ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДВИГАТЕЛЬНО-КООРДИНАЦИОННЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ 16
1.1. Психолого-педагогическая характеристика семьи ребенка дошкольного
возраста с двигательно-координационными нарушениями 16
1.2. Обоснование научного подхода в исследовании
психолого-педагогического сопровождения семей 34
1.3. Модели психолого-педагогического сопровождения семей,
представленные в научной литературе 38
Выводы по первой главе 48
ГЛАВА 2. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 51
2.1. Научное обоснование структурно-функциональной модели психологопедагогического сопровождения семей 51
2.2. Экспериментальная база исследования 64
2.3. Методы исследования 66
Выводы по второй главе 79
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДКН 81
3.1 Организация и содержание экспериментальной работы на констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента 81 3.2 Анализ и интерпретация результатов формирующего этапа исследования по апробации технологии сопровождения семей, имеющих детей дошкольного
возраста с ДКН 110
Выводы по третьей главе 157
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 159
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 165
ПРИЛОЖЕНИЕ А 182
В основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования РФ заложен принцип «личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей, педагогических и иных работников Организации) и детей». Этот же принцип лежит в основе Конституции РФ, законодательства РФ и Конвенции ООН о правах ребенка. Данный принцип дает основание полагать, что детско- родительские отношения призваны способствовать личностному развитию обеих сторон.
В диссертационном исследовании о психологической коррекции деструктивных детско-родительских отношений Е.И. Ждакаева указывает на то, что современное развитие общества характеризуется усилением кризисной ситуации супружества, следствием чего является увеличение количества неполных и неблагополучных семей. Деструктуризация семьи непосредственно влияет на возникновение различных отклонений в социальном и личностном развитии ребенка [61].
Ситуация кризиса внутрисемейных отношений является актуальной и для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ДКН. Помимо проблемы деструктуризации семьи, на первый план выходят также вопросы социальной адаптации и интеграции в общество детей и семьи в целом. Перечисленные проблемы стоят особенно остро в семьях с детьми с ДКН в виду «очевидности» для окружающих физических отклонений.
Результаты исследования А.В. Смирнова показывают, что физические недуги одного из членов семьи развивают чувство неполноценности у остальных. С этим связано несколько неблагополучных сценариев развития семьи. Согласно автору, некоторые родители сознательно скрывают от общества факт рождения ребенка с двигательно-координационными нарушениями. Другие, напротив, пытаются получить своеобразную «выгоду», проявляющуюся в различных материальных пособиях. Третьи создают вокруг ребенка «кольцо» сверхопеки, помещая ребенка в центр бытия. Подобные реакции членов семьи вызывают или формируют
5
стремление к самоизоляции как ребенка с двигательно-координационными
нарушениями, так и его родителей [131].
Согласно мнению Всемирной организации здравоохранения, основным показателем психологического здоровья является социальная адаптация человека в обществе. Е.С. Набойченко в своих исследованиях обращает внимание на то, что успешность социально-психологической адаптации «основана на гармонизации физического, психического и духовного здоровья формирующейся личности» [103].
И.М. Кондаков предлагает определение социальной адаптации как «процесса интеграции человека в общество». Результатом данного процесса является достижение сформированного самосознания, определение социальной роли, установление адекватных взаимодействий с окружающими, а также формирование необходимого уровня самоконтроля и самообслуживания [73].
Понятие «адаптация человека», с точки зрения психологии, имеет две составляющие: поведенческую (социальную) и личностную (психологическую). В данном исследовании при использовании понятия «социально-психологическая адаптация семьи ребенка с двигательно-координационными нарушениями (далее - ДКН)» подразумевается использование как психологической, так и социальной составляющих, что позволяет членам семьи достигать самореализации, при этом обретая определенную гармонию с окружающим социумом. Исследуя феномен «социально-психологической адаптации», Г.А. Азбергенова выделила три «производных». Согласно ей, в российской науке «адаптация» является процессом, «адаптивность» подразумевается как способность, а результатом является «адаптированность» [4].
В последние годы в РФ принимается большое количество мер на законодательном уровне для интеграции в общество людей с различными психофизиологическими статусами...
На законодательном уровне в Российской Федерации определены четкие тенденции оказания психолого-педагогической помощи родителям детей с любым психофизиологическим статусом. Тем не менее, низкая компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей остается актуальной. Особо сильно недостаток системы психолого-педагогических услуг для родителей в период дошкольного возраста их детей отражается на ситуации «особого» родительства.
Дети с двигательно-координационными нарушениями развиваются в обычной онтогенетической последовательности, но с искажением временных периодов. Основным отличием таких детей являются другие потребности в обучении, развитии, воспитании, которые они запрашивают от окружающего мира.
Несмотря на возросшую социальную рекламу, работу средств массовой информации в направлении интеграции детей с ДКН, общество зачастую проявляет к ним дискриминационные настроения, что, несомненно, сказывается на социальной изоляции семьи.
На законодательном уровне подчеркивается необходимость в психолого-педагогическом сопровождении семей вне зависимости от индивидуальных особенностей детей. В подтверждение этому - возросший интерес образовательных учреждений к инклюзивному образованию и индивидуальному подходу в обучении.
Родители детей с ДКН находятся в состоянии психоэмоционального истощения и утомления, соответствующих психотравмирующей ситуации, в которой они оказываются после рождения ребенка с ДКН. Развитие компонентов личностного потенциала (эмоционального, мотивационного и поведенческого) имеет искаженный характер. Все это создает неблагоприятные психологопедагогические условия для развития ребенка дошкольного возраста.
Результаты констатирующего этапа психолого-педагогического сопровождения показали, что родители обеих групп имеют отрицательные чувства по отношению к своему ребенку. Ни один родитель не проявил принятия ребенка с ДКН (по шкале «Принятие-отвержение» - 12,08 баллов в экспериментальной
157 группе, и 12 баллов в контрольной). Тем не менее, родители проявляют к ребенку интерес (по шкале «Кооперация» - 3,45 и 3,7 баллов в экспериментальной и контрольной группах). По шкале «Симбиоз» была выявлена психологическая дистанция в детско-родительских отношениях, что, скорее всего, подтверждает определенное отвержение ребенка. Родители хорошо комбинируют авторитарный стиль поведения с ребенком и более мягкий (по шкале «Авторитарная гиперсоциализация» - 3 и 3,02 баллов в экспериментальной и контрольной группах). Родители часто завышают его успехи и считают неудачи случайными (по шкале «Маленький неудачник» - 1,6 баллов в экспериментальной группе и 1,53 в контрольной).
Эти результаты подтверждают тезис о преобладании в семьях родительской позиции, выражающейся в «опекании» ребенка с ДКН.
Исследование компонентов личностного потенциала родителей выявило до эксперимента - средний и низкий уровни жизнестойкости у родителей обеих групп ( средние значения по группам по «Тесту жизнестойкости» - 76,84 баллов у экспериментальной группы, 77,03 у контрольной). Это, безусловно, способствует возникновению внутренней напряженности в стрессовых ситуациях. При этом применение определенных стратегий поведения в подобных ситуациях указывает больше на процессы дезадаптации. Чаще всего, родители обеих групп считают наиболее оптимальными стратегии: пассивной репрезентации себя или погружения в свой внутренний мир, то есть отказ от контакта. Экспресс-диагностика стрессовых состояний выявила, что все родители не всегда правильно реагируют на стрессовые ситуации, 57% из них испытывают переутомление и эмоциональное истощение.
Двигательное развитие детей происходит с задержкой. На это оказывает влияние не только наличие двигательно-координационных нарушений, но и социальные факторы, к которым относится, прежде всего, влияние микросоциума (семьи) на формирование навыков. Это связано с тем, что родители, желая получить идеализированный результат деятельности, часто выполняют действия за
158 ребенка, либо, создавая вокруг него излишне доступные условия, которые не способствуют его дальнейшему двигательному развитию.
В итоге констатирующего этапа психолого-педагогического эксперимента выявился уровень социально-психологической адаптированности семей: средний уровень - 26 (42%) семей экспериментальной группы и 31 (52%) семей контрольной группы, низкий уровень - 36 (58%) и 29 (48%) семей в экспериментальной и контрольной группах соответственно. Высокий уровень социально-психологической адаптации на данном этапе исследования не был выявлен ни у одной семьи.
Проведенное диссертационное исследование доказывает эффективность разработанной структурно-функциональной модели психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей дошкольного возраста с ДКН. Для ее успешной реализации разработано научно-методическое обеспечение технологии сопровождения семей, которое включает в себя три блока: педагогический, психологический и адаптивный. В результате выявлен уровень социально-психологической адаптированности семьи, оценка которого определялась следующими показателями: тип детско-родительских отношений, критерии личностного потенциала родителей и сформированность двигательных навыков детей с ДКН...
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. 263 с.
2. Агавелян О.К. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. ... доктора пед. наук. М., 1989.
3. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов-на Дону, 1998
4. Азбергенова Г.А. Социально-психологическая адаптация: подходы к изучению. Вестник КРСУ 2016 том 16 №12, с. 144-148
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Л.И. Акатов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 368 с.
6. Акимова Г.Е. Словарь-справочник для неравнодушных родителей. - СПб.: «ВЕСЬ», 2001.-352 с.
7. Акопян М.А. Роль семейного воспитания в становлении личности / М.А. Акопян. Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2008. С. 9-15
8. Алексеев О.Л., Коркунов В.В. Системный подход как методологическая основа научного познания. / О.Л. Алексеев, В.В. Коркунов. Специальное образование №1, 2002.
9. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное и психологическое консультирование. М.: «Теис», 1994. -170 с.
10. Аникин, М.М. Лечебная гимнастика при параличах и парезах органического происхождения // М.М. Аникин, А.С. Иноземцева, и др. Медигиз, 1961 г, 116 с
11. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке / перевод с франц. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 1999. 416 с.
12. Аристова Л.В. Физкультурно-спортивные сооружения для инвалидов: Уч. пос. /Аристова Л.В. -М., 2002. 192 с.
13. Архипова Е. Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
14. Бабич Е.Г. Социально-психологические особенности совладающего поведения родителей формирующейся личности с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2011.
15. Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. диссертации на соискание уч. степени кандидата психологических наук, 2000. Нижний Новгород...