1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста 9
1.2. Психолого-педагогические аспекты непрерывного обучения 21
1.3. Отношение личности к неопределенности 33
1.4. Методы исследования личности 42
Выводы по Главе 1 49
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование связи личностных характеристик с показателями готовности к непрерывному обучению в зрелом возрасте 51
2.1. Цель, задачи, этапы и дизайн исследования 51
2.2. Опросник оценки готовности к обучению 53
2.3. Определение зависимых и независимых переменных 56
2.4. Методики исследования личностных характеристик 57
2.5 Характеристика выборки 58
ГЛАВА 3. Анализ результатов и их обсуждение 61
3.1. Описание процедуры исследования 61
3.2. Дескриптивная статистика 63
3.3. Объяснительная статистика 84
3.4. Дискуссионные моменты 91
3.5. Практическая ценность исследования 92
3.6. Перспективы для будущего исследования 94
Заключение 95
Список литературы 98
Приложение А 110
Приложение Б 122
Приложение В 128
Приложение Г 130
Приложение Д 138
Приложение Е 147
Несмотря на то, что проблема обучения в течение всей жизни еще в 1960е годы была обозначена на международном уровне [39] и продолжает рассматриваться на текущий момент [50, 77], практически отсутствуют в отечественном научном пространстве учебники, монографии, хрестоматии, антологии по обозначенной теме [38], не сформирован научный, понятийный, аппарат [36]. Таким образом, проведение эмпирических исследований в этом направлении и их дальнейший анализ актуальны и востребованы.
В то же время психологические личностные черты, связанные с готовностью к непрерывному обучению, находятся в центре внимания зарубежных исследователей на протяжении продолжительного времени - порядка 20 лет. В частности, личная заинтересованность в обучении была упомянута как один из принципов обучения в течение всей жизни [107], придание смыслов обучению и критическое любопытство были отмечены у желающих учиться [113].
В «Концепции непрерывного образования взрослых на период до 2025 г.» (Проект Министерства образования и науки Российской Федерации) выделяется несколько основных функций обучения в течение всей жизни: профессиональная, социальная, личностная [50].
Первая необходима для успешной реализации ведущего типа деятельности взрослого человека - труда. Вторая позволяет взаимодействовать с социумом на разных уровнях и привносить в него собственные достижения. Третья, личностная, функция удовлетворяет индивидуальные потребности взрослого человека, связанные с рефлексией, интересами, хобби и т.д., и сопровождает его практически ежедневно [там же]. Таким образом, обучение присутствует в том или ином виде во всех аспектах жизнедеятельности в зрелости. Можно утверждать, что обучение в течение всей жизни является
В современном обществе, с одной стороны, перед личностью среднего возраста стоит задача максимально активного, полного развития, с другой стороны, темп, насыщенность жизни вкупе с частой пассивностью человека ведут к снижению субъективной значимости получения новых знаний. Важно исследовать психологические предпосылки непрерывного обучения, а также деятельностные контексты, в которых оно могло бы происходить оптимально. Существует потребность осмысления мотивации к саморазвитию, к самоактуализации, к обучению у взрослых людей.
Непрерывное образование взрослых имеет свои отличия от остальных возрастных групп [36]. В целом в мировой науке отмечается большой интерес к изучению психологии взрослого человека. Во многом из-за демографической ситуации: наблюдается старение населения в мире, т.е. увеличение доли пожилых людей, особенно заметное в высокоразвитых странах. Вместе с тем увеличение продолжительности жизни не должно снижать ее качества с годами.
В июне 2019 года ВОЗ провозгласила 2020-2030 годы - десятилетием здорового старения [25]. Одним из компонентов данной концепции является «совершенствование замеров, мониторинга и исследований в области здорового старения» [26]. Здоровье на любом этапе жизни не может
рассматриваться только с биологической точки зрения, оно обязательно включает социальный и личностный аспекты [34]. Таким образом, данное исследование актуально с точки зрения понимания внутренних предпосылок включения зрелого человека в процессы самоактуализации для поддержания психологического здоровья на текущих и последующих этапах его жизнедеятельности.
Познание закономерностей в психике взрослого человека и позитивное воздействие на возрастные изменения в ней, расширение возрастных рамок активной трудоспособности и полноценной жизнедеятельности, ориентация на
использование всех возможных ресурсов личности не только во время профессиональной деятельности, но и по ее окончанию, адаптивное и наименее болезненное движение к пожилому возрасту, закату карьеры и жизни в целом, разработка способов оптимизации старения — это важнейшая комплексная проблема в современной психологии, которая изучается с различных точек зрения [29; Error! Reference source not found.; Error! Reference source not found.]...
Исследовательский вопрос был поставлен следующим образом: «Как личностные предикторы, прежде всего, такие, как отношение к неопределенности и открытость новому опыту, соотносятся с готовностью к непрерывному обучению в зрелом возрасте?». На него мы нашли следующие ответы:
1. Для выборки n=90 в табл.4 в прил.Д видно, что личностные черты экстравертность (0,384, а=0,001), открытость новому опыту (0,273, а=0,01) и дружелюбие (0,244, а=0,05) связаны с готовностью к обучению в течение всей жизни. Вместе с тем на этом количестве респондентов не было выявлено значимой связи между толерантностью к неопределенности (и другими шкалами опросника С. Баднера), добросовестностью, эмоциональной стабильностью и потребностью в обучении в зрелом возрасте. Две из трех гипотез подтвердились.
2. На выборке n=65 для шкалы «Общая готовность к непрерывному обучению» была найдена значимая связь только со шкалой «Экстравертность» (0,417; а=0,001). Одна из трех гипотез подтвердилась: экстравертность значимо связана с зависимой переменной «Предпочитаемые новые знания» (0,419, а=0,001).
И в теории, и по результатам исследования (см. табл.5 в прил.Д) подтвердилось, что непрерывное образование взрослых имеет свои отличия от остальных возрастных групп, при этом среди взрослых должны быть учтены особенности конкретных жизненных этапов и их возможные затруднения (кризисы).
С целью совершенствования замеров и мониторинга были предложены способы по изменению опросника для удобства интерпретации, сокращения количества вопросов и времени работы с ним.
1. экстравертность - предиктор общей готовности в целом (на основании
полученных корреляций по всему опроснику), а также в частности для достижения целей социальной включенности (0,4451; а=0,001),
личностного развития (0,3559; а=0,01), развития навыков и знаний (0,3578; а=0,01) - см.табл.5 выше;
2. общая толерантность к неопределенности - предиктор для потребности в развитии современных навыков (вопрос 6.8.; 0,4580; а=0,001) - см.табл.6 в прил.Д;
3. открытость новому опыту - предиктор желанию изучать искусство, культуру и заниматься другими творческими занятиями (вопрос 6.13.; 0,4208; а=0,001) - см.табл.6 в прил.Д;
4. добросовестность - предиктор для изучения здорового образа жизни (0,2889; а=0,05) - см.табл.5 выше;
5. дружелюбие - предиктор для достижения целей социальной включенности (0,2449; а=0,05) - см.табл.5 выше.
Факторы, которые могут негативно влиять на желание учиться (на основании ответа на вопрос 3.4.): эмоциональная нестабильность (-0,272; а=0,05) и высокая толерантность к неразрешимости проблемы (-0,264; а=0,05) - см.табл.6 в прил.Д.
Деятельностные контексты, в которых лучше всего происходит обучение, по мнению респондентов (по баллам шкал от 5 до 7, таких как «всегда», «в основном», «иногда»):
1. поиск информации в интернете (99%, вопрос 1.5.);
2. взаимодействие с другим компетентным человеком: наставником (98%, вопрос 5.2.) или сотрудником, родственником (97%, вопрос 1.1.);
3. нахождение курсов самообразования (94%, вопрос 5.7.);
4. через действие, игру, смоделированную ситуацию (94%, вопрос 5.3.) или на личном опыте (91%, вопрос 1.8.);
5. при обучении других людей (91%, вопрос 5.6.);
Психологический портрет с большой долей вероятности готового к обучению взрослого человека - это доброжелательный, эмоционально стабильный экстраверт со средней толерантностью к неразрешимости проблемы и достаточно высокой толерантностью к неопределенности, в социальном плане - скорее всего мужчина (0,2973; а=0,05), руководитель (0,3238; а=0,01) с высшим образованием (0,3029; а=0,05). Для сохранения здоровья важна добросовестность.
Анализ полученных результатов пилотажного проекта подтверждает необходимость и обоснованность дальнейшего изучения личностных предикторов к непрерывному обучению. Проблема поиска методики для формирования личностного подхода в обучении взрослых поднята недавно и является достаточно новой, что открывает большие возможности для дальнейших научных изысканий. Проблема обучения в течение всей жизни является актуальной [50, 77], соответственно проведение эмпирических
исследований в этом направлении будет способствовать формированию научного, понятийного, аппарата в психологической области знания.
1. Абдина А.К. Открытость как сущностная характеристика человека / А.К. Абдина // Научные ведомости. Серия: философия, социология, право. 2013. №23 (166). Выпуск 26. - с.191-195.
2. Айзенк Г.Ю. Структура человеческой личности / Г.Ю. Айзенк. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб: Питер, 2016. — 224 с.
3. Акмеология: Учебник / Под общ. Ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
4. Ананьев Б.Г. Возрастная периодизация жизненного цикла человека : хрестоматия / Б.Г. Ананьев. ; Ред. А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - Москва : ЧеРо : Омега-Л, 2005. - С. 115-121.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, - 2001. 272 с.
6. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы: учебное пособие для вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 288 с.
7. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. - 1980. - № 2. - С. 52-60.
8. Арендачук И.В. Личностный потенциал и социально-психологическая адаптированность как ресурс психологической готовности к риску / И.В. Арендачук // Изд. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4, вып. 3. - С. 219—226.
9. Асмолов А. Г. Школа жизни с непохожими людьми / А. Г. Асмолов // Национальный психологический журнал. От парадигмы конфликта к парадигме толерантности. - 2011. - № 2 (6). - С. 1 - 3.
10. Басинская И.В., Радюк О.М., Воронкова Я. Ю. «Большая пятёрка», или пятифакторная модель личности/ И.В. Басинская, О.М. Радюк, Я. Ю. Воронкова
11. Батюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пос. / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М.: Логос, 2014. - 306 с.
12. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности [Электронный ресурс] / Е. Белинская. URL: http://www.tolerance.ru/VT-5- sistema.php?PrPage=VT (дата обращения: 03.10.2019)
13. Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к
неопределенности на этапе ранней взрослости / Т.А. Бергис // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика,
психология. - 2015. - № 4 (23). С. 38—42.
14. Бодалев А. А. Вершины в развитии взрослого человека / А.А.Бодалев. - СПб.: Питер, 2007. - 168 с.
15. Бойко В.В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие / В.В. Бойко. - СПб: СПбМАПО, 1998. - 24 с...