Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕРНИЗАЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Работа №102219

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы170
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
220
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 16
1.1. Модернизационные ценности как ресурс модернизации российского общества 16
1.2. Факторы становления и реализации модернизационных ценностей людей
среднего возраста 43
ГЛАВА 2. НАПРАВЛЕННОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА 80
2.1. Особенности содержания модернизационных ценностей людей среднего
возраста в современной России 80
2.2. Инновационное поведение людей среднего возраста в процессе реализации
модернизационных ценностей 114
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 148

Актуальность темы исследования. Вызовы и угрозы современного мира, необходимость преодоления последствий системной дезинтеграции 1990-х гг. на протяжении последнего двадцатилетия требовали обоснования действенной стратегии устойчивого развития России. В конце 2000-х гг. в качестве такой стратегии была объявлена «системная» или «интегрированная» модернизация, основанная на инновационности и радикальном изменении базовых социально-политических и экономических институтов. Важность реализации «модернизационного проекта» России последовательно озвучивается на самом высоком уровне, в т. ч., в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ. Эффективность модернизационных преобразований регулярно оценивается, тактика их реализации пересматривается. Залогом успешности модернизации называется преодоление внутреннего механизма ее торможения, связанного с недостаточно высокой производительностью труда, ограниченностью человеческого потенциала . Возможности воплощения модернизационного проекта определяются не только действиями государства или бизнеса, но и активностью населения, выступающего сегодня «рассеянным зрителем» происходящих изменений.
Вовлечение и усиление роли человеческого потенциала в модернизационных преобразованиях предполагает учет ценностей населения, определяющих жизненные выборы и детерминирующих социальные практики людей. Для решения поставленных стратегических задач требуется формирование адекватного социокультурного базиса, выступающего основой модернизационной деятельности. В этом случае становится возможным приближение к достижению основных целевых ориентиров стратегии модернизационного развития - построению более конкурентоспособной экономики, опирающейся на новейшие технологические достижения, качественному улучшению системы образования и науки, повышению уровня и качества жизни населения, снижению социальных рисков и обеспечению безопасности граждан страны.
Ключевым проводником модернизации в современной России выступает социально-демографическая группа людей среднего возраста как основной трудовой ресурс и наиболее массовый участник экономической деятельности, от которого зависит эффективность социально-экономических преобразований. Ценности людей среднего возраста выступают ключевой составляющей их социокультурного потенциала, определяющей характер модернизационного развития. Это предопределяет необходимость глубокого изучения структуры и содержания ценностей средневозрастной группы как мотиваторов модернизационного (инновационного) поведения, выявления модернизационной направленности ценностей, а также факторов их становления и реализации. Требуется ответить на вопросы о том, какова ценностно обусловленная роль людей среднего возраста в модернизационных процессах российского общества, в какой мере их ценности соответствуют целям и задачам российского модернизационного проекта.
Исследование модернизационных ценностей людей среднего возраста в современном российском обществе актуализировано рядом противоречий:
а) между необходимостью реализации потенциала средневозрастной группы в
модернизационных преобразованиях и факторами, препятствующими развитию у них ценностей, инициирующих модернизацию и инновации;
б) между потребностью в усилении эффективности модернизационной политики и недостаточностью учета модернизационного потенциала ценностей средневозрастной когорты как актора модернизации при принятии управленческих решений.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста обусловлено потребностью в разработке рекомендаций для построения управленческих моделей модернизационного развития российского общества, его отдельных институтов и организаций, которые бы учитывали особенности ценностного потенциала средневозрастной когорты.
Степень научной разработанности проблемы. Социологическое осмысление процессов модернизации обществ начинается вместе с зарождением социологии, одной из составляющей научного интереса которой выступило становление и развитие общества модерна, его отличительных черт от общества традиционного типа. Проблематика модернизации в соответствующем историческом преломлении получает развитие в классических социологических исследованиях М. Вебера, Э. Дюркгейма, О. Конта, К. Маркса, Г. Спенсера, Ф. Тенниса. Теоретическое наследие первых социологов находит продолжение в анализе современности как массового общества в рамках структурно-функциональной теории (Р. Дарендорф, Р. Нисбет), как классового общества - в конфликтологической теории (Р. Милибэнд, Ю. Хабермас), теоретическом отрицании общества модерна в критическом подходе Франкфуртской школы (Т. Адорно, Г. Маркузе, М. Хоркхаймер).
Анализ таких моделей модернизации как вестернизация (европеизация, американизация) и догоняющая модель осуществляется в работах М. Леви, Т. Парсонса и др. Впоследствии данные теоретические наработки получают развитие в теориях конвергенции (Дж. К. Гэлбрейт, У. Ростоу). Концепция множественности форм модернизации различных обществ находит глубокое обоснование в научных трудах П. Бергера, С. Хантингтона, П. Штомпки, Ш. Эйзенштадта и др.
Модернизационные изменения российского общества изучаются в работах отечественных социологов, философов, экономистов (А. С. Ахиезер, Л. А. Беляева, А. Г. Вишневский, Т. И. Заславская, Н. И. Лапин, В. Г. Федотова, В. А. Ядов, Е. Г. Ясин).
Эффективность модернизационных преобразований исследуется посредством анализа различных факторов: технологических, экономических, научных, политических (У. Бек, Э. Гидденс, П. Штомпка, О. Н. Яницкий).
Изучение социокультурных факторов модернизации закладывается в фундаментальных научных исследованиях М. Вебера, посвященных анализу влияния ценностей протестантской этики на развитие капиталистической экономики. К настоящему времени изучение модернизации обществ сквозь призму ценностного потенциала населения находит воплощение в двух основных предметных областях.
Во-первых, это анализ сущности и особенностей влияния культурно-ценностных характеристик на модернизацию, изучение специфики трансформации и стабильности ценностных систем в условиях социетальных изменений. За рубежом результаты подобных исследований освещены в работах М. Альтмана, Г. Триандиса, Г. Хофстеда, Ш. Шварца, а также таких крупномасштабных групповых проектов, как GLOBE под руководством A. Дастмалчяна и «Всемирное исследование ценностей» («The World Values Survey»), основанное P. Инглхартом и находящееся в настоящее время под руководством К. Хэрпфера.
В России исследования, посвященные анализу ценностей в контексте модернизационных преобразований, представлены в научных трудах таких ученых, как А. А. Аузан, Л. А. Беляева, М. К. Горшков, Н. И. Лапин, Н. М. Лебедева, В. С. Магун, М. Г. Руднев, Н. Е. Тихонова. Научный анализ модернизационных ценностей осуществляется в разрезе межстрановых, межрегиональных и межпоколенческих сравнений, ведется поиск социокультурных предпосылок и препятствий модернизации российского общества.
Второй предметной областью исследований социокультурного фактора модернизации выступает анализ ценностей, лежащих в основании мотивации инновационного поведения работников организаций, связанных с данными ценностями мотивов трудовой деятельности и профессиональных качеств работников (А. Инкельс, В. В. Карачаровский, М. Кастельс, О. И. Шкаратан).
Актуальной проблемой современной науки является поиск социальных акторов, обладающих высокими показателями модернизационного потенциала, включая его ценностную составляющую. Вопросы изучения основных акторов модернизации представлены в разрезе различных социальных общностей и групп: предпринимателей и менеджеров (Т. И. Заславская, М. А. Шабанова), интеллигенции и научного сообщества (Л. А. Беляева, О. Н. Яницкий), креативного класса (Ю. Г. Волков), среднего класса (С. В. Мареева, Н. Е. Тихонова).
Возраст как ресурс модернизации и возрастные общности являются на сегодняшний день одним из ключевых направлений исследований. Однако в научных работах большее внимание уделяется изучению, прежде всего, молодежи как актора инноваций и модернизации, их ценностным ориентациям (Ю. Р. Вишневский, В. Т. Лисовский, Ф. Э. Шереги, В. Н. Шубкин и др.).
Изучению социально-демографических, ценностных и социально-психологических особенностей среднего возраста как специфической социальной группы посвящены работы Н. В. Коровицыной, В. В. Семеновой, В. В. Солодниковой, И. В. Солодникова, Ф. Хадсона. Анализ среднего возраста в разрезе периодизации этапов человеческого развития представлен в исследованиях Б. Н. Рыжова, Д. Сьюпера, Э. Эриксона; характеристика средневозрастных когорт в контексте межпоколенческого анализа дана в работах Ю. А. Левады, К. Мангейма.
Вместе с тем, социокультурный потенциал людей среднего возраста как акторов модернизационных преобразований представляется недостаточно изученным как в зарубежной, так и в отечественной науке. Практически не исследованными являются модернизационные ценности людей среднего возраста, факторы развития и реализации данных ценностей, ценностно-мотивационные особенности модернизационного и инновационного поведения средневозрастной социально-демографической группы.
Объект исследования - ценности людей среднего возраста.
Предмет исследования - содержание и направленность ценностей людей среднего возраста как акторов модернизации современного российского общества.
Цель исследования - выявить и описать ценности россиян среднего возраста с позиции соответствия стратегии модернизационных преобразований.
Цель диссертационного исследования детализируется в ряде исследовательских задач:
- Осуществить теоретический анализ социокультурных оснований модернизации как стратегического проекта и дать определение понятию модернизационных ценностей.
- Охарактеризовать социально-демографическую группу «люди
среднего возраста» как актора модернизации.
- Оценить модернизационный потенциал ценностей людей среднего возраста, выявить факторы становления и реализации ценностей.
- Установить влияние ценностей людей среднего возраста на реализацию ими инновационного поведения.
Теоретико-методологические основания исследования. Диссертационная работа опирается на принципы проектного подхода к модернизации общества, трактующего модернизацию как целенаправленные технико-экономические, социокультурные и социально-политические изменения, ориентированные на повышение конкурентоспособности общества в миросистеме (М. К. Горшков, В. А. Ядов). В диссертации использовались также деятельностно-активистский подход (Дж. Александер, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Штомпка), методология которого создает возможности для исследования людей среднего возраста как актора модернизационных проектов; социокультурный подход (Т. И. Заславская, Н. И. Лапин), акцентирующий внимание на ценностных основах модернизации.
Изучение модернизационных ценностей людей среднего возраста базируется на концепции детерминации человеческой деятельности (В. А. Ядов). Значительную роль в обосновании модернизационных ценностей сыграли теория стереотипов и сохранения культурной идентичности (А. В. Меренков), теоретические положения о целостности и процессуальности национальной культуры (А. Г. Здравомыслов).
В основу исследования факторов становления и реализации ценностей людей среднего возраста положены теоретические идеи о значимости социокультурных условий социализации в детстве и молодости для формирования базовых ценностей личности (А. Н. Алексеев, Б. Г. Ананьев, П. Б. Балтес, Р. Инглхарт).
Методология эмпирических исследований ценностей людей среднего возраста основывается на подходе Ш. Шварца к изучению базовых ценностей личности.
Эмпирическую базу диссертации составили результаты социологических исследований, проведенных при непосредственном участии автора:
1. Исследование «Социокультурные ресурсы модернизационных процессов
в регионе: структура ценностей населения» (грант РГНФ № 14-03-00155 ),
проведенное в 2014 г. в стратегии сочетания количественных и качественных методов:
- массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше (п = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 683);
- глубинные интервью с представителями различных субгрупп средневозрастной когорты населения Пермского края (п = 14).
2. Массовый репрезентативный опрос (формализованное интервью) населения Пермского края в возрасте 18 лет и старше «Инновационный потенциал регионов России (на примере Пермского края)» (грант РГНФ № 12-03¬00200;n = 1000, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 671, 2014 г.).
3. Глубинные интервью, нацеленные на выявление ценностных основ политики модернизационного развития современной организации и проведенные с руководителями среднего и высшего звена организаций г. Перми, специализирующихся в сферах промышленного производства, медицины, образования и науки, медиа и маркетинга (n = 12, 2016 г.).
Кроме этого, диссертация основана на вторичном анализе результатов следующих исследований:
1. Формализованные опросы населения, проведенные в Вологодской (n = 1500, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 920), Омской (n = 1229, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 815) и Свердловской областях (n = 1004, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 568) .
2. Формализованный опрос населения России «Европейское социальное исследование» («European Social Survey», n = 2445, в т. ч. в возрасте 30-60 лет - 1309, 7 волна, 2014 г.).
Достоверность результатов проведенных исследований обусловлена опорой на достаточную теоретико-методологическую базу, глубокий анализ научной литературы, интегративный качественно-количественный подход к эмпирическому исследованию модернизационных ценностей. Методы и материалы исследований соответствуют основным методологическим правилам и процедурам проведения социологического исследования, способы формирования и объемы выборочных совокупностей корректны, обработка и анализ количественных данных осуществлены с применением релевантных математико-статистических методов, качественные данные проанализированы в соответствии с положениями качественной методологии.
Научная новизна диссертационной работы заключается в характеристике ценностной структуры сознания россиян среднего возраста с позиции ее соответствия целям и задачам стратегического проекта модернизации. Основные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- впервые проведен анализ ценностей россиян среднего возраста как особой внутренне дифференцированной социально-демографической группы; установлены социокультурные факторы их становления и реализации;
- уточнено понимание модернизационных ценностей как детерминант поведения, направленного как на совершенствование существующих социальных структур, практик и отношений, так и создание, усвоение и принятие новых посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов;
- введены понятия «инициирующих» и «стабилизирующих» модернизационных ценностей. Показано, что первые направлены на инновационное поведение, творчество, продуцирование изменений, вторые - на их закрепление, принятие, распространение;
- доказано на материалах эмпирических исследований преобладание в сознании россиян среднего возраста стабилизационно-модернизационной ценностной матрицы;
- раскрыты особенности ценностного сознания различных субгрупп средневозрастной когорты (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60-летних); установлено, что для всех субгрупп характерно сохранение в ценностном ядре типичных для советского общества ценностей безопасности и традиции, не только не заместившихся «постсоветскими» прозападными ценностями богатства, достижения и новизны, но сохранивших свое приоритетное значение;
- доказано, что коллективистские ценности средневозрастной когорты, прежде всего, ценности безопасности, благожелательности и универсализма, могут при определенных условиях стимулировать модернизационные изменения и инновационную активность, что определяет необходимость адаптации управленческих стратегий инновационного развития;
- определены направления совершенствования программ модернизации на федеральном, региональном уровнях на основе ценностно-ориентированного обоснования ее целей и задач, развития системы информирования и мотивирования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Показано, что к модернизационным относятся ценности, определяющие поведение, направленное не только на создание, усвоение и принятие новых социальных практик, норм и отношений, но и на совершенствование существующих, посредством творчества, изобретательности, социальной активности, самореализации и саморазвития социальных субъектов.
2. Показано, что соответствующими целям отечественного модернизационного проекта «инициирующими» его ценностями выступают самостоятельность и достижение успеха; «стабилизирующими» - ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности. Типичные для модернизационного проекта западного образца ценности риска, власти и богатства в российских условиях не приняты представителями среднего возраста как способствующие желаемым модернизационным преобразованиям.
3. Установлено доминирование в сознании россиян среднего возраста
стабилизационно-модернизационной ценностной модели, характеризующейся коллективистской направленностью ценностей (безопасность, благожелательность, универсализм), что вызвано историческим опытом, традициями, спецификой базовых социальных институтов и социокультурных контекстов социализации представителей этой общности.
4. Выявлена схожая структура ценностей различных субгрупп (30-39, 40-49 и 50-60-летних) средневозрастной когорты россиян. Доказано, что особенности социально-экономических и общественно-политических условий первичной и вторичной социализации привели к большей выраженности ценностей достижения в молодых когортах и ценностей традиции - в старших. Однако общая коллективистская направленность ценностей характерна для всех субгрупп.
5. Показано, что высокая значимость для работающих россиян среднего возраста ценностей безопасности и традиций при средней значимости самостоятельности и слабой - достижения успеха приводит к низкому уровню инновационной активности: свыше 70 % работающих граждан средних лет не участвовали в течение последнего года в создании инновационных продуктов, услуг или технологий.
6. Доказано, что отсутствие системы анализа и учета ценностных установок разных социально-демографических групп при разработке и внедрении модернизационных программ приводит к исключению средневозрастной когорты из процесса производства инноваций, сопротивлению их внедрению, длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска.
7. Разработаны конкретные рекомендации по учету ценностей средневозрастной когорты при обосновании и реализации модернизационного проекта в России на федеральном, региональном и организационном уровнях; стимулированию инновационной активности отдельных средневозрастных субгрупп; снижению социальной напряженности при внедрении нововведений.
Теоретическая значимость работы заключается в углублении и развитии научных представлений о сущности модернизационных ценностей как детерминант человеческой деятельности через критическое обоснование неправомерности применения универсалистского подхода к их выделению. Впервые осуществленный в рамках диссертационного исследования социологический анализ модернизационных ценностей средневозрастной когорты, выявленные факторы их становления и реализации, установленная направленность ценностей людей среднего возраста могут служить основой для дальнейшей концептуализации данной группы как актора модернизационного проекта. Полученные в ходе исследования результаты являются важным вкладом в разработку социологической теории и методологии изучения возрастных когорт, способствуют созданию целостного представления о малоизученной как в отечественной, так и зарубежной науке социально-демографической общности - людях среднего возраста.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы и выводы могут способствовать формированию управленческих стратегий и моделей модернизационного и инновационного развития отдельных организаций, институтов или общества в целом, тем самым способствуя повышению эффективности политики модернизации. Полученные результаты могут быть внедрены в практику развития организационной культуры работников среднего возраста российских предприятий и организаций, полезны для формирования оптимального управленческого стиля менеджмента, развития системы мотивации сотрудников, а также применяться в программах повышения квалификации менеджеров и управленческого персонала, в процессе преподавания учебных курсов «Общая социология», «Социология возраста», «Социология культуры» и «Социология организаций».
Соответствие диссертации Паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует специальности 22.00.04 -
Социальная структура, социальные институты и процессы. Раскрываются следующие области исследования: 5. Трансформационные социально-стратификационные процессы современного российского общества. Основные пути формирования новой социальной структуры; 11. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе; 30. Возрастные когорты в системе социально-структурных отношений. Молодежь на рынке труда, перспективы трудоустройства. Региональные особенности.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования нашли отражение в 11 научных публикациях, в том числе, 3 статьях, опубликованных в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ и 1 совместной монографии, а также были представлены на научных конференциях - V Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость» (г. Екатеринбург, 2016 г.) и 6 научно-практических конференциях международного и всероссийского уровней: «Социокультурные факторы новой индустриализации регионов России: вызовы, возможности, проекты» (XI
Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Омск, 2015 г.), «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», посвященная памяти профессора Л. Н. Когана (XIX Международная конференция, г. Екатеринбург, 2016 г.), «Проблемы социокультурных исследований и проектирования модернизации в регионах и муниципальных образованиях России» (XII Всероссийская научно-практическая конференция по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», г. Самара - Тольятти, 2016 г.), «Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии» (XIX Международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, г. Пермь, 2016 г.), «Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий» (III Международная научно-практическая конференция, г. Екатеринбург, 2017 г.), «Актуальные проблемы развития человеческого потенциала в современном обществе» (IV Международная научно-практическая конференция, г. Пермь, 2017 г.).
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 4 параграфа, заключения, библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Необходимость и первоочередность комплексной модернизации в России декларируется на самом высоком уровне. Это определило актуальность задачи осмысления социальных и социокультурных основ модернизационного проекта в нашей стране, постановки вопроса о том, какие социальные группы могут выступать инициаторами и проводниками модернизации, правомерно ли перекладывать ответственность за успешное инновационное развитие в различных сферах (в т. ч. экономической) исключительно на молодое «прогрессивное» поколение.
Накопленный в социально-гуманитарном знании в течение ХХ в. опыт изучения модернизационных процессов показывает их зависимость от деятельности и ресурсного потенциала социальных общностей и составляющих их индивидов. Осуществленный в рамках диссертационной работы анализ роли различных социальных акторов в модернизационных преобразованиях показал, что одним из важнейших субъектов модернизации являются люди среднего возраста (30-60 лет). Это определяется факторами внешней среды (серьезными демографическими изменениями в современном обществе, увеличением доли занятых среди пожилых людей, размыванием ассоциированных с возрастом нормативных границ, рискогенным характером развития общества), а также спецификой самой социальной группы (готовностью «контролировать обстоятельства», высоким уровнем производительности труда и «профессионального оптимизма», обостренным чувством социальной справедливости, накопленным социальным и интеллектуальным капиталом).
Для того чтобы индивиды и социальные общности выступили активными двигателями изменений, необходимо соотнесение их цели и содержания с ценностной структурой массового сознания. В работе доказано, что реализация модернизации в России по «западному образцу» в сочетании с опорой на средневозрастную когорту как наиболее экономически активную невозможна в силу отсутствия релевантных ценностных оснований. Ценностная структура сознания людей среднего возраста в нашей стране характеризуется коллективистской ориентацией, высокой значимостью ценностей безопасности, и низкой - «прозападных» ценностей богатства, достижения и новизны. У средневозрастной когорты в приоритете находятся комфортность существования окружающих людей, равенство для них жизненных шансов, возможность помогать, а не собственный успех и способность оказывать влияние.
Выделены две группы социокультурных факторов, определивших иерархию ценностей россиян среднего возраста. Во-первых, рождение и социализация (по крайней мере - первичная) в советский период и, как следствие, интериоризация характерных для коммунистической идеологии духовно-нравственных ценностей коллективистской направленности. Во-вторых, вынужденная адаптация к социально-политическим и социально-экономическим преобразованиям постсоветского периода, сопряженная с ценностным поворотом в сторону прагматизма. Действие данных факторов, а также накопленный опыт субъективных переживаний, ставших результатом острых катаклизмов и потрясений, сопровождавших биографические пути людей среднего возраста в условиях транзитивности российского общества, привели к формированию пограничного ценностного ядра средневозрастной когорты, сочетающего ориентации на благожелательность и универсализм с высокой значимостью безопасности при фактическом отказе от патернализма.
Описанные факторы оказывали неодинаковое воздействие на отдельные субгруппы средневозрастных россиян (30-39-летних, 40-49-летних и 50-60¬летних) в силу высокой динамики исторических социокультурных контекстов их социализации. Показано, что по мере увеличения возраста, усиливается значение таких ценностей (в терминологии Ш. Шварца) как «традиция», «конформность», «благожелательность» и «универсализм», и уменьшается - в отношении «гедонизма», «риска-новизны», «достижения» и «власти-богатства». Это объясняется не только неодинаковой длительностью периода детской и юношеской социализации различных подгрупп средневозрастной когорты в условиях советского общества и пропаганды идеалов социалистического проекта модернизации, но и некоторым расхождением их статусно-ролевых позиций, в частности, нарастанием с возрастом двойного «вызова заботы» (необходимости заботиться не только о детях, но и о пожилых родителях).
Анализ особенностей функционирования и развития российского социума, культурной идентичности и менталитета россиян позволил уточнить ценностные основания модернизации в нашей стране. Показано, что наибольшим активным модернизационным потенциалом обладают ценности самостоятельности и достижения, которые побуждают к инициативному инновационному поведению. Ценности безопасности, традиции, благожелательности, универсализма и конформности формируют стабилизационный механизм модернизации, обеспечивая принятие и успешное закрепление инновационных образцов. В свою очередь ценности гедонизма, власти-богатства и риска-новизны определяются как антимодернизационные, поскольку слабо соотносятся с русской ментальностью.
Структура ценностей россиян среднего возраста в большей мере соответствует стабилизационно-модернизационной ценностной модели. Высокая значимость чувства защищенности для средневозрастной когорты означает, что представители данной социально-демографической группы могут воспринять новое и выступить его проводниками в случае, когда внедряемые инновации ясно ассоциируются с возможностями удовлетворения потребностей в безопасности, надежности, предсказуемости будущего.
Эмпирические исследования показали, что при осуществлении модернизационных преобразований в различных отраслях экономики России, существующая структура ценностей основного контингента работающих - людей среднего возраста - учитывается слабо. Это приводит а) к слабой инновационной активности работающих, особенно - в сфере производства инноваций, поскольку система мотивации обращается к чуждым для них ценностям, б) к сопротивлению инновациям в силу сформированного восприятия их как направленных не на общее благо, а на решение частных организационных задач, в) к длительной адаптации к нововведениям как к ситуации риска, г) непониманию работающих среднего возраста своей роли в модернизационном процессе в условиях противоречивости действий руководителей, то навязывающих роль инноваторов, то вообще отказывающих работникам в способности продуцировать новое.
На основе полученных в рамках диссертационного исследования результатах можно сформулировать ряд рекомендаций, направленных на укрепление ресурсов для реализации инновационного устойчивого развития России во всех сферах жизнедеятельности общества.
На федеральном и региональном уровнях:
- учет при разработке программ инновационного развития территорий особенностей ценностной структуры различных социальных групп (в т. ч. - людей среднего возраста) через ценностно-ориентированное обоснование целей и задач модернизации;
- усиление работы по информированию о сущности инноваций через расширение спектра образовательных и просветительских программ, направленных на формирование более целостного восприятия инноваций - не только как действий и решений, носящих рискогенный характер, снижающих уровень безопасности среды, но как ресурсов развития;
- формирование правовой культуры, в частности, продуктивных правовых установок, позволяющих обеспечить соблюдение формальных норм, призванных обеспечивать и стабилизировать модернизационные преобразования, в условиях низкой лояльности ценности конформности.
На организационном уровне:
- построение системы мотивирования работающих среднего возраста к инновационному поведению на основе демонстрации значимости инновационной деятельности для стабильности функционирования организации, указания на то, что включение в инновации делает будущее самих людей более прогнозируемым и безопасным;
- учет при определении «пула инноваторов» в организации структуры ценностей работающих граждан - приоритетные действия по побуждению к выработке инноваций целесообразно направлять на тех, кто ориентирован на ценности самостоятельности и достижения;
- отказ от восприятия склонности к риску как ведущей детерминанты инновационного поведения, перенос акцентов на аргументы безопасности;
- стимулирование творческой активности в организациях через формирование культуры открытого обмена информацией.
Фокус дальнейших исследований ценностей людей среднего возраста может сместиться с национального модернизационного контекста на более широкие проблемы. Так, перспективной является дискуссия о соответствии ценностей средневозрастных россиян новым ценностям глобального мира, об их гуманистическом характере и риске консервации.
Важным является осуществление мониторинга ценностной структуры сознания российской молодежи, поскольку данной социальной группе отводится роль основных производителей инноваций. Ценностное ядро сознания молодежи неизбежно отличается от приоритетных ценностей средневозрастной когорты, но в условиях нарастающей динамики социальных изменений, ее нелинейном характере, как будет изменяться структура ценностей молодых людей - пока неясно. Будут ли они по-прежнему более толерантными к новизне, неопределенности и риску, ориентированными на индивидуалистические ценности, чем средневозрастная когорта, или нет - от ответа на этот вопрос зависит успешность модернизации в России в долгосрочной перспективе.



1. Александер, Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология [Текст] / Дж. Александер ; пер. с англ. Г. К. Ольховикова под ред. Д. Ю. Куракина. - М. : Изд. и консалтинговая группа «Праксис», 2013. - 640 с.
2. Алексеев, А. Н. Драматическая социология и социологическая ауторефлексия [Текст]. В 4 т. Т. 1 / А. Н. Алексеев. - СПб. : Норма, 2003. - 592 с.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.
4. Архангельский, А. Базовые ценности: инструкции по применению [Текст] /А. Архангельский. - СПб. : Амфора, 2006. - 287 с.
5. Аузан, А. А. Доклад «Культурные факторы модернизации» [Текст] /
А. А. Аузан, А. Н. Архангельский, П. С. Лунгин, В. А. Найшуль. - М. ; СПб., 2011. - 221 с.
6. Балтес, П. Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни [Текст] / П. Б. Балтес // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 1. - С. 60-80.
7. Бауман, 3. Текучая современность [Текст] / З. Бауман ; пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. - СПб. : Питер, 2008. - 240 с.
8. Бек, У. Общество риска: На пути к другому модерну [Текст] / У. Бек ; пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. - М. : Прогресс-Традиция, 2000. - 383 с.
9. Бек, У. Что такое глобализация? [Текст] / У. Бек ; пер. с нем. А. Григорьева, В. Седельника ; общ. ред. и послесл. А. Филиппова. - М. : Прогресс- Традиция, 2001. - 304 с.
10. Беляева, Л. А. Культурный капитал, социальный капитал и напряженность социального пространства России [Текст] / Л. А. Беляева // Общественные науки и современность. - 2013. - № 6. - С. 27-44.
11. Бергер, П. Введение. Культурная динамика глобализации [Текст] / П. Бергер // Многоликая глобализация / под ред. П. Бергера и С. Хантингтона ; пер. с англ. В. В. Сапова под ред. М. М. Лебедевой. - М. : Аспект Пресс, 2004. - С. 8-24.
12. Бессокирная, Г. П. Социальная адаптация рабочих в трансформирующемся обществе: основные положения программы и некоторые результаты исследования [Текст] / Г. П. Бессокирная, А. Л. Темницкий // Мир России. - 2000. - № 4. - С. 103-124.
13. Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака [Текст] / Ж. Бодрийяр ; пер. с фр. Д. Кралечкина. - М. : Академические проект, 2007. - 335 с.
14. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр ; пер. и вступительная статья С. Н. Зенкина. - М. : Добросвет, 2000. - 387 с.
15. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер // Избранные произведения: пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова ; предисл. П. П. Гайденко. - М. : Прогресс, 1990. - С. 44-271.
16. Виттрок, Б. Современность: одна, ни одной или множество? Европейские истоки и современность как всеобщее состояние [Текст] / Б. Виттрок // Полис. - 2002. - № 1. - С. 141-159.
17. Вишневский, Ю. Р. Человеческий капитал свердловского
студенчества: динамика развития, тренды и проблемы [Текст] / Ю. Р.
Вишневский, С. Ю. Вишневский, Д. Ю. Нархов // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия : материалы Международной научно¬практической конференции в рамках III Всероссийского научного форума «Наука будущего - наука молодых». В 2 т. Т. 1 / под общ. ред. З. Х. Саралиевой. - Н. Новгород : Изд-во НИСОЦ, 2017. - С. 112-119.
18. Волков, Ю. Г. Креативный класс: поиск социологического концепта [Текст] / Ю. Г. Волков // Россия реформирующаяся : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. М. К. Горшков. - М. : Новый Хронограф, 2010. - Вып. 9. - С. 43-60.
19. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] : Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л. С. Выготский ; под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия. - М. : Изд- во Академии педагогических наук РСФСР, 1956. - 519 с.
20. Галкина, Ю. Социолог Елена Здравомыслова - о «непродуктивной» старости и боли «поколения сэндвич» [Электронный ресурс] / Ю. Г алкина // The Village. - Режим доступа:http://www.the-village.ru/village/citv/citv-news/232683-sandwich-generation.
21. Гидденс, Э. Судьба, риск и безопасность [Текст] / Э. Гидденс // THESIS. - 1994. - №. 5. - С.107-134.
22. Гидденс, Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь [Текст] / Э. Гидденс ; пер. с англ. - М. : Издательство «Весь мир», 2004. - 120 с.
23. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - 2-е изд. - М. : Академический Проект, 2005. - 528 с.
24. Гимпельсон, В. Е. В ожидании перемен (рабочие о ситуации на промышленных предприятиях) [Текст] / В. Е. Гимпельсон, В. С. Магун // Социологические исследования. - 1990. - № 1. - С. 4-20.
25. Глухова, А. В. Модернизационный проект: перспективная стратегия или упущенная возможность? (на примере Воронежского case study) [Текст] / А.
B. Глухова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. - 2014. - № 4. - С. 68-73.
26. Голенкова, З. Т. Некоторые аспекты современной жизни российского предпринимателя [Текст] / З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян // Россия реформирующаяся : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. М. К. Горшков. - М. : Институт социологии РАН, 2007. - Вып. 6. - С. 183-196.
27. Гордон, Л. А. Рабочий класс СССР: тенденции и перспективы социально-экономического развития [Текст] / Л. А. Гордон, А. К. Назимова ; отв. ред. Э. В. Клопов. - М. : Наука, 1985. - 221 с.
28. Горшков, М. К. Готово ли российское общество к модернизации? [Текст] / М. К. Горшков, Н. Е. Тихонова // Общество и экономика. - 2010. - № 5. -
C. 105-172.
29. Горшков, М. К. Молодежь России: социологический портрет [Текст] / М. К. Горшков, Ф. Э. Шереги ; М-во образования и науки, Центр социологических исслед., Институт социологии РАН, Центр социального прогнозирования и маркетинга. - 2-е изд., доп. и испр. - Москва : Ин-т социологии РАН, 2010. - 592 с.
30. Горшков, М. К. Российское общество в социологическом измерении [Текст] / М. К. Горшков // Мир России. - 2009. - № 2. - С. 3-21.
31. Горшков, М. К. Социальные факторы модернизации российского общества с позиций социологической науки [Текст] / М. К. Горшков // Социологические исследования. - 2010. - № 12. - С. 28-41.
32. Гофман, А. Б. Пятнадцать тезисов в защиту идеи модернизации [Текст] / А. Б. Гофман // Россия реформирующаяся : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. М. К. Горшков.- М. : Новый хронограф, 2012. - Вып. 11. - С. 27-35.
33. Гринберг, Р. С. Двадцатилетие российских реформ в оценках экономистов и социологов (двадцать тезисов о главном) [Текст] / Р. С. Гринберг, М. К. Горшков // Мир перемен. - 2012 - № 1. - С. 8-31.
34. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах [Текст]. Жизнь 1-я. Эпоха Хрущева / Б. А. Грушин. - М. : «Прогресс-Традиция», 2001. - 624 с.
35. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах [Текст]. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 1-я) / Б. А. Грушин. - М. : «Прогресс- Традиция», 2003. - 448 с.
36. Грушин, Б. А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения. Очерки массового сознания россиян времен Хрущева, Брежнева, Горбачева и Ельцина в 4-х книгах [Текст]. Жизнь 2-я. Эпоха Брежнева (часть 2-я) / Б. А. Грушин. - М. : «Прогресс- Традиция», 2006. - 464 с.
37. Гудков, Л. Д. Молодежь России [Текст] : приложение к журналу «Общая тетрадь» / Л. Д. Гудков, Б. В. Дубин, Н. А. Зоркая. - М. : Московская школа политических исследований, 2011. - 95 с.
38. Гурко, Т. А. Социополовой аспект социальной стратификации в постсоветской России [Текст] / Т. А. Гурко // Гендерные тетради / науч. ред. А. А. Клецин. - СПб. : СПб. филиал Института социологии РАН, 1999. - Вып. 2. - С. 55-70.
39. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество Избранное [Текст] / Дж. К. Гэлбрейт ; пер. с англ. под науч. ред. И. В. Филатова. - М. : Эксмо, 2008. - 1200 с.
40. Демографическая модернизация России, 1900-2000 [Текст] / под ред. А. Г. Вишневского. - М. : Новое издательство, 2006. - 608 с.
41. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2011 г. [Текст] / под ред. А. А. Аузана и С. Н. Бобылева. - М. : ПРООН в РФ / Дизайн-макет, допечатная подготовка, печать : ООО «Дизайн- проект «Самолет», 2011. - 146 с.
42. Докторов, Б. З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски [Текст]. В 6 т. Т. 4. Историко-биографические поиски. Продолжение бесед с социологами / Б. З. Докторов. - М. : ЦСПиМ, 2014. - 570 с.
43. Дюркгейм, Э. Социология и теория познания [Текст] / Э. Дюркгейм // История психологии периода открытого кризиса (начало 10-х - середина 30-х годов XX в.) : тексты / под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. - 2-е изд., доп. - М. : Изд-во МГУ, 1992. - С. 273-297.
44. Елютина, М. Э. Социальная геронтология [Текст] : учеб. пособие / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 155 с.
45. Зарубина, Н. Н. Инновационное развитие России в цивилизационном и институциональном контексте / Н. Н. Зарубина // Мир России. - 2015. - № 2. - С. 28-49.
46. Зарубина, Н. Н. Повседневность в контексте социокультурных трансформаций российского общества [Текст] / Н. Н. Зарубина // Общественные науки и современность. - 2011. - № 4. - С. 62-52.
47. Заседание Совета по модернизации экономики и инновационному
развитию 24 октября 2012 г. [Электронный ресурс] : стенограмма // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа:
http://kremlin.ru/eyents/president/news/16708.
48. Заславская, Т. И Успешные экономические акторы как потенциальная модернизационная общность. Статья 1. Социальные общности и взаимодействия в проблемной институциональной среде [Текст] / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Общественные науки и современность. - 2012. - № 4. - С. 5-23.
49. Заславская, Т. И. «Новосибирский манифест» (1983 г.): О
совершенствовании производственных отношений социализма и задачах экономической социологии [Текст] / Т. И. Заславская // Социетальная трансформация российского общества. Деятельностно-структурная концепция. М. : Изд-во «Дело», 2002. - С. 18-40.
50. Заславская, Т. И. О социальных акторах модернизации России [Текст] / Т. И. Заславская // Общественные науки и современность. - 2011. - № 3. - С. 13¬25.
51. Заславская, Т. И. Социальные трансформации в России в эпоху глобальных изменений [Текст] / Т. И. Заславская, В. А. Ядов // Социологический журнал. - 2008. - № 4. - С. 8-22.
52. Здравомыслов, А. Г. Тройственная интерпретация культуры и границы социологического знания [Текст] / А. Г. Здравомыслов // Социологические исследования. - 2008. - № 8. - С. 3-18.
53. Зеер, Э. Ф. Психология профессий [Текст] : учеб пособие для вузов / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 336 с.
54. Иконникова, С. Н. Молодежь: Социологический и социально- психологический анализ [Текст] / С. Н. Иконникова. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 166 с.
55. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества [Текст] / Р. Инглхарт // Полис. - 1997. - № 4. - С. 6-23.
56. Исследование «Старт-83 (работающая молодежь)» [Электронный ресурс] // Официальный сайт НИУ ВШЭ. - Режим доступа: ййр://зорй1з1.йзе.ги/4Ьр/8=1472/О=36.
57. Кагитина С. Ю. Эволюция системы ценностей современной российской молодежи [Текст] / С. Ю. Кагитина // Гуманизация образования. - 2010. - № 1. - С. 46-51.
58. Калабеков, И. Г. Российские реформы в цифрах и фактах
[Электронный ресурс] / И. Г. Калабеков. - Режим доступа:http://refru.ru.
59. Карачаровский, В. В. Культура и модернизация в зеркале
взаимодействия российских и иностранных профессионалов в мультинациональных трудовых коллективах в России [Текст] / В. В. Карачаровский, О. И. Шкаратан, Г. А. Ястребов // Социологические исследования. - 2014. - № 8. - С. 67-77.
60. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст] / О. И. Карпухин // Социс. - 2000. - № 3. - С. 124-128.
61. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура [Текст] / М. Кастельс ; пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. - М. : ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
62. Константиновский, Д. Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющему обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му) [Текст] / Д. Л. Константиновский. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.
63. Константиновский, Д. Л. Институт образования и социальное неравенство [Текст] / Д. Л. Константиновский // Россия: трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. - М. : КАНОН-пресс-Ц, 2001. - С. 144-161.
64. Константиновский, Д. Л. Качественное образование: ресурс и его использование [Текст] / Д. Л. Константиновский // Россия реформирующаяся. - 2012. - № 11. - С. 202-212.
65. Константиновский, Д. Л. Самоопределение или адаптация? [Текст] / Д. Л. Константиновский // Мир России. - 2003. - № 2. - 123-143.
66. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Российской Федерации. - Режим доступа: http://government.ru/info/6217/.
67. Концепция промышленной политики Пермского края до 2020 года [Электронный ресурс] // Сайт Пермской торгово-промышленной палаты. - Режим доступа:http://permtpp.ru/upload/iblock/f05/kontseptsiya-promyshlennoy-politkii.pdf.
68. Коровицына, Н. В. Социокультурный разрыв 1980-х годов в Центральной и Восточной Европе: польский случай [Текст] / Н. В. Коровицына // Социс. - 2009. - № 11. - С. 21-30.
69. Коровицына, Н. В. Среднее поколение в социокультурной динамике Восточной Европы второй половины ХХ века [Текст] / Н. В. Коровицына ; отв. ред. Ю. С. Новопашин ; Рос. акад. наук, Ин-т славяноведения. - М. : Логос, 1999. - 187 с.
70. Косова, Л. Б. Третий возраст: социальное самочувствие [Электронный ресурс] / Л. Б. Косова // Демоскоп Weekly. - 2015. - № 667-668. - Режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2015/0667/tema05.php.
71. Кошарная, Г. Б. Особенности обучения пожилых людей [Текст] / Г. Б. Кошарная, Е. В. Щанина // Интеграция образования. - 2013. - № 4. - С. 57-60.
72. Культурные факторы модернизационной политики или культурные особенности России - «за» и «против» модернизации [Текст] // Мир России. Социология. Этнология. - 2012. - № 3. - С. 41-64.
73. Куприянова, З. В. Трудовые мотивы российских работников [Текст] / З. В. Куприянова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1998. - № 2. - С. 30-34.
74. Лапин, Н. И. Базовые ценности, социальное самочувствие и доверие институтам власти [Текст] / Н. И. Лапин // Модернизация экономики и общественное развитие : материалы VIII Международной научной конференции. В 3 кн. Кн. 2 / отв. ред. Е. Г. Ясин ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда. - М. : ГУ-ВШЭ, 2007. - С. 201 - 219.
75. Лапин, Н. И. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст] / Н. И. Лапин // Вестник Российской академии наук. - 1997. - Т. 67. - № 2. - С. 140-145.
76. Лапин, Н. И. О стратегии интегрированной модернизации [Текст] / Н. И. Лапин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2014. - № 1 (31). - С. 26-35.
77. Лапин, Н. И. Программа и типовой инструментарий «Социокультурный портрет региона России» (Модификация - 2010) [Текст] / Н. И. Лапин, Л. А. Беляева ; Российская акад. наук, Ин-т философии, Науч.- координационный совет «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов» при Секции ФСНП ООН РАН. - М. : ИФ РАН, 2010. - 109 с.
78. Лапин, Н. И. Развилки процессов модернизации и взаимопонимания в российском обществе (обсуждение проекта) [Текст] / Н. И. Лапин // Социологические исследования. - 2017. - № 1. - С. 137-147.
79. Лапин, Н. И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации [Текст] / Н. И. Лапин // Социологические исследования. - 2011. - № 9. - С. 3-18.
80. Лапыгин, Ю. Н. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы [Текст] / Ю. Н. Лапыгин, Я. Л. Эйдельман ; Рос. акад. наук, Ин-т проблем занятости. - М. : Наука, 1996. - 109 с.
81. Латова, Н. В. Особенности кризисного социально-психологического состояния общества: от 1998-го к 2015-му [Текст] / Н. В. Латова // Российское общество и вызовы времени. Книга вторая / отв. ред. М. К. Горшков, В. В. 1етухов. - М. : Издательство «Весь Мир», 2015. - С. 12-30.
82. Лебедева, Н. М. Динамика ценностей русской культуры и их влияние на модернизацию [Текст] / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко, Д. В. Лимарь // Модернизация экономики и государство. В 3 кн. Кн. 3 / отв. ред. Е. Г. Ясин ; Гос. ун-т Высш. шк. экономики при участии Всемирного банка и междунар. валютного фонда. - М. : Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. - С. 379-390.
83. Лебедева, Н. М. Методика исследования отношения личности к инновациям [Текст] / Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко // Альманах современной науки образования. - 2009. - № 4-2. - С. 89-96.
84. Левада, Ю. А. Варианты адаптивного поведения [Текст] / Ю. А. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2002. - № 1. - С. 7-13.
85. Левада, Ю. А. Поколения ХХ века: возможности исследования [Текст] / Ю. А. Левада // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2001. - № 5. - С. 7-14.
86. Лисовский, В. Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) [Текст] / В. Т. Лисовский // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С. 98-104.
87. Магун, В. С. Базовые ценности россиян в европейском контексте (статья первая) [Текст] / В. С. Магун, М. Г. Руднев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 3. - С. 5-22.
88. Магун, В. С. Базовые ценности россиян в европейском контексте (статья вторая) [Текст] / В. С. Магун, М. Г. Руднев // Общественные науки и современность. - 2010. - № 4. - С. 5-17.
89. Магун, В. С. Жизненные ценности населения: сравнение Украины с другими европейскими странами [Текст] / В. М. Магун, М. Г. Руднев // Украинское общество в европейском пространстве / под ред. Е. Головахи, С. Макеева. - Киев : Институт социологии НАНУ; Харьковский национальный университет им. В. Н. Карамзина, 2007. - С. 226-273.
90. Магун, В. С. Международные сравнения базовых ценностей российского населения и динамика процессов социализации [Текст] / В. С. Магун, М. Г. Руднев // Образовательная политика. - 2010. - № 9-10 (47-48). - С. 65-72.
91. Магун, В. С. Российские трудовые ценности: идеология и массовое
сознание [Электронный ресурс] / В. С. Магун //Электронная библиотека «Гражданское общество в России». - Режим доступа:
https://www.civisbook.ru/fLles/File/Magun-statva-MirRoss-98.pdf.
92. Магун, В. С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения [Текст] / В. С. Магун // Россия: трансформирующееся общество / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; под ред. В. А. Ядова. - М. : Канон- Пресс-Ц, 2001. - С. 432-434.
93. Мареева, С. В. Российская молодёжь: идентичности, ценности и представления об оптимальном общественном устройстве [Текст] / С. В Мареева // Россия реформирующаяся : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. М. К. Горшков. - М. : Новый хронограф, 2013. - Вып. 12. - С. 361-380.
94. Маркова, Ю. С. Проблемы и перспективы модернизации крупного промышленного региона России (на примере Пермского края) [Текст] / Ю. С. Маркова, Н. А. Лебедева-Несевря // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы III Международн. научн.-практ. конф. Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г. В 2 т. Т. 1. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун¬та, 2017. - С. 86-89.
95. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии [Текст]. Т. 1. Кн. 1. Процесс производства капитала / К. Маркс ; пер. с нем. Г. А. Лопатина. - СПб. : Изд. Н. П. Полякова, 1872. - 688 с.
96. Мастикова, Н. С. Ценностный аспект процесса модернизации: сравнение ценностей россиян и европейцев [Электронный ресурс] : автореф. дисс. ... канд. социол. наук : 22.00.04 / Н. С. Мастикова // Официальный сайт ИС РАН. - Режим доступа:http : //www.isras.ru/publ .html ? id=3342.
97. Мацковский, М. С. Семья в России и в США: сравнительный обзор [Текст] / М С. Мацковский, Д Г. Олсон // Семья на пороге третьего тысячелетия / под ред. А. И. Антонова, М. С. Мацковского, Дж. У. Мэддока [и др.]. - М. : Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - С. 9-34.
98. Медведев, Д. А. Россия, вперед! [Текст] / Д. А. Медведев // Экономика и управление. - 2009. - № 9. - С. 3-7.
99. Медведев, Д. А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики [Текст] / Д. А. Медведев // Вопросы экономики. - 2016. - № 10. - С. 5-30.
100. Меренков, А. В. Система детерминации человеческой деятельности [Текст] / А. В. Меренков ; М-во образования РФ, Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. горно-геол. акад. : Банк культурной информации, 2003. - 229 с.
101. Меренков, А. В. Социология стереотипов [Текст] / А. В. Меренков ; М-во образования Рос. Федерации, Ур. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2001. - 290 с.
102. Меренков, А. В. Тенденции изменения семейного воспитания в современном обществе [Текст] / А. В. Меренков // Социс. - 2013. - № 2. - с. 101¬110.
103. Наумов, С. А. Российский модернизационный проект как ответ на вызов времени [Текст] / С. А. Наумов // Инновации. - 2010. - № 5. - С. 15-20.
104. Новикова, Л. И. Словечко «инновация» как «покушение на русскую ментальность» [Текст] / Л. И. Новикова // Профессиональное образование. Столица. - 2008. - № 9. - С. 46-47.
105. О Совете при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России: Указ Президента РФ от 18 июня 2012 г. № 878 (с изм. и доп. от 20 ноября 2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //base. garant.ru/70190762/#friends.
106. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) [Текст] / пер. с англ. под общ. ред. Н. И. Лапина ; предисл. Н. И. Лапин, Г. А. Тосунян. - М. : Издательство «Весь Мир», 2011. - 256 с.
107. Омельченко, Е. Л. От пофигистов до прагматиков: поколения молодежной солидарности постперестроечной России [Электронный ресурс] / Е. Л. Омельченко // Неприкосновенный запас. - 2008. - № 5 (61). - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nz/2008/5/om18-pr.html.
108. Павловский, В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи [Текст] : монография / В. В. Павловский. - М. : Академический проект, 2001. - 301 с.
109. Парсонс, Т. Система современных обществ [Текст] / Т. Парсонс ; пер. с англ. Л. А. Седова и А. Д. Ковалева ; под ред. М. С. Ковалевой. - М. : Аспект Пресс, 1998. - 270 с.
110. Патрушев, В. Д. Динамика основных ценностей повседневной деятельности и мотивов труда московских рабочих в 90-е годы [Текст] / В. Д. Патрушев, Г. П. Бессокирная // Социологические исследования. - 2003. - № 5. - С. 72-84.
111. Перлаки, И. Нововведения в организациях [Текст] / И. Перлаки ; пер. со словац. ; предисл. Н. И. Лапина. - М. : Экономика, 1980. - 144 с.
112. Плотникова, E. Б. Модернизационный потенциал в структуре ценностей жителей Пермского края [Текст] / Е. Б. Плотникова, Ю. С. Маркова // Вестник Омского университета. Серия экономика. - 2015. - № 3. - С. 135-140.
113. Плотникова, Е. Б. Изучение инновационного потенциала населения
региона: возможности методики социологического анализа (на примере
Пермского края) [Электронный ресурс] / Е. Б. Плотникова, И. А. Германов, Ю. С. Маркова // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года) : материалы V Всероссийского социологического конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. - Электрон. дан. - М. : Российское общество социологов, 2016. - DVD ROM. - 1966-1970.
114. Плотникова, Е. Б. Опыт использования качественного, количественного подходов в исследовании модернизационного потенциала в структуре ценностей населения российских регионов (на примере Пермского
края) [Текст] / Е. Б. Плотникова, Ю. С. Маркова // Проблемы социокультурных исследований и проектирования модернизации в регионах и муниципальных образованиях России : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции по программе «Проблемы социокультурной эволюции России и ее регионов», 26-29 сентября 2016 г. Самара-Тольятти. - Самара : Самарский университет, 2016. - С. 72-77.
115. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека [Текст] / Ю. П. Поваренков ; Ун-т Рос. акад. образования. - М. : Изд-во УРАО, 2002. -159 с.
116. Подвойская, Н. В. Жизненные силы молодежи как потенциал молодежного развития России XXI века [Текст] / Н. В. Подвойская // Социальная политика и социология. - 2008. - № 4. - С. 150-158.
117. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. [Электронный ресурс] // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа:http : //kremlin.ru/events/president/news/53379.
118. Послание Президента Федеральному Собранию от 1 марта 2018 г. [Электронный ресурс] // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа:http://www.kremlin.rU/events/president/news/page/11.
119. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. [Электронный ресурс] // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979.
120. Послание Президента Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] // KREMLIN.RU: Администрация Президента России. - Режим доступа:http://kremlin.ru/events/president/news/50864.
121. Преступность в регионах [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - Режим доступа:http : //crimestat. ru/re gions chart total.
122. Регионы в России: социокультурные портреты регионов в
общероссийском контексте [Текст] / сост. и ред. Н. И. Лапин, Л. А. Беляева. - М. : Academia, 2009. - 808 с.
123. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации
[Текст] / под ред. Л. М. Гохберга. - М. : Национальный исследовательский
университет «Высшая школа экономики», 2014. - Вып. 2. - 88 с.
124. Ретер, Д. Способность к обучению у взрослых [Текст] / Д. Ретер // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 57-66.
125. Римашевская, Н. М. Социальные последствия экономических трансформаций в России [Текст] / Н. М. Римашевская // Социс. - 1997. - № 2. - С. 55-65.
126. Российская молодежь в динамике десятилетий. Статистические материалы и результаты исследований [Электронный ресурс] : монография / А. Т. Гаспаришвили, Д. Л. Константиновский, Л. И. Мешкова [и др.] ; Федеральное агентство научных организаций, Институт социологии РАН. - М. : Ин-т социологии РАН, 2017. - 175 с. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
127. Руднев, М. Г. Базовые ценности населения: сравнение россиян с жителями других европейских стран [Электронный ресурс] : автореф. дисс. к. соц. н. / М. Г. Руднев // Официальный сайт ИС РАН. - Режим доступа: http://www.isras.ru/publ.html7idM506.
128. Рыжов, Б. Н. Системная периодизация развития [Электронный ресурс]
/ Б. Н. Рыжов // Системная психология и социология. - 2012. - № 5. - Режим доступа: http: //systempsychology.ru/j ournal/2012 5/85 -ryzhov-bn-sistemnaya-
periodizaciya-razvitiya.html.
129. Семенова, В. В. Возраст как социальный ресурс: возможные источники социального неравенства [Текст] / В. В. Семенова // Россия реформирующаяся: ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Институт социологии РАН, 2004. - С. 157-170.
130. Семенова, В. В. Дифференциация и консолидация поколений [Текст] / В. В. Семенова // Россия трансформирующееся общество / под ред. В. А. Ядова. - М. : Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - C. 256-271.
131. Семья на пороге третьего тысячелетия [Текст] / под ред. А. И. Антонова, М. С. Мацковского, Дж. У. Мэддока [и др.]. - М. : Институт социологии РАН, Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 237.
132. Солодников, В. В. Объект исследования - «средний возраст» человека [Текст] / В. В. Солодников, И. В. Солодникова // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2009. - № 1 (89). - С. 166 - 180.
133. Социально-культурный облик советских наций: по результатам этносоциологического исследования [Текст] / Ю. В. Арутюнян, И. А. Гришаев, М. Н. Губогло [и др.] ; отв. ред. Ю. В. Арутюнян, Ю. В. Бромлей ; АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - М. : Наука, 1986. - 453 с.
134. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://economv.gov.ru/minec/activitv/sections/innovations/doc20120210 04.
135. Текучая модерность: взгляд из 2011 года [Электронный ресурс] // ПОЛИТ.РУ. - Режим доступа:http://www.polit.ru/article/2011/05/06/Ьаитал/.
136. Темницкий, А. Л. Мотивация труда наемных работников [Текст] / А. Л. Темницкий // Экономические субъекты в постсоветской России (институциональный анализ). В 3 ч. Ч. 2. Фирмы современной России / под. ред. Р. М. Нуреева. - 2-е изд., исп. и доп. - М. : МОНФ, 2003. - С. 140-142.
137. Темницкий, А. Л. Современная молодежь в перипетиях российского рынка труда и образования [Текст] / А. Л. Темницкий // Россия реформирующаяся : ежегодник / Рос. акад. наук, Ин-т социологии ; отв. ред. М. К. Горшков. - М. : Новый Хронограф, 2017. - Вып. 15. - С. 91-108.
138. Темницкий, А. Л. Социокультурная модель наемного работника рыночного типа [Текст] / А.Л. Темницкий // XI Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. В 3-х кн. Кн. 2 / отв. ред. Е. Г. Ясин. - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. - С. 376-385.
139. Тихонова, Н. Е. Динамика нормативно-ценностных систем россиян и перспективы модернизационного проекта [Текст] / Н. Е. Тихонова // Вестник Института социологии. - 2011. - № 3. - С. 10-27.
140. Тихонова, Н. Е. Социокультурная модернизация в России (опыт эмпирического анализа). Статья 1 [Текст] / Н. Е. Тихонова // Общественные науки и современность. - 2008. - № 2. - С. 5-23.
141. Тихонова, Н. Е. Эволюция концепции модернизации во второй половине XX века [Текст] / Н. Е. Тихонова, В. А. Аникин, С. В. Горюнова, Ю. П. Лежнина // Социология: методология, методы, математическое моделирование. - 2007. - № 25. - С. 22-47.
142. Трансформация экономических институтов в постсоветской России (микроэкономический анализ) [Текст] / под. ред. Р. М. Нуреева. - М. : Московский общественный научный фонд ; Издательский центр научных и учебных программ, 1999. - 193 с.
143. Труд и занятость в России 2017 [Текст] : стат. сб. / Росстат. - М., 2017. - 261 с.
144. Федотова, В. Г. Глобальный капитализм: три великие трансформации [Текст] / В. Г. Федотова, В. А. Колпаков, Н. Н. Федотова. - М. : Культурная революция, 2008. - 607 с.
145. Феофанов, К. А. Виктор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии [Текст] / К. А. Феофанов // Социальная геронтология: современные исследования. - М. : РАН ИНИОН, 1994. - С. 41-57.
146. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] : двенадцать лекций / Ю. Хабермас ; пер. с нем. М. М. Беляев и др. - 2-е изд., испр. - М. : Весь Мир, 2008. - 414 с.
147. Хахулина, Л. А. Динамика отношения к рыночной экономике (анализ молодежных когорт начала и конца 90-х годов) [Текст] /Л. А. Хахулина //Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2001. - № 1. - С. 30-38.
148. Хорос, В. Модернизация России в контексте глобализации [Текст] / В. Хорос, В. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 2. - С. 90-103.
149. Хофстеде, Г. Модель Хофстеде в контексте: параметры
количественной характеристики культур [Текст] / Г. Хофстеде // Язык, коммуникация и социальная среда. - 2014. - № 12. - С.19-45.
150. Чумаков, В. За икса не отвечаю [Текст] / В. Чумаков // В мире науки. - 2013. - № 3. - С. 74-81.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ