распопова. // Вестник ЧелГУ. - 2012. - №13 (267). - С. 100-102.
109. Семенова А.Э. Музыкальная журналистика: обращенность к личности [Текст] / А.Э. Семенова. // Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста: материалы Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 17-18 мая 2018 г.). - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. - С. 207-209.
110. Сергеева Т.С. Арт-журналистика и современная Российская культура: ценностно-смысловые доминанты и проблема сохранения человека [Текст] / Т.С. Сергеева. // Вестник ЧелГУ. - 2013. - № 22 (313). - С. 152-156.
111. Стракович Ю.В. Влияние технологий XXI века на трансформацию моделей социального и культурного поведения [Текст] /Ю.В. Стракович. // Ярослав. пед. вест. Сер. Искусствоведение. - 2011. - № 1. Том I (Гуманитарные науки). - С. 215-219.
112. Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности [Текст] / Г.Л. Тульчинский. // Семиозис и культура: философия и феноменология текста. - 2009. - Вып. 5. - C. 7-20.
113. Тульчинский Г.Л. Самозванство, массовая культура и новая антропология [Текст] / Г.Л. Тульчинский. // Человек. - 2008. - № 1. С. 42-46.
114. Тульчинский Г. Л. Total Branding: мифодизайн постинформационного общества. Бренды и их роль в современном бизнесе и культуре [Текст] / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, 2013. - 280 с.
115. Чекушкина Е.Н. Коммуникативная теория Ю. Хабермаса и культура информационного общества [Текст] / Е.Н. Чекушкина. // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 1. - С. 25-27.
116. Шелестюк Е.В. Текстовые категории аргументативности, суггестивности и императивности как отражение способов речевого воздействия [Текст] / Е.В. Шелестюк. // Вестник ЧелГУ. - 2008. - № 30. - С. 170-175.
117. Шутова Т.Н. Миф в теории коммуникативного действия Юргена Хабермаса [Текст] / Т.Н. Шутова. // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - № 4-2(28). - С. 142-148.
118. Arditi D. Digital Subscriptions: The Unending Consumption of Music in the Digital Era [Текст] / D. Arditi // Popular Music and Society. - 2017. P. 1-17.
119. Beck A.T. Thinking and Depression: Idiosyncratic Content and Cognitive Distortions [Текст] / A.T. Beck // Arch. Gen. Psychiatry. - 1963. - Vol. 9. - Р 324-333.
120. Boyd D., Ellison N. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship [Текст] / D. Boyd, N. Ellison // Journal of Computer-Mediated Communication. - 2007. - Issue:13(1), article 11. - P 210-230.
121. Fawkes J., Gregory A. Applying Communication Theories to the Internet [Текст] / J. Fawkes, A. Gregory. // Journal of Communication Management. - 2000. - Vol. 5 (2). P 109-124.
122. Johnson K.M. The Importance of Personal Branding in Social Media: Educating Students to Create and Manage their Personal Brand [Текст] /
K. M. Johnson. // International Journal of Education and Social Science. - 2017. - Vol. 4(1). - P 21-27.
123. Juslin P.N., Harmat L., Eerola T. What makes music emotionally significant? Exploring the underlying mechanisms [Текст] / P.N. Juslin,
L. Harmat, T. Eerola. // Psychology of Music. - 2014. - Vol. 42(4). - P. 503-524.
124. Klebanow A., Wu T. Is Music the Next eBooks? An Antitrust Analysis of Apple's Conduct in the Music Industry [Текст] / A. Klebanow, T. Wu. // Columbia Journal of Law & the Arts. - 2014. - Vol. 39. - P 5-6.
125. Macnamara J. The Continuing Convergence of Journalism and PR: New Insights for Ethical Practice From a Three-Country Study of Senior Practitioners [Текст] / J. Macnamara. // Journalism & Mass Communication Quarterly. - 2016. - Vol. 93(1). - P 118-141.
126. Mulligan M. The Death of the Long Tail. The Superstar Music Economy [Текст] / M. Mulligan. // MIDiA. Insights and Decisions in Action. March 2014. - 20 p.
127. Nanayakkara S., Dissanayake R. Application of Social Media for Personal Branding: A Conceptual Review [Текст] / S. Nanayakkara, R. Dissanayake. // The International Journal of Business & Management. - 2020. - Vol. 8 (1). - P 153-160.
128. Park J., Williams A., Son S. Social Media as a Personal Branding Tool: A Qualitative Study of Student-Athletes’ Perceptions and Behaviors[Текст] / J. Park, A. Williams, S. Son. // Journal of Athlete Development and Experience. - 2020. - Vol. 2(1), article 4. - P 51-68.
129. Power D., Hallencreutz D. Competitiveness, Local Production Systems and Global Commodity Chains in the Music Industry: Entering the US Market [Текст] / Power D., Hallencreutz D. // Regional Studies. - 2007. - Vol. 41(3). - P 377-389.
130. Toplak M. E., West R. F., Stanovich, K. E. The Cognitive Reflection Test as a Predictor of Performance on Heuristics and Biases tasks. Memory & Cognition [Текст] / M. E. Toplak, R. F. West, K. E. Stanovich. - 2011. - Vol. 39. - P 1275-1289.
131. Tversky A., Kahneman D. Judgment under uncertainty. Heuristics and biases [Текст] / A. Tversky, D. Kahneman. // Science. - 1974. - Vol. 185 (4157). Р 1124-1131.
Электронные ресурсы
132. Алишер Моргенштерн (Morgenshtern) / 40 самых успешных звезд России до 40 лет [Электронный ресурс] // Forbes. - 2020. - URL: https:// www.forbes.ru/profile/398209-alisher-morgenshtern-morgenshtern(дата обращения: 7.12.2020).
133. Бевз И., Родин А., Житкова В. и др. «Чертов гений»: как 22¬летний блогер из Уфы стал новой рэп-звездой России [Электронный ресурс] // Forbes. - 2020. - 13 марта. URL: https://www.forbes.ru/karera-i- svoy-biznes/394877-chertov-geniy-kak-22-letniy-bloger-iz-ufy-stal-novoy-rep- zvezdoy-rossii(дата обращения: 7.12.2020).
134. Бирюкова Е. Вышивка. «Буковинские песни» Леонида Десятникова доехали до Москвы [Электронный ресурс] // Colta. - 2019. - 3 окт. URL: https://www.colta.ru/articles/music_classic/19312-vyshivanka(дата обращения: 26.07.2019).
135. Гинтовт Г., Боровец А., Сиразутдинов С. Релизы месяца: апрель 2019 [Электронный ресурс] // Сторона. - 2019. - 5 апр. URL: http://
muzstorona.ru/music/relizy-mesyatsa-aprel-2019/ (дата обращения:
31.07.2019).
136. Горбачев А. Арсений Креститель, «23» [Электронный ресурс] // Новая музыка. Максимально коротко. - 2019. - 16 июля. URL: https://t.me/ musicinanutshell (дата обращения: 2.08.2019).
137. Максимов И. Олег Нестеров: красота идет с небес [Электронный ресурс] // RMA. - 2006. - 19 окт. URL: https://www.rma.ru/show/smi/93/(дата обращения: 1.03.2021).
138. Завьялов В. Моргенштерн - это Шнур для зумеров. Но «Легендарная пыль» - проходной альбом [Электронный ресурс] // Палач. - 2020. - 21 янв. URL: https://click-or-die.ru/2020/01/morgenshtern- eto-shnur-dlya-zumerov-no-legendarnaya-pyl-prohodnoj-albom/(дата обращения: 7.12.2020).
139. Мирошниченко А. Сервисы ленивого авторства [Электронный ресурс] // Московские новости - 2012. - 31 июля. URL: http://www.mn.ru/ oped/columns/83317 (дата обращения: 11.12.2019).
140. Михайлов Я. «Качает, потому что дерьмо» - Моргенштерн как стихия рынка, воплотившаяся в человеке [Электронный ресурс] // Colta. - 2020. - 16 нояб. URL: https://www.colta.ru/articles/society/25937-yaroslav- mihaylov-dud-i-morgenshtern-generation-gap-ne-pri-chem-otvet-na-naste- usachevoy(дата обращения: 7.12.2020).
141. «На изображении может находиться: один или несколько человек и шляпа». Instagram и Facebook помечают фотографии - многие узнали об этом из-за сбоя в их работе [Электронный ресурс] // Meduza. - 2019. - 7 июля. URL: https://meduza.io/feature/2019/07/04/na-izobrazhenii-mozhet- nahoditsya-odin-ili-neskolko-chelovek-i-shlyapa(дата обращения: 04.07.2019).
142. Недавшковский А. 12 фактов про Morgenshtern - видеоблогера, пародирующего русский рэп [Электронный ресурс] // The Flow. - 2018. - 12 марта. URL: https://the-flow.ru/features/morgenshtern-12-facts(дата обращения: 7.12.2020).
143. Рахманова Ю. «Легендарная пыль» Моргенштерна - дно по смысловой и музыкальной нагрузке. Но интереснейший медийный акт [Электронный ресурс] // The Village. - 2020. - 21 янв. URL: https:// www.the-village.ru/weekend/musika/372359-morgenshtem(дата обращения: 7.12.2020).
144. Солберецкие. The Bellingcat и The Insider удалось подтвердить причастность Петрова и Боширова к спецслужбам [Электронный ресурс] // The Insider. - 2018. - 14 сент. URL: https://theins.ru/politika/117161 (дата обращения: 04.07.2019).