ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО МОБИЛЬНЫХ ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 15
1.1 Анализ требований к современному ИТ-специалисту 15
1.2 Сущность и структура профессиональной мобильности ИТ-специалиста . 26
1.3 Субъектный опыт учебно-профессиональной деятельности студентов как
условие формирования профессиональной мобильности будущего специалиста 35 Выводы по первой главе 47
Глава 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ 51
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 51
2.1 Теоретико-методологические основания моделирования процесса
формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов в процессе становления субъектного опыта учебно-профессиональной деятельности 51
2.2 Комплексная модель формирования профессиональной мобильности
будущих ИТ-специалистов в процессе становления субъектного опыта учебно¬профессиональной деятельности 59
2.3 Педагогические условия эффективной реализации комплексной модели
формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов .. 80 Выводы по второй главе 91
Глава 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ 94
ИТ-СПЕЦИАЛИСТОВ 94
3.1 Констатирующий этап опытно-поисковой работы по формирования профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 94
3.2 Формирующий этап опытно-поисковой работы по формированию
профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 107
3.3 Обобщающий этап опытно-поисковой работы по формированию
профессиональной мобильности будущих ИТ-специалистов 131
Выводы по третьей главе 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 154
Приложение
Высокая инновационная динамика и интеграция информационных технологий (ИТ) во все сферы жизни общества увеличили спрос на ИТ-специалистов и
повлияли на повышение требований к их подготовке в учреждениях профессионального образования. Нарастающая сложность современных информационных
процессов требует от ИТ-специалистов быстрой адаптации к интенсивно развивающимся технологиям в профессиональной деятельности, оперативного обновления знаний, систематического повышения квалификации, гибкого взаимодействия с работниками различных сфер.
Таким образом, сегодня успешный и востребованный ИТ-специалист должен быть способным в изменяющихся условиях труда быстро и качественно решать задачи профессиональной деятельности, то есть быть мобильным. Данное
обстоятельство предопределило возникновение в педагогической теории и практике проблемы формирования профессиональной мобильности будущих ИТ специалистов, которая может быть рассмотрена в нескольких аспектах.
Так, социально-педагогический аспект актуальности определяется нехваткой мобильных ИТ-специалистов, отвечающих современным требованиям рынка
труда. В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период
до 2020 года сделан акцент на тот факт, что система образования должна быть
ориентирована на формирование профессиональной мобильности граждан, необходимой для их инновационной деятельности. В Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014 – 2020 годы зафиксировано, что одним из факторов, ограничивающих развитие ИТ в нашей стране,
является недостаточный уровень подготовки специалистов этой сферы. При этом
отмечено, что успех профессиональной деятельности зависит от наличия у специалиста готовности к непрерывному самообразованию, обеспечивающему возможность быстрой модернизации профессиональной деятельности в соответствии с
изменяющимися условиями, средствами и технологиями труда; способности к рациональному и конструктивному поведению в нестандартных ситуациях; обладания навыками эффективной коммуникации, позволяющими устанавливать и поддерживать позитивные контакты с руководством, коллегами, заказчиками, пользователями, клиентами; ориентации в смежных с информационными технологиями областях.
Таким образом, государство заинтересовано в формировании профессиональной мобильности ИТ-специалистов, поскольку это связано с решением задач,
обеспечивающих информатизацию общества, импортозамещение в сфере ИТ,
увеличение рынка ИТ-продуктов и услуг в нашей стране.
Научно-теоретический аспект актуальности обусловлен необходимостью
поиска научно-педагогических подходов к организации процесса подготовки
профессионально мобильных ИТ-специалистов.
1. Актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности
ИТ-специалистов обусловлена стремительным развитием информационных технологий и необходимостью их внедрения во все сферы экономики страны и жизни человека, недостаточной разработанностью требуемого научно-теоретического
и научно-методического обеспечения, необходимого для подготовки мобильных
специалистов в учреждениях профессионального образования.
2. Профессиональная мобильность будущего специалиста в области ИТ
представлена как характеристики будущего специалиста, позволяющей ему в
рамках динамично меняющихся условий учебно-профессиональной деятельности
на базе имеющихся знаний и умений в области ИТ и смежных с ней областей организовывать быстрое и качественное выполнение учебно-профессиональных задач, в том числе за счет организации межпрофессионального взаимодействия с
другими субъектами образовательного процесса, выбор наиболее эффективных
методов и средств решения поставленной задачи, оперативного освоения новых
ИТ и внедрения их в учебно-профессиональную деятельность. Одним из условий
формирования профессиональной мобильности будущих специалистов является
становление их субъектного опыта учебного-профессиональной деятельности.
3. На основе положений системного, процессного, компетентностного и
личностно-деятельностного подходов разработана комплексная модель подготовки профессионально мобильных ИТ-специалистов, состоящая из совокупности
компетентностной, процессной и структурно-функциональной моделей, каждая из
которых представляет значимые черты исследуемого объекта и во взаимосвязи
друг с другом образует единую систему