1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
ВЫГОРАНИЯ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ 8
1.1. Эмоциональное выгорание работников в сфере фитнеса 8
1.1.1. Понятие о синдроме эмоционального выгорания 8
1.1.2. Концептуальные модели эмоционального выгорания 12
1.1.3. Причины и последствия эмоционального выгорания 15
1.1.4. Синдром эмоционального выгорания у женщин 20
1.1.5. Синдром эмоционального выгорания у тренеров в сфере фитнеса 21
1.2. Эмоциональный интеллект в сфере профессиональной деятельности 23
1.2.1. Понятие об эмоциональном интеллекте в психологии 23
1.2.3. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и коммуникативных навыков 34
1.2.4. Эмоциональный интеллект в профессиональной деятельности 35
1.2.5. Изучение эмоционального интеллекта в сфере фитнеса 36
1.3. Выводы на основе результатов полученных в первой главе 37
МЕТОДЫ И ДИЗАЙН ИССЛЕДОВАНИЯ 40
2.1. Проблема, цель, задачи и гипотезы исследования 40
2.2. Описание выборки и процедуры исследования 41
2.3. Методы и методики проведения исследования 43
2.3.1. Опросник ПВ «Профессиональное выгорание» 43
2.3.2. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко ...44
2.3.3. Методика «ЕЦ» Н. Холла 46
2.3.4. Методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М.А.
Манойловой 47
.3.5. Опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В.
Синяковского и В.А. Федорошина 48
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 50
3.1. Особенности эмоционального выгорания у женщин-инструкторов по фитнесу..50
3.1.1. Структура эмоционального выгорания у женщин-инструкторов в сфере фитнеса 50
3.1.2. Эмоционального выгорания с точки зрения динамической модели в
исследуемых группах 53
3.2. Особенности эмоционального интеллекта у женщин-инструкторов по фитнесу.59
3.2.1. Данные методики Холла 59
3.2.2. Данные методики «МЭИ» 60
3.2.3. Данные методики «Коммуникативные и организаторские склонности» 62
3.3. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и эмоционального
выгорания у женщин-инструкторов по фитнесу 64
3.3.1. Связь эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта 64
3.3.2. Межличностный и внутриличностный аспекты эмоционального интеллекта
и эмоциональное выгорание 70
3.3.3. Коммуникативные и организаторские особенности и эмоциональное
выгорание 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность исследования: Проблема эмоционального выгорания стала активно фигурировать в научно-исследовательской литературе еще в 80¬х годах. По этой теме, а также синдрому хронической усталости и проявлениям профессиональной деформации, которые часто связаны с вышеупомянутыми феноменами написано уже множество статей, диссертаций и других научных трудов. Тем не менее, по сей день, актуальность данной проблемы не снижается, а скорее продолжает возрастать. Как бы активно ни заполнялись пробелы в научных знаниях, все равно остается огромное пространство для проведения новых научно-экспериментальных, практических и теоретических исследований.
Также стоит отметить, что большая часть исследований в данной сфере направлена на изучение влияния ситуативных факторов на риск формирования эмоционального выгорания у людей. Влияние же личностных факторов требует как углубления, так и расширения доказательной базы для формирования более четкой картины относительно того, какие категории людей находятся в зоне риска. Это позволит сформировать более четкие и эффективные практические рекомендации для помощи людям, которые столкнулись с проблемой выгорания.
Большое внимание стоит уделить тем последствиям, которые характеризуют эмоциональное выгорание. Последствия имеют отношения как к профессиональной сфере, так и физическому и эмоциональному состоянию. В отношении рабочего процесса выгорание может проявляться в негативном отношении к работе, низком уровне самоорганизации, неудовлетворённости процессом и стремлении покинуть место работы. Также стоит отметить, что люди, которые находятся в состоянии эмоционального выгорания склонны к формированию конфликтных ситуаций с коллегами, а также к саботированию рабочих процессов [32]. Такие данные дают понять, что эмоциональное выгорание в трудовой деятельности нужно рассматривать скорее, как коллективную проблему, чем проблему индивидуального характера. Другие говорят нам о том, что в ситуации выгорания рабочие процессы могут выходить за рамки рабочего места и оказывать влияние на личные и семейные взаимоотношения [29].
Помимо влияния на профессиональную сферу жизни человека, эмоциональное выгорание, являясь комплексной проблемой, имеет тесные взаимоотношения с физическим и эмоциональным состоянием человека. Фактор истощения, в силу своей близости к ортодоксальному понятию стресса, связан с большим количеством проявлений свойственных для последнего. Истощение часто связано с головными болями, усталостью, расстройствами пищеварения, физическим напряжением, гипертонией и другими. [42,38]. С точки зрения ментального здоровья, эмоциональное выгорание может предшествовать депрессии и другим эмоциональным состояниям, таким как раздраженность и тревожность [38].
Деятельность специалистов в сфере фитнеса часто связанна с длительными физическими и эмоциональными нагрузками. Имеющиеся научные данные показывают, что проблема эмоционального выгорания среди специалистов данной профессии стоит остро. Несмотря на это, направление мало изучено с точки зрения психоэмоциональной среды. Поэтому взгляд на факторы, которые могут послужить личностным ресурсом не только при преодолении стрессовых состояний, но и для раскрытия профессионального потенциала специалиста, может иметь важную роль для развития сферы в целом.
Такое обширное влияние на личную и профессиональную жизнь человека дает нам понимание важности темы исследования.
Цель: определить свойства эмоционального интеллекта и коммуникативных особенностей, которые снижают риск формирования и выраженность проявлений эмоционального выгорания у женщин- инструкторов в сфере фитнеса с различным стажем работы в исследуемой профессиональной сфере.
Исходя из цели исследования были определены следующие задачи:
1) Выявить основные теоретические и практические подходы к пониманию феноменов эмоционального выгорания и эмоционального интеллекта.
2) Изучить особенности коммуникативных и организаторских склонностей в исследуемых группах.
3) Проанализировать различия в динамической структуре эмоционального выгорания в группах женщин-инструкторов с различным стажем в профессиональной деятельности.
4) Определить силу связи между эмоциональным выгоранием и его проявлениями и уровнем эмоционального интеллекта, его структурными компонентами, а также коммуникативными и организаторскими особенностями респондентов.
5) Определить факторы, которые способствуют снижению риска формирования и выраженности отдельных проявлений эмоционального выгорания в исследуемой профессиональной группе.
Объект исследования - структурные и динамические особенности эмоционального выгорания и характеристики эмоционального интеллекта у женщин-инструкторов в сфере фитнеса.
Предмет исследования - взаимосвязь между структурными и динамическими особенностями синдрома выгорания у женщин-инструкторов в сфере фитнеса и показателями эмоционального интеллекта, коммуникативных и организаторских склонностей.
Общей гипотезой данного исследования является:
Предположение о взаимосвязи уровня развития и отдельных компонентов эмоционального интеллекта, а также организационных и коммуникативных склонностей с риском формирования и выраженностью проявлений эмоционального выгорания у женщин-инструкторов в сфере фитнеса.
Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции синдрома эмоционального выгорания (Маслач К., Бойко В.В., Водопьяновой Н.Е.). теоретические концепции эмоционального интеллекта и их концептуальные модели (Саловэй П., Майера Дж., Карузо Д., Гоулмана Д., Манойловой М.А.).
Методы исследования: теоретико-методологический анализ научной литературы по тематике диссертации, количественные методы: психодиагностическое тестирование: опросник «Профессиональное выгорание», опросник «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко, методика «ЕС)» Н. Холла, методика диагностики эмоционального интеллекта «МЭИ» М. А. Манойловой, опросник «Коммуникативные и организаторские склонности» В. В. Синяковского и В. А. Федорошина. Методы математической статистики: были проведены корреляционный и факторный анализы. Для обработки данных использовали компьютерную программу «8Р88 В1аЕ8Ес8».
Научная новизна: вкладом, который вносит данная работа в поле научных знаний, можно считать консолидацию теоретических знаний и расширение эмпирических данных на тему взаимосвязи личностных факторов, а именно коммуникативных и организационных склонностей, а также структурных компонентов эмоционального интеллекта с проявлениями и аспектами динамической структуры эмоционального выгорания.
Практическая значимость: расширение поля эмпирических данных, может дать более глубокое понимание о влиянии личностных факторов, снижающих риск и выраженность проявлений эмоционального выгорания в изучаемой профессиональной сфере. Полученные по итогам исследования данные и выводы могут быть использованы для формирования более четких и эффективных практических рекомендации для помощи работникам фитнес- сферы, которые столкнулись с проблемой выгорания.
1. По итогам обзора литературных источников можно сказать, что до сегодняшнего дня нет однозначного взгляда на теоретическое и практическое понимание терминов эмоционального выгорания. К сегодняшнему дню термины призванные дать определение феномена сводятся к описанию симптомов и проявлений описываемого состояния. Источники отмечают, что одной из главных проблем данной сферы можно считать недостаточную изученность влияния личностных факторов.
2. Также были рассмотрены теоретические модели эмоционального интеллекта, как зарубежных, так и отечественных авторов. Следует отметить, что в психологии не существует единой концепции о составе, назначении, определения и функциях эмоционального интеллекта. Теории, которые мы представили, не согласуются друг с другом. Нет единого мнения по поводу методов измерения эмоционального интеллекта. Выделяются две проблемы в научном поле феномена эмоционального интеллекта: множественность измерений и определений, а также затруднения с определением метода подсчета баллов (субъективная оценка правильного или неправильного ответа в опросниках).
3. Полученные по итогам исследования данные показывают, что в исследуемой профессиональной группе есть незначительное преобладание в выраженности коммуникативных склонностей над организаторскими. Также стоит отметить высокую степень выраженности уровня эмоционального интеллекта у представительниц исследуемой профессии.
4. Анализ результатов, полученных от респондентов, показал, что для женщин в исследуемой профессиональной группе более характерен высокий уровень коммуникативных склонностей, чем организаторских. Тем не менее, на основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наличие высокого уровня коммуникативных склонностей не имеет значимой роли в контексте формирования синдрома эмоционального выгорания.
5. По итогам проведения сравнительного анализа в группах инструкторов по фитнесу с различным стажем в профессии было установлено, что между ними существуют различия в динамической структуре эмоционального выгорания.
6. Корреляционный анализ данных показал, что эмоциональный интеллект можно считать фактором, который имеет связь с проявлениями и степенью выраженности эмоционального выгорания у женщин-инструкторов в сфере фитнеса.
7. Наибольшую значимость в контексте изучения синдрома эмоционального выгорания имеют факторы эмоционального интеллекта связанные со способностью собирать информацию о собственном эмоциональном состоянии и использовать эту информацию в процессе регуляции.
8. По итогам проведенного исследования также можно сказать, что повышение организационных навыков и навыков коммуникации может сыграть положительную роль в ситуации взаимодействия с клиентами и организации трудовой деятельности, что может привести к снижению уровня эмоционального напряжения на рабочем месте.
1. Александрова Н. П. К вопросу о сущности понятия «эмоциональный интеллект» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 1. С. 71-75.
2. Андреева И. Н. Развитие эмоциональной компетентности в процессе подготовки психологов / И. Н. Андреева // Минск, 21-23 июня 2007 г. - Минск: БГПУ, 2007. С. 65.
3. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография / И. Н. Андреева. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.
4. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. 472 с.
5. Васильева Н. Г. Взаимосвязь особенностей эмоционального интеллекта и синдрома выгорания у врачей: дисс... канд. психол. наук / Н. Г. Васильева. 2016.
6. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С., Наследов А. Д. Стандартизированный опросник «Профессиональное выгорание» для специалистов социономических профессий // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2013. Вып. 4. С. 17-26.
7. Гарскова Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // Ананьевские чтения: тез. науч.- практ. конф.; редкол.: А. А. Крылов. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1999. С. 25-26.
8. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ / Д. Голуман; пер. с англ. Исаева А. П.; науч. ред. Ефимова Е. - 11-е изд., переработанное и дополненное. - М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2021. С. 544.
9. Гроза И. В. Влияние возраста и стажа педагога на эмоциональное выгорание // Современные наукоемкие технологии. 2009. №.10. С. 63-64.
10. Давыдова Ю. В. Эмоциональный интеллект: сущностные признаки, структура и особенности проявления в подростковом возрасте: автореферат дисс... канд. психол. наук / Ю. В. Давыдова. - М., 2011. С.22.
11. Дубинин С. Н., Руднева В. А. Эмоциональный интеллект как категория психологии личности // Вестник науки. тез. науч.- практ. конф. - Костанай.: КСТУ, 2021. С. 58-61.
12. Дубровина И. В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
13. Караулова С. Н., Ольшанская С. А. Особенности проявления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-1. С. 440-444.
14. Караулова С. Н., Ольшанская С. А., Кадырова Е. Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и жизнестойкости как личностных ресурсов преодоления эмоционального выгорания у инструкторов по фитнесу // Проблемы современного педагогического образования. 2018. №. 60-2. С. 419¬422.
15. Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Методы диагностики
эмоционального интеллекта [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. № 4. С. 106-114. Ц”Е:
https://psyjournals.ru/files/111420/jmfp_2019_n4_Kochetova_Klimakova.pdf - (Дата обращения: 20.04.2022).
16. Лазарева Н. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания // Школьные технологии. 2009. № 1. С. 171-176.
...