МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 16
1.1. Модернизационные ценности как ресурс модернизации российского общества 16
1.2. Факторы становления и реализации модернизационных ценностей людей
среднего возраста 43
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 80
2.1. Особенности содержания модернизационных ценностей людей среднего
возраста в современной России 80
2.2. Инновационное поведение людей среднего возраста в процессе реализации
модернизационных ценностей 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 148
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 16
1.1. Модернизационные ценности как ресурс модернизации российского общества 16
1.2. Факторы становления и реализации модернизационных ценностей людей
среднего возраста 43
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 80
2.1. Особенности содержания модернизационных ценностей людей среднего
возраста в современной России 80
2.2. Инновационное поведение людей среднего возраста в процессе реализации
модернизационных ценностей 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 148
Актуальность темы исследования. Вызовы и угрозы современного мира, необходимость преодоления последствий системной дезинтеграции 1990-х гг. на протяжении последнего двадцатилетия требовали обоснования действенной стратегии устойчивого развития России. В конце 2000-х гг. в качестве такой стратегии была объявлена «системная» или «интегрированная» модернизация, основанная на инновационности и радикальном изменении базовых социально-политических и экономических институтов. Важность реализации «модернизационного проекта» России последовательно озвучивается на самом высоком уровне, в т. ч., в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ. Эффективность модернизационных преобразований регулярно оценивается, тактика их реализации пересматривается. Залогом успешности модернизации называется преодоление внутреннего механизма ее торможения, связанного с недостаточно высокой производительностью труда, ограниченностью человеческого потенциала . Возможности воплощения модернизационного проекта определяются не только действиями государства или бизнеса, но и активностью населения, выступающего сегодня «рассеянным зрителем» происходящих изменений.
Вовлечение и усиление роли человеческого потенциала в модернизационных преобразованиях предполагает учет ценностей населения, определяющих жизненные выборы и детерминирующих социальные практики людей. Для решения поставленных стратегических задач требуется формирование адекватного социокультурного базиса, выступающего основой модернизационной деятельности. В этом случае становится возможным приближение к достижению основных целевых ориентиров стратегии модернизационного развития - построению более конкурентоспособной экономики, опирающейся на новейшие технологические достижения, качественному улучшению системы образования и науки, повышению уровня и качества жизни населения, снижению социальных рисков и обеспечению безопасности граждан страны.
Ключевым проводником модернизации в современной России выступает социально-демографическая группа людей среднего возраста как основной трудовой ресурс и наиболее массовый участник экономической деятельности, от которого зависит эффективность социально-экономических преобразований. Ценности людей среднего возраста выступают ключевой составляющей их социокультурного потенциала, определяющей характер модернизационного развития. Это предопределяет необходимость глубокого изучения структуры и содержания ценностей средневозрастной группы как мотиваторов модернизационного (инновационного) поведения, выявления модернизационной направленности ценностей, а также факторов их становления и реализации. Требуется ответить на вопросы о том, какова ценностно обусловленная роль людей среднего возраста в модернизационных процессах российского общества, в какой мере их ценности соответствуют целям и задачам российского модернизационного проекта.
Исследование модернизационных ценностей людей среднего возраста в современном российском обществе актуализировано рядом противоречий:
а) между необходимостью реализации потенциала средневозрастной группы в
модернизационных преобразованиях и факторами, препятствующими развитию у них ценностей, инициирующих модернизацию и инновации;
б) между потребностью в усилении эффективности модернизационной политики и недостаточностью учета модернизационного потенциала ценностей средневозрастной когорты как актора модернизации при принятии управленческих решений.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста обусловлено потребностью в разработке рекомендаций для построения управленческих моделей модернизационного развития российского общества, его отдельных институтов и организаций, которые бы учитывали особенности ценностного потенциала средневозрастной когорты.
Степень научной разработанности проблемы. Социологическое осмысление процессов модернизации обществ начинается вместе с зарождением социологии, одной из составляющей научного интереса которой выступило становление и развитие общества модерна, его отличительных черт от общества традиционного типа. Проблематика модернизации в соответствующем историческом преломлении получает развитие в классических социологических исследованиях М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Тенниса. Теоретическое наследие первых социологов находит продолжение в анализе современности как массового общества в рамках структурно-функциональной теории (Р. Дарендорф, Р. Нисбет), как классового общества - в конфликтологической теории (Р. Милибэнд, Ю. Хабермас), теоретическом отрицании общества модерна в критическом подходе Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер).
Анализ таких моделей модернизации как вестернизация (европеизация, американизация) и догоняющая модель осуществляется в работах М. Леви, Т. Парсонса и др. Впоследствии данные теоретические наработки получают развитие в теориях конвергенции (Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу). Концепция множественности форм модернизации различных обществ находит глубокое обоснование в научных трудах П. Бергера, С. Хантингтона, П. Штомпки, Ш. Эйзенштадта и др.
Модернизационные изменения российского общества изучаются в работах отечественных социологов, философов, экономистов (А. С. Ахиезер, Л. А. Беляева, А. Г. Вишневский, Т. И. Заславская, Н. И. Лапин, В. Г. Федотова, В. А. Ядов, Е. Г. Ясин).
Эффективность модернизационных преобразований исследуется посредством анализа различных факторов: технологических, экономических, научных, политических (У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка, О. Н. Яницкий).
Изучение социокультурных факторов модернизации закладывается в фундаментальных научных исследованиях М. Вебера, посвященных анализу влияния ценностей протестантской этики на развитие капиталистической экономики. К настоящему времени изучение модернизации обществ сквозь призму ценностного потенциала населения находит воплощение в двух основных предметных областях.
Во-первых, это анализ сущности и особенностей влияния культурно-ценностных характеристик на модернизацию, изучение специфики трансформации и стабильности ценностных систем в условиях социетальных изменений. За рубежом результаты подобных исследований освещены в работах М. Альтмана, Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Ш. Шварца, а также таких крупномасштабных групповых проектов, как GLOBE под руководством A. Дастмалчяна и «Всемирное исследование ценностей» («The World Values Survey»), основанное P. Инглхартом и находящееся в настоящее время под руководством К. Хэрпфера.
В России исследования, посвященные анализу ценностей в контексте модернизационных преобразований, представлены в научных трудах таких ученых, как А. А. Аузан, Л. А. Беляева, М. К. Горшков, Н. И. Лапин, Н. М. Лебедева, В. С. Магун, М. Г. Руднев, Н. Е. Тихонова. Научный анализ модернизационных ценностей осуществляется в разрезе межстрановых, межрегиональных и межпоколенческих сравнений, ведется поиск социокультурных предпосылок и препятствий модернизации российского общества.
Второй предметной областью исследований социокультурного фактора модернизации выступает анализ ценностей, лежащих в основании мотивации инновационного поведения работников организаций, связанных с данными ценностями мотивов трудовой деятельности и профессиональных качеств работников (А. Инкельс, В. В. Карачаровский, М. Кастельс, О. И. Шкаратан).
Актуальной проблемой современной науки является поиск социальных акторов, обладающих высокими показателями модернизационного потенциала, включая его ценностную составляющую. Вопросы изучения основных акторов модернизации представлены в разрезе различных социальных общностей и групп: предпринимателей и менеджеров (Т. И. Заславская, М. А. Шабанова), интеллигенции и научного сообщества (Л. А. Беляева, О. Н. Яницкий), креативного класса (Ю. Г. Волков), среднего класса (С. В. Мареева, Н. Е. Тихонова).
Возраст как ресурс модернизации и возрастные общности являются на сегодняшний день одним из ключевых направлений исследований. Однако в научных работах большее внимание уделяется изучению, прежде всего, молодежи как актора инноваций и модернизации, их ценностным ориентациям (Ю. Р. Вишневский, В. Т. Лисовский, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин и др.).
Изучению социально-демографических, ценностных и социально-психологических особенностей среднего возраста как специфической социальной группы посвящены работы Н. В. Коровицыной, В. В. Семеновой, В. В. Солодниковой, И. В. Солодникова, Ф. Хадсона. Анализ среднего возраста в разрезе периодизации этапов человеческого развития представлен в исследованиях Б. Н. Рыжова, Д. Сьюпера, Э. Эриксона; характеристика средневозрастных когорт в контексте межпоколенческого анализа дана в работах Ю. А. Левады, К. Мангейма.
Вместе с тем, социокультурный потенциал людей среднего возраста как акторов модернизационных преобразований представляется недостаточно изученным как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практически не исследованными являются модернизационные ценности людей среднего возраста, факторы развития и реализации данных ценностей, ценностно-мотивационные особенности модернизационного и инновационного поведения средневозрастной социально-демографической группы.
Объект исследования - ценности людей среднего возраста.
Предмет исследования - содержание и направленность ценностей людей среднего возраста как акторов модернизации современного российского общества.
Цель исследования - выявить и описать ценности россиян среднего возраста с позиции соответствия стратегии модернизационных преобразований.
Цель диссертационного исследования детализируется в ряде исследовательских задач:
- Осуществить теоретический анализ социокультурных оснований модернизации как стратегического проекта и дать определение понятию модернизационных ценностей.
- Охарактеризовать социально-демографическую группу «люди
среднего возраста» как актора модернизации.
- Оценить модернизационный потенциал ценностей людей среднего возраста, выявить факторы становления и реализации ценностей.
- Установить влияние ценностей людей среднего возраста на реализацию ими инновационного поведения.
Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная работа опирается на принципы проектного подхода к модернизации общества, трактующего модернизацию как целенаправленные технико-экономические, социокультурные и социально-политические изменения, ориентированные на повышение конкурентоспособности общества в миросистеме (М. К. Горшков, В. А. Ядов). В диссертации использовались также деятельностно-активистский подход (Дж. Александер, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Штомпка), методология которого создает возможности для исследования людей среднего возраста как актора модернизационных проектов; социокультурный подход (Т. И. Заславская, Н. И. Лапин), акцентирующий внимание на ценностных основах модернизации.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста базируется на концепции детерминации человеческой деятельности (В. А. Ядов). Значительную роль в обосновании модернизационных ценностей сыграли теория стереотипов и сохранения культурной идентичности (А. В. Меренков), теоретические положения о целостности и процессуальности национальной культуры (А. Г. Здравомыслов).
В основу исследования факторов становления и реализации ценностей людей среднего возраста положены теоретические идеи о значимости социокультурных условий социализации в детстве и молодости для формирования базовых ценностей личности (А. Н. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Р. Инглхарт).
Методология эмпирических исследований ценностей людей среднего возраста основывается на подходе Ш. Шварца к изучению базовых ценностей личности.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований, проведенных при непосредственном участии автора:
1. Исследование «Социокультурные ресурсы модернизационных процессов
в регионе: структура ценностей населения» (грант РГНФ № 14-03-00155 ),
проведенное в 2014 г. в стратегии сочетания количественных и качественных методов:
- массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше (п = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 683);
- глубинные интервью с представителями различных субгрупп средневозрастной когорты населения Пермского края (п = 14).
2. Массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше «Инновационный потенциал регионов России (на примере Пермского края)» (грант РГНФ № 12-03¬00200;n = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 671, 2014 г.).
3. Глубинные интервью, нацеленные на выявление ценностных основ политики модернизационного развития современной организации и проведенные с руководителями среднего и высшего звена организаций г. Перми, специализирующихся в сферах промышленного производства, медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (n = 12, 2016 г.).
Кроме этого, диссертация основана на вторичном анализе результатов следующих исследований:
1. Формализованные опросы населения, проведенные в Вологодской (n = 1500, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 920), Омской (n = 1229, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 815) и Свердловской областях (n = 1004, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 568) .
2. Формализованный опрос населения России «Европейское социальное исследование» («European Social Survey», n = 2445, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 1309, 7 волна, 2014 г.).
Достоверность результатов проведенных исследований обусловлена опорой на достаточную теоретико-методологическую базу, глубокий анализ научной литературы, интегративный качественно-количественный подход к эмпирическому исследованию модернизационных ценностей. Методы и материалы исследований соответствуют основным методологическим правилам и процедурам проведения социологического исследования, способы формирования и объемы выборочных совокупностей корректны, обработка и анализ количественных данных осуществлены с применением релевантных математико-статистических методов, качественные данные проанализированы в соответствии с положениями качественной методологии.
Научная новизна диссертационной работы заключается в характеристике ценностной структуры сознания россиян среднего возраста с позиции ее соответствия целям и задачам стратегического проекта модернизации. Основные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- впервые проведен анализ ценностей россиян среднего возраста как особой внутренне дифференцированной социально-демографической группы; установлены социокультурные факторы их становления и реализации;
- уточнено понимание модернизационных ценностей как детерминант поведения, направленного как на совершенствование существующих социальных структур, практик и отношений, так и создание, усвоение и принятие новых посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов;
- введены понятия «инициирующих» и «стабилизирующих» модернизационных ценностей. Показано, что первые направлены на инновационное поведение, творчество, продуцирование изменений, вторые - на их закрепление, принятие, распространение;
- доказано на материалах эмпирических исследований преобладание в сознании россиян среднего возраста стабилизационно-модернизационной ценностной матрицы;
- раскрыты особенности ценностного сознания различных субгрупп средневозрастной когорты (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60-летних); установлено, что для всех субгрупп характерно сохранение в ценностном ядре типичных для советского общества ценностей безопасности и традиции, не только не заместившихся «постсоветскими» прозападными ценностями богатства, достижения и новизны, но сохранивших свое приоритетное значение;
- доказано, что коллективистские ценности средневозрастной когорты, прежде всего, ценности безопасности, благожелательности и универсализма, могут при определенных условиях стимулировать модернизационные изменения и инновационную активность, что определяет необходимость адаптации управленческих стратегий инновационного развития;
- определены направления совершенствования программ модернизации на федеральном, региональном уровнях на основе ценностно-ориентированного обоснования ее целей и задач, развития системы информирования и мотивирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что к модернизационным относятся ценности, определяющие поведение, направленное не только на создание, усвоение и принятие новых социальных практик, норм и отношений, но и на совершенствование существующих, посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов.
2. Показано, что соответствующими целям отечественного модернизационного проекта «инициирующими» его ценностями выступают самостоятельность и достижение успеха; «стабилизирующими» - ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности. Типичные для модернизационного проекта западного образца ценности риска, власти и богатства в российских условиях не приняты представителями среднего возраста как способствующие желаемым модернизационным преобразованиям.
3. Установлено доминирование в сознании россиян среднего возраста
стабилизационно-модернизационной ценностной модели, характеризующейся коллективистской направленностью ценностей (безопасность, благожелательность, универсализм), что вызвано историческим опытом, традициями, спецификой базовых социальных институтов и социокультурных контекстов социализации представителей этой общности.
4. Выявлена схожая структура ценностей различных субгрупп (30-39, 40-49 и 50-60-летних) средневозрастной когорты россиян. Доказано, что особенности социально-экономических и общественно-политических условий первичной и вторичной социализации привели к большей выраженности ценностей достижения в молодых когортах и ценностей традиции - в старших. Однако общая коллективистская направленность ценностей характерна для всех субгрупп.
5. Показано, что высокая значимость для работающих россиян среднего возраста ценностей безопасности и традиций при средней значимости самостоятельности и слабой - достижения успеха приводит к низкому уровню инновационной активности: свыше 70 % работающих граждан средних лет не участвовали в течение последнего года в создании инновационных продуктов, услуг или технологий.
6. Доказано, что отсутствие системы анализа и учета ценностных установок разных социально-демографических групп при разработке и внедрении модернизационных программ приводит к исключению средневозрастной когорты из процесса производства инноваций, сопротивлению их внедрению, длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска.
7. Разработаны конкретные рекомендации по учету ценностей средневозрастной когорты при обосновании и реализации модернизационного проекта в России на федеральном, региональном и организационном уровнях; стимулированию инновационной активности отдельных средневозрастных субгрупп; снижению социальной напряженности при внедрении нововведений.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и развитии научных представлений о сущности модернизационных ценностей как детерминант человеческой деятельности через критическое обоснование неправомерности применения универсалистского подхода к их выделению. Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования социологический анализ модернизационных ценностей средневозрастной когорты, выявленные факторы их становления и реализации, установленная направленность ценностей людей среднего возраста могут служить основой для дальнейшей концептуализации данной группы как актора модернизационного проекта. Полученные в ходе исследования результаты являются важным вкладом в разработку социологической теории и методологии изучения возрастных когорт, способствуют созданию целостного представления о малоизученной как в отечественной, так и зарубежной науке социально-демографической общности - людях среднего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут способствовать формированию управленческих стратегий и моделей модернизационного и инновационного развития отдельных организаций, институтов или общества в целом, тем самым способствуя повышению эффективности политики модернизации. Полученные результаты могут быть внедрены в практику развития организационной культуры работников среднего возраста российских предприятий и организаций, полезны для формирования оптимального управленческого стиля менеджмента, развития системы мотивации сотрудников, а также применяться в программах повышения квалификации менеджеров и управленческого персонала, в процессе преподавания учебных курсов «Общая социология», «Социология возраста», «Социология культуры» и «Социология организаций».
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует специальности 22.00.04 -
Социальная структура, социальные институты и процессы. Раскрываются следующие области исследования: 5. Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры; 11. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе; 30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных публикациях, в том числе, 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ и 1 совместной монографии, а также были представлены на научных конференциях - V Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (г. Екатеринбург, 2016 г.) и 6 научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Социокультурные факторы новой индустриализации регионов России: вызовы, возможности, проекты» (XI
Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Омск, 2015 г.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», посвященная памяти профессора Л. Н. Когана (XIX Международная конференция, г. Екатеринбург, 2016 г.), «Проблемы социокультурных исследований и проектирования модернизации в регионах и муниципальных образованиях России» (XII Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Самара - Тольятти, 2016 г.), «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (XIX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Пермь, 2016 г.), «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (III Международная научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 2017 г.), «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе» (IV Международная научно-практическая конференция, г. Пермь, 2017 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографического списка.
Вовлечение и усиление роли человеческого потенциала в модернизационных преобразованиях предполагает учет ценностей населения, определяющих жизненные выборы и детерминирующих социальные практики людей. Для решения поставленных стратегических задач требуется формирование адекватного социокультурного базиса, выступающего основой модернизационной деятельности. В этом случае становится возможным приближение к достижению основных целевых ориентиров стратегии модернизационного развития - построению более конкурентоспособной экономики, опирающейся на новейшие технологические достижения, качественному улучшению системы образования и науки, повышению уровня и качества жизни населения, снижению социальных рисков и обеспечению безопасности граждан страны.
Ключевым проводником модернизации в современной России выступает социально-демографическая группа людей среднего возраста как основной трудовой ресурс и наиболее массовый участник экономической деятельности, от которого зависит эффективность социально-экономических преобразований. Ценности людей среднего возраста выступают ключевой составляющей их социокультурного потенциала, определяющей характер модернизационного развития. Это предопределяет необходимость глубокого изучения структуры и содержания ценностей средневозрастной группы как мотиваторов модернизационного (инновационного) поведения, выявления модернизационной направленности ценностей, а также факторов их становления и реализации. Требуется ответить на вопросы о том, какова ценностно обусловленная роль людей среднего возраста в модернизационных процессах российского общества, в какой мере их ценности соответствуют целям и задачам российского модернизационного проекта.
Исследование модернизационных ценностей людей среднего возраста в современном российском обществе актуализировано рядом противоречий:
а) между необходимостью реализации потенциала средневозрастной группы в
модернизационных преобразованиях и факторами, препятствующими развитию у них ценностей, инициирующих модернизацию и инновации;
б) между потребностью в усилении эффективности модернизационной политики и недостаточностью учета модернизационного потенциала ценностей средневозрастной когорты как актора модернизации при принятии управленческих решений.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста обусловлено потребностью в разработке рекомендаций для построения управленческих моделей модернизационного развития российского общества, его отдельных институтов и организаций, которые бы учитывали особенности ценностного потенциала средневозрастной когорты.
Степень научной разработанности проблемы. Социологическое осмысление процессов модернизации обществ начинается вместе с зарождением социологии, одной из составляющей научного интереса которой выступило становление и развитие общества модерна, его отличительных черт от общества традиционного типа. Проблематика модернизации в соответствующем историческом преломлении получает развитие в классических социологических исследованиях М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Тенниса. Теоретическое наследие первых социологов находит продолжение в анализе современности как массового общества в рамках структурно-функциональной теории (Р. Дарендорф, Р. Нисбет), как классового общества - в конфликтологической теории (Р. Милибэнд, Ю. Хабермас), теоретическом отрицании общества модерна в критическом подходе Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер).
Анализ таких моделей модернизации как вестернизация (европеизация, американизация) и догоняющая модель осуществляется в работах М. Леви, Т. Парсонса и др. Впоследствии данные теоретические наработки получают развитие в теориях конвергенции (Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу). Концепция множественности форм модернизации различных обществ находит глубокое обоснование в научных трудах П. Бергера, С. Хантингтона, П. Штомпки, Ш. Эйзенштадта и др.
Модернизационные изменения российского общества изучаются в работах отечественных социологов, философов, экономистов (А. С. Ахиезер, Л. А. Беляева, А. Г. Вишневский, Т. И. Заславская, Н. И. Лапин, В. Г. Федотова, В. А. Ядов, Е. Г. Ясин).
Эффективность модернизационных преобразований исследуется посредством анализа различных факторов: технологических, экономических, научных, политических (У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка, О. Н. Яницкий).
Изучение социокультурных факторов модернизации закладывается в фундаментальных научных исследованиях М. Вебера, посвященных анализу влияния ценностей протестантской этики на развитие капиталистической экономики. К настоящему времени изучение модернизации обществ сквозь призму ценностного потенциала населения находит воплощение в двух основных предметных областях.
Во-первых, это анализ сущности и особенностей влияния культурно-ценностных характеристик на модернизацию, изучение специфики трансформации и стабильности ценностных систем в условиях социетальных изменений. За рубежом результаты подобных исследований освещены в работах М. Альтмана, Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Ш. Шварца, а также таких крупномасштабных групповых проектов, как GLOBE под руководством A. Дастмалчяна и «Всемирное исследование ценностей» («The World Values Survey»), основанное P. Инглхартом и находящееся в настоящее время под руководством К. Хэрпфера.
В России исследования, посвященные анализу ценностей в контексте модернизационных преобразований, представлены в научных трудах таких ученых, как А. А. Аузан, Л. А. Беляева, М. К. Горшков, Н. И. Лапин, Н. М. Лебедева, В. С. Магун, М. Г. Руднев, Н. Е. Тихонова. Научный анализ модернизационных ценностей осуществляется в разрезе межстрановых, межрегиональных и межпоколенческих сравнений, ведется поиск социокультурных предпосылок и препятствий модернизации российского общества.
Второй предметной областью исследований социокультурного фактора модернизации выступает анализ ценностей, лежащих в основании мотивации инновационного поведения работников организаций, связанных с данными ценностями мотивов трудовой деятельности и профессиональных качеств работников (А. Инкельс, В. В. Карачаровский, М. Кастельс, О. И. Шкаратан).
Актуальной проблемой современной науки является поиск социальных акторов, обладающих высокими показателями модернизационного потенциала, включая его ценностную составляющую. Вопросы изучения основных акторов модернизации представлены в разрезе различных социальных общностей и групп: предпринимателей и менеджеров (Т. И. Заславская, М. А. Шабанова), интеллигенции и научного сообщества (Л. А. Беляева, О. Н. Яницкий), креативного класса (Ю. Г. Волков), среднего класса (С. В. Мареева, Н. Е. Тихонова).
Возраст как ресурс модернизации и возрастные общности являются на сегодняшний день одним из ключевых направлений исследований. Однако в научных работах большее внимание уделяется изучению, прежде всего, молодежи как актора инноваций и модернизации, их ценностным ориентациям (Ю. Р. Вишневский, В. Т. Лисовский, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин и др.).
Изучению социально-демографических, ценностных и социально-психологических особенностей среднего возраста как специфической социальной группы посвящены работы Н. В. Коровицыной, В. В. Семеновой, В. В. Солодниковой, И. В. Солодникова, Ф. Хадсона. Анализ среднего возраста в разрезе периодизации этапов человеческого развития представлен в исследованиях Б. Н. Рыжова, Д. Сьюпера, Э. Эриксона; характеристика средневозрастных когорт в контексте межпоколенческого анализа дана в работах Ю. А. Левады, К. Мангейма.
Вместе с тем, социокультурный потенциал людей среднего возраста как акторов модернизационных преобразований представляется недостаточно изученным как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практически не исследованными являются модернизационные ценности людей среднего возраста, факторы развития и реализации данных ценностей, ценностно-мотивационные особенности модернизационного и инновационного поведения средневозрастной социально-демографической группы.
Объект исследования - ценности людей среднего возраста.
Предмет исследования - содержание и направленность ценностей людей среднего возраста как акторов модернизации современного российского общества.
Цель исследования - выявить и описать ценности россиян среднего возраста с позиции соответствия стратегии модернизационных преобразований.
Цель диссертационного исследования детализируется в ряде исследовательских задач:
- Осуществить теоретический анализ социокультурных оснований модернизации как стратегического проекта и дать определение понятию модернизационных ценностей.
- Охарактеризовать социально-демографическую группу «люди
среднего возраста» как актора модернизации.
- Оценить модернизационный потенциал ценностей людей среднего возраста, выявить факторы становления и реализации ценностей.
- Установить влияние ценностей людей среднего возраста на реализацию ими инновационного поведения.
Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная работа опирается на принципы проектного подхода к модернизации общества, трактующего модернизацию как целенаправленные технико-экономические, социокультурные и социально-политические изменения, ориентированные на повышение конкурентоспособности общества в миросистеме (М. К. Горшков, В. А. Ядов). В диссертации использовались также деятельностно-активистский подход (Дж. Александер, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Штомпка), методология которого создает возможности для исследования людей среднего возраста как актора модернизационных проектов; социокультурный подход (Т. И. Заславская, Н. И. Лапин), акцентирующий внимание на ценностных основах модернизации.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста базируется на концепции детерминации человеческой деятельности (В. А. Ядов). Значительную роль в обосновании модернизационных ценностей сыграли теория стереотипов и сохранения культурной идентичности (А. В. Меренков), теоретические положения о целостности и процессуальности национальной культуры (А. Г. Здравомыслов).
В основу исследования факторов становления и реализации ценностей людей среднего возраста положены теоретические идеи о значимости социокультурных условий социализации в детстве и молодости для формирования базовых ценностей личности (А. Н. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Р. Инглхарт).
Методология эмпирических исследований ценностей людей среднего возраста основывается на подходе Ш. Шварца к изучению базовых ценностей личности.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований, проведенных при непосредственном участии автора:
1. Исследование «Социокультурные ресурсы модернизационных процессов
в регионе: структура ценностей населения» (грант РГНФ № 14-03-00155 ),
проведенное в 2014 г. в стратегии сочетания количественных и качественных методов:
- массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше (п = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 683);
- глубинные интервью с представителями различных субгрупп средневозрастной когорты населения Пермского края (п = 14).
2. Массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше «Инновационный потенциал регионов России (на примере Пермского края)» (грант РГНФ № 12-03¬00200;n = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 671, 2014 г.).
3. Глубинные интервью, нацеленные на выявление ценностных основ политики модернизационного развития современной организации и проведенные с руководителями среднего и высшего звена организаций г. Перми, специализирующихся в сферах промышленного производства, медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (n = 12, 2016 г.).
Кроме этого, диссертация основана на вторичном анализе результатов следующих исследований:
1. Формализованные опросы населения, проведенные в Вологодской (n = 1500, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 920), Омской (n = 1229, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 815) и Свердловской областях (n = 1004, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 568) .
2. Формализованный опрос населения России «Европейское социальное исследование» («European Social Survey», n = 2445, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 1309, 7 волна, 2014 г.).
Достоверность результатов проведенных исследований обусловлена опорой на достаточную теоретико-методологическую базу, глубокий анализ научной литературы, интегративный качественно-количественный подход к эмпирическому исследованию модернизационных ценностей. Методы и материалы исследований соответствуют основным методологическим правилам и процедурам проведения социологического исследования, способы формирования и объемы выборочных совокупностей корректны, обработка и анализ количественных данных осуществлены с применением релевантных математико-статистических методов, качественные данные проанализированы в соответствии с положениями качественной методологии.
Научная новизна диссертационной работы заключается в характеристике ценностной структуры сознания россиян среднего возраста с позиции ее соответствия целям и задачам стратегического проекта модернизации. Основные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- впервые проведен анализ ценностей россиян среднего возраста как особой внутренне дифференцированной социально-демографической группы; установлены социокультурные факторы их становления и реализации;
- уточнено понимание модернизационных ценностей как детерминант поведения, направленного как на совершенствование существующих социальных структур, практик и отношений, так и создание, усвоение и принятие новых посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов;
- введены понятия «инициирующих» и «стабилизирующих» модернизационных ценностей. Показано, что первые направлены на инновационное поведение, творчество, продуцирование изменений, вторые - на их закрепление, принятие, распространение;
- доказано на материалах эмпирических исследований преобладание в сознании россиян среднего возраста стабилизационно-модернизационной ценностной матрицы;
- раскрыты особенности ценностного сознания различных субгрупп средневозрастной когорты (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60-летних); установлено, что для всех субгрупп характерно сохранение в ценностном ядре типичных для советского общества ценностей безопасности и традиции, не только не заместившихся «постсоветскими» прозападными ценностями богатства, достижения и новизны, но сохранивших свое приоритетное значение;
- доказано, что коллективистские ценности средневозрастной когорты, прежде всего, ценности безопасности, благожелательности и универсализма, могут при определенных условиях стимулировать модернизационные изменения и инновационную активность, что определяет необходимость адаптации управленческих стратегий инновационного развития;
- определены направления совершенствования программ модернизации на федеральном, региональном уровнях на основе ценностно-ориентированного обоснования ее целей и задач, развития системы информирования и мотивирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что к модернизационным относятся ценности, определяющие поведение, направленное не только на создание, усвоение и принятие новых социальных практик, норм и отношений, но и на совершенствование существующих, посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов.
2. Показано, что соответствующими целям отечественного модернизационного проекта «инициирующими» его ценностями выступают самостоятельность и достижение успеха; «стабилизирующими» - ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности. Типичные для модернизационного проекта западного образца ценности риска, власти и богатства в российских условиях не приняты представителями среднего возраста как способствующие желаемым модернизационным преобразованиям.
3. Установлено доминирование в сознании россиян среднего возраста
стабилизационно-модернизационной ценностной модели, характеризующейся коллективистской направленностью ценностей (безопасность, благожелательность, универсализм), что вызвано историческим опытом, традициями, спецификой базовых социальных институтов и социокультурных контекстов социализации представителей этой общности.
4. Выявлена схожая структура ценностей различных субгрупп (30-39, 40-49 и 50-60-летних) средневозрастной когорты россиян. Доказано, что особенности социально-экономических и общественно-политических условий первичной и вторичной социализации привели к большей выраженности ценностей достижения в молодых когортах и ценностей традиции - в старших. Однако общая коллективистская направленность ценностей характерна для всех субгрупп.
5. Показано, что высокая значимость для работающих россиян среднего возраста ценностей безопасности и традиций при средней значимости самостоятельности и слабой - достижения успеха приводит к низкому уровню инновационной активности: свыше 70 % работающих граждан средних лет не участвовали в течение последнего года в создании инновационных продуктов, услуг или технологий.
6. Доказано, что отсутствие системы анализа и учета ценностных установок разных социально-демографических групп при разработке и внедрении модернизационных программ приводит к исключению средневозрастной когорты из процесса производства инноваций, сопротивлению их внедрению, длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска.
7. Разработаны конкретные рекомендации по учету ценностей средневозрастной когорты при обосновании и реализации модернизационного проекта в России на федеральном, региональном и организационном уровнях; стимулированию инновационной активности отдельных средневозрастных субгрупп; снижению социальной напряженности при внедрении нововведений.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и развитии научных представлений о сущности модернизационных ценностей как детерминант человеческой деятельности через критическое обоснование неправомерности применения универсалистского подхода к их выделению. Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования социологический анализ модернизационных ценностей средневозрастной когорты, выявленные факторы их становления и реализации, установленная направленность ценностей людей среднего возраста могут служить основой для дальнейшей концептуализации данной группы как актора модернизационного проекта. Полученные в ходе исследования результаты являются важным вкладом в разработку социологической теории и методологии изучения возрастных когорт, способствуют созданию целостного представления о малоизученной как в отечественной, так и зарубежной науке социально-демографической общности - людях среднего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут способствовать формированию управленческих стратегий и моделей модернизационного и инновационного развития отдельных организаций, институтов или общества в целом, тем самым способствуя повышению эффективности политики модернизации. Полученные результаты могут быть внедрены в практику развития организационной культуры работников среднего возраста российских предприятий и организаций, полезны для формирования оптимального управленческого стиля менеджмента, развития системы мотивации сотрудников, а также применяться в программах повышения квалификации менеджеров и управленческого персонала, в процессе преподавания учебных курсов «Общая социология», «Социология возраста», «Социология культуры» и «Социология организаций».
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует специальности 22.00.04 -
Социальная структура, социальные институты и процессы. Раскрываются следующие области исследования: 5. Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры; 11. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе; 30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных публикациях, в том числе, 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ и 1 совместной монографии, а также были представлены на научных конференциях - V Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (г. Екатеринбург, 2016 г.) и 6 научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Социокультурные факторы новой индустриализации регионов России: вызовы, возможности, проекты» (XI
Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Омск, 2015 г.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», посвященная памяти профессора Л. Н. Когана (XIX Международная конференция, г. Екатеринбург, 2016 г.), «Проблемы социокультурных исследований и проектирования модернизации в регионах и муниципальных образованиях России» (XII Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Самара - Тольятти, 2016 г.), «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (XIX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Пермь, 2016 г.), «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (III Международная научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 2017 г.), «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе» (IV Международная научно-практическая конференция, г. Пермь, 2017 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографического списка.
Необходимость и первоочередность комплексной модернизации в России декларируется на самом высоком уровне. Это определило актуальность задачи осмысления социальных и социокультурных основ модернизационного проекта в нашей стране, постановки вопроса о том, какие социальные группы могут выступать инициаторами и проводниками модернизации, правомерно ли перекладывать ответственность за успешное инновационное развитие в различных сферах (в т. ч. экономической) исключительно на молодое «прогрессивное» поколение.
Накопленный в социально-гуманитарном знании в течение ХХ в. опыт изучения модернизационных процессов показывает их зависимость от деятельности и ресурсного потенциала социальных общностей и составляющих их индивидов. Осуществленный в рамках диссертационной работы анализ роли различных социальных акторов в модернизационных преобразованиях показал, что одним из важнейших субъектов модернизации являются люди среднего возраста (30-60 лет). Это определяется факторами внешней среды (серьезными демографическими изменениями в современном обществе, увеличением доли занятых среди пожилых людей, размыванием ассоциированных с возрастом нормативных границ, рискогенным характером развития общества), а также спецификой самой социальной группы (готовностью «контролировать обстоятельства», высоким уровнем производительности труда и «профессионального оптимизма», обостренным чувством социальной справедливости, накопленным социальным и интеллектуальным капиталом).
Для того чтобы индивиды и социальные общности выступили активными двигателями изменений, необходимо соотнесение их цели и содержания с ценностной структурой массового сознания. В работе доказано, что реализация модернизации в России по «западному образцу» в сочетании с опорой на средневозрастную когорту как наиболее экономически активную невозможна в силу отсутствия релевантных ценностных оснований. Ценностная структура сознания людей среднего возраста в нашей стране характеризуется коллективистской ориентацией, высокой значимостью ценностей безопасности, и низкой - «прозападных» ценностей богатства, достижения и новизны. У средневозрастной когорты в приоритете находятся комфортность существования окружающих людей, равенство для них жизненных шансов, возможность помогать, а не собственный успех и способность оказывать влияние.
Выделены две группы социокультурных факторов, определивших иерархию ценностей россиян среднего возраста. Во-первых, рождение и социализация (по крайней мере - первичная) в советский период и, как следствие, интериоризация характерных для коммунистической идеологии духовно-нравственных ценностей коллективистской направленности. Во-вторых, вынужденная адаптация к социально-политическим и социально-экономическим преобразованиям постсоветского периода, сопряженная с ценностным поворотом в сторону прагматизма. Действие данных факторов, а также накопленный опыт субъективных переживаний, ставших результатом острых катаклизмов и потрясений, сопровождавших биографические пути людей среднего возраста в условиях транзитивности российского общества, привели к формированию пограничного ценностного ядра средневозрастной когорты, сочетающего ориентации на благожелательность и универсализм с высокой значимостью безопасности при фактическом отказе от патернализма.
Описанные факторы оказывали неодинаковое воздействие на отдельные субгруппы средневозрастных россиян (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60¬летних) в силу высокой динамики исторических социокультурных контекстов их социализации. Показано, что по мере увеличения возраста, усиливается значение таких ценностей (в терминологии Ш. Шварца) как «традиция», «конформность», «благожелательность» и «универсализм», и уменьшается - в отношении «гедонизма», «риска-новизны», «достижения» и «власти-богатства». Это объясняется не только неодинаковой длительностью периода детской и юношеской социализации различных подгрупп средневозрастной когорты в условиях советского общества и пропаганды идеалов социалистического проекта модернизации, но и некоторым расхождением их статусно-ролевых позиций, в частности, нарастанием с возрастом двойного «вызова заботы» (необходимости заботиться не только о детях, но и о пожилых родителях).
Анализ особенностей функционирования и развития российского социума, культурной идентичности и менталитета россиян позволил уточнить ценностные основания модернизации в нашей стране. Показано, что наибольшим активным модернизационным потенциалом обладают ценности самостоятельности и достижения, которые побуждают к инициативному инновационному поведению. Ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности формируют стабилизационный механизм модернизации, обеспечивая принятие и успешное закрепление инновационных образцов. В свою очередь ценности гедонизма, власти-богатства и риска-новизны определяются как антимодернизационные, поскольку слабо соотносятся с русской ментальностью.
Структура ценностей россиян среднего возраста в большей мере соответствует стабилизационно-модернизационной ценностной модели. Высокая значимость чувства защищенности для средневозрастной когорты означает, что представители данной социально-демографической группы могут воспринять новое и выступить его проводниками в случае, когда внедряемые инновации ясно ассоциируются с возможностями удовлетворения потребностей в безопасности, надежности, предсказуемости будущего.
Эмпирические исследования показали, что при осуществлении модернизационных преобразований в различных отраслях экономики России, существующая структура ценностей основного контингента работающих - людей среднего возраста - учитывается слабо. Это приводит а) к слабой инновационной активности работающих, особенно - в сфере производства инноваций, поскольку система мотивации обращается к чуждым для них ценностям, б) к сопротивлению инновациям в силу сформированного восприятия их как направленных не на общее благо, а на решение частных организационных задач, в) к длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска, г) непониманию работающих среднего возраста своей роли в модернизационном процессе в условиях противоречивости действий руководителей, то навязывающих роль инноваторов, то вообще отказывающих работникам в способности продуцировать новое.
На основе полученных в рамках диссертационного исследования результатах можно сформулировать ряд рекомендаций, направленных на укрепление ресурсов для реализации инновационного устойчивого развития России во всех сферах жизнедеятельности общества.
На федеральном и региональном уровнях:
- учет при разработке программ инновационного развития территорий особенностей ценностной структуры различных социальных групп (в т. ч. - людей среднего возраста) через ценностно-ориентированное обоснование целей и задач модернизации;
- усиление работы по информированию о сущности инноваций через расширение спектра образовательных и просветительских программ, направленных на формирование более целостного восприятия инноваций - не только как действий и решений, носящих рискогенный характер, снижающих уровень безопасности среды, но как ресурсов развития;
- формирование правовой культуры, в частности, продуктивных правовых установок, позволяющих обеспечить соблюдение формальных норм, призванных обеспечивать и стабилизировать модернизационные преобразования, в условиях низкой лояльности ценности конформности.
На организационном уровне:
- построение системы мотивирования работающих среднего возраста к инновационному поведению на основе демонстрации значимости инновационной деятельности для стабильности функционирования организации, указания на то, что включение в инновации делает будущее самих людей более прогнозируемым и безопасным;
- учет при определении «пула инноваторов» в организации структуры ценностей работающих граждан - приоритетные действия по побуждению к выработке инноваций целесообразно направлять на тех, кто ориентирован на ценности самостоятельности и достижения;
- отказ от восприятия склонности к риску как ведущей детерминанты инновационного поведения, перенос акцентов на аргументы безопасности;
- стимулирование творческой активности в организациях через формирование культуры открытого обмена информацией.
Фокус дальнейших исследований ценностей людей среднего возраста может сместиться с национального модернизационного контекста на более широкие проблемы. Так, перспективной является дискуссия о соответствии ценностей средневозрастных россиян новым ценностям глобального мира, об их гуманистическом характере и риске консервации.
Важным является осуществление мониторинга ценностной структуры сознания российской молодежи, поскольку данной социальной группе отводится роль основных производителей инноваций. Ценностное ядро сознания молодежи неизбежно отличается от приоритетных ценностей средневозрастной когорты, но в условиях нарастающей динамики социальных изменений, ее нелинейном характере, как будет изменяться структура ценностей молодых людей - пока неясно. Будут ли они по-прежнему более толерантными к новизне, неопределенности и риску, ориентированными на индивидуалистические ценности, чем средневозрастная когорта, или нет - от ответа на этот вопрос зависит успешность модернизации в России в долгосрочной перспективе.
Накопленный в социально-гуманитарном знании в течение ХХ в. опыт изучения модернизационных процессов показывает их зависимость от деятельности и ресурсного потенциала социальных общностей и составляющих их индивидов. Осуществленный в рамках диссертационной работы анализ роли различных социальных акторов в модернизационных преобразованиях показал, что одним из важнейших субъектов модернизации являются люди среднего возраста (30-60 лет). Это определяется факторами внешней среды (серьезными демографическими изменениями в современном обществе, увеличением доли занятых среди пожилых людей, размыванием ассоциированных с возрастом нормативных границ, рискогенным характером развития общества), а также спецификой самой социальной группы (готовностью «контролировать обстоятельства», высоким уровнем производительности труда и «профессионального оптимизма», обостренным чувством социальной справедливости, накопленным социальным и интеллектуальным капиталом).
Для того чтобы индивиды и социальные общности выступили активными двигателями изменений, необходимо соотнесение их цели и содержания с ценностной структурой массового сознания. В работе доказано, что реализация модернизации в России по «западному образцу» в сочетании с опорой на средневозрастную когорту как наиболее экономически активную невозможна в силу отсутствия релевантных ценностных оснований. Ценностная структура сознания людей среднего возраста в нашей стране характеризуется коллективистской ориентацией, высокой значимостью ценностей безопасности, и низкой - «прозападных» ценностей богатства, достижения и новизны. У средневозрастной когорты в приоритете находятся комфортность существования окружающих людей, равенство для них жизненных шансов, возможность помогать, а не собственный успех и способность оказывать влияние.
Выделены две группы социокультурных факторов, определивших иерархию ценностей россиян среднего возраста. Во-первых, рождение и социализация (по крайней мере - первичная) в советский период и, как следствие, интериоризация характерных для коммунистической идеологии духовно-нравственных ценностей коллективистской направленности. Во-вторых, вынужденная адаптация к социально-политическим и социально-экономическим преобразованиям постсоветского периода, сопряженная с ценностным поворотом в сторону прагматизма. Действие данных факторов, а также накопленный опыт субъективных переживаний, ставших результатом острых катаклизмов и потрясений, сопровождавших биографические пути людей среднего возраста в условиях транзитивности российского общества, привели к формированию пограничного ценностного ядра средневозрастной когорты, сочетающего ориентации на благожелательность и универсализм с высокой значимостью безопасности при фактическом отказе от патернализма.
Описанные факторы оказывали неодинаковое воздействие на отдельные субгруппы средневозрастных россиян (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60¬летних) в силу высокой динамики исторических социокультурных контекстов их социализации. Показано, что по мере увеличения возраста, усиливается значение таких ценностей (в терминологии Ш. Шварца) как «традиция», «конформность», «благожелательность» и «универсализм», и уменьшается - в отношении «гедонизма», «риска-новизны», «достижения» и «власти-богатства». Это объясняется не только неодинаковой длительностью периода детской и юношеской социализации различных подгрупп средневозрастной когорты в условиях советского общества и пропаганды идеалов социалистического проекта модернизации, но и некоторым расхождением их статусно-ролевых позиций, в частности, нарастанием с возрастом двойного «вызова заботы» (необходимости заботиться не только о детях, но и о пожилых родителях).
Анализ особенностей функционирования и развития российского социума, культурной идентичности и менталитета россиян позволил уточнить ценностные основания модернизации в нашей стране. Показано, что наибольшим активным модернизационным потенциалом обладают ценности самостоятельности и достижения, которые побуждают к инициативному инновационному поведению. Ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности формируют стабилизационный механизм модернизации, обеспечивая принятие и успешное закрепление инновационных образцов. В свою очередь ценности гедонизма, власти-богатства и риска-новизны определяются как антимодернизационные, поскольку слабо соотносятся с русской ментальностью.
Структура ценностей россиян среднего возраста в большей мере соответствует стабилизационно-модернизационной ценностной модели. Высокая значимость чувства защищенности для средневозрастной когорты означает, что представители данной социально-демографической группы могут воспринять новое и выступить его проводниками в случае, когда внедряемые инновации ясно ассоциируются с возможностями удовлетворения потребностей в безопасности, надежности, предсказуемости будущего.
Эмпирические исследования показали, что при осуществлении модернизационных преобразований в различных отраслях экономики России, существующая структура ценностей основного контингента работающих - людей среднего возраста - учитывается слабо. Это приводит а) к слабой инновационной активности работающих, особенно - в сфере производства инноваций, поскольку система мотивации обращается к чуждым для них ценностям, б) к сопротивлению инновациям в силу сформированного восприятия их как направленных не на общее благо, а на решение частных организационных задач, в) к длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска, г) непониманию работающих среднего возраста своей роли в модернизационном процессе в условиях противоречивости действий руководителей, то навязывающих роль инноваторов, то вообще отказывающих работникам в способности продуцировать новое.
На основе полученных в рамках диссертационного исследования результатах можно сформулировать ряд рекомендаций, направленных на укрепление ресурсов для реализации инновационного устойчивого развития России во всех сферах жизнедеятельности общества.
На федеральном и региональном уровнях:
- учет при разработке программ инновационного развития территорий особенностей ценностной структуры различных социальных групп (в т. ч. - людей среднего возраста) через ценностно-ориентированное обоснование целей и задач модернизации;
- усиление работы по информированию о сущности инноваций через расширение спектра образовательных и просветительских программ, направленных на формирование более целостного восприятия инноваций - не только как действий и решений, носящих рискогенный характер, снижающих уровень безопасности среды, но как ресурсов развития;
- формирование правовой культуры, в частности, продуктивных правовых установок, позволяющих обеспечить соблюдение формальных норм, призванных обеспечивать и стабилизировать модернизационные преобразования, в условиях низкой лояльности ценности конформности.
На организационном уровне:
- построение системы мотивирования работающих среднего возраста к инновационному поведению на основе демонстрации значимости инновационной деятельности для стабильности функционирования организации, указания на то, что включение в инновации делает будущее самих людей более прогнозируемым и безопасным;
- учет при определении «пула инноваторов» в организации структуры ценностей работающих граждан - приоритетные действия по побуждению к выработке инноваций целесообразно направлять на тех, кто ориентирован на ценности самостоятельности и достижения;
- отказ от восприятия склонности к риску как ведущей детерминанты инновационного поведения, перенос акцентов на аргументы безопасности;
- стимулирование творческой активности в организациях через формирование культуры открытого обмена информацией.
Фокус дальнейших исследований ценностей людей среднего возраста может сместиться с национального модернизационного контекста на более широкие проблемы. Так, перспективной является дискуссия о соответствии ценностей средневозрастных россиян новым ценностям глобального мира, об их гуманистическом характере и риске консервации.
Важным является осуществление мониторинга ценностной структуры сознания российской молодежи, поскольку данной социальной группе отводится роль основных производителей инноваций. Ценностное ядро сознания молодежи неизбежно отличается от приоритетных ценностей средневозрастной когорты, но в условиях нарастающей динамики социальных изменений, ее нелинейном характере, как будет изменяться структура ценностей молодых людей - пока неясно. Будут ли они по-прежнему более толерантными к новизне, неопределенности и риску, ориентированными на индивидуалистические ценности, чем средневозрастная когорта, или нет - от ответа на этот вопрос зависит успешность модернизации в России в долгосрочной перспективе.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Малый бизнес как фактор формирования среднего класса (на основе социологического исследования малого бизнеса г. Барнаула)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Трансформация брачного выбора в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - Особенности ценностных ориентаций и понимания смысла жизни современной молодежью (Консультативная психология, Московский институт психоанализа)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Реформирование пенсионной системы в условиях модернизации общества: отечественный и зарубежный опыт
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Трансформация социального обеспечения в современном Китае (на примере современной китайской деревни)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2019 - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ДЕТЕРМИНАЦИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Формирование исламской идентичности современной молодежи (на примере
Республики Татарстан)
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - ТРАНСФОРМАЦИИ ИНСТИТУТА СЕМЬИ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ
СОВРЕМЕННОГО СТУДЕНЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2018



