Пути повышения эффективности школьного урока (Теория и методика физической культуры, Белгородский Государственный Национальный Исследовательский Университет)
ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНЫЙ УРОК КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.5
1.1. Сущность понятия «урок», его типология и основные структурные компоненты…5
1.2. Организационные формы школьного урока, предъявляемые к нему требования…10
ГЛАВА 2. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ..16
2.1. Развитие интереса к физической культуре и способы повышения активности школьников, как главные факторы эффективности урока…….……………………...16
2.2. Методические рекомендации по повышению эффективности школьного урока физической культуры.…20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…………….…25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……….27
В современном мире вопросы о повышении эффективности и качества уроков является очень актуальным, это связано с тем, что в педагогической практике обучения предмету «физическая культура» накопился положительный опыт организации учебной работы и повышения ее качества. Педагоги в своей педагогической деятельности применяют различные нестандартные уроки, технологий обучения в ходе урока, а также другие формы и методы, способствующие повышению эффективности занятия. Урок как организационная форма обучения обеспечивает возможность достижения высокого качества усвоения знаний. Отсюда возникает необходимость повышения эффективности уроков физической культуры.
Анализ проблем качества современного урока физической культуры проводили С. В. Полынцев, А.В. Сундин, Е. И. Шеенко. Концепцию альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи рассматривал В. К. Бальсевич. Вопросы о повышении эффективности урока физической культуры при использовании соревновательно-игровых комплексов рассматривали Н. В. Михайлова, С. А. Полиевский. В. К. Бальсевич, М. П. Шестаков рассматривали концепцию альтернативных форм организации физического воспитания школьников.
Цель исследования: выявить пути повышения эффективности школьного урока.
Объект исследования: школьный урок.
Предмет исследования: эффективность школьного урока.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «урок», его типологию и основные структурные компоненты;
2. Изучить организационные формы школьного урока и предъявляемые к нему требования;
3. Рассмотреть главные факторы эффективности урока, таких как интерес к физической культуре и способы повышения активности школьников;
4. Разработать методические рекомендации по повышению эффективности школьного урока физической культуры.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы учителями физической культуры в ходе образовательного процесса, с целью повышения эффективности школьного урока физической культуры.
Методы работы. Для реализации поставленных задач были использованы следующие методы: анализ и изучение литературных источников по теме исследования, а также педагогическое наблюдение.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2-х глав, 4 параграфов, заключения, списка литературы. Библиографический список содержит 23 наименований источников. Содержание работы изложено на 28 странице
Под термином «уроком» понимается форма организации деятельности, постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени, при которой решаются различные задачи обучения. В структуру урока входят: начало урока, проверка усвоения материала и подготовительная работа к изучению нового, постановка целей и задач урока, объяснение нового материала, закрепление, повторение, подведение итогов урока и учебное домашнее задание. Типология школьных уроков: комбинированный, сообщение новых знаний, формирование и закрепление умений и навыков, обобщающий, контрольный.
К организационным формам школьного урока относятся: традиционный урок, экскурсия, практические и лабораторные занятия, лекционное занятие, домашняя работа и другие. К каждому уроку предъявляются определённые требования, которым должен придерживаться каждый учитель.
К способам повышения активности школьников относятся поддержание и формирование интереса и целеустремленности школьников в сфере физической культуры. От правильной постановки целей зависит эффективность данных способов, с помощью которых можно определить, испытывают ли школьники удовлетворение на уроке, формируется ли у них удовлетворенность занятиями физической культурой.
Методические рекомендации по повышению эффективности школьного урока физической культуры включают в себя: необходимость включения в учебное планирование школы дополнительный час урока физической культуры; поддержание интереса и целеустремленности у школьников; создание и поддержание их радостного настроения для управления педагогическим процессом; оптимальная загруженность учащихся на уроке: устранением ненужных пауз, осуществлением постоянного контроля над школьниками, максимальным включением в учебную деятельность.
Подводя итог всей проделанной работы, можно сказать, что цель, поставленная в начале работы, была достигнута. В ходе работы нам удалось выявить пути повышения эффективности школьного урока физической культуры.