Введение 2
Глава 1. Языковая игра в современном пространстве 5
Глава 2. Специфика применения языковой игры в тектах хип-хоп и рэп-музыки 13
Заключение 19
Библиографический список 20
Приложение 1. 23
Приложение 2. 24
Лингвистика уже давно выходит за рамки изученной ею области исследований в связи с ростом её роли и получением статуса одной из основных и важных наук. Нужно отметить, что будущее развитие науки будет зависеть от взаимодействия и взаимообогащения её направлений.
В частности то же можно отметить по поводу языковой игры, т. к. всё чаще можно встретить в ней использование невербальных средств выразительности.
Над языковой игрой проводилось множество исследований различными учёными. Среди их работ можно найти как обобщённые темы, так и более частные виды игры. Мы же обратимся к исследованию языковой игры в музыкальных произведениях.
Музыкальные тексты могут не только привлечь наше внимание, они могут оказывать на слушателя влияние, вызывать разного рода реакции. Также тексты песен состоят их множества вариативных средств выразительности, им характерна исключительная способность к словообразованию. Музыкальный текст разнообразен и поэтичен: он может быть оформлен как в строгой, так и свободной форме. Его практически невозможно зафиксировать в статичном состоянии.
Данное исследование связано, в первую очередь, с личным интересом к языковой игре как к способу воздействия на адресата. Многие музыканты и исполнители, без сомнений, желают, чтобы их работа и её результат были востребованы. Для успешной реализации тексты должны быть интересными читателю и слушателю. Авторы песен пользуются приемом языковой игры, чтобы обратить на себя внимание, вынести сознание слушателя за рамки обыденности, включить его воображение и, в конечном итоге, разбудить в нём интерес к своему творчеству.
Курсовая работа посвящена понятию языковой игры и специфике её использования в музыкальных текстах.
Актуальность исследования заключается в возросшем интересе к необходимости изучения творческого наследия авторов современности. Кроме того, современное искусство тяготеет к синтетическим, гибридным формам, поэтому актуальным является итобращение к визуальному воплощению произведения «Хипхопера: Орфей и Эвридика». Также актуальность исследования связана с недостаточной изученностью данной темы, рассматривающей конкретного автора и его тексты.
Новизна исследования связана с тем, что помимо языковой игры, в работе проводится анализ текста, относящегося к современному искусству. Стоит отметить, что в творчестве такого направления как рэп и хип-хоп существует множество случаев употребления сленга и заимствований.
Объектом исследования являются словесно-музыкальные произведения Noize MC (альбом «Хипхопера: Орфей & Эвридика») и некоторые отдельно взятые песни того же исполнителя.
Предмет исследования - языковая игра и её особенности в лирике рэп-рок музыканта Ивана Алексеева.
Теоретическая база работы представляет из себя исследования игры в целом и языковой игры в том числе, описанной в трудах В. В. Виноградова, Е. М. Александровой, В. З. Санникова и др.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических понятий языковой игры, её приемов, анализ конкретных языковых средств в музыкальных текстах, взятых на рассмотрение из текстов песен такого исполнителя как Noize MC.
К задачам исследования относится выявление сути и описание методов и способов речетворчества в музыкальных текстах.
Работа состоит из двух глав.
В первой главе мы разберёмся, что же такое языковая игра, постараемся определить её роль в современном мире. Мы коснёмся употребления различных видов и приёмов языковой игры.
Во второй главе мы рассмотрим типы приёмов языковой игры, которые используются в текстах конкретно взятой музыкальной группы или испольнителя, проведём анализ самих текстов.
Мы рассмотрели некоторые понятия термина языковая игра в теории и дали ему своё определение.
Хотелось бы закончить словами В. З. Санникова: «Языковая игра - это и замечательный учитель словесности, и забавный собеседник, и великий утешитель-психотерапевт»
1. ВДудь: Face – почему от него фанатеет молодежь : видеозапись // Youtube: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=mmid_NMUoFg
2. ВДудь: Noize MC - о провале на Версусе, Первом канале и Хованском / Большое интервью : видеозапись // Youtube: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=zM0yFRn4vNA
3. Официальный сайт группы Noize MC [Электронный ресурс]: Альбомы // Режим доступа: https://noizemc.com/album/hiphopera-orfey-evridika/
4. Проект Ne2Da. Noize MC: Noize MC – Хипхопера «Орфей и Эвридика» 2018. Презентация альбома в Останкино. (31.05.2018): видеозапись // Youtube: [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=rfXiNO74b-Y
Научная и учебно-методическая литература:
1. Абакумова Ольга. Пословицы и языковая игра // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер: Филология. Социальные коммуникации. – 2012. – Т.25 (64), No2 (1). – С. 268–275.
2. Александрова Е.М. Структурные особенности языковой игры // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. – 2015. – Т.25, вып. 2.
3. Александрова Е.М. Влияние языкового строя на специфику языковой игры // Вестник Челябинского государственного университета. – 2015. - № 10 (365). Cер.: Филология. Искусствоведение. Вып. 95. - С. 12–17
4. Виноградов В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. – Москва, 1959. – 656 с.
5. Витгентштейн Л. Философские работы. Часть I. М., 1994.
6. Гридина Т.А. Языковая игра: стереотип и творчество // Уральский государственный педагогический институт – Екатеринбург – 1996
7. Давыдов, Д.М. О статусе и границах русской рок-культуры и месте рок-поэзии в ней / Д. М. Давыдов // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. трудов. – Тверь, 2002. – Вып. 6. – С. 130-138.
8. Ермакович Е.Е. Паралогические приёмы языковой игры // Мир русского слова – 2013
9. Жбанков М.Р. Игра // Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. Минск, 1998. С. 252.
10. Земская Е.А. Русская разговорная речь. Лингвистический анализ и. проблемы обучения: учебное пособие // 6-е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА - 2021. – 240 с. – (Русский язык как иностранный).
11. Каргополова И.А. Языковая игра. – М., Эко, 2008
12. Кожевникова Т.С. Социальная сатира в творчестве Noize MC // Русская рок-поэзия: текст и подтекст – 2018.
13. Корина, А. В. Хипхопера — новое слово в театральном искусстве / А. В. Корина, Е. В. Шелестюк. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 154-155.
14. Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.
15. Лотман Ю.М., Успенский Б.А. Миф — имя — культура // Лотман Ю.М. Избр. статьи : в 3 т. Таллинн, 1991. Т. 1. С. 58—75
16. Рахимкулова Г.Ф. Интертекстуальность как элемент современного медийного текста / Языковая система и речевая деятельность: лингвокультурологический и прагматический аспекты. Выпуск 1. – Ростов н/Д., 2007. - С. 204-205
17. Санников В.З. Русский язык в зеркале языковой игры.- М.: Языки русской культуры, 2009 – 496 с.
18. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. — СПб., 2008. — 269 с.
19. Хмельницкий Н.И. Мой мячик // Невский альманах на 1846 год. – СПб - 1846, стр. 139—140
20. Цвигун Т.В., Черняков А.Н. Миф как источник культурной легитимации: рок– и рэп-версии «Орфея и Эвридики» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. - 2020. - № 2. - С. 71—80.
21. Черняков, А. Н. Три «Дурачка»: об одном летовском образе в перспективе русского рэпа / А. Н. Черняков // Русская рок-поэзия: текст и контекст. – Тверь, Екатеринбург, 2018. – Вып. 18 – С. 87-100.
22. Шириев Ш.Б., Гаджиев Т.С., Ясулова Х.С.Языковая игра и формализация семантики // Вестник Социально-педагогического института. – 2015. – С. 84-96.
23. Эпштейн М.Н. Поэзия и сверхпоэзия: О многообразии творческих миров. СПб., 2016.