Особенности международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию международной академической мобильности 18
1.1 Международная академическая мобильность как социальный процесс 18
1.2 Основные факторы и тенденции развития международной
академической мобильности в системе высшего образования в России 52
Глава 2. Состояние международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов: противоречия, факторы формирования 91
2.1 Основные характеристики международной академической мобильности
в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов 91
2.2 Факторы формирования международной академической мобильности в
сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне 126
Заключение 153
Список литературы 158
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию международной академической мобильности 18
1.1 Международная академическая мобильность как социальный процесс 18
1.2 Основные факторы и тенденции развития международной
академической мобильности в системе высшего образования в России 52
Глава 2. Состояние международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов: противоречия, факторы формирования 91
2.1 Основные характеристики международной академической мобильности
в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов 91
2.2 Факторы формирования международной академической мобильности в
сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне 126
Заключение 153
Список литературы 158
Актуальность темы исследования. Под воздействием глобализации изменения в сфере высшей школы России в начале XXI века приобретают системный характер, отражая направленность и содержание процесса интернационализации образования в целом. Как макрообразовательный параметр интернациональность отныне выступает одним из ключевых критериев качества высшего образования в стране. Динамика мирового научно-образовательного пространства характеризуется переконструированием позиций ведущих субъектов науки и высшего образования в результате развития системы международной академической мобильности. В процесс экспорта и импорта образовательных услуг выявляется влияние разных стран, включая Россию, на изменения содержания и форм организации образовательной деятельности при подготовке высококвалифицированных специалистов, способных активно участвовать в создании и использовании достижений современной науки на благо всего человечества.
Формирование условий для интеграции образования с наукой и производством, создание инновационной инфраструктуры в вузе и регионе, внедрение новых стандартов в образовании, развитие форм транснационального обучения, гармонизация и унификация систем образования и их интеграция в мировое научно-образовательное пространство требуют глубоких преобразований в сфере высшего образования в РФ. Последовательное достижение новых стратегических целей будет способствовать совершенствованию
институциональных механизмов развития национального образования.
Интернационализация высшего образования в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков создала прочную основу для внедрения новых принципов формирования и осуществления международной академической мобильности как социального процесса. Глобальные трансформационные изменения в современном обществе усилили основные тенденции развития отечественной высшей школы: 1) выработку механизмов для активизации международной академической мобильности благодаря развитию сетевых взаимодействий; 2) повышение значения межкультурных коммуникаций в научно-образовательном пространстве; 3) усиление дифференциации вузов в зависимости от уровня развития и поддержки региона, в котором он расположен; 4) необходимости применения сетевого территориально-дифференцированного подхода при осуществлении мониторингов эффективности деятельности отечественных вузов. Перечисленные тенденции требуют переосмысления основных моделей развития высшей школы и корректировки приоритетных направлений в стратегии вхождения Российской Федерации в мировое научно-образовательное пространство, что отвечает современным вызовам.
Поскольку вторым по численности контингентом иностранных студентов в России очной формы обучения с 2011 г. традиционно выступают представители Китая, то одной из перспективных моделей сетевого взаимодействия вузов в динамике международной академической мобильности с учетом региональной специфики является российско-китайская модель.
Однако на сегодняшний день недостаточно проводится исследований состояния и тенденций международной академической мобильности в России в аспекте базовых потребностей регионов, не осуществляется
дифференцированный анализ сетевого взаимодействия вузов с учетом национальных интересов высшей школы. В должной степени не осмыслен накопленный опыт сетевого взаимодействия российских и китайских вузов. Обозначенные вопросы требуют проведения глубокого анализа и качественной интерпретации конструирования региональных стратегий интернационализации высшего образования в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование специфики процесса развития международной академической мобильности выявило многоаспектность его трактовок в экономике, социологии, социальной философии и других отраслях науки. Историко-сравнительный анализ показал, что институциональные предпосылки в развитии международной академической мобильности как социокультурного явления возникли в эпоху Возрождения, это было связано со становлением первых университетов и осуществлением выездов за пределы своего государства для приобретения нового опыта и знаний в иных образовательных системах (Э. Роттердамский).
Поиск новых универсальных принципов в развитии науки в конце XIX - начале XX вв. сопровождался и формированием институциональных основ международной академической мобильности. Изучению вопросов развития международной академической мобильности способствовало обращение к основным положениям, отраженным в теориях модернизации (М. Вебер,
T. Парсонс, Ф. Теннис, А. Турен, П. Штомпка и др.) и теориях трансформационных изменений, в том числе известных отечественных авторов (З. Т Голенкова, Т И. Заславская, Ж. Т Тощенко, В. А. Ядов).
Различие подходов к оценке положительных и отрицательных последствий глобализации представлено в творчестве многих ученых (Э. А. Азроянц, З. Бауман, П. Бергер, П. Бурдье, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Н. Я. Данилевский, М. Кастельс, Н. Лукман, К. Р Поппер, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер). Сравнительный анализ научных трудов выявил, что последние 10 лет исследование международной академической мобильности ведется достаточно активно. Роль Болонского процесса в усилении академической мобильности рассматривают K. Dittrich, J. Huisman, М. Luwel, T. Malan, Van der Wende. С позиции состояния и факторов интернационализации высшего образования процесс международной академической мобильности изучается P G. Altbach, D. V. Damme, I. R. Dobson, E. A. Höhle, S. Hölttä, H. M. de Jong, B. M. Kehm, M. Rostan, M. Stohl, H. Teekens,
U. Teichler.
Развитие международной академической мобильности в России изучается «до Болонского процесса» (то есть до подписания Декларации) и «после Болонского процесса» (в период ее реализации). С учетом мирового и европейского вектора развития системы высшего образования, ее региональных особенностей выделяются наработки отечественных авторов по проблемам академической мобильности: В. И. Байденко, Е. В. Добренькова, С. Л. Еремина, В. И. Заботкина, Г. И. Лазарев, О. О. Мартыненко, А. Ю. Мельвиль,
Е. И. Степанова, В. М. Филиппов, С. Н. Широбоков и др.
Исследованию российско-китайского взаимодействия вузов и международной академической мобильности студентов России и Китая посвящены труды Г. Ш. Азитовой, Т. Л. Гурулевой, М. Н. Красновой, Н. В. Кухаренко, Лю Цзея, Т. А. Пруцких, Л. Н. Смирновой,
М. Ф. Черныша, Эньцин Чэн и др.
Изучением международной академической мобильности в России занимаются С. В. Абламейко, Е. А. Авербух, К. С. Андреева, В. А. Галичин, В. А. Глазырин, С. А. Душина, А. Н. Козырин, Г. А. Комиссарова,
В. В. Краснощеков, В. Э. Куприянова-Ашина, В. М. Курицын, М. Н. Певзнер, Ю. И. Сергеева, Е. И. Степанова, Т. М. Трегубова.
Социологическими исследованиями особенностей международной академической мобильности в современных условиях в зарубежных вузах занимались Flavio Antonio Ceravolo (Италия), Erica Waagene (Норвегия), William K Cummings (США), S. Marginson (Великобритания), V. Lynn Meek (Австралия), Futao Huang (Япония), Jisun Jung, Rui Yang (Китай), в российских вузах - А. Л. Арефьев, В. В. Воронов, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, Э. О. Леонтьева, Л. И. Найденова, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач, Л. В. Рожкова,
A. Ю. Слепухин, И. М. Фадеева, С. А. Шаронова, Ф. Э. Шереги.
Сетевое взаимодействие вузов изучали П. А. Амбарова, Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, А. Н. Безрукова, Р А. Заякина, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Г. А. Краснова, Г. В. Можаева, Е А. Неретина, М. В. Ромм, С. А. Рябченко,
B. А. Тесленко, Р. Ш. Уразбаева и др.
Научные труды указанных авторов позволили проанализировать особенности формирования и развития международной академической мобильности в системе российского и мирового высшего образования. Между тем, несмотря на большое количество работ по проблематике диссертационного исследования, существует необходимость в социологическом изучении современного состояния и факторов формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов, важным из которых выступает российско-китайское сетевое взаимодействие.
Объектом диссертационного исследования является международная академическая мобильность как социальный процесс.
Предметом исследования выступают условия и факторы формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов.
Цель диссертационного исследования: исследовать особенности и противоречия формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях.
Достижение цели предполагало решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть специфику международной академической мобильности как социального процесса;
- выявить внутренние и внешние факторы, основные тенденции развития международной академической мобильности в сфере высшего образования в России;
- определить основные характеристики международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов;
- исследовать основные факторы формирования международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют институциональный и сетевой подходы, теории социальной мобильности, концептуальные положения которых представлены в теории социальной стратификации и мобильности (П. А. Сорокин), теории структурации и общества модерна (Э. Гидденс, Т. Парсонс), теории глобализации (И. Валлерстайн), теориях модернизации (А. Турен, П. Штомпка), теориях социальных сетей (М. Грановеттер, Х. Уайт), теориях социальной интеграции (З. Т. Голенкова, Т. И. Заславская, Ж. Т Тощенко), современные идеи развития высшей школы зарубежных ученых (С. Kerr, L. Gade, M. Kawaoka, M. Van Der Wende) и отечественных (А. Л. Арефьев, Ю. Р Вишневский, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач). Разработке теоретической базы диссертации способствовали научные взгляды о социокультурных (Н. Я. Данилевский) и научно-образовательных параметрах развития региона в их взаимосвязи, становлении сетевых взаимодействий в сфере высшего образования, уникальности институционального развития высшей школы в условиях установления новых интеграционных международных связей, усложнении горизонтальных и вертикальных векторов социальной мобильности в современном обществе (В. В. Воронов, В. А. Галичин, И. И. Жуковский, А. П. Клемешев, В. С. Корнеевец, О. О. Мартыненко, А. Ю. Мельвиль, Ю. И. Сергеева, А. Ю. Слепухин, В. М. Филиппов).
Эмпирическую базу диссертационной работы составили:
Результаты экспертного опроса на тему «Механизмы активизации международной академической мобильности в иркутских вузах: подходы, мнения, оценки», проведенного в 2014 году для определения комплекса мер по развитию механизмов международной академической мобильности в вузе. В экспертном опросе участвовали руководители и специалисты в сфере международной академической мобильности 6 ведущих вузов г. Иркутска. Всего опрошено 54 эксперта.
Результаты мониторинговых исследований качества и эффективности взаимодействия вузов с работодателями в Иркутской области, проведенные с 2013 по 2017 года для изучения и анализа отношения работодателей к проблеме востребованности в регионе выпускников с высшим образованием международного уровня. В исследованиях приняло участие: 2013 г. - 117
экспертов; 2014 г. - 117 экспертов; 2015 г. - 117 экспертов; 2016 г. - 163 эксперта; 2017 г. - 148 экспертов. Метод сбора информации - анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты 2-х мониторинговых исследований выпускников ИСН ИГУ 2000-2015 гг., проведенных в 2013 и в 2016 гг., посвященных выявлению состояния научно-образовательного пространства региона и тенденций интернационализации высшего образования. В 2013 г. опрошено 380 выпускников, в 2016 г. - 507 выпускников. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты сравнительного социологического исследования «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах», осуществленного диссертантом лично в декабре 2013 г. в государственном китайском вузе, расположенном в провинции Ляонин в городе Шэньян. В экспертном опросе приняли участие руководители и специалисты, работающие в международных отделах разных подразделений, а также профессорско-преподавательский состав вуза, включая зарубежных преподавателей. Всего опрошено 55 экспертов. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос.
Также в исследовании участвовали студенты и аспиранты разных факультетов и курсов (факультета русского языка, факультета китайского языка как иностранного, международного института экономики и лингвистики, факультета французского языка, факультета иностранных языков, исторического факультета, института экономики и факультета международных экономических отношений). Всего опрошено 200 чел. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты (стенограмма) глубинного интервью с участниками областного научно-практического круглого стола «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г.)», проведенного в 2014 г. в ИГУ (г. Иркутск) с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области. Опрошено 60 ведущих экспертов 6-ти вузов Иркутской области, Министерства экономического развития Иркутской области, члены Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области.
Результаты статистического анализа данных Института статистики ЮНЕСКО, Росстата, Иркутскстата, Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ по интернационализации высшего образования на разных уровнях за период с 1999 по 2017 гг.
Результаты контент-анализа документальных источников - международных и национальных нормативных правовых актов, в которых отражены основные положения образовательной и социально-экономической политики Российской Федерации, регулирующие отношения в области международной академической мобильности в системе высшей школы на трех уровнях: международном, федеральном и региональном.
Результаты контент-анализа, проведенного для подсчета смысловых единиц, отражающих основные характеристики международной академической мобильности в названиях научных публикаций зарубежных авторов в 2-х журналах: журнал «Journal of Studies in International Education» (США) и журнал «Higher Education» (Нидерланды) за период с 2003 по 2014 гг., и последующей интерпретации выводов. Анализу были подвергнуты порядка 1200 статей, которые были представлены в 170 выпусках.
Результаты включенного наблюдения, проведенного в зарубежных вузах (автор исследования являлся активным участником международной академической мобильности). Полевое исследование проведено в рамках европейского и азиатского направлений: в финском (в 2009 году) и в двух китайских высших учебных заведениях (с 2011 по 2012 годы, в 2013 году). На первом этапе диссертант выиграл грант «Эразмус Мундус» на семестровое обучение по специальности «Социология» в Университете Турку в Финляндии с 25.08.2009 г. по 23.12.2009 г. Во время второго периода реализации качественного метода автор являлся иностранным студентом и провел наблюдение в китайском вузе с 09.2011 г. 01.2012 г. в городе Цицикар (КНР), где проходил полугодовую стажировку по изучению китайского языка. На третьем (завершающем) этапе наблюдение проходило в декабре 2013 года в рамках зарубежной стажировки автора в государственном китайском вузе города Шэньян - в Ляонинском университете.
Результаты анализа сайтов 25 динамично развивающихся организаций региона по проблемам востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня в реализации инвестиционных проектов Иркутской области в период до 2020 года и сайтов 6-ти ведущих иркутских вузов. Анализу был подвергнут 31 веб-сайт образовательных организаций.
Данные вторичного анализа материалов социологических исследований разного уровня, проведенных Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ «ВШЭ», Фондом «Общественное Мнение», АНО «Левада-Центр» с 2007 по 2017 гг. по всероссийским репрезентативным выборкам.
Формирование условий для интеграции образования с наукой и производством, создание инновационной инфраструктуры в вузе и регионе, внедрение новых стандартов в образовании, развитие форм транснационального обучения, гармонизация и унификация систем образования и их интеграция в мировое научно-образовательное пространство требуют глубоких преобразований в сфере высшего образования в РФ. Последовательное достижение новых стратегических целей будет способствовать совершенствованию
институциональных механизмов развития национального образования.
Интернационализация высшего образования в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков создала прочную основу для внедрения новых принципов формирования и осуществления международной академической мобильности как социального процесса. Глобальные трансформационные изменения в современном обществе усилили основные тенденции развития отечественной высшей школы: 1) выработку механизмов для активизации международной академической мобильности благодаря развитию сетевых взаимодействий; 2) повышение значения межкультурных коммуникаций в научно-образовательном пространстве; 3) усиление дифференциации вузов в зависимости от уровня развития и поддержки региона, в котором он расположен; 4) необходимости применения сетевого территориально-дифференцированного подхода при осуществлении мониторингов эффективности деятельности отечественных вузов. Перечисленные тенденции требуют переосмысления основных моделей развития высшей школы и корректировки приоритетных направлений в стратегии вхождения Российской Федерации в мировое научно-образовательное пространство, что отвечает современным вызовам.
Поскольку вторым по численности контингентом иностранных студентов в России очной формы обучения с 2011 г. традиционно выступают представители Китая, то одной из перспективных моделей сетевого взаимодействия вузов в динамике международной академической мобильности с учетом региональной специфики является российско-китайская модель.
Однако на сегодняшний день недостаточно проводится исследований состояния и тенденций международной академической мобильности в России в аспекте базовых потребностей регионов, не осуществляется
дифференцированный анализ сетевого взаимодействия вузов с учетом национальных интересов высшей школы. В должной степени не осмыслен накопленный опыт сетевого взаимодействия российских и китайских вузов. Обозначенные вопросы требуют проведения глубокого анализа и качественной интерпретации конструирования региональных стратегий интернационализации высшего образования в современных условиях.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование специфики процесса развития международной академической мобильности выявило многоаспектность его трактовок в экономике, социологии, социальной философии и других отраслях науки. Историко-сравнительный анализ показал, что институциональные предпосылки в развитии международной академической мобильности как социокультурного явления возникли в эпоху Возрождения, это было связано со становлением первых университетов и осуществлением выездов за пределы своего государства для приобретения нового опыта и знаний в иных образовательных системах (Э. Роттердамский).
Поиск новых универсальных принципов в развитии науки в конце XIX - начале XX вв. сопровождался и формированием институциональных основ международной академической мобильности. Изучению вопросов развития международной академической мобильности способствовало обращение к основным положениям, отраженным в теориях модернизации (М. Вебер,
T. Парсонс, Ф. Теннис, А. Турен, П. Штомпка и др.) и теориях трансформационных изменений, в том числе известных отечественных авторов (З. Т Голенкова, Т И. Заславская, Ж. Т Тощенко, В. А. Ядов).
Различие подходов к оценке положительных и отрицательных последствий глобализации представлено в творчестве многих ученых (Э. А. Азроянц, З. Бауман, П. Бергер, П. Бурдье, И. Валлерстайн, Э. Гидденс, Н. Я. Данилевский, М. Кастельс, Н. Лукман, К. Р Поппер, Дж. Ритцер, Э. Тоффлер). Сравнительный анализ научных трудов выявил, что последние 10 лет исследование международной академической мобильности ведется достаточно активно. Роль Болонского процесса в усилении академической мобильности рассматривают K. Dittrich, J. Huisman, М. Luwel, T. Malan, Van der Wende. С позиции состояния и факторов интернационализации высшего образования процесс международной академической мобильности изучается P G. Altbach, D. V. Damme, I. R. Dobson, E. A. Höhle, S. Hölttä, H. M. de Jong, B. M. Kehm, M. Rostan, M. Stohl, H. Teekens,
U. Teichler.
Развитие международной академической мобильности в России изучается «до Болонского процесса» (то есть до подписания Декларации) и «после Болонского процесса» (в период ее реализации). С учетом мирового и европейского вектора развития системы высшего образования, ее региональных особенностей выделяются наработки отечественных авторов по проблемам академической мобильности: В. И. Байденко, Е. В. Добренькова, С. Л. Еремина, В. И. Заботкина, Г. И. Лазарев, О. О. Мартыненко, А. Ю. Мельвиль,
Е. И. Степанова, В. М. Филиппов, С. Н. Широбоков и др.
Исследованию российско-китайского взаимодействия вузов и международной академической мобильности студентов России и Китая посвящены труды Г. Ш. Азитовой, Т. Л. Гурулевой, М. Н. Красновой, Н. В. Кухаренко, Лю Цзея, Т. А. Пруцких, Л. Н. Смирновой,
М. Ф. Черныша, Эньцин Чэн и др.
Изучением международной академической мобильности в России занимаются С. В. Абламейко, Е. А. Авербух, К. С. Андреева, В. А. Галичин, В. А. Глазырин, С. А. Душина, А. Н. Козырин, Г. А. Комиссарова,
В. В. Краснощеков, В. Э. Куприянова-Ашина, В. М. Курицын, М. Н. Певзнер, Ю. И. Сергеева, Е. И. Степанова, Т. М. Трегубова.
Социологическими исследованиями особенностей международной академической мобильности в современных условиях в зарубежных вузах занимались Flavio Antonio Ceravolo (Италия), Erica Waagene (Норвегия), William K Cummings (США), S. Marginson (Великобритания), V. Lynn Meek (Австралия), Futao Huang (Япония), Jisun Jung, Rui Yang (Китай), в российских вузах - А. Л. Арефьев, В. В. Воронов, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, Э. О. Леонтьева, Л. И. Найденова, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач, Л. В. Рожкова,
A. Ю. Слепухин, И. М. Фадеева, С. А. Шаронова, Ф. Э. Шереги.
Сетевое взаимодействие вузов изучали П. А. Амбарова, Е.С. Баразгова, Ю.Р. Вишневский, А. Н. Безрукова, Р А. Заякина, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Г. А. Краснова, Г. В. Можаева, Е А. Неретина, М. В. Ромм, С. А. Рябченко,
B. А. Тесленко, Р. Ш. Уразбаева и др.
Научные труды указанных авторов позволили проанализировать особенности формирования и развития международной академической мобильности в системе российского и мирового высшего образования. Между тем, несмотря на большое количество работ по проблематике диссертационного исследования, существует необходимость в социологическом изучении современного состояния и факторов формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов, важным из которых выступает российско-китайское сетевое взаимодействие.
Объектом диссертационного исследования является международная академическая мобильность как социальный процесс.
Предметом исследования выступают условия и факторы формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов.
Цель диссертационного исследования: исследовать особенности и противоречия формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях.
Достижение цели предполагало решение следующих исследовательских задач:
- раскрыть специфику международной академической мобильности как социального процесса;
- выявить внутренние и внешние факторы, основные тенденции развития международной академической мобильности в сфере высшего образования в России;
- определить основные характеристики международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов;
- исследовать основные факторы формирования международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне.
Теоретико-методологическую основу диссертации составляют институциональный и сетевой подходы, теории социальной мобильности, концептуальные положения которых представлены в теории социальной стратификации и мобильности (П. А. Сорокин), теории структурации и общества модерна (Э. Гидденс, Т. Парсонс), теории глобализации (И. Валлерстайн), теориях модернизации (А. Турен, П. Штомпка), теориях социальных сетей (М. Грановеттер, Х. Уайт), теориях социальной интеграции (З. Т. Голенкова, Т. И. Заславская, Ж. Т Тощенко), современные идеи развития высшей школы зарубежных ученых (С. Kerr, L. Gade, M. Kawaoka, M. Van Der Wende) и отечественных (А. Л. Арефьев, Ю. Р Вишневский, Г. Е. Зборовский, А. Е. Зубарев, Т. И. Грабельных, Д. Л. Константиновский, В. В. Орлова, В. Ф. Пугач). Разработке теоретической базы диссертации способствовали научные взгляды о социокультурных (Н. Я. Данилевский) и научно-образовательных параметрах развития региона в их взаимосвязи, становлении сетевых взаимодействий в сфере высшего образования, уникальности институционального развития высшей школы в условиях установления новых интеграционных международных связей, усложнении горизонтальных и вертикальных векторов социальной мобильности в современном обществе (В. В. Воронов, В. А. Галичин, И. И. Жуковский, А. П. Клемешев, В. С. Корнеевец, О. О. Мартыненко, А. Ю. Мельвиль, Ю. И. Сергеева, А. Ю. Слепухин, В. М. Филиппов).
Эмпирическую базу диссертационной работы составили:
Результаты экспертного опроса на тему «Механизмы активизации международной академической мобильности в иркутских вузах: подходы, мнения, оценки», проведенного в 2014 году для определения комплекса мер по развитию механизмов международной академической мобильности в вузе. В экспертном опросе участвовали руководители и специалисты в сфере международной академической мобильности 6 ведущих вузов г. Иркутска. Всего опрошено 54 эксперта.
Результаты мониторинговых исследований качества и эффективности взаимодействия вузов с работодателями в Иркутской области, проведенные с 2013 по 2017 года для изучения и анализа отношения работодателей к проблеме востребованности в регионе выпускников с высшим образованием международного уровня. В исследованиях приняло участие: 2013 г. - 117
экспертов; 2014 г. - 117 экспертов; 2015 г. - 117 экспертов; 2016 г. - 163 эксперта; 2017 г. - 148 экспертов. Метод сбора информации - анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты 2-х мониторинговых исследований выпускников ИСН ИГУ 2000-2015 гг., проведенных в 2013 и в 2016 гг., посвященных выявлению состояния научно-образовательного пространства региона и тенденций интернационализации высшего образования. В 2013 г. опрошено 380 выпускников, в 2016 г. - 507 выпускников. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты сравнительного социологического исследования «Основные факторы активизации международной академической мобильности в российских и китайских вузах», осуществленного диссертантом лично в декабре 2013 г. в государственном китайском вузе, расположенном в провинции Ляонин в городе Шэньян. В экспертном опросе приняли участие руководители и специалисты, работающие в международных отделах разных подразделений, а также профессорско-преподавательский состав вуза, включая зарубежных преподавателей. Всего опрошено 55 экспертов. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос.
Также в исследовании участвовали студенты и аспиранты разных факультетов и курсов (факультета русского языка, факультета китайского языка как иностранного, международного института экономики и лингвистики, факультета французского языка, факультета иностранных языков, исторического факультета, института экономики и факультета международных экономических отношений). Всего опрошено 200 чел. В качестве метода сбора информации использовался анкетный опрос, целевая выборка.
Результаты (стенограмма) глубинного интервью с участниками областного научно-практического круглого стола «Новый этап активизации международной академической мобильности в иркутских вузах (в аспекте проблем развития кадрового потенциала Иркутской области на период до 2020 г.)», проведенного в 2014 г. в ИГУ (г. Иркутск) с участием Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области. Опрошено 60 ведущих экспертов 6-ти вузов Иркутской области, Министерства экономического развития Иркутской области, члены Комиссии по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области.
Результаты статистического анализа данных Института статистики ЮНЕСКО, Росстата, Иркутскстата, Центра социологических исследований Министерства образования и науки РФ по интернационализации высшего образования на разных уровнях за период с 1999 по 2017 гг.
Результаты контент-анализа документальных источников - международных и национальных нормативных правовых актов, в которых отражены основные положения образовательной и социально-экономической политики Российской Федерации, регулирующие отношения в области международной академической мобильности в системе высшей школы на трех уровнях: международном, федеральном и региональном.
Результаты контент-анализа, проведенного для подсчета смысловых единиц, отражающих основные характеристики международной академической мобильности в названиях научных публикаций зарубежных авторов в 2-х журналах: журнал «Journal of Studies in International Education» (США) и журнал «Higher Education» (Нидерланды) за период с 2003 по 2014 гг., и последующей интерпретации выводов. Анализу были подвергнуты порядка 1200 статей, которые были представлены в 170 выпусках.
Результаты включенного наблюдения, проведенного в зарубежных вузах (автор исследования являлся активным участником международной академической мобильности). Полевое исследование проведено в рамках европейского и азиатского направлений: в финском (в 2009 году) и в двух китайских высших учебных заведениях (с 2011 по 2012 годы, в 2013 году). На первом этапе диссертант выиграл грант «Эразмус Мундус» на семестровое обучение по специальности «Социология» в Университете Турку в Финляндии с 25.08.2009 г. по 23.12.2009 г. Во время второго периода реализации качественного метода автор являлся иностранным студентом и провел наблюдение в китайском вузе с 09.2011 г. 01.2012 г. в городе Цицикар (КНР), где проходил полугодовую стажировку по изучению китайского языка. На третьем (завершающем) этапе наблюдение проходило в декабре 2013 года в рамках зарубежной стажировки автора в государственном китайском вузе города Шэньян - в Ляонинском университете.
Результаты анализа сайтов 25 динамично развивающихся организаций региона по проблемам востребованности специалистов с высшим образованием международного уровня в реализации инвестиционных проектов Иркутской области в период до 2020 года и сайтов 6-ти ведущих иркутских вузов. Анализу был подвергнут 31 веб-сайт образовательных организаций.
Данные вторичного анализа материалов социологических исследований разного уровня, проведенных Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ «ВШЭ», Фондом «Общественное Мнение», АНО «Левада-Центр» с 2007 по 2017 гг. по всероссийским репрезентативным выборкам.
Проведенный анализ особенностей и противоречий формирования и развития международной академической мобильности в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов в современных условиях показал следующее.
Международная академическая мобильность как социальный процесс на современном периоде развития становится ключевым условием успешного функционирования вузов и научно-исследовательских организаций. В процессе развития науки и образования как социальных институтов закономерно происходит формирование разных моделей международной академической мобильности (европейская модель, российская модель, немецкая модель, американская модель, китайская модель и др.).
Исследования показали, что главным и отличительным признаком международной академической мобильности выступает получение образовательных услуг за рубежом. Теоретический анализ позволил предложить определение международной академической мобильности как процесса реализации регионально-образовательных (в том числе научно-образовательных и профессионально-образовательных) стратегий субъекта образовательной деятельности при перемещении из одной позиции в другую (из российского вуза в зарубежный вуз и / или из зарубежного вуза в российский вуз) в динамике развития мирового и регионального научно-образовательного пространства. Такое определение стало возможным благодаря опоре на институциональный и сетевой подходы, теории социальной мобильности.
В ходе исследования разработана многоуровневая классификация академической мобильности в системе высшего образования по трем основаниям: а) субъект мобильности; б) способ и длительность обучения; в) место получения образовательных услуг, по которой отчетливо прослеживается критерий выделения международной академической мобильности от других видов академической мобильности по принципу территориального распределения (места осуществления мобильности).
Доказано, что глобализационные изменения, развитие мирового рынка образовательных услуг, формирование новых научно-образовательных центров мирового уровня и усиление региональных различий способствовали расширению сетевых взаимодействий вузов и появлению новых форм международной академической мобильности, что является отражением современных тенденций ее развития в системе высшего образования в России.
Проведенные нами исследования показали положительную роль Болонского процесса для России, в особенности в части понимания и внедрения механизмов и инструментов по вхождению в мировое научно-образовательное пространство. Также Болонский процесс способствовал становлению собственных национально¬территориальных площадок. Между тем, анализ показал, что данная система продолжает оставаться «не родной» для России. Выявлено, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе благодаря конструктивному диалогу сторон, российско-китайская академическая мобильность может занять лидирующие позиции по многим показателям и стать отправной точкой для положительной динамики экспорта и импорта образовательных услуг в России (в особенности для Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Содержание социологической концепции развития международной академической мобильности в вузах российских регионов, в основу которой положен сетевой территориально-дифференцированный подход, раскрывают следующие базовые положения: 1) развитие международной академической мобильности в вузах российских регионов проявляется неравномерно в зависимости от региональных различий и приоритетов регионального развития; 2) под воздействием внешних и внутренних вызовов в научно-образовательном пространстве России усиливаются различия позиций социальных субъектов на основе их стартовых возможностей, последствия которых важно учитывать при включении в процесс международной академической мобильности на региональном уровне; 3) государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием международного уровня и спрос работодателей являются важными факторами активизации международной академической мобильности в вузах российских регионов. Обосновано, что реализация предложенного в работе сетевого территориально-дифференцированного подхода будет способствовать формированию и развитию международной академической мобильности в российских вузах в современных условиях с учетом региональной специфики.
Сделан вывод, что одной из перспективных моделей сетевого взаимодействия вузов в развитии международной академической мобильности выступает российско-китайская модель (взаимодействие России и Китая в сфере образования насчитывает уже 70-летнюю историю, регулярно проводятся совместные мероприятия, создана Ассоциация ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока РФ и Северо-Восточных регионов Китая, создан Российско-Китайский сетевой университет, китайские студенты уже несколько лет представляют один из самых больших по численности контингентов иностранных студентов в российских вузах, более половины опрошенных россиян указали, что именно сотрудничество с КНР важно для российской экономики). Специфика российско- китайской академической мобильности раскрывается в значительной мере через способы разрешения проблем межкультурной адаптации к бытовым условиям, местным обычаям, традициям восточной страны, менталитету ее жителей, административным требованиям вузов.
Активному развитию международной академической мобильности в высшей школе России способствуют процессы усиления региональных различий и усложнение региональных связей. Установлено, что чем устойчивее взаимосвязи вузов и науки с производством (интегративные взаимодействия образовательных и научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики), тем более развиты институциональные механизмы по решению региональных проблем. Однако по результатам исследований мы отмечаем низкий уровень заинтересованности работодателей в специалистах с высшим образованием международного уровня, при этом студенты проявляют невысокую степень интереса к программам международной академической мобильности (на примере Иркутской области). Таким образом, прослеживается противоречивость подходов к развитию международной академической мобильности и слабая включенность субъектов мобильности в сетевые взаимодействия.
Доказано, что в качестве адаптивной модели развития международной академической мобильности в российских вузах, соответствующей условиям интегративных взаимодействий образовательных и научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, может выступить региональная сетевая «International professional-active» модель, основным преимуществом которой является опора на сетевые взаимодействия, обеспечивающие ускорение интегрирования научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках национальной системы - от «отдельных сетевых взаимодействий», «системных сетевых взаимодействий» до «территориальных системных сетевых взаимодействий». При характеристике региональной модели развития международной академической мобильности нами были введены в обиход такие термины, как «барьерная модель развития», «поисковая сетевая модель развития» и «профессионально-сетевая модель развития».
На материалах социологических исследований показано, что основными факторами выбора зарубежных партнеров международной академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия российских и китайских вузов являются: ресурсный потенциал вуза (28,3%), качество образования (20,3%), репутация университета (19,6%). Специфику выбора вузом партнеров международной академической мобильности определяют обменные процессы в рамках заключенных соглашений (21,1%), грантовая деятельность (20,4%), получение персональных приглашений от принимающей стороны (14,3%). Сотрудничество в формате сетевых программ отметили только 12,5%, что свидетельствует о том, что сетевое взаимодействие программного формата еще не получило широкого распространения в российских и китайских вузах.
Исследования показали, что факторами, оказывающими положительное влияние на формирование международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне выступают: повышение
конкурентоспособности вузов и регионов под воздействием глобализации и новых интеграционных процессов; вхождение вузов в международные системы рейтингования; поступательный курс государства по применению показателей
международной деятельности при оценке эффективности деятельности организаций высшего образования в России; участие субъектов мобильности региональных вузов в международных грантовых программах и новых формах международной академической мобильности; выгодное географическое положение региона (территориальный фактор); развитие двусторонних и многосторонних соглашений о совместной деятельности в области осуществления международной академической мобильности с зарубежными вузами и развитие образовательных программ двойного дипломирования; языковой фактор (знание иностранных языков и реализация образовательных программ на иностранном языке) и другие. Факторами, оказывающими отрицательное воздействие, являются: усиление дифференциации вузов в аспекте их кадрового потенциала и региональной поддержки; неравномерное развитие российских регионов; слабая эффективность институциональных механизмов в системе взаимосвязей «вуз^работодатель^регион» с учетом международной составляющей;
отсутствие должного спроса на специалистов с высшим образованием международного уровня в регионе; недооценка возможностей открытого взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами и слабая степень своевременного реагирования на внешние и внутренние вызовы и другие.
Полученные результаты могут учитываться при разработке программ международной академической мобильности применительно к расширению сетевого взаимодействия вузов, в особенности между Россией и Китаем, при планировании и реализации перспективных направлений развития вузов в сфере международной деятельности, а также стратегий кадровой политики региона для формирования спроса на выпускников, обладающих образованием международного уровня. По итогам исследования определены перспективы дальнейшего использования результатов исследования в практике структурных подразделений высших учебных заведений, отвечающих за реализацию международных образовательных программ и развитие сетевого взаимодействия вузов в сфере международного сотрудничества. Перспективы дальнейшей разработки темы представляются высокими.
Международная академическая мобильность как социальный процесс на современном периоде развития становится ключевым условием успешного функционирования вузов и научно-исследовательских организаций. В процессе развития науки и образования как социальных институтов закономерно происходит формирование разных моделей международной академической мобильности (европейская модель, российская модель, немецкая модель, американская модель, китайская модель и др.).
Исследования показали, что главным и отличительным признаком международной академической мобильности выступает получение образовательных услуг за рубежом. Теоретический анализ позволил предложить определение международной академической мобильности как процесса реализации регионально-образовательных (в том числе научно-образовательных и профессионально-образовательных) стратегий субъекта образовательной деятельности при перемещении из одной позиции в другую (из российского вуза в зарубежный вуз и / или из зарубежного вуза в российский вуз) в динамике развития мирового и регионального научно-образовательного пространства. Такое определение стало возможным благодаря опоре на институциональный и сетевой подходы, теории социальной мобильности.
В ходе исследования разработана многоуровневая классификация академической мобильности в системе высшего образования по трем основаниям: а) субъект мобильности; б) способ и длительность обучения; в) место получения образовательных услуг, по которой отчетливо прослеживается критерий выделения международной академической мобильности от других видов академической мобильности по принципу территориального распределения (места осуществления мобильности).
Доказано, что глобализационные изменения, развитие мирового рынка образовательных услуг, формирование новых научно-образовательных центров мирового уровня и усиление региональных различий способствовали расширению сетевых взаимодействий вузов и появлению новых форм международной академической мобильности, что является отражением современных тенденций ее развития в системе высшего образования в России.
Проведенные нами исследования показали положительную роль Болонского процесса для России, в особенности в части понимания и внедрения механизмов и инструментов по вхождению в мировое научно-образовательное пространство. Также Болонский процесс способствовал становлению собственных национально¬территориальных площадок. Между тем, анализ показал, что данная система продолжает оставаться «не родной» для России. Выявлено, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе благодаря конструктивному диалогу сторон, российско-китайская академическая мобильность может занять лидирующие позиции по многим показателям и стать отправной точкой для положительной динамики экспорта и импорта образовательных услуг в России (в особенности для Восточной Сибири и Дальнего Востока).
Содержание социологической концепции развития международной академической мобильности в вузах российских регионов, в основу которой положен сетевой территориально-дифференцированный подход, раскрывают следующие базовые положения: 1) развитие международной академической мобильности в вузах российских регионов проявляется неравномерно в зависимости от региональных различий и приоритетов регионального развития; 2) под воздействием внешних и внутренних вызовов в научно-образовательном пространстве России усиливаются различия позиций социальных субъектов на основе их стартовых возможностей, последствия которых важно учитывать при включении в процесс международной академической мобильности на региональном уровне; 3) государственный заказ на подготовку специалистов с высшим образованием международного уровня и спрос работодателей являются важными факторами активизации международной академической мобильности в вузах российских регионов. Обосновано, что реализация предложенного в работе сетевого территориально-дифференцированного подхода будет способствовать формированию и развитию международной академической мобильности в российских вузах в современных условиях с учетом региональной специфики.
Сделан вывод, что одной из перспективных моделей сетевого взаимодействия вузов в развитии международной академической мобильности выступает российско-китайская модель (взаимодействие России и Китая в сфере образования насчитывает уже 70-летнюю историю, регулярно проводятся совместные мероприятия, создана Ассоциация ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока РФ и Северо-Восточных регионов Китая, создан Российско-Китайский сетевой университет, китайские студенты уже несколько лет представляют один из самых больших по численности контингентов иностранных студентов в российских вузах, более половины опрошенных россиян указали, что именно сотрудничество с КНР важно для российской экономики). Специфика российско- китайской академической мобильности раскрывается в значительной мере через способы разрешения проблем межкультурной адаптации к бытовым условиям, местным обычаям, традициям восточной страны, менталитету ее жителей, административным требованиям вузов.
Активному развитию международной академической мобильности в высшей школе России способствуют процессы усиления региональных различий и усложнение региональных связей. Установлено, что чем устойчивее взаимосвязи вузов и науки с производством (интегративные взаимодействия образовательных и научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики), тем более развиты институциональные механизмы по решению региональных проблем. Однако по результатам исследований мы отмечаем низкий уровень заинтересованности работодателей в специалистах с высшим образованием международного уровня, при этом студенты проявляют невысокую степень интереса к программам международной академической мобильности (на примере Иркутской области). Таким образом, прослеживается противоречивость подходов к развитию международной академической мобильности и слабая включенность субъектов мобильности в сетевые взаимодействия.
Доказано, что в качестве адаптивной модели развития международной академической мобильности в российских вузах, соответствующей условиям интегративных взаимодействий образовательных и научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, может выступить региональная сетевая «International professional-active» модель, основным преимуществом которой является опора на сетевые взаимодействия, обеспечивающие ускорение интегрирования научно-образовательных и региональных ресурсов в рамках национальной системы - от «отдельных сетевых взаимодействий», «системных сетевых взаимодействий» до «территориальных системных сетевых взаимодействий». При характеристике региональной модели развития международной академической мобильности нами были введены в обиход такие термины, как «барьерная модель развития», «поисковая сетевая модель развития» и «профессионально-сетевая модель развития».
На материалах социологических исследований показано, что основными факторами выбора зарубежных партнеров международной академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия российских и китайских вузов являются: ресурсный потенциал вуза (28,3%), качество образования (20,3%), репутация университета (19,6%). Специфику выбора вузом партнеров международной академической мобильности определяют обменные процессы в рамках заключенных соглашений (21,1%), грантовая деятельность (20,4%), получение персональных приглашений от принимающей стороны (14,3%). Сотрудничество в формате сетевых программ отметили только 12,5%, что свидетельствует о том, что сетевое взаимодействие программного формата еще не получило широкого распространения в российских и китайских вузах.
Исследования показали, что факторами, оказывающими положительное влияние на формирование международной академической мобильности в сетевом взаимодействии вузов на региональном уровне выступают: повышение
конкурентоспособности вузов и регионов под воздействием глобализации и новых интеграционных процессов; вхождение вузов в международные системы рейтингования; поступательный курс государства по применению показателей
международной деятельности при оценке эффективности деятельности организаций высшего образования в России; участие субъектов мобильности региональных вузов в международных грантовых программах и новых формах международной академической мобильности; выгодное географическое положение региона (территориальный фактор); развитие двусторонних и многосторонних соглашений о совместной деятельности в области осуществления международной академической мобильности с зарубежными вузами и развитие образовательных программ двойного дипломирования; языковой фактор (знание иностранных языков и реализация образовательных программ на иностранном языке) и другие. Факторами, оказывающими отрицательное воздействие, являются: усиление дифференциации вузов в аспекте их кадрового потенциала и региональной поддержки; неравномерное развитие российских регионов; слабая эффективность институциональных механизмов в системе взаимосвязей «вуз^работодатель^регион» с учетом международной составляющей;
отсутствие должного спроса на специалистов с высшим образованием международного уровня в регионе; недооценка возможностей открытого взаимодействия с зарубежными вузами-партнерами и слабая степень своевременного реагирования на внешние и внутренние вызовы и другие.
Полученные результаты могут учитываться при разработке программ международной академической мобильности применительно к расширению сетевого взаимодействия вузов, в особенности между Россией и Китаем, при планировании и реализации перспективных направлений развития вузов в сфере международной деятельности, а также стратегий кадровой политики региона для формирования спроса на выпускников, обладающих образованием международного уровня. По итогам исследования определены перспективы дальнейшего использования результатов исследования в практике структурных подразделений высших учебных заведений, отвечающих за реализацию международных образовательных программ и развитие сетевого взаимодействия вузов в сфере международного сотрудничества. Перспективы дальнейшей разработки темы представляются высокими.
Подобные работы
- Особенности международной академической мобильности
в сетевом взаимодействии российских и китайских вузов
в современных условиях
Авторефераты (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Особенности сотрудничества российских и китайских университетов в совместных образовательных проектах
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - Особенности сотрудничества российских и китайских университетов в совместных образовательных проектах
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Культурные особенности системы высшего образования
России и Китая: опыт сравнительного анализа
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2020 - Текущее состояние и проблемы китайско-российского сотрудничества в сфере высшего образования и науки в рамках инициативы «Один пояс, один путь» (на примере ШПУ)
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2023 - ДИНАМИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ
В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ОПЫТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕТЕВЫХ И СОВМЕСТНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2019



