Методические аспекты систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве (Теория и методика обучения и воспитания (математика), Шадринский государственный педагогический университет)
Введение 3
1. Обобщение и систематизация знаний как предмет исследования в психолого-педагогической и методической литературе 5
2. Цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах 9
3. Приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы 13
4. Методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве 20
Заключение 24
Список используемых источников 25
Развитие познавательной активности, пространственного мышления, воображения и любознательности, а также логического мышления – все это происходит на уроках геометрии. Изучение этого школьного предмета позволяет формировать у обучающихся не только специальные, так называемые, геометрические знания, но и помогает всесторонне развивать личность.
В 10 классе школьники продолжают изучение стереометрии как учебного предмета. Тема «Прямые и плоскости» является значительной частью этого курса. Изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве происходит сразу после освоения обучающимися основных понятий и аксиом стереометрии.
С уверенностью можно сказать, что знание теоретического материала по теме, а также умение решать задачи на взаимное расположение прямых и плоскостей являются основными при изучении свойств геометрических фигур в пространстве. Поэтому учитель должен понимать, что от того, как школьники усвоят тему «Прямые и плоскости» будет целиком и полностью зависеть дальнейшее изучение ими курса стереометрии.
На основе многолетнего опыта школьного образования можно с уверенностью говорить о том, что решение стереометрических задач вызывает у обучающихся большие затруднения. Эти затруднения связаны с верным выполнением чертежа, с выбором необходимых теоретических знаний, а также с вычислительными навыками школьников.
Успешность в изучении темы достаточным образом зависит от организации процесса систематизации знаний. Этот процесс является составной частью обучения. Успешно организованная систематизация учебной деятельности помогает педагогу определить уровень усвоения учащимися изученного материала, а также понять, где необходимо провести дополнительную работу по теме. Проблема: как научить систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Объектом выступает процесс обучения стереометрии.
Предметом исследования является изучение взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Целью курсовой работы является: разработка методических рекомендаций систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме обобщения и систематизации знаний.
2. Определить цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах.
3. Рассмотреть приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы.
4. Разработать методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимнодополняющих методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования:
• изучение учебно-методической литературы по теме исследования,
• самостоятельное решение геометрических задач по теме исследования.
Структура курсовой работы соответствует логике исследования и включает введение, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Вопрос о правильной подготовке и верном проведении уроков обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах, в современном мире стоит очень остро. Этот урок является очень важным, он дает возможность учителю выяснить, какие ошибки он допустил во время изучения новой темы и помогает избегать их в дальнейшем. Также нельзя упускать и тот факт, что урок обобщения и систематизации учебного материала позволяет педагогу работать над монологической речью учащихся, так как обобщение требует от ученика развернутого полного ответа или сообщения.
Анализируя проделанную работу, можно сделать ряд выводов:
1. Нам удалось достичь цели исследования – определить методические аспекты систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.
2. Анализ теоретического материала по теме исследования позволил структурировать отобранный материал наиболее логичным и приемлемым способов в соответствии с целью исследования.
3. Для достижения цели исследования были выполнены следующие задачи, а именно:
– Рассмотрена психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме обобщения и систематизации знаний.
– Определены цели, задачи и содержание обобщения и систематизации знаний по геометрии в 10-11 классах.
– Рассмотрены приемы мыслительной деятельности учащихся при обобщении и систематизации учебного материала на уроках геометрии старшей школы.
– Разработаны методические рекомендации систематизации знаний и умений учащихся при изучении взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве.