Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА УРАЛЕ В 1917-1941 ГГ

Работа №102390

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы233
Год сдачи2017
Стоимость4385 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Становление и особенности системы учреждений здравоохранения и медицинского обслуживания на Урале 26
1.1. Государственное управление медициной, структура и сеть лечебных заведений 26
1.2. Подготовка кадров и обеспечение учреждений здравоохранения квалифицированным медицинским персоналом 87
Глава 2. Деятельность государства и общественных организаций по улучшению санитарного состояния уральского региона и борьбе с эпидемиями 129
2.1. Мероприятия в области развития санитарной системы 129
2.2. Противоэпидемическая работа органов здравоохранения и её результаты .. 158
Заключение 192
Список источников и литературы 200
Приложения

Актуальность темы исследования. Развитие медицины и качество здоровья населения являются основополагающими принципами благоприятного формирования успешного государства и общества. В связи с этим изучение накопленного опыта, трансляция и преемственность в принимаемых решениях становятся залогом развития медицинской системы. Однако на современном этапе Россия переживает затянувшийся период реформ государственного здравоохранения, который негативным образом сказывается на процессах в оказании медицинских услуг населению.
Об особой значимости проводимых преобразований можно судить из принятой в 2012 г. «Государственной программы развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г.», в которой определены цели, задачи, основные направления развития здравоохранения и мероприятия, а также механизмы их реализации. Однако даже сегодня остается ряд проблем, которые были сформулированы в пять приоритетных направлений в здравоохранении на проходившем Совете при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (август 2016 г.). Характерно, что среди них задачи, которые решала советская государственная система здравоохранения в довоенный период: снижение материнской и младенческой смертности, повышение доступности оказания медицинской помощи в труднодоступных регионах, ликвидация дефицита участковых терапевтов и педиатров в первичном звене здравоохранения по всей стране и повышение качества подготовки медработников, прежде всего врачей. В итоге реализации преобразований, по мнению Президента РФ В. В. Путина: «Предстоит создать действительно современную систему здравоохранения, причем на всех уровнях».
Таким образом, для понимания и проведения современных реформ в структуре государственной системы здравоохранения требуется изучение кардинальных изменений в управлении медициной, которые были связаны с установлением советской власти в стране и первыми послереволюционными преобразованиями. Особенно важно при проведении реформ в этой сфере учитывать опыт жесткой централизации врачебного дела в период становления и функционирования «сталинского» режима, в конечном итоге которой в 1920-1930-е гг. была создана государственная система советского здравоохранения, отличавшаяся от предшествующей земской тем, что это была подконтрольная, хорошо управляемая структура, послушная часть государственной социальной системы. В конце 1920-1930¬х гг. советское здравоохранение уживалось с тоталитарной диктатурой, потому что жило в рамках, которые предписывались режимом личной власти вождя. В то же время подъем здравоохранения в 1920-1930-е гг. имел положительное обще-человеческое значение: увеличивалось количество врачей, больниц, была налажена эффективная борьба с «социальными болезнями». В связи с этим, исследование данного периода позволяет использовать негативный и позитивный опыт в реализации государственной политики в сфере здравоохранения.
В тоже время уральские историки уделяли большое внимание изучению модернизационных процессов, происходивших в обществе в исследуемый период, поскольку Урал являлся одним из центров индустриального развития страны. Так, к началу Великой Отечественной войны в результате осуществления огромной строительной и реконструктивной программы Урал увеличил свою производи-тельную мощность почти в десять раз по сравнению с 1914 г., стал самым крупным индустриальным регионом России. Таким образом, в условиях дальнейшего развития и перехода к «постиндустриальной цивилизации» неизбежно проведение реформ во всех сферах общественной жизни. В результате, особую актуальность приобретает изучение системы здравоохранения в 1917-1941 гг., когда в условиях первых послереволюционных преобразований, голода, эпидемий, форсированной индустриализации и сплошной коллективизации, удалось создать новую систему медицинской помощи, которая не имела аналогов в мире на том этапе исторического развития вместе с ее достоинствами и недостатками.
Степень изученности темы. Исследования по истории здравоохранения в довоенный советский период можно условно разделить на несколько взаимосвязанных тематических групп, которые складывались под влиянием различных под-ходов и взглядов в зависимости от политики государства. В исторической литературе, в том числе по исследуемой проблеме, принято выделять два основных этапа: советский (1917-конец 1980-х гг.) и постсоветский (начало 199О-х-2000-е гг.). Для первого периода характерны идеологические догматы, единообразные методологические подходы и интерпретирование событий, происходивших в жизни советского государства. В постсоветской литературе появляются различные точки зрения, свободные от официальной идеологии на процессы, происходившие в жизни советского государства, в том числе в сфере здравоохранения.
Цель диссертационного исследования заключается в выявлении основных направлений формирования, развития, функционирования органов здравоохранения и результатов их деятельности на различных этапах истории советского государства в исследуемый период.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие за-дачи:
- охарактеризовать становление и особенности советской системы учреждений здравоохранения на Урале;
- провести анализ подготовки медицинских кадров и обеспечение медико-санитарных учреждений квалифицированным медицинским персоналом в уральском регионе;
- выявить и оценить мероприятия в области развития санитарной системы на Урале;
- изучить и дать оценку реализации государственной политики в области ликвидации эпидемий и её результатам в уральском регионе;
- сопоставить особенности функционирования системы здравоохранения в условиях меняющейся политики советского государства в 1920-е и 1930-е гг.
Объектом исследования выступает история национального здравоохранения, как комплексной системы медико-санитарных и других мероприятий по охране здоровья населения страны, проведение которых осуществляется врачами под управлением и контролем компетентных государственных органов с привлечением иных общественных организаций
Предметом исследования является создание и развитие советского здравоохранения на Урале в период с 1917 по 1941 гг.
Хронологические рамки исследования включают целиком период между приходом к власти большевиков и Великой Отечественной войной. Однако поскольку предметом исследования является политика советской власти, то деятельность белогвардейских правительств автором не рассматривается. Столь значительный временной отрезок позволил проследить особенности государственной политики в сфере здравоохранения в условиях менявшейся политики советского государства: от образования советского государства к политике «военного коммунизма», затем к НЭПу, а также при формировании командно-административной системы в период индустриализации и становления колхозно-совхозной системы. Нижняя граница связана с Октябрьской революцией 1917 года, верхняя - обусловлена начавшейся Великой Отечественной войной.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию в современных границах Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Пермского края. Этот регион включал уральские территории наиболее экономически развитые, заселенные, преимущественно, русским населением. Территории Башкирии, Удмуртии, Оренбуржья представлены лишь фрагментарно - их изучение требует специальных исследований, что обусловлено спецификой национального состава населения этих территорий.
Для этого периода характерны неоднократные административно-территориальные изменения уральского региона, что вызывало определенные сложности при проведении исследования. Первоначально после образования советского государства указанные местности входили в состав Уральской области, включающей дореволюционные Пермскую, Уфимскую, Вятскую и Оренбургскую губернии (марта 1918 г. - июль 1918 г.). После восстановления советской власти на Урале были образованы Екатеринбургская, Пермская и Челябинская губернии, которые просуществовали до образования Уральской области (ноябрь 1923 г.). В январе 1934 г. существовавшая территория была разделена на Свердловскую (сюда вошел современный Пермский край), Челябинскую (с современной Курганской областью) и Обско-Иртышскую область. Последние изменения произошли в 1938 г. в связи с образованием отдельной Пермской области.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые была предпринята попытка провести комплексный анализ становления и развития государственной системы здравоохранения в территориальных границах уральского региона (в современных границах Свердловской, Челябинской, Курганской областей, Пермского края). Автором в хронологическом порядке были проанализированы процессы, происходившие в государственной медицине Урала в обширный довоенный период (1917-1941 гг.), который до этого исследователями не рассматривался. Наряду с этим, диссертантом проведено изучение изменений в государственной политике в сфере здравоохранения уральского региона в контексте модернизационных преобразований.
Автором были введены в научный оборот неопубликованные источники федеральных и региональных архивов, которые не были освещены ранее. В результате это позволило судить о проводимых преобразованиях в сфере здраво-охранения того времени. В диссертации были рассмотрены и выявлены основные количественные и качественные показатели здравоохранения, рассчитаны коэффициенты обеспеченности медицинской помощью населения, проанализированы санитарные и эпидемические мероприятия органов здравоохранения, подведены итоги развития государственной медицины в довоенный советский период на Урале. В результате была представлена общая картина государственной политики в сфере здравоохранения Урала в 1917-1941 гг.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в выявлении закономерностей развития советской системы здравоохранения в период становления советского государства. Была представлена обобщающая характеристика системы медицинского обслуживания Урала в условиях меняющейся политики в СССР в 1920-1930-е гг. Материалы диссертации могут быть использованы при написании работ по истории России и Урала первой половины XX вв., при чтении общих и специальных курсов по Отечественной истории. Фактологический материал может быть использован при составлении региональных исторических справочников и энциклопедий.
Методологическую основу исследования составляет теория модернизации, предлагающая, на наш взгляд, наиболее обоснованный подход к исследованию особенностей развития России (в том числе ее здравоохранения). Выбранная методологическая основа позволяет дать оценку изменений в различных сферах общественной жизни: экономической, социальной, правовой, политической, культурной. Региональная политика в сфере медицинского обслуживания населения, как комплекс решений по совершенствованию социальной структуры страны, относится к числу важнейших модернизационных задач. Процессы строительства новой системы здравоохранения, которые осуществляло советское государство в первой половине XX в., несомненно, носили модернизационный характер. В то же время, на становление и развитие системы здравоохранения, особенно в 1920-1930-е гг., большое влияние оказывали модернизационные процессы в России, в том числе в ее регионах, что подтверждают происходившие перемены в государственной поли-тике в сфере медицинского обслуживания населения на Урале, что и показано в нашей работе.
При исследовании государственной политики в сфере здравоохранения и ее результатов были применены логический, структурно-функциональный, ретроспективный и культурологический подходы. В процессе написания работы автором использовались общенаучные методы. Принцип научности позволил непредвзято и всесторонне вести исследование. Принцип историзма и объективности был применен при оценке событий, явлений, источникового материала. Принцип историзма помог провести анализ изменений уральского здравоохранения с учетом особенностей исследуемого периода. Стремление к объективности дало возможность рассмотреть исторические события без идеологических догматов и шаблонов, исследовать заявленную тематику во взаимосвязи с другими процессами, происходившими в советском государстве на различных этапах его развития.
Из специальных исторических методов выделим историко-генетический, который позволил выявить причинно-следственные связи в развитии региональной системы здравоохранения; проблемно-хронологический метод был применен при изучении исторических событий; историко-сравнительный метод позволил сопоставить цели и задачи развития уральской медицины с аналогичной политикой в других регионах СССР; метод количественной обработки данных был задействован при анализе статистических материалов, установлении пропорций и динамики развития здравоохранения на Урале.
В результате использования указанных методик автору удалось изучить становление и развитие медицинских учреждений в исторической ретроспективе, дать объективную характеристику историческим процессам, происходившие в советском здравоохранении Урала в 1917-1941 гг.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В рассматриваемый период была сформирована новая система здраво-охранения, построенная на принципах жесткой централизации врачебного дела. Основные изменения в управлении здравоохранением были связаны с установлением советской власти в стране и первыми послереволюционными преобразованиями, которые в дальнейшем видоизменялись под воздействием новых задач в политике партийных советских органов. Однако уже к середине 1930-х гг. советскому руководству удалось четко выстроить систему медицинского обеспечения населения, созданную на принципах бесплатности и доступности.
2. Советским руководящим органам удалось создать прочную инфраструктурную базу здравоохранения в уральском регионе, которая в значительной мере обеспечивала нужды населения. К 1940 г. на территории Свердловской и Челябинской областей работало более 400 больниц, что превышало показатели 1913 г. в пять раз. Коэффициент обеспеченности населения больничной помощью в Свердловской области в 1940 г. составил 5,7 коек на 1000 населения, тогда как в 1913 г. он составлял 0,96. В Челябинской области увеличение произошло с 0,66 (1913 г.) до 4,75 (1940 г.). В результате, на Урале перед началом Великой Отечественной войны не было ни одного административного района, не имеющего хотя бы одной больницы и врачебной амбулатории.
3. Качество медицинской системы определяется путем обеспечения квалифицированными врачебными кадрами и средним медицинским персоналом. На Урале органам здравоохранения за этот период удалось создать стабильную материально-техническую базу для подготовки медицинских кадров, организовать медицинские институты, НИИ и медицинские школы. В результате, на территории Свердловской, Челябинской и Пермской областей в 1940 г. работало около 4 000 врачей, что в десять раз превышало дореволюционные показатели. Однако при общем увеличении медработников, коэффициент обеспеченности врачами в западно-европейских странах был в 1,5-2 раза выше, чем в регионах Урала.
4. Органы здравоохранения совместно с советскими партийными и руководящими структурами Урала в рассматриваемый период провели большую работу по исправлению санитарно-эпидемической ситуации в регионе. После прихода к власти большевиков первоочередной задачей являлось борьба с тифами и другими социальными эпидемиями. В восстановительный период до середины 1920-х гг. необходимо было ликвидировать последствия войны - эпидемии сифилиса, оспы и холеры. В период широкой индустриализации Урала перед органами здравоохранения встала задача минимизации медицинских последствий промышленного строительства и как следствие повышенной заболеваемости. Результатом этой деятельности стало преодоление многих тяжелых эпидемических заболеваний (тифы различных форм, натуральная оспа).
Степень достоверности результатов проведенных исследований обусловлена тем, что материалы диссертационной работы основываются на обширном историографическом и источниковедческом материале, который подвергался критическому и многоуровневому системному анализу. Выводы и положения диссертации соответствуют целям и задачам, проведенного исследования. Достоверность и объективность работы обеспечивается, в первую очередь, за счет обращения к документам из региональных и федеральных архивов.
Апробация работы. Основные выводы диссертационной работы были представлены на международных и всероссийских научных конференциях в Екатеринбурге, Уфе, Стерлитамаке, Новосибирске и др. городах. Важнейшие заключения диссертации нашли свое отражение в 13 научных публикациях автора, в том числе в трех журналах из рецензируемого списка ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, в 1917-1941 гг. в РСФСР, в том числе на Урале, складывается государственная система здравоохранения, основанная на принципах централизации, единства и бесплатности медицинской помощи. В этой системе ключевую роль играл созданный в первые годы после установления советской власти Народный комиссариат здравоохранения, который объединил все дело охраны здоровья населения РСФСР и сконцентрировал руководство всеми мероприятиями в области здравоохранения. Это стало важным условием для унификации и объединения всех направлений медицинского обслуживания населения в Советской России, а затем и СССР, т.к. возникавшие в регионах местные советские органы здравоохранения в первый период строительства советского государства принимали самые разнообразные формы по структуре, содержанию и даже наименованию.
Соответствующая организационная структура складывается и на территории Урала. Во главе губернских, а позднее областных медицинских органов, становятся специализированные отделы здравоохранения при местных Советах рабочих и крестьянских депутатов. В истории формирования и деятельности советской системы здравоохранения в уральском регионе можно выделить несколько характерных этапов развития.
Первоначально, после ликвидации земств на Урале в феврале-марте 1918 г., формируется Уральский областной комиссариат здравоохранения при советском правительстве Уральской области, который должен был осуществлять руководство Вятской, Пермской, Оренбургской и Уфимской губерниями. При реализации медицинских мероприятий на первых порах местным органам здравоохранения приходилось проявлять самостоятельность, поскольку их решения считались приоритетными по сравнению с директивными установками центра. До середины 1918 г. советскому здравоохранению присущи принципы, характерные для дореволюционного (земского) этапа. На проходившем в мае 1918 г. Первом Уральском областном съезде по здравоохранению участники самостоятельно определяли цели, задачи построения медицинской помощи в регионе, были разработаны конкретные меры улучшению санитарно-эпидемической ситуации. Таким образом, вплоть до лета 1919 г. на Урале в должной мере отсутствовала централизация со стороны советско-партийного руководства. Сначала ввиду ослабления связей административно-управленческого аппарата, затем - из-за начавшейся Гражданской войны.
После освобождения Урала от войск Колчака местные Ревкомы первым же делом принялись за проведение административных мер для улучшения медицинского обслуживания населения. В течение второй половины 1919-1920 гг. на основе циркуляров и распоряжений НКЗ РСФСР были национализированы все больничные учреждения, видоизменена структура и управление советским здравоохранением в регионе. В основе новой системы были заложены принципы бесплатности, бессословности и доступности для нужд всего населения. Однако гуманистические основы медицины, провозглашенные в декретах советской власти в период ее становления, оставались декларативными, на первое место вышли принципы остаточного финансирования и классовый подход в оказании медицинской помощи населению. При этом в этот период строительство новых больничных учреждений, расширение медицинской сети, в должной мере, не было возможным в виду отсутствия достаточных материально-технических ресурсов.
После окончания Гражданской войны в стране организационные структуры местных органов здравоохранения претерпевают изменения. В 1923 г. создается Уральская область вследствие чего учреждается Уральский Областной отдел здравоохранения при Уралоблисполкоме Советов. Начинается планомерная работа по перспективному планированию развития медицины на Урале. За период 1923-1929 гг. происходит ежегодное увеличение финансирования работы Облздрава, в первую очередь за счет местного бюджета, вводятся в эксплуатацию новые больничные учреждения. Всего с 1925 по 1929 гг. количество больниц на Урале возросло с 250 до 325, амбулаторий - с 904 до 1051. Более широкое распространение получают специальные виды медицинской помощи: рентгенология, протезирование и др. В целом, во второй половине 1920-х гг. были превзойдены медицинские показатели дореволюционного периода. Однако этого было уже не-достаточно. Необходим был новый, более качественный «скачек» в развитии здравоохранения, который был связан с начинавшейся индустриализацией СССР.
Переход к форсированной модернизации страны в конце 1920-х гг. привел к изменениям в политике государства направленной на охрану здоровья населения. Самым существенным образом были пересмотрены формы медицинской помощи населению и разработаны новые методы работы лечебных учреждений. Их выражением стал дифференцированный подход к здравоохранению для различных социальных групп населения. В условиях, когда основное внимание уделялось финансированию промышленности перед органами здравоохранения, прежде всего, ставилась задача обеспечить минимальной медицинской сетью работников индустриального сектора. Осложнялась ситуация в связи с трудностями связанными со сплошной коллективизацией и голодом начала 1930-х гг. Без сомнения можно выразить мнение, что период с 1929 по 1934 г. стал одним из самым сложных, в первую очередь, в организационном плане, для органов здравоохранения в совет-скую довоенную эпоху. В начале 1930-х гг. государство вынуждено проводило принцип остаточного финансирования и снабжения медицины. К примеру, из за-проектированных на 5 лет 194,2 млн. руб. на развитие здравоохранения Урала фактически было ассигновало только 75 млн. руб., из которых освоено - 35,7 млн. руб. При общем увеличении учреждений здравоохранения на Урале в первую пятилетку это происходит не за счет нового строительства, а за счет приспособления бараков, жилых домов и других помещений, под медицинские нужды. Кроме того, в это же время полностью оформляется плановая и полностью централизованная система медицинской помощи, приоритетом финансирования которой были районы сплошной коллективизации и промышленных новостроек.
Существенные изменения в организации здравоохранения происходят во второй половине 1930-х гг. в связи с относительным повышением уровня жизни. В 1938 г. завершается реформирование сельской медицины, она, в определенной степени, начала приближаться к существовавшей городской сети. Ведущим принципом построения советского здравоохранения становится участково-территориальный. В результате, была заложена основа сети районных больниц и учреждений. Упорядочились структура и функции каждого типа учреждений вне- больничной помощи. При этом расширяется материальная база здравоохранения. Во второй половине 1930-х-начале 1940-х гг. в городах рост врачебных учреждений составил 23%, в сельскохозяйственных территориях - 74%. В целом, предвоенные годы для уральского здравоохранения - созидательный период, время повсеместного строительства больничных зданий, расширения специальной медицинской помощи.
На протяжении всего рассматриваемого периода перед органами здравоохранения стояла одна из самых приоритетных задач - обеспечение населения качественной медицинской помощи. Связана она была, в первую очередь, с квалифицированным медицинским персоналом. Первоначально, после установления советской власти на Урале, в Екатеринбургской губернии остался всего 21 врач из 120 имеющихся в довоенное время, в Челябинской губернии в 1919 г. насчитывалось 10 врачей. Схожая ситуация была и в других районах Урала.
В связи с этим, шел активный поиск источников формирования медицинских кадров: приглашались демобилизованные военные врачи и имевшийся персонал, привлекались медработники из других регионов, была сделана ставка на средний медперсонал. В начале 1920-х гг. была сделана первая попытка начать подготовку высших врачебных кадров непосредственно в Екатеринбурге. Однако в условиях отсутствия необходимых денежных средств и материальной базы реализация намеченных планов была отложена на более поздний срок. В результате проблема медицинских кадров на Урале оставалась острой, особенно не хватало врачей, приходилось делать ставку на средний медицинский персонал. К примеру, на одного врача на Урале в среднем в 1925 г. приходилось 9957 человек,
Начинается с конца 1920-х гг. государство усилило свою деятельность по обеспечению больничных учреждений медицинскими работниками. В 1930 г. на Урале открывается медицинский институт в Свердловске, была сформирована сеть сначала фельдшерских, а затем средних медицинских школ. В уральском регионе организуются научно-исследовательские институты, которые стали научной базой для развития здравоохранения. Всего за 1930-1934 гг. число медицинских НИИ Урала выросло с двух до 14. Повсеместно при больницах и других учреждениях проходили курсы повышения квалификации и переподготовки имевшегося медицинского персонала. В итоге, эти меры сказались на увеличении обеспеченности медицинских учреждений врачами и другими специалистами.
В период с 1913 по 1940 гг. число врачей в Свердловской области увеличилось со 170 врачей до 1801 специалиста. В Челябинской области - с 108 (1913 г.) до 1192 чел. (1940 г.). Коэффициент обеспеченности населения Урала врачебной помощью в 1940 г. в отдельных территориях составил следующие значения: Свердловская область - 1442 чел. на одного врача, Челябинская область - 2503 чел. и в Пермской области - 2818 чел. Во многом органам здравоохранения удалось достичь таких высоких показателей путем открытия медицинских учреждений непосредственно в регионе. Всего на Урале к концу 1930-х гг. успешно функционировало 4 высших медицинских института и 49 средних медицинских школ. В результате, накануне Великой Отечественной войны на Урале была создана материально-техническая база здравоохранения с качественным медицинским персоналом, что позволило новой системе успешно развиваться в будущем.
Однако при явном увеличении врачебного персонала за довоенный период, их количество не могло сравниться с западными образцами. В США в 1940 г. коэффициент обеспеченности составил в 1,5-2 раза выше, чем в регионах Урала. Как свидетельствует статистика, догнать по этому показателю США удалось только к 1960-м гг.
Несмотря на усилия органов здравоохранения, осталось несбалансированное распределение медицинского персонала между городом и сельской местностью. Основными причинами этого были отсутствие желания молодых специалистов работать на периферии в связи с условиями проживания в сельской местности. Негативное влияние на деятельность органов здравоохранения оказала установка советско-партийного руководства, ставящая задачу борьбы с «классовочуждыми элементами», как приоритетную, которая в конце 1930-х гг. вылилась в массовые репрессии врачебных кадров. В том числе, репрессии касались руководства органов здравоохранения. К примеру, на посту руководителя Облздравотдела Свердловской области с 1936 г. сменилось 6 человек. Недоверие и репрессии по отношению к руководящим медицинским кадрам, а к рядовым врачам и медработникам серьезно осложняло деятельность органов здравоохранения.
Для деятельности органов здравоохранения и медицинских учреждений в довоенный период большую роль играла работа по ликвидации эпидемий и оздоровлению санитарной ситуации в регионе. Практически сразу, после прихода к власти большевиков начинает создаваться государственной система санитарно-эпидемической помощи населению. Однако первоначально главные усилия медицинских работников были направлены на чрезвычайные меры по борьбе со вспышками туберкулеза, тифа и других социальных заболеваний, поэтому в работе органов здравоохранения, в большей мере, недоставало плановости и системности. В основном при возникновении эпидемий все силы бросались на ее ликвидацию, врачи командировались в различные районы Урала во мере эпидемических вспышек.
Большое значение для улучшения медицинского обслуживания населения имел декрет СНК РСФСР «О санитарных органах республики», в соответствии с которым на Урале в 1923 г. в Облздравотделе был создан санитарно-эпидемиологический подотдел, что позволило усилить планомерную работу. Пер-вые итоги этой деятельности были ощутимы уже к концу 1928 г. За период с 1924-1928 гг. заболеваемость по основным «социальным болезням» существенно снизилась. К примеру, в 5 раз уменьшилось количество случаев малярии, в 5 раз стало меньше число тифозных больных, в 3 раза снизилось численность эпизодов натуральной оспы.
В конце 1920-х-начале 1930-х гг. заметно ухудшается санитарно-эпидемическая ситуация на Урале. Широкое индустриальное строительство, раз-вернувшееся в начале 1930-х гг., скопление рабочей силы и возведение новых го-родов фактически «с нуля» ухудшили санитарную ситуацию в Уральской обла¬сти. В районах промышленных новостроек, в бараках, рассчитанных на 100-120 чел., проживало по 300-350 чел. Повсеместно не хватало бань (8,4 помывки в год в 1932 г. при норме 36), прачечных, чистой питьевой воды (на одного горожанина в сутки приходилось в среднем в 1932 г. - всего 21,7 л., тогда как в РСФСР - 25,4 л.).
В Уральской области с новой силой «вспыхивают» эпидемии сыпного, брюшного тифа, натуральной оспы и др. болезни. Органы здравоохранения воз-вращаются к практике создания чрезвычайных комитетов и штабов по ликвидации очагов инфекции. Основные усилия медицинских работников были сосредоточены на установлении поголовного, а в сельской местности подворного, проведения прививок против оспы и массовой вакцинация от различных болезней. В результате комплексных действий органов здравоохранения уже к середине 1934 г. удалось преодолеть пик распространения эпидемий. Однако даже после ликвидации пандемий во второй половине 1930-х гг. медицинской общественностью продолжилась практика проведения широкого привития населения от большинства острозаразных болезней. Только в Пермской области в 1939 г. было выполнено 118 тыс. вакцинаций против оспы и 335 тыс. ревакцинаций направленных на ликвидацию данного заболевания. В итоге, органам здравоохранения удалось к концу рассматриваемого периода справиться с массовым распространением болезней, а эпидемические вспышки начала 1930-х гг. стали последними обширными эпидемиями на Урале.
Кроме мероприятий по борьбе с эпидемиями большое внимание органов здравоохранения было уделено построению санитарной системы. Этому поспособствовало развитие санитарного законодательства на протяжении 1920-1930-х гг. В это время завершается оформление системы организацией санитарной инспекции. Началось развитие массовой сети санитарно-эпидемических станций не только в областных центрах, но ив районах и городах. Например, только в Свердловской области к 1941 г. в работало 13 санитарно-эпидемиологических станций, малярийная, пастеровская и дезинфекционная станции, госсанинспекции и санбаклаборатории, Большое значение для улучшения санитарно-гигиенической обстановки Урала имело санитарное просвещение. Добровольцы-общественники проводили публичные лекции, беседы на темы соблюдения санитарного минимума в быту и на работе, культпросветчики обследовали санитарное состояние крестьянских изб, сельских общественных зданий. Однако наряду с совершенствованием и расширением общей санитарной системы на Урале органам здравоохранения не хватало санитарно-бактериологических лабораторий, не удалось решить вопрос водоснабжения и санитарной очистки уральских городов, санитарные навыки большого числа сельского населения оставались на низком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод, что модернизационные процессы, происходившие на Урале в 192О-х-1930-х гг. были невозможны без совершенствования системы медицинского обслуживания населения. В связи с чем, в уральском регионе в 1917-1941 гг. сложилась государственная система здраво-охранения, которая за довоенный период добилась ощутимых результатов. Пред-принятые меры уральских медицинских органов позволили создать сеть лечебных учреждений, организовать подготовку медперсонала, справиться с массовыми эпидемическими заболеваниями. Однако здравоохранение этого времени строилось исходя из плановых задач советско-партийного руководства и жесткой централизации врачебного дела, что обусловило модернизационные особенности присущие довоенному периоду Урала.
Изучение исторического опыта преобразований в системе медицинского обеспечения населения в довоенный советский период является перспективным направлением для дальнейших исследований. Так, анализ данного этапа даст возможность выявить закономерности в осуществлении государственной политики в сфере здравоохранения и использовать эти знания в процессе проведения реформ в этой области на современной вехе развития. Кроме того, в дальнейшем, опираясь на результаты диссертации, историки могут расширить проблематику исследования по истории в условиях модернизационных процессов происходивших в нашей стране.



1. Борьба партии за завершение социалистической реконструкции народного хозяйства. Победа социализма в СССР (1933-1937 гг.): документы и материалы. - М.: Госполитиздат, 1961. - 552 с.
2. Декреты Советской власти. - М.: Госполитиздат, 1957. Т. 1. - 626 с.
3. Декреты Советской власти. - М.: Политиздат, 1964. Т. 3. - 664 с.
4. Здравоохранение в годы восстановления и реконструкции народного хозяйства. 1925-1940 гг.: сб. документов и материалов. - М.: Правда, 1973. - 480 с.
5. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. 8-е изд. - М.: Правда, 1970. - Т. 2-4.
6. О больничном строительстве в промышленных районах: постановление СНК СССР от 26 декабря 1929 г. // Здравоохранение в годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства СССР 1925-1940: сб. док. И мат-лов. - С. 133-134.
7. О борьбе с эпидемиями: постановление СНК РСФСР от 19 августа 1930 г. // Здравоохранение в годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства СССР 1925-1940: сб. док. и мат. - С. 141-145.
8. О запрещении абортов, материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах: постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 г. // СЗ СССР. - 1936. - № 34. - Ст. 309.
9. О медицинском обслуживании рабочих и крестьян: постановление ЦК ВКП (б) от 18 декабря 1929 г. // Справочник партийного работника. - М.; Л.: Гос- издат, 1930. - Вып. 7. - Ч. 2. - С. 249-250.
10. О мероприятиях по борьбе с малярией: постановление СНК СССР от 20 мая 1934 г. // Здравоохранение в годы восстановления и социалистической ре-конструкции народного хозяйства СССР 1925-1940: сб. док. и мат-лов. - С. 207¬208.
11. О мероприятиях по улучшению санитарного состояния рабочих районов поселков, рабочих общежитий и учреждений питания: постановление СНК СССР от 9 сентября 1931 г. // Здравоохранение в годы восстановления и социалистической реконструкции народного хозяйства СССР 1925-1940: сб. док. и мат- лов. - С. 170-171.
12. О санитарной охране водопроводов и источников водоснабжения: постановление ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1937 г. // СЗ СССР. - 1937. - № 35. - Ст. 143.
13. Об обязательном оспопрививании: постановление СНК РСФСР от 18 октября 1924 г. // СУ РСФСР. - 1924. - № 83. - Ст. 840.
14. Официальный сборник важнейших законов правительства, постановлений распоряжений Уралоблисполкома. - 1931
15. Постановления КПСС и Советского правительства об охране здоровья народа. - М.: Медгиз, 1958. - 336 с.
16. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917¬1967 гг.). - М.: Политиздат, 1967. Т. 1. - 327 с.
17. Собрание законов и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства СССР. - 1926-1938.
18. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства РСФСР. Отд. 1, 2. - М., 1917 - 1938.
19. Становление и развитие здравоохранения в первые годы советской власти. 1917-1924 гг.: сб. док-тов и материалов / Под. ред. М. И. Барсукова. - М.: Медицина, 1966. - 544 с.
2. Статистические сборники
1. 5 лет советского здравоохранения: стат. сб. - М., - 1925.
2. 50 лет советского здравоохранения (1917-1967): стат. сб. - М.: Статистика, 1967. - 338 с.
3. 60 лет советского здравоохранения: стат. сб. - М.: Медицина, 1977. - 416 с.
4. Бюджеты крестьянских хозяйств на Урале за 1925/26 г. - Свердловск: Изд. Уральского областного статистического управления, 1928 - 273 с.
5. Здравоохранение в Союзе ССР: статистический справочник / сост. М.Н.
Преображенская; под ред. проф. А.М. Меркова. - Рига: Изд-во науч.-метод. бюро санитарной статистики Минздрава Латвийской ССР, 1946. -
100 с.
6. Здравоохранение Уральской области за 1925 г. - Свердловск: Изд. отд. здравоохранения Уралоблисполкома, 1926. - Вып. II. - 109 с.
7. Материалы контрольных цифр хозяйства Урала на 1929 - 1930 год. - Свердловск: Уралплан, Уралполиграф. 1930. - 313 с.
8. Народное хозяйство Пермской области за годы Советской власти: стат. сб. - Пермь: Кн. изд-во, 1967. - 269 с.
9. Народное хозяйство РСФСР: стат. сб. -М.: Статистика, 1957.-287 с.
10. Народное хозяйство Свердловской области: стат. сб. - Свердловск: Госстатиздат, 1962. - 231 с.
11. Народное хозяйство Союза ССР в цифрах: стат. сб. - М.: тип. МКХ им. Ф. Я. Лаврова, 1925. - 820 с.
12. Народное хозяйство СССР за 60 лет: юбилейный стат. ежегодник. - М.: Статистика, 1977. - 328 с.
13. Народное хозяйство СССР. 1922 - 1982 гг. / ЦСУ СССР. - М.: Статистика, 1982. - 326 с.
14. Народное хозяйство СССР: статистический справочник за 1932 г. - М.; Л.: Соцэкгиз, 1932. - 671 с.
15. Народное хозяйство Челябинской области: стат. сб. - Челябинск: Госстатиздат, 1961. - 178 с.
16. Обзор хозяйства Урала за 1924 - 1925 год / под ред. В.С. Немчинова, М.А. Сигова. - Свердловск: Изд. Уралоблисполкома, 1926. - 361 с.
17. Свердловская область в цифрах. Краткий статистический справочник. - Свердловск: Издание Свердловского ОБЛУНХУ, 1936. - 304 с.
18. Состояние дела здравоохранения в Уральской области за 1926 г. - Свердловск: Изд. Облздравотдела, 1928. - 169 с.
19. Состояние дела здравоохранения в Уральской области за 1927 год. - Свердловск: Изд. Облздравотдела, 1929. - 80 с.
20. Состояние дела здравоохранения в Уральской области за 1928 год. - Свердловск: Изд. Облздравотдела, 1929. - 122 с.
21. Состояние дела здравоохранения в Уральской области за 1929 год. - Свердловск: Изд. Облздравотдела, 1931. - 160 с.
22. Социалистическое строительство Урала за 15 лет (основные показатели).- Свердловск, 1932. - 57 с.
23. Статистические материалы по состоянию народного здравия и организации медицинской помощи в СССР за 1913-1923 гг. - М.: НКЗ РСФСР, 1926. - 378 с.
24. Уральский статистический ежегодник на 1923 г. / под ред. В.С. Немчинова, П.Ф. Неволина. - Екатеринбург: УралоблЭКОСО, 1923. - 500 с.
25. Уральский статистический ежегодник, 1923-24 г. / под ред. В.С. Немчинова, П.Ф. Неволина. - Свердловск: Уралоблисполком, 1925. - 611 с.
26. Уральское хозяйство в цифрах, 1927 год: кратк. статистический справочник. - Свердловск: Уральское областное статистическое управление, 1927. - 514 с.
27. Уральское хозяйство в цифрах, 1929 год: кратк. статистический справочник. - Свердловск: Уралоблстатотдел, 1929. - 587 с.
28. Уральское хозяйство в цифрах. 1926 год: кратк. статистический справочник. - Свердловск: Изд. Уралоблстатуправления, 1926. - 393 с.
29. Уральское хозяйство в цифрах. 1928 год: кратк. статистический справочник. - Свердловск: Уралоблстатуправление, 1928. - 571 с.
30. Уральское хозяйство в цифрах. 1930 г. - Вып. 1: Социальная статистика.
- Свердловск: Изд. статсектора Уралплана, 1930. - 223 с.
31. Уральское хозяйство в цифрах. 1931-1932 гг. - Свердловск: Изд. УралУНХУ, 1933. - 388 с.
32. Хозяйство Свердловской области, 1935-1936: основные показатели. - Свердловск: Изд. СвердоблУНХУ, 1936. - 230 с.
33. Хозяйство Урала в 1924-1925 г.: конъюнктурный обзор. - Свердловск: Изд. Уральской областной плановой комиссии, 1925. - 167 с.
34. Челябинск в цифрах. - Челябинск: Изд. Челябинского горсовета, 1936. - 57 с.
35. Челябинская область в цифрах. - Челябинск: Изд. ЧелябоблУНХУ, 1934.
- 155 с.
36. Челябинская область. 1917-1945 гг.: сб. док. и мат-лов / под ред. П.Г. Агарышева. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1998. - 304 с.
37. Калабеков, И. Г. СССР и страны мира в цифрах. Справочное издание / И. Г. Калабеков. - М., 2017. -. 296 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ