Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №102212

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы154
Год сдачи2018
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
247
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ использования информационных услуг в системе взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.1. Информационные услуги как фактор изменения системы
взаимодействия субъектов образовательного процесса 16
1.2. Особенности формирования ориентаций и установок основных
субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в обучении учащихся 57
Глава 2. Использование информационных услуг в процессе взаимодействия субъектов образовательной деятельности 79
2.1. Характеристика среды использования информационных услуг в
современном общем образовании 79
2.2. Уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к
использованию информационных услуг 103
Заключение 126
Список литературы

Актуальность темы исследования. Образование как один из основных элементов социальной структуры подвержено постоянному влиянию внешних факторов, детерминирующих различные изменения. Одним из таких факторов является научно-технический прогресс, развитие компьютерных технологий, возможность обеспечения доступности Интернета для каждого отдельного индивида. В современное время практически каждый человек в ходе своей повседневности взаимодействует с информационно-коммуникационными технологиями, посредством которых решаются как рабочие, так и личные задачи, происходит получение и обмен информацией, реализуется межиндивидуальная компьютерно-опосредованная коммуникация.
Информатизация образования как явление находится в фокусе современных социологических и педагогических исследований, посвященных анализу проблем создания и внедрения технологических инноваций в процесс обучения на различных уровнях системы образования, оценке реальных и возможных негативных и позитивных последствий. Система общего образования, особенно три школьных образовательных уровня (начальное, основное, среднее) в наибольшей степени подвержены изменениям, связанным с внедрением различного рода технологических новшеств в образовательный процесс.
Заметным нововведением в последние годы в системе общего образования являются первоочередные государственные и муниципальные услуги в сфере образования, предоставляемые в электронном виде. Появляются новые возможности получения государственных и муниципальных услуг посредством информационно-коммуникационных технологий, в том числе и в общем образовании. Подобного рода услуги в первую очередь направлены на обеспечение информацией об образовательном процессе его основных участников (учащихся, родителей, учителей), посредством официальных информационных ресурсов (сайт общеобразовательного учреждения, система электронного журнала и дневника и др.). Возникла ситуация, при которой основные субъекты образовательного процесса в школе получили дополнительные каналы удовлетворения своих информационных потребностей об образовательном процессе. Главное противоречие внедрения подобного рода услуг заключается в том, что их основным и единственным заказчиком являются органы управления образованием, определяющие спектр и информационную наполняемость, а не конечные потребители (учащиеся, родители, учителя).
На основании общих потребностей основных участников образовательного процесса в информации, которую можно получить посредством информационных услуг в системе общего образования, особую актуальность приобретает проблема выбора, внедрения эффективных информационных ресурсов и систем, благодаря которым это становится возможным. В течение долгого времени существовали иные способы получения информации об успеваемости ученика, домашних заданиях, информационных объявлениях, которые были встроены в школьный образовательный процесс, а также повседневную жизнь школьного учителя. Важным является адекватное внедрение и реализация новых информационных продуктов, что в противном случае, может стать причиной дополнительной нагрузки учителей. В этом заключается одно из противоречий между привычными (устоявшимися) и новыми формами взаимодействия и информационного обмена учителей, учащихся, родителей.
В России наблюдаются достаточно высокие темпы модернизации общеобразовательных учреждений. Эффективная реализация информационных услуг в системе общего образования не может быть осуществлена без полноценного комплекса информационно-технического усовершенствования образовательных организаций. Необходимо не просто формальное наличие компьютерной техники и возможности выхода в Интернет на рабочем месте каждого отдельного учителя, но сами технические устройства должны соответствовать современности, быть актуальными. То же самое касается и скорости Интернет-соединения, которое на данный момент далеко не идеально в территориально отдаленных регионах Российской Федерации. Таким образом, приобретает актуальность изучение процесса модернизации с позиции возможности предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в системе образования в электронной форме, предполагающее комплексный анализ материально-технического состояния общеобразовательных учреждений.
Также актуальной проблемой является отсутствие полноценного теоретического анализа, раскрывающего сущность и специфику информационных услуг в системе общего образования. До настоящего времени недостаточно разработана методология изучения качества предоставления информационных услуг в школе. Анализ особенностей информационных услуг в системе общего образования, выявление факторов и противоречий в процессе взаимодействия основных субъектов общего образования при предоставлении, получении и реализации подобных услуг, позволит глубже разобраться в возможностях дальнейшего развития этого механизма удовлетворения потребности в информации среди основных участников процесса обучения.
Социологический анализ информационных услуг в системе общего образования включает рассмотрение следующих противоречий:
- между органами управления образованием, как реальным заказчиком информационных услуг, определяющим их спектр и информационную наполняемость, и учащимися, родителями, учителями, которые являются их непосредственными получателями.
- между привычными способами взаимодействия учителей, учащихся и их родителей в образовательном процессе и новыми формами этого взаимодействия.
- между реально существующими и необходимыми материально - техническими условиями для реализации информационных услуг, предоставляемых в электронной форме в общеобразовательных учреждениях.
- между необходимым и реальным объёмом информационных потребностей основных участников образовательного процесса, которые они могут удовлетворить через использование информационных услуг.
Степень разработанности темы исследования. Анализируя степень изученности рассматриваемой темы, можно выделить несколько направлений исследования.
Анализ образования в рамках определенного социального института впервые был представлен в работах Г. Спенсера. В дальнейшем в трудах таких представителей зарубежной социологии как П. Бурдье, М. Вебер, Э. Дюркгейм, были выделены концепции образования, рассмотрены отдельные элементы института образования, а также его социальная роль.
Среди представителей российской социологии изучение различных аспектов системы образования, в том числе идентификация его основных функций, присутствует в работах Б.Ю. Берзина, Ю.Р. Вишневского, В.П. Засыпкина, Г.Е. Зборовского, Г.А. Ключарева, Д.Л. Константиновского, А.Ж. Кусжановой, А.В. Меренкова, Е.В. Прямиковой, Е.Э. Смирновой, А.А. Терентьева, Г.А. Чередниченко, Г.Ф. Шафранова-Куцева, Е.А. Шуклиной и других российских ученых.
Исследование услуг в сфере образования, реализуемых в современном российском образовании, в контексте их общих понятий, типологий и специфических характеристик осуществлено в работах С.В. Абдуллиной, М.М. Акулич, О.В. Алешкиной, В.М. Ананишнева, Е. Головчанской, А.С. Запесоцкого, С.В. Калининой, В.Н. Пугача, С.И. Солонина, О.Н. Смолина, С. Чеботковой, Т.А. Хагурова и др.
Анализ качества услуг в сфере образования, наличие различного рода прикладных социологических исследований с целью изучения, описания сопутствующей методологии проведения дан в работах Г.Н. Гайдуковой, Е.Н. Елисеевой, В.Ф. Покасова, М.М. Поташника, А.А. Русановой, и других российских исследователей.
Содержание информационных услуг в общем образовании раскрывается в работах Т.А. Букреевой, С.В. Булановой, И.А. Гаврилина, В.Н. Гурова, Т.Е. Зерчаниновой, Н.А. Иванцовой, А.И. Калининой, И.Н. Мовчан, Е.А. Первушкиной, Л.А. Плешковой, Т.Н. Сорокиной, Е.А. Сутягиной, В.С. Хусаиновой, Е.В. Якушина и др.
Анализ процесса информатизации системы образования, а также рассмотрение последствий этого процесса представлено в работах таких авторов как Г.И. Абдрахманова, Д.В. Адамчук, А.Г. Асмолов, Г.А. Банных, Г.М. Водопьян, Л.И. Долинер, В.В. Зиновьев, А.Д. Король, В.А. Луков, А.В. Молокова, И.А. Розина, А.Л. Семенов, В.С. Собкин, А.Ю. Уваров и других.
Таким образом, можно констатировать наличие вполне достаточного количества работ, посвященных вопросам изучения социального института образования, его трансформационных процессов, изменения функций, а также основных способов их реализации.
Тем не менее, работ, посвященных изучению образовательных, а особенно информационных услуг в общем образовании недостаточно. В условиях реализации информационных услуг в системе общего образования требуется предметное и целенаправленное их исследование. Фактически неизученным, в настоящее время с точки зрения социологии остается вопрос информационных услуг в общем образовании с позиции взаимодействия основных субъектов учебного процесса (учащихся, родителей и учителей). Исходя из этого прослеживается проблематика данного диссертационного исследования.
Объект исследования - информационные услуги.
Предмет исследования - использование информационных услуг в системе общего образования.
Цель диссертационного исследования - изучить особенности использования информационных услуг основными субъектами образовательного процесса в общем образовании.
Поставленная цель достигалась в работе решением следующих задач:
1) раскрыть сущность и содержание информационных услуг в системе общего образования;
2) рассмотреть основные факторы формирования ориентаций и установок на использование информационных услуг основными субъектами образовательного процесса;
3) выявить особенности среды реализации и использования информационных услуг в современном общем образовании основными участниками процесса обучения;
4) проанализировать уровень готовности основных субъектов образовательного процесса к использованию информационных услуг.
Методологической и теоретической базой исследования послужили фундаментальные концепции классиков социологии и труды современных ученых. Отдельно были проанализированы нормативно-правовые акты и федеральные программы в области образования, а также данные Росстата РФ, имеющие отношение к теме исследования.
В ходе анализа информационных услуг в системе общего образования, автором был сделан упор на теорию коммуникации Г. Лассуэла, М. Маклюэна, Д. Маккуэйла, при рассмотрении информационных услуг как фактора перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия.
Помимо того, при теоретическом рассмотрении информационных услуг применена теория инновации И. Шумпетера, её дополнения, внесённые Б.Твиссом и Н.И. Лапиным, а также теория социального взаимодействия П.А. Сорокина (анализ особенностей социального взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования; рассмотрение информационных услуг с точки зрения проводников социального взаимодействия в образовательном процессе).
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы системный подход и структурно-функциональный анализ (рассмотрение факторов создания, получения и реализации информационных услуг в системе общего образования). Применены общенаучные методы познания, такие как - анализ, синтез, индукция, дедукция, а также опросные методы при проведение конкретно-социологических исследований - анкетирование, глубинные интервью, фокус-групповые интервью.
Эмпирическую базу исследования составили материалы социологических исследований, проведенных автором и при участии автора, которые направлены на изучение реализации информационных услуг в системе общего образования в учреждениях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего (полного) образования. Ими являются:
1. Анкетирование, проведенное в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1161 потребитель информационных услуг в системе общего образования, включая 1022 родителя (законных представителя) учащихся общеобразовательных учреждениях, 132 старшеклассника; тип выборки - случайная гнездовая; срок проведения - 2013г.; ошибка выборки не выше 3,5%, а также анкетный опрос экспертов - директоров и завучей общеобразовательных учреждений Тюменской области, объём выборки - 44 человека);
2. Глубинные интервью с получателями информационной услуги «предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости», проведенных в рамках исследования качества предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Тюменской области (география проведения - г.Тюмень; объём выборки - 35 родителей учащихся 3-4 классов; проведено в 2013 г.);
3. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений, проведённое
в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 910 человек; проведено в 2015 г.; тип выборки - серийная, гнездовая с
пропорциональным размещением по полу, возрасту, стажу работы; ошибка выборки - 3%)
4. Фокус-групповые интервью (2015 г.), проведенные автором среди
учителей общеобразовательных учреждений Тюменской области в рамках проекта «Качество жизни учителей Тюменской области» (38 человек).
5. Анкетирование учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа (объём выборки - 680 респондентов; тип выборки - квотная с репрезентацией по полу, стажу педагогической работы и размеру населённых пунктов; проведено в 2016г.; ошибка выборки - 3,5%).
6. Фокус-групповые интервью (2016 г.), проведенные при участии автора среди учителей общеобразовательных учреждений Ямало-Ненецкого автономного округа в рамках проекта «Социально-профессиональный портрет учительства Ямало-Ненецкого автономного округа» (всего - 33 человека).
7. Анкетирование учащихся старших классов, проведенное в рамках государственного задания Минобранауки РФ «Формирование конкурентоориентированности и конкурентоспособности молодёжи в российском обществе в контексте современной социокультурной динамики» (география исследования - Тюменская область без автономных округов; объём выборки - 1087 человек; тип выборки - случайная гнездовая; проведено в 2017 г.; ошибка выборки не превышает 3%).
В работе осуществлен вторичный анализ исследований, связанных с изучением различных аспектов российского образования, проведенных такими учреждениями, как Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Федеральный научно-исследовательский социологический центр российской академии наук (ФниСЦ РАН), Институт образования НИУ ВШЭ.
Первичные данные обработаны с помощью программы 8Р88 21.0.
Полученные в ходе работы над диссертацией результаты характеризуются наличием научной новизны:
- дано определение «информационная услуга» в общем образовании, которое понимается как деятельность общеобразовательной организации, ориентированная на опосредованное (компьютерно-опосредованное) обеспечение учащихся, их родителей и учителей информацией о ходе образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- исследован переход от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию основных субъектов образовательного процесса в системе общего образования на основе анализа положительных и отрицательных эффектов внедрения информационных услуг в сферу общего образования;
- представлена авторская систематизация положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг основными участниками образовательного процесса в системе общего образования;
- показано, что главное противоречие внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования связано с тем, что их основным и единственным заказчиком, определяющим их спектр и информационную наполняемость, является государство в лице органов управления образованием. По этой причине основные потребители (учащиеся, родителей, учителя) информационных услуг сталкиваются с проблемами при их использовании;
- определены основные факторы, влияющие на формирование ориентаций и установок основных субъектов образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования: компьютеризация общеобразовательных организаций, доступность высокоскоростного Интернет-соединения, уровень компьютерной грамотности, наличие специализированного программного обеспечения (внешние факторы); потребность во взаимодействии основных участников образовательного процесса и оптимизации информации об обучении учащихся (внутренние факторы).
- на материалах эмпирических исследований разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию реализации информационных услуг в общем образовании и устранению основных проблем.
Научные результаты диссертационного исследования, выносимые автором на защиту:
- определено, что «информационные услуги» в системе общего образования являются фактором перехода от непосредственного к опосредованному типу социального взаимодействия основных участников образовательного процесса, в основе которого - обеспечение учащихся, их родителей, учителей информацией о ходе учебного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий;
- выявлены положительные и отрицательные эффекты внедрения и использования информационных услуг при взаимодействии основных участников образовательного процесса: снижение конфликтных ситуаций, расширение круга информируемых, уменьшение временных затрат на получение услуги, возможность постоянного информационного обмена, развитие компьютерной грамотности, увеличение разнообразия и достоверности информации (положительные эффекты); снижение установок на непосредственное взаимодействие субъектов образовательного процесса, принятие в качестве нормы формальный характер общения, сложность эмоционального включения в решении проблем, зависимость общения от внешних условий получения информационной услуги (отрицательные эффекты);
- доказано по данным эмпирических исследований, что потребность родителей (законных представителей) учащихся общеобразовательных организаций в информации о педагогических рекомендациях по работе с детьми не удовлетворяется при использовании современных форм их получения от учителей;
- показано, что основными причинами невозможности обеспечения родителей востребованными методико-педагогическими рекомендациями посредством информационных услуг являются: высокий уровень загруженности школьных педагогов (64% учителей имеют поурочную нагрузку более 21 часа в неделю (от 21 до 30 часов - 50%; свыше 30 часов - 14%); недостаточная сформированность ориентаций и установок школьных педагогов на использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента сетевого взаимодействия с учащимися и их родителями (только 11% учителей использует ИКТ для сетевого взаимодействия); время, затрачиваемое на самообразование, влияет на уровень использования информационных технологий в образовательном процессе для реализации опосредованного взаимодействия (среди учителей, уделяющих самообразованию не более 4 часов в неделю - 9% используют ИКТ для сетевого взаимодействия, от 5 до 8 часов - 13%, от 9 до 12 часов - 21%);
- выявлены различия во мнениях родителей (законных представителей) как получателей информационных услуг о безопасности и конфиденциальности электронной формы передачи информации: положительно относятся среди возрастных групп до 44 лет - 75% респондентов, в группе 45-54 года - 67%, от 55 до 65 лет - 62%;
- показано, что большинство учителей постоянно сталкиваются с разными проблемами при работе с программным обеспечением, посредством которого реализуются информационные услуги в общем образовании. Доля школьных педагогов, отрицательно оценивающих ресурс, используемый в настоящее время при реализации электронного журнала и дневника, составила 77%;
- разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию процесса реализации информационных услуг в системе общего образования, направленные на развитие опосредованного взаимодействия участников образовательного процесса посредством информационно-коммуникационных технологий, а также устранению существующих противоречий и проблем.
Теоретическая и научно-практическая значимость работы заключается в выявлении положительных и отрицательных эффектов внедрения и использования информационных услуг в системе общего образования при взаимодействии основных участников образовательного процесса; анализе перехода от непосредственного к опосредованному (компьютерно-опосредованному) взаимодействию субъектов образовательного процесса в общем образовании. Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности и качества предоставления информационных услуг в системе общего образования.
Материалы исследования могут быть включены в вузовские курсы: «Социология образования», «Социология инноваций», «Социология коммуникации».
Достоверность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, подтверждается обоснованностью методологических и теоретических положений, а также использованием методов и процедур сбора, обработки и анализа данных, релевантных поставленным целям и задачам.
Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Диссертационная работа выполнена в рамках специальности 22.00.04 - «Социальная структура, социальные институты и процессы» Паспорта специальностей научных работников ВАК Министерства образования и науки РФ (социологические науки). Тема соответствует пункту 11 «социальная динамика и адаптация отдельных групп и слоёв в трансформирующемся обществе»; п. 26 «Социальные функции системы образования; функциональность и дисфункциональность профессионального образования. Рынок труда и профессиональное образование».
Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре общей и экономической социологии ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет». Основные положения диссертации изложены в выступлениях соискателя на международных, всероссийских, региональных конференциях: Международная конференция «Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2014); Всероссийская научно-практической конференция с международным участием «Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления» (УРФУ, Екатеринбург, 2016); Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования» (УРФУ, Екатеринбург, 2018); IV Тюменский социологический Форум «Социальные вызовы и ограничения новой индустриализации в регионах России» (ТюмГУ, Тюмень, 2015); XIII Международная конференция «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития» (ЛГУ им. А.С. Пушкина, Санкт- Петербург, 2015), (всего - 10), отражены в публикациях, в том числе в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК (всего - 4). Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обсуждены на заседании кафедры.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, библиографического списка, включающего 209 наименований. Объём диссертации составляет 154 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе представлен социологический анализ взаимодействия участников образовательного процесса при создании, получении и реализации информационных услуг в системе общего образования. Проведенное исследование позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям.
Теоретически были выделены основные противоречия услуг в сфере общего образования. В начале автором были определены основные противоречия, присущие образовательным услугам: между реальным заказчиком и фактическим получателем; между ролью получателя и исполнителя услуги; между тем, кто платит за образовательную услугу, и тем, кто её получает. В последующем на основе изучения образовательных услуг, были рассмотрены информационные услуги, выделены подобные противоречия. С одной стороны, между тем, кто является реальным заказчиком информационных услуг и их непосредственными получателями, с другой стороны между необходимым и реальным объёмом информации, которую могут получить участники образовательного процесса через эти услуги.
Автором исследования была предпринята попытка идентификации роли информационных услуг в системе общего образования. Предполагается, что их роль заключается в том, чтобы стать важным механизмом решения основных проблем в процессе реализации образовательных услуг, устранить основные противоречия путём вовлечения всех участников образовательного процесса в процесс учёбы, трансформировать школьников в ответственных заказчиков образовательной услуги для самих себя, а их родителей в эффективных соучастников учебного процесса своего ребёнка. Это отчасти возможно при реализации опосредованного (компьютерно-опосредованного) взаимодействия участников образовательного процесса.
Анализ современных процессов в российском образовании показал, что существуют два типа факторов, определяющих ориентации и установки основных участников образовательного процесса на использование информационных услуг в системе общего образования. Внешние факторы реализации системы информационных услуг в общем образовании определяются уровнем развития среды, позволяющей удовлетворить потребности заказчиков информационных услуг в системе общего образования через интеграцию новых средств взаимодействия между участниками образовательного процесса. Внутренние факторы связаны с конкретными потребностями участников образовательного процесса. Стремление индивидов к удовлетворению своих информационных потребностей определяет специфику заказа на реализацию информационных услуг со стороны учащихся, их родителей и учителей.
Исходя из факторов, определяющих ориентации и установки на использование информационных услуг, были проанализированы потребности, присущие получателям данных услуг в системе общего образования. Автор отмечает, что некоторые потребности могут быть соотнесены сразу со всеми участниками образовательного процесса, однако существует разница в степени необходимости их удовлетворения. К основным потребностям можно отнести:
- повышение эффективности контроля, превалирующего в воспитательном и образовательном процессах, посредством новых способов предоставления информации об успеваемости учащегося (родители, учителя);
- постоянный мониторинг учеников как объектов образовательного процесса (учителя);
- объективность получаемой информации о ходе обучения (родители);
- экономия и четкая структуризация рабочего, а также свободного времени, сокращении количества времени, затрачиваемого на получение информации о ходе образовательного процесса (родители, ученики, учителя) ;
- оптимизация рабочего процесса (учителя).
Посредством углубленного теоретического анализа информационных услуг в системе общего образования, раскрыты существующие проблемы предоставления данных услуг. Их можно дифференцировать по основному признаку.
Во-первых, проблемы содержательного характера. Глубинный внутренний вызов для системы информационных услуг в общем образовании заключается в отсутствии наполненности получаемой информации педагогическими методиками работы с детьми, рекомендациями учителей по работе с учеником в рамках определенной дисциплины. Техническая возможность реализации подобного взаимодействия между учителями и родительской общественностью присутствует. Вторым серьёзным вызовом содержательного плана, является готовность учителей предоставить такую информацию, дать совет относительно каждого отдельного ученика, сформировать его индивидуальную образовательную траекторию с учётом возможностей и наклонностей школьника.
Во-вторых, проблемы процессуального характера. С точки зрения учителей как объектов и субъектов предоставления информационных услуг в общем образовании, отсутствие отлаженной системы работы с новыми средствами через которые предоставляется информационная услуга. Этот факт является причиной повышения ежедневной нагрузки на каждого педагога, что приводит к отрицательным последствиям реализации образовательных функций школы. Необходима четкая регламентация работы с программным обеспечением.
В-третьих, проблемы технического характера. Формальное отношение к процессу модернизации и компьютеризации общеобразовательных учреждений. Возможное несоответствие материально-технических средств работы учителя стандартам современного оборудования. Совместно с этим, обеспечение быстрого и бесперебойного Интернет-соединения на рабочих местах педагогов. К проблемам технического характера можно также отнести выбор эффективного и подходящего программного обеспечения, посредством которого будут предоставляться информационные услуги в общем образовании.
Эмпирическая глава диссертационного исследования посвящена изучению внешней среды реализации информационных услуг в современном общем образовании, а также выявлению уровня готовности участников образовательного процесса к использованию информационных услуг в процессе обучения.
Во-первых, эмпирически подтверждена проблема отсутствия наполненности получаемой информации о педагогических методах работы с учащимися через информационные услуги. У получателей (родителей) зафиксирована потребность в подобной информации. Совместно с тем определены причины возможных затруднений с предоставлением подобного рода информации со стороны учителей. К ним относятся: высокая загруженность учительского состава общеобразовательного учреждения; несформированность ориентаций и установок учителей на использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе как средств сетевого взаимодействия, что, в частности, связано с недостаточным самообразованием и самосовершенствованием себя как специалиста в свободное от основной и домашней работы время.
Во-вторых, форма предоставления информационных услуг в сфере образования, а именно использование информационно-коммуникационных технологий, в действительности оценена потребителями услуг (родителями, учащимися) как более удобная, конфиденциальная, безопасная и быстрая, в сравнении с традиционной. Однако, помимо этой характеристики, выявлена и другая, но уже с негативным оттенком. Так, основные проблемы, которые были указаны респондентами, связаны с технической стороной реализации информационных услуг в общем образовании. Некоторые получатели сталкиваются с такими проблемами как: долгое ожидание отклика сайта, его продолжительная загрузка, неадекватная работа. Этот результат свидетельствует о важности и необходимости правильно подобранного 1Т-продукта, посредством которого реализуется информационная услуга в школе.
В-третьих, по мнению экспертов, которые ответственны за предоставление данного типа услуг в общеобразовательных учреждениях, существует целый ряд проблем как с самим ресурсом предоставления данных услуг в электронном виде, так и с системой взаимодействия с ним. Это подтверждается отдельными результатами различных исследований, проведенных на территории Тюменской области и Ямало-Ненецкого автономного округа на протяжении нескольких лет.
В связи с этим, в качестве рекомендаций по развитию системы предоставления информационных услуг в сфере общего образования следует обратить внимание на следующие аспекты:
1. Повысить значимость изучения информационных услуг в системе общего образования, в соответствии со всеми специфическими характеристиками, и имеющимся теоретическим и эмпирическим опытом, представленным в данной работе. На наш взгляд, это позволит нивелировать основные противоречия в ходе реализации информационных услуг в сфере общего образования, улучшить качество образовательного процесса на этапе школьного обучения, тем самым усилить человеческий капитал, сделать его высококонкурентоспособным.
2. Проводить мероприятия по повышению компьютерной грамотности пользователей информационных услуг, для увеличения положительного эффекта от их получения:
- курсы компьютерной грамотности населения вне зависимости от их социально-экономической и возрастной принадлежности;
- отдельные занятия на базе общеобразовательных организаций для своих учащихся и их родителей.
3. Осуществлять совершенствование технической стороны оказания информационных услуг в сфере общего образования:
- увеличить скорость работы сайта;
- уделить особое внимание применяющемуся программному обеспечению посредством которого реализуются информационные услуги, менять его в случае выявления неэффективности и неудобства пользования;
4. Качественно расширить количество получаемой информации через информационные услуги в школе:
- увеличить информационную наполненность сайта, на котором происходит оказание услуги, общими и индивидуальными педагогическими методами работы с учащимися для их родителей;
5. Уделить особое внимание со стороны школы квалификации работающих в ней педагогов, с целью подготовки их к трансляции той информации, которую хотят получить учащие и их родители при использовании информационных услуг по официально внедрённым каналам компьютерно-опосредованной коммуникации.
6. Проработать процесс предоставления информационных услуг с учетом интересов и потребностей сотрудников общеобразовательных учреждений, которые непосредственно участвуют в ведении (заполнении) электронных журналов и дневников:
- введение специальной должности в рамках учреждения, ответственной за наполнение сайта необходимо информацией о ходе учебно-воспитательного процесса;
- заполнение учителем одного вида журнала: электронного или бумажного (классического).
7. Законодательно утвердить право получения информации о ходе образовательного процесса (пояснения, комментарии об успеваемости) для учащихся и их родителей посредством информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, в ходе проведенного теоретического и эмпирического анализа была раскрыта специфика взаимодействия участников образовательного процесса при реализации информационных услуг в системе общего образования, выявлены проблемы и противоречия, возникающие в процессе их создания, внедрения и последующей реализации. Результаты исследования показали, что информационные услуги в системе общего образования являются определённым способом реализации функций социального института образования, механизмом удовлетворения потребностей их заказчиков, однако до сих пор существует ряд серьёзных нерешенных проблем, которые не позволяют им в полной мере реализовывать свою роль. Повышение качества предоставления информационных услуг в системе общего образования позитивно скажется на образовательный и воспитательный процесс в школьном обучении, что несомненно станет фактором развития человеческого капитала, особенно необходимого в условиях современной российской действительности.
Дальнейшие исследования информационных услуг в системе общего образования могут быть связаны с проведением сравнительного анализа эффективности использования официальных (определенных органами управления образованием) и неофициальных каналов компьютерно-опосредованной коммуникации основных участников процесса обучения в общем образовании с целью обмена информацией об обучении учащихся.



1. Абдрахманова Г.И. Икт в школах: о чём говорят цифры? / Г.И. Абдрахманова, Г.Г. Ковалёва // Народное образование. - 2011. - № 10. - С. 48-51.
2. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь / пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Издательство “Экономика”, 2004. - 620 с.
3. Агафонов А.Н. Формирование системы управления информационными услугами: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Агафонов Алексей Николаевич; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Самара, 2007. - 23 с.
4. Акулич М.М. Образование в условиях глобализации / М.М. Акулич // Университетское управление: практика и анализ. - 2005. - № 5. - С.50-57.
5. Акулич М.М. Образование: социальный заказ или образовательная услуга? // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы 12-й междунар. конф.: в 2 ч. / сост. Н. А. Лобанов; под науч. ред. Н.А. Лобанова и В. Н. Скворцова; ЛГУ им. А. С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования. Вып. 12. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. - Ч. II. - С. 281-283.
6. Акулич М.М. Противоречия и конфликты современного российского образования / М.М. Акулич // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Январь 2016. - том 16, №1 - С.175-188.
7. Алешкина О.В. Обеспечение эффективности в сфере общеобразовательных услуг Республики Башкортостан: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Алешкина Ольга Вячеславовна; [Место защиты: Поволж. гос. ун-т сервиса]. - Тольятти, 2010. - 23 с.
8. Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике /
Ш. А. Амонашвили. М.: Издательский дом Ш. Амонашвили, 1995. - 223 с.
9. Ананишнев В.М. Маркетинг образовательных услуг: моногр. М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. Т. 8. - 348 с.
10. Антонова Н. Л. Особенности взаимодействия родителей и педагогов в дошкольном образовании / Н.Л. Антонова // Образование и наука. - 2018. Т. 20, № 2. - С. 147-161.
11. Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. - М., 1994. - 354 с.
12. Асмолов А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие / А.Г. Асмолов, А.Л. Семёнов, А.Ю. Уваров. — Издательство НексПринт Москва, 2010. — 84 с.
13. Банных Г.А. Информационное неравенство населения свердловской области в современный период / Г.А. Банных, С.В. Костина // Социология и общество:социальное неравенство и социальная справедливость. Материалы V Всероссийского социологического конгресса. Российское общество социологов. - 2016. - С. 21-28.
14. Бегалинова К.К. Особенности образовательной системы в условиях глобализации / К.К. Бегалинова, А.С. Бегалинов // Философия образования. - 2015. - №1 (58). - С.5-13.
15. Бейзеров В.А. Школьное образование: качество и количество / В.А. Бейзеров // Образование в современной школе. - 2008. - №1. - С.61-64.
16. Берзин Б.Ю. Совершенствование системы общего образования в оценках учителей / Б.Ю. Берзин // Вопросы управления. - 2016. - №5 (23). - С.81-87.
17. Берзин Б.Ю. Учитель: удовлетворенность профессией и социально-психологическое самочувствие / Б.Ю. Берзин, А.В. Мальцев // ИзвестияУральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2016. - Т. 158, № 11 (4). - С. 91-97.
18. Близнюк И.А. Электронный журнал и электронный дневник как средства интерактивного взаимодействия между участниками образовательных отношений в начальной школе / И.А. Близнюк, Т.А. Капитонова // Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Образовательные и воспитательные стратегии в современном обществе». Нижний Новгород, - 2016. - С. 5-9.
19. Богданова Д.А. Об использовании ИКТ в школах // Новые информационные технологии в образовании. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. Российский государственный профессионально-педагогический университет. - 2015. - С. 31-36.
20. Боровик В.Г. Электронный классный журнал, школьный дневник, учебники: проблемы и перспективы / В.Г. Боровик // Народное образование. - 2013. - №1. - С.99-103.
21. Букреева Т. А. О взаимодействии классного руководителя с учителями- предметниками и родителями в учебно-воспитательной деятельности [Текст] / Т. А. Букреева, С. И. Букреев, Е. А. Мотлохова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2016 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (11). — С. 95-97.
22. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с фр.; отв. ред. перевода Н.А. Шматко. М.: Ин-т экспериментальной социологии; СПБ.: Алетейя, 2007. - 288 с.
23. Верин-Галицкий Д.В. «Дневник.ру» - Инновация с обратным педагогическим эффектом / Д.В. Верин-Галицкий // Народное образование. №8. - 2014. - С.82-89.
24. Верин-Галицкий Д.В. Каким быть современному учителю? / Д.В. Верин - Галицкий // Директор школы. - 2012. - №1 (164). - С.17-23.
25. Водопьян Г.М. О построении модели процесса информатизации школы / Г.М. Водопьян, А.Ю. Уваров. — М.: Издатель, 2006. - 424 с.
26. Габеева Л. Н. Методические основы развития самоконтроля у младших школьников / Л.Н. Габеева, Н.Н. Климентьева, Л.Б. Лубсанова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - № 1. - С. 85-93.
27. Головчанская Е. Маркетинговые аспекты формирования и реализации образовательных услуг: моногр. / Е. Головчанская, С. Чеботкова. LAPLAMBERT Academic Publishing Gmbh& Co.KG Dudweiler Landstr. 99, 66123 Saarbrücken, Deutschland, 2011. - 182 с.
28. Горб В.Г. Методологические неопределенности нового профессионального стандарта учителя и способы их преодоления // Образование и наука. - 2015. - №1(2), - С. 4-17.
29. Горобец Е.С. Значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе начальной школы / Е.С. Горобец, М.Н. Попов // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2016. №3 (35). - С.113-117.
30. Горошко Е.И. К уточнению понятия «компьютерно-опосредованная коммуникация»: проблемы терминоведения / Е.И. Горошко // Образовательные технологии и общества. - 2009. - Т.12, №2. - С.445-454.
31. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 №51-ФЗ Ч. 1 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 07.08.2017).
32. Грязнова Е.В. Управление образованием на муниципальном уровне: проблемы и перспективы / Е.В. Грязнова // NB: Административное право и практика администрирования. - 2015. - № 6. - С.10-21. DOI: 10.7256/2306-9945.2015.6.18435.URL: http://e-notabene.ru/al/article_18435.html(дата обращения: 07.08.2017).
33. Гусев Ю.В. Особенности внедрения электронных журналов и дневников с применением нестандартных систем оценивания / Ю.В. Гусев // Информатика иобразование. - 2014. - № 3 (252). - С. 33-35.
34. Долинер Л.И. Информационная образовательная среда как фактор адаптации
образования к реальному внедрению ИКТ / Л.И. Долинер // XI Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные и коммуникационные технологии в образовании». ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования. [Электронный ресурс]. Точка доступа:
http://webconf.irro.ru/index.php/arhiv-conf/item/994-(Дата обращения: 24.10.2017).
35. Дронишинец Н. П. Сущность и содержание понятия «инновации в образовании» и их классификация / Н. П. Дронишинец, Л. Б. Булдакова // XVII Международная конференция памяти профессора Л. Н. Когана "Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования", 20-21 марта 2014 г. - Екатеринбург: УрФУ, 2014. - С. 412-422.
36. Дронов В.Н. Цифровое неравенство районных образований рязанской области / В.Н. Дронов, О.Н. Махрова // Экономика и управление. - 2017. - №8 (142). - С.9-14.
37. Дронов В.Н. Широкополосный доступ в интернет как фактор социально - экономического развития / В.Н. Дронов, О.Н. Махрова // Экономика и управления. - 2016. - №9 (131). - С.43-47.
38. Дубовая О.В. Использование ИКТ в современной школе / О.В. Дубовая // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2017. - № 81. - С. 26-30.
39. Ерофеева М.А. Люди и/или технологии? Релевантность материальных объектов в повседневном взаимодействии / М.А. Ерофеева // Социология науки и технологий. - 2015. - Том 6. №4. - С.140-153.
40. Ефимова Г.З. Ключевые барьеры, препятствующие эффективной работе учителя: по материалам социологического исследования / Г.З. Ефимова, М.Ю. Семёнов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №20 - С.38-43.
41. Загвязинский В.И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации / В.И. Загвязинский // Образование и наука. - 2011. - № 7. - С. 14-22.
42. Запесоцкий А.С. Платное образование не услуга, студент не клиент / А.С. Запесоцкий // Высшее образование в России. 2002. № 2. - С.48-50.
43. Засыпкин В.П. Модернизация педагогического образования / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский //Социологические исследования. - 2011. - №2. - С. 87-93.
44. Засыпкин В. П. Учительство как социально-профессиональная общность / В.П. Засыпкин, Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. - 2015. - № 2. - С. 114-123.
45. Зборовский Г.Е. Образование как ресурс информационного общества / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. - 2005. - № 7. - С. 107-113.
46. Зерчанинова Т.Е. Информационная открытость муниципальной системы образования: опыт социального аудита / Т.Е. Зерчанинова, О.В. Новгородцева // Образование и наука. № 1(2). - 2015. - С. 62-73.
47. Зиновьев В. В. Социально-педагогические условия информатизации общего среднего образования в России: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Москва, 2002. - 155 с.
48. Иванов А.И. Переход на безбумажные технологии. Опыт первого года работы / А.И. Иванов // Информатика и образование. - 2012. - №4. - С.50-52.
49. Иванцова Н.А. Инновационно-образовательная среда современной
инновационной школы в контексте повышения качества образования / Н.А. Иванцова, В.Н. Гуров // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-3. - [Электронный ресурс]. Точка доступа: https://science-
education.ru/pdf/2015/2-3/298.pdf
50. Ильковская И.М. Вопросы информатизации общего образования / И.М. Ильковская, А.А. Мамутин // Информационные технологии в образовании. V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - 2013. - С.113-115.
51. Имбер В.И. Перспективы внедрения информационных технологий в учебный процесс начальной школы / В.И. Имбер // Известия Кыргызской академии образования. - 2015. - №3. - С.329-331.
52. Информатизация общего среднего образования / Под редакцией Д.Ш. Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 384 с.
53. Информационные технологии в экономике. Под редакцией д.э.н., профессора Ю.Ф. Симонова. Серия «Высшее образование». Ростов н/Д: «Феникс», 2003 - 352 с.
54. Исакова Л.В. Проблемы внедрения систем электронного документооборота в школе / Л.В. Исакова // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - №14. - С.65-70.
55. Калачев Е.Ю. Формирование ИКТ-компетентности учащихся начальных классов / Е.Ю. Калачев // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и
начального общего образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный
педагогический университет имени Козьмы Минина. - 2017. - С. 358-361.
56. Калинина С.В. Система менеджмента качества образовательных услуг вуза:
моногр. М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на
железнодорожном транспорте», 2010. - 228 с.
57. Ключарев Г.А. О ходе реформ в российском образовании / Г.А. Ключарев // Россия реформирующаяся. Вып. 13: Ежегодник / Отв. ред. М. К. Горшков. - Москва: Новый хронограф, 2015. - С. 324-346.
58. Ковалев Д.А. Внутришкольный электронный документооборот и информационное взаимодействие / Д. А. Ковалев // Директор школы. - 2007. - № 6. - С. 37-41.
59. Коваленко М.И. О повышении квалификации преподавателй сельских школ в области ИКТ / И.М. Коваленко // Педагогическая информатика. - 2006. - № 4. - С. 43-48.
60. Компьютерные информационные технологии: Учеб.-практ. Пособие / А.Н. Морозевич, Л.К. Голенда, Б.А. Железко и др. / Под ред. А.Н. Морозевича -Мн.: БГЭУ, 2003. - 128 с.
61. Кондратьев С.Н. «Двойная работа» учителя / С.Н. Кондратьев // Директор школы. - 2016. - №4 (207). - С.89-94.
62. Константиновский Д.Л. Доступность качественного общего образования в России: возможности и ограничения / Д.Л. Константиновский, В.С. Вахштайн, Д.Ю. Куракин, Я.М. Рощина // Вопросы образования. - 2006. - №2. - С.186-203.
63. Константиновский Д.Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х). - М.: ЦСП, 2008. - 552 с.
64. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] // Интернет- портал Конституции РФ. иКЕ: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-3.htm(дата обращения: 11.08.2017).
65. Коржачкина О.М. О проекте новой концепции информатизации среднего общего образования / О.М. Коржачкина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - №3 (105). - С.73-96.
66. Коробейников И.Н. Информационная услуга: понятие, особенности, качества / И.Н. Коробейников // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2015. - №8. - С.66-72.
67. Король А.Д. Информатизация образования и общение в школе / А.Д. Король // Педагогика - 2011. - №7. - С.61-65.
68. Косарецкий С.Г. Электронные коммуникации школы и семьи / С.Г. Косарецкий, Д.В. Чернышова // Народное образование. №5. - 2012. - С. 101-105
69. Котлер Ф. Основы маркетинга. Перевод с английского В. Б. Боброва. - М: Прогресс, 1991. - 652 с.
70. Кусжанова А.Ж. Социально-философские проблемы теории образования: моногр. СПб.: Ситез-Полиграф, 2003. С. 40-44.
71. Лапчик М.П. ИКТ-компетентность педагогических кадров. Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2007. - 144 с.
72. Липкина Е.Д. Конкурентоспособность вузов на современном рынке
образовательных услуг: Монография. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2006. - 136 с.
73. Луков В.А. Компьютер и школа: Социокультурные последствия
компьютеризации / В. А. Луков, В. Э. Меламуд. - Москва, 1998. - 85 с.
74. Манако А.Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации /
А.Ф. Манако, А.С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - № 1. Т. 17. - С. 512-516.
75. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 124 с.
76. Матрос Д.Ш. Внедрение информационных и коммуникационных технологий в школу / Д.Ш. Матрос // Информатика и образование. - 2000. - №8. - С.9-11.
77. Махмудова М.М. Миграционные процессы в Тюменской области: анализ современных тенденций и возможностей управления / М.М. Махмудова // Вопросы управления. - 2015. - № 1. - С. 131-136.
78. Меренков А.В. Духовно-нравственное развитие подростков 11-15 лет: методическое пособие для родителей, учителей, классных руководителей / А.В. Меренков. Екатеринбург: Изд-во ИСТУ, 2017. - 140 с.
79. Меренков А.В. Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия / А.В. Меренков, Н.Л. Антонова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2017. - Вып.2. - С.275-281.
80. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2005 - 144 с.
81. Минюкович Е.А. Оценка уровня ИКТ-потенциала школ в управлении информатизацией образования / Е.А. Минюкович // Инновационные образовательные технологии. - 2008. - №1-2. - С.260-263.
82. Мовчан И.Н. Информационные технологии в педагогическом контроле / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов II Международной конференции «Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине», Томский политехнический университет, 2015. - с.717-719.
83. Моисеева О.Ф. Открытое информационное пространство современной школы / О.Ф. Моисеева // Информатика и образование. - 2012. - №4. - С.53-54.
84. Молокова А.В. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: Монография / А.В. Молокова // Изд-во LAMBERT. - Германия. - 2013. - 370 с.
85. Молокова А.В. Информатизация образовательного процесса: потенциал информационного развития системы общего образования / А.В. Молокова // Сибирский учитель. - 2015. - №4 (101). - С.19-25.
86. Молокова А.В. Перспективы развития информатизации образовательного процесса в российских школах / А.В. Молокова, Ю.Г. Молоков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №2-2. - С.141-144.
87. Москва и Тюменская область лучше других внедряют инновации в школах [Электронный ресурс]. Официальный сайт Национальный исследовательский
университет Высшая школа экономики. URL:
https://www.hse.ru/news/edu/206420388.html(Дата обращения: 05.02.2018).
88. Мусин Р.Ф. Электронный дневник как элемент системы электронного управления образованием / Р.Ф. Мусин, О.Р. Комиссарова, Д.С. Конькова, В.А. Матвеев, И.Д. Белоусова // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - №12 (56). - с.1115-1118.
89. Муцурова З.М. Информатизация малокомплектных сельских школ / З.М. Муцурова // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 1 (68). - С. 294-295.
90. Налоговый кодекс РФ (ч.1) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/10900200/11/(дата обращения: 10.02.2018).
91. Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. Агентство стратегических инициатив [Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/investclimate/rating/(Дата обращения: 30.05.2017)
92. Николаев М.В. Использование информационных ресурсов для эффективного управления образовательными организациями / М.В. Николаев // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2014. - Том 2, №4. - С.62-64.
93. Носова, Л.С. Информационные технологии в управлении образованием: учебно-методическое пособие / Л.С. Носова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016 - 145 с.
94. Образование в Российской Федерации: 2014: статистический сборник. -
Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа
экономики», 2014. - 464 с.
95. Образование. Дошкольное образование: основные показатели [Электронный ресурс] // Сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения: 15.12.2016).
96. Образовательное пространство школы: опыт социологических исследований. Коллективная монография / Под ред. Е. В. Прямиковой; С.В.Франц. Уральский государственный педагогический университет. Екатеринбург, 2014. - 244 с.
97. Общие итоги миграции населения в пределах России (по территориям
прибытия и выбытия) В Тюменской области без автономных округов [Электронный ресурс]. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL:
http://tumstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tumstat/resources/b87f22004d1569ab 8bb6bbc5b34c73c1/%D0%9C%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0% B8%D0%B8+%D0%BF%D0%BE+%D 1 %82%D0%B5%D 1%80%D 1 %80%D0%B8% D 1%82%D0%BE%D 1 %80%D0%B8%D 1 %8F%D0%BC.htm (Дата обращения:
03.03.2018)
98. Олатойе М.Э. «Информационные продукты» и «информационные услуги» в современном обществе / М.Э. Олатойе // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2009. - № 5. - С. 196-201.
99. Олег Смолин: Образование - не услуга, а служение [Электронный ресурс] // Сайт КПРФ (от 28.08.2015). URL: http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/145864.html(Дата обращения: 10.03.2018)
100. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. Монография. - М.: Агентство "Издательский сервис", 2005. - 320 с.
101. Первушкиа Е.А. Перспективы использования современных информационных систем в образовании / Е.А. Первушкина, А.И. Калинина //Web-технологии вобразовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы. Сборник статей участников Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией С.В. Арюткиной, С.В. Напалкова. - 2015. - С. 111-114.
102. Перкова В.Г. Цифровые образовательные услуги: требуется инфраструктура /
В.Г. Перкова // Вестник НГУЭУ. - 2011. - №1. - С.33-43.
103. Послание Губернатора Тюменской области В.В. Якушева областной Думе «О положении дел в области и перспективах ее развития» 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Правительства Тюменской области (от 26.11.2016). URL:
https:// gubernator.admtyumen.ru/ governor_to/ru/ interviews/more.htm?id=11343640@c msArticle (дата обращения: 20.05.2017).
104. Послание Президента Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года
[Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/copy/50864 (дата обращения:
01.05.2017).
105. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6 SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 20.05.2017).
106. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497 «О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Российской Федерации. URL: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf(дата обращения: 20.05.2017).
107. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 05.12.2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный ресурс Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: ййр://минобрнауки.рф/документы/5141 (дата обращения: 10.05.2017).
108. Приказ Минобрнауки России №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. RG.RU URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk- standart-dok.html(дата обращения: 10.03.2018).
109. Продукт NETSchool [Электронный ресурс] // Сайт ИРТех: инновационные решения для системы образования. URL: http://www.ir-tech.ru/?products=netschool(дата обращения: 01.02.2018).
110. Прямикова Е.В. Вопросы эффективности реформирования системы образования / Е.В. Прямикова // Инновационное проекты и программы в образовании. 2014. - Т.6. - С.3-8.
111. Прямикова Е.В. Успешный учитель: какой он? / Е.В. Прямикова, И.В. Шапко, Н.В. Ершова // Педагогическое образование в России. - 2014. - №4. -
С.171-178.
112. Пряхина Е.Н. Информатизация основного общего образования в регионе / Е.Н. Пряхина // Сборник материалов Международной научно -практической конференции «Информатизация образования: теория и практика». Под общей редакцией М. П. Лапчика; ФГБОУ ВПО "Омский государственный педагогический университет". 2014. - С.145-147.
113. Пугач В.Н. Образовательные услуги: общие понятия [Электронный ресурс] /
В.Н. Пугач, С.В. Абдуллина // Науковедение: интернет-журнал. - 2013. - № 2
(15). - С. 2. https://naukovedenie.ru/PDF/50evn213.pdf
114. Развитие интернета в Регионах России. Весна 2014 [Электронный ресурс].
URL: https://yandex.ru/company/researches/2014/ya_internet_regions_2014(дата
обращения: 15.11.2017).
115. Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 N 1993-р (ред. от 28.12.2011)
«Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95180/ (дата обращения:
12.03.2018).
116. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2016
года. РИА РЕЙТИНГ [Электронный ресурс]. URL:
http://www.riarating.ru/infografika/20170530/630063754.html(дата обращения: 30.05.2017).
117. Розина И.Н. Компьютерно-опосредованная коммуникация: конструирование и адаптация в образовании / И.Н. Розина // Образовательные технологии и общество. - 2006. - Т.9, №2. - С.277-286.
118. Розина И.Н. Общение в единой образовательной среде или учебная компьютерно-опосредованная коммуникация / И.Н. Розина, А. Рудницкий, Ю.П. Лисненко, Н. Локтев, И.Н. Андреев // Образовательные технологии и общество. - 2003. - №6 (2). - С.124-132.
119. Розина И.Н. Педагогическая компьютерно-опосредованная коммуникация как прикладная область коммуникативных исследований / И.Н. Розина // Образовательные технологии и общество. - 2005. - Т.8, №2. - С.257-265.
120. Розина И.Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития / И.Н. Розина // Образовательные технологии и общество. - 2003. - Т.6, №2. - С.160-175.
121. Розина И.Н. Ученики и учителя: аборигены и иммигранты цифрового мира / И.Н. Розина // Информационные технологии в образовании-2010. Сборник научных трудов участников Х Южно-российской межрегиональной научно¬практической конференции-выставки. Состав редакционного комитета: Хлебунова С.Ф., Головко Т.Г. - 2010. - С. 11-12.
122. Романова М.В. Компьютерное общение как вид опосредованного общения / М.В. Романова // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2009. - Т.2, №4. - С.59-70.
123. Российское образование в условиях социальных трансформаций: социологические очерки / под общ. ред. Ю.Р. Вишневского. Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2009. 696 с.
124. Россия в цифрах. 2017: Крат.стат.сб./Росстат-М., 2017 - 511 с.
125. Россия заняла 8 место по уровню компьютерной и информационной грамотности школьников. От 12 января 2015 года. Учительская газета: независимое педагогическое издание. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://www.ug.ru/article/797(Дата обращения: 01.02.2018)
126. Савинская О.Б. Значимость услуг детского сада как социального института / О.Б. Савинская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2014. - № 5 (123). - С. 166-167.
127. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования». — М: Локус-Пресс, 2005. - 52 с.
128. Седнева Д.А. Сравнительный анализ электронных дневников / Д.А. Седнева, М.В. Махмутова // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. ИРЕ: http://web.snauka.ru/issues/2016/01/62212(дата обращения: 11.01.2018)
129. Седова Н.Н. Досуговая активность граждан / Н.Н. Седова // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 56-69.
130. Семенов А.Л. Обновление технологического образования и информатизации
школы / А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация
образования. - 2017. - № 4 (42). - С. 17-31.
131. Семёнов М.Ю. Роль государственных и муниципальных услуг в реализации функций образования / М.Ю. Семёнов // Вестник экономики, права и социологии. - 2015. - № 1. - С. 226-229.
132. Система электронного обучения. Правительство Тюменской области. [Электронный ресурс]. Точка доступа: http://edu.admtyumen.ru/(дата обращения: 01.02.2017).
133. Скударёва Г.Н. Новые возможности активизации взаимодействия родителей
и школы / Г.Н. Скударева, Г.Г. Шилова // Начальная школа. - 2014. - №8. -
С.25-29.
134. Смирнова Е.Э. Социология образования. СПб.: Интерсоцис, 2006. - 192с.
135. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т. 1. М., 1935.
136. Собкин В.С. Мониторинг социальных последствий информатизации: что изменилось в школе за три года? / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Институт социологии образования РАО, 2008. - 159 с.
137. Современные проблемы информатизации образования: монография / рук. авторского коллектива и отв. редактор академик РАО, д-р пед. наук, проф. М. П. Лапчик. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2017. - 404 с.
138. Солонин С.И. Менеджмент качества образовательной услуги (руководство для преподавателей вузов): учеб. пособие для системы повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений / С.И. Солонин. Екатеринбург: УГТУ- УПИ, 2010. - 190 с.
139. Сорокин П.А, Система социологии. Т.1. Социальная аналитика. Ч.1. Учение простейшего (рядового) социального явления / Питирим Сорокин. - Пг.: Колос, 1920. - XIV, [1]. - 360 с.
140. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. ст. и коммент. В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. — 1176 с.
141. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество /Общ. ред., сост. и предисл.
А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: Политиздат, 1992. — 543 с.
142. Сорокина Т.Н. Образовательное пространство электронного дневника как сфера социальных отношений «учитель-ученик-родитель» / Т.Н. Сорокина, Е.А. Сутягина // Материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием в 2 частях «Категория «социального» в современной педагогике и психологии», Ульяновск, 2014. - с.401-405.
143. Социология образования. Труды по социологии образования. Т. XV. Вып. XXVII. М.: Ин-т социологии образования РАО, 2011. - 200 с.
144. Спенсер Г. Социальная статика / пер. с англ. К.: Гама-Принт, 2013. - 496 с.
145. Сутягина Е.А. Электронный школьный дневник как сфера взаимоотношений «учитель-обучаемый-родитель» в информационно-образовательном пространстве школы / Е.А. Сутягина, Т.Н. Сорокина // Перспективы науки. Сборник докладов I Международного заочного конкурса научно-исследовательских работ. Научный ред. А. В. Гумеров. Казань, 12-26 октября 2015. - С.266-271.
146. Сэй Ж.Б. Трактат по политической экономии [Электронный ресурс]. иРЕ: http://www.ek-lit.org/saysod.htm(Дата обращения: 01.02.2017)
147. Тараканов С.А. Социальный институт образования и компьютерная
реальность: грани воздействия [Электронный ресурс] / С.А. Тараканов // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. Красноярск: Научно-инновационный центр, - 2012 - № 5 (13). иРЕ:
https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnyy-institut-obrazovaniya-i-kompyuternaya- virtualnaya-realnost-grani-vozdeystviya (дата обращения: 20.02.2018).
148. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и научн. ред. К. Ф. Пузыня. - М.: Экономика, 1989. - 271 с.
149. Теория и практика инноватики: учеб. пособие / Н.И. Лапин. - М.:
Университетская книга; Логос, 2008. - 328 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ