Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения плаванию глухих и слабослышащих детей

Работа №101841

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ СЛУХА 6
1.1. Введение в проблему 6
1.2. Причины нарушений слуха у детей 13
1.3. Особенности развития координационных способностей у глухих детей.18
1.4. Особенности психофизического развития и двигательных способностей
глухих детей школьного возраста 22
Глава 2.МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1. Организация исследования 31
2.2. Методы исследования 32
2.3. Особенности экспериментальной программы начального
обучения плаванию 38
Глава 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ УСКОРЕННОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ
ДЛЯ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ 7-10 ЛЕТ 41
3.1. Оценка показателей физического состояния 41
3.2. Оценка начального уровня плавательной подготовленности 41
3.3. Оценка контрольных нормативов по плаванию 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ

Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды. С
каждым годом их количество только увеличивается. Сегодня в России
проживает порядка 25-30 миллионов инвалидов. В настоящее время число
слабослышащих людей в стране более 13 млн. человек, из них свыше 1 млн.-
дети, которые страдают нарушениями слуха.
Специфика познавательных процессов детей с нарушением слуха
оставляет отпечаток на формирования двигательной функции, овладение
двигательными способностями, развитие двигательных навыков и
двигательной памяти. У глухих детей более всего уязвима мелкая моторика и
четко отслеживается нарушение и снижение координационных
возможностей. Потеря слуха значительно влияет на координацию движения,
а также на проявление силы, выносливости и быстроты.
В.И. Ляха координационные способности определяет следующим
образом – это возможность человека, которая определяет его готовность к
оптимальному регулированию и управлению своих двигательных действий
[36] .
Координационные способности необходимо рассматривать в качестве
моторной адаптации индивида, что представляет специфичное качество.
Специфические координационные способности у детей, имеющих с
нарушение слуха и речи, проходят процесс становления и формирования
более продолжительно и детально.
Плавание является одним из самых действенных коррекционно-оздоровительных способов в адаптивном физическом воспитании детей с
ограниченными возможностями здоровья. За счет особенностей водной
среды формируются положительные условия для формирования осанки,
снимается нагрузка с позвоночника, снижается психоэмоциональное и
мышечное напряжение, скованность движений, повышается работа
дыхательной и сердечно-сосудистой систем, улучшается жизненная емкость
легких, повышается интенсивность процессов обмена в организме,
активизируется познавательная деятельность. Помимо этого, в результате
плавания формируются личностные социальные качества, которые имеют
большое значение для личностного становления: самостоятельность,
смелость, решительность, дисциплинированность, настойчивость в
преодолении сложностей. Прикладное значение и коррекционнооздоровительная направленность плавания вызвана необходимостью его
широкого применения как в реабилитационной, так и в рекреативной работе
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс обучения
плаванию слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраста.
Предмет исследования - программа обучения плаванию глухих и
слабослышащих детей младшего школьного возраста.
Цель исследования – овладение навыком обучения плаванию
слабослышащих и глухих детей младшего школьников возраст.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме
исследования.
2. Разработать методику обучения плаванию детей младшего
школьного возраста с нарушением слуха.
3. Определить эффективность разработанной методики обучения
плаванию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ современных методик обучения плаванию детей разного возраста показал, что существует значительное число исследований в данной
области, разработан ряд программ, посвященных ускоренному обучению
плавания детей. Однако остается нерешенным вопрос, связанный с эффективностью применения данных программ для начального обучения спортсменов.
2. Разработана программа, в которой наблюдается повышение
моторной плотности урока благодаря уменьшению времени, которое
отводится на отдых и повышение интенсивности и объема нагрузки.
Моторная плотность составляет 70- 77%. Данная программа состоит из
комплекса 36 уроков. В программе ускоренного обучения плаванию на
протяжении первого месяца обучения (12 уроков) проводится изучение
элементов техники плавания, прыжков в воду, а также специальных и
общеразвивающих физических упражнений. После первого месяца, с
тринадцатого урока продолжается изучение техники плавания, а также
проводится изучение способов плавания кроль на груди и на спине.
Итоговый урок посвящается проведению контрольных упражнений, в
которые входит плавание за счет движений ногами кролем на груди и на
спине - 25 м, плавание кролем на спине - 25 м, плавание кролем на груди
- 25 м.
3. По результатам экспериментального исследования были получены
ниже представленные результаты. В начале проведенного исследования (после 6-го занятия) по уровню плавательной подготовленности между группами статистически различий выявлено не было. При оценке контрольных
нормативов было определено, что занимающиеся экспериментальной группы
успешнее справились с плаванием методом кроль на груди и кроль на спине с50
помощью ног, они продемонстрировали лучший результат в сравнении с
контрольной группой. Тем не менее у занимающихся контрольной группы
был выявлен более высокий результат в плавании методом кроль на груди и
кроль на спине в полной координации. Таким образом, мы можем сделать
вывод о том, что участники экспериментальной группы лучше освоили упрощенные методы плавания, тогда как дети в контрольной группе успешнее
справились с плаванием в полной координации.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы можем
наблюдать, что занимающиеся дети по программе ускоренного обучения
плаванию опережают детей по уровню развития функциональных систем организма. Программа более целесообразно для воспитания спортсменов на начальном этапе их обучения. Использование программы ускоренного обучения плаванию возможно для ознакомления с водой, для развития умения
держаться на воде, для освоения простейших элементов техники, упрощенных способов плавания. Программа ускоренного обучения оказывает благоприятное воздействие на развитие детского организма, значительно повышает его функциональные возможности, способствует закаливанию и укреплению организма, поэтому детям, прошедшим курс обучения по данной программе может быть рекомендовано продолжение занятий спортом, возможно,
другим видом.


1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Ленингр. ордена Ленина гос. ун-т им. А. А. Жданова, Фак. психологии. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1968.
2. Байкина, Н. Г. Влияние потери слуха на адаптационные и реабилитационные процессы глухих подростков / Н. Г. Байкина, А. В. Мутьев, Я. В. Крет // Адаптивная физическая культура. - 2003. - № 1. - С. 3-5.
3. Булгакова, Н.Ж., С.Н. Морозов, И.О.Попов и др.; Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.
4. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. - с. 69.
5. Батуев, А.С. Глава 3. Физиология сенсорных систем. Слуховая сенсорнаясистема и речь // Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. - 3. - СПб.: Питер, 2010. - С. 78.
6. Боярчук Е. Д., Виноградов А. А., Шейко В. И., Виноградов О. А. Плавание. - М., 2010. - С. 12-22.
7. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. М. : Медицина, 1966. - 350 с.
8. Бессарабов, Н.С. Возрастная динамика двигательных способностей и формирование на уроках физической культуры у глухих школьников. М., 1979.
9. Бабенкова, Р.Д. Пути исправления дефектов моторики и физического развития учащихся младших классов вспомогательной школы средствами физического воспитания: Автореф.дисс... канд.пед.наук. М., 1963. - 17 с.
10. Бабенкова, Р.Д. Вопросы физического воспитания глухих детей дошкольного и школьного возраста / Специальная школа. - 1965. - Вып. 3. - С. 11-14.
11. Бабенкова,Р.Д. Коррекционно-компенсаторная направленность физического воспитания аномальных детей. Материалы пятой научн. сессии по дефектологии, 1966. - С.361-362.
12. Беритов, И.С., Хчинашвили С.Н. К вопросу о значении вестибулярного аппарата в пространственной ориентации // Теория и практика физической культуры, 1958. -Т. 21, вып. 12. - С. 914-923.
13. Бессарабов, Н.С. Возрастная динамика двигательных способностей и их формирование на уроках физической культуры у глухих школьников: Дисс... канд.пед.наук. Запорожье, 1979. - 191 с.
14. Букун, Н.И. Основы трудовой деятельности при нарушениях слуха // Отв. ред. А.П.Гозова. Кишинев: Штиица, 1988. - 202 с.
15. Байкина, Н.Г. , Багрин B.C., Касьян О.В. Формирование двигательных способностей глухих школьников i основе спортивных игр//Девятая научнай сессия по дефектологии. - М., 1983. - С. 5-6.
16. Булгакова, Н.Ж. Плавание //Физкультура и спорт.:М. - 2009 - С. 23-28.
17. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии,2008 г.
18. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.: Советский спорт. - (Золотые страницы сурдопедагогики).- М., 2004. - С 128.
19. Викулов, А.Д.; Плавание: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений- М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004.
20. Володин, Н.Н., Г.А. Таварткиладзе, Ю.В. Козунь / Выявление патологии органа слуха в системе медицинского обеспечения детей раннего возраста//Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2000. - № 4. - С. 20-24. - Библ. с. 24.
21. Власова, Т.М. Фонетическая ритмика : пособие для учителя / Т.М. Власова, А.Н. Пфафенродт. М. : ВЛАДОС, 2003. - 240 с. : ил.
22. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. // Т. 5. Основы дефектологии: Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
23. Вагапова, А.М. Влияние способов плавания на показатели насосной функции сердца юных пловцов. - М., 2009. -С 3-5.
24. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009.
25. Guberina, P. H. D. And. Nis golloborators :Gase studies in the use of restricted bonds of frecuencies in auditory rehabilitation of deaf / P. H. D. Guberina. Zagreb, 1972. - 280 s.
26. Гоголева, А. В. Особенности развития внимания глухих школьников // Дефектология. - 1981. - № 3.
27. Дьячков, А.И. Воспитание и обучение глухонемых детей. -М., АПН РСФСР, 1957. -347 с.
28. Дзюрич, В.В. Влияние нарушения вестибулярной функции на двигательную деятельность глухих школьников. Седьмая научная сессия по дефектологии. -М., 1975. -с.79.
29. Данько, Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений. - М.: 2008. - С. 368.
30. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 181с.
31. Костанян, А.О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью физических упражнений у глухих школьников: Дисс... канд.пед.наук. Ереван, 1963. - 151 с.
32. Какузина, В.А. Статическое равновесие у глухих учащихся и его изменение в процессе физического воспитания; Автореф.дисс... канд.пед.наук. М., 1973. -19 с.
33. Кудряшов, В.В. Формирование движений с предметами у учащихся глухих, умственно отсталых, с церебральным параличом на уроках физической культурой (на примере упражнений с мячом) :Дисс.канд. пед. наук. М. - 1978. - 138 с.
34. Костанян, А.О. Особенности скоростных качеств и их развитие с помощью физических упражнений у глухих школьников: Дисс... канд.пед.наук. Ереван, 1963. - 151 с.
35. Козырнов, Г.Ф. Некоторые особенности методики физического воспитания глухих школьников. Теория и практика физической культуры, 1972. - С.56-58.
36. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
37. Ляхова, И.Н. Коррекционное значение гимнастики в учебно-педагогическом процессе по физическому воспитанию глухих школьников: Дисс. канд. пед. наук.- М. 1992. - 125 с.
38. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
39. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. М.: Педагогика, 1982. - 104 с.
40. Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии / А.Р. Лурия. М.: Изд- во МГУ, 1973.-84 с.
41. Носкова, Л. П. Развитие речи детей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред Л. П. Носковой. — М., 1993.
42. Носкова, Л.П. , Головчиц Л.А., Шматко Н.Д. Программы для специальных дошкольных учреждений : воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста : учеб.изд. / под ред. М. : Просвещение, 1991. - 160 с.
43. Носкова, Л.П. Обучение языку в дошкольных группах школ глухих: пособие для учителя / Л.П. Носкова. - М.: Просвещение, 1987. - 110 с.
44. Осокина, Т.И. Методика оценки плавательной подготовленности детей [Электронный ресурс]: Диагностика плавания. URL: http://wiki.iteach.ru/images (дата обращения 20.09.2011).
45. Основы методики тренировки [Электронный ресурс]: Методы тренировки / Контрольный метод. URL:http// http://fizsport.ru/osnovy- metodikitrenirovki/metody-trenirovki (дата обращения 24.03.2012).
46. Попова, Н. А. Труды Донского педагогического института. - Новочеркасск, 1920. - № 1.
47. Протченко, Т.А. Методическое пособие по обучению плаванию школьников 3-4 классов на уроках физической культуры (программа на 16 18 занятий). - М.: Просвещение, 1990. - 54 с.
48. Розанова, Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей / Т.В. Розанова. -М. : Педагогика, 1978. - 180 с.
49. Pay, Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Pay. - М. : Педагогика, 1981. - 210 с.
50. Трофимова, Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха / Г.В. Трофимова. - М. : Просвещение, 1972. - 112 с.
51. Тимохин В.П. Изучение мер времени в школе глухонемых: Дисс...канд.пед.наук. М., 1955
52. Фарфель, B.C. Физиология спорта. Очерки. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 367 с.
53. Хохряков, Е.В. Пространственная ориентировка при ходьбе и ее возрастные изменения // Возрастная морфология и физиология. - М.: Просвещение, 1959. - С. 244-256.
54. Швецов, А.Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: Учебное пособие. - Великий Новгород, 2008. - 68 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ