ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования 2
Научные положения, выносимые на защиту 5
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Актуальность и степень разработанности темы исследования. Несмотря на долгую историю развития химии пиразолов, к данному классу соединений сохраняется огромный интерес, о чем свидетельствует опубликование за последние 5 лет несколько десятков обзоров на тему их синтеза, свойств и практических приложений. Традиционной областью ожидаемого практического использования производных пиразола является создание на их основе биоактивных соединений. Ярким подтверждением этому является длительное применение большого класса анальгетиков-антипиретиков пиразолонового ряда. Первым из них был феназон (антипирин) (рис. 1), до сих пор входящий в состав некоторых комбинированных препаратов, например, в ушные капли отипакс, а его 4-аминопроизводное, анальгин, широко применяется для купирования болевого синдрома. В конце 20 века в ряду пиразолов найдены антагонисты каннабиноидных рецепторов, которые применялись для лечения ожирения. В 2010 г. сообщено о создании на основе 4-аминопиразола препарата для лечения смертельно опасной африканской сонной болезни, а в 2015 г. на фармацевтическом рынке появился ноотропный препарат эдаравон, имеющий структуру предшественника антипирина - 1-фенил-3-метил-5-пиразолона, который действует как акцептор свободных радикалов и применяется для лечения бокового амиотрофического склероза и последствий ишемического инсульта. Таким образом, функционализация пиразольного остова позволяет получать соединения, способные по-разному связываться с биологическими мишенями, что приводит к различной фармакологической активности.
В последнее время большое внимание уделяется фторсодержащим пиразолам, что обусловлено перспективностью их применения в фармацевтике. Так, многие лекарственные средства содержат в своей структуре трифторметилпиразольный фрагмент. В этом ряду можно выделить противовоспалительные препараты ряда селективных ингибиторов СОХ-2, целекоксиб и мавакоксиб (рис. 1), антикоагулянт разаксабан (ингибитор фактора Ха свертывания крови), а также препараты 8С-560 (против рака легких) и А8-136А (против вируса кори), находящиеся на стадии клинических исследований. Это свидетельствует о перспективности модификации фторсодержащих пиразолов как пути создания новых лекарственных препаратов.
В литературе данных об обезболивающем или противовоспалительном действии полифторалкилсодержащих аналогов антипирина не найдено, что может быть обусловлено отсутствием удобного метода синтеза фторированных производных. Предположительно, замена метильного заместителя на полифторалкильный приведет к изменению эффективности и токсичности анальгетиков пиразолонового ряда. Для получения аналогов аминофеназона и анальгина, а, следовательно, и потенциальных антиноцицептивных препаратов большие перспективы имеют полифторалкилсодержащие 4-аминопиразолы, а также их предшественники: 4-гидроксиимино-, 4-нитрозо- и 4-нитрозамещенные пиразолы. Кроме того, хемотип 4- аминопиразола присутствует в соединениях с различными видами биологического действия. Данные о синтезе и биологической активности трифторметилзамещенных 4-гидроксиимино-, 4- нитрозо-, 4-нитро- и 4-аминопиразолов ограничены несколькими публикациями.
Целью работы является разработка методов синтеза и модификации полифторалкилсодержащих пиразолов для получения новых производных с различными типами биологического действия.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Разработка методов региоселективного N- и О-алкилирования 3-полифторалкилпиразол- 5-олов для синтеза аналогов антипирина и целекоксиба как потенциальных анальгезирующих агентов.
2. Разработка на основе полифторалкилсодержащих 4-гидроксиимино-, 4-нитрозо- и 4- нитропиразолов подходов к получению 4-аминопиразолов, обладающих различной биоактивностью.
3. Изучение биологического действия синтезированных соединений. Оценка их анальгетической, противовоспалительной, туберкулостатической, антибактериальной, антимикотической, противоопухолевой, антирадикальной активности, а также острой токсичности. Поиск закономерностей «структура - активность».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Установлено таутомерное строение 3-полифторалкилпиразол-5-олов и изучена их реакционная способность в процессах метилирования и аминометилидирования. Выявлены различия в структуре и реакционной способности трифторметил- и метилпиразол-5-олов. Разработаны методы региоспецифичного синтеза МеО- и МеУ-производных 1-арил-3-полифторалкилпиразол-5-олов, что позволило синтезировать аналоги целекоксиба и антипирина. Показано, что в основных условиях под действием алкилирующего реагента происходит О-алкилирование, тогда как при проведении реакции в отсутствие основания в избытке диметилсульфата реализуется N- метилирование. Найдены условия селективного метилирования 3-трифторметил-1#-пиразол-5- ола, в результате чего получены моно-Ме-замещенные N1- и О-изомеры, а также ди-Ме- замещенные N1,N2-, N1,O- и N2,O-изомеры. С помощью квантово-химических расчетов предложены преимущественные пути реакции метилирования в основных условиях и в отсутствие основания...
1. Установлено, что для 3-полифторалкил-1-фенилпиразол-5-олов и 3-трифторметил- пиразол-5-ола характерно преимущественное существование в кристаллах и полярном растворителе в виде НО-таутомеров, стабильность которых объяснена с привлечением квантовохимических расчетов.
2. Разработаны методы хемоселективного N- и О-метилирования 3-полифторалкил-1- фенилпиразол-5-олов: N-метилирование селективно проходит в отсутствие основания в избытке диметилсульфата с образованием полифторалкилированных аналогов антипирина, тогда как О- метилирование реализуется в основных условиях, давая 5-метокси-3-полифторалкилпиразолы. С помощью квантово-химических расчетов объяснена зависимость направления реакций N- и О- метилирования от условий. Основные условия использованы для получения 5-алкокси-3- трифторметил-1-фенилпиразолов.
3. Для 3-трифторметилпиразол-5-ола предложены методы хемоселективного N1- и О-моно- и ^^2-диметилирования, а также условия для синтеза диметил-УО- и N^O-изомеров. В основных условиях реализуется синтез MeO- и диметил-У2,О-производных, тогда как в отсутствие основания реакция преимущественно проходило N-метилирование.
4. Обнаружено, что 3-полифторалкил-1-фенилпиразол-5-олы и 3-трифторметилпиразол-5- ола под действием диметилацеталя диметилформамида подвергаются С-аминометилидированию с образованием 4-аминометилиденовых производных.
5. В ряду синтезированных AlkO- и MeN-производных пиразолов найдены соединения с высокой анальгезирующей и умеренной противовоспалительной активностью в сочетании с низкой острой токсичностью. Расширенное биологическое тестирование одного из соединений- лидеров, CF'3-антипирина, показало его перспективность для дальнейшего изучения.
6. Предложены альтернативные методы синтеза полифторалкилсодержащих 4-
гидроксииминопиразол-3-онов, 4-гидроксиимино-5-гидроксипиразолинов и 4-нитрозопиразолов с заместителями различного рода у атомов азота и углерода С5. Самыми удобными и эффективными подходами являются однореакторные способы синтеза: циклизация
соответствующих 3-оксоэфиров с гидразинами и нитирозирование водным раствором нитрита натрия - для 4-гидроксииминопиразол-3-онов, последовательная обработка 1,3-дикетонов или их литиевых солей нитритом натрия в уксусной кислоте и гидразинами - для 4-гидроксиимино-5- гидроксипиразолинов и 4-нитрозопиразолов.
7. При исследовании реакции нитрозирования полифторалкил-1,3-дикетонов и их литиевых солей обнаружено, что трифторметилсодержащие 2-гидроксиимино-1,3-дикетоны в отличие от полифторалкил-содержащих аналогов имеют склонность к дегидратации с образованием 4,4,4- трифтор-3,3-дигидрокси-2-гидроксиимино-1-Я-бутан-1-онов, которые могут быть использованы для синтеза 3-трифторметил- и/ или 5-полифторалкил-4-нитрозопиразолов или 4- гидроксиимино-5-гидроксипиразолинов.
8. Разработаны эффективные способы получения 4-амино-3-трифторметилпиразолов и 4-
амино-3-полифторалкилпиразол-5-олов в результате восстановления 4-нитрозопиразолов и 4- гидроксииминопиразол-3-онов, соответственно. Синтез 4-амино-1-арил-2-метил-3-
трифторметилпиразол-5-онов осуществлен восстановлением нитропроизводных, полученных нитрованием полифторалкилсодержащих антипиринов. Показаны возможности химической модификации 4-аминопиразолов в реакциях с альдегидами, фенилизотиоцианатом и диметилсульфатом.
9. Найдено, что синтезированные 4-замещенные производные полифторалкилпиразолов могут проявлять множественную биоактивность в зависимости от природы периферических заместителей:
• Выявлена выраженная анальгетическая активность 4-нитрозо-, 4-аминопиразолов и 4- гидроксиимино-5-гидроксипиразолинов, имеющих фенильный фрагмент у атома углерода С5, причем аминопроизводные оказались более эффективными, чем нитрозо-аналоги. Кроме того, что 4-амино-5-фенилпиразолы проявили заметную противовоспалительную активность;
• Оценка острой токсичности пиразолов показала, что большинство из них обладают умеренной токсичностью, но введение тиенильного фрагмента к атому углерода С5 значительно повышает острую токсичность как 4-нитрозо-, так и 4-аминопроизводных;
• 4-Нитрозопиразолы с незамещенной NH-группой обнаружили высокую туберкулостатическую и антибактериальную активность, в то время как для MeN-замещенных аналогов характерно выраженное антимикотическое действие. 4-Аминопиразолы не проявляли существенной антибактериальной и антимикотической активности ;
• Установлено, что А-незамещенные 4-аминопиразолы и их гидрохлориды, а также гидрохлориды 4-аминопиразол-5-олов обладают высокой антирадикальной активностью, в то время как 4-нитрозопиразолы и 4-гидроксииминопиразол-5-олы неактивны или значительно менее активны; 4-гидроксииминопиразолины обладали умеренным антирадикальным действием;
• Среди 4-нитрозопиразолов обнаружены вещества, проявляющие цитотоксичность по отношению как к раковым клеткам HeLa, так и здоровым дермальным клеткам, тогда как 4- аминопиразолы цитотоксичны в отношении раковых клеток.
Перспективы дальнейшей разработки темы
Предложенные в работе методы позволили синтезировать соединения, которые могут послужить основой для разработки новых эффективных и безопасных анальгетиков. В этом ряду наибольший потенциал имеет ряд трифторметильных аналогов антипирина. Широкий спектр биологической активности, выявленный среди полученных 4-замещенных производных полифторалкилпиразолов, создает перспективы для создания новых антибактериальных, антимикотических, противоопухолевых и антиоксидантных агентов. Кроме того, большие перспективы имеет дальнейшая разработка химических модификаций антипиринов и 4 - аминопиразолов.