ЦВЕТ КАК ОСНОВА МЕТАФОРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В БРИТАНСКОМ И АМЕРИКАНСКОМ РОК-ДИСКУРСЕ
|
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ 2
Положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 11
Заключение 20
Список литературы 21
Положения, выносимые на защиту 8
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 11
Заключение 20
Список литературы 21
Реферируемая диссертационная работа посвящена сопоставительному когнитивно-дискурсивному исследованию цвета как основы метафорического моделирования в британском и американском рок-дискурсе. В ходе исследования на первом этапе была разработана модель анализа и проведен подробный анализ концептосферы трех цветов (красный, желтый, синий) в двух изучаемых лингвокультурах на материале психофизических, лингвокультурных и лексикографических данных. На втором этапе с учетом первичных данных были установлены метафорические модели на основе трех цветов, актуальные для каждого из двух рассматриваемых рок-дискурсов.
Актуальность реферируемого исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, это недостаточная разработанность проблемы метафорического моделирования как в британском, так и в американском рок- дискурсе (в частности в их сопоставительном аспекте). Во-вторых, семантика различных цветов в лингвокультурах, вопрос их денотативного содержания, когнитивно-дискурсивного анализа остается открытым, благодаря многообразию как культур, так и дискурсов. В-третьих, это возрастающая популярность направления исследований, обращающихся к иным информационным уровням, нежели исключительно к вербальному. В-четвертых, это отсутствие работ, исследующих цвет как основу метафорического моделирования в рок- дискурсе, которые бы основывались на периоде с 1960-х гг. до настоящего времени. Наконец, это малоизученность цветовой модели КУБ (красный, желтый, синий) в британской и американской лингвокультурах, т.е. цветов, которые по своей физической основе являются универсально-базовыми цветами (см. триада КУБ в искусстве / дизайне), т.к. способны формировать при смешении между собой остальные цвета и не могут быть получены при соединении других цветов. Актуальность данной работы также определяется тем, что нами было установлено влияние таких факторов, как время, особенности национального мировосприятия, вербального и иконического уровней, на конкретную манифестацию метафорических моделей, частотность обращения к ним. Под вербальным уровнем понимается комплекс начертательных средств конкретной письменной традиции; под иконическим - комплекс средств изобразительного искусства, включающий рисунок, коллаж и другие художественные формы, основывающиеся на искусстве рисунка.
В целом рок-текст достаточно популярен в сфере филологических исследований. Отдельно можно выделить работы, предлагающие анализ только одного из дискурсов и определенные иными предметными интересами, нежели метафорическое моделирование. Например, британская рок-поэзия (прагматический и лингвокультурный аспекты) [Лисица 2008], конкретные авторы британского рок-текста [Морозова 2010] и проч. При этом американский рок-текст как таковой практически не представлен в исследованиях (например, см. рок-лирика США и СССР [Григорьева 2009]). Очевидно, что наибольший интерес исследователей вызывает русская рок-поэзия [например, см. Иванов 2008; Клюева 2008; Кожевникова 2013; Пилюте 2010; Солодова 2002; Чебыкина 2007; Шинкаренкова 2005]. Таким образом, вопрос метафорического моделирования на основе британского и американского рок- дискурса, т.е. рок-дискурса культур, являющихся «прародителями» жанра рок, в их сопоставительном аспекте остается малоизученным. Тем интереснее в данном случае направление проводимого исследования, поскольку анализируются не только два рок-дискурса, представители которых борются за первенство «зарождения» этого музыкального жанра в своей стране, но и лингвокультуры, имеющие тесную историческую и языковую связь.
В свою очередь, обзор существующих подходов к проблеме метафорического моделирования на основе текстов новых типов показал, что существующие методики не всегда применимы для выявления лингвокультурно обусловленных особенностей функционирования языка в его территориальных вариантах. В частности, это касается восприятия цвета и цветообозначе- ния.
Действительно, цвет, являясь неотъемлемой частью окружающей нас повседневной действительности, представляет собой весьма притягательную сферу для исследователей различных областей. Широко представлена тема цветонаименований (например, А. А. Брагина, А. П. Василевич, А. Вежбиц- кая, Ш. К. Жаркынбекова, В. Г. Кульпина, Р. М. Фрумкина, B. Berlin, P. Kay,
G. Kress, J. A. Lucy, R. Tokarski, T. Van Leeuwen и др.). Интересны исследования в области цветовой палитры звуковой ткани языка (например,
H. В. Ефименко, А. П. Журавлев, Л. П. Прокофьева, Т. М. Рогожникова, И. Ю. Черепанова, J. Gage, R. Jackobson, V. S. Ramachandran и E. M. Hubbard, F. Spector и D. Maurer и др.). Распространено исследование цвета и цветообо- значений в работах конкретных авторов (например, Р. В. Алимпиева и С. В. Таран, Е. Ю. Бережных, С. Н. Соскина, И. А. Макевнина и др.). Тем не менее, когнитивно-дискурсивный подход к цветообозначению, направленный не только на установление закрепленных за цветом культурных ценностей, но и на их анализ на материале одного из возможных дискурсов, представлен исследованиями в меньшей мере. Именно это позволяет обратиться к комплексному изучению семантики цвета в британском и американском английском, а также проанализировать актуальные значения цвета на материале рок-дискурса...
Актуальность реферируемого исследования определяется несколькими факторами. Во-первых, это недостаточная разработанность проблемы метафорического моделирования как в британском, так и в американском рок- дискурсе (в частности в их сопоставительном аспекте). Во-вторых, семантика различных цветов в лингвокультурах, вопрос их денотативного содержания, когнитивно-дискурсивного анализа остается открытым, благодаря многообразию как культур, так и дискурсов. В-третьих, это возрастающая популярность направления исследований, обращающихся к иным информационным уровням, нежели исключительно к вербальному. В-четвертых, это отсутствие работ, исследующих цвет как основу метафорического моделирования в рок- дискурсе, которые бы основывались на периоде с 1960-х гг. до настоящего времени. Наконец, это малоизученность цветовой модели КУБ (красный, желтый, синий) в британской и американской лингвокультурах, т.е. цветов, которые по своей физической основе являются универсально-базовыми цветами (см. триада КУБ в искусстве / дизайне), т.к. способны формировать при смешении между собой остальные цвета и не могут быть получены при соединении других цветов. Актуальность данной работы также определяется тем, что нами было установлено влияние таких факторов, как время, особенности национального мировосприятия, вербального и иконического уровней, на конкретную манифестацию метафорических моделей, частотность обращения к ним. Под вербальным уровнем понимается комплекс начертательных средств конкретной письменной традиции; под иконическим - комплекс средств изобразительного искусства, включающий рисунок, коллаж и другие художественные формы, основывающиеся на искусстве рисунка.
В целом рок-текст достаточно популярен в сфере филологических исследований. Отдельно можно выделить работы, предлагающие анализ только одного из дискурсов и определенные иными предметными интересами, нежели метафорическое моделирование. Например, британская рок-поэзия (прагматический и лингвокультурный аспекты) [Лисица 2008], конкретные авторы британского рок-текста [Морозова 2010] и проч. При этом американский рок-текст как таковой практически не представлен в исследованиях (например, см. рок-лирика США и СССР [Григорьева 2009]). Очевидно, что наибольший интерес исследователей вызывает русская рок-поэзия [например, см. Иванов 2008; Клюева 2008; Кожевникова 2013; Пилюте 2010; Солодова 2002; Чебыкина 2007; Шинкаренкова 2005]. Таким образом, вопрос метафорического моделирования на основе британского и американского рок- дискурса, т.е. рок-дискурса культур, являющихся «прародителями» жанра рок, в их сопоставительном аспекте остается малоизученным. Тем интереснее в данном случае направление проводимого исследования, поскольку анализируются не только два рок-дискурса, представители которых борются за первенство «зарождения» этого музыкального жанра в своей стране, но и лингвокультуры, имеющие тесную историческую и языковую связь.
В свою очередь, обзор существующих подходов к проблеме метафорического моделирования на основе текстов новых типов показал, что существующие методики не всегда применимы для выявления лингвокультурно обусловленных особенностей функционирования языка в его территориальных вариантах. В частности, это касается восприятия цвета и цветообозначе- ния.
Действительно, цвет, являясь неотъемлемой частью окружающей нас повседневной действительности, представляет собой весьма притягательную сферу для исследователей различных областей. Широко представлена тема цветонаименований (например, А. А. Брагина, А. П. Василевич, А. Вежбиц- кая, Ш. К. Жаркынбекова, В. Г. Кульпина, Р. М. Фрумкина, B. Berlin, P. Kay,
G. Kress, J. A. Lucy, R. Tokarski, T. Van Leeuwen и др.). Интересны исследования в области цветовой палитры звуковой ткани языка (например,
H. В. Ефименко, А. П. Журавлев, Л. П. Прокофьева, Т. М. Рогожникова, И. Ю. Черепанова, J. Gage, R. Jackobson, V. S. Ramachandran и E. M. Hubbard, F. Spector и D. Maurer и др.). Распространено исследование цвета и цветообо- значений в работах конкретных авторов (например, Р. В. Алимпиева и С. В. Таран, Е. Ю. Бережных, С. Н. Соскина, И. А. Макевнина и др.). Тем не менее, когнитивно-дискурсивный подход к цветообозначению, направленный не только на установление закрепленных за цветом культурных ценностей, но и на их анализ на материале одного из возможных дискурсов, представлен исследованиями в меньшей мере. Именно это позволяет обратиться к комплексному изучению семантики цвета в британском и американском английском, а также проанализировать актуальные значения цвета на материале рок-дискурса...
Исследование временных отрезков (с 1960-х гг. до настоящего времени), в которых установлены примеры актуализации той или иной метафорической модели, показало, что все модели, совпадающие в рамках одного уровня разных рок-дискурсов, обладают, по крайней мере одним общим пятилетием реализации:
1. Вербальный уровень:
• одно совпадение в моделях: YELLOW - POSITIVITY, BLUE - TRUST, BLUE - SADNESS / DEPRESSION, BLUE - SERENITY;
• два совпадения в моделях: BLUE - DEATH;
2. Иконический уровень:
• одно совпадение в моделях: RED - ENERGY, RED - REVOLUTION / RADICALITY, BLUE - OBSCENITY;
• два совпадения в моделях: RED - CRUELTY, YELLOW - POSITIVITY, YELLOW - PROTEST, BLUE - SERENITY;
• три совпадения в моделях: BLUE - DIVINITY;
• четыре совпадения в моделях: RED - AROUSAL, RED - SIN, RED - DANGER, YELLOW - ILLNESS / MORBIDITY;
• пять совпадений в моделях: BLUE - ILLNESS / DEATH, BLUE - SADNESS / DEPRESSION;
• семь совпадений в моделях: BLUE - OBSCURITY / MYSTERY.
Так, наибольшее количество совпадений пятилетий актуализации было установлено в отношении модели BLUE - OBSCURITY / MYSTERY на ико- ническом уровне британского и американского рок-дискурса (7 совпадений).
В заключении сформулированы выводы по основным результатам диссертационного исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.
1. Вербальный уровень:
• одно совпадение в моделях: YELLOW - POSITIVITY, BLUE - TRUST, BLUE - SADNESS / DEPRESSION, BLUE - SERENITY;
• два совпадения в моделях: BLUE - DEATH;
2. Иконический уровень:
• одно совпадение в моделях: RED - ENERGY, RED - REVOLUTION / RADICALITY, BLUE - OBSCENITY;
• два совпадения в моделях: RED - CRUELTY, YELLOW - POSITIVITY, YELLOW - PROTEST, BLUE - SERENITY;
• три совпадения в моделях: BLUE - DIVINITY;
• четыре совпадения в моделях: RED - AROUSAL, RED - SIN, RED - DANGER, YELLOW - ILLNESS / MORBIDITY;
• пять совпадений в моделях: BLUE - ILLNESS / DEATH, BLUE - SADNESS / DEPRESSION;
• семь совпадений в моделях: BLUE - OBSCURITY / MYSTERY.
Так, наибольшее количество совпадений пятилетий актуализации было установлено в отношении модели BLUE - OBSCURITY / MYSTERY на ико- ническом уровне британского и американского рок-дискурса (7 совпадений).
В заключении сформулированы выводы по основным результатам диссертационного исследования и намечены перспективы дальнейшей работы.





