Региональный опыт социальной помощи несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. (в Новгородской и Псковской губерниях)
Актуальность. Сегодня в России идет процесс внедрения полисубъектной системы социальной защиты наиболее нуждающихся категорий населения, в том числе и несовершеннолетних, что способствует обращению к историческому опыту оказания детям педагогической, психологической и медицинской помощи.
Исследование состояния и масштаба феномена заботы о несовершеннолетних в переломные эпохи, в эпохи активной социальной динамики, а вторая половина XIX в. в России была своего рода проверкой на прочность этого феномена, весьма актуально и значимо. Введение в научный оборот данных по призрению детей и подростков в Новгородской и Псковской губерниях во второй половине XIX - нач. XX вв. будет способствовать воссозданию всеобъемлющей научной картины благотворительной активности населения и последующему проведению сравнительно-исторических исследований. Обращение к традициям призрения и благотворительности, изучение проводимых в период модернизационных трансформаций благотворительных мероприятий способствуют более четкому пониманию и решению проблем социально-экономического и культурного развития в регионе на современном этапе.
Объектом исследования является социальная помощь несовершеннолетним в Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв.
Предмет исследования - практики взаимодействия органов власти и управления, общественных учреждений и частных лиц по вопросам оказания социальной помощи и поддержки детям и подросткам во второй половине XIX в. - 1914 гг. на примере Псковской и Новгородской губерний.
Хронологические рамки исследования охватывают временной промежуток с середины 50-х гг. XIX в. по 1914 г. Выбор нижней границы обусловлен началом правления Александра II и его реформаторской деятельности, что в итоге привело к существенным изменениям не только в социально-экономической и политической жизни общества, но и к трансформации общественного мнения в отношении призрения детей и подростков. Верхняя граница определена началом Первой мировой войны, когда призрение детей пошло по пути развития специальных форм, характерных для военного времени.
Территориальные рамки. Псковская и Новгородская губернии рассматриваются как территориальные единицы Северо-Запада, в их административных пределах второй половины XIX - нач. XX вв. Исторически эти губернии тяготели друг к другу, их связывали историческое прошлое, социокультурные традиции и относились они к зоне влияния Санкт-Петербургского воспитательного дома.
Цель - комплексное исследование социальной поддержки детей и подростков в отдельном регионе во второй половине XIX - нач. XX вв.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- Выявить основные категории несовершеннолетних, подлежащих призрению со стороны местных и центральных властей (вторая половина XIX- нач. XX вв.).
- Проанализировать законодательство Российской империи в решении вопроса о призрении различных категорий детей (вторая половина XIX - нач. XX вв.).
- Определить особенности функционирования благотворительных учреждений в сфере призрения детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - нач. XX вв.
- Охарактеризовать деятельность центральных органов (Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Попечительство императрицы Марии о глухонемых, Попечительство Марии Александровны о слепых) в деле призрения детей и подростков на территории Новгородской и Псковской губерний.
- Определить основные направления деятельности властей, общественных организаций и частных лиц на местном уровне в деле помощи и поддержки детей на территории Новгородской и Псковской губерний.
Научная новизна работы определяется тем, что на достаточно обширном корпусе источников, существенная часть которых вводится в научный оборот впервые, реконструирован исторический опыт государственной и общественной деятельности, частной инициативы помощи детям и подросткам на примере Новгородской и Псковской губерний. Проведено комплексное исследование субъектов процесса призрения.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующих моментах: сформулированные выводы и положения отличаются высокой степенью научной достоверности, аргументированы, подтверждены документальными источниками; представленные в работе материалы могут существенно дополнить и углубить уже имеющиеся данные по истории института призрения в период буржуазной модернизации и создать условия для последующих исследований.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данные диссертации могут найти применение при написании научных работ и при подготовке лекций и практических занятий, специальных курсов по истории и культуре. В современной социально-политической ситуации представленное исследование может быть использовано органами государственной власти при разработке федеральных и региональных социальных программ поддержки детей, а также в деятельности благотворительных организаций и педагогических учреждений.
В качестве методологической основы исследования используется теория модернизации как макрообъяснительная модель институциональных изменений. Создатели теории модернизации взяли на вооружение междисциплинарный подход к объяснению и обоснованию общественного развития.
В диссертации использовались системный и структурно-функциональный подходы. Системный подход способствует выявлению места института призрения в государственной структуре, ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта - института призрения - и механизмов, его обеспечивающих, выявление многообразных типов связей (экономических, политических, нравственно-моральных и т.п.) и сведение их в единую теоретическую картину. Структурно-функциональный подход позволяет выделить в целостных системах (в нашем случае это система государственного управления) их отдельные структуры (составляющие института призрения) и их функции относительно друг друга.
Теоретико-методологической базой диссертации являются следующие принципы: историзма, научной объективности, достоверности и комплексности, которые позволяют выявить причины и основные направления изменений, происходивших в сфере благотворительности на протяжении рассматриваемого периода, изучить такое многофакторное явление как призрение несовершеннолетних в контексте различных элементов внешней среды для достоверного его отражения; принципы всесторонности и конкретности, предполагающие целостное изучение всех значимых свойств и связей предмета исследования с учетом исторических условий, позволяют проанализировать проблему призрения детей и подростков в России в целом и в Новгородской и Псковской губерниях в частности, рассмотреть призрение как составную часть жизни российского общества середины 1850-х гг. - 1914 гг., восстановить способы взаимосвязи и взаимодействия составляющих системы социальной помощи и поддержки, создать из отдельных сведений о благотворительных организациях и частных благотворителях исследуемых губерний целостную историю института призрения.
При написании работы использовался принцип «вызова-ответа». «Вызов» - модернизация, сопровождавшаяся кризисными явлениями в социальной структуре, - породил «ответ» - потребность со стороны государства, общества и частных лиц в совершенствовании системы призрения.
Указанный принцип предполагает наличие определенных практик взаимодействия, т.е. согласованной деятельности в ходе достижения общих целей, задач, результатов, решение значимой для всех участников процесса проблемы (раздача сирот по семьям, патронаж, создание исправительных колоний и т.д.). Внедрение данных практик является определяющим фактором для стабильного и сбалансированного развития общества, что особенно востребовано в условиях обострения социальных проблем.
В исследовании применялись традиционные общеисторические методы: локализации, историко-генетический, сравнительно-исторический, историко-правовой, историко-типологический, которые способствовали получению комплексной картины призрения детей, определению общего и особенного в процессе социализации, выявлению закономерностей и различий сравниваемых процессов и явлений.
Степень изученности темы исследования.
Анализ литературы по изучаемой проблеме представлен согласно общепринятой периодизации историографии: а) дореволюционный; б) советский; в) современный этапы.
Вопросы социальной поддержки и защиты несовершеннолетних в контексте общих исследований института призрения рассматривались еще в нач. XIX в. Уже на рубеже XIX - XX вв. общественные деятели и представители широких научных кругов пытались систематизировать литературу, изданную к этому моменту в России по вопросам благотворительности. В дореволюционной историографии предпринимались попытки выделить периоды в истории российской благотворительности, сравнив их с общеевропейскими тенденциями , проследить динамику развития законодательной базы и деятельности отдельных сословий, обществ и учреждений, сформировать понятийный аппарат, показать эволюцию взаимодействия государственного призрения и частной благотворительности, отразить роль церкви в оказании помощи нуждающимся, рассмотреть организацию призрения несовершеннолетних со стороны земств, поднять вопрос о внутрисословной благотворительности, проанализировать причины асоциального поведения, представить статистические выкладки.
Серьезной проблемой представлялось определение категорий детей, нуждавшихся в призрени, а также путей реабилитации и трудовой специализации. Анализ деятельности приютов самопомощи содержится в работе Н.Н. Жеденова, деятельность яслей изучали В.В. Шенгелидзе и А.К. Арнольди. Воспитательные дома как одна из старейших форм призрения детей в России стали предметом исследования Н.В. Яблокова. Фабричное законодательство и деятельность фабричной инспекции в рамках защиты интересов малолетних рабочих исследовал В.П. Литвинов-Фалинский. В историографии дореволюционного периода рассматривались процессы становления центральной и местной администрации, анализировались функции органов управления, поднимались вопросы охраны материнства и детства, здравоохранения и просвещения, но это были единичные работы.
В дореволюционной историографии исследовательская и практическая работа в области призрения детей составляли единый научно-практический комплекс. Изучение призрения отдельных категорий детей с исторической точки зрения не получило должного научного осмысления.
Советская историография (1918 - нач. 1990-х гг.), интерпретируя прошлое в контексте идейно-классовой борьбы, не выделяла историю благотворительности и призрения, как явление, маскировавшее «буржуазную действительность», в отдельную область исследования. В 20-е гг. XX в. в связи с тем, что институт призрения детей «в духе коммунистической идеологии» только оформлялся, шли поиски новых подходов к решению социальных проблем. В контексте классовой борьбы переосмысливалась и проблема призрения детей, которая оценивалась как несоответствующая «социалистическому пониманию задач». Эпоха социализма требовала «воспитания новых черт и преодоления старых привычек, унаследованных от классового общества» . В 1950-1980-е гг. произошел некоторый сдвиг в оценке роли благотворительности - от резко негативной «к подчеркиванию объективно буржуазной сути благотворительности».
Изучение исторического опыта призрения детей косвенно затрагивалось в рамках изучения других вопросов, например, местного самоуправления, семьи, образования, а отдельные фрагментарные характеристики деятельности дореволюционных ведомств и учреждений носили негативный оттенок. В региональных исследованиях тема призрения детей не затрагивалась.
Социально-политические перемены конца 80-х - нач. 90-х гг. XX в. вызвали изменения в национальной историографии, способствовали возникновению новой историографической ситуации, возродив научный интерес к истории социальной защиты.
В 1990-е гг. проблема призрения несовершеннолетних стала объектом изучения историков, социальных работников, педагогов. Однако попытки детального рассмотрения вопроса социальной защиты конкретных категорий детей и способов оказания им помощи в отечественной историографии по- прежнему крайне редки. На этом фоне выделяется работа В.Н. Егошиной и Н.В. Елфимовой.
В современных исследованиях отражаются следующие вопросы: опыт деятельности и оценка практической значимости земств в деле защиты детей ; роль различных учреждений и организации в сфере благотворительности ; социальные аномалии и пути их разрешения ; анализ законодательной базы ; формы и способы призрения со стороны духовенства ; характеристика концептуальных понятий изучаемого вопроса гендерный аспект благотворительности; вопросы здравоохранения. В российской историографии особое внимание стоит уделить трудам Г.Н. Ульяновой.
С начала 2000-х гг. появляется все больше диссертационных исследований, рассматривающих данную проблему с учетом региональной и временной специфики, а также научные материалы краеведческого характера.
Особый интерес с методологической точки зрения представляют работы зарубежных авторов.
При всей методической и информационной ценности опубликованных работ проблемы формирования предпосылок и условий, путей эволюции системы призрения детей, а также исторического опыта ее функционирования в Новгородской и Псковской губерниях со второй половины XIX в. по 1914 гг. представлены фрагментарно. В связи с этим изучение и осмысление регионального опыта становления и развития призрения несовершеннолетних с учетом общероссийских тенденций, необходимость анализа деятельности всех субъектов призрения требуют детального изучения, что является важным как с познавательной, так и с практической стороны.
Источниковая база
В работе использованы материалы Российского государственного исторического архива, Государственного архива Новгородской области, Государственного архива Псковской области, Государственного архива Вологодской области, Череповецкого музейного объединения.
Все источники в зависимости от происхождения и формы отражения исторических реалий подразделяются на несколько групп.
Первую группу источников составляют нормативно-правовые документы, включающие законы, регулирующие сферу призрения; положения, определяющие компетенцию местных органов самоуправления; положения и правила, регламентирующие деятельность благотворительных организаций, в том числе и конкретных ведомств («Полное собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Устав об общественном призрении», «Городовое положение» 1870 и 1892 годов, «Положение о приходских попечительствах при православных церквах» , «Положения о детских приютах» 1839 и 1891 гг., «Нормальные» и «Примерные Уставы» благотворительных обществ, Устав гражданского судопроизводства и Гражданское уложение и др.).
Группа делопроизводственных источников представлена распорядительной документацией, уставами, протоколами и журналами заседаний, перепиской учреждений, правилами внутреннего распорядка, прошениями, отчетами и докладами благотворительных учреждений.
К третьей группе относятся статистические источники - статистические сборники, обзоры, информационные сборники, посвященные социально-экономическому развитию общества, в том числе и проблемам призрения, за определенный период. Анализ этих документов помогает соотнести процессы, протекавшие на местном уровне, с общероссийскими тенденциями, систематизировать фактический материал и установить процент достоверности информации .
Важным историческим источником являются материалы всероссийских и международных съездов, которые дают возможность рассмотреть данный вопрос более полно и разносторонне.
К особым комплексным источникам относятся официальные справочные издания органов местного управления - «Памятные книжки» губерний, в которых интерес для нас представляют списки служащих в тех или иных учреждениях, с указанием чина и должности.
Отдельную группу источников составляют специализированные периодические издания: «Вестник благотворительности», «Трудовая помощь», «Призрение и благотворительность в России». На местах вопросы благотворительности и призрения поднимались на страницах «Губернских ведомостей» и «Епархиальных ведомостей», Вестников земств.
Исследование характерных для крестьянской среды особенностей призрения детей и подростков предопределило необходимость обращения к материалам «Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева.
Структура: работа включает введение, три главы, заключение, словарь основных понятий, список сокращений и условных обозначений, список источников и литературы, приложения.
Положения, выносимые на защиту:
1. Во второй половине XIX в. в России в целом и в Псковской и Новгородской губерниях в частности сложилась разветвленная структура социальной помощи, включавшая в себя государственные, общественные и частные учреждения, которые оказывали помощь следующим категориям несовершеннолетних: детям, лишенным родителей, детям проблемных родителей, детям с асоциальным поведением, детям-инвалидам. Внимание центральной власти было сосредоточено, в основном, на возможных путях государственного регулирования деятельности благотворительных обществ и заведений и частных лиц путем законодательной инициативы.
2. В Новгородской и Псковской губерниях сформировались две основные группы объединений, оказывающих помощь детям: отделения центральных правительственных ведомств общегосударственного значения (Ведомство учреждений императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Попечительство императрицы Марии о глухонемых, Попечительство Марии Александровны о слепых), и региональные общественные организации, направленные на разрешение в пределах губерний основных социально значимых проблем. Центральные и региональные благотворительные учреждения стремились не просто временно решить жизненные трудности несовершеннолетних, а выработать меры по искоренению социальных проблем.
3. Основной формой социальной поддержки детей и подростков со стороны правительственных ведомств была организация «закрытых» учреждений, прежде всего приютов (стационарный тип благотворительной деятельности). Призрение в детских приютах Российской империи в конце XIX - нач. XX вв. носило программный характер и включало в себя решение вопросов воспитания и образования детей, охраны их здоровья, защиты прав, передачи опыта, трудоустройства, материального обеспечения заведений. Основным принципом помощи становилось внедрение «постоянного и непрерывного» призрения детей и подростков путем усовершенствования образовательной и ремесленной составляющих процесса воспитания с акцентом на профессиональную подготовку, с тем чтобы после пребывания в филантропическом учреждении призреваемые могли самостоятельно обслуживать себя и зарабатывать на жизнь.
4. На местах помощь и поддержка оказывались в основном через «открытые» формы (определение стипендий, открытие столовых, полустационарный и смешанный типы благотворительной деятельности). По своей значимости местные общества делились на общества губернского (помощь нуждающимся детям всей губернии), уездного, городского и сельского (помощь ограничивалась пределами территориальных границ) значения. Формировавшаяся система призрения позволяла оказывать превентивную помощь на основе адресно-целевого подхода (дома трудолюбия, столовые, приюты, воспитательные дома, богадельни, стипендии и т.д.).
5. Становление и развитие системы призрения детей осложнялось некоторыми отрицательными моментами: несовершенство нормативно-правовой базы, недостаточное финансирование, отсутствие профессиональных кадров, отсутствие единства в деятельности различных ведомств и управлений, между частными, общественными и государственными структурами.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в 14 статьях, в том числе в трех статьях в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, а также изложены автором на международных и всероссийских научных конференциях: Всероссийская (с международным участием) конференция, 2011 г., Череповец; Всероссийская научная конференции студентов и аспирантов, 2011 г., Тула; XXIX Международная научная конференция, 2011 г., Санкт-Петербург; Международная научная конференция, 2012 г., Санкт- Петербург; V международная конференция РАИЖИ и ИЭИ РАН, 2012 г., Тверь; Международная научная конференция, 2013 г., Санкт-Петербург; Международная научная конференция, 2014 г., Санкт-Петербург; VII Международная конференция РАИЖИ, 2014 г., Рязань; Всероссийская научно-практическая конференция 2012, 2013, 2014, 2015, 2017 гг., Череповец; XXVII Ежегодная Международная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, 2017 г., Москва.
1. Фролова, И.В. Призрение детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - начале XX в.: обзор постсоветской историографии [Текст] / И.В. Фролова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. Т. 4. Серия История. - 2013. - № 3. - С. 83-91. (0,6 п.л.).
2. Фролова, И.В. «Благотворительность», «призрение», «филантропия», «милосердие»: историография понятий» [Текст] / И.В. Фролова // Вестник Череповецкого государственного университета. Т. 2. Серия Исторические науки. - 2013. - № 2 (48). - С. 39-43. (0,54 п.л.).
3. Фролова, И.В. Трудовая помощь как форма социального призрения детей и подростков в конце XIX - начале XX в. (на примере Ольгинского приюта трудолюбия в Новгородской губернии) [Текст] / И.В. Фролова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота. Серия Исторические науки и археология. - 2014. - № 12 (50). - С.197-200. (0,51 п.л.).
Публикации в других изданиях:
1. Фролова, И.В. Сезонные ясли-приюты как форма призрения детей на территории Новгородской губернии в конце XIX в. [Текст] / И.В. Фролова // Патриотизм и гражданственность в повседневной жизни российского общества (ХУ111-ХХ1 вв.): материалы международной научной конференции 14-16 марта 2013 г. / Отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2013. - С. 40-45. (0,4 п.л.).
2. Фролова И.В. Дореволюционная историография о призрении детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX - начале XX веков. // Ученые записки ЧГУ. - 2016. - № 2 (6). - С.60-63. (0,2 п.л).
3. Фролова, И.В. К вопросу о призрении детей в Новгородской губернии
во второй половине XIX в. [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2012: Материалы Всероссийской научно-практической
конференции: В 3 ч. Ч. 1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2013. - С.196-198. (0,3 п.л.).
4. Фролова, И.В. Основные направления деятельности РПЦ по призрению детей и подростков на территории Новгородской губернии в конце XIX - начале XX вв. [Текст] / И.В. Фролова// Проблемы фундаментальной подготовки в школе и вузе в контексте современности. Вып. 6: Межвузовский сборник научных работ: В 2 ч. Ч. 1. / Ред.-сост. А.Е. Новиков. - Череповец: ЧГУ, 2014. - С. 128-132. (0,2 п.л.).
5. Фролова, И.В. Попечение о слепых детях в городах Северо-запада во второй половине XIX-нач. XX вв. как форма социального призрения [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2013: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 4 ч. Ч.1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2014. - С. 149-152. (0,4 п.л.).
6. Фролова, И.В. Система призрения детей и подростков в период Первой мировой войны (на примере Новгородской и Псковской губерний) [Текст] / И.В. Фролова // Война и повседневная жизнь населения России XVII-XX вв. (к столетию начала Первой мировой войны): материалы международ. науч. конф., 14-16 марта 2014 г./ Отв. ред. В.А. Веременко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2014. - С. 368-374. (0,5 п.л.).
7. Фролова, И.В. Особенности призрения девочек католического вероисповедания в России во второй половине XIX - нач. XX вв. [Текст] / И.В. Фролова // Материалы 7-ой Международной конференции РАИЖИ, 9- 12 октября 2014 года. Пол. Политика. Поликультурность. Т.1. Рязань: ИЭА РАН М., 2014. - С. 475-478. (0,2 п.л.).
8. Фролова, И.В. Законодательные основы системы призрения детей и подростков в Российской империи во второй половине XIX в. - начале XX вв. [Текст] / И.В. Фролова // Череповецкие научные чтения - 2014: Материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 3 ч. Ч.1: Литературоведение, лингвистика, СМИ, история, философия, социология, политология / Отв. ред. Н.П. Павлова. - Череповец: ЧГУ, 2015. - С. 160-163. (0,5 п.л.).
9. Фролова, И.В. «Детская беспризорность» в Российской империи во второй пол. XIX - нач. XX вв.: понятие, причины и основные направления работы [Текст] / И.В. Фролова // Экстремальное в повседневной жизни населения России: история и современность: материалы международ. науч. конф., 16-18 марта 2017 г. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2017. - С. 341-344 (0,38 п.л.).
10. Фролова, И.В. Исправительные учреждения и воспитательные приюты для детей во второй половине XIX - нач. XX вв. (на материалах Новгородской и Псковской губерний) [Текст] / И.В. Фролова // Universum: Общественные науки: электрон. научн. журн. - 2015. - № 6 (16). URL: http://7universum.com/ru/social/archive/item/2271. (0,8 п.л.).
11. Kasatkina S.S., Frolova I.V. Socio-cultural image of a Russian provincial town in the last third of the XIX — the beginning of XX centuries [Текст] / S.S. Kasatkina, I.V. Frolova // European science review. - 2014. - № 4 (7-8). - P. 6-9. (0,38 п.л.).