Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ПОЛИКОДОВЫХ ЖУРНАЛИСТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Л. Г. ПАРФЕНОВА

Работа №102545

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

журналистика

Объем работы233
Год сдачи2021
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
192
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования поликодовости в документальном визуальном журналистском произведении 19
1.1 Дискурсивно-семиотический подход к изучению поликодовых
журналистских аудиовизуальных произведений 19
1.2 Жанровые и форматные границы аудиовизуальной журналистики ... 37
Глава 2 Использование возможностей поликодовых форматов в творчестве
Л. Г. Парфенова 59
2.1 Феномен аудиовизуальных произведений Парфенова: медиакритика,
поляризация мнений, эпигонство 59
2.2 Дискурсивно-семиотический анализ документальных журналистских
произведений Л. Г. Парфенова 88
Заключение 127
Список литературы 135
Приложения 188
Приложение I. Увольнение с НТВ 188
Приложение II. Анализ цикла «Намедни - наша эра. 1961-2003 гг.» 190
Приложение III. Ключевые дискурсивные техники и семиотические коды цикла «Российская Империя» 208
Приложение IV. Анализ фильма «Война в Крыму - все в дыму» 213
Приложение V. Послойный анализ контента через точки внимания в трейлере «Хребет России» 217
Приложение VI. Формат докудрамы «Зворыкин-Муромец» 222
Приложение VII. Фильмография Л. Г. Парфенова 225
Приложение VIII. Интервью Л. Г. Парфенова, данное автору исследования в 2007 году 229


Аудиовизуальная журналистика сегодня является инструментом, при помощи которого современная картина мира фиксируется с наибольшей широтой и полнотой. Аудиовизуалистика не просто отражает, но и формирует современную культуру. Особый аудиовизуальный язык как родовой признак экранного искусства легко проникает в любые слои культуры благодаря простой форме трансформации информации в образы при помощи видеотехнологий. Посредством визуализации экранная журналистика воздействует как на зрительское сознание, так и на подсознание, образы воспринимаются и когнитивно, и эмоционально.
Визуальный язык формировался в двух плоскостях: словесной, пришедшей из литературы и театра, и пластической (изобразительное искусство и кино)1. Новые технологии позволили соединить контент воедино, создав язык аудиовизуальных образов, в том числе актуальный и для документалистики. Документальная основа перешла на новый уровень достоверности, получив «окно в реальность», по выражению В. Саппака. Феноменом современности является тот факт, что среда размещения визуального контента не имеет большого значения, будь то телевизионный экран, интернет-пространство или мобильный гаджет. Способ смотрения визуальных произведений вторичен, главное - контент, содержание, смыслы, множественность которых и предопределяет поликодовый характер аудиовизуальных произведений. Медиасреда (классическая или «новая») - лишь способ доставки контента потребителю при условии простой адаптации под особенности размещения и смотрения. Именно умение журналиста произвести творческий контент, в котором уже заложена адаптационная гибкость под разные мультимедийные форматы, является наивысшей профессиональной ценностью в сегодняшнем видеопроизводстве1.
Опыт креативного видеопроизводства в современной документальной журналистике, накопленный эмпирическим путем, требует теоретизирования, концепирования и научного осмысления. Именно это определило выбор темы диссертации и ее актуальность.
Визуальные возможности видеопроизводства развиваются стремительнее эстетики и теории кинематографа. Кинематограф является родственным, но не идентичным визуальной журналистике, у нее имеются свои родовые признаки. С нашей точки зрения, будет плодотворным для развития теории журналистики проанализировать особенности средств выражения и отдельных приемов, заимствованных визуальной журналистикой и документалистикой у кинематографа и других медиа. Категория аудиовизуального языка предопределяет обращение к композиции теле/видео журналистского продукта как к особому синтаксису этого языка. Особую актуальность приобретают здесь пространственно-временные параметры. На первый план выходит монтаж как особый способ художественно-образного мышления (или, собственно, синтаксис аудиовизуального языка). Именно эта сторона визуализирования журналистского контента в рамках видеодокументалистики находится в центре внимания автора диссертации.
При этом ключевым понятием предпринятого исследования является поликодовость - конвергенция в рамках одного эстетического объекта (в диссертационном исследовании - документального фильма / проекта) элементов множества семиотических систем, формирующих единство восприятия и специфику смыслоизвлечения. Поликодовость предполагает рассмотрение журналистского произведения как комплекса элементов и способов их связей, при этом элементы могут быть рассмотрены как единицы языка (его морфология), а специфические приемы склейки и монтажа - как связи между ними (его синтаксис).
Триединая структура видеоинформации, воздействующая на зрителя через визуальный, аудиальный и понятийный каналы, предопределяет цель исследования - выявить специфику аудиовизуального языка современной поликодовой документальной журналистики как совокупности элементов (фигур и приемов), формирующих информационные и ценностные смыслы.
Такой подход к визуализации снимает противопоставление, на первый взгляд, противоположных по воздействию на зрителя функций экранного произведения, таких, как развлечение, с одной стороны, и информирование, смыслопорождение, формирование ценностей - с другой. Центральное место в исследовании занимает творчество российского журналиста- видеодокументалиста Л. Г. Парфенова, в работах которого реализуются актуальные тренды аудиовизуального языка современной журналистики.
Цель определяет задачи исследования:
1) выяснить эпистемологический потенциал понятия поликодовости применительно к документальной аудиовизуальной журналистике;
2) обозначить форматно-жанровые границы документального
экранного произведения как особой сферы журналистики;
3) определить роль и место Л. Г. Парфенова в формировании
современной эстетики документальной аудиовизуальной журналистики;
4) охарактеризовать специфику аудиовизуального языка документального журналистского контента в поликодовых единствах (на основе творчества Л. Г. Парфенова).
Объект исследования - журналистский поликодовый контент документальных аудиовизуальных произведений.
Предмет - поликодовое единство, элементы (фигуры, морфология) и монтаж (приемы, синтаксис) аудиовизуального языка документальных журналистских произведений Л. Г. Парфенова.
Теоретико-методологическая база. Теоретики «старой» школы, первооткрыватели кинематографа С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин, Л. В. Кулешов, М. И. Ромм, А. Г. Соколов, называли монтаж вершиной визуального творчества. Искусствоведы К. Э. Разлогов, С. И. Фрейлих, М. Б. Ямпольский искали в экранных образах особые принципы построения. Семиотики и структуралисты Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов, B. Б. Шкловский предполагали, что экранный язык может быть изучен по аналогии с вербальными семиотическими системами. Исследователи Р. А. Борецкий, Э. Г. Багиров, А. С. Вартанов, С. А. Муратов изучали проблемы содержания современных визуальных произведений. Ученые Е. В. Дуков, М. В. Загидуллина, Н. Б. Кириллова, К. В. Киуру, Г. В. Лазутина, Б. Н. Лозовский, М. А. Мясникова В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко, C. С. Распопова, Л. Г. Свитич, В. Л. Цвик рассматривали журналистский контент, систематизируя понятия жанра и формата, в том числе применительно к аудиовизуальной журналистике.
Социально-значимые аспекты журналистики в целом и видеодокументалистики в частности рассматривают М. Э. Прайс, И. М. Дзялошинский; коммуникативно-экономические - Е. Л. Вартанова, С. Н. Ильченко, М. И. Кривошеев, культурологические и технологические - М. А. Бережная, А. Я. Дмитриев, А. Г. Качкаева, М. А. Мясникова, А. Е. Пескин, В. Н. Попантопуло.
Функциям визуальной информации интернет-технологиям посвящены исследования М. М. Лукиной, Б. М. Сапунова, И. Д. Фомичевой. Технологии общественного телевидения рассмотрены в работах Е. Л. Вартановой, А. Г. Качкаевой, К. Е. Коренчук. Л. Е. Кройчик, С. С. Распопова, А. А. Тертычный, В. Л. Цвик исследуют проблемы диффузных процессов современных форматов и жанров. Мультимедийные медиасистемы представлены в трудах медиаисследователя А. Г. Качкаевой, мультимедийного практика А. А. Мирошниченко, мультимедийного продюсера О. В. Силантьевой и многих других аналитиков.
Необходимость в объединении теоретических наработок и практических наблюдений действующих журналистов, применяющих современные технологии в своей практической работе, не вызывает сомнений . Корреляция достижений ученых с передовой журналистской практикой на примере творчества мультимедийного журналиста Леонида Парфенова и лежит в основе исследования.
Методологическая основа работы определена междисциплинарным характером исследования и основана на дискурсивно-семиотическом анализе с учетом культурно-исторического, социокультурного, историко-хронологического, структурно-типологического подходов к объекту и предмету исследования. Основной метод дискурсивного направления семиотического анализа современных визуальных поликодовых документальных произведений дополняется анализом контента журналистских видеоматериалов, методом форматной классификации и системной типологизации, а также биографико-контекстным методом анализа творчества конкретного журналиста в аспекте исследовательских задач диссертации.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросами экранного языка занимались такие известные исследователи, как Л. В. Кулешов, В. И. Пудовкин, М. И. Ромм, С. М. Эйзенштейн, режиссер кино и телевидения А. Г. Соколов, представители семиотического направления Ю. М. Лотман, Ю. Н. Тынянов, В. Б. Шкловский. В области визуалистики - К. Э. Разлогов, С. И. Фрейлих, М. Б. Ямпольский, С. И. Симакова. По вопросам журналистского контента важны исследования таких авторов, как Г. В. Лазутина, Б. Н. Лозовский, М. А. Мясникова, В. Ф. Олешко, Л. Г. Свитич, В. Л. Цвик, И. М. Удлер.
Распространение мультимедийных форматов и развитие мультимедийного сторителлинга восходит к расцвету так называемых новых медиа и визуальному повороту в культуре1. Диссертационная работа опирается на теоретическую основу, описанную в трудах Ж. Бодрийяра, М. Маклюэна, исследователей отечественной журналистики В. В. Егорова, С. Н. Ильченко1, М. Ф. Ненашева, М. В. Загидуллиной, рассматривающих предпосылки и следствия появления новых медиа как условия развития поликодовости. Также вопросы поликодового единства затронуты в трудах Е. А. Барановой, Е. Л. Вартановой, А. Г. Качкаевой, А. А. Мирошниченко. Рассуждения о мультимедийном формате можно найти в трудах В. В. Абашева и М. П. Абашевой, М. В. Загидуллиной, И. Н. Кемарской, М. М. Лукиной11, О. В. Силантьевой и других. В рамках биографико-контекстного подхода важное значение имеют исследования, направленные на выявление особенностей и роли творческого начала в журналистской деятельности, персонального мастерства журналистов (обобщения и обзоры этого направления можно найти в трудах Г. В. Лазутиной, М. А. Мясниковой, В. Ф. Олешко, Е. В. Олешко, С. С. Распоповой, Л. Г. Свитич, И. А. Фатеевой и других).
Диссертация вносит определенный вклад в изучение этих аспектов; в исследовании детально анализируется применение мультимедийных инструментов в аудиовизуальных журналистских произведениях Леонида Парфенова в контексте рассмотрения их как поликодовых единств.
Научная новизна. Впервые комплексно и системно исследован и проанализирован персональный творческий вклад ведущего российского журналиста-документалиста в развитие отечественной журналистики в историческом, типологическом, креативно-эстетическом аспектах. Выявлены социально-исторические предпосылки становления современного этапа визуализирования нарратива1, выраженного в синкретичной подаче, компоузинге художественных, документальных, постановочных, хроникальных, репортажных приемов, что создало условия для качественно нового восприятия современных документальных проектов в целом. В работе предложена оригинальная авторская классификация элементов (фигур) и способов их компоновки (приемов) в аудиовизуальном документальном единстве журналистского произведения через технологические (мультимедийные) и формирующие (поликодовые) основания. Описан и проанализирован новый способ развития нарратива через узловые события - аккумулирующие точки внимания, позволяющие поддерживать зрительскую эмоциональную вовлеченность в разворачивающуюся на экране документальную картину. Исследование вносит вклад в развитие представлений о роли экранных искусств в современной практической журналистской деятельности.
Теоретическая значимость исследования. В работе предложено системное описание дифференцированных мультимедийных приемов, извлеченных из поликодовых единств, что позволило упорядочить и систематизировать представления об аудиовизуальном языке журналистских произведений. В научный оборот вводится новое теоретическое понятие - точка внимания. Так предлагается называть единицу языка визуального повествования, которая понимается как хронотопное поликодовое единство различных семиотических систем (визуальной, аудиальной, текстовой) в их кульминационном компоузинге, как правило, обладающим наибольшим воздействием на зрителя и являющимся ключом к раскодированию смыслов поликодового высказывания. Определены и уточнены такие дефиниции, как мультимедийные приемы и поликодовый формат . Предлагается деление приемов мультимедийного сторителлинга и форматов на два типа: технико-технологический и формирующий. Под технико-технологическим подходом понимается применение современных цифровых достижений (графические решения, видеодизайн, шумомузыка, субтитрирование, световые и цветовые эффекты и другие), а также технология их применения, компоузинг в монтажной фразе для достижения эмоционального эффекта. Формирующий подход выявляет специфику журналистского дискурса, особенности современного языка повествования, жанровые границы диалога со зрителем, стилистические приемы актуального сторителлинга, тип повествования, тональность, степень достоверности, эмоциональной и личной вовлеченности при выстраивании отношений между автором журналистского произведения и потребителем экранной продукции.
Практическая значимость исследования. Предлагаемое исследование вносит вклад в упорядочивание и систематизацию представлений о производстве смыслов в монтаже и цифровых элементах аудиовизуального языка современной документалистики (на примере журналистских произведений Л. Г. Парфенова), а также предлагает описание практического алгоритма визуализации журналистских произведений (как технико-технологической, так и формирующей). Результаты исследования могут быть использованы в практических сферах журналистского производства, в том числе в области авторской журналистики, в области продакшна, инженерами монтажа, графическими видеодизайнерами, режиссерами визуальных эффектов. Сфера практического применения может быть расширена для операторов-постановщиков при адаптации литературных сценариев в аудиовизуальное современное документальное произведение с применением достижений в области использования и применения компоузинговых решений. Научные результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, могут быть использованы в различных курсах, направленных на формирование профессиональных компетенций будущих журналистов.
Материал исследования: программы, фильмы и интернет-проекты Л. Г. Парфенова с 1987 по 2021 гг. Основное внимание в работе сосредоточено на следующих визуальных произведениях: «Намедни. Наша эра. 1961-2003» (телеканал НТВ, 1997-2003 гг.) - 43 видео, 1932 минуты; «Российская Империя» (телеканал НТВ, 2000-2003 гг.) - 16 видео, 960 минут; «Война в Крыму - все в дыму» (Первый канал, 2005 г.) - 4 видео, 152
минуты; «Хребет России» (Первый канал, 2009 г.) - 4 видео, 160 минут; «Птица-Гоголь» (Первый канал, 2009 г.) - 2 видео, 150 минут; «Зворыкин-Муромец» (Первый канал, 2010 г.) - 2 видео, 141 минута; «Глаз Божий» (Первый канал, 2012 г.) - 2 видео, 152 минуты; «Цвет нации» (Первый канал, 2013 г.) - 1 видео, 79 минут; «Русские евреи» (трилогия для кинопроката, 2016-2917 гг.) - 3 видео, продолжительность 337 минут. Также отсмотрены все выпуски видеоблога «Parfenon» (YouTube, 2018-2021 гг.), состоящего из 4-х сезонов (1-й сезон - 15 видео, 2-й сезон - 11 видео, 3-й сезон - 9 видео и 4-й сезон - 5 видео; всего 42 видео, общая продолжительность - 1230 минут); 6-ти циклов фильмов (Намедни 1946-1951 - 6 видео, 1952-1960 - 9 видео, 2004-2010 - 7 видео; НМДНИ 2011-2015 - 5 видео, НМДНИ 2016-2020 - 6 видео, 1921-1925 - 1 видео; итого 34 видео, общая продолжительность - 2594 минуты); 10-ти прямых эфиров продолжительностью 642 минуты. Общий объем видеоматериалов исследования составил 8529 минут (или 142 часа 09 минут). Кроме того, исследована и упорядочена критика журналистского творчества Парфенова, также ставшая материалом проведенного исследования.
Научные положения, имеющие научную новизну и выносимые на защиту:
1. Для исследования аудиовизуального языка журналистики перспективным является применение дискурсивного направления семиотического анализа современных поликодовых документальных произведений (дискурсивно-семиотический подход). Семиотический аспект данного подхода позволяет обнаруживать смыслы, закодированные в аудиовизуальном произведении, а дискурсивный - обнаруживать (выявлять) приемы, ведущие к раскодированию этих смыслов в рамках новых форматных продуктов. Совпадения кодов автора и зрителя (эффект сонастройки) возникает при общности дискурса, что достигается поликодовым единством художественно-выразительных средств и монтажных приемов. Таким образом, сочетание семиотического (выявление смыслов) и дискурсивного (направленного на обнаружение приемов) аспектов эффективно для исследования визуализированной журналистской документалистики.
2. Дефиниция «точка внимания» позволяет теоретически охватить такой феномен, как эмоциональное узнавание; дискурсивно адекватную замыслу автора раскодировку поликодового послания; объясняет эффект интеллектуально-эмоционального согласия зрителя со смыслами, транслируемыми в журналистском произведении, в ключевой, реперной точке, узловом событии произведения. Точка внимания характеризуется концентрированным воздействием на зрителя, является единицей аудиовизуального потока, обладающей качественными характеристиками, определяющими особенности нарратива (степень его плотности и насыщенности), а также выступает маркером зрительского внимания.
3. Выявление форматно-жанровых признаков современного поликодового журналистского произведения опирается на их отнесение к одному из двух типов: формирующему и технико-технологическому. Формирующий тип признаков выявляет содержательную специфику журналистского дискурса, стилистические особенности языка современного сторителлинга (тип повествования, тональность), его хронотопное единство. Технико-технологический тип признаков понимается как проявление мультимедийности, использование технических приемов и новаций монтажа с точками внимания как главными узлами режиссерского компоузинга (графические решения, видеодизайн, шумомузыка, интершумы, субтитрирование, световые и цветовые эффекты).
4. Аудиовизуальные медиапродукты, созданные Л. Г. Парфеновым, представляют собой актуальный форматный опыт, знаменующий определенный этап в развитии отечественной документальной видеожурналистики, характеризующийся переходом от последовательных документальных нарративов к дискретным, ориентированным на эвристический подход к документальному и историческому материалу, формам аудиовизуального языка; использованием широкой палитры приемов, направленных на вовлечение зрителя в активно-познавательное восприятие истории в многообразии смыслов, заложенных в произведение. Эффективность форматного опыта Л. Г. Парфенова подтверждается высоким зрительским интересом и тиражированностью его новаций в современной отечественной журналистике.
5. Типология поликодовых журналистских произведений исследуемого автора основана на принципах исторического хронотопа и форматно-технологической среды, связанной с площадками размещения документального журналистского контента (цикловые ТВ-программы, ТВ-фильмы, фильмы для кинопроката и интернет-проекты). Отбор исторического материала с последующей визуализацией информации производится журналистом на основе калейдоскопной непрерывности событий, их социально-бытовой нелинейности и соразмерности с вехами в жизни социума и персон, включенных в фокус внимания автора. Форматно-технологическая основа представляет собой адаптацию аудиовизуального продукта под площадку размещения с учетом особенностей аудитории, различий в типе и способе смотрения. При этом ключевой особенностью документалистики Л. Г. Парфенова остается принцип дискретного хронотопирования материала, организованного вокруг точек внимания, сохраняющийся на любых платформах и в любых форматах.
Степень достоверности научных результатов обусловлена опорой на широкий круг источников, включающий научные исследования как в области журналистики, так и смежных отраслей науки, а также материалов, отражающих рефлексию практиков-журналистов и медиакритиков (рецензий, интервью в различных изданиях). Исследование выполнено на основе анализа всех основных визуальных произведений Л. Г. Парфенова, а также критических статей о нем в различных периодических изданиях, с учетом комментариев пользователей и подписчиков, рецензий в профильных изданиях («Искусство кино», «Кинопоиск» и др).
Апробация. Основные положения работы нашли отражение в выступлениях автора на внутривузовских, региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях. За продолжительное время работы над диссертационным исследованием (2004-2021 гг.) состоялось очное участие в следующих конференциях:
- внутривузовские и региональные: 16 научно-практических конференций преподавателей журналистики (Челябинск, ЧелГУ, ежегодно с 2004 года по настоящее время); 5 ежегодных научно-практических конференций-рафтинг преподавателей факультета журналистики (Челябинск, ЧелГУ, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010 гг.);
- всероссийские: 2 летних школы по журналистике и массовым коммуникациям «Конвергенция в электронных СМИ: методики преподавания» (Москва, МГУ, 2005 и 2007 гг.), конференция PMMIS Post massmedia in the modern informational society «Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы» (Челябинск, ЧелГУ, 2019 г.);
- международные: I международная научно-практическая конференция
«Пользовательский контент в современной коммуникации» (Челябинск, ЧелГУ, 2021 г.), три международных научно-практических конференций «MEDIAОбразование» (Челябинск, ЧелГУ, 2017, 2018, 2019 гг.), международная научно-практическая конференция «Десятые Аркаимские чтения “Горизонты цивилизации”» (Челябинск, ЧелГУ, 2019 г.), I международная научно-практическая конференция «Визуальные медиакоммуникации и реклама: новые технологии и методология исследований» (Челябинск, ЧелГУ, 2018 г.), международная научно-практической конференция «Приоритеты массмедиа и ценности профессии журналиста» (Екатеринбург, УрФУ, 2018 г.), международная научно-практическая конференция «Журналистика в 2016 году: творчество, профессия, индустрия» (Москва, МГУ, 2017 г.), международный научный форум «Медиа в современном мире. 56 е Петербургские чтения» (Санкт-Петербург, СПбГУ, 2017 г.), III международная научно-практическая конференция «СМИ - Общество -Образование: риски и эффекты социальных медиа» (Челябинск, ЧелГУ, 2017 г.), международная научно-практическая конференция с международным участием «Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи» (Екатеринбург, УрФУ, 2017 г.), международная научно-практическая конференция «Рекламное и РЯ-образование в условиях информационно-технологических перемен: актуальные вопросы и тренды» (Челябинск, ЧелГУ, 2016 г.), международная научно-практическая конференция, посвященная 75-летию журналистского образования на Урале «Российские СМИ и журналистика в новой реальности» (Екатеринбург, УрФУ, 2011 г.), «Провинциальный мегаполис в современном информационном обществе» (Челябинск, ЧелГУ, 2010 г.), второй Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, Российский институт культурологии, 2008 г.), международная научно-практическая конференция «СМИ - Общество - Образование: модели взаимодействия» (Челябинск, ЧелГУ, 2007 г.), международная научно-практическая конференция «Речевая агрессия в современной культуре» (Челябинск, ЧелГУ, 2005 г.).
Материалы проведенных исследований регулярно используются также в курсе лекций по практической визуальной журналистике, на практических занятиях по технике и технологии СМИ, в подготовке выпусков телепрограммы учебного телевидения в Челябинском государственном университете, подготовке творческих выпускных квалификационных работ и курсовых работ студентами, а также при подготовке студентов к участию в научных конференциях и написании докладов. Являясь действующим журналистом, автор исследования также применяет полученные практические результаты проведенной работы при создании собственных аудиовизуальных материалов.
Структура и объем: работа состоит из введения, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, библиографического списка, включающего 428 наименований, и восьми приложений. Общий объем работы 233 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное диссертационное исследование посвящено анализу творчества Л. Г. Парфенова. Понимая, что журналистская деятельность практически неотделима от личности автора, мы стремились проанализировать поликодовые произведения вышеупомянутого автора, выявить их специфические черты, оценить вклад Парфенова в развитие визуальной журналистики, выделить мультимедийные приемы, благодаря использованию которых Парфенов транслирует аудитории смыслы своих документальных фильмов.
Поставленная в диссертационной работе цель: выявить специфику аудиовизуального языка современной поликодовой видеодокументалистики как совокупности элементов (фигур и приемов), формирующих информационные и ценностные смыслы - достигнута, определяемые целью задачи решены в полном объеме, а именно:
1) Для выяснения сути понятия «поликодовость» применительно к современным авторским тележурналистским документальным проектам был проанализирован ряд научных исследований, где предлагались различные подходы к данному термину; было установлено, что наибольшим потенциалом для исследований документалистики обладает семиотический подход, согласно которому в высказывании кодируются смыслы, а само понятие «поликодовость» преодолевает узость формального подхода, изначально связанного с этим термином (изображение и текст). Поликодовость, понимаемая как множественность смыслов, «упакованных» автором в произведении, позволяет видеть, как организуется такое произведение: самые разные смыслы должны, во-первых, обрести свое воплощение в различных способах и приемах (то есть элементах произведения и их монтажном соединении), а во-вторых, образовать единство, обеспечивающее цельность и законченность высказывания. Таким образом, поликодовый характер документальных авторских произведений предопределяет дискурсивно-семиотический подход к исследованию таких единств. В диссертации ключевые произведения Парфенова были последовательно проанализированы как поликодовые единства: определялись дискурсивные техники (технико-технологический тип признаков произведения), а затем извлекались коды - смыслы отдельных элементов - в составе целого произведения. Пошаговый и послойный анализ произведений Л. Г. Парфенова позволил обнаружить в его творческом арсенале десятки приемов, раскрывающих глубину смыслов его документальных проектов. Эффективность дискурсивно-семантического подхода выразилась в последовательном сопоставлении работы приемов разных уровней произведения и интерпретации их смысловой наполненности. В ходе дискурсивно-семиотического анализа автором диссертации выявлены узлы «сонастройки» зрителя с автором - точки внимания, представляющие собой моменты концентрированного воздействия на зрителя. Дискурсивно-семиотический подход обеспечивает возможность обнаружения таких точек внимания и продвижения с помощью интерпретации маркированных ими эпизодов к смыслам, заложенным в произведении.
2) В ходе исследования установлено, что форматно-жанровые признаки документального журналистского произведения могут быть отнесены к формирующему (ориентированному на специфику содержания) или технико-технологическому (ориентированному на дискурсивные техники мультимедийной коммуникации) типам. Успешность аудиовизуального произведения обеспечивается синтезом признаков обоих типов, их взаимообусловленностью. Содержательные (смысловые) коды документального произведения транслируются зрителю с помощью приемов, включающих как собственно элементы нарратива, так и способы их объединения в целое. Замысел автора произведения становится доступным считыванию и анализу благодаря точкам внимания, где ансамбли признаков произведения концентрируются, сгущаются и обеспечивают «обнажение приемов» и смыслов.
3) В работе определены роль и место Л. Г. Парфенова в развитии
отечественной документальной журналистики как особого жанрово-форматного феномена, в том числе: создание масштабных документальных проектов о прошлом, обладающих значительным смысловым ориентиром на настоящее и позволяющих журналисту вовлекать аудиторию в процессы критического переосмысления исторических стереотипов; актуализация эвристического подхода к документальному нарративу, строящемуся как исследование документального материала, которое ведущий ведет вместе с своими зрителями; расширение границ собственно журналистских жанров, в том числе актуализация репортажных техник в пространстве исторического материала; применение технико-технологических фильтров в отборе материала для сюжетов, в том числе с позиций «телегеничности» их визуальной составляющей; «упаковка» множества смыслов в концептуальный нарратив, обеспечивающий создание поликодовых единств, в которых различные смыслы, транслируемые с помощью мультимедийных приемов, сопрягаются в общую идею, транслируемую зрителю всем произведением как единым целым.
4) Исследование специфики аудиовизуального языка творчества Л. Г. Парфенова в рамках дискурсивно-семиотического подхода позволило выявить в его произведениях систему гибких и постоянно варьирующихся приемов «упаковки» смыслов, одновременно реализующую уникальный авторский стиль журналиста и в то же время отличающуюся подвижностью и новациями, нарушающими горизонт ожидания зрителя и укрепляющими интерес к документалистике, создаваемой Л. Г. Парфеновым.
В исследовании на передний план мы поставили монтаж как особый способ мышления (или, собственно, синтаксис аудиовизуального языка). При этом ключевым понятием предпринятого исследования мы обозначили поликодовость - конвергенцию в рамках одного эстетического объекта (в предлагаемом исследовании - документального фильма/проекта) множества смыслов как элементов нескольких семантических систем, формирующих единство восприятия. Таким образом можно говорить о поликодовом единстве как о многосмысленности, многозначности, мультимедийности и многоплатформенности воплощения. Такие приемы, благодаря своей продуктивности, закрепляются в виде шаблона (формата) и тиражируются в дальнейшем.
Таким образом, нами применен новый теоретический подход к эстетике визуализации, исключая разрыв или противопоставление разнонаправленных функций экранного зрелища (в первую очередь, развлечения, с одной стороны, и информирования, смысловыявления, формирования ценностей - с другой). При этом возникает социально-культурная обусловленность и историческая системность восприятия при раскодировки прорисованных автором образов.
Для более четкого понимания законов реализации и репрезентации поликодовости в журналистском произведении, был изучен и применен дискурсивно-семиотический подход при анализе аудиовизуальных работ. С его помощью были обозначены границы аудиовизуального языка, предприняты попытки формирования «алфавита образов», знаковых обобщенных визуальных фраз. Особое значение в научной работе уделено монтажу изображения, конструированию монтажной фразы, подчеркивается важность каждого кадра как монтажной ячейки, при раскадровке воспринимаемого как образ.
В диссертации обосновано, что знаковая визуальная система состоит из крупных форм - монтажных фраз. Специфика организации контента, его поликодовое единство с квинтэссенцией в точке внимания предлагается считать новым уровнем развития современных журналистских произведений (его морфологией), а связи между ним, специфические приемы динамического визуального дискурса, воплощенного в монтаже (синтаксисом).
Важным в диссертационном исследовании является ввод термина «точка внимания», под которым мы понимаем реперное восприятие (фокализацию) и фиксацию образов в экранных произведениях в момент сонастройки пространственно-временных импульсов воображения и эмоций творца и зрителя, что ведет к совпадению переживаемых эпизодов трансформированной действительности. Эффект (специфический признак) «точки внимания» - четкое попадание сконструированного эмоционального мыслеобраза в понятный дискурс зрителя и раскодировка поликодового послания с желаемым для отправителя результатом.
На основании эмпирических данных подтверждается гипотеза о том, что эталонная, форматная комбинация выявленных элементов поликодового единства, получившая высокий отклик зрителя, становится для других производителей видеоконтента ориентиром и закрепляется в определенном формате. Форматом в итоге становится тиражируемый стереотип, порождающий эпигонство и желание создавать нечто похожее для попадания в успешный для восприятия формат.
В диссертации уточнены формы взаимодействия понятий жанр- формат, обозначены жанровые границы аудиовизуальной документалистики, выделены ее форматные признаки.
В постоянно меняющихся условиях существования теле- и видеожурналистики, учитывая применении тейнмент-технологий, перед профессиональным журналистским сообществом остро стоит вопрос применения возможностей мультимедийных приемов для повышения рейтингов и повышения внимания зрителя к своим произведениям: поликодовое воплощение многосмысленности на экране, воплощенное при помощи мультимедийных технико-технологических и формирующих подходов, включающих многоаспектную линейку событий, явлений, людей; органичное использование классических документальных приемов (опора на документы, артефакты, хронику) вместе с репортажными (стендапы, интервью, повествование здесь и сейчас), а также с киноприемами (постановка, актерская игра). Вкупе с современными видеотехнологиями (графика, свет, цвет, интерактив), компоузинг мультимедийных приемов дает бесконечное множество обладающих коммуникативным потенциалом монтажных вариантов аудиовизуального произведения. Сформированный авторский стиль придает уникальность произведениям изучаемого автора, позволяющий отделить его работы от эпигонов.
Обобщая опыт использования современных технологий при создании поликодового журналистского произведения в творчестве Л. Г. Парфенова, можно выделить специфические черты, позволяющие аудиовизуальной документалистике иметь высокий рейтинг и смотрибельность:
1) множественность смыслов и многоаспектность затрагиваемой темы,
релевантный контент (формула «люди, события, явления», многокадровость, полиэкранность, уравнивание разновеликих событий, опора на факты, мировоззренчески отражающие эпоху, проекция прошлого на сегодня, эффект отстранения, отбора используемого материала по принципу телегеничности и эманации места, пролонгированность смысловых линий);
2) современная форматная подача материала (байопик, роуд-муви,
фильм-путешествие, реконструкция, актерская игра, нон-фикшн, историкотеймент) с использованием мультимедийных технологий (надписи-цитаты, картинки-монтипайтоны, фейс-трекинг, ожившие образы, виртуальные карты и анимация, люди-манекены, художественность, несмотря на документальность, использование приема тишины и слоу-мо);
3) уникальный авторский стиль изложения, мастерское владение
аудиовизульным языком, вызывающие желание копирования (сторителлинг, персонифицированность, использование репортерских приемов, стенд-апов, синхронов, привнесение в кадр предметов, интонационный сарказм, комментарий в докуфильме, «буржуазная» внешность);
4) умение упаковывать мозаичные элементы в цельное произведение
при помощи монтажных приемов (композиция, внутрикадровый монтаж, темпоритмические решения, сжатие времени и пространства, прием переброски и осовременивания, звуко-шумовое воздействие, пофреймовый монтаж фотографических изображений, при помощи точки внимания скручивание поликодовых смыслов, субтитрированное видео).
Таким образом, в диссертационном исследовании:
- продемонстрирована возможность аналитического выявления
природы аудиовизуального мышления и определения специфики создания поликодового журналистского аудиовизуального произведения (дискурсивно-семиотический подход);
- сделан вывод о единстве семиотического и дискурсивного аспектов экранного творчества;
- обозначены границы документальной визуальной журналистики, предложена дефиниция «точка внимания» для прояснения специфики контента экранной журналистики;
- установлено, что ячейкой аудиовизуального языка является мыслеобраз, а не знак; из совокупности мыслеобразов складывается современный визуальный язык;
- рассмотрено взаимовлияние таких понятий, как жанр и формат, выявлены их общее и различное, прослежена последовательность использования возможностей оригинальных, поликодовых форматных произведений исследуемого автора, его методы и приемы мультимедийных дискурсивных техник;
- на конкретных примерах рассмотрен уникальный язык документальных журналистских произведений Парфенова, его морфология и синтаксис;
- определены роль и место Л. Г. Парфенова в формировании современной эстетики документальной визуалистики, обобщен его опыт использования современных технологий в производстве документального визуального контента; выявлена специфика контента и охарактеризован выбор мультимедийных элементов повествования для транслирования содержательных кодов произведения;
- составлена наиболее полная фильмография Л. Г. Парфенова, проанализированы этапы его творческого пути.
Дискурсивно-семиотический анализ творчества Л. Г. Парфенова позволил продемонстрировать особенности и принципы создания современного поликодового, мультимедийного, рейтингового произведения.
Перспективы дальнейшей разработки темы диссертационного исследования связаны с продолжением аналитического наблюдения за творчеством Л. Г. Парфенова, прослеживанием динамики его журналистской деятельности, а также сопоставлением достижений отечественной документальной журналистики с мировым уровнем этого жанрово-форматного феномена.



1. Парфенов, Л. Г. Блог Леонида Парфенова [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Сноб. - Режим доступа: https://snob.ru/profile/10007/blog(дата обращения: 01.11.2018).
2. Парфенов, Л. Г. Война в Крыму - все в дыму [Электронный
ресурс] / Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTube. - 12.08.2018. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=fFn4KC1GgNA (дата обращения:
13.08.2018).
3. Парфенов, Л. Г. Группа ВК [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Социальная сеть. - Режим доступа: https://vk.com/l_parfenov(дата обращения: 12.06.2021).
4. Парфенов, Л. Г. Дети ХХ съезда [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTub - 28.06.2018. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=x7aMfJSuj1o(дата обращения: 11.10.2020).
5. Парфенов, Л. Г. Зворыкин-Муромец [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Parfenon. - 04.03.2020 - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=Dw96wcrB8oY (дата обращения:
23.06.2021).
6. Парфенов, Л. Г. Намедни - наша эра. 1991-2000 [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=RMVrt_iqWII(дата обращения: 03.07.2021).
7. Парфенов, Л. Г. Намедни. Наша эра. 1961-2003 [Электронный
ресурс] / Л. Г. Парфенов // Озон. - Режим доступа:
http://www.ozon.ru/context/detail/id/2153496/(дата обращения: 14.03.2021).
8. Парфенов Л. Наша история богата [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Отечественные записки. - 2004. - № 5 (20). - Режим
доступа: https://strana-oz.rU/2004/5/nasha-istoriya-bogata (дата обращения: 03.07.2021).
9. Парфенов, Л. Г. НМДНИ 1921-1925. Цикл фильмов Леонида Парфенова [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Parfenon. - 23.06.2021. - Режим доступа: https://www.youtube.com/p1ay1ist?1ist=PLWC_P718eyWP5Cw РрНА2 Ш81еоЬХрусП8 (дата обращения: 27.06.2021).
10. Парфенов, Л. Г. НМДНИ 2011-2015. Цикл фильмов Леонида
Парфенова [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Parfenon. - Режим доступа: https://www.youtube.com/p1ay1ist?1ist=PLWC_P718eyWPWodD
N225v3-XCsxomKbBT (дата обращения: 23.11.2020).
11. Парфенов, Л. Г. НМДНИ 2016-2020. Цикл фильмов Леонида Парфенова [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Parfenon. - 31.05.2021. - Режим доступа: https://www.youtube.com/p1ay1ist?1ist=PLWC_P718eyWOFN Я8о ЬдНбХНЛОСоУрдй (дата обращения: 23.06.2021).
12. Парфенов, Л. Г. Официальный сайт [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов. - Режим доступа: http://1eonidparfenov.ru(дата обращения: 01.11.2020).
13. Парфенов, Л. Г. Парфенов 2012 и итоги года [Электронный
ресурс] / Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTube. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch7vHuY-ZQksK3E (дата обращения:
12.10.2020).
14. Парфенов, Л. Г. Портрет на фоне [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов // Советское телевидение. Гостелерадиофонд России. - Режим доступа: https://www.youtube.com/channe1/UCiVZttFkdEwMi3QXpRqFTzQ (дата обращения: 11.10.2020).
15. Парфенов, Л. Г. Птица-Гоголь [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Parfenon. - 10.02.2020. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=rtVaIo06gas (дата обращения: 21.06.2021).
16. Парфенов, Л. Г. Ролик про Урал [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTube. - 02.07.2008. - Режим доступа:
http://www.youtube.com/watch?v=Te5tg7Gj3Ns(дата обращения: 03.07.2021).
17. Парфенов, Л. Г. Русские евреи [Электронный ресурс] // Parfenon. - 23.04.2018 - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=AaNjPAFD- UI(дата обращения: 08.09.2020).
18. Парфенов, Л. Г. Тома «Намедни. Наша эра» [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов. - Режим доступа: https://namednibook.ru/volumes/(дата обращения: 12.10.2020).
19. Парфенов, Л. Г. Хардкор [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов. - Режим доступа: https://www.kinopoisk.ru/film/778218/(дата обращения: 21.06.2021).
20. Парфенов, Л. Г. Хребет России [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Хостинг YouTube. - 12.02.2015. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=3Xq72kn1574(дата обращения: 23.06.2021).
21. Парфенов, Л. Г. Generation «П» [Электронный ресурс] /
Л. Г. Парфенов // Кинопоиск. - Режим доступа:
https://www.kinopoisk.ru/film/104893/(дата обращения: 21.06.2021).
22. Парфенов, Л. Г. Parfenon [Электронный ресурс] / Л. Г. Парфенов
// Хостинг YouTube. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=1ueuDhDxp_Y (дата обращения:
21.01.2021).
Научная литература
23. Абашев, В. В. «Дикая красота и Сумрачное величие...». Панорама Урала в путевых очерках Вас. И. Немировича-Данченко / В. В. Абашев // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2015. - № 4 (32). - С. 67-78.
24. Абашев, В. В. Горы и реки Алексея Иванова (заметки о поэтике пространства в романе «Золото бунта») / В. В. Абашев, М. П. Абашева // Река и Гора: локальные дискурсы, Пермь, 29-30 октября 2009 года. - Пермь, 2009. - С. 41-57.
25. Абашев, В. В. Литература в эпоху медиаконвергенции /
B. В. Абашев, М. П. Абашева // Филологические науки. Научные доклады высшей школы. - 2018. - № 2. - С. 103-112.
26. Абашев, В. В. Поверх барьеров: трансфикциональность,
интермедиальность, трансмедиальность как стратегии современной культуры / В. В. Абашев, М. П. Абашева // Культ-товары: массовая литература современной России между буквой и цифрой : сборник научных статей. - СПб. : Российский государственный педагогический университет им.
А. И. Герцена, 2018. - С. 19-37.
27. Абашев, В. В. Поэзия уральского пространства в прозе Алексея Иванова / В. В. Абашев // Русская литература Урала. Проблемы геопоэтики : учебное пособие. - Пермь, 2012. - С. 57-72.
28. Абашев, В. В. Прогулка и экскурсия в ряду телесно¬дискурсивных практик освоения городского пространства / В. В. Абашев, А. В. Фирсова // Международный журнал исследований культуры. - 2015. - № 4(21). - С. 108-114.
29. Абашев, В. В. Творчество Алексея Иванова как фактор развития внутреннего туризма в Пермском крае / В. В. Абашев, А. В. Фирсова // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. - 2013. - № 3 (23). - С. 182-190.
30. Абашев, В. В. Упоительный шаблон (Стереотип как машина
творчества) / В. В. Абашев // Стереотипность и творчество в тексте : Межвузовский сборник научных трудов. - Пермь : Пермский
государственный национальный исследовательский университет, 2004. -
C. 325-350.
31. Агамов-Тупицын, В. Бесполетное воздухоплавание: статьи, рецензии и разговоры с художниками / В. Агамов-Тупицын. - М. : Новое литературное обозрение, 2018. - 661 с.
32. Амиров, В. М. Конфликт либеральных и консервативных ценностей в медиадискурсе федеральных и дагестанских СМИ / В. М. Амиров, Т. А. Глебович // Вестник Томского государственного университета. Филология. - 2021. - № 70. - С. 313-335.
33. Антошин, А. В. Эмиграция евреев из Советского Союза в 1960-1970-е гг. на страницах американской прессы / А. В. Антошин, Д. Л. Стровский // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Всеобщая история. - 2019. - Т. 11. - № 2. - С. 136-160.
34. Атанесян, А. Наука продюсировать / А. Атанесян // Искусство кино. - 2003. - № 11. - С. 78-83.
35. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика: теория и практика : учеб. пособие / Е. А. Баранова. - М. : Юрайт, 2017. - 269 с.
36. Барт, Р. Избранные работы: семиотика: поэтика : пер. с фр. / Р. Барт ; ред. Г. К. Косиков. - М. : Прогресс, 1989. - 616 с.
37. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе: очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М. : Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
38. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист ; под. ред. Ю. С. Степанова. - М. : Прогресс, 1974. - 448 с.
39. Бесс, Б. Построение телевизионного репортажа / Б. Бесс, Д. Дезормо. - М. : Галерия, 2004. - 124 с.
40. Бобринская, Е. Русский авангард: границы искусства /
Е. Бобринская. - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - 304 с.
41. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.
42. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр.
O. А. Печенкина. - М. : Постум, 2015. - 240 с.
43. Бринкманн, Р. Искусство и наука цифрового композитинга: техники создания визуальных эффектов, анимации и моушн графики /
P. Бринкманн ; науч. ред. Я. Е. Гурин. - М. : ДМК Пресс, 2021. - 728 с.
44. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье; пер. с фр. Т. Анисимова, Ю. Маркова. - М. : Фонд науч. исследований «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.
45. Вакурова, Н. В., Москвин, Л. И. Типология жанров современной
экранной продукции : учебное пособие [Электронный ресурс] / Н. В. Вакурова // Эвартист. - М. : Институт современного искуства, 1997. - Режим доступа: http://evartist.narod.rU/text3/08.htm#%D0%B7_04 (дата
обращения: 27.03.2017).
46. Вартанов, А. С. Актуальные проблемы телевизионного
творчества / А. С. Вартанов. - М. : Высшая школа, 2003. - 320 с.
47. Вартанова, Е. Л. К чему ведет конвергенция СМИ? /
Е. Л. Вартанова // Информационное общество. - 1999. - Вып. 5. - С. 11-14.
48. Вартанова, Е. Л. Конвергенция как неизбежность: о роли технологического фактора в трансформации современных медиасистем / Е. Л. Вартанова // От Книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. - М. : Изд-во Московского университета, 2000. - С. 37-55.
49. Вартанова, Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран : учебное пособие / Е. Л. Вартанова. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 335 с.
50. Вартанова, Е. Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики / Е. Л. Вартанова. - М. : МедиаМир, 2013. - 280 с.
51. Васильева, В. 15 лет истории мультимедиа на страницах «Мира ПК» / В. Васильева // Мир ПК. - 2003. - № 10. - С. 81-82.
52. Вертов, Д. Человек с киноаппаратом / Д. Вертов; ред.-сост. А. С. Дерябин. - М. : Эйзенштейновский центр, 2008. - Т. 1. - 125 с.
53. Волкова, А. А. Медиатекст в условиях конвергенции / А. А. Волкова // Журналистский ежегодник. - 2013. - № 2. - С. 26-28.
54. Волкова, И. И. Игровые форматы мультимедийной журналистики / И. И. Волкова // Вестник РУДН. Сер. Журналистика. - 2014. - № 1. - С. 106.
55. Ворошилов, В. В. История журналистики / В. В. Ворошилов. - СПб. : Издательство Михайлова В. А., 2000. - 304 с.
56. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1996. - 415 с.
57. Гегелова, Н. С. Культурно-просветительская миссия телевидения : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Гегелова Наталья Сергеевна. - М., 2012. - 389 с.
58. Герасимова, О. А. Мастерство шоумена / О. А. Герасимова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 192 с.
59. Глебович, Т. А. Образовательный блогинг в Telegram-каналах: концепции и формы репрезентации контента / Т. А. Глебович, А. Д. Новикова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1 : Проблемы образования, науки и культуры. - 2020. - Т. 26. - № 3 (199). - С. 57-70.
60. Горюнова, Н. Л. Художественно-выразительные средства экрана / Н. Л. Горюнова. - М., 2000. - 127 с.
61. Гострова, Е. В. Информационно-аналитические телевизионные
программы: история, типология, современное состояние: на примере
программ федеральных каналов «Вести недели» («Россия») и «Намедни» (НТВ) : дис. ... канд. филол. наук. : 10.01.10 / Гострова Екатерина
Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2006. - 207 с.
62. Дерябин, А. Н. Телевизионные новости как коммуникативное событие / А. Н. Дерябин // Дискурс: коммуникативные стратегии культуры и образования. - 1998. - № 7. - С. 60-63.
63. Дизайн СМИ: тренды XXI века : материалы V Междунар. науч-практ. конф. / отв. ред. Е. В. Ситникова. - М. : Изд-во МГУ, 2016. - 144 с.
64. Динамика жанров и форматов: межкафедральный семинар
[Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 15.02.2010. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/node/225(дата обращения: 13.10.2018).
65. Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ:
методический семинар // Медиаскоп. - 20.05.2009. - Режим доступа:
http://www.mediascope.ru/taxonomy/term/221(дата обращения: 21.11.2018).
66. Дробашенко, С. В. Феномен достоверности: очерки теории документального фильма / С. В. Дробашенко. - М. : Наука, 1972. - 184 с.
67. Дуков, Е. В. Формат или ценность? / Е. В. Дуков // Наука телевидения. - 2008. - № 5. - С. 25-27.
68. Егоров, В. В. Телевидение между прошлым и будущим /
В. В. Егоров. - М. : Воскресенье, 1999. - 414 c.
69. Егоров, В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии / В. Егоров. - М. : Ин-т повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 1995. - 92 с.
70. Ейгер, Г. В. К построению типологии текстов / Г. В. Ейгер, В. Л. Юхт // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М. Тореза. - Ч. I. - М., 1974. - С. 103-109.
71. Ефимова, Н. Н. Звук в эфире / Н. Н. Ефимова. - М. : Аспект Пресс, 2005. - 142 с.
72. Женетт, Ж. Фигуры / пер. с фр. Н. Перцова. - М. : Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - 944 с.
73. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Г. Качкаевой. - М., 2010. - 200 с.
74. Загидуллина, М. В. Изображение vs. Текст в современной коммуникации: синтаксический сахар в обмен на «лайки» // Русистика и современность. - Katowice, 2017. - С. 241-250.
75. Загидуллина, М. В. Логика жанра и логика формата: к понятию mass-communication в PR-деятельности / М. В. Загидуллина // Российская пиарология-5: тренды и драйверы. - СПб. : СПбГУ, 2017. - С. 24-30.
76. Загидуллина, М. В. Панмедиатизация: закат вербальной коммуникации. - Челябинск : Челябинский государственный университет,
2019. - 224 с.
77. Загидуллина, М. В. Синтаксис гибридов: есть ли закономерность в сосуществовании вербальных и невербальных элементов поликодовых текстов? // Язык и метод. Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века. Синтаксис текста. Текст в синтаксисе. Лингвистический анализ в Бермудском треугольнике "комбинаторика - семантика - прагматика". - Краков, 2017. - С. 69-79.
78. Загидуллина, М. В. Типология поликодовых единств в аспекте
медиалогики / М. В. Загидуллина [Электронный ресурс] // Медиаскоп. - 2018. - № 3. - URL : http://www.mediascope.ru/2464(дата обращения
02.05.2021).
79. Загидуллина, М. В. Эстетический компонент поликодовых медиатекстов / под ред. А. А. Малышева // Медиалингвистика. Материалы II Международной научно-практической конференции. - СПб. : СПбГУ, 2017. -
С. 101-103.
80. Землянова, Л. М. Зарубежная коммуникативистика на рубеже веков / Л. М. Землянова // От книги до интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия : коллективная монография. - М. : МГУ, 2000. - С. 61-74.
81. Иваницкий В. Л. Основы бизнес-моделирования СМИ. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 256 с.
82. Иванов-Вано, И. П. Применение эклерного метода в
производстве рисованных фильмов / И. П. Иванов-Вано // Киноведческие записки. - 2006. - № 80. - С. 174-187.
83. Иванова, А. В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / А. В. Иванова // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3 (108). - С. 88¬107.
84. Ильченко, С. Н. Отечественное телевидение постсоветского периода: история, проблемы, перспективы / С. И. Ильченко. - СПб. : ИВЭСЭП, 2008. - 182 с.
85. Ильченко, С. Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы человека : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.10 / Ильченко Сергей Николаевич. - М., 2012. - 197 с.
86. Имамова, Е. И. Эволюция отечественного информационного и информационно-аналитического телевидения, конец 80-х - 90-е гг. : дис. ... канд. филол. наук : 10.01.10 / Имамова-Стефанчук Евгения. - М., 2000. - 205 с.
87. Ингенблек, В. Все о мультимедиа / В. Ингенблек. - Киев : БИУ, 1996. - 351 с.
88. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 348 с.
89. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и
образования / Н. Б. Кириллова, Л. Б. Зубанова, С. Б. Синецкий [и др.] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина ; Уральское отделение Научно-образовательного культурологического общества РФ. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. - 292 с.
90. Как новые медиа изменили журналистику: 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, [и др.] ; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. - Екатеринбург : Гуманитарный университет, 2016. - 304 с.
91. Качкаева, А. Г. Жанры и форматы современного телевидения: последствия трансформации / А. Г. Качкаева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - № 4. - С. 42-51.
92. Качкаева, А. Г. Секретная служба телевидения. О функциях телекритики / А. Г. Качкаева // Искусство кино. - 2009. - № 4. - С. 63-85.
93. Кемарская И. Формат и телесценарий / И. Кемарская // Журналист. - 2009. - № 6. - С. 37-45.
94. Кемарская, И. Н. Телевизионный редактор / И. Н. Кемарская. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 191 с.
95. Кемарская, И. Н. Телевизионный редактор-профессионал /
И. Н. Кемарская, А. Г. Качкаева, С. А. Муратов. - М. : Галерия, 2004. - 56 с.
96. Кемарская, И. Н. Формат и телесценарий / И. Н. Кемарская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2009. - № 5. - С. 40-44.
97. Кемарская, И. Н. Формат как способ позиционирования программы / И. Н. Кемарская // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010. - № 6. - С. 66-68.
98. Кибрик, А. А. Модус, жанр и другие параметры классификации дискурсов / А. А. Кибрик [Электронный ресурс]. - URL : http: //www.philol .msu.ru/~otipl/new/main/people/kibrik- aa/files/Discourse_classification@VJa_2009.pdf (дата обращения: 07.05.2021).
99. Кириллова, Н. Б. Аудиовизуальная культура как синтез реального и виртуального / Н. Б. Кириллова // Аудиовизуальная платформа современной культуры : материалы Международной научной конференции (в рамках XV Колосницынских чтений), Екатеринбург, 20-21 ноября 2020 года.
- Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет,
2020. - С. 7-14.
100. Кириллова, Н. Б. Аудиовизуальное творчество / Н. Б. Кириллова.
- Екатеринбург : Уральский государственный педагогический университет,
2021. - 145 с.
101. Кириллова, Н. Б. Аудиовизуальные искусства и экранные формы творчества / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический проект, 2016. - 157 с.
102. Кириллова, Н. Б. Глобальная медиасреда и парадоксы экранной культуры / Н. Б. Кириллова // Экранная культура в современном медиапространстве: методология, технологии, практики : сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 01-03 октября 2006 года. - Екатеринбург : Медиа-холдинг «Уральский Рабочий», 2006. - С. 28-40.
103. Кириллова, Н. Б. Киномагия: маска и миф / Н. Б. Кириллова // Вестник ВГИК. - 2020. - Т. 12. - № 3 (45). - С. 29-42.
104. Кириллова, Н. Б. Культурные коды маски : исторический контекст / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2018. - Т. 24. - № 4 (180). - С. 158-169.
105. Кириллова, Н. Б. Медиакультура / Н. Б. Кириллова // Прикладная культурология. Энциклопедия. - М. : Согласие, 2019. - С. 449-454.
106. Кириллова, Н. Б. Медиакультура и основы медиаменеджмента / Н. Б. Кириллова. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. - 185 с.
107. Кириллова, Н. Б. Медиакультура как полифункциональная система / Н. Б. Кириллова // Connect-Universum - 2014 : сборник материалов V Международной научно-практической интернет-конференции, Томск, 20- 22 мая 2014 года. - Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2015. - С. 118-121.
108. Кириллова, Н. Б. Медиакультура как фактор формирования ментальной идентичности молодежи / Н. Б. Кириллова // Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Август 2017 : Сборник избранных статей, Санкт-Петербург, 26-31 августа 2017 года. - СПб. : ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ», 2017. - С. 85-89.
109. Кириллова, Н. Б. Медиакультура. От модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический Проект, 2006. - 453 с.
110. Кириллова, Н. Б. Медиалогия / Н. Б. Кириллова. - М. ; Берлин : ООО "Директмедиа Паблишинг", 2018. - 421 с.
111. Кириллова, Н. Б. Медиалогия как синтез наук / Н. Б. Кириллова. - М. : Академический Проект, 2015. - 368 с.
112. Кириллова, Н. Б. Медиареальность как новая социокультурная среда обитания человека / Н. Б. Кириллова // Вопросы культурологии. - 2016. - № 1. - С. 33-38.
113. Кириллова, Н. Б. Метаморфозы русского масскульта / Н. Б. Кириллова // Обсерватория культуры. - 2019. - Т. 16. - № 5. - С. 536-541.
114. Кириллова, Н. Б. Миф и мифотворчество в экранной культуре как новой парадигме коммуникации / Н. Б. Кириллова, А. Н. Данилова // Вестник культуры и искусств. - 2019. - № 3 (59). - С. 56-66.
115. Кириллова, Н. Б. Новые медиатехнологии как вызовы информационной эпохи / Н. Б. Кириллова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - № 10-2 (52). - С. 189-194.
116. Кириллова, Н. Б. Парадоксы медийной цивилизации : избранные статьи / Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2017. - 452 с.
117. Кириллова, Н. Б. Сергей Эйзенштейн: революционер в экранной культуре и мифотворец / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - Т. 23. - № 3 (165). - С. 149-157.
118. Кириллова, Н. Б. Советская киношкола как авангард экранной культуры / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Т. 25. - № 3 (189). - С. 122-131.
119. Кириллова, Н. Б. Трансформация экранной культуры как феномена информационной эпохи / Н. Б. Кириллова // Лики культуры в эпоху социальных перемен : Материалы Всероссийской с международным участием научной конференции, Екатеринбург, 23-24 марта 2018 года / Под ред. Н. Б. Кирилловой. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2018. - С. 198-202.
120. Кириллова, Н. Б. Уральское кино. Время, судьбы, фильмы : Монография / Н. Б. Кириллова. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет, 2016. - 432 с.
121. Кириллова, Н. Б. Феноменология медиачеловека / Н. Б. Кириллова // European Social Science Journal. - 2014. - № 9-2 (48). - С. 182¬187.
122. Кириллова, Н. Б. Эволюция технологий анимации как феномена
аудиовизуальной культуры / Н. Б. Кириллова, А. А. Хамутовская // Материалы конференций ГНИИ "Нацразвитие". Июнь 2018 : Сборник
избранных статей, Санкт-Петербург, 25-30 июня 2018 года. - СПб. : Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2018. - С. 23-29.
123. Кириллова, Н. Б. Языковые технологии в медиакультуре как кодификаторы реальности / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 147. - № 1. - С. 122-127.
124. Кириллова, Н. Б. Языковые трансформации медиатекста как фактор репрезентации реальности / Н. Б. Кириллова // Вестник ВГИК. - 2017. - № 3 (33). - С. 98-109.
125. Кириллова, Н. Н. Медиалогия / Н. Н. Кириллова. - М. : Академический проект, 2015. - 424 с.
126. Киуру, К. В. Дискурсивные особенности визуального коммуникационного продукта / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Медиалингвистика : Материалы IV международной научной конференции, Санкт-Петербург, 09-12 ноября 2020 года. - СПб. : Издательство Санкт- Петербургского государственного университета, 2020. - С. 105-108.
127. Киуру, К. В. Жанр vs коммуникационный продукт: дефиниция термина в прикладных коммуникациях / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Когнитивные исследования языка. - 2019. - № 39. - С. 55-59.
128. Киуру, К. В. Жанрообразование в современных массовых коммуникациях: от признаков жанрообразующих к дискурсивным / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Актуальные проблемы современной лингвистики : сборник статей к юбилею доктора филологических наук, профессора Руберт И. Б. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2016. - С. 24-29.
129. Киуру, К. В. Журналистский дискурс в digital-эпоху: от
медиатекста к медиапродукту / К. В. Киуру, В. В. Антропова // Актуальные вопросы речевого взаимодействия : материалы Всероссийской научной конференции, посвящённой юбилею профессора Л. А. Месеняшиной, Челябинск, 24 октября 2019 года. - Челябинск : Челябинский
государственный университет, 2019. - С. 32-38.
130. Киуру, К. В. Инновационные тенденции в медийном дискурсе:
digital-жанры / К. В. Киуру // Петербургская школа PR: от теории к практике : сборник статей. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный
экономический университет, 2015. - С. 18-23.
131. Киуру, К. В. Медиапродукт: определение и типология / К. В. Киуру // Российская пиарология: тренды и драйверы : сборник научных трудов в честь профессора М.А. Шишкиной / под редакцией
А. Д. Кривоносова. - СПб. : Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. - С. 25-27.
132. Киуру, К. В. Новые месседжи в медиасреде как ответ на технологические возможности современной коммуникации: hype, flogging, sockpuppet / К. В. Киуру // Журналистский текст в новой технологической среде: достижения и проблемы : Сборник материалов III конференции PMMIS (Post massmedia in the modern informational society), Челябинск, 28-29 марта 2019 года. - Челябинск : Челябинский государственный университет, 2019. - С. 147-149.
133. Киуру, К. В. Поликодовый коммуникационный продукт: проблемы терминологии / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Коммуникативные исследования. - 2018. - № 3 (17). - С. 37-46.
134. Киуру, К. В. Развлекательный контент как драйвер
трансформации современного медиапотребления / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Ценностные ориентиры современной журналистики : сборник научных статей VI Всероссийской научно-практической конференции,
посвященной 80-летию Педагогического института им. В. Г. Белинского ПГУ, Пенза, 03-05 октября 2019 года. - Пенза : Пензенский государственный университет, 2019. - С. 97-100.
135. Киуру, К. В. Семантика и форма некоторых перформативных жанров в речевом поведении референта / К. В. Киуру // Вестник Челябинского государственного университета. - 1999. - Т. 2. - № 2. - С. 219¬225.
136. Киуру, К. В. Современные дискурсные практики в новых медиа: проблема жанрообразования / К. В. Киуру // Дискурс современных масс- медиа в перспективе теории, социальной практики и образования;
Актуальные проблемы современной медиалингвистики и медиакритики в России и за рубежом : II Международная научно-практическая конференция и II Международный научный семинар: сборник научных работ, Белгород, 05-07 октября 2016 года. - Белгород : ИД «Белгород», 2016. - С. 42-46.
137. Киуру, К. В. Современный медийный дискурс: дигитализация медиатекста и проблема жанрообразования / К. В. Киуру // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 19 мая 2017 года. - Екатеринбург : Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2017. - С. 243-245.
138. Киуру, К. В. Тейнмент-актор как субъект и объект публичных
коммуникаций / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : Материалы Восьмой Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 17-18 сентября 2020 года. - Ростов-на-Дону : Ростовский государственный
университет путей сообщения, 2020. - С. 33-36.
139. Киуру, К. В. Трансформации медиасреды как объект исследования теории массовых коммуникаций / К. В. Киуру, А. Д. Кривоносов // Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7. - № 4. - С. 711-723.
140. Колмогоров, А. Н. Теория информации и теория алгоритмов / А. Н. Колмогоров. - М. : Наука, 1987. - 304 с.
141. Корда, О. А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики : автореф. дис. . ..канд. филол. наук : 10.01.10 / Корда Ольга Анатольевна. - Екатеринбург, 2013. - 22 с.
142. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. - М. : Аспект Пресс, 2006. - 318 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ