Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)

Работа №102412

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

история

Объем работы22
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ПУБЛИКАЦИИ

Актуальность. Сегодня в России идет процесс внедрения полисубъектной системы социальной защиты наиболее нуждающихся категорий населения, в том числе и несовершеннолетних, что способствует обращению к историческому опыту оказания детям педагогической, психологической и медицинской помощи.
Исследование состояния и масштаба феномена заботы о несовершеннолетних в переломные эпохи, в эпохи активной социальной динамики, а вторая половина XIX в. в России была своего рода проверкой на прочность этого феномена, весьма актуально и значимо. Введение в научный оборот данных по призрению детей и подростков в Новгородской и Псковской губерниях во второй половине XIX - нач. XX вв. будет способствовать воссозданию всеобъемлющей научной картины благотворительной активности населения и последующему проведению сравнительно-исторических исследований. Обращение к традициям призрения и благотворительности, изучение проводимых в период модернизационных трансформаций благотворительных мероприятий способствуют более четкому пониманию и решению проблем социально-экономического и культурного развития в регионе на современном этапе.
Объектом исследования является социальная помощь несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.
Предмет исследования - практики взаимодействия органов власти и управления, общественных учреждений и частных лиц по вопросам оказания социальной помощи и поддержки детям и подросткам во второй половине XIX в. - 1914 гг. на примере Псковской и Новгородской губерний.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с середины 50-х гг. XIX в. по 1914 г. Выбор нижней границы обусловлен началом правления Александра II и его реформаторской деятельности, что в итоге привело к существенным изменениям не только в социально-экономической и политической жизни общества, но и к трансформации общественного мнения в отношении призрения детей и подростков. Верхняя граница определена началом Первой мировой войны, когда призрение детей пошло по пути развития специальных форм, характерных для военного времени.
Территориальные рамки. Псковская и Новгородская губернии рассматриваются как территориальные единицы Северо-Запада, в их административных пределах второй половины XIX - нач. XX вв. Исторически эти губернии тяготели друг к другу, их связывали историческое прошлое, социокультурные традиции и относились они к зоне влияния Санкт-Петербургского воспитательного дома.
Цель - комплексное исследование социальной поддержки детей и подростков в отдельном регионе во второй половине XIX - нач. XX вв.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Выявить основные категории несовершеннолетних, подлежащих призрению со стороны местных и центральных властей (вторая половина XIX- нач. XX вв.).
- Проанализировать законодательство Российской империи в решении вопроса о призрении различных категорий детей (вторая половина XIX - нач. XX вв.).
- Определить особенности функционирования благотворительных учреждений в сфере призрения детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - нач. XX вв.
- Охарактеризовать деятельность центральных органов (Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Попечительство императрицы Марии о глухонемых, Попечительство Марии Александровны о слепых) в деле призрения детей и подростков на территории Новгородской и Псковской губерний.
- Определить основные направления деятельности властей, общественных организаций и частных лиц на местном уровне в деле помощи и поддержки детей на территории Новгородской и Псковской губерний.
Научная новизна работы определяется тем, что на достаточно обширном корпусе источников, существенная часть которых вводится в научный оборот впервые, реконструирован исторический опыт государственной и общественной деятельности, частной инициативы помощи детям и подросткам на примере Новгородской и Псковской губерний. Проведено комплексное исследование субъектов процесса призрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующих моментах: сформулированные выводы и положения отличаются высокой степенью научной достоверности, аргументированы, подтверждены документальными источниками; представленные в работе материалы могут существенно дополнить и углубить уже имеющиеся данные по истории института призрения в период буржуазной модернизации и создать условия для последующих исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные диссертации могут найти применение при написании научных работ и при подготовке лекций и практических занятий, специальных курсов по истории и культуре. В современной социально-политической ситуации представленное исследование может быть использовано органами государственной власти при разработке федеральных и региональных социальных программ поддержки детей, а также в деятельности благотворительных организаций и педагогических учреждений.
В качестве методологической основы исследования используется теория модернизации как макрообъяснительная модель институциональных изменений. Создатели теории модернизации взяли на вооружение междисциплинарный подход к объяснению и обоснованию общественного развития.
В диссертации использовались системный и структурно-функциональный подходы. Системный подход способствует выявлению места института призрения в государственной структуре, ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта - института призрения - и механизмов, его обеспечивающих, выявление многообразных типов связей (экономических, политических, нравственно-моральных и т.п.) и сведение их в единую теоретическую картину. Структурно-функциональный подход позволяет выделить в целостных системах (в нашем случае это система государственного управления) их отдельные структуры (составляющие института призрения) и их функции относительно друг друга.
Теоретико-методологической базой диссертации являются следующие принципы: историзма, научной объективности, достоверности и комплексности, которые позволяют выявить причины и основные направления изменений, происходивших в сфере благотворительности на протяжении рассматриваемого периода, изучить такое многофакторное явление как призрение несовершеннолетних в контексте различных элементов внешней среды для достоверного его отражения; принципы всесторонности и конкретности, предполагающие целостное изучение всех значимых свойств и связей предмета исследования с учетом исторических условий, позволяют проанализировать проблему призрения детей и подростков в России в целом и в Новгородской и Псковской губерниях в частности, рассмотреть призрение как составную часть жизни российского общества середины 1850-х гг. - 1914 гг., восстановить способы взаимосвязи и взаимодействия составляющих системы социальной помощи и поддержки, создать из отдельных сведений о благотворительных организациях и частных благотворителях исследуемых губерний целостную историю института призрения.
При написании работы использовался принцип «вызова-ответа». «Вызов» - модернизация, сопровождавшаяся кризисными явлениями в социальной структуре, - породил «ответ» - потребность со стороны государства, общества и частных лиц в совершенствовании системы призрения.
Указанный принцип предполагает наличие определенных практик взаимодействия, т.е. согласованной деятельности в ходе достижения общих целей, задач, результатов, решение значимой для всех участников процесса проблемы (раздача сирот по семьям, патронаж, создание исправительных колоний и т.д.). Внедрение данных практик является определяющим фактором для стабильного и сбалансированного развития общества, что особенно востребовано в условиях обострения социальных проблем.
В исследовании применялись традиционные общеисторические методы: локализации, историко-генетический, сравнительно-исторический, историко-правовой, историко-типологический, которые способствовали получению комплексной картины призрения детей, определению общего и особенного в процессе социализации, выявлению закономерностей и различий сравниваемых процессов и явлений.
Степень изученности темы исследования.
Анализ литературы по изучаемой проблеме представлен согласно общепринятой периодизации историографии: а) дореволюционный; б) советский; в) современный этапы.
Вопросы социальной поддержки и защиты несовершеннолетних в контексте общих исследований института призрения рассматривались еще в нач. XIX в. Уже на рубеже XIX - XX вв. общественные деятели и представители широких научных кругов пытались систематизировать литературу, изданную к этому моменту в России по вопросам благотворительности. В дореволюционной историографии предпринимались попытки выделить периоды в истории российской благотворительности, сравнив их с общеевропейскими тенденциями , проследить динамику развития законодательной базы и деятельности отдельных сословий, обществ и учреждений, сформировать понятийный аппарат, показать эволюцию взаимодействия государственного призрения и частной благотворительности, отразить роль церкви в оказании помощи нуждающимся, рассмотреть организацию призрения несовершеннолетних со стороны земств, поднять вопрос о внутрисословной благотворительности, проанализировать причины асоциального поведения, представить статистические выкладки.
Серьезной проблемой представлялось определение категорий детей, нуждавшихся в призрени, а также путей реабилитации и трудовой специализации. Анализ деятельности приютов самопомощи содержится в работе Н.Н. Жеденова, деятельность яслей изучали В.В. Шенгелидзе и А.К. Арнольди. Воспитательные дома как одна из старейших форм призрения детей в России стали предметом исследования Н.В. Яблокова. Фабричное законодательство и деятельность фабричной инспекции в рамках защиты интересов малолетних рабочих исследовал В.П. Литвинов-Фалинский. В историографии дореволюционного периода рассматривались процессы становления центральной и местной администрации, анализировались функции органов управления, поднимались вопросы охраны материнства и детства, здравоохранения и просвещения, но это были единичные работы.
В дореволюционной историографии исследовательская и практическая работа в области призрения детей составляли единый научно-практический комплекс. Изучение призрения отдельных категорий детей с исторической точки зрения не получило должного научного осмысления.
Советская историография (1918 - нач. 1990-х гг.), интерпретируя прошлое в контексте идейно-классовой борьбы, не выделяла историю благотворительности и призрения, как явление, маскировавшее «буржуазную действительность», в отдельную область исследования. В 20-е гг. XX в. в связи с тем, что институт призрения детей «в духе коммунистической идеологии» только оформлялся, шли поиски новых подходов к решению социальных проблем. В контексте классовой борьбы переосмысливалась и проблема призрения детей, которая оценивалась как несоответствующая «социалистическому пониманию задач». Эпоха социализма требовала «воспитания новых черт и преодоления старых привычек, унаследованных от классового общества» . В 1950-1980-е гг. произошел некоторый сдвиг в оценке роли благотворительности - от резко негативной «к подчеркиванию объективно буржуазной сути благотворительности».
Изучение исторического опыта призрения детей косвенно затрагивалось в рамках изучения других вопросов, например, местного самоуправления, семьи, образования, а отдельные фрагментарные характеристики деятельности дореволюционных ведомств и учреждений носили негативный оттенок. В региональных исследованиях тема призрения детей не затрагивалась.
Социально-политические перемены конца 80-х - нач. 90-х гг. XX в. вызвали изменения в национальной историографии, способствовали возникновению новой историографической ситуации, возродив научный интерес к истории социальной защиты.
В 1990-е гг. проблема призрения несовершеннолетних стала объектом изучения историков, социальных работников, педагогов. Однако попытки детального рассмотрения вопроса социальной защиты конкретных категорий детей и способов оказания им помощи в отечественной историографии по- прежнему крайне редки. На этом фоне выделяется работа В.Н. Егошиной и Н.В. Елфимовой.
В современных исследованиях отражаются следующие вопросы: опыт деятельности и оценка практической значимости земств в деле защиты детей ; роль различных учреждений и организации в сфере благотворительности ; социальные аномалии и пути их разрешения ; анализ законодательной базы ; формы и способы призрения со стороны духовенства ; характеристика концептуальных понятий изучаемого вопроса гендерный аспект благотворительности; вопросы здравоохранения. В российской историографии особое внимание стоит уделить трудам Г.Н. Ульяновой.
С начала 2000-х гг. появляется все больше диссертационных исследований, рассматривающих данную проблему с учетом региональной и временной специфики, а также научные материалы краеведческого характера.
Особый интерес с методологической точки зрения представляют работы зарубежных авторов.
При всей методической и информационной ценности опубликованных работ проблемы формирования предпосылок и условий, путей эволюции системы призрения детей, а также исторического опыта ее функционирования в Новгородской и Псковской губерниях со второй половины XIX в. по 1914 гг. представлены фрагментарно. В связи с этим изучение и осмысление регионального опыта становления и развития призрения несовершеннолетних с учетом общероссийских тенденций, необходимость анализа деятельности всех субъектов призрения требуют детального изучения, что является важным как с познавательной, так и с практической стороны.
Источниковая база
В работе использованы материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Новгородской области, Государственного архива Псковской области, Государственного архива Вологодской области, Череповецкого музейного объединения.
Все источники в зависимости от происхождения и формы отражения исторических реалий подразделяются на несколько групп.
Первую группу источников составляют нормативно-правовые документы, включающие законы, регулирующие сферу призрения; положения, определяющие компетенцию местных органов самоуправления; положения и правила, регламентирующие деятельность благотворительных организаций, в том числе и конкретных ведомств («Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Устав об общественном призрении», «Городовое положение» 1870 и 1892 годов, «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» , «Положения о детских приютах» 1839 и 1891 гг., «Нормальные» и «Примерные Уставы» благотворительных обществ, Устав гражданского судопроизводства и Гражданское уложение и др.).
Группа делопроизводственных источников представлена распорядительной документацией, уставами, протоколами и журналами заседаний, перепиской учреждений, правилами внутреннего распорядка, прошениями, отчетами и докладами благотворительных учреждений.
К третьей группе относятся статистические источники - статистические сборники, обзоры, информационные сборники, посвященные социально-экономическому развитию общества, в том числе и проблемам призрения, за определенный период. Анализ этих документов помогает соотнести процессы, протекавшие на местном уровне, с общероссийскими тенденциями, систематизировать фактический материал и установить процент достоверности информации .
Важным историческим источником являются материалы всероссийских и международных съездов, которые дают возможность рассмотреть данный вопрос более полно и разносторонне.
К особым комплексным источникам относятся официальные справочные издания органов местного управления - «Памятные книжки» губерний, в которых интерес для нас представляют списки служащих в тех или иных учреждениях, с указанием чина и должности.
Отдельную группу источников составляют специализированные периодические издания: «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России». На местах вопросы благотворительности и призрения поднимались на страницах «Губернских ведомостей» и «Епархиальных ведомостей», Вестников земств.
Исследование характерных для крестьянской среды особенностей призрения детей и подростков предопределило необходимость обращения к материалам «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева.
Структура: работа включает введение, три главы, заключение, словарь основных понятий, список сокращений и условных обозначений, список источников и литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Во второй половине XIX в. в России в целом и в Псковской и Новгородской губерниях в частности сложилась разветвленная структура социальной помощи, включавшая в себя государственные, общественные и частные учреждения, которые оказывали помощь следующим категориям несовершеннолетних: детям, лишенным родителей, детям проблемных родителей, детям с асоциальным поведением, детям-инвалидам. Внимание центральной власти было сосредоточено, в основном, на возможных путях государственного регулирования деятельности благотворительных обществ и заведений и частных лиц путем законодательной инициативы.
2. В Новгородской и Псковской губерниях сформировались две основные группы объединений, оказывающих помощь детям: отделения центральных правительственных ведомств общегосударственного значения (Ведомство учреждений императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Попечительство императрицы Марии о глухонемых, Попечительство Марии Александровны о слепых), и региональные общественные организации, направленные на разрешение в пределах губерний основных социально значимых проблем. Центральные и региональные благотворительные учреждения стремились не просто временно решить жизненные трудности несовершеннолетних, а выработать меры по искоренению социальных проблем.
3. Основной формой социальной поддержки детей и подростков со стороны правительственных ведомств была организация «закрытых» учреждений, прежде всего приютов (стационарный тип благотворительной деятельности). Призрение в детских приютах Российской империи в конце XIX - нач. XX вв. носило программный характер и включало в себя решение вопросов воспитания и образования детей, охраны их здоровья, защиты прав, передачи опыта, трудоустройства, материального обеспечения заведений. Основным принципом помощи становилось внедрение «постоянного и непрерывного» призрения детей и подростков путем усовершенствования образовательной и ремесленной составляющих процесса воспитания с акцентом на профессиональную подготовку, с тем чтобы после пребывания в филантропическом учреждении призреваемые могли самостоятельно обслуживать себя и зарабатывать на жизнь.
4. На местах помощь и поддержка оказывались в основном через «открытые» формы (определение стипендий, открытие столовых, полустационарный и смешанный типы благотворительной деятельности). По своей значимости местные общества делились на общества губернского (помощь нуждающимся детям всей губернии), уездного, городского и сельского (помощь ограничивалась пределами территориальных границ) значения. Формировавшаяся система призрения позволяла оказывать превентивную помощь на основе адресно-целевого подхода (дома трудолюбия, столовые, приюты, воспитательные дома, богадельни, стипендии и т.д.).
5. Становление и развитие системы призрения детей осложнялось некоторыми отрицательными моментами: несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное финансирование, отсутствие профессиональных кадров, отсутствие единства в деятельности различных ведомств и управлений, между частными, общественными и государственными структурами.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 14 статьях, в том числе в трех статьях в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, а также изложены автором на международных и всероссийских научных конференциях: Всероссийская (с международным участием) конференция, 2011 г., Череповец; Всероссийская научная конференции студентов и аспирантов, 2011 г., Тула; XXIX Международная научная конференция, 2011 г., Санкт-Петербург; Международная научная конференция, 2012 г., Санкт- Петербург; V международная конференция РАИЖИ и ИЭИ РАН, 2012 г., Тверь; Международная научная конференция, 2013 г., Санкт-Петербург; Международная научная конференция, 2014 г., Санкт-Петербург; VII Международная конференция РАИЖИ, 2014 г., Рязань; Всероссийская научно-практическая конференция 2012, 2013, 2014, 2015, 2017 гг., Череповец; XXVII Ежегодная Международная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2017 г., Москва.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Фролова, И.В. Призрение детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: обзор постсоветской историографии [Текст] / И.В. Фролова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Т. 4. Серия История. - 2013. - № 3. - С. 83-91. (0,6 п.л.).
2. Фролова, И.В. «Благотворительность», «призрение», «филантропия», «милосердие»: историография понятий» [Текст] / И.В. Фролова // Вестник Череповецкого государственного университета. Т. 2. Серия Исторические науки. - 2013. - № 2 (48). - С. 39-43. (0,54 п.л.).
3. Фролова, И.В. Трудовая помощь как форма социального призрения детей и подростков в конце XIX - начале XX в. (на примере Ольгинского приюта трудолюбия в Новгородской губернии) [Текст] / И.В. Фролова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. Серия Исторические науки и археология. - 2014. - № 12 (50). - С.197-200. (0,51 п.л.).
Публикации в других изданиях:
1. Фролова, И.В. Сезонные ясли-приюты как форма призрения детей на территории Новгородской губернии в конце XIX в. [Текст] / И.В. Фролова // Патриотизм и гражданственность в повседневной жизни российского общества (ХУ111-ХХ1 вв.): материалы международной научной конференции 14-16 марта 2013 г. / Отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 40-45. (0,4 п.л.).
2. Фролова И.В. Дореволюционная историография о призрении детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков. // Ученые записки ЧГУ. - 2016. - № 2 (6). - С.60-63. (0,2 п.л).
3. Фролова, И.В. К вопросу о призрении детей в Новгородской губернии
во второй половине XIX в. [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2012: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции: В 3 ч. Ч. 1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2013. - С.196-198. (0,3 п.л.).
4. Фролова, И.В. Основные направления деятельности РПЦ по призрению детей и подростков на территории Новгородской губернии в конце XIX - начале XX вв. [Текст] / И.В. Фролова// Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. Вып. 6: Межвузовский сборник научных работ: В 2 ч. Ч. 1. / Ред.-сост. А.Е. Новиков. - Череповец: ЧГУ, 2014. - С. 128-132. (0,2 п.л.).
5. Фролова, И.В. Попечение о слепых детях в городах Северо-запада во второй половине XIX-нач. XX вв. как форма социального призрения [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2013: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2014. - С. 149-152. (0,4 п.л.).
6. Фролова, И.В. Система призрения детей и подростков в период Первой мировой войны (на примере Новгородской и Псковской губерний) [Текст] / И.В. Фролова // Война и повседневная жизнь населения России XVII-XX вв. (к столетию начала Первой мировой войны): материалы международ. науч. конф., 14-16 марта 2014 г./ Отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 368-374. (0,5 п.л.).
7. Фролова, И.В. Особенности призрения девочек католического вероисповедания в России во второй половине XIX - нач. XX вв. [Текст] / И.В. Фролова // Материалы 7-ой Международной конференции РАИЖИ, 9- 12 октября 2014 года. Пол. Политика. Поликультурность. Т.1. Рязань: ИЭА РАН М., 2014. - С. 475-478. (0,2 п.л.).
8. Фролова, И.В. Законодательные основы системы призрения детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX в. - начале XX вв. [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2014: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3 ч. Ч.1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 160-163. (0,5 п.л.).
9. Фролова, И.В. «Детская беспризорность» в Российской империи во второй пол. XIX - нач. XX вв.: понятие, причины и основные направления работы [Текст] / И.В. Фролова // Экстремальное в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы международ. науч. конф., 16-18 марта 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 341-344 (0,38 п.л.).
10. Фролова, И.В. Исправительные учреждения и воспитательные приюты для детей во второй половине XIX - нач. XX вв. (на материалах Новгородской и Псковской губерний) [Текст] / И.В. Фролова // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. - 2015. - № 6 (16). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2271. (0,8 п.л.).
11. Kasatkina S.S., Frolova I.V. Socio-cultural image of a Russian provincial town in the last third of the XIX — the beginning of XX centuries [Текст] / S.S. Kasatkina, I.V. Frolova // European science review. - 2014. - № 4 (7-8). - P. 6-9. (0,38 п.л.).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ