Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования внимания младших школьников..............................................................................................5
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.....................................................................................................................5
1.2. Развития внимания младших школьников в процессе учебной деятельности..........................................................................................................11
Глава 2. Особенности формирования внимания на уроках музыки в младших классах....................................................................................................................17
2.1. Методика преподавания музыки в начальной школе..................................17
2.2. Роль внимания младших школьников на уроках музыки...........................25
Заключение.............................................................................................................28
Список используемой литературы.......................................................................29
В данной работе за основу взяты музыкальные занятия как средство развития внимания младшего школьника, являющегося составной частью произвольных психических процессов личности ребенка.
Целью исследования является выявление методов и приемов использования уроков музыки как средства развития внимания младших школьников в процессе организации учебной деятельности. И в этом видится ее актуальность.
Исходя из этого, выделены параметры исследования: объектом является внимание младших школьников; предметом – музыкальная деятельность как средство развития внимания младших школьников; и поставлены задачи:
1. Раскрыть сущность понятия внимания и охарактеризовать его особенности у младших школьников.
2. Определить роль музыкальной деятельности в развитии внимания младших школьников.
Для решения поставленных задач использовался теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы.
Внимание в музыкальном искусстве, как и в других видах человеческой деятельности – важное и необходимое условие эффективности всех процессов сенсорной (чувственной), интеллектуальной (умственной) и моторной (двигательной) активности человека.
Внимание – это сосредоточенность деятельности в определенный момент.
Существуют в основном два вида внимания – это непроизвольное и произвольное внимание. Но можно выделить ещё один особый вид – это послепроизвольное внимание, которое характеризуется длительной, сосредоточенностью. Это наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда.
В музыкальном искусстве с вниманием связаны все виды музыкальной деятельности. Особенно важно внимание в коллективном исполнительстве. Поднятие руки дирижера перед выступлением, ауфтакт, знаки и движения между солистом и аккомпаниатором и.д. - все это в музыкальной терминологии называется вниманием.
Внимание музыканта может быть различным: широким и узким, опаздывающим и опережающим. Автоматизация движений облегчает сосредоточение внимания.