Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Эмоциональный интеллект как фактор успешности предпринимательской деятельности

Работа №101662

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы133
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОРА УСПЕШНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 9
1.1. Подходы к понятию интеллекта 9
1.1.1. Теории и концепции интеллекта 9
1.1.2. Виды интеллекта 18
1.2. Понятие эмоционального интеллекта в зарубежной и
отечественной науке 26
1.3. Психологические особенности личности успешного
предпринимателя 36
Выводы по главе 1 45
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 47
2.1. Программа эмпирического исследования 47
2.2. Описание методов исследования 48
2.3. Результаты исследования 50
2.3.1. Описательная статистика 50
2.3.2. Корреляционный анализ 56
2.3.3. Сравнительный анализ 67
Выводы по главе 2 72
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ПО РАЗВИТИЮ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В КОНТЕКСТЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 74
3.1. Методическое обоснование программы 74
3.2. Тематическое планирование программы тренинга 75
Выводы по главе 3 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ А 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 100
ПРИЛОЖЕНИЕ В 116

Актуальность исследования.
В современном экономическом пространстве активно развивается сфера предпринимательства, в том числе индивидуального. Так, в 2018 году на территории РФ зарегистрировано на 13% больше предпринимателей, чем в 2017 году.
Предпринимательство - это самостоятельная деятельность,
осуществляемая на собственный риск предпринимателя, направленная на постоянное получение прибыли от использования активов и пассивов, продажи товаров или услуг, что делает данный вид деятельности в большей степени подвергнутым влиянию личностных особенностей человека, её осуществляющего. Таким образом, изучение различных психологических аспектов личности предпринимателя имеет высокую актуальность как в теоретическом аспекте для дальнейшей разработки модели профессионально важных качеств предпринимателя, моделей подбора и отбора и прочего, так и в практическом аспекте, как основа для создания программ повышения компетентности предпринимателей, обучения и развития профессионально значимых качеств личности.
В том числе значимыми для успешности предпринимательской деятельности является способность человека эффективно выстраивать взаимодействие с другими людьми, умение доносить информацию партнёру по общению и воспринимать её, разрешать конфликтные ситуации и вести переговоры, управлять собственными эмоциональными реакциями, временем и ресурсами, а также лидерские качества и навыки принятия решений. Все вышеперечисленное в совокупности входит в понятие, используемое в бизнес среде, soft skills или «мягкие навыки», то есть социально-психологические навыки.
Исследования Стэндфордского исследовательского института и Г арвардского университета показывают, что большее влияние на успешность
Специфика личности предпринимателя и психологическая характеристика предпринимательской деятельности зачастую становятся предметом изучения. Так в зарубежных исследованиях психологические факторы успешности предпринимательской деятельности изучались в работах таких авторов как: М. Вебер, П. Друкер, М. Кассон, А. Коул, М. Питерс, Ф. Тоссит, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, Б. Карлофф и других, а в отечественной психологии данная проблематика раскрывается в исследованиях Л.И. Абалкина, Г. С. Дулиной, В.Н. Дружинина,
А.Л. Журавлева, Т.И. Заславской, Е.К. Завьяловой, А.Б. Купрейченко, А. Е. Назарова, Э. З. Омарова, В.П. Познякова, С.Т. Посоховой, С.К. Рощина, Ю.О. Сливницкого и других.
Особую роль в специфике предпринимательской деятельности играет эмоциональная составляющая. Так в бизнесе, в первую очередь, это отношения между людьми, между предпринимателем и клиентом, инвестором, партнёром и сотрудником, а успех взаимоотношений в том числе в бизнес-среде во многом зависит от умения субъектов воспринимать и понимать эмоции и настроения партнёра по коммуникации, а также регулировать собственное эмоциональное состояние. Данную способность характеризует уровень эмоционального интеллекта, определяемого, по мнению П. Саловей, Дж. Майера и Д. Карузо, как способность воспринимать, вызывать эмоции, брать в работу эмоции и с помощью них повышать продуктивность мышления, осознавать эмоции, регулировать их для эмоционального развития [7].
Проблема исследования.
Проблемой исследования эмоционального интеллекта применительно к бизнесу является то, что, с одной стороны, многие исследования показывают, что эмоциональная составляющая оказывает огромное влияние на бизнес. С
другой стороны, многие предприниматели, сталкиваясь с проблемами в бизнесе и решая их самостоятельно или приглашая консультантов на предприятие, демонстрируют недооценку значимости эмоционального интеллекта, пренебрегают своими переживаниями и переживаниями своих подчинённых, преуменьшают влияние эмоционального интеллекта на причины проблем, на принимаемые решения и, в целом, на результаты бизнеса.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1) Общие принципы отечественной психологии: принцип
системности, принцип детерминизма, личностно-деятельностный подход, субъектно-деятельностный подход.
2) Отечественные и зарубежные подходы к изучению интеллекта, эмоционального интеллекта (Г. Гарднер, Д. Гоулман, Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Р. Робертс, Дж. Мэттьюис, М. Зайднер, И.Н. Андреева, Л.Д. Камышникова, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, Е.А. Сергиенко, Д.В. Ушаков).
3) Теория черт предпринимателей (В.В. Новиков, В.В. Марченко, А.Е. Чирикова, А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, С.К. Рощин, В.Н. Панфёров, О.С. Дейнека, Е.Б. Филинкова, А.Н. Чиликин, М. Фрезе, Е.К. Завьялова, С.Т. Посохова, О.И. Титова).
4) Отечественные и зарубежные исследования психологических особенностей предпринимательской деятельности и личности предпринимателя (М. Вебер, П. Друкер, М. Кассон, А. Коул, М. Питерс, Ф. Тоссит, Ф. Хайек, Р. Хизрич, Й. Шумпетер, Б. Карлофф, Л.И. Абалкин, Г.С. Дулина, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев, Т.И. Заславская, Е.К. Завьялова, А.Б. Купрейченко, А.Е. Назаров, Э.З. Омаров, В.П. Позняков, С.Т. Посохова, С.К. Рощин, Ю.О. Сливницкий)
Цель работы - определить место эмоционального интеллекта в оценке успешности предпринимательской деятельности.
Для реализации заданной цели были поставлены следующие задачи:
1) Провести теоретический анализ концепций и теорий интеллекта, эмоционального интеллекта.
2) Изучить теоретические положения о сущности и особенностях предпринимательской деятельности и критериях её успешности.
3) Провести оценку объективных и субъективных критериев успешности предпринимательской деятельности.
4) Провести оценку уровня эмоционального интеллекта предпринимателей.
5) Провести анализ показателей уровня эмоционального интеллекта как фактора успешности предпринимательской деятельности.
6) Разработать программу развития эмоционального интеллекта в контексте предпринимательской деятельности.
Объект исследования - эмоциональный интеллект.
Предмет исследования - эмоциональный интеллект как фактор успешности предпринимательской деятельности.
Выборку исследования составило 74 предпринимателя, в возрасте от 24 до 52 лет, являющихся владельцами малого и среднего бизнеса.
Основная гипотеза исследования: эмоциональный интеллект является одним из факторов успешности предпринимательской деятельности.
Частные гипотезы исследования: 1) чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больше развиты управленческие компетенции предпринимателя; 2) чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем в большей степени развиты коммуникативные и организаторские способности; 3) чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем в большей степени выражена мотивация на успех; 4) существующие различия в выраженности показателей эмоционального интеллекта у предпринимателей с разной эффективностью предпринимательской деятельности.
Методы:
1) Теоретический анализ литературы.
2) Психодиагностические методы (Тест эмоционального интеллекта Н. Холла в адаптации Е. П. Ильина; Методика «Оценка мотивации на успех» Г.В. Резапкиной; Методика «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского и В.А. Федорошина (КОС); Метод оценки персонала «Оценка 360 градусов» Т. Кобуза).
3) Математические методы (описательная статистика, факторный анализ) - c помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistic 22.
Теоретическая значимость исследования заключается в конкретизации понятий эмоционального интеллекта, предпринимательской деятельности и критериев её успешности...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы «Эмоциональный интеллект как фактор успешности предпринимательской деятельности», целью которой является определение места эмоционального интеллекта в оценке успешности предпринимательской деятельности, были решены следующие задачи:
Проведён теоретический анализ литературных источников, позволяющий сделать выводы о том, что в отечественной науке также, как и в зарубежной выделяется множество подходов к пониманию, содержанию и структуре интеллекта. Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру: интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход); интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход); интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход); интеллект как продукт целенаправленного обучения (педагогический подход); интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход); интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход); интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход); интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).
В зависимости от сферы развития способностей выделяется несколько видов интеллекта. В частности, выделяются такие виды как: вербальный, музыкальный, логико-математический, пространственный, телесно­кинестетический, личностные интеллекты (внутриличностный и межличностный), а также эмоциональный интеллект, как способность воспринимать, распознавать и управлять собственными и чужими эмоциями.
В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена; некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. В. Люсина. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.
Изучены теоретические положения о сущности и особенностях предпринимательской деятельности и критериях её успешности. Так, предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную, осуществляемую на собственный риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, что делает данный вид деятельности в высокой степени подвергнутым влиянию личностных особенностей человека, её осуществляющего.
Тогда как успешность предпринимательской деятельности находится под влияем множества факторов и выявляется посредствам изучения многих критериев. К факторам успешности предпринимательской деятельности можно отнести как внешние или средовые факторы, так и внутренние факторы или особенности личности предпринимателя. К основным внутренним факторам успешности предпринимателя можно отнести его предпринимательский потенциал, который является совокупностью эмоционально-волевых, коммуникативных и когнитивных качеств человека.
Эмоциональный интеллект выступает как один из субъективных факторов успешности предпринимательской деятельности, как умение взаимодействовать с окружающими на разных уровнях; как способности воспринимать, распознавать и управлять собственными и чужими эмоциями.
Проведена оценка объективных и субъективных критериев успешности предпринимательской деятельности. К субъективным критериям отнесены уровни развития основных управленческих компетенций, оценка которых показала, что данные компетенции в целом по выборке развиты на среднем уровне, а также организаторские и коммуникативные способности, компетенция, соответствующая способности управлять текущей работой, развиты на уровне ниже среднего. То есть предприниматели выборки могут в ряде ситуаций быть не способны организовать деятельности других людей, в том числе коллектива в процессе деятельности предприятия. Данные результаты могут быть связаны со спецификой личности предпринимателей, их индивидуалистичным стилем профессиональной деятельности. То есть респонденты могут быть специалистами в своей области, стремится к совершенствованию деятельности, но при этом выступать в роли формальных лидеров в организации, тогда как управление коллективом делегировано иным сотрудникам.
Проведено психодиагностическое исследование с целью оценки уровня эмоционального интеллекта предпринимателей, результаты которого говорят о том, что большинство предпринимателей выборки обладают средним показателем эмоционального интеллекта и его составляющих, развитыми коммуникативными способностями, позволяющими выстраивать
эффективное взаимодействие...


1. Авакова Э. Б. Проявление эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности менеджера / Э. Б. Авакова // Управление персоналом ученые записки. Под ред. В.К. Потемкина; Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербургская академия управления персоналом. - СПб. - 2013. - C.104-111.
2. Аверченко Л.К. Эмоциональный интеллект как управленческая компетенция / Л.К. Аверченко // Философия образования. - 2012. - № 6 (45). - С. 244-250.
3. Авраменко В. Г. Роль эмоционального интеллекта в разрешении
организационных конфликтов / В. Г. Авраменко, Д. В. Наумова // Социально­экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском
психологопедагогическом университете. Под общей редакцией М.Г. Ковтунович. - 2013. - С. 90-100.
4. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - №1. - С. 15-21.
5. Александрова Н. П. Эмоциональная саморегуляция и личностные факторы стрессоустойчивости / Н. П. Александрова, Е. Н. Богданов // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 1. - С. 22-30.
6. Ангел О. Ю. Технология успеха в профессиональной деятельности / О. Ю. Ангел, К. Г. Малова // Научный альманах. - 2015. - № 11-5 (13). - С. 100-102.
7. Андреева И. Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 83-95.
8. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации / И. Н. Андреева // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям; под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова.
• М. - 2009. - 351 с.
9. Арзамасцева К. А., Павлюкевич М. П. Наиболее значимые качества сотрудников в условиях становления инновационной экономики / К. А. Арзамасцева, М. П. Павлюкевич // Вестн. Омск. ун-та. Сер. Экономика. - 2009. - № 2. - С. 26-30.
10. Бабаева Ю. Д. и др. Эмоции и проблемы классификации видов мышления / Ю. Д. Бабаева [и др.] // Вестник МГУ. Сер. 14., Психология. - 1999. - № 2. - С. 91-96.
11. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность / Н. А. Батурин, Л.Г. Матвеева // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. - 2009. - № 42. - С. 4-10.
12. Бебешина И. В. Применение теории множественного интеллекта в учебном процессе / И. В. Бебешина // Научный альманах. - 2015. - № 11-2 (13).
• С. 49-51.
13. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством: дис. канд. псих. наук: 19.00.01 / О. В. Белоконь; Российский государственный гуманитарный университет. - Москва, 2008. - 163 с.
14. Белоконь О.В. Эмоциональный интеллект и феномен лидерства: эксперимент «строим вместе» / О. В. Белоконь // Журнал Высшей школы экономики. - 2008. - №3. - С.137-144.
15. Бородай В.А. Специфика стабильности уровня эмоционального интеллекта топ-менеджеров сервисных компаний / В. А. Бородай // Экономические исследования и разработки. - 2019. - № 8. - С. 32-37...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ