1.1. Возрастные особенности психического развития старших
дошкольников 6
1.2. Нравственная сфера как психологический феномен личностного
развития старших дошкольников 15
1.3. Особенности влияния взаимоотношений с родителями на
формирование нравственной сферы старших дошкольников 26
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование нравственной сферы старших дошкольников и особенностей их взаимоотношений с родителями 34
2.1. Методика и процедура исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования 39
Выводы по Главе 2 59
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 77
Приложение Д 78
В настоящее время вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают важное значение. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности [45]. Дошкольный возраст является самоценным периодом, в котором интенсивно развивается личность ребенка, происходит становление основных психических сфер: интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной. Однако, на пути формирования детской личности нередко встречаются многочисленные трудности, приводящие к отклонениям в развитии нравственной сферы дошкольника. Причины подобных отклонений обусловлены множеством внешних и внутренних факторов, но, пожалуй, системообразующая роль принадлежит семье как первичной ячейке многогранных человеческих отношений.
Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет определяющую роль в становлении детской личности. Являясь носителем нравственных ценностей, образцов и норм нравственного поведения, именно семья обеспечивает восприятие и освоение ребенком традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Во многом психическое развитие ребенка определяются характером взаимоотношений в семье: безусловная любовь и принятие являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.
Тема связи взаимоотношений с родителями и нравственной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состояние современной семьи, увеличением числа проблемных семей, умножающимся количеством проявлений девиантного поведения среди детей. Подрастающее поколение утрачивает такие важные характеристики личности, как самостоятельность и независимость, адекватная самооценка, наличие ценностных ориентаций. Данные изменения сопровождаются ростом
Современные условия развития ребенка - чрезмерная интеллектуализация, сужение игровой деятельности, компьютеризация и ускорение темпа жизни - приводят к пересмотру традиционных взглядов на нравственное развитие, основы которого, безусловно, не даются человеку с рождения, а закладываются, начиная с дошкольного возраста, когда формируются психические новообразования, связанные с освоением ребенком социального пространства, рефлексией всех отношений в этом пространстве и определением в нём себя.
Дошкольное детство — самоценный период онтогенеза, в содержание которого заложены огромные возможности для психического развития. Одновременно, именно на данном возрастном этапе ребенок особенно чувствителен и уязвим ко многим внешним факторам, так или иначе оказывающим влияние на развитие всех сфер его личности: познавательной, эмоциональной, нравственной.
По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Проблема нравственного развития детей и роли социальной среды сложная и многогранная. Среди множества факторов, влияющих на развитие личности, именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, является важнейшим источником формирования нравственных убеждений ребенка. В настоящее время тема нравственного воспитания в семье становится особенно актуальной в связи с ростом числа проблемных семей, распространением случаев девиантного поведения среди детей уже с младшего школьного возраста, ростом эмоциональной отчужденности и равнодушия в отношениях родителей и детей.
В основе нравственного развития личности дошкольника лежит овладение базисными этическими категориями как нормами поведения и общения с окружающими. Нравственные категории, такие как можно-нельзя, правда-ложь, щедрость-жадность и другие, и отношение к ним ложатся в основу формирующихся нравственных качеств ребенка-дошкольника, что находит отражение в направленности его поведения и поступков. При этом в становлении нравственной сферы дошкольника первостепенная роль отводится нравственным чувствам, которые к концу дошкольного периода нередко становятся мотивом поведения ребенка.
Современные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время родители испытывают трудности в понимании детских эмоциональных состояний, сложности в сопереживании и их учете во взаимодействии с ребенком. В то время как именно эмоциональное развитие является системообразующим фактором в процессе становления нравственности старших дошкольников.
В рамках настоящей работы проведено эмпирическое исследование с целью выявление связей между особенностями взаимоотношений с родителями и показателями нравственной сферы старших дошкольников, по результатам которого мы подтвердили выдвинутые нами гипотезы относительно особенностей стилей воспитания в семье и характеристик нравственной сферы старших дошкольников.
Исследование показало, что существует взаимосвязь между некоторыми типами негармоничного воспитания в семье и показателями когнитивного и эмоционального компонентов нравственной сферы старших дошкольников . Так, недостаток опеки и контроля за поведением старших дошкольников сопровождается развитием таких негативных качеств, как лень, лживость, нетерпимость, черствость. А отсутствие у старшего дошкольника обязанностей в семье влечет низкий уровень представлений о нравственных нормах и качествах, лежащих в основе развития нравственной сферы . Одновременно с этим, в семьях, где родители не применяют наказаний, не видя в них эффективности, у детей, по оценке педагогов, отмечается более высокая степень выраженности такого качества, как отзывчивость, умения
эмоционального развития.
По результатам исследования мы выявили значимые различия в особенностях нравственной сферы у старших дошкольников из семей с разными стилями воспитания. Так, что высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам в наибольшей степени проявляется у старших дошкольников, в семьях которых родители предъявляют достаточное количество требований-запретов. Также воспитательная уверенность и последовательность родителей является важным фактором в развитии эмоционального отношения к нравственным нормам. На уровень развития когнитивного компонента, то есть на усвоение ребенком базисных нравственных категорий, большое влияние оказывает требовательность родителей, связанная с введением обязанностей ребенка и контролем над их исполнением.
Итак, проведенное исследование позволило убедиться в том, что характеристики нравственной сферы личности старших дошкольников обусловлены особенностями взаимоотношений в их семьях: отвержение ребенка, гипопротекция, или недостаток внимания со стороны родителей, отсутствие обязанностей у ребенка негативно сказывается на развитии нравственной сферы старших дошкольников, в особенности на характеристиках когнитивного и эмоционального компонентов.
Таким образом, наше исследование показывает необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах выстраивания взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста, углубления и расширения эмоциональной компетентности и культуры родителей в области нравственного развития ребенка.