Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Реализация государственной миграционной политики в Российской Федерации и Республике Казахстан в контексте региональных политических процессов

Работа №102204

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

политология

Объем работы239
Год сдачи2018
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
211
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания анализа миграционных процессов и политических институтов 23
1.1. Теоретические основы политологического анализа
миграционной политики и миграционных процессов 23
1.2. Сущностные характеристики и основные подходы к изучению
региональных политических процессов 44
Глава 2. Государственное регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и Республике Казахстан: сравнительный анализ. 65
2.1. Политико-правовые аспекты регулирования миграционных
процессов России и Казахстана 65
2.2. Миграционная политика Республики Казахстан в условиях
интеграции и новых приоритетов развития 79
2.3. Миграционная политика Российской Федерации: современное
состояние, специфика 101
Глава 3. Реализация государственной миграционной политики в Омской (РФ) и Павлодарской (РК) областях через призму политических процессов в регионах 121
3.1. Характеристика региональной миграционной политики
Омской области как приграничной территории с Казахстаном 121
3.2. Обеспечение государственной миграционной политики в
Павлодарской области с позиции влияния региональных политических процессов 141
3.3. Основные тренды и перспективы региональной миграционной
политики Омской и Павлодарской областей 159
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 177
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 188
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью политологического анализа миграционной политики Российской Федерации (РФ) и Республики Казахстан (РК) с учетом региональных аспектов, которые заняли важнейшее место в политических, социально-экономических и культурных сферах жизни общества двух государств.
В результате активных миграционных процессов Россия и Казахстан начинают испытывать миграционное давление. Такие изменения требуют совершенствования миграционной политики с учетом общемировых тенденций и правил. Внутри государств возникают негативные последствия игнорирования миграционных проблем, которые выражаются в снижении численности населения в одних регионах за счет его миграции в более «богатые» регионы; дестабилизирующем влиянии выбытия трудоспособного населения; росте нелегальной миграции; расширении теневого сектора экономики за счет неконтролируемого использования труда мигрантов; коррупции; опасности террористических действий; подрыве национальной безопасности.
Как отмечают мигрантологи (исследователи в области изучения миграционных процессов и их проблем), «с политической точки зрения неспособность государства сформировать и реализовать национальную миграционную политику снижает международный престиж страны, т.к. во многих случаях препятствует выполнению принятых международных обязательств».
Миграция всегда затрагивает определенные территории, приграничные зоны, топосы, поэтому ее рассмотрение через призму политики, направленной на регулирование миграционных процессов и создания определенных институтов в контексте отдельных регионов РФ и РК, таких как Омская и Павлодарская область, способно выявить причины миграции и спрогнозировать ее последствия и риски.
Сегодня имеется объективный потенциал российско-казахстанского интеграционного взаимодействия для развития взаимовыгодного приграничного сотрудничества в рамках региональной политики Омской и Павлодарской областей. Более того, есть необходимость развития такого взаимодействия, поскольку Омская и Павлодарская области имеют самые протяженные общие границы в сравнении с другими соседними регионами Казахстана и России соответственно. Кроме того, на примере Омской и Павлодарской областей мы рассмотрим особенности протекания миграционных процессов между государствами с разными типами административно-территориального устройства, устанавливая причины взаимовлияния миграционных и политических процессов.
Россия и Казахстан являются стратегическими партнерами и союзниками. Это определяется общностью истории, культуры и социально -политического менталитета. В России проживает более полумиллиона этнических казахов, а в Казахстане - более четырех миллионов этнических русских.
Необходимо отметить, что миграционные процессы имеют амбивалентную политическую оценку, поскольку они могут оказывать как позитивное влияние, так и негативное. Для того чтобы понять преимущества миграции, а также разработать меры по противодействию ее негативному влиянию, требуется комплексный политологический анализ всех составляющих миграционных процессов Омской и Павлодарской областей.
С точки зрения науки, миграция представляет собой межотраслевую проблему, поэтому на сегодняшний день выполнено много исследований экономического, юридического и историко-культурного плана. Однако существует дефицит политологических исследований по данной теме, и это объясняет наш интерес к данной проблематике.
Все это позволяет наиболее наглядно рассмотреть региональную миграционную политику между странами и выявить дальнейшие тенденции в развитии миграционной политики России и Казахстана. Здесь требуется пересмотреть принципы миграционной политики, миграционных процессов и взаимоотношений между странами сквозь призму региональных политических процессов, что и составляет главную проблему нашего диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Теоретической основой для диссертационного исследования служат работы зарубежных и отечественных мигрантологов: философов, политологов, историков, социологов и др.
Тема миграционной политики вызывает интерес в разных научных отраслях. Наиболее глубоко изучена миграция с позиции экономики. Здесь особого внимания заслуживают работы Л.И. Абалкина, Г.С. Витковской, В.Г. Костакова, А.В. Топилина.
Выделяется целый пласт исследований культурологической и этносоциологической направленности. Это, в первую очередь, работы таких авторов, как М. Вебер, Г. Зиммель, К. Маркс, Т. Мальтус, Т. Ман, Т. Парсонс, А. Смит. Их работы в основном раскрывают политические, социальные, экономические и демографические аспекты миграции.
Следует отметить, что теоретико -методологические основы миграционной политики заложены в трудах ученых, придерживающихся теории демографического перехода. Последователи данного подхода миграционную политику тесно связывают с демографическими тенденциями, что отражено в исследованиях А. Ландри1, Ф. Ноутстайна2, а в рамках теории мобильного и миграционного перехода - с работами Ж.К. Шенэ. Этой проблеме также посвящены отдельные исследования демографических тенденций РСФСР и России - В.А. Ионцева, А.Я. Кваши, В.И. Переведенцева, Н.Ф. Тимчук, М.Л. Тюркина, в рамках теории миграции - работы Дж. Тейлора, теории обратной связи - Б. Томаса, общей теории народонаселения - Д.И. Валентея, А. Сови, теории технологического развития - Дж. Саймона, теории человеческого капитала - Г. Беккера и др.
Особого внимания в этой связи заслуживают работы Т.Н. Заславской . Она исследует миграционные процессы с точки зрения миграционного поведения, что позволяет нам рассматривать мотивы и причины миграции, а также делать прогнозы в отношении развития миграционных процессов.
Работы таких ученых как М.Б. Денисенко, В.А. Ионцев и Б.С. Хорев, Ж.А. Зайончковская, В.А. Ионцев, В.М. Моисеенко, Л.Л. Рыбаковский, посвящены сложным взаимосвязям миграционных процессов и адаптации мигрантов, что позволяет создать картину миграционной подвижности населения. Также в их трудах находят отражение особенности понятийно-категориального аппарата миграционной теории.
Миграционные процессы изучались исследователями с позиции социологического подхода. Это работы таких авторов как А.С. Ахиезер, М.Н. Губогло, Г.С. Денисова, А.В. Дмитриев, С.В. Захаров, В.Л. Иноземцев, А.В. Лубский11, В.К. Малькова, Т.Н. Юдина.
В основе философско-политического подхода В.И. Вернадского и Л.Н. Гумилева лежат идеи пассионарных толчков и энергетического обмена между этносом и внешней средой. Юридический аспект миграционной политики рассматривают в своих работах В.И. Мукомель, Э.А. Паин.
Среди мигрантологов-исследователей, изучающих вопросы государственного регулирования миграционных процессов, стоит отметить труды Т.М. Безбородовой, О.Д. Воробьевой, Л.Н. Герасименко, С.Г. Жихарева, С.Р. Заниянц, Е.А. Ивановой, И.В. Ивахнюк, В.А. Ионцева, Е.А. Назаровой, Т.М. Регент.
Вопросами трудовой миграции занимаются такие исследователи как М.А. Бурда11, И.В. Ивахнюк, В.Н. Петров. Учеными проанализированы проблемы, связанные с адаптационным периодом трудовых мигрантов, созданием условий для мигрантов принимающей стороной, толерантностью и конфликтностью местного населения в отношении трудовых мигрантов.
Однако при таком массиве исследований в вопросах изучения миграции до сих пор существует терминологический разнобой, который требует от авторов упорядоченности научного аппарата. Следует отметить, что большой вклад в решение этой проблемы внесли В.И. Староверов, Б.С. Хорев, А.У. Хомра.
Демографические проблемы и проблемы формирования миграционной политики Республики Казахстан нашли отражение в работах А.Н. Алексеенко, Н.В. Алексеенко, М.Х. Асылбекова, А.Б. Галиева, Г.В. Кан, К.Е. Кушербаева, Н.Э. Масанова, Г.М. Мендикуловой. Они также носят междисциплинарный характер, поскольку указанными авторами изучается целый комплекс проблем: влияние миграционных процессов на численность населения республики, миграционная подвижность, эмиграционно настроенное общество, причины незаконной миграции, внерегиональная миграция коренной этнической группы, влияние миграции на формирование полиэтнического населения, роль депортационного и эвакуационного факторов в этнодемографическом развитии республики и др.
Среди множества работ, статей и монографий следует выделить монографическое исследование А.Б. Кожахметова и М.Б. Асанбаева. «Внутренняя миграция в Казахстане: в поисках решения», в котором на первый план выдвигается проблема урбанизации населения Казахстана, приводится анализ миграционной ситуации на примере проблемных регионов страны. Также важным представляется исследования известного казахстанского специалиста в сфере миграционных проблем центрально-азиатских республик, а ныне эксперт исследовательского совета по миграции в СНГ при Центре миграционных исследований ИНП РАН Е.Ю. Садовской , которая рассматривает вопросы численности населения, «утечки мозгов» и человеческого капитала в современном Казахстане.
Сегодня мы можем констатировать повышение интереса к проблемам миграции со стороны ученых, занимающихся разными науками. Можно выделить работы А.А. Афониной, Н.А. Баранова, А.А. Вартумяна, И.А. Ветренко, В.А. Волоха, Ю.Г. Ефимова, И.Ф. Кефели, А.А. Коробовой, С.В. Кныш, Д.А. Топкаева, В.А. Тремба, Л.А. Фадеевой, А.Р. Файзуллиной, А.Е. Шапарова. Тематика их разнообразна: вынужденная миграция, проблемы беженцев, трудовая миграция, международная миграция, иммиграция, адаптация мигрантов, приграничное сотрудничество, идентичность населения, переселение соотечественников, национальная безопасность, евразийская интеграция, этнополитическая миграция.
Изучением процессов миграции занимались и представители уральской политологической школы. Интерес для нашего исследования представляют работы А.В. Антошина, О.Н. Богатыревой 1, В.Д. Камынина, А.А. Керимова, Н.А. Комлевой, В.И. Михайленко, С.В. Мошкина, С.В. Рыбакова, М.А. Фадеичевой, А.С. Чеснокова и других.
При кажущемся многообразии исследований в области миграционных процессов и миграционной политики некоторые вопросы, в частности, связанные с региональной миграционной политикой приграничных регионов и их влиянием на политическую систему, все же исследованы недостаточно. А потому данная проблема заслуживает пристального внимания исследователей и детального изучения.
Необходимость решения этой проблемы определяет актуальность темы нашего диссертационного исследования.
Объект исследования - миграционная политика государств: Российской Федерации и Республики Казахстан.
Предмет исследования - реализация государственной миграционной политики в Омской (Российская Федерация) и Павлодарской (Республика Казахстан) областях с позиции влияния на них региональных политических процессов.
Цель исследования - анализ современного состояния миграционной политики двух граничащих государств - Российской Федерации и Республики Казахстан - сквозь призму региональных политических процессов Омской и Павлодарской областей.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических основ политологического анализа миграционной политики и миграционных процессов.
2. Выявить сущностные характеристики и методологические подходы к исследованию региональных политических процессов.
3. Провести политологический анализ миграционных процессов как составляющей миграционной политики государства.
4. Рассмотреть политико-правовые аспекты регулирования
миграционных процессов России и Казахстана.
5. Исследовать состояние миграционной политики Республики Казахстан в условиях активных процессов евразийской интеграции.
6. Выявить специфику миграционной политики Российской Федерации в современных условиях.
7. Провести комплексный анализ региональной миграционной политики и ее составляющих в Омской области.
8. Охарактеризовать региональные аспекты миграционной политики Павлодарской области.
9. Провести прогнозирование основных трендов в региональной миграционной политике Омской и Павлодарской областей.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования изложены в научных статьях, 4 из которых - в изданиях, рекомендованных ВАК: Вестник Омского университета. Раздел Политология. (2014. № 1 (71)); Омская гуманитарная академия. Наука о человеке: гуманитарные исследования. Раздел Политология. (2014. № 4 (18)); Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки (2015. № 2); Вестник Омского университета. Раздел История и политические науки (2018. № 1). В рецензируемых научных журналах и изданиях, входящих в базу данных Scopus, Web of science - 1: Space and Culture, India March 2018, 5:3.
Основные положения и выводы были представлены на международных конференциях: XVIII Международной конференции памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования» (2015); Международной научно-практической конференции «Шестнадцатые Сатпаевские чтения» (2015); Международной научно-практической конференции «VII Торайгыровские чтения» (2015).
Ряд положений и выводы опубликованы в следующих научных изданиях: «Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции «Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт» (2013); «Материалы VII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения» (2014); «Евразийская интеграция: экономика, право, политика. Международный научно-аналитический журнал» (2014. № 2 (16)); «Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции «Развитие политических институтов и процессов зарубежный и отечественный опыт»» (2015).
Основные положения и результаты нашли отражение в спецкурсе «Политика и миграция», разработанном для студентов и магистрантов специальности «Политология» в Павлодарском государственном университете имени С. Торайгырова. Стоит отметить, что для студентов и магистрантов данной специальности разработано и издано учебное пособие «Политика и миграция» с дополнительными контрольными вопросами.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя восемь параграфов, заключения, списка литературы, приложений. Объем диссертационного исследования составляет 238 страниц. Содержательная часть изложена на 186 страницах машинописного текста, список литературы содержит 244 наименований, имеются 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование, проведенное в рамках диссертации, позволило выявить, что в современном стремительно глобализирующемся мире миграционные процессы становятся одной из наиболее острых политических и социально-экономических проблем, встающих перед современными государствами. При этом порой ключевой причиной этого является отсутствие единого концептуального и теоретического понимания сущности миграции и подхода к ее изучению. Недостаточно изучено влияние миграции на региональные политические процессы, которые зачастую являются определяющими для всего государства. Очевидна необходимость дальнейшего совершенствования государственной миграционной политики с учетом приграничного сотрудничества, межгосударственного и регионального взаимодействия.
Практическое изучение миграционных процессов проводилось путем анализа политико-правовых механизмов в России и Казахстане, а также изучения миграционного законодательства СССР. В результате анализа нами выявлено, что наиболее жесткие меры в сфере миграционного законодательства присутствуют у России, а потому на характер миграционных процессов между Омской и Павлодарской областями существенно влияют ограничительные меры со стороны России. Миграционный поток со стороны Казахстана в сторону России существенно превалирует.
Современные социологические данные также свидетельствуют о масштабах миграционных процессов. Так, в 2012 году в потоке молодых людей в Россию более четверти миграционного потока (26%) пришлось на российских граждан. Более наглядно о тенденциях миграции свидетельствуют данные о росте международной миграции: за последние 40 лет число ежегодных мигрантов выросло с 200 млн. до 1,2 млрд. человек в 2010 г. Согласно докладу ООН, в 2013 году Россия заняла 2-е место в мире после США по числу мигрантов. Наибольшее количество мигрантов, приезжающих в Россию - это граждане стран СНГ, в частности, Казахстана, Украины и др.
Развитие трудовой миграции в Омской области находит отражение в изменении структуры занятости населения, а также расширении сферы услуг и росте женской миграции, росте количества предприятий малого бизнеса, а также появлении новых направлений занятости. В связи с этим, региональная миграционная политика Омской области должна включать мероприятия по оптимизации внутренних миграционных процессов, способствуя при этом эффективному использованию трудовых ресурсов, а также сбалансированному развитию социально-трудовых отношений. А, при необходимости использовать трудовой ресурс мигрантов приграничных регионов, что требует дополнительного научного подхода, изучения потенциала, мобильности и специфики миграционно настроенных граждан Павлодарской области.
Исследование позволило выявить, что история развития Казахстана напрямую связано с миграцией населения. Миграционные процессы в Казахстане развиваются под воздействием социально -экономических, этнических, политических и других факторов. При этом каждый этап в истории Казахстана сопровождался наличием специфических особенностей и характеристик миграции. Рост экономической привлекательности Казахстана делает его привлекательным и для трудовых мигрантов. Основными причинами привлекательности Республики также можно назвать выгодное геополитическое расположение, взаимомиграция приграничного населения, отсутствие жесткого контроля на границах с СНГ. Все это способствует росту миграции как на региональном уровне, так и на общегосударственном.
Нельзя ни отметить и влияние сокращения численности населения регионов, в особенности его трудоспособной части, в результате миграционных процессов на общее снижение образовательного и профессионально-квалификационного уровней персонала предприятий, уменьшение экономически активной его части. Такие процессы были наиболее актуальны в 90-х годах для России и Казахстана. Крайне негативным последствием всего этого являлся упадок промышленности в обеих странах, а также снижение влияния государств на мировой арене. Общий уровень социально-экономического развития существенно снизился на фоне неблагоприятного влияния массовой миграции на формирование и развитие региональных рынков труда.
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ миграционной политики России и Казахстана потребовал от нас изучения миграционных процессов на основе изучения и осмысления политической, а также социально-экономической ситуации в разрезе регионов, на межгосударственном уровне и на глобальной мировой карте.
В конечном счете, анализ региональных политических процессов, с одной стороны, требует дифференцированного и точечного подхода; с другой стороны, он должен основываться на существующих глобализационных процессах, набирающих обороты в мире. С этой точки зрения изучение миграционных процессов основано на понимании политической, а также социально-экономической ситуации в разрезе регионов и в геополитическом контексте, позволяя нам выявлять тенденции и причины миграционных движений. Что касается изучения миграции в России и Казахстане, учет данных факторов особенно важен и в историческом контексте, учитывающем, что обе страны некогда находились на территории одного союзного государства.
Таким образом, особенности формирования системы государственного управления и протекания региональных политических процессов во многом накладывают отпечаток на основы реализации миграционной политики, а также и на саму направленность таких процессов. Региональные миграционные процессы не только имеют ярко выраженный политический характер, но также и во многом зависят, равно как и оказывают влияние на глобальную миграционную ситуацию в мире, которая во многом и формируется глобальной политикой.
В этой связи, в рамках исследования нами выявлены ключевые аспекты, оказывающие влияние на формирование общефедеральной и региональной миграционной политики, к которым мы отнесли следующие:
- общностью истории. Так, Российскую Федерацию и Республику Казахстан объединяет как советское прошлое, так и членство в СНГ. К тому же, анализ политико-правовых механизмов в России и Казахстане показал, что основа миграционного законодательства была заложена еще во времена СССР, а затем дополнена с учетом вновь возникающих отношений. Все это определяет схожесть ключевых форматов регулирования миграционных процессов России и Казахстана;
- характер глобальных политических тенденций. Процессы глобализации неминуемо накладывают отпечаток на взаимоотношения России и Казахстана между собой, а также и на вес и роль каждой страны на международной арене. Так, абсолютно очевидно, что роль России в мире в настоящее время очень высока. Это подтверждает реакция на принимаемые решения со стороны России в виде санкций, обвинений со стороны США и европейских стран. Это все возрастающая роль региональных объединений в виде СНГ, БРИКС, ШОС, Евразийский экономический союз и лидирующее место России в принятии решений указанными объединениями, это и участие страны в разрешении международных конфликтов (Сирия, Украина), а значит и огромная роль страны в регулировании глобальных миграционных процессов.
- различия в системе государственного регулирования, включая характер регулирования миграционных процессов, федеративное устройство и роль регионов в вопросах регулирования миграции. Однако вместе с тем, существует и некоторые особенности, связанные с характером других параметров, в том числе политических и геополитических (к примеру, масштаб России предполагает большую сложность в решении миграционного вопроса), заметно усложняющих и корректирующих регулирование отношений в сфере миграции.
Анализ миграционной политики Республики Казахстан в условиях интеграции и смены приоритетов развития показал, что миграционная политика Казахстана строится, прежде всего, на историческом прошлом страны, связывающей ее с СССР, а значит и общим схожим регулированием миграционных процессов, характерных для всех стран бывшего СССР. В частности, к ним можно отнести политику сотрудничества, культурного и образовательного обмена, симбиоза экономических процессов. Все это формирует каркас для построения миграционной политики.
Второй важнейший фактор для построения миграционной политики Республики Казахстан - современные глобализационные процессы, а также динамика мировых миграционных процессов. Важнейшими событиями здесь можно назвать политику Европейского союза, но наиболее важное влияние имеет политика в сфере миграции СНГ и Евразийского экономического пространства. Основополагающие положения концепций развития миграции в рамках указанных сообществ формируют каркас современной миграционной политики Республики Казахстан. А уже на уровне государства происходит процесс формирования политико-правовой основы для регулирования миграционных процессов. Прежде всего, это концепция развития миграции и закон РК «О миграции населения». Именно в данных основополагающих документах формируется вектор политики Казахстана в направлении развития миграции - а именно степень лояльности к мигрантам по группам, открытость границ для различных групп мигрантов (трудовых, студентов и т.д.), жесткость миграционного законодательства и требований к мигрантам.
Указанные процессы носят ярко выраженный политический характер, поскольку, с одной стороны, как показывает анализ, затрагивают огромные массы людей, а, с другой стороны, требуют принятия согласованных политических решений не только внутри страны на уровне государственного управления, но и на межгосударственном уровне - в рамках блоков СНГ, Евразийского экономического союза. Являясь одним из локомотивов Евразийского экономического союза, Казахстан участвует в формировании и гармонизации миграционного законодательства и политического регулирования внутрисоюзных миграционных процессов. В этом состоит его глобальная роль как регулятора миграционных процессов в мире.
Вместе с тем, характер и направленность миграционной политики России, также, как и Казахстана, формировалась во времена СССР, а значит основывалась на общности границ входящих в него стран и закрытости страны времен «железного занавеса». И лишь последние 30 лет мы наблюдаем возрастающую динамику миграционных перемещений. А, учитывая политическую значимость России на карте мира не только как самой большой страны в мире, но и как одной из мировых держав, внешняя и внутренняя политика страны во многом и определяет характер миграционной политики не только, хотя преимущественно в странах СНГ, БРИКС, Евразийского экономического союза, но также и во всем мире. Верна и обратная зависимость России от глобальных политических процессов. Так, ситуация в Сирии (где Россия принимает непосредственно участие), и на Украине значительно влияют и миграцию в Россию. Так, большое количество беженцев с Украины нашли убежище на территории России, которая определила адекватные условия для приема граждан Украины, формируя для этого свои политико-правовые основы миграционной политики.
Внутриполитические тенденции, вкупе с экономическими проблемами страны, включая проблему низкой рождаемости и старения населения в России, повлекли за собой необходимость формирования таких политико-правовых основ миграционной политики России, которые бы способствовали повышению политической и экономической стабильности страны: с одной стороны, это лояльность к приему мигрантов, в том числе беженцев, с другой стороны, усложнение требований к мигрантам, прибывающим в Россию.
Огромную роль в этих процессах играет система государственной политики России, включая федеративное устройство страны, демократические принципы вкупе с авторитарными элементами управления, позволяющие стране оставаться ведущей мировой державой, что особенно ярко проявляется в участии политических элит (прежде всего, Президента страны) в ряде международных встреч (с Президентом США Д. Трампом, Президентом Франции Э. Макроном), а также выступления лидера страны на международных саммитах с глобальной повесткой сотрудничества, в том числе и в сфере миграционной политики.
Именно общегосударственная политика во многом определяет специфику региональной миграционной политики. Такой вывод мы сделали из анализа миграционных процессов Омской и Павлодарской областей. Так, общий характер направленности миграционных процессов в Омской области в целом связан с общероссийской тенденцией, в частности, относительно основных групп мигрантов, приезжающих в регион - это граждане СНГ. Для Омской области - это, главным образом, приток населения с территории граничащего Казахстана. Основная цель миграционных процессов из Омской области в Казахстан и обратно - это трудовая миграция. Также имеет место и образовательная миграция. Однако, мы наблюдаем, что государственная миграционная политика в региональном аспекте, требует более детального научного исследования с учетом исторических, социокультурных, политических и социально -экономических особенностей регионов.
При этом динамика демографических процессов, имеющая негативную тенденцию, определяется общей региональной политикой, а также общефедеральной. Так, общее снижение экономической ситуации и отсутствие мер по поддержке мелких и средних региональных предприятий влекут за собой их закрытие, а, следовательно, повышение безработицы и как результат - рост миграции в другие регионы России. Отсутствие региональных программ развития промышленности и эффективных мер поддержки местных производителей, малого и среднего бизнеса вынуждают жителей региона уезжать в более благополучные (включая Москву и Петербург), что порождает за собой развитие миграционного локаута. На место уехавших жителей региона приезжают граждане других государств, большая часть из которых - это жители граничащей Павлодарской области.
В конечном счете, сильные миграционные связи между регионами вынуждают региональные власти принимать меры, направленные на регулирование миграционных процессов в приграничных областях. А всплески антимигрантских настроений (как пример - Москва) вынуждают принимать серьезные политические решения на уровне государства, а также формировать предпосылки для сотрудничества и взаимного миграционного партнерства между Россией и Казахстаном, что является уже стратегической геополитической задачей обеих стран.
Таким образом, миграционное взаимодействие Омской области с Павлодарской областью может быть более эффективным при усилении социально-экономического, политического и инвестиционного взаимодействия и построении на основе взаимных соглашений по регулированию миграционных вопросов. В связи с этим, региональная миграционная политика Омской области должна включать мероприятия по оптимизации внутренних миграционных процессов, способствуя эффективному использованию трудовых ресурсов, а также сбалансированному развитию социально-трудовых отношений.
В частности, речь идет о необходимости повышения миграционной привлекательности Омской области, что позволит снизить отток населения в более «богатые» регионы. Такая задача требует принятия и реализации программы, включающей комплекс прогрессивных социально-экономических мероприятий, однако принятие таких мер требует «политической воли» со стороны органов власти самого высокого, федерального уровня, а также принятия дополнительных программ и комплекса мер со стороны самого региона. Требуется проработка вопросов, связанных с процедурой привлечения временных трудовых мигрантов в регион, упрощением процедур регистрации и учета временных трудовых мигрантов как легальной рабочей силы.
Взаимосвязь политических и миграционных процессов в Павлодарской области подтверждается значительным сокращением населения Павлодарской области и увеличением темпов миграции в период с 1995 по 2015 гг., причинами которой являются, с одной стороны, неэффективная общефедеральная и региональная политика, в первую очередь в сфере обеспечения достойного уровня жизни, что связано и с политикой в сфере здравоохранения, образования, жилищного строительства. А, с другой стороны, возрастающая динамика миграции влечет за собой необходимость совершенствования региональной экономической и миграционной политики.
Все это свидетельствует о существенной связи региональных политических и миграционных процессов, имеющих схожую динамику с указанными процессами в Омской и Павлодарской областях. Консолидированная позиция региональных органов власти и правоохранительных структур должна состоять в предоставлении возможностей иностранным гражданам пребывать, а также проживать и работать на территории Павлодарской области при условии строгого соблюдения законодательства Республики Казахстан и недопущения каких-либо правонарушений.
Региональный подход при формировании миграционной политики Павлодарской области должен включать комплекс мер по регулированию внутренней и внешней миграции. В частности, речь идет о создании экономических условий, направленных на обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда; разработку действенных механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения, обеспечение сбалансированности региональных рынков труда, а также мониторинг экологической обстановки регионов, включая наличие загрязненности окружающей среды, а также перспективы развития или же дальнейшего усиления депрессивных состояний населенных пунктов в социальном и экономическом отношениях.
Указанные выше выводы позволили нам определить тренды и перспективы развития региональной миграционной политики России и Казахстана, заставляющие перекраивать внутреннюю политику регионов и оказывающие существенное влияние на необходимость регулирования данных вопросов на общегосударственном и межгосударственном уровне. Речь идет о следующих явлениях: интегрирование на региональном уровне Омской и Павлодарской областей происходит гораздо раньше, чем на государственном уровне; усиление образовательной миграции; усиление влияния факторов социально-экономического развития региона и государства на направленность миграционных процессов; глобальный характер миграционных процессов; особенности и взаимосвязанность культур в двух странах.
На основании анализа региональных институциональных условий протекания миграции в Омской и Павлодарской областях, нами выявлена связь между характером миграционных процессов и принимаемыми решениями правящими региональными элитами. Данный факт подтверждает наличие ярко выраженного политического характера миграционных процессов. А потому, решение проблемы миграционного локаута требует принятия и реализации программы, включающей комплекс прогрессивных инновационных решений со стороны органов федеральной и региональной власти обеих стран, поскольку, являясь прерогативой государства, миграционная политика оказывает огромное влияние на всех граждан страны, имеющих отношение к миграции, что подтверждает глобальный политический характер миграционных процессов.
Исторически сложившиеся связи России и Казахстана, а также сотрудничество в рамках блоков ЕАЭС и СНГ дают основания полагать о дальнейшем сглаживании миграционного локаута между странами путем построения совместной политики. Кроме того, исторически сложившаяся роль России как ведущей страны в СНГ, потребует от России проведения инициатив по нормализации ситуации с мигрантами и в других приграничных со странами СНГ регионах аналогично Омской и Павлодарской областям.
Протекающие глобальные политические процессы и тенденции развития миграции в мире также существенным образом могут влиять на региональные миграционные вопросы. Прежде всего это касается усиление региональных политических межгосударственных блоков БРИКС, ШОС, ЕАЭС, где влияние России существенно, а значит и миграционная политика между странами, в том числе и с Казахстаном, во многом будет зависеть от продвижения инициатив и защиты интересов мигрантов именно со стороны России. Очевидно, что региональные миграционные процессы и политика региональных властей приграничных регионов будет определяться межгосударственным решениям, принимаемым в рамках межгосударственных объединений.
Региональные межгосударственные блоки для России будут иметь большее значение в плане проведение политики, включая и миграционную, на всем евразийском пространстве. В конечном счете такая политика, а главным образом слаженность политики и достижения консенсуса в миграционных вопросах в рамках блоков, позволит России отстаивать право называться не только региональным лидером, но и ведущей мировой державой. Вместе с тем существенная и во многом определяющая роль остается за эффективным построением внутренней общефедеральной политиков страны (как России, так и Казахстана. Прежде всего, речь идет о совершенствовании институциональных и политико-правовых основ формирования миграционной политики в каждом конкретном государстве.
На примере приграничных областей двух стран предложено научное обоснование эффективности реализации миграционной политики, которая проводится в интересах развития и поддержания социальной стабильности граждан и устойчивого развития государства. Полученные результаты имеют перспективу использования в дальнейших исследованиях миграционной политики, как других стран, так и отдельных регионов.



1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года, с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г.
3. Закон РК «О миграции населения» от 22 июля 2011 г.
4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
5. Федеральный закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».
6. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // "Собрание законодательства РФ", 24.05.2010, № 21, ст. 2524.
7. Закон Республики Казахстан «О миграции населения». Действует с изменениями от 27 марта 2002 г., 12 января и 6 июля 2007 г.
8. Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 43. - Ст. 4071.
9. Указ Президента РФ №156 от 05.04.2016 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
10. Указ Президента Российской Федерации №803 от 03.06.1996 г. «Об основным положениях региональной политики в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.1996, N 23, ст. 2756.
11. Указ Президента № 2337 «О правовом положении иностранных
граждан в РК» от 19 июня 1995 года. Имеет силу Закона.
12. Указ Президента РК «О порядке предоставления политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в РК» от 15 июля 1996 г.
13. Указ Президента РК «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством РК» от 27 сентября 1996 г.
14. Указ Президента РФ от 16 октября 2001 г. № 1230 «Вопросы
структуры федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 43. - Ст. 4071.
15. Административный регламент «По контролю и надзору за соблюдением положений миграционного законодательства» от 30 апреля 2010 г. Совместный приказ МВД № 338, ФМС № 97.
16. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.
17. О Концепции миграционной политики Республики Казахстан. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября 2000 года № 1346. САПП Республики Казахстан - 2000 г. - № 38-39. - ст. 449.
18. Отраслевая Программа миграционной политики Республики Казахстан на 2001-2010 годы № 1371. Утверждена 29 октября 2001 г. Программа рассчитана на среднесрочную (2001-2005 гг.) и долгосрочную (2005-2010 гг.) перспективу.
19. План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. Сотрудничество государств - участников СНГ в области регулирования трудовой миграции. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/.(дата обращения 15.03.2017).
20. Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2030».
21. Постановление Правительства Республики Казахстан «О
Комплексном плане по решению проблем миграции, усилению контроля за миграционными потоками из сопредельных государств, созданию благоприятных условий для отечественных квалифицированных кадров с тем, чтобы не допустить их чрезмерного оттока на зарубежные рынки труда на 2014-2016 годы». [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1300001593.(Дата обращения: 12.02.2017 г.).
22. Постановление Правительства Республики Казахстан от 28.03.2012 года № 361 «Об утверждении Правил оформления документов на выезд за пределы Республики Казахстан на постоянное место жительства».
23. Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 сентября
2000 года № 1346 «О Концепции миграционной политики Республики
Казахстан». САПП Республики Казахстан. - 2000 г. - № 38-39. - ст. 449.
24. Решение Совета глав государств Содружества Независимых Государств. Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств. Официальный сайт Исполнительного комитета СНГ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: ййр://с1з.штзк.Ьу/раде.рйр?1б=18763 (дата обращения 12.03.2017).
25. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и
социальной защиты трудящихся-мигрантов. Портал правовой поддержки предпринимательской деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. businessprvo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_46590.html. (Дата
обращения 18.03.2017).
26. Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.
Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/ (дата
обращения 15.03.2017).
Научная литература:
27. Абалкин Л.И. Россия - 2015: Оптимистический сценарий / Отв. ред. Л.И.Абалкин / Л.И. Абалкин, Д.Е. Сорокин, В.В. Симонов, и.др. - Москва, 1999. - С.416.
28. Алексеенко А.Н. Население Казахстана 1920-1990 гг. Алма-Ата, 1993;
29. Алексеенко А.Н., Алексеенко Н.В., Козыбаев М.К., Романов Ю.И. Этносы Казахстана. - Астана: Елорда, 2001. - 168 с.
30. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». - 2014. - С. 109-112.
31. Асылбеков М.Х., Козина В.В. Народонаселение Республики Казахстан в условиях суверенитета. - Алматы. - 2009. - с. 114.
32. Баранов А.В. Политическая глобализация цивилизационные последствия для России // Современная российская политология в контексте глобализации и диалога культур. М. - 2003. - С 29-32.
33. Валентея Д.И. Система знаний о народонаселении. - М., 1976 - С.140.
34. Вантелей Д.И. Основы теории народонаселения. М. - 1977. - С. 119.
35. Вартумян А.А. Миграционная политика на Северном Кавказе: монография. Центр кавказских исслед. МГИМО (у) МИД России. - Москва: Центральное изд-во учебно-методической и науч. лит. - 2008. - 181 с.
36. Ващекин Н.П., Мунтян М.А., Урсул А.Д. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие. М. - 2000. - С. 33-35.
37. Вернадский В.И. Избранные сочинения. Том 1. М.: Изд-во АН СССР.
- 1954. - 696 с.
38. Витковская Г.С., Петров Н. Политические предпочтения вынужденных переселенцев / Науч. доклады/ Московский Центр Карнеги. 1997. - №7.- 147 с.
39. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России. 1900 -2000.
- М.: Новое издательство, 2006. - 608 с.
40. Возрастно-половая структура населения Омской области на 1 января 2009 г.: Стат. бюллетень. - Омск: Омскстат, 2009. - 34 с.
41. Волох В.А. Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища. Монография. // М.: Издательство «Спутник-». - 2009. - С.73-77.
42. Воробьева О.Д. Миграция населения. Вып. 6: Миграционная политика: Приложение к журналу «Миграция в России» [Текст] / О.Д. Воробьева. М., 2001. - 176 с.
43. Гельман В.Я. Трансформация и режимы неопределенность и ее последствия. Россия регионов трансформация политических режимов. М. - 2000. - С. 19-20.
44. Герасимчук З.В., Вахович И.М. Организационно -экономический
механизм формирования и реализации стратегии развития региона. Луцк. - 2002.
45. Гольдин Г.Г. Миграция и проблемы ее регулирования. М.:
Интердиалект-. - 2000. - 230 с.
46. Губогло М.Н. Идентификация идентичности: Этносоциологические очерки. М. - 2003.
47. Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. Прогресс. 1993 - 575 с.
48. Демографический ежегодник: Стат. сб. - Омск: Омскстат, 2009. - 95 с.
49. Денисенко М.Б., Ионцев В.А., Хорев Б.С. Миграциология. - М.: Изд-во МГУ - 1989.
50. Денисова Г.С. Социальная субъективность этноса: (концептуальный подход). Ростов н/Д. Изд-во Рост. пед. ун-та, 1997. - С.42.
51. Дмитриев А.В. Миграция: конфликт, безопасность, сотрудничество. / А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, Г.А. Пядухов. М.: Изд-во РГСУ. - 2009. - 354 с.
52. Ефимов Ю.Г. Политическая миграциология: миграционные процессы в контексте политологических проблем (монография). М.: АНМИ. - 2005.
53. Зайончковская Ж.А., Молодикова И.Н., Мукомель В.И. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие. - 2007. - С. 109-112.
54. Зиммель Г. Метрополис и ментальная жизнь (Ме1горо11запбшеп1аШ1е). - 1903. - с. 190-192.
55. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС. - 2005.
56. Ивахнюк И.В. Опыт государственного регулирования международной трудовой миграции (на примере Турции) // В кн.: Международная миграция населения: Россия и современный мир. Вып. 2. - М.: Диалог МГУ, 1999.
57. Ионцев В.А. Вопросы управления миграцией населения: институциональный подход. В сборнике: Россия и Китай: социально - экономическое взаимодействие между странами и приграничными регионами Амурский государственный университет. Благовещенск. - 2011. - С. 197-202.
58. Ионцев В.А. Международная миграция / Под общей ред. О.Д. Воробьевой. // Вып. 3. Прилож. к журн. «Миграция в России». М. - 2001.
59. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и
современный мир. М., 2000.
60. Кваша А.Я. Что такое демография? М.: Мысль. - 1985. - С. 126.
61. Кожахметов А.Б., Асанбаев М.Б. Внутренняя миграция в Казахстане: в поисках решения -Алматы, РОО «Шанырак» - Центр социально-гуманитарных исследований «Аспект М». - 2010-180 с.
62. Козыкина, Н.В. Миграционные процессы в Забайкальском крае: состояние и тенденции развития. Екатеринбург. - 2012. - С. 45.
63. Колесникова Ю.В., Давлетшина Л.А. Трудовая миграция в России в 2015 году: новый шаг на пути развития или серьезная ошибка. «Экономика и современный менеджмент: теория и практика»: сборник статей по материалам ХЕУШ международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 65-66.
64. ЛДПР. Мигранты. Издание второе, дополненное. М.: Издание Либерально-демократической партии России. 2013 г. - 64 с.
65. Малькова В.К. Образы этносов в республиканских газетах. Опыт этносоциологического изучения. ИЭ АНСССР. М. - 1991. - с. 83.
66. Мальтус Т. Опыт о законе народонаселения. СПб 1868. - Т 2. - С.341.
67. Маркс К. Капитал. М.: Госполитиздат, 1960. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.; Т. 23).
68. Масанов Н. Миграционные метаморфозы Казахстана в движении добровольном и вынужденном. Постсоветские миграции в Евразии. - М. - 1999. - с. 127-152.
69. Мендикулова Г.М. Исторические судьбы казахской диаспоры.
Происхождение и развитие. - Алматы. - 1997. - с. 264.
70. Методология и методы изучения миграционных процессов. Междисциплинарное учебное пособие / Под ред. Ж.А. Зайончковской, И.Н. Молодиковой, В.И. Мукомеля. - М.: Центр миграционных исследований, 2007. - 370 с.
71. Миграции в трансформирующемся обществе. Аннотированный библиографический указатель литературы, изданной в странах СНГ 1992 -1999 гг. М. - 2000. - С. 119.
72. Миграция и миграционная политика Российской Федерации: Научный доклад. - Под ред. д.э.н., проф. С.В. Рязанцева. - М., 2011. - 167 с.
73. Миграция населения: статистика, выборочные обследования,
политика. Сборник статей / Под ред. М.Б. Денисенко. М.: МАКС Пресс. - 2006. - 284 с.
74. Народонаселение. Выпуск 32. Прошлое и настоящее демографии. М.,
- 1980.
75. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект. - 2002. - С.418.
76. Переведенцев В.И. Миграция населения и демографическое будущее России (научно-аналитический доклад). М.: ИСП РАН. - 2003. - 61 с.
77. Покишевский В.В. Население и география. Теоретические очерки. М.-1978. - С. 42.
78. Регент Т.М. Миграция в России. Проблемы государственного
управления. М: ИСЭПН. - 1999. - С.13, 18.
79. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения (выпуск 5) Стадии
миграционного процесса (монография). - М., 2001. - 159 с.
80. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения прогнозы, факторы, политика. М. - 1987. - С. 98.
81. Садовская Е.Ю. Миграция в Казахстане на рубеже ХХ1 века: основные тенденции и перспективы. Алматы. - 2001. - С.108-124
82. Садовская Е.Ю. Международная трудовая миграция в Центральной Азии в нач. ХХ1 века (на примере Республики Казахстан) / Е.Ю. Садовская. М. : Восточная книга, 2013. - 572 с.
83. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов: [пер. с англ.] / Адам Смит; [под науч. ред. П.Н. Клюкина]. - М.: ЭКСМО, 2009. - 958 с.
84. Сови А. Общая теория населения. В 2 т. - Т.1. - М.: Прогресс. - 1977.
85. Современная демография. / Под ред А.Я Кваши в А. Ионцева. - М.: Изд-во Московского университета. - 1995.
86. Староверов В.И. Социально-демографические проблемы деревни: методология, методика, опыт анализа миграции сельского населения. М.: Наука. - 1975. - С. 286.
87. Татимов М.Б. Социальная обусловленность демографических
процессов. Алма-Ата. - 1989. - С. 124.
88. Тищенко А.Н., Кизим Н.А., Кубах А.И., Давыскиба Е.В. Экономический потенциал региона: анализ, оценка, диагностика (монография). - Харьков: ИД «ИНЖЭК». - 2005. - 176 с.
89. Тюркин М.Л. Историко-правовой анализ миграционных систем России США, Франции и ФРГ Монография - М. : ВНИИ МВД России. - 2004. - с. 58.
90. Хомра А.У. Определение и классификация форм миграций населения. - Демогр.тетр. - Киев. - 1974.
91. Хорев Б.С., Тимчук Н.Ф. Моделирование и регулирование миграционной подвижности населения в системах расселения. Миграционная подвижность населения в СССР. М. - 1974. - С. 101.
92. Численность населения Омской области на 1 января 2009 г.: Стат. бюллетень. - Омск: Омскстат, 2009. - 12 с.
Научные статьи:
93. Агарина А.В. Влияние миграции на общую численность региона (на примере Восточно-Казахстанской и Омской областей) // Экономическая наука и практика III Международная научная конференция. Чита. - 2014. - С.169-171.
94. Андриченко Л.В., Елеонский В.О., Хабриева Т.Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. 2003. - № 4. - С. 3-11.
95. Антошин А.В. Некоторые факты указывают на то, что о следующей волне эмиграции уже вполне уместно говорить / Антошин А.В. // Дискуссия. Институт современных технологий управления. Екатеринбург - 2017. - №3. - С. 6-13.
96. Афонина А.А. Факторы трансформации миграционной политики России в 20 веке на примере возврата и переселения русскоязычного населения // Симбирский гуманитарный вестник. Ульяновск. - 2012.- № 1(7). - С.182-187.
97. Ахиезер А.С. Диалектика урбанизации и миграции в России //
Общественные науки и современность. - 2000. - № 1.
98. Ашин Г.К. Элитология в системе общественных наук //
Общественные науки и современность. - 2003. - №4. - С. 124-134.
99. Балашов С.А. Проблема формирования теории миграционной
политики в России: историко-правовой аспект // Вестник экономической
безопасности. - 2010. - № 1. - С. 59-63.
100. Баранов Н.А. Евразийская интеграция в контексте формирования нового мирового порядка // Диалог: политика, право, экономика. - 2017. - V. 1. 1 (4). - С. 47-53.
101. Баталов Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra. - 2002. - № 3.
102. Безбородова Т.М. Методы социологии в изучении миграции
населения. Сибирский торгово-экономический журнал. - 2015. - № 2 (21).
103. Белашова В.В. Миграционная политика как одна из сфер сотрудничества приграничных государств России и Казахстана // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXXVI международной студенческой научно-практической конференции. - 2015. - № 9(36). - С. 88-89.
104. Богатырева О.Н., Крапивницкая Е.Д. Беженцы и права, обеспечивающие выживание: международные и национальные стандарты (современный опыт Итальянской Республики). Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. - 2017. - № 5. - С. 24-40.
105. Бурда М.А. Миграционное законодательство как механизм реализации государством своих властных функций // Евразийский юридический журнал. 2015. № 3 (82). С. 244-246.
106. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. - № 5. - С.147-156.
107. Ветренко И.А. Политический PR в контексте государственного управления Российской Федерации. Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». - 2015. - № 4(8). - С.152-157.
108. Ветренко И.А., Понеделков А.В., Воронцов С.А. Современная российская демографическая политика через призму национальной безопасности. Вестник Омского государственного университета. Серия «исторические науки». - 2015. - № 3 (7). - с. 90-96.
109. Галиев А.Б. Этнодемографические и эмиграционные процессы в Казахстане. Политологический аспект. Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. - 1995. - №2. - С.59-62.
110. Галимова А.К. Вопросы государственно-правового регулирования миграционных репатриационных процессов в республике Казахстан. ВестникТомского государственного университета. - 2011. - № 342. - С. 77.
111. Герасименко Л. Н. Специфика регионального политического процесса в современной России. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. - 2008. - №2 (42).
112. Гладышева Е.Н. О взаимовлиянии миграции и национального состава населения: (на материалах Казахстана) // Статистика миграции населения. М., 1973. С. 218-237.
113. Дегтерева В.А. Государственное регулирование и контроль миграционных процессов с целью соблюдения национальных социально - экономических интересов РФ. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. № 4 (60) - 2013
114. Жаркенова А.М. Численность и этнический состав населения региона Казахстана в постсоветский период. Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 4. - С. 90-95.
115. Зайончковская Ж.А. Миграция населения СССР и России в XX веке: эволюция сквозь катаклизмы // Проблемы прогнозирования. - 2000. - № 4.
116. Заславская Т.И., Рыбаковский Л.Л. Процессы миграции и их регулирование в социалистическом обществе // Социологические исследования. - 1978. - №1.
117. Захаров С.В., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность в России. Социологические исследования. - 1997. - № 7.
118. Защита социальных и трудовых прав мигрантов на пространстве СНГ. Аналитический сборник. - Апрель, 2015 г.- С. 64-72.
119. Иванова Е.А. Проблемы миграции в Москве и возможные пути их решения. Вестник РУДН. Серия Политология. - 2010. - № 2.
120. Иноземцев В.Л. Иммиграция: новая проблема нового столетия. Методологические аспекты. Социологические исследования. - 2003. - № 4. - с. 29-37.
121. Ионцев В.А. Проблемы «утечки умов» в России (методологические аспекты изучения). Вестник МГУ. - 1996. - № 5.
122. Исенгалиева М.Е. Перспективы индустриально-инновационного развития Республики Казахстан и миграция трудовых ресурсов. Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2014. - № 4 (5). - С. 19-22.
123. Камынин В.Д. Роль двусторонних отношений между РФ и странами Центральной Азии в укреплении безопасности в регионе на рубеже ХХ -XXI вв. Известия Уральского федерального университета. Серия : Общественные науки. - 2017.Т 12. №2/164. С. 154-170.
124. Кан Г. Корейцы в Казахстане: трагедия переселения и обретение новой родины. Мысль. - 1994. - №4 - С. 82.
125. Каппасова Г.М. Анализ состояния миграционной политики Республики Казахстан в условиях интеграции (на примере Павлодарской области (Казахстан), Алтайского края (РФ) и Омской области (РФ). Евразийство: теоретический потенциал и практические приложения. - 2014. - № 7. - С. 209-220.
126. Каппасова Г.М. Теоретические и практические аспекты миграционной политики России и Казахстана на примере приграничных регионов. Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2014. - № 2 (16). - С. 43-50.
127. Керимов А.А. Влияние культурно-образовательной среды на процесс формирования толерантного сознания молодежи. Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2017. - 162, 23 (2), стр. 153-158.
128. Кефели И.Ф. Новая Евразия: от геополитического противостояния на Ближнем Востоке к распаду евразийской дуги нестабильности. Геополитика и безопасность. - 2016. - V. 1. 3-4 (35-36). - С. 96-105.
129. Клупт М.А. Демографическое развитие России: нефтяной нарратив. Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 61.
130. Кныш С.В. Приграничное сотрудничество в структуре экономических и культурных связей России и Беларуси. Вестник Череповецкого гос.унив. - 2012.-№3 (41), том 2.
131. Ковальская Л.С. Подходы к изучению потенциала региона // Вестник Хмельницкого национального университета. - 2009. - № 3. - T.2.
132. Комлева Н.А. Геополитическое пространство как текст. Электронное научное издание «Альманах». Пространство и Время. - 2015. - V. 10, 1. 1. - С. 32.
133. Коробов А.А. Иммиграционный аспект политического терроризма в России. Власть. - 2005. - № 9.
134. Кушербаев К.Е. Динамика этнической структуры населения Казахстана. Евразийское сообщество: экономика, политика, безопасность. - 1996.-№4. - С. 107-126.
135. Лубский А.В., Бедрик А.В., Сериков А.В. Социальный институт диаспоры в контексте обеспечения национальной безопасности. Гуманитарий Юга России. - 2016. - № 5.
136. Мартиросьян А.В. Особенности формирования общественного мнения о миграционной политике. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2012. - № 4.
137. Михайленко В.И. Проблемы управления миграционными процессами в Европейском Союзе / Михайленко В.И. // Известия Уральского федерального университета. Серия 3: Общественные науки. - 2016. - V. 155, 1. 11 (3). - С. 123¬134.
138. Мошкин С.В. Дипломатическая война за черноморские проливы в 1944-1946 гг. - Дискурс-Пи. - 2016. - V. 13, 1. 1. - С. 112-116.
139. Мукомель В.И. Экономика нелегальной миграции в России: нельзя регулировать, то о чем нигде не замечено. Демоскоп. - 2005. - №207-208. - С. 33.
140. Мукомель В.И. Правовые основы и практика регулирования миграции в субъектах Федерации. Миграция. - 1997. - №3(4). - С. 15-20.
141. Назарова Е.А. Особенности современных процессов миграции // Социологические исследования. - 2005. - №7. - С.116.
142. Огородников П.И., Макарова Н.А. Моделирование миграционных потоков в регионе. Экономика региона. - 2013. - № 2 (34).
143. Паин Э.А. Становление государственной независимости России // Мир России. - 1995. - № 1.
144. Панов П.В. Региональные политические процессы в Российской Федерации в «эпоху Путина»: унификация или диверсификация? Политэкс. - 2006. - № 4. - Том 2.
145. Петров В.Н. Этнические мигранты и полиэтничная принимающая среда: проблемы толерантности. Социологические. исследования - 2003. - № 7. - С.84-90.
146. Питраков В.Ю. Политическая интеграция и взаимодействие Омского региона с приграничными областями Республики Казахстан. Международный Научный Институт «Ебнсайо». 111-10. - 2015.
147. Плисецкий Е.Л. Современные миграционные процессы в России / Е.Л. Плисецкий // География. - 2003. - № 37. - С. 4-11.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ