ВВЕДЕНИЕ 12
1 ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 14
1.1 Химизм процесса 14
1.2 Подготовка сырья 17
1.3 Фракционный состав сырья 17
1.4 Химический состав сырья 18
1.5 Продукты риформинга 20
1.6 Т ипы установок риформинга бензиновых фракций 21
1.7 Описание технологической схемы 22
1.8 Катализаторы риформинга 23
2 ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР 26
2.1 Совершенствование катализаторов 26
2.2 Применение метода математического моделирования для повышения
эффективности процесса риформинга 30
2.3 Совершенствование технологического оформления процесса 32
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 36
3.1 Мониторинг установки каталитического риформинга бензинов Л-35-
11-450К Комсомольского НПЗ 40
3.2 Исследование состава перерабатываемого сырья 45
3.3 Прогнозирование активности катализатора 49
4 ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, РЕСУРСОЭФФЕКТИВНОСТЬ И
РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ 52
4.1 Предпроектный анализ 52
4.1.1 Потенциальные потребители результатов исследования 52
4.1.2 Анализ конкурентных технических решений с позиции
ресурсоэффективности и ресурсосбережения 53
4.1.3 SWOT-анализ 54
4.1.4 Оценка готовности проекта к коммерциализации 55
4.2 Инициация проекта 57
4.2.1 Организационная структура проекта 58
4.2.2 Ограничения и допущения проекта 59
4.4 Планирование управления научно-техническим проектом 60
4.4.1 План проекта 60
4.4.2 Бюджет научного исследования 61
4.4.3 Организационная структура проекта 66
4.5 Определение ресурсной (ресурсосберегающей), финансовой, бюджетной, социальной и экономической эффективности исследования .. 67
4.5.1 Оценка абсолютной эффективности исследования 67
4.5.2 Оценка сравнительной эффективности исследования 73
5 СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 77
5.1 Производственная безопасность 77
5.2 Экологическая безопасность 80
5.3 Безопасность в чрезвычайных ситуациях 82
5.4 Правовые и организационные вопросы обеспечения безопасности ... 86
6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 99
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 103
На сегодняшний день нефтепереработка является крупнейшей отраслью в промышленности. Нефтяные топлива представляют собой главный источник энергии.
Каталитический риформинг - основной процесс в производстве высокооктановых компонентов автомобильного бензина. Установки каталитического риформинга имеются практически на всех нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Развитие производства бензинов связано с улучшением основных эксплуатационных свойств топлива (детонационная стойкость бензина, которая оценивается октановым числом, содержание ароматических углеводородов, особенно бензола, давление насыщенных паров), что является актуальным вопросом в данной работе и имеет практический интерес.
Цель дипломной работы - оптимизация работы промышленной установки каталитического риформинга бензинов. В данном случае объектом исследования стала установка Л-35-11-450К Комсомольского НПЗ. Для детального изучения эффективности ее работы необходимо было подобрать оптимальные режимы эксплуатации катализатора.
Исследования проведены методом математического моделирования. С использованием компьютерной моделирующей системы «Активность» рассчитаны:
1. Текущая и оптимальная активности катализатора (мониторинг промышленной установки);
2. Состав перерабатываемого сырья и исследовано его влияние на процесс;
3. Прогнозные значения активности катализатора.
Полученные результаты имеют большое практическое значение и позволяют оценить:
1. Как будет работать установка при получении продукта заданного качества относительно фактических параметров работы.
2. Как влияет состав перерабатываемого сырья на процесс риформинга.
3. Когда необходимо проводить регенерацию катализатора и корректировать технологические процессы.
1. Проводя мониторинг промышленной установки каталитического риформинга бензинов Л-35-11-450К Комсомольского НПЗ были рассчитаны текущая и оптимальная активности. Проанализировав технологические параметры можно сказать, что необходимо увеличить кратность циркуляции ВСГ для увеличения выхода водорода на 0,15 %, повышения активности, увеличения степени ароматизации на 5,22 % и изомеризации на 3 %. А увеличение октанового числа до 95 привело к снижению выхода продукта. Таким образом, для оптимизации данной установки существует два решения - получение продукта заданного качества, но с низким объемом выпуска продукции, или получение большого объема продукции, но с низким качеством продукта.
2. Для исследования состава перерабатываемого сырья был выбран технологический режим за дату отбора 04.03.2015 г. Результаты исследования показали, что состав перерабатываемого сырья значительно влияет на выход продукта, количество коксонакопления и качество продукта. Следовательно, необходимо осуществлять постоянный контроль состава сырья и своевременно регулировать технологический режим.
3. Снижение активности катализатора и скорость коксонакопления отвечают за срок службы катализатора. Прогнозирование активности катализатора проводилось до июня 2016 г. от последней даты отбора (07.04.2015 г.) По результатам расчетов можно сказать, что с течением времени нарушен цикл регенерации, это привело к увеличению коксонакопления, соответственно активность катализатора снижается, а значит необходимо повышать температуру входа для поддержания качества продукта на заданном уровне.