Методические аспекты систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве (Теория и методика обучения и воспитания (математика), Шадринский государственный педагогический университет)
Введение 3
1. Обобщение и систематизация знаний как предмет исследования в психолого-педагогической и методической литературе 5
2. Цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах 9
3. Приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы 13
4. Методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве 20
Заключение 24
Список используемых источников 25
Развитие познавательной активности, пространственного мышления, воображения и любознательности, а также логического мышления – все это происходит на уроках геометрии. Изучение этого школьного предмета позволяет формировать у обучающихся не только специальные, так называемые, геометрические знания, но и помогает всесторонне развивать личность.
В 10 классе школьники продолжают изучение стереометрии как учебного предмета. Тема «Прямые и плоскости» является значительной частью этого курса. Изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве происходит сразу после освоения обучающимися основных понятий и аксиом стереометрии.
С уверенностью можно сказать, что знание теоретического материала по теме, а также умение решать задачи на взаимное расположение прямых и плоскостей являются основными при изучении свойств геометрических фигур в пространстве. Поэтому учитель должен понимать, что от того, как школьники усвоят тему «Прямые и плоскости» будет целиком и полностью зависеть дальнейшее изучение ими курса стереометрии.
На основе многолетнего опыта школьного образования можно с уверенностью говорить о том, что решение стереометрических задач вызывает у обучающихся большие затруднения. Эти затруднения связаны с верным выполнением чертежа, с выбором необходимых теоретических знаний, а также с вычислительными навыками школьников.
Успешность в изучении темы достаточным образом зависит от организации процесса систематизации знаний. Этот процесс является составной частью обучения. Успешно организованная систематизация учебной деятельности помогает педагогу определить уровень усвоения учащимися изученного материала, а также понять, где необходимо провести дополнительную работу по теме. Проблема: как научить систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Объектом выступает процесс обучения стереометрии.
Предметом исследования является изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Целью курсовой работы является: разработка методических рекомендаций систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обобщения и систематизации знаний.
2. Определить цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах.
3. Рассмотреть приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы.
4. Разработать методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимнодополняющих методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования:
• изучение учебно-методической литературы по теме исследования,
• самостоятельное решение геометрических задач по теме исследования.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Вопрос о правильной подготовке и верном проведении уроков обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах, в современном мире стоит очень остро. Этот урок является очень важным, он дает возможность учителю выяснить, какие ошибки он допустил во время изучения новой темы и помогает избегать их в дальнейшем. Также нельзя упускать и тот факт, что урок обобщения и систематизации учебного материала позволяет педагогу работать над монологической речью учащихся, так как обобщение требует от ученика развернутого полного ответа или сообщения.
Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов:
1. Нам удалось достичь цели исследования – определить методические аспекты систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
2. Анализ теоретического материала по теме исследования позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способов в соответствии с целью исследования.
3. Для достижения цели исследования были выполнены следующие задачи, а именно:
– Рассмотрена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме обобщения и систематизации знаний.
– Определены цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах.
– Рассмотрены приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы.
– Разработаны методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
1. Аввакумова И.А., Потапова Г.В., Слепухин А.В. Реализация дифференцированного подхода при изучении школьного курса математики в системе развивающего обучения: Учеб.- метод. пособие / Под ред. Х.Ж. Ганеева. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2002. – 119с.
2. Актуальные проблемы подготовки будущего учителя математики. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5. / Под. ред. Ю.А. Дробышева и И.В. Дробышевой. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. – 236с.
3. Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Прохоров В.И. В ЗО т. Т. 18. Изд.3-е. М.: Советская энциклопедия, 1974. — 632 с.
4. Вопросы психологии учебной деятельности школьников / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. М.: Издательство Академии педагогических наук, 1962.—287с.
5. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: Издательство Московского университета, 1974. — 101с.
6. Ганеев Х.Ж. Пути реализации развивающего обучения математике: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1997. – 102с.
8. Готман Э.Г., Скопец З.А. Задача одна — решения разные: Геометр. задачи: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 2000. — 224с.
9. Далингер В.А. Самостоятельная деятельность учащихся – основа развивающего обучения // Математика в школе. 1994, №6. С.36-39.
10. Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990. – 128с.
11. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,2003. – 223с.
12. Иржавцева В.П., Федченко Л.Я. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики. Киев: Радянська школа, 1988. — 250с.
13. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика. Учебное пособие для студентов физ.-мат. факультетов пед. институтов. М.: Просвещение, 1975. — 462с.
15. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся. М.: высшая школа, 1979. — 158с.
16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 1.: Общие основы психологии. – 688с.
17. Педагогика. Уч. пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 640с.
18. Педагогический словарь. В 2-х т. Т.2. М.: Издательство АПН, 1960. — 766с.
19. Педагогическая энциклопедия. Гл. ред.: Каиров И.А. В 4-х т. Т.3. М.: Советская энциклопедия, 1966. — 880с.
20. Пидкасистый П.И. Педагогика. М.: Педагогика, 1996. – 602с.
21. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. — 61 с.
22. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе: Учеб. пособие для студентов мат. спец. пед. вузов и ун-тов. – М.: Просвещение, 2002. – 224с.
23. Теория и методика обучения математике (вопросы организации деятельности учителя): Учебное пособие / Отв. Ред. И.Н.Семенова, А.В.Слепухин. — Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2002. — 48с.
24. Утеева Р.А. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика в школе, 1985, 3Ч2 2. С.27 — 29.
25. Формирование учебной деятельности школьников / Под. ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982.— 216с.
26. Фридман Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе. М.: Просвещение, 1983. — 160с.
27. Харитонова И.В. Самостоятельные работы по теме «Неопределенный интеграл» // Математика в школе. – 1996, №2. – С.34-36.
28. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544с.
29. Черкасов Р.С. К вопросу о роли обобщений в преподавании геометрии // Математика в школе, 1996, № 4. С.23 — 26.
30. Чиканцева Н.И. Теоретические основы организации самостоятельной работы в процессе обучения школьников математике. – М.: Научная книга, 1998. – 134с.
31. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 555с.