Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование нравственной сферы и особенностей взаимоотношений с родителями старших дошкольников

Работа №101680

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1.1. Возрастные особенности психического развития старших
дошкольников 6
1.2. Нравственная сфера как психологический феномен личностного
развития старших дошкольников 15
1.3. Особенности влияния взаимоотношений с родителями на
формирование нравственной сферы старших дошкольников 26
Выводы по Главе 1 32
Глава 2. Эмпирическое исследование нравственной сферы старших дошкольников и особенностей их взаимоотношений с родителями 34
2.1. Методика и процедура исследования 34
2.2. Результаты эмпирического исследования 39
Выводы по Главе 2 59
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение А 72
Приложение Б 75
Приложение В 76
Приложение Г 77
Приложение Д 78

В настоящее время вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают важное значение. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности [45]. Дошкольный возраст является самоценным периодом, в котором интенсивно развивается личность ребенка, происходит становление основных психических сфер: интеллектуальной, эмоционально-волевой, нравственной. Однако, на пути формирования детской личности нередко встречаются многочисленные трудности, приводящие к отклонениям в развитии нравственной сферы дошкольника. Причины подобных отклонений обусловлены множеством внешних и внутренних факторов, но, пожалуй, системообразующая роль принадлежит семье как первичной ячейке многогранных человеческих отношений.
Семья на протяжении всего периода взросления ребенка играет определяющую роль в становлении детской личности. Являясь носителем нравственных ценностей, образцов и норм нравственного поведения, именно семья обеспечивает восприятие и освоение ребенком традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни. Во многом психическое развитие ребенка определяются характером взаимоотношений в семье: безусловная любовь и принятие являются важными факторами успешного продвижения ребенка в психическом развитии.
Тема связи взаимоотношений с родителями и нравственной сферы дошкольника актуальна в настоящее время в связи с кризисным состояние современной семьи, увеличением числа проблемных семей, умножающимся количеством проявлений девиантного поведения среди детей. Подрастающее поколение утрачивает такие важные характеристики личности, как самостоятельность и независимость, адекватная самооценка, наличие ценностных ориентаций. Данные изменения сопровождаются ростом

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современные условия развития ребенка - чрезмерная интеллектуализация, сужение игровой деятельности, компьютеризация и ускорение темпа жизни - приводят к пересмотру традиционных взглядов на нравственное развитие, основы которого, безусловно, не даются человеку с рождения, а закладываются, начиная с дошкольного возраста, когда формируются психические новообразования, связанные с освоением ребенком социального пространства, рефлексией всех отношений в этом пространстве и определением в нём себя.
Дошкольное детство — самоценный период онтогенеза, в содержание которого заложены огромные возможности для психического развития. Одновременно, именно на данном возрастном этапе ребенок особенно чувствителен и уязвим ко многим внешним факторам, так или иначе оказывающим влияние на развитие всех сфер его личности: познавательной, эмоциональной, нравственной.
По мнению большинства отечественных и зарубежных исследователей определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Проблема нравственного развития детей и роли социальной среды сложная и многогранная. Среди множества факторов, влияющих на развитие личности, именно семья дает ребенку первый жизненный опыт, закладывает основы характера и морального облика, является важнейшим источником формирования нравственных убеждений ребенка. В настоящее время тема нравственного воспитания в семье становится особенно актуальной в связи с ростом числа проблемных семей, распространением случаев девиантного поведения среди детей уже с младшего школьного возраста, ростом эмоциональной отчужденности и равнодушия в отношениях родителей и детей.
В основе нравственного развития личности дошкольника лежит овладение базисными этическими категориями как нормами поведения и общения с окружающими. Нравственные категории, такие как можно-нельзя, правда-ложь, щедрость-жадность и другие, и отношение к ним ложатся в основу формирующихся нравственных качеств ребенка-дошкольника, что находит отражение в направленности его поведения и поступков. При этом в становлении нравственной сферы дошкольника первостепенная роль отводится нравственным чувствам, которые к концу дошкольного периода нередко становятся мотивом поведения ребенка.
Современные исследования свидетельствуют о том, что в настоящее время родители испытывают трудности в понимании детских эмоциональных состояний, сложности в сопереживании и их учете во взаимодействии с ребенком. В то время как именно эмоциональное развитие является системообразующим фактором в процессе становления нравственности старших дошкольников.
В рамках настоящей работы проведено эмпирическое исследование с целью выявление связей между особенностями взаимоотношений с родителями и показателями нравственной сферы старших дошкольников, по результатам которого мы подтвердили выдвинутые нами гипотезы относительно особенностей стилей воспитания в семье и характеристик нравственной сферы старших дошкольников.
Исследование показало, что существует взаимосвязь между некоторыми типами негармоничного воспитания в семье и показателями когнитивного и эмоционального компонентов нравственной сферы старших дошкольников . Так, недостаток опеки и контроля за поведением старших дошкольников сопровождается развитием таких негативных качеств, как лень, лживость, нетерпимость, черствость. А отсутствие у старшего дошкольника обязанностей в семье влечет низкий уровень представлений о нравственных нормах и качествах, лежащих в основе развития нравственной сферы . Одновременно с этим, в семьях, где родители не применяют наказаний, не видя в них эффективности, у детей, по оценке педагогов, отмечается более высокая степень выраженности такого качества, как отзывчивость, умения
эмоционального развития.
По результатам исследования мы выявили значимые различия в особенностях нравственной сферы у старших дошкольников из семей с разными стилями воспитания. Так, что высокий уровень эмоционального отношения к нравственным нормам в наибольшей степени проявляется у старших дошкольников, в семьях которых родители предъявляют достаточное количество требований-запретов. Также воспитательная уверенность и последовательность родителей является важным фактором в развитии эмоционального отношения к нравственным нормам. На уровень развития когнитивного компонента, то есть на усвоение ребенком базисных нравственных категорий, большое влияние оказывает требовательность родителей, связанная с введением обязанностей ребенка и контролем над их исполнением.
Итак, проведенное исследование позволило убедиться в том, что характеристики нравственной сферы личности старших дошкольников обусловлены особенностями взаимоотношений в их семьях: отвержение ребенка, гипопротекция, или недостаток внимания со стороны родителей, отсутствие обязанностей у ребенка негативно сказывается на развитии нравственной сферы старших дошкольников, в особенности на характеристиках когнитивного и эмоционального компонентов.
Таким образом, наше исследование показывает необходимость психолого-педагогической поддержки родителей в вопросах выстраивания взаимоотношений с детьми старшего дошкольного возраста, углубления и расширения эмоциональной компетентности и культуры родителей в области нравственного развития ребенка.


1. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: автореф. дис...д-ра. психолог. наук: 19.00.01 / Л. Н. Антилогова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск, 1999. - 42 с.
2. Безруких М.М. Дошкольник. Мифы и реалии/ М. М. Безруких // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2011/n4/56246.shtml (дата обращения:
11.10.2019)
3. Безруких М. М., Филиппова Т. А., Байдина В. А. Диагностика развития
детей старшего дошкольного возраста как способ раннего выявления рисков дезадаптации / М. М. Безруких, Т.А. Филиппова, В.А. Байдина// Новые исследования. 2012. №1 (30) [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-razvitiya-detey-starshego-oshkolnogo- vozrasta-kak-cposob-rannego-vyyavleniya-riskov-dezadaptatsii (дата обращения: 04.12.2019).
4. Болдина К.В. Особенности тревожности у старших дошкольников из
семей с разным типом родительского отношения / К.В. Болдина// Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2018. №4-5 [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-trevozhnosti-u-starshih-
doshkolnikov-iz-semey-s-raznym-tipom-roditelskogo-otnosheniya (дата
обращения: 04.12.2019).
5. Бурмистрова Е.В. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст/ Е.В. Бурмистрова, Д.А. Донцов, М.В. Донцова, Н.Ю. Драчёва, С.В. Власова, Е.В. Сухих, Т.В. Лещенко, В.К. Жильцова, С.С. Тишина, В.Д. Шапчиц, Е.О. Пятаков, А.И. Подольский // Вестник практической психологии образования. - 2014. - № 4. - С. 41-51.
6. Вавилова И. Н. Когнитивно-нравственное развитие дошкольника/
И.Н.Вавилова//Вестник СПИ. 2013. №1 (6). [Электронный ресурс] URL:
7. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс/ А.Я. Варга, Т.С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии/ Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1999. - 224с.
9. Выготский Л.С. Кризис 7 лет/ Л.С.Выготский // Вестник практической
психологии образования. 2012. № 4. [Электронный ресурс] URL:
http ://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2012/n4/Crisis_of_7_years. shtml (дата обращения: 10.10.2019)
10. Выготский Л.С. Воспитание чувств /Л.С.Выготский // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия /сост. И.В. Дубровина [и др.] - М.: Академия, 1998. - С. 233-235.
11. Г армаева Т.В., Пестерева О.А. Нравственное воспитание дошкольников:
опыт, проблемы, современные подходы/ Т.В. Гармаева, О.А. Петерева // Вестник БГУ. 2017. №7. [Электронный ресурс] URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-opyt- problemy-sovremennye-podhody (дата обращения: 11.10.2019).
12. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б. Гипенртейтер. — М.: АСТ, 2008. — 240 с.
13. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) / А. Г. Гогоберидзе // Основы педагогического менеджмента. - 2006. - № 1. - С. 10-19.
14. Гударёва О.В., Смирнова Е.О. Опыт обследования психического
развития современных 5-летних детей/ О.В. Гударёва, Е.О. Смирнова// Психологическая наука и образование. 2002. № 3. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2002/n3/Smirnova.shtml (дата обращения: 10.10.2019)
15. Гудонис В.П., Вачков И.В. Страхи современных старших дошкольников
и их родителей/ В.П. Гудонис, И.В.Вачков // СДО. 2019. №4 (94).
[Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strahi-sovremennyh- starshih-doshkolnikov-i-ih-roditeley (дата обращения: 04.12.2019)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ