ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ использования информационных услуг в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.1. Информационные услуги как фактор изменения системы
взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.2. Особенности формирования ориентаций и установок основных
субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в обучении учащихся 57
Глава 2. Использование информационных услуг в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности 79
2.1. Характеристика среды использования информационных услуг в
современном общем образовании 79
2.2. Уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к
использованию информационных услуг 103
Заключение 126
Список литературы
Глава 1. Теоретико-методологический анализ использования информационных услуг в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.1. Информационные услуги как фактор изменения системы
взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.2. Особенности формирования ориентаций и установок основных
субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в обучении учащихся 57
Глава 2. Использование информационных услуг в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности 79
2.1. Характеристика среды использования информационных услуг в
современном общем образовании 79
2.2. Уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к
использованию информационных услуг 103
Заключение 126
Список литературы
Актуальность темы исследования. Образование как один из основных элементов социальной структуры подвержено постоянному влиянию внешних факторов, детерминирующих различные изменения. Одним из таких факторов является научно-технический прогресс, развитие компьютерных технологий, возможность обеспечения доступности Интернета для каждого отдельного индивида. В современное время практически каждый человек в ходе своей повседневности взаимодействует с информационно-коммуникационными технологиями, посредством которых решаются как рабочие, так и личные задачи, происходит получение и обмен информацией, реализуется межиндивидуальная компьютерно-опосредованная коммуникация.
Информатизация образования как явление находится в фокусе современных социологических и педагогических исследований, посвященных анализу проблем создания и внедрения технологических инноваций в процесс обучения на различных уровнях системы образования, оценке реальных и возможных негативных и позитивных последствий. Система общего образования, особенно три школьных образовательных уровня (начальное, основное, среднее) в наибольшей степени подвержены изменениям, связанным с внедрением различного рода технологических новшеств в образовательный процесс.
Заметным нововведением в последние годы в системе общего образования являются первоочередные государственные и муниципальные услуги в сфере образования, предоставляемые в электронном виде. Появляются новые возможности получения государственных и муниципальных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в общем образовании. Подобного рода услуги в первую очередь направлены на обеспечение информацией об образовательном процессе его основных участников (учащихся, родителей, учителей), посредством официальных информационных ресурсов (сайт общеобразовательного учреждения, система электронного журнала и дневника и др.). Возникла ситуация, при которой основные субъекты образовательного процесса в школе получили дополнительные каналы удовлетворения своих информационных потребностей об образовательном процессе. Главное противоречие внедрения подобного рода услуг заключается в том, что их основным и единственным заказчиком являются органы управления образованием, определяющие спектр и информационную наполняемость, а не конечные потребители (учащиеся, родители, учителя).
На основании общих потребностей основных участников образовательного процесса в информации, которую можно получить посредством информационных услуг в системе общего образования, особую актуальность приобретает проблема выбора, внедрения эффективных информационных ресурсов и систем, благодаря которым это становится возможным. В течение долгого времени существовали иные способы получения информации об успеваемости ученика, домашних заданиях, информационных объявлениях, которые были встроены в школьный образовательный процесс, а также повседневную жизнь школьного учителя. Важным является адекватное внедрение и реализация новых информационных продуктов, что в противном случае, может стать причиной дополнительной нагрузки учителей. В этом заключается одно из противоречий между привычными (устоявшимися) и новыми формами взаимодействия и информационного обмена учителей, учащихся, родителей.
В России наблюдаются достаточно высокие темпы модернизации общеобразовательных учреждений. Эффективная реализация информационных услуг в системе общего образования не может быть осуществлена без полноценного комплекса информационно-технического усовершенствования образовательных организаций. Необходимо не просто формальное наличие компьютерной техники и возможности выхода в Интернет на рабочем месте каждого отдельного учителя, но сами технические устройства должны соответствовать современности, быть актуальными. То же самое касается и скорости Интернет-соединения, которое на данный момент далеко не идеально в территориально отдаленных регионах Российской Федерации. Таким образом, приобретает актуальность изучение процесса модернизации с позиции возможности предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в системе образования в электронной форме, предполагающее комплексный анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений.
Также актуальной проблемой является отсутствие полноценного теоретического анализа, раскрывающего сущность и специфику информационных услуг в системе общего образования. До настоящего времени недостаточно разработана методология изучения качества предоставления информационных услуг в школе. Анализ особенностей информационных услуг в системе общего образования, выявление факторов и противоречий в процессе взаимодействия основных субъектов общего образования при предоставлении, получении и реализации подобных услуг, позволит глубже разобраться в возможностях дальнейшего развития этого механизма удовлетворения потребности в информации среди основных участников процесса обучения.
Социологический анализ информационных услуг в системе общего образования включает рассмотрение следующих противоречий:
- между органами управления образованием, как реальным заказчиком информационных услуг, определяющим их спектр и информационную наполняемость, и учащимися, родителями, учителями, которые являются их непосредственными получателями.
- между привычными способами взаимодействия учителей, учащихся и их родителей в образовательном процессе и новыми формами этого взаимодействия.
- между реально существующими и необходимыми материально - техническими условиями для реализации информационных услуг, предоставляемых в электронной форме в общеобразовательных учреждениях.
- между необходимым и реальным объёмом информационных потребностей основных участников образовательного процесса, которые они могут удовлетворить через использование информационных услуг.
Степень разработанности темы исследования. Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследования.
Анализ образования в рамках определенного социального института впервые был представлен в работах Г. Спенсера. В дальнейшем в трудах таких представителей зарубежной социологии как П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, были выделены концепции образования, рассмотрены отдельные элементы института образования, а также его социальная роль.
Среди представителей российской социологии изучение различных аспектов системы образования, в том числе идентификация его основных функций, присутствует в работах Б.Ю. Берзина, Ю.Р. Вишневского, В.П. Засыпкина, Г.Е. Зборовского, Г.А. Ключарева, Д.Л. Константиновского, А.Ж. Кусжановой, А.В. Меренкова, Е.В. Прямиковой, Е.Э. Смирновой, А.А. Терентьева, Г.А. Чередниченко, Г.Ф. Шафранова-Куцева, Е.А. Шуклиной и других российских ученых.
Исследование услуг в сфере образования, реализуемых в современном российском образовании, в контексте их общих понятий, типологий и специфических характеристик осуществлено в работах С.В. Абдуллиной, М.М. Акулич, О.В. Алешкиной, В.М. Ананишнева, Е. Головчанской, А.С. Запесоцкого, С.В. Калининой, В.Н. Пугача, С.И. Солонина, О.Н. Смолина, С. Чеботковой, Т.А. Хагурова и др.
Анализ качества услуг в сфере образования, наличие различного рода прикладных социологических исследований с целью изучения, описания сопутствующей методологии проведения дан в работах Г.Н. Гайдуковой, Е.Н. Елисеевой, В.Ф. Покасова, М.М. Поташника, А.А. Русановой, и других российских исследователей.
Содержание информационных услуг в общем образовании раскрывается в работах Т.А. Букреевой, С.В. Булановой, И.А. Гаврилина, В.Н. Гурова, Т.Е. Зерчаниновой, Н.А. Иванцовой, А.И. Калининой, И.Н. Мовчан, Е.А. Первушкиной, Л.А. Плешковой, Т.Н. Сорокиной, Е.А. Сутягиной, В.С. Хусаиновой, Е.В. Якушина и др.
Анализ процесса информатизации системы образования, а также рассмотрение последствий этого процесса представлено в работах таких авторов как Г.И. Абдрахманова, Д.В. Адамчук, А.Г. Асмолов, Г.А. Банных, Г.М. Водопьян, Л.И. Долинер, В.В. Зиновьев, А.Д. Король, В.А. Луков, А.В. Молокова, И.А. Розина, А.Л. Семенов, В.С. Собкин, А.Ю. Уваров и других.
Таким образом, можно констатировать наличие вполне достаточного количества работ, посвященных вопросам изучения социального института образования, его трансформационных процессов, изменения функций, а также основных способов их реализации.
Тем не менее, работ, посвященных изучению образовательных, а особенно информационных услуг в общем образовании недостаточно. В условиях реализации информационных услуг в системе общего образования требуется предметное и целенаправленное их исследование. Фактически неизученным, в настоящее время с точки зрения социологии остается вопрос информационных услуг в общем образовании с позиции взаимодействия основных субъектов учебного процесса (учащихся, родителей и учителей). Исходя из этого прослеживается проблематика данного диссертационного исследования.
Объект исследования - информационные услуги.
Предмет исследования - использование информационных услуг в системе общего образования.
Цель диссертационного исследования - изучить особенности использования информационных услуг основными субъектами образовательного процесса в общем образовании.
Поставленная цель достигалась в работе решением следующих задач:
1) раскрыть сущность и содержание информационных услуг в системе общего образования;
2) рассмотреть основные факторы формирования ориентаций и установок на использование информационных услуг основными субъектами образовательного процесса;
3) выявить особенности среды реализации и использования информационных услуг в современном общем образовании основными участниками процесса обучения;
4) проанализировать уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к использованию информационных услуг.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Отдельно были проанализированы нормативно-правовые акты и федеральные программы в области образования, а также данные Росстата РФ, имеющие отношение к теме исследования.
В ходе анализа информационных услуг в системе общего образования, автором был сделан упор на теорию коммуникации Г. Лассуэла, М. Маклюэна, Д. Маккуэйла, при рассмотрении информационных услуг как фактора перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия.
Помимо того, при теоретическом рассмотрении информационных услуг применена теория инновации И. Шумпетера, её дополнения, внесённые Б.Твиссом и Н.И. Лапиным, а также теория социального взаимодействия П.А. Сорокина (анализ особенностей социального взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования; рассмотрение информационных услуг с точки зрения проводников социального взаимодействия в образовательном процессе).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы системный подход и структурно-функциональный анализ (рассмотрение факторов создания, получения и реализации информационных услуг в системе общего образования). Применены общенаучные методы познания, такие как - анализ, синтез, индукция, дедукция, а также опросные методы при проведение конкретно-социологических исследований - анкетирование, глубинные интервью, фокус-групповые интервью.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, проведенных автором и при участии автора, которые направлены на изучение реализации информационных услуг в системе общего образования в учреждениях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего (полного) образования. Ими являются:
1. Анкетирование, проведенное в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1161 потребитель информационных услуг в системе общего образования, включая 1022 родителя (законных представителя) учащихся общеобразовательных учреждениях, 132 старшеклассника; тип выборки - случайная гнездовая; срок проведения - 2013г.; ошибка выборки не выше 3,5%, а также анкетный опрос экспертов - директоров и завучей общеобразовательных учреждений Тюменской области, объём выборки - 44 человека);
2. Глубинные интервью с получателями информационной услуги «предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», проведенных в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - г.Тюмень; объём выборки - 35 родителей учащихся 3-4 классов; проведено в 2013 г.);
3. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений, проведённое
в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 910 человек; проведено в 2015 г.; тип выборки - серийная, гнездовая с
пропорциональным размещением по полу, возрасту, стажу работы; ошибка выборки - 3%)
4. Фокус-групповые интервью (2015 г.), проведенные автором среди
учителей общеобразовательных учреждений Тюменской области в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (38 человек).
5. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа (объём выборки - 680 респондентов; тип выборки - квотная с репрезентацией по полу, стажу педагогической работы и размеру населённых пунктов; проведено в 2016г.; ошибка выборки - 3,5%).
6. Фокус-групповые интервью (2016 г.), проведенные при участии автора среди учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках проекта «Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (всего - 33 человека).
7. Анкетирование учащихся старших классов, проведенное в рамках государственного задания Минобранауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодёжи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1087 человек; тип выборки - случайная гнездовая; проведено в 2017 г.; ошибка выборки не превышает 3%).
В работе осуществлен вторичный анализ исследований, связанных с изучением различных аспектов российского образования, проведенных такими учреждениями, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федеральный научно-исследовательский социологический центр российской академии наук (ФниСЦ РАН), Институт образования НИУ ВШЭ.
Первичные данные обработаны с помощью программы 8Р88 21.0.
Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием научной новизны:
- дано определение «информационная услуга» в общем образовании, которое понимается как деятельность общеобразовательной организации, ориентированная на опосредованное (компьютерно-опосредованное) обеспечение учащихся, их родителей и учителей информацией о ходе образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- исследован переход от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию основных субъектов образовательного процесса в системе общего образования на основе анализа положительных и отрицательных эффектов внедрения информационных услуг в сферу общего образования;
- представлена авторская систематизация положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг основными участниками образовательного процесса в системе общего образования;
- показано, что главное противоречие внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования связано с тем, что их основным и единственным заказчиком, определяющим их спектр и информационную наполняемость, является государство в лице органов управления образованием. По этой причине основные потребители (учащиеся, родителей, учителя) информационных услуг сталкиваются с проблемами при их использовании;
- определены основные факторы, влияющие на формирование ориентаций и установок основных субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования: компьютеризация общеобразовательных организаций, доступность высокоскоростного Интернет-соединения, уровень компьютерной грамотности, наличие специализированного программного обеспечения (внешние факторы); потребность во взаимодействии основных участников образовательного процесса и оптимизации информации об обучении учащихся (внутренние факторы).
- на материалах эмпирических исследований разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию реализации информационных услуг в общем образовании и устранению основных проблем.
Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:
- определено, что «информационные услуги» в системе общего образования являются фактором перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия основных участников образовательного процесса, в основе которого - обеспечение учащихся, их родителей, учителей информацией о ходе учебного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- выявлены положительные и отрицательные эффекты внедрения и использования информационных услуг при взаимодействии основных участников образовательного процесса: снижение конфликтных ситуаций, расширение круга информируемых, уменьшение временных затрат на получение услуги, возможность постоянного информационного обмена, развитие компьютерной грамотности, увеличение разнообразия и достоверности информации (положительные эффекты); снижение установок на непосредственное взаимодействие субъектов образовательного процесса, принятие в качестве нормы формальный характер общения, сложность эмоционального включения в решении проблем, зависимость общения от внешних условий получения информационной услуги (отрицательные эффекты);
- доказано по данным эмпирических исследований, что потребность родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций в информации о педагогических рекомендациях по работе с детьми не удовлетворяется при использовании современных форм их получения от учителей;
- показано, что основными причинами невозможности обеспечения родителей востребованными методико-педагогическими рекомендациями посредством информационных услуг являются: высокий уровень загруженности школьных педагогов (64% учителей имеют поурочную нагрузку более 21 часа в неделю (от 21 до 30 часов - 50%; свыше 30 часов - 14%); недостаточная сформированность ориентаций и установок школьных педагогов на использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента сетевого взаимодействия с учащимися и их родителями (только 11% учителей использует ИКТ для сетевого взаимодействия); время, затрачиваемое на самообразование, влияет на уровень использования информационных технологий в образовательном процессе для реализации опосредованного взаимодействия (среди учителей, уделяющих самообразованию не более 4 часов в неделю - 9% используют ИКТ для сетевого взаимодействия, от 5 до 8 часов - 13%, от 9 до 12 часов - 21%);
- выявлены различия во мнениях родителей (законных представителей) как получателей информационных услуг о безопасности и конфиденциальности электронной формы передачи информации: положительно относятся среди возрастных групп до 44 лет - 75% респондентов, в группе 45-54 года - 67%, от 55 до 65 лет - 62%;
- показано, что большинство учителей постоянно сталкиваются с разными проблемами при работе с программным обеспечением, посредством которого реализуются информационные услуги в общем образовании. Доля школьных педагогов, отрицательно оценивающих ресурс, используемый в настоящее время при реализации электронного журнала и дневника, составила 77%;
- разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса реализации информационных услуг в системе общего образования, направленные на развитие опосредованного взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий, а также устранению существующих противоречий и проблем.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в выявлении положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования при взаимодействии основных участников образовательного процесса; анализе перехода от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию субъектов образовательного процесса в общем образовании. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности и качества предоставления информационных услуг в системе общего образования.
Материалы исследования могут быть включены в вузовские курсы: «Социология образования», «Социология инноваций», «Социология коммуникации».
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, релевантных поставленным целям и задачам.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы» Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (социологические науки). Тема соответствует пункту 11 «социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоёв в трансформирующемся обществе»; п. 26 «Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование».
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Основные положения диссертации изложены в выступлениях соискателя на международных, всероссийских, региональных конференциях: Международная конференция «Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2014); Всероссийская научно-практической конференция с международным участием «Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2016); Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (УРФУ, Екатеринбург, 2018); IV Тюменский социологический Форум «Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России» (ТюмГУ, Тюмень, 2015); XIII Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт- Петербург, 2015), (всего - 10), отражены в публикациях, в том числе в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК (всего - 4). Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обсуждены на заседании кафедры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка, включающего 209 наименований. Объём диссертации составляет 154 страницы.
Информатизация образования как явление находится в фокусе современных социологических и педагогических исследований, посвященных анализу проблем создания и внедрения технологических инноваций в процесс обучения на различных уровнях системы образования, оценке реальных и возможных негативных и позитивных последствий. Система общего образования, особенно три школьных образовательных уровня (начальное, основное, среднее) в наибольшей степени подвержены изменениям, связанным с внедрением различного рода технологических новшеств в образовательный процесс.
Заметным нововведением в последние годы в системе общего образования являются первоочередные государственные и муниципальные услуги в сфере образования, предоставляемые в электронном виде. Появляются новые возможности получения государственных и муниципальных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в общем образовании. Подобного рода услуги в первую очередь направлены на обеспечение информацией об образовательном процессе его основных участников (учащихся, родителей, учителей), посредством официальных информационных ресурсов (сайт общеобразовательного учреждения, система электронного журнала и дневника и др.). Возникла ситуация, при которой основные субъекты образовательного процесса в школе получили дополнительные каналы удовлетворения своих информационных потребностей об образовательном процессе. Главное противоречие внедрения подобного рода услуг заключается в том, что их основным и единственным заказчиком являются органы управления образованием, определяющие спектр и информационную наполняемость, а не конечные потребители (учащиеся, родители, учителя).
На основании общих потребностей основных участников образовательного процесса в информации, которую можно получить посредством информационных услуг в системе общего образования, особую актуальность приобретает проблема выбора, внедрения эффективных информационных ресурсов и систем, благодаря которым это становится возможным. В течение долгого времени существовали иные способы получения информации об успеваемости ученика, домашних заданиях, информационных объявлениях, которые были встроены в школьный образовательный процесс, а также повседневную жизнь школьного учителя. Важным является адекватное внедрение и реализация новых информационных продуктов, что в противном случае, может стать причиной дополнительной нагрузки учителей. В этом заключается одно из противоречий между привычными (устоявшимися) и новыми формами взаимодействия и информационного обмена учителей, учащихся, родителей.
В России наблюдаются достаточно высокие темпы модернизации общеобразовательных учреждений. Эффективная реализация информационных услуг в системе общего образования не может быть осуществлена без полноценного комплекса информационно-технического усовершенствования образовательных организаций. Необходимо не просто формальное наличие компьютерной техники и возможности выхода в Интернет на рабочем месте каждого отдельного учителя, но сами технические устройства должны соответствовать современности, быть актуальными. То же самое касается и скорости Интернет-соединения, которое на данный момент далеко не идеально в территориально отдаленных регионах Российской Федерации. Таким образом, приобретает актуальность изучение процесса модернизации с позиции возможности предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в системе образования в электронной форме, предполагающее комплексный анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений.
Также актуальной проблемой является отсутствие полноценного теоретического анализа, раскрывающего сущность и специфику информационных услуг в системе общего образования. До настоящего времени недостаточно разработана методология изучения качества предоставления информационных услуг в школе. Анализ особенностей информационных услуг в системе общего образования, выявление факторов и противоречий в процессе взаимодействия основных субъектов общего образования при предоставлении, получении и реализации подобных услуг, позволит глубже разобраться в возможностях дальнейшего развития этого механизма удовлетворения потребности в информации среди основных участников процесса обучения.
Социологический анализ информационных услуг в системе общего образования включает рассмотрение следующих противоречий:
- между органами управления образованием, как реальным заказчиком информационных услуг, определяющим их спектр и информационную наполняемость, и учащимися, родителями, учителями, которые являются их непосредственными получателями.
- между привычными способами взаимодействия учителей, учащихся и их родителей в образовательном процессе и новыми формами этого взаимодействия.
- между реально существующими и необходимыми материально - техническими условиями для реализации информационных услуг, предоставляемых в электронной форме в общеобразовательных учреждениях.
- между необходимым и реальным объёмом информационных потребностей основных участников образовательного процесса, которые они могут удовлетворить через использование информационных услуг.
Степень разработанности темы исследования. Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследования.
Анализ образования в рамках определенного социального института впервые был представлен в работах Г. Спенсера. В дальнейшем в трудах таких представителей зарубежной социологии как П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, были выделены концепции образования, рассмотрены отдельные элементы института образования, а также его социальная роль.
Среди представителей российской социологии изучение различных аспектов системы образования, в том числе идентификация его основных функций, присутствует в работах Б.Ю. Берзина, Ю.Р. Вишневского, В.П. Засыпкина, Г.Е. Зборовского, Г.А. Ключарева, Д.Л. Константиновского, А.Ж. Кусжановой, А.В. Меренкова, Е.В. Прямиковой, Е.Э. Смирновой, А.А. Терентьева, Г.А. Чередниченко, Г.Ф. Шафранова-Куцева, Е.А. Шуклиной и других российских ученых.
Исследование услуг в сфере образования, реализуемых в современном российском образовании, в контексте их общих понятий, типологий и специфических характеристик осуществлено в работах С.В. Абдуллиной, М.М. Акулич, О.В. Алешкиной, В.М. Ананишнева, Е. Головчанской, А.С. Запесоцкого, С.В. Калининой, В.Н. Пугача, С.И. Солонина, О.Н. Смолина, С. Чеботковой, Т.А. Хагурова и др.
Анализ качества услуг в сфере образования, наличие различного рода прикладных социологических исследований с целью изучения, описания сопутствующей методологии проведения дан в работах Г.Н. Гайдуковой, Е.Н. Елисеевой, В.Ф. Покасова, М.М. Поташника, А.А. Русановой, и других российских исследователей.
Содержание информационных услуг в общем образовании раскрывается в работах Т.А. Букреевой, С.В. Булановой, И.А. Гаврилина, В.Н. Гурова, Т.Е. Зерчаниновой, Н.А. Иванцовой, А.И. Калининой, И.Н. Мовчан, Е.А. Первушкиной, Л.А. Плешковой, Т.Н. Сорокиной, Е.А. Сутягиной, В.С. Хусаиновой, Е.В. Якушина и др.
Анализ процесса информатизации системы образования, а также рассмотрение последствий этого процесса представлено в работах таких авторов как Г.И. Абдрахманова, Д.В. Адамчук, А.Г. Асмолов, Г.А. Банных, Г.М. Водопьян, Л.И. Долинер, В.В. Зиновьев, А.Д. Король, В.А. Луков, А.В. Молокова, И.А. Розина, А.Л. Семенов, В.С. Собкин, А.Ю. Уваров и других.
Таким образом, можно констатировать наличие вполне достаточного количества работ, посвященных вопросам изучения социального института образования, его трансформационных процессов, изменения функций, а также основных способов их реализации.
Тем не менее, работ, посвященных изучению образовательных, а особенно информационных услуг в общем образовании недостаточно. В условиях реализации информационных услуг в системе общего образования требуется предметное и целенаправленное их исследование. Фактически неизученным, в настоящее время с точки зрения социологии остается вопрос информационных услуг в общем образовании с позиции взаимодействия основных субъектов учебного процесса (учащихся, родителей и учителей). Исходя из этого прослеживается проблематика данного диссертационного исследования.
Объект исследования - информационные услуги.
Предмет исследования - использование информационных услуг в системе общего образования.
Цель диссертационного исследования - изучить особенности использования информационных услуг основными субъектами образовательного процесса в общем образовании.
Поставленная цель достигалась в работе решением следующих задач:
1) раскрыть сущность и содержание информационных услуг в системе общего образования;
2) рассмотреть основные факторы формирования ориентаций и установок на использование информационных услуг основными субъектами образовательного процесса;
3) выявить особенности среды реализации и использования информационных услуг в современном общем образовании основными участниками процесса обучения;
4) проанализировать уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к использованию информационных услуг.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Отдельно были проанализированы нормативно-правовые акты и федеральные программы в области образования, а также данные Росстата РФ, имеющие отношение к теме исследования.
В ходе анализа информационных услуг в системе общего образования, автором был сделан упор на теорию коммуникации Г. Лассуэла, М. Маклюэна, Д. Маккуэйла, при рассмотрении информационных услуг как фактора перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия.
Помимо того, при теоретическом рассмотрении информационных услуг применена теория инновации И. Шумпетера, её дополнения, внесённые Б.Твиссом и Н.И. Лапиным, а также теория социального взаимодействия П.А. Сорокина (анализ особенностей социального взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования; рассмотрение информационных услуг с точки зрения проводников социального взаимодействия в образовательном процессе).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы системный подход и структурно-функциональный анализ (рассмотрение факторов создания, получения и реализации информационных услуг в системе общего образования). Применены общенаучные методы познания, такие как - анализ, синтез, индукция, дедукция, а также опросные методы при проведение конкретно-социологических исследований - анкетирование, глубинные интервью, фокус-групповые интервью.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, проведенных автором и при участии автора, которые направлены на изучение реализации информационных услуг в системе общего образования в учреждениях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего (полного) образования. Ими являются:
1. Анкетирование, проведенное в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1161 потребитель информационных услуг в системе общего образования, включая 1022 родителя (законных представителя) учащихся общеобразовательных учреждениях, 132 старшеклассника; тип выборки - случайная гнездовая; срок проведения - 2013г.; ошибка выборки не выше 3,5%, а также анкетный опрос экспертов - директоров и завучей общеобразовательных учреждений Тюменской области, объём выборки - 44 человека);
2. Глубинные интервью с получателями информационной услуги «предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», проведенных в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - г.Тюмень; объём выборки - 35 родителей учащихся 3-4 классов; проведено в 2013 г.);
3. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений, проведённое
в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 910 человек; проведено в 2015 г.; тип выборки - серийная, гнездовая с
пропорциональным размещением по полу, возрасту, стажу работы; ошибка выборки - 3%)
4. Фокус-групповые интервью (2015 г.), проведенные автором среди
учителей общеобразовательных учреждений Тюменской области в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (38 человек).
5. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа (объём выборки - 680 респондентов; тип выборки - квотная с репрезентацией по полу, стажу педагогической работы и размеру населённых пунктов; проведено в 2016г.; ошибка выборки - 3,5%).
6. Фокус-групповые интервью (2016 г.), проведенные при участии автора среди учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках проекта «Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (всего - 33 человека).
7. Анкетирование учащихся старших классов, проведенное в рамках государственного задания Минобранауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодёжи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1087 человек; тип выборки - случайная гнездовая; проведено в 2017 г.; ошибка выборки не превышает 3%).
В работе осуществлен вторичный анализ исследований, связанных с изучением различных аспектов российского образования, проведенных такими учреждениями, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федеральный научно-исследовательский социологический центр российской академии наук (ФниСЦ РАН), Институт образования НИУ ВШЭ.
Первичные данные обработаны с помощью программы 8Р88 21.0.
Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием научной новизны:
- дано определение «информационная услуга» в общем образовании, которое понимается как деятельность общеобразовательной организации, ориентированная на опосредованное (компьютерно-опосредованное) обеспечение учащихся, их родителей и учителей информацией о ходе образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- исследован переход от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию основных субъектов образовательного процесса в системе общего образования на основе анализа положительных и отрицательных эффектов внедрения информационных услуг в сферу общего образования;
- представлена авторская систематизация положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг основными участниками образовательного процесса в системе общего образования;
- показано, что главное противоречие внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования связано с тем, что их основным и единственным заказчиком, определяющим их спектр и информационную наполняемость, является государство в лице органов управления образованием. По этой причине основные потребители (учащиеся, родителей, учителя) информационных услуг сталкиваются с проблемами при их использовании;
- определены основные факторы, влияющие на формирование ориентаций и установок основных субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования: компьютеризация общеобразовательных организаций, доступность высокоскоростного Интернет-соединения, уровень компьютерной грамотности, наличие специализированного программного обеспечения (внешние факторы); потребность во взаимодействии основных участников образовательного процесса и оптимизации информации об обучении учащихся (внутренние факторы).
- на материалах эмпирических исследований разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию реализации информационных услуг в общем образовании и устранению основных проблем.
Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:
- определено, что «информационные услуги» в системе общего образования являются фактором перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия основных участников образовательного процесса, в основе которого - обеспечение учащихся, их родителей, учителей информацией о ходе учебного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- выявлены положительные и отрицательные эффекты внедрения и использования информационных услуг при взаимодействии основных участников образовательного процесса: снижение конфликтных ситуаций, расширение круга информируемых, уменьшение временных затрат на получение услуги, возможность постоянного информационного обмена, развитие компьютерной грамотности, увеличение разнообразия и достоверности информации (положительные эффекты); снижение установок на непосредственное взаимодействие субъектов образовательного процесса, принятие в качестве нормы формальный характер общения, сложность эмоционального включения в решении проблем, зависимость общения от внешних условий получения информационной услуги (отрицательные эффекты);
- доказано по данным эмпирических исследований, что потребность родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций в информации о педагогических рекомендациях по работе с детьми не удовлетворяется при использовании современных форм их получения от учителей;
- показано, что основными причинами невозможности обеспечения родителей востребованными методико-педагогическими рекомендациями посредством информационных услуг являются: высокий уровень загруженности школьных педагогов (64% учителей имеют поурочную нагрузку более 21 часа в неделю (от 21 до 30 часов - 50%; свыше 30 часов - 14%); недостаточная сформированность ориентаций и установок школьных педагогов на использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента сетевого взаимодействия с учащимися и их родителями (только 11% учителей использует ИКТ для сетевого взаимодействия); время, затрачиваемое на самообразование, влияет на уровень использования информационных технологий в образовательном процессе для реализации опосредованного взаимодействия (среди учителей, уделяющих самообразованию не более 4 часов в неделю - 9% используют ИКТ для сетевого взаимодействия, от 5 до 8 часов - 13%, от 9 до 12 часов - 21%);
- выявлены различия во мнениях родителей (законных представителей) как получателей информационных услуг о безопасности и конфиденциальности электронной формы передачи информации: положительно относятся среди возрастных групп до 44 лет - 75% респондентов, в группе 45-54 года - 67%, от 55 до 65 лет - 62%;
- показано, что большинство учителей постоянно сталкиваются с разными проблемами при работе с программным обеспечением, посредством которого реализуются информационные услуги в общем образовании. Доля школьных педагогов, отрицательно оценивающих ресурс, используемый в настоящее время при реализации электронного журнала и дневника, составила 77%;
- разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса реализации информационных услуг в системе общего образования, направленные на развитие опосредованного взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий, а также устранению существующих противоречий и проблем.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в выявлении положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования при взаимодействии основных участников образовательного процесса; анализе перехода от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию субъектов образовательного процесса в общем образовании. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности и качества предоставления информационных услуг в системе общего образования.
Материалы исследования могут быть включены в вузовские курсы: «Социология образования», «Социология инноваций», «Социология коммуникации».
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, релевантных поставленным целям и задачам.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы» Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (социологические науки). Тема соответствует пункту 11 «социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоёв в трансформирующемся обществе»; п. 26 «Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование».
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Основные положения диссертации изложены в выступлениях соискателя на международных, всероссийских, региональных конференциях: Международная конференция «Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2014); Всероссийская научно-практической конференция с международным участием «Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2016); Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (УРФУ, Екатеринбург, 2018); IV Тюменский социологический Форум «Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России» (ТюмГУ, Тюмень, 2015); XIII Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт- Петербург, 2015), (всего - 10), отражены в публикациях, в том числе в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК (всего - 4). Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обсуждены на заседании кафедры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка, включающего 209 наименований. Объём диссертации составляет 154 страницы.
В работе представлен социологический анализ взаимодействия участников образовательного процесса при создании, получении и реализации информационных услуг в системе общего образования. Проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям.
Теоретически были выделены основные противоречия услуг в сфере общего образования. В начале автором были определены основные противоречия, присущие образовательным услугам: между реальным заказчиком и фактическим получателем; между ролью получателя и исполнителя услуги; между тем, кто платит за образовательную услугу, и тем, кто её получает. В последующем на основе изучения образовательных услуг, были рассмотрены информационные услуги, выделены подобные противоречия. С одной стороны, между тем, кто является реальным заказчиком информационных услуг и их непосредственными получателями, с другой стороны между необходимым и реальным объёмом информации, которую могут получить участники образовательного процесса через эти услуги.
Автором исследования была предпринята попытка идентификации роли информационных услуг в системе общего образования. Предполагается, что их роль заключается в том, чтобы стать важным механизмом решения основных проблем в процессе реализации образовательных услуг, устранить основные противоречия путём вовлечения всех участников образовательного процесса в процесс учёбы, трансформировать школьников в ответственных заказчиков образовательной услуги для самих себя, а их родителей в эффективных соучастников учебного процесса своего ребёнка. Это отчасти возможно при реализации опосредованного (компьютерно-опосредованного) взаимодействия участников образовательного процесса.
Анализ современных процессов в российском образовании показал, что существуют два типа факторов, определяющих ориентации и установки основных участников образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования. Внешние факторы реализации системы информационных услуг в общем образовании определяются уровнем развития среды, позволяющей удовлетворить потребности заказчиков информационных услуг в системе общего образования через интеграцию новых средств взаимодействия между участниками образовательного процесса. Внутренние факторы связаны с конкретными потребностями участников образовательного процесса. Стремление индивидов к удовлетворению своих информационных потребностей определяет специфику заказа на реализацию информационных услуг со стороны учащихся, их родителей и учителей.
Исходя из факторов, определяющих ориентации и установки на использование информационных услуг, были проанализированы потребности, присущие получателям данных услуг в системе общего образования. Автор отмечает, что некоторые потребности могут быть соотнесены сразу со всеми участниками образовательного процесса, однако существует разница в степени необходимости их удовлетворения. К основным потребностям можно отнести:
- повышение эффективности контроля, превалирующего в воспитательном и образовательном процессах, посредством новых способов предоставления информации об успеваемости учащегося (родители, учителя);
- постоянный мониторинг учеников как объектов образовательного процесса (учителя);
- объективность получаемой информации о ходе обучения (родители);
- экономия и четкая структуризация рабочего, а также свободного времени, сокращении количества времени, затрачиваемого на получение информации о ходе образовательного процесса (родители, ученики, учителя) ;
- оптимизация рабочего процесса (учителя).
Посредством углубленного теоретического анализа информационных услуг в системе общего образования, раскрыты существующие проблемы предоставления данных услуг. Их можно дифференцировать по основному признаку.
Во-первых, проблемы содержательного характера. Глубинный внутренний вызов для системы информационных услуг в общем образовании заключается в отсутствии наполненности получаемой информации педагогическими методиками работы с детьми, рекомендациями учителей по работе с учеником в рамках определенной дисциплины. Техническая возможность реализации подобного взаимодействия между учителями и родительской общественностью присутствует. Вторым серьёзным вызовом содержательного плана, является готовность учителей предоставить такую информацию, дать совет относительно каждого отдельного ученика, сформировать его индивидуальную образовательную траекторию с учётом возможностей и наклонностей школьника.
Во-вторых, проблемы процессуального характера. С точки зрения учителей как объектов и субъектов предоставления информационных услуг в общем образовании, отсутствие отлаженной системы работы с новыми средствами через которые предоставляется информационная услуга. Этот факт является причиной повышения ежедневной нагрузки на каждого педагога, что приводит к отрицательным последствиям реализации образовательных функций школы. Необходима четкая регламентация работы с программным обеспечением.
В-третьих, проблемы технического характера. Формальное отношение к процессу модернизации и компьютеризации общеобразовательных учреждений. Возможное несоответствие материально-технических средств работы учителя стандартам современного оборудования. Совместно с этим, обеспечение быстрого и бесперебойного Интернет-соединения на рабочих местах педагогов. К проблемам технического характера можно также отнести выбор эффективного и подходящего программного обеспечения, посредством которого будут предоставляться информационные услуги в общем образовании.
Эмпирическая глава диссертационного исследования посвящена изучению внешней среды реализации информационных услуг в современном общем образовании, а также выявлению уровня готовности участников образовательного процесса к использованию информационных услуг в процессе обучения.
Во-первых, эмпирически подтверждена проблема отсутствия наполненности получаемой информации о педагогических методах работы с учащимися через информационные услуги. У получателей (родителей) зафиксирована потребность в подобной информации. Совместно с тем определены причины возможных затруднений с предоставлением подобного рода информации со стороны учителей. К ним относятся: высокая загруженность учительского состава общеобразовательного учреждения; несформированность ориентаций и установок учителей на использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как средств сетевого взаимодействия, что, в частности, связано с недостаточным самообразованием и самосовершенствованием себя как специалиста в свободное от основной и домашней работы время.
Во-вторых, форма предоставления информационных услуг в сфере образования, а именно использование информационно-коммуникационных технологий, в действительности оценена потребителями услуг (родителями, учащимися) как более удобная, конфиденциальная, безопасная и быстрая, в сравнении с традиционной. Однако, помимо этой характеристики, выявлена и другая, но уже с негативным оттенком. Так, основные проблемы, которые были указаны респондентами, связаны с технической стороной реализации информационных услуг в общем образовании. Некоторые получатели сталкиваются с такими проблемами как: долгое ожидание отклика сайта, его продолжительная загрузка, неадекватная работа. Этот результат свидетельствует о важности и необходимости правильно подобранного 1Т-продукта, посредством которого реализуется информационная услуга в школе.
В-третьих, по мнению экспертов, которые ответственны за предоставление данного типа услуг в общеобразовательных учреждениях, существует целый ряд проблем как с самим ресурсом предоставления данных услуг в электронном виде, так и с системой взаимодействия с ним. Это подтверждается отдельными результатами различных исследований, проведенных на территории Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа на протяжении нескольких лет.
В связи с этим, в качестве рекомендаций по развитию системы предоставления информационных услуг в сфере общего образования следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Повысить значимость изучения информационных услуг в системе общего образования, в соответствии со всеми специфическими характеристиками, и имеющимся теоретическим и эмпирическим опытом, представленным в данной работе. На наш взгляд, это позволит нивелировать основные противоречия в ходе реализации информационных услуг в сфере общего образования, улучшить качество образовательного процесса на этапе школьного обучения, тем самым усилить человеческий капитал, сделать его высококонкурентоспособным.
2. Проводить мероприятия по повышению компьютерной грамотности пользователей информационных услуг, для увеличения положительного эффекта от их получения:
- курсы компьютерной грамотности населения вне зависимости от их социально-экономической и возрастной принадлежности;
- отдельные занятия на базе общеобразовательных организаций для своих учащихся и их родителей.
3. Осуществлять совершенствование технической стороны оказания информационных услуг в сфере общего образования:
- увеличить скорость работы сайта;
- уделить особое внимание применяющемуся программному обеспечению посредством которого реализуются информационные услуги, менять его в случае выявления неэффективности и неудобства пользования;
4. Качественно расширить количество получаемой информации через информационные услуги в школе:
- увеличить информационную наполненность сайта, на котором происходит оказание услуги, общими и индивидуальными педагогическими методами работы с учащимися для их родителей;
5. Уделить особое внимание со стороны школы квалификации работающих в ней педагогов, с целью подготовки их к трансляции той информации, которую хотят получить учащие и их родители при использовании информационных услуг по официально внедрённым каналам компьютерно-опосредованной коммуникации.
6. Проработать процесс предоставления информационных услуг с учетом интересов и потребностей сотрудников общеобразовательных учреждений, которые непосредственно участвуют в ведении (заполнении) электронных журналов и дневников:
- введение специальной должности в рамках учреждения, ответственной за наполнение сайта необходимо информацией о ходе учебно-воспитательного процесса;
- заполнение учителем одного вида журнала: электронного или бумажного (классического).
7. Законодательно утвердить право получения информации о ходе образовательного процесса (пояснения, комментарии об успеваемости) для учащихся и их родителей посредством информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, в ходе проведенного теоретического и эмпирического анализа была раскрыта специфика взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования, выявлены проблемы и противоречия, возникающие в процессе их создания, внедрения и последующей реализации. Результаты исследования показали, что информационные услуги в системе общего образования являются определённым способом реализации функций социального института образования, механизмом удовлетворения потребностей их заказчиков, однако до сих пор существует ряд серьёзных нерешенных проблем, которые не позволяют им в полной мере реализовывать свою роль. Повышение качества предоставления информационных услуг в системе общего образования позитивно скажется на образовательный и воспитательный процесс в школьном обучении, что несомненно станет фактором развития человеческого капитала, особенно необходимого в условиях современной российской действительности.
Дальнейшие исследования информационных услуг в системе общего образования могут быть связаны с проведением сравнительного анализа эффективности использования официальных (определенных органами управления образованием) и неофициальных каналов компьютерно-опосредованной коммуникации основных участников процесса обучения в общем образовании с целью обмена информацией об обучении учащихся.
Теоретически были выделены основные противоречия услуг в сфере общего образования. В начале автором были определены основные противоречия, присущие образовательным услугам: между реальным заказчиком и фактическим получателем; между ролью получателя и исполнителя услуги; между тем, кто платит за образовательную услугу, и тем, кто её получает. В последующем на основе изучения образовательных услуг, были рассмотрены информационные услуги, выделены подобные противоречия. С одной стороны, между тем, кто является реальным заказчиком информационных услуг и их непосредственными получателями, с другой стороны между необходимым и реальным объёмом информации, которую могут получить участники образовательного процесса через эти услуги.
Автором исследования была предпринята попытка идентификации роли информационных услуг в системе общего образования. Предполагается, что их роль заключается в том, чтобы стать важным механизмом решения основных проблем в процессе реализации образовательных услуг, устранить основные противоречия путём вовлечения всех участников образовательного процесса в процесс учёбы, трансформировать школьников в ответственных заказчиков образовательной услуги для самих себя, а их родителей в эффективных соучастников учебного процесса своего ребёнка. Это отчасти возможно при реализации опосредованного (компьютерно-опосредованного) взаимодействия участников образовательного процесса.
Анализ современных процессов в российском образовании показал, что существуют два типа факторов, определяющих ориентации и установки основных участников образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования. Внешние факторы реализации системы информационных услуг в общем образовании определяются уровнем развития среды, позволяющей удовлетворить потребности заказчиков информационных услуг в системе общего образования через интеграцию новых средств взаимодействия между участниками образовательного процесса. Внутренние факторы связаны с конкретными потребностями участников образовательного процесса. Стремление индивидов к удовлетворению своих информационных потребностей определяет специфику заказа на реализацию информационных услуг со стороны учащихся, их родителей и учителей.
Исходя из факторов, определяющих ориентации и установки на использование информационных услуг, были проанализированы потребности, присущие получателям данных услуг в системе общего образования. Автор отмечает, что некоторые потребности могут быть соотнесены сразу со всеми участниками образовательного процесса, однако существует разница в степени необходимости их удовлетворения. К основным потребностям можно отнести:
- повышение эффективности контроля, превалирующего в воспитательном и образовательном процессах, посредством новых способов предоставления информации об успеваемости учащегося (родители, учителя);
- постоянный мониторинг учеников как объектов образовательного процесса (учителя);
- объективность получаемой информации о ходе обучения (родители);
- экономия и четкая структуризация рабочего, а также свободного времени, сокращении количества времени, затрачиваемого на получение информации о ходе образовательного процесса (родители, ученики, учителя) ;
- оптимизация рабочего процесса (учителя).
Посредством углубленного теоретического анализа информационных услуг в системе общего образования, раскрыты существующие проблемы предоставления данных услуг. Их можно дифференцировать по основному признаку.
Во-первых, проблемы содержательного характера. Глубинный внутренний вызов для системы информационных услуг в общем образовании заключается в отсутствии наполненности получаемой информации педагогическими методиками работы с детьми, рекомендациями учителей по работе с учеником в рамках определенной дисциплины. Техническая возможность реализации подобного взаимодействия между учителями и родительской общественностью присутствует. Вторым серьёзным вызовом содержательного плана, является готовность учителей предоставить такую информацию, дать совет относительно каждого отдельного ученика, сформировать его индивидуальную образовательную траекторию с учётом возможностей и наклонностей школьника.
Во-вторых, проблемы процессуального характера. С точки зрения учителей как объектов и субъектов предоставления информационных услуг в общем образовании, отсутствие отлаженной системы работы с новыми средствами через которые предоставляется информационная услуга. Этот факт является причиной повышения ежедневной нагрузки на каждого педагога, что приводит к отрицательным последствиям реализации образовательных функций школы. Необходима четкая регламентация работы с программным обеспечением.
В-третьих, проблемы технического характера. Формальное отношение к процессу модернизации и компьютеризации общеобразовательных учреждений. Возможное несоответствие материально-технических средств работы учителя стандартам современного оборудования. Совместно с этим, обеспечение быстрого и бесперебойного Интернет-соединения на рабочих местах педагогов. К проблемам технического характера можно также отнести выбор эффективного и подходящего программного обеспечения, посредством которого будут предоставляться информационные услуги в общем образовании.
Эмпирическая глава диссертационного исследования посвящена изучению внешней среды реализации информационных услуг в современном общем образовании, а также выявлению уровня готовности участников образовательного процесса к использованию информационных услуг в процессе обучения.
Во-первых, эмпирически подтверждена проблема отсутствия наполненности получаемой информации о педагогических методах работы с учащимися через информационные услуги. У получателей (родителей) зафиксирована потребность в подобной информации. Совместно с тем определены причины возможных затруднений с предоставлением подобного рода информации со стороны учителей. К ним относятся: высокая загруженность учительского состава общеобразовательного учреждения; несформированность ориентаций и установок учителей на использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как средств сетевого взаимодействия, что, в частности, связано с недостаточным самообразованием и самосовершенствованием себя как специалиста в свободное от основной и домашней работы время.
Во-вторых, форма предоставления информационных услуг в сфере образования, а именно использование информационно-коммуникационных технологий, в действительности оценена потребителями услуг (родителями, учащимися) как более удобная, конфиденциальная, безопасная и быстрая, в сравнении с традиционной. Однако, помимо этой характеристики, выявлена и другая, но уже с негативным оттенком. Так, основные проблемы, которые были указаны респондентами, связаны с технической стороной реализации информационных услуг в общем образовании. Некоторые получатели сталкиваются с такими проблемами как: долгое ожидание отклика сайта, его продолжительная загрузка, неадекватная работа. Этот результат свидетельствует о важности и необходимости правильно подобранного 1Т-продукта, посредством которого реализуется информационная услуга в школе.
В-третьих, по мнению экспертов, которые ответственны за предоставление данного типа услуг в общеобразовательных учреждениях, существует целый ряд проблем как с самим ресурсом предоставления данных услуг в электронном виде, так и с системой взаимодействия с ним. Это подтверждается отдельными результатами различных исследований, проведенных на территории Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа на протяжении нескольких лет.
В связи с этим, в качестве рекомендаций по развитию системы предоставления информационных услуг в сфере общего образования следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Повысить значимость изучения информационных услуг в системе общего образования, в соответствии со всеми специфическими характеристиками, и имеющимся теоретическим и эмпирическим опытом, представленным в данной работе. На наш взгляд, это позволит нивелировать основные противоречия в ходе реализации информационных услуг в сфере общего образования, улучшить качество образовательного процесса на этапе школьного обучения, тем самым усилить человеческий капитал, сделать его высококонкурентоспособным.
2. Проводить мероприятия по повышению компьютерной грамотности пользователей информационных услуг, для увеличения положительного эффекта от их получения:
- курсы компьютерной грамотности населения вне зависимости от их социально-экономической и возрастной принадлежности;
- отдельные занятия на базе общеобразовательных организаций для своих учащихся и их родителей.
3. Осуществлять совершенствование технической стороны оказания информационных услуг в сфере общего образования:
- увеличить скорость работы сайта;
- уделить особое внимание применяющемуся программному обеспечению посредством которого реализуются информационные услуги, менять его в случае выявления неэффективности и неудобства пользования;
4. Качественно расширить количество получаемой информации через информационные услуги в школе:
- увеличить информационную наполненность сайта, на котором происходит оказание услуги, общими и индивидуальными педагогическими методами работы с учащимися для их родителей;
5. Уделить особое внимание со стороны школы квалификации работающих в ней педагогов, с целью подготовки их к трансляции той информации, которую хотят получить учащие и их родители при использовании информационных услуг по официально внедрённым каналам компьютерно-опосредованной коммуникации.
6. Проработать процесс предоставления информационных услуг с учетом интересов и потребностей сотрудников общеобразовательных учреждений, которые непосредственно участвуют в ведении (заполнении) электронных журналов и дневников:
- введение специальной должности в рамках учреждения, ответственной за наполнение сайта необходимо информацией о ходе учебно-воспитательного процесса;
- заполнение учителем одного вида журнала: электронного или бумажного (классического).
7. Законодательно утвердить право получения информации о ходе образовательного процесса (пояснения, комментарии об успеваемости) для учащихся и их родителей посредством информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, в ходе проведенного теоретического и эмпирического анализа была раскрыта специфика взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования, выявлены проблемы и противоречия, возникающие в процессе их создания, внедрения и последующей реализации. Результаты исследования показали, что информационные услуги в системе общего образования являются определённым способом реализации функций социального института образования, механизмом удовлетворения потребностей их заказчиков, однако до сих пор существует ряд серьёзных нерешенных проблем, которые не позволяют им в полной мере реализовывать свою роль. Повышение качества предоставления информационных услуг в системе общего образования позитивно скажется на образовательный и воспитательный процесс в школьном обучении, что несомненно станет фактором развития человеческого капитала, особенно необходимого в условиях современной российской действительности.
Дальнейшие исследования информационных услуг в системе общего образования могут быть связаны с проведением сравнительного анализа эффективности использования официальных (определенных органами управления образованием) и неофициальных каналов компьютерно-опосредованной коммуникации основных участников процесса обучения в общем образовании с целью обмена информацией об обучении учащихся.
Подобные работы
- ИКТ в системе общего образования: перспективы внедрения и проблемные зоны
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В
ГОРОДСКОМ ПОСЕЛЕНИИ МОНИНО ЩЕЛКОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В 2000-Е ГГ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2021 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - ОРГАНИЗАЦИОННО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Совершенствование системы управления по результатам в сфере общего образования
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы управления по результатам в сфере общего образования
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - Продвижение услуг учреждения дополнительного образования посредством взаимодействия с социальными партнёрами
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2017 - ВНЕДРЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2020



