Актуальность темы исследования
Уникальность советского общества, поглощенного ходом истории, состояла и в том, что впервые в эволюции человечества была сделана столь глобальная попытка практически построить формы социального общежития целиком на основе априорных схем. Провал этой попытки еще долго будет тревожить разум миллионов людей, однако уже сегодня можно сказать, что изначальный порок этих проектов заключался в игнорировании свободного самоопределения человеческих индивидов, неизбывной их потребности спонтанно и самостоятельно созидать индивидуальную жизнь. Атомарно-личностный уровень общественного бытия, природа и логика которого была неверно понята строителями нового общества, дал колоссальный взрыв социальной энергии, ввергнувшей значительную часть человечества в поиск более эффективных форм существования.
Россия, вставшая на путь перехода от закрытого тоталитарного общества к свободному и саморегулируемому порядку жизни, примеривает на себя сегодня уже испытанные историей и доказавшие жизнеспособность формы общественного бытия. Однако стремление в этом поиске не утратить свою самобытную идентичность приводит к драматическим коллизиям в российской политике, экономике, культуре, в индивидуально-личностном существовании людей. Образ жизни и склад духовного строя миллионов, укоренившиеся за десятилетия и столетия, несмотря на радикальные перемены, вносят существенные коррективы в траекторию движения страны к подлинной демократии и рыночному порядку, к полноценности индивидуальной человеческой жизни. И, вместе с тем, демократизация уже открыла и поставила в разряд острых научно-практических проблем такие феномены социальной жизни, которые ранее были тайной и охраняемой монополией высшей касты лиц, властвовавших в государстве, партии и обществе.
Социально-политические манипуляции человеческой личностью относятся к тем невидимым технологиям общественной жизни, существование которых в социалистическом обществе либо замалчивалось, либо признавалось атрибутом лишь капиталистической системы. Однако разрушение исключительного права на них обнаружило все более очевидный факт: манипуляции пронизывают сегодня буквально все общественные связи — от политических, экономических, правовых, религиозных до отношений человека с самим собой. Демократизация парадоксальным образом привела к расширению диапазона и увеличению масштаба манипуляций, в том числе и на межгосударственном уровне в связи с интеграцией России в мировое сообщество стран с более развитой экономической и политической системой. Кроме того, нарастание в рыночном порядке у отдельных индивидов степеней свободы также наделило их стремлением и правом на осуществление разнообразных манипуляций, которые являются как будто свидетельством демократии и молчаливо признаются нравами, идеологией и целями развития посткоммунистических систем.
Эти обстоятельства становятся одновременно вызовом для гуманитарных, философских наук раскрыть природу, сущность, содержание социально-политических манипуляций, показать их основания, причины, место и роль в общественном и индивидуальном бытии. Важным становится для цивилизованной жизни человека и выявление их подлинного мировоззренческого смысла, затемненного десятилетиями холодной, идеологической и психологической войны между странами с противоположным общественным строем Запада и Востока.
Дезориентация в понимании значения, роли и результатов социально-политических манипуляций чревата принятием неверных политических решений и стратегий, которые уже неоднократно в истории пагубным образом сказывались на функционировании управляющих институтов и общества вцелом. Однако проблеме манипуляций человеком до сих пор нет подобающего места в образовательных курсах гуманитарных и философских наук, поэтому входящие в жизнь молодые поколения, сталкиваясь с ней повсеместно, вынуждены избегать ее или слепо довольствоваться паллиативами в ее практическом решении. Эти соображения и определили выбор темы исследования.
Степень разработанности проблемы.
Острота и масштабность проблемы манипуляций человеком, его личностью и сознанием были выявлены в 20 веке в исследованиях представителей Франкфуртской школы — М. Хоркхай- мера, Т. Адорно, Э. Фромма, Г. Маркузе, Ю. Хабермаса. Развивая критическую теорию функционирования западного общества, его политики и культуры, они обнаружили скрытые диссонансы между внешне успешной жизнедеятельностью социума и драматизмом, даже трагизмом в коллизиях самоосуществления в нем индивидов. Однако осознание этих противоречий было блокировано в массовом масштабе особыми состояниями индивидуального сознания, что наводило на мысль об укорененности в политике, идеологии и культуре общества манипуляторских феноменов.
Кроме того, проведенный Франкфуртской школой анализ возникновения и функционирования тоталитарного фашистского режима, его идеологии и пропаганды также на индивидуально-личностном уровне обнаружил факт существования эффективных социально-политических манипуляций. Однако этот феномен в отношении человеческой личности все же не был выделен в особую научно-философскую проблему, хотя многочисленные фрагменты работ франкфуртцев, как и параллельно работавших с ними философов экзистенциалистского направления — М. Хайдеггера, К. Ясперса, Г. Марселя, А. Камю, Ж.-П. Сартра и др. указывают на ее фундаментальность в индивидуальной жизни человека. Более ранние теоретические истоки данной проблемы обнаруживаются также в трудах К. Маркса, Ф. Ницше, П. Сорокина, В. Парето, М. Вебера, К. Манхейма...
В заключении суммируются концептуальные положения и выводы диссертации. Кроме того, подчеркивается, что философский масштаб данной проблемы выявляется в преддверии третьего тысячелетия, когда устойчивое прогрессирующее развитие мировых цивилизаций становится все менее возможной вне полноценной эмансипации человеческой личности. Опора на ее разумность, образованность, культуру, на выявление продуктивных способностей, свобода и подлинность ее самореализации — те внутренние пружины, без учета которых современные глобальные стратегии развития могут остаться несбыточными мечтами. Поэтому и право людей на свою индивидуальность как общечеловеческую ценность, зафиксированное буквой и духом Всеобщей декларации прав человека, требует исключения тех скрытых технологий духовного (политического, идеологического, религиозного и т. д.) гнета, к которым относятся деструктивные манипуляции. Ведь в результате их применения индивиды проживают не свою собственную жизнь, а по чужому "сценарию”, навязанному им организованными социально-политическими силами. Вот почему духовно-психологическая безопасность человека, включающая неприкосновенность его критического мышления и эмоциональную независимость, должна учитываться обществом в законах о свободе СМИ, о рекламе, о правах потребителей, о семье, об образовании и воспитании, о религиозных культах и т. п. Однако для того, чтобы юридически охарактеризовать запрещенные манипуляторские методы и технологии, требуется большая работа по их выявлению, анализу и оценке в социально-гуманитарных науках. К ее активизации призывают и прогнозы видных ученых на XXI век, в котором злокачественные манипуляции человеком, общественным мнением и массовым сознанием могут наряду с национальными конфликтами, экологическими катастрофами и демографическими бедствиями превратиться в глобальную мировую проблему.
1. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 11,2 п. л.
2. Исследование влияния бригадных форм организации труда на улучшение экономических и социальных показателей работы коллектива. — М.: ИНИОН АН СССР, 1984. N 02850060707, 4 апр. В соавт. 7,45 п. л.
3. Политическая культура и пресса (уровни взаимодействия) // Политика и культура. — Екатеринбург, 1991. 1,2 п.л.
4. Анализ и синтез в публицистическом творчестве // Журналист. — М.: МГУ, 1976. 6 апр. 0,2 п. л.
5. Художественная публицистика как единство познания и воспитания // Искусство как фактор комплексного подхода к воспитанию — Свердловск: УрГУ, 1978. 0,5 п. л.
6. Публицистика как средство воспитания нового человека //Из опыта работы средств массовой информации и пропаганды по формированию политической культуры. — Свердловск, 1981. 0,3 п. л.
7. Повышение социальной ответственности личности в условиях НТР // Становление и совершенствование социалистических общественных отношений. — Свердловск, 1982. В соавт. 0,25 п. л.
8. Структура и функции культуры // Совершенствование общественных отношений и социалистического образа жизни в условиях развитого социализма в свете решений XXVI съезда КПСС — Свердловск, 1982. 0,2 п.л.
9. Содержание политической культуры // Актуальные проблемы совершенствования общественных отношений и хозяйственного механизма — Свердловск, 1983. 0,1 п. л.
10. Рецензия на кн.: Социология журналистики: теория, методология, практика — М.: Изд-во МГУ, 1981. // Социологические исследования. 1983. № 1. 0,3 п. л.
11. Бригадная форма организации труда и укрепление коллективистских отношений. // Научно-технический прогресс и социальные проблемы трудового коллектива — Свердловск, 1985. В соавт. 0,2 п. л.
12. Вопросы организации идеологической работы с молодой научно-технической интеллигенцией / / Информационный бюллетень Свердл. обкома ВЛКСМ — Свердловск, 1986. В соавт. 0,8 п. л.
13. Интеллигентность как фактор ускорения общественного прогресса / / Социально-экономические проблемы ускорения научно-технического прогресса — Свердловск, 1986. 0,1 п. л.
14. Мышление инженера будущего // Инженер XXI века. — Свердловск, 1986. 0,2 п. л.
15. Философские и общественно-политические дискуссии в СССР. Программа спецкурса для немецких студентов. — Лейпциг, 1988. 1,2 п. л...