Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ КАК ЦЕННОСТЬ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ

Работа №102216

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы179
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
217
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО УСПЕХА
КАК ЦЕННОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 16
1.1. Социальный успех как ценность 16
1.2. Особенности социального положения и профессиональной
деятельности менеджеров среднего звена 46
1.3. Факторы, определяющие формирование и реализацию ценности
социального успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг 72
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ УСПЕХ У МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СФЕРЫ УСЛУГ 88
2.1. Специфика содержания ценности успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг 88
2.2. Типы стратегий социального успеха менеджеров среднего звена 119
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 153
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 163

Актуальность темы исследования
В российских социальных реалиях дискурс успеха в общественном сознании приобретает все большую распространенность, проявляясь в популяризации идеи успешности, пронизывающей все стороны индивидуальной и социальной жизни. Расширение социальных практик, демонстрирующих стремление к успеху и достижениям, выбор определенных средств достижения успеха, символическая демонстрация успешности членами социума, поливариативность как смыслов успеха, так и путей его достижения определяют необходимость изучения проблематики социальной успешности в российском обществе.
Трансформационные процессы в социуме в последние десятилетия, с одной стороны, обусловили ценностный дрейф в сторону индивидуалистических, рациональных, модернистских ценностей, с другой стороны, порождают консервацию вертикальной мобильности, низкие индексы социального самочувствия, деструктуризацию социального статуса целых социальных слоев, ограничения возможностей реализации притязаний на успех в рамках социальной системы. Это приводит к тому, что в общественном сознании нет ценностного консенсуса относительно смыслов и стратегий реализации достижений, отсутствует единое понимание фак-торов социального успеха, а критерии социальной успешности смещаются в область материальной сферы, что усиливает социальную дезинтеграцию.
Ряд причин определяет актуальность исследования социальной ценности успеха и стратегий его достижения в социально-профессиональной группе менеджеров среднего звена сферы услуг. Во-первых, низкое качество управленческих решений на всех уровнях социума и социальный запрос на модернизацию, значительное повышение эффективности управленческих процессов актуализируют внимание к субъектам управления, в числе которых социально-профессиональная группа менеджеров среднего звена, осуществляющая оперативно-тактическое управление в целях обеспечения согласованной работы всех структур организации. Во-вторых, в рамках парадигм управления, используемых в России и базирующихся на западных концепциях менеджмента, ролевая модель управленца включает стремление к результату, ориентацию на успех как в профессиональной, так и в личностной сферах. В-третьих, фактором эффективности профессиональной деятельности менеджеров среднего звена является согласованность их ценностно-мотивационных установок не только с целями организации, но и с социальными доминантами, однако относительно ценностной сущности социального успеха имеет место неоднозначность и поливариативность социальных установок. В-четвертых, сфера услуг — крупнейшая и перспективная отрасль российской экономики, лидирующая и по производству валового национального продукта, и по количеству занятого в ней трудоспособного населения, являясь следствием и результатом массового потребления и характеризуясь социальной направленностью (ориентацией на человека), предлагает социальным субъектам востребованные в обществе модели успешности. Интеллектуальные технологии, являющиеся источником роста экономики услуг, предполагают особую важность компетенций сотрудников, особенно управленцев, что повышает роль квалифицированных менеджеров, ориентированных на достижения и успех.
Таким образом, социологический анализ специфики представлений о социальном успехе и стратегий достижения успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг включает в себя рассмотрение следующих противоречий:
- между нарастанием значимости ценности социального успеха в российском обществе и отсутствием социального консенсуса относительно его критериев и способов достижения: поливариативность социальных потребностей, лежащих в основе социальных практик по достижению успеха, реализуется посредством редуцированных до прагматических, материальных критериев и индикаторов достижения, приоритетных в общественном дискурсе успеха;
- между выраженной в общественных ожиданиях ориентацией на личный и профессиональный успех у социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена и противоречивыми представлениями об успехе, институциональными возможностями достижения социального успеха, наличием необходимых ресурсов и стратегий;
- между развитием сферы услуг и потребностью в квалифицированных, ориентированных на успех менеджерах среднего звена и в то же время дефицитом та-ких профессионалов.
Вышеуказанные факторы актуализируют тему диссертационного исследования, усиливая ее значимость в современных российских условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Теоретико-методологические и эмпирические разработки отдельных аспектов проблематики социального успеха в системе ценностей менеджеров среднего звена представлены в работах представителей гуманитарного знания: философов, психологов, культурологов, социологов.
Философское осмысление ценностей как поиск наиболее значимого для человека, народа, цивилизации осуществляли Аристотель, В. Виндельбанд, И. Кант, Ф. Ницше, Платон, Г. Риккерт, Сократ. Сущность успеха, рефлексия бытия и поиск своего места стали объектами философских трудов Аристотеля, Ф. Бэкона, Р. Де-карта, Ж.-Ж. Руссо, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера. Российские ученые Е. А. Караханян, Л. Н. Коган, Л. А. Мулляр, О. И. Якутина исследовали проблематику успеха в современном российском обществе.
Аксиологическое направление в психологии представлено работами зарубежных — А. Маслоу, К. Роджерса, М. Рокича, Ш. Шварца, Э. Фрома, В. Франкла — и российских психологов — К. А. Абульхановой-Славской, Л. С. Выготского, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Д. Н. Узнадзе. Достижение успеха исследуется в психо-логии через призму биологических способностей и внутренних составляющих личности (потребностей, мотивов, притязаний) в работах Дж. Аткинсона, Л. И. Дементий, К. Левина, Н. В. Лейфрид, Д. Макклеланда, А. Маслоу, К. Хорни, практические алгоритмы успеха изложены в сочинениях Р. Бэндлера, Дж. Карнеги, С. Фишера, Н. Хилла. В рамках культурно-антропологического подхода успех как культурно детерминированное явление исследовали Ф. Боас, Б. Малиновский.
Ценностная проблематика в социологическом знании заняла свою нишу благодаря трудам классиков науки: М. Вебера, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, М. Рокича, П. Сорокина, Ш. Шварца. Российские социологи, исследуя социальные ценности, подчеркивают их связь с потребностями и целями (А. Г. Здравомыслов, Ю. Р. Вишневский, В. П. Тугаринов, В. Н. Стегний, В. А. Ядов), их регулятивно-нормативные свойства фиксирует О. Г. Дробницкий, социокультурную природу ценностей подчеркивают А. С. Ахиезер, А. В. Меренков, Н. В. Ручка. Ценности современного российского общества изучали Н. И. Лапин, В. С. Магун, М. И. Руднев, в контексте взаимодействия индивида и социальной системы — В. Г. Вольвач, Т. Н. Иванова, с позиций модернизационных процессов — О. В. Аксенова, Н. В. Дулина, Р.Т. Насибуллин, А. Л. Стризое, А. В. Тихонов, ценности социально-профессиональных групп — Л. Н. Банникова, Е. С. Баразгова, О. Н. Шестопалова. В рамках деятельностного подхода ценности исследовались М. Арчер, П. Бурдье, Э. Гидденсом, П. Штомпкой, Л. Н. Коганом, З. И. Файнбургом.
Социологический взгляд на успех как на социально детерминированный феномен и социальную ценность представлен в работах как зарубежных — М. Вебера, Р. Инглхарта, П. Локвуда, М. Льюиса, К. Мангейма, Ш. Шварца, так и российских социологов — В. И. Бакштановского, А. Д. Галюк, О. Ю. Клочковой, О. Ю. Корниенко, Н. В. Нестеровой, А. Ю. Согомонова, Г. Л. Тульчинского, В. А. Чурилова. Отдельные факторы, влияющие на успех личности в социуме, проанализированы в трудах У. Бека, Т. Веблена, З. Гидденса, Н. Лумана, Д. Фридмана, М. Хетчера, А. Шюца.
Менеджеров как формирующуюся социально-профессиональную группу в составе «нового среднего класса» изучали идеологи концепций бюрократии и «пятой революции» Н. Аберкромби, А. Берл, Дж. Бернхайм, Э. Гидденс, Дж. Голдторп. Идеи современного менеджмента в организациях заложены в работах П. Друкера,
Э. Мэйо, Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Ф. Черныша, М. А. Шабановой. Менеджеров среднего звена в составе российского менеджмента исследовали Ю. Г. Бюраева, А. П. Дынин, С. А. Инясевский, С. Е. Литовченко, П. С. Сорокин, Е. В. Чупашева, О. И. Шкаратан. Оценку социальной и организационной роли среднего менеджмента на современном этапе развития общества дали Дж. Балоун, Б. Вулдридж, Л. Грат-тон, Р. Кувенховен, В. В. Казаков, Е. И. Кудрявцева, С. Флойд. Ценности среднего менеджмента изучали Д. Барнетт, Г. Гейл, Д. Ингланд, Д. Маклелланд, Ф. Сирл, Д.
Холл. Отдельные аспекты исследования группы менеджеров в российском обществе встречаются в работах Н. А. Александровой, Р. Н. Абрамова, Л. А. Беляевой, Л. И. Васильцовой, Ю. Р. Вишневского, Г. Г. Дилигенского, Т. И. Заславской, А. В. Меренкова, Н. Н. Старцевой, Л. Н. Попковой, В. Н. Стегния, И. Н. Тартаковской, Н. Е. Тихоновой, Н. И. Шаталовой.
Исследованиями сферы услуг и ее отдельных аспектов, лидирующей в России, как и в развитых странах, по доле ВВП (68 % ВВП в России) и по количеству занятого населения и удовлетворяющей индивидуальные (торговля, общественное питание, здравоохранение, сервисные услуги, банковская сфера, туризм), групповые (образование, жилищно-коммунальное хозяйство, услуги связи, транспорта) и общенациональные потребности (государственные и социальные услуги, коллективная безопасность, единая финансовая и пенсионная система) занимались Н. Л. Антонова, Д. Белл, Ж. Бодрийяр, Т. Веблен, А. Гартнер, Е. В. Грунт, Н. В. Дулина, В. Зибель, В. Л. Иноземцев, В. В. Радаев, Ф. Ризман, Ж. Фурастье, Х. Хоуссерман.
Перечисленные работы позволили выявить отдельные аспекты представлений о социальном успехе, особенностей ценностного ядра группы менеджеров среднего звена сферы услуг. Поскольку выявленные нами противоречия не получили достаточного внимания, это определило набор задач исследования.
Объект диссертационного исследования — социальный успех как ценность менеджеров среднего звена сферы услуг.
Предмет исследования — особенности формирования, содержания и реализации ценности социального успеха у социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена, занятых в сфере услуг.
Цель диссертационной работы: выявить сущность и специфику ценности социального успеха и стратегии его достижения менеджерами среднего звена, занятыми в сфере услуг.
Достижение цели работы реализовывалось с помощью постановки и решения следующих задач:
1. Раскрыть теоретико-методологические основания исследования ценности социального успеха для менеджеров среднего звена.
2. Исследовать особенности социального положения и профессиональной деятельности менеджеров среднего звена сферы услуг как социально-профессиональной группы.
3. Выявить факторы, влияющие на содержание и специфику реализации ценности социального успеха в российском обществе.
4. На материалах эмпирического исследования осуществить анализ содержания, специфики ценности социального успеха и стратегий ее реализации менеджерами среднего звена сферы услуг.
5. Разработать типологию стратегий достижения социального успеха менеджерами среднего звена сферы услуг на основании анализа особенностей реализации ценности социального успеха.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы социологов, непосредственно исследующих проблематику социального успеха (М. Вебер, К. Мангейм, А. Ю. Согомонов), теории социальных ценностей (Э. Дюркгейм, А. Г. Здравомыслов, Р. Инглхарт, В. С. Магун, М. Рокич, М. И. Руднев, Ш. Шварц, В. А. Ядов), особенностей сервисной экономики и сферы услуг в постиндустриальном обществе (Д. Белл, В. Л. Иноземцев, Э. Тоффлер, Д. Фурастье). Исследование менеджеров среднего звена как социально-профессиональной группы осуществлялось с помощью структурно-функционального подхода. Методологической основой для анализа стратегий индивида по достижению успеха в обществе стала теория социального действия М. Вебера, деятельностный подход (Э. Гидденс, П. Штомпка, Л. Н. Коган, З. И. Файнбург), методика исследования ценностей М. Рокича и Ш. Шварца. Метод идеальных типов М. Вебера послужил доминантной концепцией для конструирования типологической модели стратегий успеха менеджеров среднего звена.
В процессе работы были использованы системный, деятельностный, структурно-функциональный, ценностно-нормативный подходы для выявления особенностей и содержания ценности социального успеха у менеджеров среднего звена как социально-профессиональной группы. Методы исследования, применяемые в конкретных эмпирических социологических исследованиях (анкетный опрос, полуформализованное интервью) с дальнейшим использованием классификационного анализа (факторного, кластерного), позволили реализовать поставленные в работе задачи.
Эмпирическую базу настоящей диссертации составляют материалы социологических исследований, проведенных автором, данные вторичных социологических исследований, статистическая информация:
1) результаты конкретно-социологического исследования менеджеров среднего звена (А = 741, 2013, 2016 гг.) в организациях сферы услуг г. Перми, проведенного автором (метод исследования — анкетный опрос. Выборочная совокупность составила в 2013 году — 372 человека, в 2016 году — 369 человек. Применена двухступенчатая квотная выборка по отраслевой принадлежности в организациях сферы услуг, опрошены специалисты всех отраслей сферы услуг в соответствии с весом отрасли в структуре сферы услуг России);
2) глубинные интервью менеджеров среднего звена, работающих в сфере услуг, проживающих в г. Перми. Выборочная совокупность менеджеров составила 17 информантов, интервью проведены в июле-августе 2017 года;
3) вторичный анализ российских социологических исследований последних лет по некоторым аспектам изучаемой проблематики: «Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян» (В. С. Магун, М. И. Руднев, П. Шмидт, 2015); «Социально-экономическое положение и поведение профессионалов и менеджеров в сфере занятости» (О. И. Шкаратан, 2006); «Ресурсные характеристики менеджеров как социально-профессиональной группы современного российского общества» (С. А. Инясевский, 2009), «Карьера руководителей нижнего и среднего звена российских бизнес-организаций как социальное явление» (П. С. Сорокин, 2013), «Формирование слоя менеджеров в социальной структуре модернизирующегося российского общества» (Ю. Г. Бюраева, 2014);
4) данные опросов россиян ВЦИОМ за период с 2000 по 2016 год, касающиеся ценностей, важности и содержания ценности социального успеха, социальных характеристик;
5) официальные статистические сборники и бюллетени Российской Федерации 2010-2017 гг.
Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы обработки и анализа информации: классификационный (факторный и кластерный) анализ, SWOT-анализ. Обработка полученных эмпирических данных осуществлялась посредством прикладного статистического программного обеспечения IBM SPSS Statistics 21.
Научная новизна выполненного в диссертационной работе исследования заключается в изучении и анализе содержания, специфики и особенностей формирования и реализации ценности социального успеха менеджеров среднего звена сферы услуг.
Основные научные результаты, полученные автором и содержащие новизну, состоят в следующем:
- уточнено понятие социального успеха как социологической категории, раскрывающей целенаправленную деятельность индивида по достижению личностно и общественно значимых результатов жизнедеятельности, соотнесенных с доминирующими ценностями, которые позитивно оцениваются разными по масштабам социальными общностями;
- раскрыты характеристики социального успеха как ценности: социальная и культурная детерминированность; поливариативность смыслов и способов реализации; интернализация посредством взаимодействия личностных и социальных установок; регуляция вектора социальных действий и формирования стратегий жизнедеятельности; изменчивость значений в условиях переходного общества;
- обоснована специфика социально-профессионального положения менеджеров среднего звена сферы услуг, заключающаяся в сочетании личной рефлексии успеха и общественной оценки достижений на основе занимаемого должностного положения;
- выявлены основные факторы, определяющие содержание и реализацию ценности социального успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг: социально - демографические, социокультурные, профессиональные характеристики; особенности позиции, занятой в иерархии управления и сфере услуг;
- выделены основные виды ориентаций менеджеров среднего звена на достижение социального успеха: общественно ценный и индивидуально ценный;
- разработана типология менеджеров среднего звена сферы услуг в зависимости от ценностных ориентаций относительно целей и способов достижения социального успеха.
Положения, выносимые на защиту:
1. Определено, что социальный успех как ценность менеджеров среднего звена сферы услуг представляет собой категорию, раскрывающую их целенаправленную деятельность по достижению личностно и общественно значимых результатов жизнедеятельности, соотнесенных с ценностями, позитивно оцениваемыми организацией, отраслевыми структурами, органами власти.
2. Доказана выраженная ориентация менеджеров среднего звена сферы услуг на достижение социального успеха вследствие влияния профессиональных и должностных характеристик. Занимая промежуточную позицию в управленческой иерархии, они руководствуются установками на лидерство, самоутверждение в работе, потребностью демонстрации успехов в профессиональной и личной сферах для сохранения занимаемого положения, социального статуса, ориентируясь на возможный карьерный рост. Сфера услуг как область трудовой деятельности стимулирует достижительные стратегии, связанные с работой «на заказ», и реализацию интересов потребителей, необходимость постоянной адаптации к высококонкурентной неопределенной среде и изменениям конъюнктуры рынка услуг. Высокая ценность социального успеха обусловлена также средним молодым возрастом респондентов, высоким уровнем образовательных и профессиональных характеристик менеджеров, местом проживания в мегаполисе.
3. Выявлено, что менеджеры среднего звена в российском обществе реализуют ценность социального успеха в процессе преодоления противоречия между выраженным стремлением к достижениям, подкрепленным нацеленностью на лидерство, карьерный рост, потребностью раскрыть свой потенциал и ограничениями позиции руководителя среднего уровня в иерархии управления: недостаток ресурсов и полномочий, уязвимость должностного положения, конкуренция, неопределенность будущего и рискованность осуществляемой деятельности.
4. Исследованы основные смыслы ценности социального успеха у менеджеров среднего звена. Социально успешным человеком большинство менеджеров (84 %) называют ориентированного на упорный труд, самореализующегося профессионала, достигающего поставленных целей. Главные атрибуты социального успеха: благополучная семья и желаемое социальное окружение (76 %), гармоничная насыщенная жизнь (54 %), успешная карьера и возможность самореализации (52 %). Высокий материальный статус рассматривают как показатель успеха 38 % менеджеров. Основными средствами обеспечения социального успеха являются образование и социальные связи, а главными личностными качествами, помогающими его достичь, — оптимизм и ответственность (80 %), образованность (71 %), честность (67 %).
5. Выделены по результатам эмпирических исследований пять групп менеджеров среднего звена в зависимости от типа применяемой стратегии достижения социального успеха: 1) социально ориентированная стратегия: социальный успех — это востребованность, признание обществом полезности работника (33 %); 2) личностно ориентированная стратегия: социальный успех — это состояние внутренней гармонии и жизненного комфорта (21 %); 3) материально ориентированная стратегия: социальный успех — это высокий материальный статус и общественное признание (19 %); 4) стратегия ориентации на трудовую деятельность: социальный успех — достижение материального достатка упорным трудом (16 %); 5) стратегия индивидуалистической самореализации: социальный успех — это независимость от внешних обстоятельств, свобода самореализации в сфере досуга, отдыха (9 %).
6. Определены доминирующие векторы стратегии достижения успеха: социально ценная (70 %) и индивидуально ценная (30 %) направленность. Важнейшими для каждого типа менеджеров индикаторами социального успеха являются: духовные/социальные (65 %), материальные (35 %) индикаторы; методы его достижения (нравственно допустимые — 70 %, любые доступные — 30 %).
7. Разработаны практические рекомендации по организации развития системы ценностей, определяющих активность менеджеров среднего звена сферы услуг в достижении социального успеха в трудовой, общественной и иной деятельности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в выявлении содержания, специфики и особенностей воплощения ценности социального успеха менеджерами среднего звена сферы услуг, выявлении различий между группами менеджеров, авторская типология которых предложена на основе факторов успешности, обусловивших, в свою очередь, выявление и классификацию стратегий социального успеха.
Значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что содержащиеся в ней положения и выводы могут быть использованы: в процессе оптимизации системы менеджмента как социального института и профессиональной мобильности управленцев; при разработке корпоративных и кадровых про-грамм оценки и повышения управленческого потенциала специалистов современных организаций; при подготовке программ дисциплин базового или дополнительного образования по социальной структуре общества, социологии успеха, социологии профессий, социологии менеджмента, социологии труда, социологии культуры.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе диссертационного исследования, обусловливается обоснованностью исходных теоретических и методологических позиций при анализе содержания и специфики ценности социального успеха в восприятии группы менеджеров среднего звена сферы услуг и их стратегий социального успеха; соответствием комплекса использованных методов поставленным в исследовании задачам; самостоятельным проведением и анализом результатов эмпирического исследования и формулированием рекомендаций по повышению эффективности функционирования исследуемой социально-профессиональной группы.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационное исследование соответствует специальности 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы». В основе исследования лежит анализ социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена как части социальной структуры российского общества, входящей в формулу специальности.
Раскрываются области исследования:
3. Элементы социально-стратификационной структуры. Понятия «социальный слой» и «социальная группа»; их объективное и субъективное определение. Групповая социальная дистанция.
11. Социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоев в трансформирующемся обществе.
12. Наемные работники, их социальная дифференцированность в зависимости от сектора занятости, профессиональной и отраслевой принадлежности, региона проживания.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные результаты диссертации обсуждались на научно-практических конференциях в 2014¬2018 гг., в частности, на II Международной научно-практической конференции «Менеджмент инноваций и устойчивое развитие компаний» (г. Пермь, 26-27 мая 2014 г.); Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» («Файнбургские чтения») (г. Пермь, ноябрь 2014 г.); XV Всероссийской научно-практической конференции «Формирование гуманитарной среды в вузе, колледже, школе: инновационные образовательные технологии, компетентностный подход. 70 лет Победы в Великой Отечественной войне» (г. Пермь, 20-21 апреля 2015 г.); Всероссийской научной конференции «Современное общество: вопросы теории, методологии, методы социальных исследований» («Файнбургские чтения») (г. Пермь, октябрь 2016 г.); VII Международной социологической Грушинской конференции «Навстречу будущему. Прогнозирование в социологических исследованиях» (г. Москва, 15-16 марта 2017 г.); Международной научно-практической конференции «Наука в современном
15 российском обществе: закономерности и тенденции развития» (Саратов, 26 марта 2018 г.).
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов основного текста, заключения, библиографического списка, включающего 208 наименований, приложений. Содержание работы изложено на 179 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный с позиции социологического подхода теоретический анализ особенностей формирования, содержания и реализации ценности социального успеха социально-профессиональной группы менеджеров среднего звена, трудящихся в сфере услуг, а также результаты эмпирического исследования проблемы позволяют сформулировать следующие выводы.
Глубинные процессы трансформации общественного строя в нашей стране в последние десятилетия обусловили значительные изменения на различных уровнях социума, в том числе в ценностной сфере. Детерминированность содержания ценности социального успеха от исторического и культурного контекста социума про-является в существовании различных систем критериев успешности в зависимости от типа общества и существующей в нем системы ценностей. Это в полной мере характерно для российского общества, поскольку новый этап общественного раз-вития, сформировавший иные формы трудовой деятельности и экономические механизмы, вестернизация институтов культуры и ценностей привели к изменениям ценностных приоритетов россиян по направлению к модернистским ценностям индивидуализма и рациональности, что способствовало росту популярности идей социального успеха, активной жизненной позиции, стремлению к достижениям.
В то же время проблемы социального самочувствия больших слоев населения, консервации социальной мобильности, отсутствия четких механизмов стратификации приводят к тому, что критерии и пути достижения социального успеха в российском обществе размыты, нет ценностного консенсуса относительно того, что считать успехом и какими средствами его реализовать. В общественном сознании модель успеха часто упрощается до материальных составляющих. Подчеркнем, что в российском обществе с учетом уникальных для мировой истории по масштабу, частоте и глубине социальных изменений, трансформаций социального устройства за последний век, сопровождающихся ценностными сдвигами, тесно переплетаются различные духовно-нравственные ориентиры, поэтому полного копирования модели социального успеха западных обществ не произошло.
Поскольку в научной литературе мы не встретили определение социального успеха, отражающее в полной мере, а не фрагментарно, основные свойства этого явления, на основе анализа теоретико-методологических подходов уточним определение социального успеха для нашего исследования как социологической категории, раскрывающей целенаправленную деятельность индивида по достижению личностно и общественно значимых результатов жизнедеятельности, соотнесенных с доминирующими ценностями, которые позитивно оцениваются разными по масштабам социальными общностями.
Социальный успех как ценность характеризуется социальной и культурной детерминированностью, поливариативностью смыслов и стратегий реализации. Отсюда вытекает изменчивость значений в условиях переходного общества; интернализация индивидом происходит посредством взаимодействия личностных и социальных установок в процессе социализации; социальная ценность успеха формирует вектор социальных действий и стратегий жизнедеятельности индивида.
Социальный механизм вознаграждения успехом наиболее востребованных для конкретного этапа развития общества функций проявляется в том, что имеет место двусторонний процесс детерминации ценности социального успеха в зависимости от социального, профессионального статуса: во-первых, у представителей различных социальных групп отличаются представления о сущности и путях достижения социального успеха, во-вторых, оценка социумом успешности той или иной социальной, профессиональной группы различна. Поэтому социальный успех мы рассматриваем как социальный феномен, в котором групповые ценности, мотивы и действия встречаются с конкретными судьбами людей и формируют траектории развития социальной группы. Именно менеджеры как социально-профессиональная группа, стремительно меняющая свои социальные характеристики в ответ на современный общественный запрос, как нельзя лучше иллюстрируют диапазон стратегий достижения социального успеха в современной России.
Интенсивное развитие группы профессиональных управленцев — менеджеров, среди которых особо выделяется наибольший по численности слой менеджеров среднего звена, было обусловлено возникновением и развитием отношений собственности в российском обществе в конце ХХ века. Генезис этой социально-профессиональной группы в нашей стране характеризовался стремительным, противоречивым характером, в отличие от эволюционного, поступательного процесса в западных обществах, где на протяжении столетия в процессе индустриальной революции и развития массового производства произошла профессионализация менеджеров.
Как результат, социально-профессиональной группе менеджеров среднего звена в современном российском обществе свойственны некоторые особенности и противоречия. Пройдя стремительную трансформацию от группы управленцев в советском обществе, причисляемых к классу интеллигенции, функционировавших в контексте отраслевой принадлежности в плановой экономике, до гетерогенной по составу и характеристикам социально-профессиональной группы, реализующей профессиональные устремления в условиях социальной, экономической неопределенности и сменяющихся кризисов, группа находится в процессе профессионализации и поиска своей идентичности. Обладая относительно высоким социальным статусом в обществе и конкурентным уровнем ресурсных характеристик, менеджеры среднего звена демонстрируют противоречивую направленность ценностно-мотивационных установок. С одной стороны, в российских условиях, находясь в позиции «сэндвича» между уровнем стратегических и оперативных задач, они сталкиваются с недооценкой их роли и инициативы в организациях, дефицитом возможностей влияния и ограниченностью ресурсов, неопределенностью и рискованностью деятельности. С другой стороны, специфика компетенций управленческой деятельности (ориентация на лидерство, стремление к результату, активная позиция), особенности сферы услуг, непосредственно предлагающей членам социума востребованные модели успеха (социальная направленность, высокий приоритет когнитивных и образовательных характеристик управленцев), значимость достижительских установок в структуре ценностей создают для менеджеров предпосылки выраженной ориентации на социальный успех.
Поскольку основной смысл функционала менеджера среднего звена — выполнение задачи силами других людей, то сама суть управленческой деятельности предполагает лидерство, активность, амбициозность. Их должность достается им, как правило, в процессе конкуренции, как награда за достижения, причем карьерная конкуренция стимулирует стремление к достижениям как на этапе достижения должности менеджера среднего звена, так и впоследствии, когда они стремятся на более высокий должностной уровень. Они ориентированы на успех, т. к. неуспешный менеджер в эпоху оцифрованности показателей работы быстро ставится «на вид» и впоследствии увольняется. Таким образом, срединная позиция в иерархии управления, так же как и управленческие компетенции руководителя, в значительной степени предопределяют выраженную ориентацию менеджеров среднего звена на достижение социального успеха.
Российский менеджмент активно заимствовал западные практики управления, предполагающие не только успех как культ и конечный смысл деятельности, но и обладание его внешними атрибутами (соответствующими материальными благами). Как показало наше исследование, социальный статус менеджеров среднего звена действительно повышается в связи с назначением на эту должность. Отметим, что при этом для среднего уровня управления характерны нестабильность и уязвимость должностной позиции, связанные, во-первых, с экономическими условиями функционирования российских организаций и предприятий, во-вторых, с тем, что присутствует выраженная текучесть кадров на позиции среднего уровня менеджмента. Итак, менеджеры среднего звена вынуждены постоянно развиваться и демонстрировать успехи, чтобы в высококонкурентной и нестабильной среде со-хранить свою должность и, соответственно, социальный статус.
Таким образом, стремление к социальному успеху является основой мотива-ции менеджера среднего звена, интегральной ценностной и поведенческой доми-нантой, которая формирует определенный тип социального поведения.
Анализ литературы и данных нашего исследования позволил выявить факторы, определяющие содержание и реализацию ценности социального успеха у членов исследуемой группы: социально-демографические (пол, возраст), ресурсные характеристики (объективные: уровень образования, материальное положение, социальный статус родительской семьи, проживание в городской или сельской местности; субъективные ресурсы: социальное самочувствие, оценка своих перспектив), ценностные ориентации относительно социального успеха, влияние профессиональных ценностей управленческой деятельности на позиции среднего менеджмента в сфере услуг.
Доказана выраженная направленность менеджеров среднего звена на достижение успеха, поскольку эмпирически исследовано влияние факторов успеха. Гендерный фактор проявляется в большей значимости ценности успеха для мужчин, нежели для женщин, и в большей вариативности смыслов успеха у женщин. Однако в нашем исследовании, несмотря на преобладающее количество женщин в исследуемой выборке, мы зафиксировали идентичную значимость социальной ценности успеха для представителей обоих полов (поскольку управленческая деятельность способствует заимствованию женщинами маскулинных ролевых моделей и ценностей), но разное наполнение понимания успеха. Женщины больше, чем муж-чины, ориентированы на самореализацию в личной и профессиональной сферах, внутреннюю гармонию, выстраивание крепкой семьи и хороших отношений с окружением, а мужчины стремятся к материальному достатку, богатству, рассматривают свой бизнес как способ достижения успеха. Фактор возраста проявляется в том, что чем моложе человек, тем выше у него ориентация на достижения, успех, стремление поставить цели, воплотить их путем активных действий, предполагающих собственные усилия. Благодаря исследованию, мы выявили разные смысловые акценты оценки сущности социального успеха в зависимости от возраста: внешние атрибуты успеха наиболее важны для молодого поколения (20-29 лет), успешная карьера — для менеджеров до 40 лет, для менеджеров 35-55 лет — гармоничное внутреннее состояние, а направленность на альтруизм и социальные связи наиболее важны для самой старшей подгруппы (55-60 лет).
Ресурсные характеристики менеджеров среднего звена сферы услуг оцениваются нами как относительно высокие (высокий уровень образования и ориентация на повышение образовательного уровня, материальное положение выше среднего с динамикой улучшения, высокие индексы социального самочувствия, стратегия мобилизации при адаптации к кризисным явлениям, проживание в крупном городе, интернальный фокус ответственности), что расценивается нами как фактор, позитивно влияющий на ориентацию на достижения, успех и выбор активной жизненной стратегии. В совокупности с высокой значимостью успеха как социальной ценности для менеджеров среднего звена сферы услуг и профессиональными управленческими установками на лидерство, достижения, ориентацию на результат мы оцениваем социально-профессиональную группу как активно нацеленную на социальный успех.
Анализ ценностных ориентаций и представлений о социальном успехе менеджеров среднего звена позволил проследить специфику их ценностного блока. Для подавляющего большинства менеджеров так же, как и для россиян в целом, основными являются витальные и интеракционистские ценности (здоровье, семья, без-опасность), что характерно для всех социальных групп российского общества по причине нестабильности и рискогенности социальной среды. Однако далее начинаются различия. Высокооплачиваемая работа важна для большинства менеджеров с акцентом на возможности самореализации; материальное благополучие выступает не самоцелью, а инструментом для яркой и насыщенной жизни. Мы доказали, что это связано с лучшей материальной обеспеченностью управленцев в сравнении с большинством других социальных групп и, соответственно, лучшей удовлетворенностью у этой группы потребностей низшего уровня (физиологических и без-опасности), что позволяет перейти на более высокий уровень запросов. Самореализация во всех областях жизни, карьера как возможность профессиональной самореализации для менеджеров значительно важнее, чем для россиян в целом. Карьера и достижение материального благополучия выступают для менеджеров сред-него звена скорее как инструменты достижения желаемых смыслов успеха, лежащих в духовной/социальной плоскостях.
Менеджеры среднего звена сферы услуг представляют себе социально успешного индивида как ориентированного на труд профессионала, достигающего амбициозных целей и самореализующегося человека. Атрибутами социального успеха менеджеры называют семью, успешную карьеру, самореализацию во всех сферах, ощущение гармонии и смысла жизни, полезность для общества и людей, нравственно допустимые способы достижения жизненных целей. Основными средствами достижения социального успеха менеджеры называют образование и связи, а качествами личности, помогающими его достичь, — оптимизм, ответственность, образованность, честность. Ценность социального успеха, наряду с другими важнейшими ценностями, направляет их жизнедеятельность в сторону достижения желаемых смыслов успеха и определяет совокупность социальных действий, формирующих стратегию достижения успеха.
Результаты исследования показали, что менеджеры среднего звена демонстрируют вариативность мнений о сущности социального успеха и используемых стратегиях социального успеха. Типология восприятия успеха и стратегий его реализации различными подгруппами разработана на основе классификационного анализа, выявившего их понимание социальной успешности в привязке к профессиональной деятельности и жизненным целям: 1) социально ориентированная стратегия: социальный успех — это востребованность, признание обществом полезности работника (33 %); 2) личностно ориентированная стратегия: социальный успех — это состояние внутренней гармонии и жизненного комфорта (21 %); 3) материально ориентированная стратегия: социальный успех — это высокий материальный статус и общественное признание (19 %); 4) стратегия ориентации на трудовую деятельность: социальный успех — достижение материального достатка упорным трудом (16 %); 5) стратегия индивидуалистической самореализации: социальный успех — это независимость от внешних обстоятельств, свобода самореализации в сфере досуга, отдыха (9 %).
На основе исследования полученных типов мы выделили три ключевых элемента стратегии социального успеха: во-первых, доминирующий вектор стратегии (индивидуалистическая направленность — следование личным интересам, в некотором смысле — эгоистическое предпочтение персональных потребностей, и социальная направленность — во главу угла респондент ставит интересы страны, общества, социальной группы, организации); во-вторых, индикаторы социального успеха (материальные — деньги, квартиры, машины, высокий материальный статус — и социальные/духовные индикаторы — в приоритете социальные связи, семья, друзья, коллектив, душевная гармония, самореализация, саморазвитие, альтруизм, любовь); средства реализации стратегии социального успеха (социально одобряемые либо практически любые способы для достижения успеха, включая те, которые не вполне корректны с точки зрения морали и нравственности).
Разработанная матрица ключевых элементов стратегий социального успеха у менеджеров среднего звена позволяет сделать вывод, что в целом для этой группы свойственна в большей степени ориентация на духовные/социальные ценности в аспекте смыслов социального успеха, а также нравственно допустимые средства достижения выбранных целей, однако часть группы менеджеров среднего звена выбрали достижение материальных высот как единственный критерий успешности, причем любыми доступными средствами.
Методология SWOT-анализа позволила проанализировать выявленные типы менеджеров по ряду показателей — компетенциям, необходимым менеджерам среднего звена для эффективного функционирования в современной ситуации. Выявлено, что комбинирование сильных сторон различных типов менеджеров в практике деятельности российских организаций позволит максимизировать эффективность деятельности всей социально-профессиональной группы. Так, потенциально самыми продуктивными для задач современных организаций являются группы первого (социально ориентированная стратегия) и второго типов (личностно ориентированная стратегия), продемонстрировавших максимальное количество сильных сторон и возможностей: способность к целенаправленной системной управленческой деятельности, ориентацию на результат, высокую мотивацию. Менеджеры третьего (материально ориентированная стратегия) и пятого (стратегия индивидуалистической самореализации) типов при высоком уровне человеческого капитала имеют недостаточную мотивацию и специфическое отношение к труду, которые формируют ограничение на восприятие их как эффективных управленческих когорт. Менеджеры четвертого типа (стратегия ориентации на трудовую деятельность) достаточно инертны, при этом способны к ответственной систематической деятельности. Наибольшая результативность появится, на наш взгляд, при
синергетическом взаимодействии всех типов: первый и второй типы менеджеров способны осуществлять нововведения и форсировать развитие организации. Респонденты четвертого типа более склонны поддерживать эффективную текущую деятельность, сохранять и воспроизводить стандарты, а третьего и пятого будут эффективны в одиночных проектах и потенциально способны пополнять предпринимательский слой.
Полученные в исследовании результаты можно использовать в практической деятельности для повышения эффективности функционирования менеджеров сред-него звена сферы услуг в современной России, для чего разработан ряд рекомендаций:
1. Необходимо на уровне организации/отрасли мотивировать менеджеров к повышению своего человеческого капитала и профессионального потенциала: проводить дополнительное обучение, формировать мотивационные программы для побуждения повышать уровень образования и компетенций, проводить конкурсы профессионального мастерства, обмениваться профессиональным опытом на отраслевом уровне. Это позволит менеджерам среднего звена удовлетворять одну из ключевых потребностей в самореализации и повышать результативность управленческой деятельности, поскольку будет формально подтверждать их социальную успешность.
2. На уровне кадровых служб разработать и использовать инструментарий выявления стратегии социального успеха для вновь нанимаемых и опытных сотрудников с целью определения доминирующих установок, сильных и слабых сторон. Для целей организации необходимо максимально использовать эффект синергии для разных типов сотрудников, назначая их на разные участки работы с применением дифференцированных форм профессиональной деятельности, что позволит использовать сильные стороны каждого типа менеджеров.
3. Создавать условия для повышения информационной, коммуникационной, технической компетентности менеджеров среднего звена, внедряя на предприятиях и в организациях новые технологии, программные продукты, системы внутрифирменной коммуникации, поскольку запрос на повышение образовательного уровня четко сформирован внутри исследуемой группы, а образование признается менеджерами как важнейший способ достижения социального успеха.
4. Нуждается в пересмотре система базовой подготовки, переподготовки и бизнес-образования для менеджеров. Акцент необходимо сделать на повышении качества образования с целью возможности практического применения знаний в реальной деятельности менеджеров в сфере услуг.
5. Создание профессиональных сообществ менеджеров сферы услуг и их поддержка на отраслевом, региональном, государственном уровнях для нетворкинга, обмена опытом, проведения образовательных, конкурсных и профессиональных программ и мероприятий.
Внедрение данных мероприятий в практику работы с руководителями среднего звена позволит максимально реализовать возможности профессиональной группы, ускорит процесс профессионализации, повысит качество работы этих руководителей и приведет к улучшению результатов их деятельности, что в масштабе страны повысит эффективность управленческого труда и, как следствие, функционирования российского общества.
Перспективные направления исследования ценности социального успеха менеджеров среднего звена сферы услуг связаны, во-первых, с более детальным изучением взаимосвязи профессиональных достижений с осознанием своей социальной успешности, во-вторых, с исследованием влиянием особенностей первичной социализации и характеристик родительской семьи на будущие представления о социальном успехе и выраженность достижительских установок у индивида, в-третьих, со сравнением содержания и направлений реализации ценности социального успеха у менеджеров среднего звена сферы услуг и представителей других социально-профессиональных групп.



1. Абанкина И. Спрос на гибкость // Ъ-Огонек, Коммерсант. 23.03.2015.
2. Абрамов Р.Н. Российские менеджеры: социологический анализ становления профессии. М.: URSS, 2005. - 278 с.
3. Агафонова И.Д. Модель формирования коммуникативной компетенции менеджеров среднего звена в процессе дополнительного образования в негосударственном вузе // Научные исследования в образовании. - 2007. - №4. - С. 9-13.
4. Александрова Н.А., Васильцова Л.И. Инвестиции в персонал в условиях кризиса как стратегический фактор конкурентоспособности. Аграрный вестник Урала. 2016. № 5 (147). С. 88-94.
5. Александрова Н. А., Васильцова Л. И., Воронин Б. А. Управление персоналом: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГСХА, 2009.
6. Александрова Т.Л. Методологические проблемы социологии профессий // Социс. - 2000. - № 8. - С. 12.
7. Альберти Л.Б. Трактат о семье. Опыт тысячелетия. М.: Юрист, 1996. - 576 с.
8. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
9. Аргайл М. Психология счастья. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2003.
10. Аристотель. Сочинения: в 4 т. - М., 1984. - Т. 2. - С. 76.
11. Баева Л. В. Информационная эпоха: метаморфозы классических ценностей: монография. - Астрахань: Астраханский университет, 2008. - 217 с.
12. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Гражданское общество: этика публичных арен: монография. - Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2004. - 268 с.
13. Бельцова И.А. Успех как ценность в подаче российских СМИ (геронтологический дискурс) // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2012. - №6. - С. 161-168.
14. Беляева Л.А. Стратегии выживания, адаптации, преуспевания // Социологические исследования. - 2001. - № 6.
15. Бессудное А.Р. Социально-профессиональный статус в современной России // Мир России. - 2010. - Т. 18, № 2. - С. 89-115.
16. Битуева А.В. Особенности структурного строения ценностных ориентаций. // CREDO NEW теоретический журнал. - 2000. - № 3 (21).
17. Боас Ф. История антропологии // Этнографическое обозрение. - 2002. - № 6.
18. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. - М., 1998.
19. Бондаренко Н.В. Россияне о бедности и богатстве, доходной и социальной дифференциации // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. - 2011. - № 2.
20. Бурдье П. Социология политики. - М.: ЗосюЕодоз, 1993.
21. Бурлуцкая М.Г. Межпоколенная мобильность в современной России: новые возможности или новые препятствия? // Проблемы, успехи и трудности переходной экономики (Опыт России и Беларуси). - М.: МОНФ, 2000. - С. 309-316.
22. Бурменко Т.Д., Даниленко Н.Н., Туренко Т.А. Экономика сферы услуг: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2005. - 444 с.
23. Бушкова-Шиклина Э.В. Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера // Вестник ВятГУ. - 2011. - № 4-1. - С.177-180.
24. Бюраева Ю. Г. Становление профессиональной идентичности менеджеров в региональных условиях // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 58-64.
25. Бюраева Ю.Г. Роль и значение образования в процессе профессионализации современных менеджеров (на примере Республики Бурятия) // Вестник ТГУ. -
2010. - № 340. - С. 48-52.
26. Бюраева Ю.Г. Формирование слоя менеджеров в социальной структуре модернизирующегося российского общества (на материалах Республики Бурятия): автореф. дис. ... д-ра социол. наук. - Улан-Удэ, 2014. - 56 с.
27. Варфоломеева И.В. «Менеджмент с женским лицом» или как управляют
женщины [Электронный ресурс].-1Ж1/ http://www.360pro.ru/InspectContent
Item_key=4033
28. Васянин М.С., Кошарная Г.Б. Предпринимательство в системе ценностей российского общества // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. - 2012. - №4 (24). - С. 58-66.
29. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994. - 704 с.
30. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 147-156.
31. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения / Ю.Н. Давыдов, сост., ред., послесл., П.П. Гайденко, предисл. - М., 1990. - С. 44-307
32. Веблен Т. Теория праздного класса. - М., 1984.
33. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2: От Канта до Ницше. - СПб., 1913.
34. Виханскин О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. - М: Гардарики, 1996.
35. Воеводина О. Женский менеджмент // Управление персоналом. - 2009. - № 10. - С. 34-35.
36. Волков Ю.Г. Креативный класс: поиск социологического концепта // Россия реформирующаяся. - 2010. - № 09. - С. 43-60.
37. Вяткина, Н. В. Факторы успешности и идеальные типы российских менеджеров среднего звена / Н.В. Вяткина // Власть. - 2015. - Том. 0. - № 5. - С. 104¬108.
38. Вяткина, Н.В. Достижение успеха в современной России: попытка социологического осмысления/ Н.В. Вяткина // Вестник Пермского национального ис-следовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. - 2016. - №1. - С. 17-22
39. Галюк А. Д. Культурная обусловленность стремления человека к жизненному успеху // Дискуссия. 2014. № 8.
40. Гвоздева Е. Деньги в нашей жизни // Социологические наблюдения. -
М., 2005. - С. 340-345.
41. Городнова А.А. Компетенции современного российского менеджера: социологический анализ // Личность менеджера в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф. РАБО-CEUME. Москва, 20 апреля 2005 г. - М., 2005. - С. 110-115.
42. Готлиб А.С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-неуспешности // СоцИс. - 2001. - № 7.
43. Граттон Л. Менеджер среднего звена - исчезающий вид. [Электронный ресурс]. - ЦКЕ: https://www.pro-personal.ru/article/224757-menedjer-srednego-zvena- ischezayushchiy-vid
44. Грунт Е.В., Меренков А.В., Сивкова Н.И. Стратегии социальной адаптации населения российского мегаполиса к экономическому кризису // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. - 2017. - № 1. - С. 71-86.
45. Гумбольдт В. Фон. Язык и философия культуры. - М.: Прогресс,1985.- 415 с.
46. Дементий Л.И., Нечепоренко О.П. Особенности социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом // Вестник Омского Университета. - 2007. - № 2. - С. 37-45.
47. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.
48. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2003. - С. 324
49. Дулина Н. В. Социально-экономические факторы инновационного развития России в XXI веке / Н. В. Дулина, Н. А. Овчар // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2010. - N 7. - С. 148-149.
50. Дулина Н. В. Стратегии антикризисного поведения россиян / Н. В. Дулина, В. В. Мойсов, В. В. Токарев // Известия Волгоградского государственного технического университета. Сер.: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2009. - N 9. - С. 34-39.
51. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М.:
Наука, 1991. - 575 с.
52. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. - М.: Канон, 1995.
53. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). - М., 1990. - С. 21-22.
54. Завьялова Е.К. Особенности профессионально-личностного потенциала и развития карьеры линейных менеджеров отечественных производственных пред-приятий // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. - 2007. - № 2-1. - С. 184-194.
55. Заславская Т.И. Бизнес-слой российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 1994. - № 5. - C. 26.
56. Заславская Т.И., Громова Р.Г. К вопросу о «среднем классе» российского общества // Мир России. - 1998. - № 4.
57. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат,
1986.
58. Иванова Т.Н. Социально-трудовая мобильность и профессиональная ориентация молодежи в контексте теории структурализма // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. №2 (21). С. 59-63.
59. Ильиных С.А. Гендерные стереотипы и гендерные представления в организационной культуре: на примере организаций малого бизнеса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2009. - Вып. 10. - С. 332-338.
60. Ильиных С.А. Женский топ-менеджмент с точки зрения социологии управления // Вестник НГУЭУ. - 2012. - 2(4). - С. 113-123.
61. Ильиных С.А. Образы мужчин и женщин в зеркале гендерных представлений // Вестник Бурятского государственного университета. - 2008. - № 14. - С. 120-125.
62. Инглхарт Р.Ф., Вельцель К.П. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. - М.: Новое издательство,
2011. - С. 43.
63. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. - М.: Логос, 2000. - С. 60.
64. Инясевский С.А. Ресурсные характеристики менеджеров как социально - профессиональной группы современного российского общества: дис. ... канд. соц. наук. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 158 с.
65. Инясевский С.А. Российские менеджеры: социально-экономические характеристики и позиции на рынке труда // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Т. XI, № 3. - С. 77-99.
66. Йоас Х. Креативность действия. - СПб.: Алетейя, 2005.
67. Исследование рынка труда и обзор заработных плат в России 2016. Antal Russia [Электронный ресурс]. - URL: http://www.e-xecutive.ru/uploads/ attache- шеи1Аге/1809/Исследование_рынка_труда_и_обзор_заработных_плат_в_России- 016.pdf
68. Кабалина В.И., Решетникова К.В. Ценности российских менеджеров и корпоративные ценности // Российский журнал менеджмента. 2014. Т. 12, № 2, С. 37-66.
69. Калмынина Т.В. Становление института менеджмента в условиях транс-формации российского общества (на примере Республики Бурятия): автореф. дис. ... канд. социол. наук. - Улан Удэ: БГУ, 2009. - 26 с.
70. Кант И. Первое введение в критику способности суждения. 1789-1790 // Соч.: в 6 т. - М., 1966. - Т. 5. - С. 127.
71. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М., 2000. - С. 81.
72. Кирюшина М.В. Г ендерный аспект социального успеха в современном обществе // Вестник НГУ им. Н.И. Лобачевского. Сер. Социальные науки. - 2008. - № 2. - С. 111-124.
73. Кларк С. Линейные руководители: между трудом и капиталом // Мир России. - 2010. - Т. 15, № 4. - С. 129-142.
74. Клочкова О.Ю. Успех социальный и личностный: проблема соотнесения / Россия в глобальном контексте. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. с. 387-391
75. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - М., 1984
76. Кондратьев Э.В. Профиль менеджера: предпосылки становления и основные детерминанты // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2011. - № 24. - С. 292-301.
77. Корж Е.М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2008. - № 1. - С. 31-47.
78. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс. - М.: Академический Проект, 2005. - 1136 с.
79. Крыштановская О.В. Трансформация бизнес-элиты России: 1998-2002 // Социс. 2002. №8. С. 17-49.
80. Кудрявцева Е.И. Влияние менеджеров среднего звена на стратегию компании: динамический подход // Управленческое консультирование. - 2015. - № 5 (77). - С. 81-88.
81. Кузнецова А.И. Факторы адаптированности менеджеров среднего звена в условиях кризиса // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2011. - № 129.
82. Куликова О.В., Бубнова О.В. Особенности мотивации менеджеров высшего и среднего звена в современных организационных условиях // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1.
83. Лабунская В.А. Социальная психология личности (в вопросах и ответах). - М., 2000.
84. Лапин Н.И. Социокультурные факторы российской стагнации и модернизации // Социологические исследования. - 2011. - № 9.
85. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001.
- С. 572.
86. Лейфрид Н.В. Гендерные особенности представлений об успешном человеке // Гендерная и кросс-культурная психология: проблемы и перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. - Оренбург: Штрих, 2005. - 200 с.
87. Лукашенко М.А. Профессиональные компетенции руководителя // Современная конкуренция. - 2009. - №6. - С. 96-105.
88. Лялин А.М. Менеджеры, которые нам необходимы // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 68-75.
89. Магун В.С., Руднев М.Г. Изучение базовых ценностей россиян на основе
Европейского социального исследования [Электронный ресурс].- ПРЕ:
https://www.hse.ru/data/326/183/1240/present.pdf
90. Магун В.С., Руднев М.Г. Международные сравнения базовых ценностей российского населения и динамика процессов социализации // Образовательная политика. - 2010. - № 9-10 (47-48). - С. 65-72.
91. Магун В.С., Руднев М.Г., Шмидт П. Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2015. - Т. 121, № 3-4. - С. 74-93.
92. Майерс Д. Психология. - Минск. Попурри, 2008. - С. 527.
93. Мангейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юрист, 1994. - С. 412-571.
94. Мангейм К. Очерки социологии знания: Проблема поколений - состязательность - экономические амбиции / РАН ИНИОН; пер. с анг. Е.Я. Додина; отв. ред. Л.В. Скворцов. - М.: ИНИОН, 2000.
95. Мареева С.В. Ценностная палитра современного российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2015. - № 4. - С. 50-65.
96. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - М.: Политиздат, 1974. - Т. 23. - С. 342.
97. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. - М. [и др.] : Питер, 2013. - 351 с.
98. Маслоу А. Мотивация и личность. - Питер, 2016. - С. 400.
99. Меренков А. В. Управление социальными процессами в неопределенном обществе // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2013. - № 2 (113). - С. 167-174.
100. Меренков А.В. Человек: взаимосвязь природного и социокультурного. - Екатеринбург, 2007. - С. 137.
101. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. - 1992. - № 3. - С. 104-114.
102. Миллс Р. Властвующая элита. - М.: Изд. иностр. лит-ры, 1959. - 543 с.
103. Минцберг Г. Требуются управленцы, а не выпускники МВА. Жесткий взгляд на мягкую политику управления и систему подготовки менеджеров. - М.: Олимп-Бизнес, 2008.
104. Муштук О. «Золотой телец» в российском менталитете // Обозреватель - Observer. - 2003. - № 1-2. - С. 156-157.
105. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2.
106. Нестерова Н.В., Безенков Д.А. Образ успешной личности в массовом сознании россиян: опыт социологического исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2005. - №7 (47). - С. 142-146.
107. Ницше Ф., Фрейд 3., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. - М., 1989.
108. Озмитин В.Д. Труд: где главная точка отсчета? // Социологические ис-следования. - 1993. - № 3. - C. 21.
109. Парсонс Т. О структуре социального действия. - М., 2000. - С. 157.
110. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 270 с.
111. Парсонс Т. Человек в современном мире. - М: Прогресс, 1985. - 340 с.
112. Плетнев А.В. Анализ развития социальной аномии среди представителей различных профессиональных групп на рубеже ХХ-ХХ1 веков [Электронный ре-сурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2011. - № 4. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1952.
113. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблемы активности личности. - Харьков: Изд-во ХГУ, 1991. - 138 с.
114. Попкова Л.Н., Тартаковская И.Н. Профессиональные стратегии менеджеров среднего звена (гендерный аспект) // Социологические исследования. - 2011. - № 7. - С. 48-57.
115. Профессиональные группы: динамика и трансформация / под ред. В.А. Мансурова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 2009. - 419 с.
116. Прохорова Д.А. Особенности социально-психологических барьеров руководителей среднего звена как фактор оптимизации дополнительного профессионального образования взрослых // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный вып.: Актуальные проблемы психологии. - 2006. - № 1. - С. 91-94.
117. Пью Д.С., Хиксон Д.Дж. Исследователи об организациях: хрестоматия. - М., 1997.
118. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. - 2005. - № 12. - С. 26-27.
119. Риддерстрале Й., Нордстрем К. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - СПб., 2003. - 280 с.
120. Российская идентичность в условиях трансформации: опыт социологического анализа / отв. ред. М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. - М.: Наука, 2005. - 396 с.
121. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М., Изд-во Ин-та психологии РАН, 1997. - 336 с.
122. Рощин С.Ю., Солнцев С.А. Рынок труда топ-менеджеров в России. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2006.
123. Руднев М.Г., Магун В.С. Ценностный консенсус и факторы ценностной дифференциации населения России и других европейских стран // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2011. - № 4. - С. 81-96.
124. Саморегуляция и прогнозирование социального по- ведения личности : Диспозиционная концепция. - 2-е расшир. изд. - М.: ЦСПиМ, 2013. - 376 с.
125. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности: учеб. пособие. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 92 с.
126. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.
127. Соболева Н.Э. Ценностные установки бизнес-сообщества и его модернизационный потенциал в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. - М.: НИУ ВШЭ, 2013. - 26 с.
128. Согомонов А.Ю. Генеалогия успеха и неудач. - М.: Солтэкс, 2008.
129. Согомонов А.Ю. Успех в «картине мира» постсоветских профессионалов // Россия трансформирующееся общество / под ред. В.А. Ядова. - М.: КАНОН-пресс-Ц, 2001. - C. 398-414.
130. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992. - С. 302-373.
131. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. - СПб., 2000.
132. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года / Федер. служба гос. статистики. - М.: Статистика России, 2012. - 183 с.
133. Социальное расслоение и его воспроизводство в современной России / О.И. Шкаратан, В.А. Бондаренко, Ю.М. Крельберг, Н.В. Сергеев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2003.
134. Спенсер Г. Принципы социологии. Классики мирового религиоведения. Антология / пер. с англ., нем., фр., сост. и общ. ред. А.Н. Красникова. - М.: Канон+, 1998. - 432 с.
135. Спенсер Л.М. мл., Спенсер С.М. Компетенции на работе: пер. с англ. - М.: HIPPO, 2005. - 384 с.
136. Старцева Н.Н., Брюхова О. Ю. Современное состояние профессионального развития работников на предприятии: мнение экспертов // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №10. С
137. Стегний В.Н. Социологический подход к определению категорий «Социальные установки» и «Ценностные ориентации личности» // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2017. - № 2. - С. 8-17.
138. Стегний В.Н., Севастьянова И.Т., Спосиб А.Г. Мотивация инновационной проектной команды // Инновации. - 2010. - № 12 (146). - С. 95-99.
139. Стризое А. Л., Токарева С. Б. Трансформация социальной ответственности и развитие общества модерна // Logos et Praxis. 2010. №7-12
140. Студент-2012: материалы шестого этапа социологического мониторинга С88 (декабрь 2011 - январь 2012) / отв. ред. Ю.Р. Вишневский. - Екатеринбург: УрФУ, 2012. - С. 157.
141. Теория управления. Хрестоматия: учебное пособие для студентов всех специальностей всех форм обучения: (в 3-х частях) / Федеральное агентство ж.-д. трансп., Уральский гос. ун-т путей сообщения; (сост. Л. А. Пьянова и др.); под науч. ред. Н. И. Шаталовой). - Екатеринбург: УрГУПС, 2015. - 285 с.
142. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 40-45.
143. Тихонова Н. Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социологические исследования. - 2014. - № 10.
- С. 23-35.
144. Тихонова Н.Е. Российский средний класс: особенности мировоззрения и факторы социальной мобильности // Социологические исследования. - 2000. - № 3.
- С. 13-23.
145. Тихонова Н.Е. Факторы стратификации в современной России: динамика сравнительной значимости // Социс. - 2014. - № 10.
146. Трофимова И.Н. «Мегаполис» и «глубинка» как модели ценностных ориентаций и политических установок россиян // Социологическая наука и социальная практика. - 2014. - № 3. - С. 60-78.
147. Труд и занятость в России. 2015: стат. сб. / Росстат. - M., 2015. - 274 с.
148. Труд и занятость в России. 2017: стат.сб./Росстат - M., 2017. - 261 с.
149. Уорнер У.Л. Социальный класс и социальная структура // Рубеж. Альманах социальных исследований. - Сыктывкар, 1997. - № 10-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ