1.1. Понятие «зрелость» в возрастной психологии. Обзор основных
периодизаций возрастного развития 6
1.2. Представления о зрелой личности в историческом ракурсе 10
1.3. Понятие зрелой личности в психологии 13
1.4. Основные подходы к изучению личностной зрелости в психологии.. .17
1.5. Понятие ценностных ориентаций в психологии 29
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи личностной зрелости и
ценностных ориентаций у студентов и курсантов высших учебных
заведений 33
2.1 Описание выборки и обзор методик эмпирического исследования 33
2.2. Результаты эмпирического исследования 43
2.3. Корреляционный анализ данных 59
Заключение 69
Список литературы 73
Человек, который не может реализоваться сам, вряд ли сможет способствовать реализации потенциала такого сложного и многогранного механизма, как государственное образование. Если посмотреть на другие стороны жизни молодежи, то стоит учитывать, что молодые люди будут взаимодействовать с другими людьми и результаты их действий, решений, так или иначе могут повлиять на других. Поэтому очень важно понимать каков уровень личностной зрелости нашей молодежи, а также что является ценным для нее, во имя чего она может взаимодействовать с другими и руководствуясь чем, она будет выстраивать свою жизненную траекторию.
На наш взгляд, оптимальным для исследования личностной зрелости и ее связи с ценностными ориентациями является исследование студентов. Во- первых, обычный возраст участников этой выборки составляет двадцать с небольшим лет, что может позволить получить респондентов с разными уровнями выраженности личностной зрелости, поскольку данный возраст, согласно периодизации, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965г.), относится к периоду ранней взрослости; возрасту, когда с точки зрения большинства периодизаций развития начинается становление личностной зрелости. Во-вторых, подразумевается, что в этом возрасте у молодых людей уже имеется определенный набор сложившихся ценностных ориентаций.
В психологии были проведены исследования влияния на формирование личностной зрелости пола, уровня образования, профессиональной принадлежности в период ранней взрослости.
По уровню образования у студентов высших учебных заведений наиболее приоритетным оказался критерий самореализации и ярко выражены ценностные ориентации, так или иначе направленные на широкие связи с миром. Л.А. Головей выявила некоторые особенности личностной зрелости у курсантов военных училищ (приоритетным оказалось такое качество, как ответственность) [19, с. 62].
Таким образом, в целом исследование личностной зрелости не было проведено в достаточном объеме на разных выборках периода ранней взрослости.
Все это обусловило актуальность данного исследования.
Объектом нашего исследования стала: личностная зрелость и ценностные ориентации.
Предмет исследования - связь личностной зрелости и ценностных ориентаций студентов и курсантов высших учебных заведений.
Цель работы: исследовать связь личностной зрелости и ценностных ориентаций в период ранней взрослости на примере выборки студентов и курсантов высших учебных заведений.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы с целью конкретизации понятия «личностная зрелость» и определения ее критериев.
2. Исследование ценностных ориентаций и их особенностей в период ранней взрослости.
4. Подбор методик для исследования личностной зрелости и ценностных ориентаций.
5. Определение выборки и проведение исследования связи личностной зрелости и ценностных ориентаций у студентов и курсантов высших учебных заведений.
6. Обработка и интерпретация полученных результатов.
Основываясь на результатах исследования Л.А.Головей, проведенного на выборке курсантов военных училищ [19], а также исследованиях других авторов, направленных на изучение личностной зрелости в период ранней взрослости нами была сформулирована следующая гипотеза: существует связь между уровнем личностной зрелости и ценностными ориентациями в период ранней взрослости.
При проведении данного исследования были использованы следующие методики:
1. Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина (тест ОТеЦ).
2. Тест самоактуализации Э. Шострома (самоактуализационный тест САТ).
3. Опросник «Уровень выраженности инфантилизма» (А.А. Серегина).
4. Тест выраженности субличностей родитель-взрослый-ребенок (Э. Берн).
5. Методика для изучения представлений о своих ценностных ориентациях, созданная на основе коучингового упражнения «Колесо жизненного баланса».
Целью данной работы являлось исследование связи личностной зрелости и ценностных ориентаций студентов и курсантов высших учебных заведений. Но, если с понятием ценностных ориентаций не существует особых разногласий и их можно определить, как важные компоненты мировоззрения личности, выражающие ее представления и стремления в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей, то с определением личностной зрелости далеко не все однозначно.
Существуют несколько подходов к изучению феномена личностной зрелости, которые предлагают свое описание и перечень характеристик, присущих зрелой личности, обуславливающее сложность и многозначность определения и трактовки личностной зрелости. Это существенно затрудняет его непосредственное исследование, т.к. проблематично конкретизировать объект исследования.
Выход был предложен Н.А. Жестоковой, которая рассматривала зрелую личность, как индивида, занимающегося самореализацией и развитием, быть свободным от возможных сковывающих индивидуальность внутренних тенденций, в противовес инфантильной личности [25].
Вследствие этого, возможно исследование личностной зрелости посредством методик, разработанных для исследования инфантилизма, как феномена, являющегося антиподом.
Существует достаточно много исследований, объектом которых выступал феномен инфантилизма. Есть, хоть и гораздо меньше, исследований, изучающих феномен личностной зрелости. Хочется выделить большое исследование, посвященное исследованию личностной зрелости, проводимое под общим руководством Л.А. Головей [19].
Но сама тема личностной зрелости недостаточно изучена. Довольно актуальной является тема инфантилизма/личностной зрелости современной молодежи. Для ясного понимания этого вопроса, стоит рассмотреть проблему
Если рассмотреть основные критерии, предлагаемые для характеристики личностной зрелости (самоактуализация, многообразие диапазона интересов личности, осознанность и т.д.), то можно сделать предположение о наличии связи между уровнем личностной зрелости и ценностными ориентациями. Т.е. то, что развитие личностной зрелости предполагает расширение этих стремлений человека и усиление уровня их выраженности (т.е. увеличение уровня личностной зрелости предполагает увеличение количества устойчивых и сильно выраженных ценностных ориентаций).
По результатам проведенного исследования можно констатировать следующее:
1. Результаты исследования уровня личностной зрелости показали,
что большая часть респондентов - 59,3% обладает средним уровнем
личностной зрелости, 33,1% обладает уровнем зрелости ниже среднего, 7,6% обладает высоким уровнем зрелости. При сравнении данных по личностной зрелости между участвующими в исследованиях курсантами УрИГПС и студентами УрФУ, было установлено, что доля респондентов с уровнем личностной зрелости ниже среднего, гораздо выше у исследуемой группы курсантов УрИГПС, нежели у участвующих в исследовании студентов УрФУ (55,5% у курсантов и 15,8% у студентов). Процентное соотношение респондентов с высоким уровнем зрелости в обеих группах составляет 9,75% в группе студентов УрФУ и 4,76% в группе курсантов УрИГПС.
2. Результаты исследования соотношения эго-состояний «ребенок», «взрослый», «родитель» показали, что превалирующим в обеих исследуемых группах (студенты УрФУ и курсанты УрИГПС) является эго-состояние «взрослый» (39% в группе студентов УрФУ и 37,3% в группе курсантов УрИГПС). Превалирующей является субличность «ребенок» у 37,3% респондентов из УрФУ и 31,2% у респондентов из УрИГПС. Субличность
3. Результаты исследования выраженности терминальных ценностей и значимости жизненных сфер, в которых реализуются эти терминальные ценности, показали следующее. Наиболее приоритетными терминальными ценностями для обеих групп (студенты УрФУ и курсанты УрИГПС) являются: духовное удовлетворение, высокое материальное положение, достижения, развитие себя. Наиболее значимыми жизненными сферами для участвующих в исследовании студентов УрФУ являются: обучение и образование, профессиональная жизнь, семейная жизнь. Наиболее значимыми жизненными сферами для курсантов УрИГПС являются: обучение и образование, профессиональная жизнь, увлечения.
4. Корреляционный анализ показал статистически значимую положительную связь переменной «Субличность «взрослый»» с переменными «Уровень выраженности терминальных ценностей и значимости жизненных сфер» в группах участвующих в исследовании студентов УрФУ и курсантов УрИГПС.
5. Корреляционный анализ показал статистическую значимую отрицательную связь переменной «Уровень инфантилизма» с переменными «Достижения» и «Духовное удовлетворение» у участвующих в исследовании студентов УрФУ, что свидетельствует о наличии значимой положительной связи переменной «Уровень личностной зрелости» с переменными «Достижения» и «Духовное удовлетворение». В общей выборке корреляционный анализ показал статистически значимую положительную связь переменной «Уровень инфантилизма» с переменной «Собственный престиж».
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что заявленная гипотеза о наличии корреляции между уровнем личностной зрелости и ценностными ориентациями была подтверждена частично в результате данного эмпирического исследования. Была установлена статистически
значимая отрицательная связь переменной «Уровень инфантилизма» с переменными «Достижения» и «Духовное удовлетворение». Можно предположить, что это связано с возрастными особенностями выборки. Данное предположение основано на исследованиях, в результате которых было установлено, что: «Черты зрелости личности, сформированные в период ранней взрослости, выступают в качестве ресурсов дальнейшего развития. В период средней взрослости происходит дальнейшее развитие показателей личностной зрелости. Этот период можно рассматривать, как сенситивный для развития направленности на самореализацию, пик которой приходится на второй подпериод (возраст 34-45 лет)» [19, с. 59, 60].
1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеев // Психологический журнал. - 1994. - №5. - с. 63-70
2. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия / Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Н.А. Кудрявцева. - М.: Просвещение, 1968. - 108 с.
3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник / А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 367 с.
6. Балык А.С. Психологическая зрелость личности: теоретические концепции и подходы / А.С. Балык, О.П. Цыбуленко // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - №12. - с. 63-67
7. Безгодова С.А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости
/ инфантилизма личности: социально-психологический подход / С.А. Безгодова, А.В. Микляева [Электронный ресурс]. URL:
http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/119-conferences-and-reports-on- psychology/2427-zhiznennyj-put-v-kontekste-problemy-zrelosti-infantilizma-lichnosti- soczialno-psixologicheskij-podxod (дата обращения 06.12.2019)
8. Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М.: МГУ, 1985. - с. 246-265
9. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А.А. Бодалев. - М.: Флинта, 1998. - с. 3-4 [Электронный ресурс]. URL: http://hpsy.ru/public/x800.htm (дата обращения 06.12.2019)
10. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. - Москва; СПб: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак, 2008. - 736 с. [Электронный ресурс]. URL: https://avidreaders. ru/read-book/bolshoy- psihologicheskiy-slovar.html?p=736 (дата обращения 06.12.2019)
11. Брагина Ю.В. Ценностно-профессиональные ориентации рабочих на разных стадиях профессионального становления / Ю.В. Брагина // Образование и наука. - 2016. - №6. - с. 75-96 [Электронный ресурс]. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/657/553 (дата обращения 06.12.2019)
12. Братусь Б.С. К проблеме развития личности в зрелом возрасте / Б.С. Братусь // Вестник МГУ. - Серия 14. - Психология. - 1980. - №2. - с. 3-13
13. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал.
• 1999. - №5. - с. 38-44
14. Воюшина Е.А. Подходы к определению критериев зрелости личности / Е.А. Воюшина // Актуальные проблемы современной психологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - Краснодар.: Новация. - 2017. - с. 1114
15. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
• М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с...