Введение
1 Теоретическое обоснование перехода на процессную модель управления . 6
1.1 Характеристики процессного подхода к управлению 6
1.2 Система терминов процессного подхода 13
1.3 Классификация бизнес-процессов 19
1.4 Выделение бизнес-процессов и их регламентация 24
1.5 Реинжиниринг бизнес-процессов 32
2 Анализ системы управления бизнес-процессами организации 35
2.1 Общая характеристика организации 35
2.2 Оценка процессной зрелости организации 41
2.3 Анализ существующих бизнес-процессов 45
2.4 Построение карты процессов и ее согласование со стратегией организации. 53
3 Совершенствование системы управления бизнес-процессами организации . 59
3.1 Планирование трансформаций, реализующих стратегию организации 59
3.2. Оптимизация организационной структуры для новой системы управления бизнес-процессами 65
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложение А Анализ процессов по отношению к типовым требованиям 78
Приложение Б SWOT-анализ процессов 80
Приложение В Анализ проблем процесса 81
Приложение Г Анализ удовлетворенности клиентов процесса 85
Приложение Д Схема процесса «Совершенствование услуги» в нотации BPMN
2.0 87
Модель функционально-иерархического управления, сформировалась в конце XIX - начале ХХ в. и нашла распространение во всех развитых странах мира. В основе модели лежит идея А. Смита о разделении труда. Значительные заслуги в развитии и практическом применении данной идеи принадлежат Ф. Тейлору, Г. Форду и А. Слоуну. В этот период, непрерывно растущий спрос превышал предложение, производители обладали преимуществом перед покупателями. Но в 70-80-е гг. ХХ в. постоянное расширение производственных мощностей увеличило совокупное предложение, которое стало опережать спрос. Каждый клиент стал уникальным и требовал индивидуального подхода, появилась конкуренция среди производителей.
Конкуренция привела к усложнению технологий и росту требований к качеству выпускаемой продукции и услуг, и как следствие потребности в более квалифицированном персонале. Эти проблемы предъявляют особые требования к управлению организациями вне зависимости от сферы деятельности и производимой продукции.
Использование процессного подхода к ведению бизнеса, в основе которого лежит детальный анализ существующих бизнес-процессов и их последующая оптимизация, является одним из основных источников долгосрочных конкурентных преимуществ не только промышленных предприятий, но и организаций, выполняющих работы либо оказывающих услуги.
Данный подход нацелен на выявление всех имеющихся резервов (стратегических и операционных) за счет внедрения эффективной технологии управления, позволяющей добиться устойчивого функционирования бизнес- процессов, повышения их конкурентоспособности, удовлетворение потребностей внутренних и внешних клиентов.
Организация, как социально-экономическая система, рассматривается автором как совокупность процессов, характеризующихся определенным составом, структурой и параметрами. При изменении одной из составляющей
Построение системы управления осуществляется в несколько этапов. В первую очередь необходимо провести аудит системы управления - ее текущее состояние и эффективность существующих бизнес-процессов. Затем с учетом выработанных критериев оптимизируется организационная структура и процессы. На заключительном этапе проектируется система управления бизнес- процессами.
Цель исследования: разработать методику для принятия эффективных управленческо-организационных решений по совершенствованию системы управления бизнес-процессами некоммерческой организации.
Задачи:
• исследовать теорию бизнес-процессов, выделения и регламентации процессов, управления эффективностью процессов применительно для некоммерческой организации, осуществляющей предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, отвечающую целям создания организации;
• определить методики и последовательность анализа бизнес-процессов организации для оценки ее возможностей и ресурсов в достижении стратегических целей;
• оценить процессную зрелость организации и построить усовершенствованную карту процессов, согласованную со стратегией организации;
• предложить способы совершенствования системы управления бизнес- процессами организации на основе полученных в результате анализа данных.
Объект исследования: Асбестовский муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства.
Предмет исследования: система управления бизнес-процессами в некоммерческой организации при формировании ее стратегических целей на среднесрочную перспективу.
Научная новизна работы заключается в обосновании целесообразности применения теоретической базы в области бизнес-процессов к некоммерческой организации, не преследующей цели извлечения прибыли, с применением универсальной процессной модели фреймворк APQC PCF [61]. Также обоснована необходимость внедрения процессов развития в некоммерческой организации, как одного из условий достижения ее стратегических целей.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения описанных алгоритмов совершенствования системы управления бизнес-процессами в деятельности любой организации, имеющей целью повысить эффективность своей деятельности за счет повышения процессной зрелости и внедрения процессов развития. Результаты работы могут использовать руководители, ищущие возможность достижения стратегических целей организации и повышения ее эффективности путем совершенствования системы управления бизнес-процессами.
Структура работы: диссертация состоит из трех разделов. В первом разделе дано теоретическое обоснование перехода на процессную модель управления, раскрыта система понятий процессного управления и основы управления процессами. Во втором разделе осуществлен анализ системы управления бизнес-процессами выбранной организации и разработана модель бизнес-процессов, согласованная со стратегий организации. В третьей главе предложены изменения, совершенствующие систему управления бизнес- процессами выбранной организации, проведен анализ их перспективности.
По итогам выполнения исследований на тему «совершенствование системы управления бизнес-процессами организации» была достигнута поставленная цель с помощью выполнения заданных задач и получены следующие результаты:
В диссертационной работе были структурированы теоретические знания по вопросам управления бизнес-процессами организации. Были исследованы: понятие бизнес-процессов, виды бизнес-процессов, методики их выделения и совершенствования. Было выявлено, что теория бизнес-процессов полноценно применима к деятельности некоммерческих организаций и позволит повышать эффективность их деятельности в достижении стратегических целей и реализации предназначения.
На основе теории бизнес-процессов было проведено изучение деятельности исследуемой организации в части существующих в ней бизнес- процессов и существующей системы управления ими. Проведен анализ как отдельных процессов по степени их значимости для эффективности деятельности организации, так и структуры процессов на предмет ее полноты и достаточности.
По результатам анализа и сопоставления существующей системы управления бизнес-процессами со стратегической целью организации на среднесрочную перспективу были сделаны выводы об отсутствии важных процессов в модели процессов организации. Была проведена декомпозиция стратегической цели организации с помощью сбалансированной системы показателей и на основании результатов предложена усовершенствованная модель процессов, согласованная со стратегией организации.
Для внедрения модели процессов, согласованной со стратегией организации, предложена модель изменения организационной структуры организации и алгоритм трансформации, заключающийся во внедрении недостающих процессов и повышении процессной зрелости организации.
1) Постановление администрации Асбестовского городского округа от 04.12.2013 № 762-ПА «Об утверждении муниципальной программы «Совершенствование социально-экономической политики на территории Асбестовского городского округа до 2020 года» (в ред. постановления от 30.01.2019 г. №32-ПА) [Текст].
2) ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения. [Текст].
3) ГОСТ Р ИСО 9000—2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь [Текст].
4) ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Системы менеджмента качества. Требования [Текст].
5) Бабич, В. Н. Инновационная модель бизнес-процесса: учебное пособие / В. Н. Бабич, А. Г. Кремлёв. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 184 с. [Текст].
6) Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами. Учебное пособие / — СПб.: Университет ИТМО, 2016. — 112 с. [Текст].
7) Управление бизнес-процессами предприятия: учебное пособие / сост. Е. В. Пирогова. - Ульяновск: УлГТУ, 2017. - 107 с. [Текст].
8) Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 576 с. [Текст].
9) Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 / Под ред. А.А Белайчука, В.Г. Елифёрова; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016 г. 480 с. [Текст].
10) Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования / Б. Андерсен. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003 г.- 272 с. [Текст].
11) Армстронг М. Управление результативностью: Система оценки результатов в действии / Майкл Армстронг, Анжела Бэрон; Пер. с англ., - М.: Альпина Паблишер, 2014. - 248 с. [Текст].
12) Гараедаги Дж. Системное мышление: Как управлять хаосом и сложными процессами: Платформа для моделирования архитектуры бизнеса / Джамшид Гараедаги; Пер. с англ. Е.И Недбальская; науч. ред. Е.В. Кузнецова. 2-е изд. - Минск: Гревцов Букс, 2011. - 480 с. [Текст].
13) Нив Генри Р. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга / Генри Р. Нив; Пер. с англ., - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 368 с. [Текст].
14) Гиротра К. Оптимальная бизнес-модель: Четыре инструмента управления рисками / Каран Гиротра, Сергей Нетесин; Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 216 с. [Текст].
15) Гительман Л.Д. Менеджмент - твоя работа. Создай ноу-хау и действуй! - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2010. - 556 с. [Текст]...