Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ КОМПАНИИ

Работа №101602

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы24
Год сдачи2011
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
2. ОСНОВНЫЕ НАУЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы исследования. Обострение конкурентной борьбы в условиях глобализации социально-экономических, политических и культурных процессов в мире выдвигает в качестве приоритетной задачи менеджмента обеспечение конкурентоспособности предприятий. Ранее рост уровня конкурентоспособности и эффективности компании связывали прежде всего с технической и технологической модернизацией. В современных рыночных условиях основным конкурентным преимуществом компании является эффективное использование человеческого капитала, в первую очередь, молодежи, являющейся главным носителем инновационного потенциала развития.
Президент Российской Федерации Д. Медведев во вступительном слове на заседании Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации» 17.07.2009 сказал: «Без участия молодежи в инновациях мы не сможем создать то самое новое технологическое общество, к которому мы так стремимся» .
Экономическая обоснованность включения в общую систему управления персоналом организации системы работы с молодыми специалистами продиктована наличием угроз для процесса эффективного формирования человеческого капитала, а именно:
- близкая к критической демографическая ситуация в стране (сокращение совокупного предложения на рынке труда из -за снижения численности населения в трудоспособном возрасте - за 2007-2020 годы более чем на 10 %; сокращение предложения на рынке труда - на 6,7 % в год в 2011-2015 годы и на 7,5 % в 2016-2020 годы) ;
- состояние рынка труда (прямые потери и неэффективное использование: общее состояние здоровья молодежи, вредные привычки, высокая преждевременная смертность, преступность; координация между рынком образования и рынком труда; мобильность на рынке труда) 3.
В настоящее время в России существует достаточно много крупных компаний (ОАО «РЖД», Газпром, Трансгаз, Ростелеком, Росгосстрах, РАО «ЕЭС России», Сбербанк и другие), доказавших свою конкурентоспособность на рынке труда и аналогичных по следующим факторам: размеры (количество работников и обороты); наличие разветвленной филиальной сети (на всей территории России, включая как мегаполисы, так и поселки); специфика работы (клиенты - население и большое количество юридических лиц). Приоритетом кадровой политики вышеназванных компаний становится ориентация на привлечение молодых специалистов и специалистов востребованных профессий.
Несмотря на то что экономическая действительность диктует необходимость организации системной работы с молодежью как одного из основных факторов роста компаний, на практике преимущественно используются только отдельные направления данной работы, что является общей проблемой. Недостаточен и вклад экономической науки в теоретическое обоснование данного направления работы с персоналом.
Вышеизложенное определяет актуальность разработки методического инструментария организации системы работы с молодыми специалистами как стратегическим ресурсом компании, направленного на повышение ее эффективности и учитывающего изменения как во внешней, так и во внутренней среде компании.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы работы с молодыми специалистами - область, которая недостаточно освещена как в российских, так и зарубежных исследованиях. При наличии достаточного количества исследований, отражающих отдельные аспекты работы с молодыми специалистами (вопросы молодежной политики; адаптации, мотивации, повышения трудовой активности молодых специалистов), практически нет исследований, рассматривающих данную проблему целостно в экономической плоскости.
Проблема совершенствования системы работы с молодыми специалистами компании потребовала обращения к нескольким группам научных источников.
Большой вклад в разработку теоретических аспектов управления экономическими системами разных уровней внесли ученые, представляющие различные экономические школы и направления: Л.И. Абалкин, С.Ю. Глазьев, Дж. Гэлбрейт, Г.Б. Клейнер, Д.С. Львов, К. Маркс, А. Маршалл, А.И. Татаркин, Ф. Тейлор, В.П. Чичканов, Е.Г. Ясин.
Среди авторов, внесших существенный вклад в разработку проблем по управлению персоналом, выделим Т.Ю. Базарова, В.Н. Белкина, Б.М. Генкина, В.П. Горшенина, А.В. Давыдова, А.П. Дементьева, Г. Десслера, А.П. Егоршина, П.В. Журавлева, С.А. Карташова, А.Я. Кибанова, К.А. Кирсанова, Е.В. Маслова, Ю.Г. Одегова, Р.А. Яковлева, С.В. Шекшню.
Подсистема управления персоналом относится к многопредметной сфере исследования, входящей в круг интересов ученых различных направлений, что является основой для взаимодополнения их выводов. Проблемы психологии труда нашли отражение в работах Б.Г. Ананьева, М. Армстронга, Т.С. Кабаченко, Е.А. Климова, А.Н. Леонтьева, А. Маслоу, Д. Уитмора, В. Шелктона. В области социологии труда отметим исследования М.К. Горшкова, А.В. Дорина, Т.И. Заславской, А.И. Кравченко, Л.В. Корель, Ю.А. Левады, Н.И. Шаталовой.
Большой вклад в изучение особенностей управления персоналом в железнодорожной отрасли внесли В.А. Антропов, В.Н. Глазков, Б.И. Колесников, Б.А. Левин, В.С. Паршина, Ю.А. Пикалин, С.В. Рачек.
Изучению трудовых проблем молодежи посвящены труды отечественных ученых Я.У. Астафьева, И.В. Бестужева-Лады, В.Н. Боряза, Л.В. Вандышева, Ю.Р. Вишневского, В.В. Выборнова, Я.В. Дидковской, Е.А Дунаевой, И.К. Золотовой, А.Э. Зуева, И.М. Ильинского, Е.П. Ильясова, Д.А. Карпенко, В.Т. Лисовского, А.Л. Темницкого, В.Т. Шапко.
Молодые специалисты как специфическая категория человеческих ресурсов рассматриваются в трудах Б.З. Докторова, И.С. Кона, Е.Л. Омельченко, С.В. Рязановой.
В теоретическом плане до сих пор остаются нерешенными вопросы системной работы с молодыми специалистами как специфической категории человеческих ресурсов, вовлеченных в активную трудовую деятельность, направленную на получение экономического результата.
Нерешенность перечисленных проблем определила постановку цели и задач исследования, выбор его объекта и предмета.
Объект исследования - молодые специалисты железнодорожной отрасли как специфическая категория человеческих ресурсов.
Предмет исследования - социально-экономические отношения и связи, возникающие при функционировании и совершенствовании системы работы с молодыми специалистами компании.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретико-методических основ организации системы работы с молодыми специалистами как стратегическим ресурсом и долгосрочным активом компании, создание на их основе методов и способов работы с молодыми специалистами.
Для достижения цели поставлены следующие задачи.
1. Развить теоретические основы и понятийный аппарат работы с молодыми специалистами компании.
2. Определить основополагающие факторы системы работы с молодыми специалистами компании.
3. Разработать методический инструментарий организации работы с молодыми специалистами как стратегическим ресурсом компании.
4. Разработать методику оценки социально-экономической эффективности функционирования системы работы с молодыми специалистами.
Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили научные труды и работы прикладного характера отечественных и зарубежных авторов по экономической теории, экономике предприятия, экономике труда, теории систем, управлению человеческими ресурсами, современному менеджменту, работе с молодежью, в том числе с молодыми специалистами.
Основными методами исследования явились методы научного познания, прежде всего, методы системного и сравнительного анализа, анкетные опросы, наблюдения, интервьюирование, экспертные опросы, эксперименты.
Информационной базой исследования, обеспечивающей достоверность выводов, явились монографии, публикации в отечественных и зарубежных изданиях, законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов РФ, ОАО «Российские железные дороги» и других компаний, массив социологической и статистической информации по вопросам работы с молодыми специалистами, материалы корпоративной отчетности, материалы сайтов в сети Интернет, результаты собственных исследований, анкетирований, опросов молодых специалистов, работников кадровых подразделений предприятий отрасли железнодорожного транспорта.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретико-методических основ организации системы работы с молодыми специалистами как стратегическим ресурсом и долгосрочным активом компании, в создании на их основе методов и способов работы с молодыми специалистами.
Автором получены следующие результаты, соответствующие формуле специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» пас-порта номенклатуры специальностей научных работников Высшей аттестационной комиссии Российской Федерации (далее - специальность 08.00.05 паспорта ВАК), определяющие новизну работы и являющиеся предметом защиты.
1. Развиты и дополнены теоретические основы работы с молодыми специалистами: уточнено понятие «молодые специалисты»; введено в научный оборот понятие «внутрикорпоративная карьера»; на основе развитого понятийного аппарата разработана концепция работы с молодыми специалистами компании в условиях рыночных отношений, опирающаяся на выявленные специфические характеристики молодых специалистов и рассматривающая их как наиболее активное звено в цепочке воспроизводства трудовых ресурсов (пункты 5.3, 5.4 специализации «Экономика труда» специальности 08.00.05 паспорта ВАК).
2. Определены основополагающие факторы системы работы с молодыми специалистами компании, анализ которых позволяет устанавливать основные направления совершенствования системы работы с ними (пункты 5.4, 5.7 специализации «Экономика труда» специальности 08.00.05 паспорта ВАК).
3. Разработан, обоснован и апробирован методический инструментарий организации системы работы с молодыми специалистами как стратегическим ресурсом компании, в том числе обоснована необходимость выведения на аутсорсинг этапа допроизводственной адаптации молодых специалистов (пункты 5.4, 5.7 специализации «Экономика труда» специальности 08.00.05 паспорта ВАК).
4. Предложена авторская методика оценки социально-экономической эффективности системы работы с молодыми специалистами, основанная на целевом подходе и предоставляющая возможность прогнозирования изменения эффективности функционирования системы работы с молодыми специалистами при изменении различных направлений работы с молодыми специалистами, что позволит правильно принимать управленческие решения (пункт 5.4 специализации «Экономика труда» специальности 08.00.05 паспорта ВАК).
Практическая значимость и апробация работы заключается в разработке и апробировании методического инструментария для повышения эффективности работы с молодыми специалистами.
Результаты работы автора нашли практическое применение в деятельности Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» (современные персонал-технологии адаптации молодых специалистов и управления внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов).
Автором разработаны нормативные документы Свердловской железной дороги, в частности, Руководящий документ «Система работы с молодыми специалистами. Основные положения»; Положение об Адаптационном центре Свердловской железной дороги; Положение о формировании и подготовке молодежного резерва кадров «Золотая сотня»; Кодекс корпоративной культуры молодых работников Свердловской железной дороги. Внедрение результатов работ документально подтверждено актами и информационными листками о передовом производственном опыте.
Теоретические положения и практические результаты исследования применимы в преподавании вузовских дисциплин «Управление персоналом», «Менеджмент», а также при проведении курсов повышения квалификации для работников компаний.
Результаты исследования докладывались и обсуждались на двенадцати конференциях различного уровня, в том числе на трех международных, семи всероссийских и двух региональных: Всероссийская научно-техническая конференция, посвященная 130-летию Свердловской железной дороги (г. Екатеринбург, 2008 г.), XII международная конференция «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования» (г. Екатеринбург, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальные практики современной молодежи: поиск новых идентичностей» (г. Барнаул, 2009 г.), Международная научно-практическая конференция «Профильное и профессиональное обучение: преемственность в работе по подготовке кадров для железнодорожного транспорта» (г. Екатеринбург, 2009 г.), научно-практическая конференция «Инновации на транспорте: наука, практика, образование» (г. Екатеринбург, 2009 г.), Всероссийская научно-техническая конференция «Развитие механизма стратегического антикризисного управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации» (г. Пермь, 2009 г.), V Всероссийская научно-техническая конференция «Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций» (г. Екатеринбург, 2009 г.), Всероссийская научно-практическая конференция преподавателей с международным участием «Актуальные проблемы экономики и управления современной России» (г. Пермь, 2009 г.), II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы молодежи на рынке труда» (г. Екатеринбург, 2009 г.), Региональная научно-техническая конференция «Молодые ученые - транспорту» (г. Екатеринбург, 2010 г.), Международная научно-практическая конференция «Реформе российского образования - профессиональную направленность» (г. Екатеринбург, 2010 г.), VI Всероссийская научно-практическая конференция «Подготовка кадров для молодежной политики в условиях инновационной стратегии развития страны и регионов» (г. Новосибирск, 2010 г.), а также на научно-технических советах Свердловской железной дороги (2007¬2010 годы).
Основные положения диссертации нашли отражение в 19 публикациях, общим объемом 12,24 п.л. (авторских - 8,51 п.л.), в том числе опубликовано 4 статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК.
Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 183 наименований и 11 приложений. Работа изложена на 178 страницах основного текста и содержит 20 таблиц, 38 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, сформулированы основные элементы научной новизны и подтверждена практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы системы работы с молодыми специалистами» дополнен и обоснован понятийно-терминологический аппарат проблемы исследования. Развито определение понятия «молодые специалисты», дано авторское определение понятию «работа с молодыми специалистами». Рассмотрены теоретико-методические основы системного обеспечения эффективной работы с молодыми специалистами. Сформулировано определение понятия «система работы с молодыми специалистами». Разработана концепция работы с молодыми специалистами компании в условиях рыночных отношений, обосновано место подсистемы работы с молодыми специалистами в общей социально-экономической системе организации. Определены основополагающие факторы системы работы с молодыми специалистами компании, анализ которых позволяет определять основные направления совершенствования системы работы с ними. Обобщен, систематизирован и проанализирован опыт работы с молодыми специалистами в современных организациях, в том числе в железнодорожных компаниях постиндустриальных стран.
Во второй главе «Система работы с молодыми специалистами в железнодорожной отрасли» проанализированы изменения подходов к работе с молодыми специалистами в ОАО «РЖД» в ходе реформирования железнодорожной отрасли. Определены области функционирования, совершенствования и разработки системы работы с молодыми специалистами в железнодорожной отрасли, а также обоснована необходимость первоочередного направления усилий по совершенствованию работы с молодыми специалистами в двух направлениях: обеспечение эффективной адаптации молодых специалистов и управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов. Определены особенности молодых специалистов как специфической категории человеческих ресурсов. Введено понятие «внутрикорпоративная карьера». На основе анализа должностных продвижений руководителей железной дороги предложен авторский вариант этапов внутрикорпоративной карьеры молодого руководителя.
В третьей главе «Совершенствование системы работы с молодыми специалистами в железнодорожной отрасли» на основе развития теоретико-методических основ разработано методическое обеспечение эффективной адаптации и управления внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов. Представлены итоги апробации предложенных методик на Свердловской железной дороге. Результаты статистического анализа, экспертных опросов и анкетирования молодых специалистов подтвердили целесообразность системного подхода к работе с молодыми специалистами, а также правильность выбора двух приоритетных направлений совершенствования работы с молодыми специалистами. Подтверждена необходимость создания единой структуры, в функционал которой входит решение вопросов адаптации молодых работников . Обоснована необходимость выведения на аутсорсинг этапа допроизводственной адаптации молодых специалистов. Даны результаты мониторинга имеющихся на железной дороге персонал-технологий трудовой адаптации и управления внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов ОАО «РЖД» и железной дороги, проведена их систематизация, разработаны недостающие персонал-технологии.
На основе авторской методики оценки социально-экономической эффективности функционирования системы работы с молодыми специалистами рассчитана социально-экономическая эффективность функционирования системы работы с молодыми специалистами на железной дороге по итогам 2006 и 2009 годов.
В заключении сформулированы основные выводы и предложения по совершенствованию системы работы с молодыми специалистами компании.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Дмитренко Н.В. Системный подход к работе с молодыми специалистами [Текст] / Н.В. Дмитренко // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. № 4 (23). 2009. С. 68-71. (0,3 п.л.)
2. Дмитренко Н.В. Управление внутрикорпоративной карьерой молодых специалистов [Текст] / В.А. Антропов, Н.В. Дмитренко // Научные ведомости Белгородского государственного университета. История. Политика. Экономика. Информатика. № 1 (72). 2010. Вып. 13/1. С. 50-56. (0,56 / 0,5 п.л.)
3. Dmitrenko N.V. Development of innovative potential of companies on the basis of systematic work with young experts [Текст] / V.A. Antropov, N.V. Dmitrenko // Экономика региона. № 3 (23). 2010. С. 263-266. (0,42 / 0,38 п.л.)
4. Дмитренко Н.В. Теоретико-методологические основы работы с молодыми специалистами [Текст] / В.А. Антропов, Н.В. Дмитренко // Вестник УГТУ-УПИ. № 6. 2010. С. 142-151. (0,73 / 0,65 п.л.)
Статьи в российских изданиях; труды и материалы международных,
всероссийских и региональных конференций
5. Дмитренко Н.В. Молодые специалисты как инновационный потенциал развития организации. Препринт / Н.В. Дмитренко, В.А. Антропов. Екатеринбург : УрГУПС, 2010. 48 с. (2,8 / 2,0 п.л.)
6. Адаптационный курс молодого работника Свердловской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Екатеринбург : Свердловская железная дорога - фили-ал ОАО «РЖД», 2009. 58 с. (5 соавторов). (3,9 / 1,4 п.л.)
7. Дмитренко Н.В. Совершенствование системы работы с молодыми работниками Свердловской железной дороги с применением методов нематериальной мотивации с целью снижения текучести [Текст] / Н.В. Дмитренко // Транспорт, наука, бизнес: проблемы и стратегия развития : матер. Всерос. науч.-технич. конф., посвященной 130-летию Свердловской железной дороги. Екатеринбург : УрГУПС, 2008. С. 142-143. (0,1 п.л.)
8. Дмитренко Н.В. Корпоративная культура как инновационный механизм управления молодыми специалистами [Текст] / Е.Ф. Власова, Н.В. Дмитренко // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования : матер. XII междунар. конф. Екатеринбург : Минитиполаборатория факультета политологии и социологии УрГУ, 2009. Ч. 1. С. 39-41. (0,26 / 0,13 п.л.)
9. Дмитренко Н.В. Роль паспорта специалиста в реализации молодежной политики Свердловской железной дороги [Текст] / Н.В. Дмитренко, Т.Б. Марущак // Социальные практики современной молодежи : матер. Всерос. науч.-практич. конф. с международным участием. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. С. 120-121. (0,14 / 0,1 п.л.)
10. Дмитренко Н.В. Формирование «проактивного ядра» управления молодых работников Свердловской железной дороги [Текст] / Н.В. Дмитренко // Профильное и профессиональное обучение: преемственность в работе по подготовке кадров для железнодорожного транспорта : матер. междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург : УрГУПС, 2009. Вып. 78 (161). С. 42-44. (0,11 п.л.)
11. Дмитренко Н.В. Совершенствование молодежной политики Свердловской железной дороги [Текст] / Н.В. Дмитренко // Молодые ученые - транспорту- 2009: сб. науч. тр.: в 3-х ч. Екатеринбург : УрГУПС, 2009. Ч. 3. С. 54-63. (0,44 п.л.)
12. Дмитренко Н.В. Обеспечение компании человеческими ресурсами в период спада объемов работы [Текст] / Н.В. Дмитренко // Развитие механизма стратегического антикризисного управления корпоративными образованиями и региональная промышленная политика: проблемы и инновации : матер. Всеросс. на-уч.-практич. конф. Пермь, 2009. С. 203-207. (0,43 п.л.)
13. Дмитренко Н.В. Системное взаимодействие работодателей с университетскими комплексами железнодорожного транспорта [Текст] / Н.В. Дмитренко // Образование в регионах России: научные основы развития и инноваций : матер. V Всерос. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2009. Ч. 3. С. 26-28. (0,13 п.л.)
14. Дмитренко Н.В. Повышение эффективности работы с молодежным резервом кадров [Текст] / Н.В. Дмитренко // Актуальные проблемы экономики и управления в современном обществе : матер. третьей международ. ежегодной на- уч.-практич. конф. Пермь, 2009. С. 86-88. (0,31 п.л.)
15. Дмитренко Н.В. Молодежь - стратегический ресурс и долгосрочный актив компании [Текст] / Д.В. Берсенев, Н.В. Дмитренко // Промышленная политика в Российской Федерации. 2009. № 10-12. С. 60-64. (0,38 / 0,32 п.л.)
16. Дмитренко Н.В. Современные персонал-технологии трудовой адаптации молодых специалистов [Текст] / Н.В. Дмитренко // Актуальные проблемы молодежи на рынке труда : сб. тез. II Всеросс. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 2009. Ч. 2. С. 75-82. (0,5 п.л.)
17. Дмитренко Н. Адаптация - это творчество. Из практики Свердловской железной дороги [Текст] / Д. Попович, Н. Дмитренко // Служба кадров и персонал. 2010. № 5. С. 65-68. (0,17 / 0,15 п.л.)
18. Дмитренко Н.В. Опыт индустриально-развитых стран в подготовке молодых кадров для железнодорожного транспорта [Текст] / Н.В. Дмитренко // Ре-форме российского образования - профессиональную направленность (матер. Междунар. науч.-практич. конф.) : сб. науч. тр. Екатеринбург : УрГУПС, 2010. Вып. 85 (168). С. 36-41. (0,3 п.л.)
19. Дмитренко Н.В. Административно-правовое и организационно-методическое обеспечение работы с молодыми специалистами в условиях реализации стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года [Текст] / Н.В. Дмитренко // Управление персоналом в инновационной среде : сб. науч. ст. / под ред. Н.И. Шаталовой. Екатеринбург : УрГУПС, 2011. Вып. 87(170). С. 69-74. (0,26 п.л.)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ