Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвокультурные и концептуальные особенности дискурса блюза (на материале песен 60-80-х годов)

Работа №101599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы74
Год сдачи2017
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПТ КАК ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 5
1.1 Лингвокультура как средство формирования языковой картины
мира 5
1.2 Роль лингвокультурного фактора в формировании концептов 10
ГЛАВА 2. ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ КОНЦЕПТЫ ДИСКУРСА БЛЮЗА .24
2.1 Моделирование концептов «Любовь», «Блюз», «Напрасная любовь»,
«Путешествие», «Секс», «Расставание», «Смерть» 24
2.2 Лингвокультурные особенности концептов «Любовь», «Блюз»,
«Напрасная любовь», «Путешествие», «Секс», «Расставание», «Смерть» в дискурсе блюза 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 46
ПРИЛОЖЕНИЕ

Современная лингвистика состоит в том, что язык рассматривается не в самом себе, он представлен в позиции его участия в познавательной деятельности человека. Язык - вербальная сокровищница нации, он отражает культуру определённой страны. Также язык служит для того, чтобы передать мысль, он упаковывает её в некую языковую структуру. Каждое языковое высказывание является неким кодом, который должен быть правильно декодирован. Именно для этого в современной лингвистике активно развивается исследование концепта.
Исследования концепта является одним из ведущих исследований в современной лингвистике. Данное понятие позволяет нам рассматривать закономерности происхождения языка, сознания и культуры с разных позиций. Понятие концепта широко используется филологами, лингвистами, когнитологами.
Язык и культура тесно связаны, в языке отражаются культурные особенности той или иной нации. Тесная связь языка и культуры изучается в лингвокультурологии.
Исследуя концепт, мы можем увидеть каким образом формировалось представление о том или ином фрагменте действительности. В данном исследовании рассматриваются лингвокультурные и концептуальные особенности англоязычного блюза.
Актуальность данного исследования заключается в том, что именно описание концептов позволяет проследить процесс форматирования англоязычного блюза как культурного пласта заданной эпохи и проанализировать его как фрагмент языковой картины мира.
Объектом исследования являются тексты англоязычного блюза шестидесятых - восьмидесятых годов.
Предметом исследования выступают концептуальные и лингвокультурные особенности, присущие данным текстам.
Цель нашей работы заключается в том, чтобы выявить концептуальные и лингвокультурные особенности англоязычного дискурса блюза шестидесятых - восьмидесятых годов, для понимания содержащихся в них ценностных и прагматических компонентов, которые, в свою очередь, помогают понимать целостную языковую картину мира. Для реализации заданной цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить понятие лингвокультуры, как средство формирования языковой картины мира
• Рассмотреть роль лингвокультурного фактора в исследовании концептов
• Провести моделирование ведущих концептов дискурса англоязычного блюза 60-80-х годов
• Выявить лингвокультурные особенности данных концептов
Для решения поставленных задач потребовалось комплексное применение следующих методов: метод семантического анализа, метод концептуального анализа, метод анализа дискурса, сопоставительный анализ, метод количественного анализа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев концепт как лингвокультурный феномен, мы пришли к выводу о том, что концепт формируется в сознании человека и охватывает все его окружение. Лингвокультура выступает основным средством формирования языковой картины мира, которая формируется за счет окружения человека. Также мы выяснили, что языковая картина мира определяет мышление и поведение индивида, таким образом человек смотрит на мир сквозь призму своего языка, что является определенным способом концептуализации действительности, то есть формирует концепты.
Во второй главе нашего исследования мы провели моделирование ведущих концептов дискурса блюза, таких как: «Любовь», «Блюз», «Напрасная любовь», «Путешествие», «Секс», «Расставание», «Смерть» и нами было выявлено, что является наиболее и наименее значимым для носителей культуры той эпохи. Становится ясно, что для дискурса блюза «Любовь», «Напрасная любовь», «Секс» и «Расставание» означают чувство любви, как высшее чувство с разными оттенками, «Блюз» означает музыкальное направление, а также мифический перекресток. «Путешествие» ассоциируется с поездками по разным городам, а «Смерть» включает в себя религиозную составляющую. Также, мы выявили лингвокультурные особенности данных концептов, что позволило нам определить ценностные компоненты, такие как: «Духовность», «Нематериальность», «Высшее чувство», «Блюз», «Перекресток», «Дом», «Чикаго», «Калифорния», «Америка», «Дороги», «Небоскребы», «Музыкальные автоматы», «Секс», «Девушки», «Рай», «Ад», «Религия», которые составляют культурный кластер, выраженный в дискурсе блюза 60-80-х годов.



1. Артемьева Е.Ю. Лингвокультурная составляющая современного политического процесса: Автореф. - Н. Новгород, 2003.
2. Арутюнова Н.Д. Дискурс. - Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
3. Аскольдов С.А. Концепт и слово. -М., 1997. -279 с.
4. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. -М., 1996. -104 с.
5. Баранов А.Н., Плунгян В.А., Рахилина Е.В., Кодзасов С.В. Путеводитель по дискурсивным словам русского языка. М., 1993
6. Борботько В.Г. Элементы теории дискурса. - Грозный: Изд-во Чечено-Ингуш. гос. ун-та, 1981. - 113 с.
7. Ван Дейк Т.А. К определению дискурса. - Л.: Сэйдж пабликэйшнс, 1998. - 384 с.
8. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. -М.: Языки славянской культуры, 2001. -288 с.
9. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. -М.: Языки славянской культуры, 1999. -791 с.
10. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. -М., 1997
11. Григорьев, А.А. Концепт и его лингво-культурологические
составляющие. - М., 2006 - С. 64-76.
12. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. -М: Перемена, 2002. - 477 с.
13. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты. Дискурс. - М.: Гнозис, 2004. - 390 с.
14. Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.
15. Карасик, В.И. Иная ментальность. - М.: Гнозис, 2005. - 352 с.
16. Лихачёв Д.С. Концептосфера русского языка. -М., 1997. -287 с.
17. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1975.
18. Ляпин С.Х. Концептология. Архангельск, 1997. С. 11-35
19. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. - М.: Флинта: Наука, 2006. - 296 с.
20. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. -М: Тетра Системс, 2004. - 256 с.
21. Маслова В.А. Лингвокультурология. - М., 2001.
22. Николаева Т.М. Краткий словарь терминов лингвистики. - М.:
Прогресс, 1978. - 480 с.
23. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. -М.: АСТ: Восток-Запад, 2010. - 314 с.
24. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. - М., 2006, С. 24
25. Слышкин, Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. - Волгоград: Перемена, 2004. - 340 с.
26. Соломоник, А. Семиотика и лингвистика. - М.: Молодая гвардия, 1995.
27. Степанов Ю.С. Альтернативный мир, Дискурс, Факт и принцип Причинности // Язык и наука конца XX века: Сб. ст. / Под ред. Ю.С. Степанова. - М.: РГГУ, 1995. - 362 с.
28. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. -М: Академический проект, 2001. - 590 с.
29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. -М.: Слово, 2000. - 146 с.
30. Хромов, С.С., Жданова Е.В. Общее языкознание: лекции. - М.: Центр ЕАОИ, 2011 - 252 с.
31. Межуев В. М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 408 с.
32. Бархударов Л.С. Язык и перевод. - М., 1975.
33. Борботько В.Г. Общая теория дискурса (принципы формирования и смыслопорождения). Краснодар, 1998.
34. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). — М., 1997.
35. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. - М., 1971
36. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. В поисках новых путей
развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих
тактик. — М.,1999. - 84 с.
37. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1998.
Электронные ресурсы
38. URL:// http://song-story.ru/tears-heaven-clapton/ (дата обращения
5.04.16)
39. URL:// http://www.amalgama-lab.Com/songs/e/eric_clapton/ (дата
обращения 5.04.16)
40. URL://http://dictionary.cambridge.org (дата обращения 25.05.17)
41. URL://http://en.oxforddictionaries.com (дата обращения 25.05.17)
42. URL ://http ://www. amalgama-lab. com/songs/b/b_b_king/ (дата
обращения 5.04.16)
43. URL://http://www.amalgama-lab.com/songs/b/beatles/ (дата обращения 5.04.16)
44. URL ://http ://www. amalgama-lab. com/songs/c/chuck_berry (дата
обращения 5.04.16)
45. URL ://http ://www. amalgama-lab. com/songs/l/led_zeppelin/ (дата
обращения 5.04.16)
46. URL ://http ://www. amalgama-lab. com/songs/r/rolling_stones/ (дата
обращения 5.04.16)
47. URL ://http ://www. amalgama-lab. com/songs/w/willie_dixon/ (дата
обращения 5.04.16)
48. URL ://http ://www. spletnik. ru/blogs/govoryat_chto/22419_gorodskie_leg endy_blyuz_na_perekrestke (дата обращения 5.04.16)
49. URL://https://www.merriam-webster.com (дата обращения 25.05.17)
50. URL: http: //altwall. net/texts. php? show=robertj ohnson (дата обращения 5.04.16)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ