ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИКЕ 8
1.1 Понятие лексики и методы ее изучения 8
1.2 Понятие лексического навыка и его характеристики 22
1.3 Понятия пассивного и активного лексического запаса. Принципы отбора
лексического минимума 27
1.4 Этапы и методы формирования лексических навыков 32
1.5 Методы усвоения лексики 37
1.6 Электронные сервисы для гаджетов по изучению лексики 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 49
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СЕРВИСОВ
ДЛЯ ГАДЖЕТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЛЕКСИКИ 50
2.1 Значение и применение электронных сервисов при обучении 50
2.2 Особенности и способы применения интерактивного сервиса Quizlet в
образовательном процессе 72
2.3 Экспериментальная работа с применением приложения Quizlet 77
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 92
АННОТАЦИЯ
С появлением гаджетов педагогическая деятельность обрела новую методику преподавания иностранных языков. На данный момент, различные приложения и программы для гаджетов, использующееся на занятиях иностранного языка, являются неотъемлемым инструментом каждого преподавателя.
Применение таких технологий увеличивается как для передачи различной информации, так и для обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в актуальных системах открытого и дистанционного образования.
В современной методике обучения использование информационно-коммуникативных технологий на занятиях является передовым средством для изучения иностранных языков. Внедрение ИКТ в образовательный процесс расширяет возможности обучения, предоставляя качественные учебные материалы, а также упрощает учебную программу за счет применения технологий
Диссертационное исследование посвящено изучению лексики посредством использования интерактивных приложений в образовательном процессе. Работа включает актуальные исследования в области образовательной деятельности. В данном исследовании рассматриваются теоретические основы и приводится описание учебной экспериментальной работы по теме исследования с использованием интерактивного приложения Quizlet!
Актуальность диссертационного исследования обусловлена изучением влияния информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и использования онлайн-сервисов в образовательном процессе при изучении иностранного языка на развитие лексических навыков и видов речевой деятельности, а также на межличностные отношения, эмоциональность, творческие способности и самостоятельность учащихся.
Цель работы - изучение теоретических и методических аспектов обучения иноязычной лексике с использованием приложений и онлайн- сервисов, а также возможность их применения при обучении лексике.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной лексике.
Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных приложений для изучения иностранной лексики.
Гипотеза: Методически грамотное применение информационно -
коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует успешному освоению иностранной лексики и более эффективному развитию лексических навыков у студентов.
Далее продемонстрированы задачи для достижения поставленной цели:
- изучить общую и специальную литературу по теме исследования;
- определить роль лексики в процессе изучения иностранного языка;
- выделить метод пополнения лексического запаса учащихся;
- выделить ведущие приложения для изучения лексики;
- выявить влияние применения приложений и онлайн-сервисов на образовательный процесс изучения иноязычной лексики.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что информационно-коммуникативные технологии, приложения и онлайн- сервисы являются инновационным средством изучения иностранных языков как в образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит выявлении теоретических положений, обосновывающих необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс с использованием разработанной методики.
служащих методологической основой диссертационного исследования, выделяются деятельностный (Е. И. Пассов, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский), коммуникативный (Е. И. Пассов, А. А. Миролюбов, М. Н. Ватютнев), технологический (Дж. Тракслер, Е.С. Полат).
Методической базой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных авторов: Е. И. Пассова, С. Ф. Шатилова, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, А. Н. Щукина, Р. К. Миньяр-Белоручева, Г. В. Роговой, Г. Эббингауза, Дж. Тракслера, П. Нэйшна.
В ходе работы и анализа проведенного исследования использовались следующие методы:
- теоретические (изучение, анализ, систематизация научной литературы);
- эмпирические (наблюдение, тестирование);
- статистические (количественная и качественная обработка данных).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 80 источников, 17 рисунков, 5 графиков.
Во введении определяются актуальность, предмет, объект, цель и задачи исследования, раскрываются методы исследования, методическая база, теоретическая и практическая значимость данной работы.
В первой главе описаны основы теории по теме диссертационного исследования, подробно представлена хронология методов обучения лексике, приведены и проанализированы определения лексики, лексической единицы, а также пассивного и активного словарного запаса слов. Рассмотрены этапы и подходы к развитию лексического навыка при изучении иностранного языка, методы пополнения словарного запаса и отбора минимального объёма слов при обучении. Приведены методы изучения лексики, одним из которых является использование электронных сервисов в образовательном процессе.
Во второй главе описывается учебная экспериментальная часть работы, описывающая значение и применение электронных сервисов при обучении, особенности и способы применения интерактивного сервиса Ршг1е1 в образовательном процессе, экспериментальную работу с применением приложения Ршг1е1. По результатам проведения учебной экспериментальной работы было приведено сравнение результатов студентов за весь период практических занятий, демонстрирующее положительный прогресс освоения лексики учащимися, характеризующийся плавным изменением. Применение интерактивных приложений в образовательном процессе способствует увеличению мотивации студентов, а также благодаря разнообразию упражнений, процесс изучения иностранного языка становится более простым и эффективным.
В заключении обобщаются результаты, полученные в ходе исследования.
Ключевые слова: иностранные языки, информационно-коммуникационные технологии, онлайн-сервисы, Quizlet, изучение иностранной лексики, методика преподавания, педагогическая технология, цифровая технология.
В современном мире цифровые технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни, а Интернет становится всё более доступным. На данный момент информационно-коммуникационные технологии с каждым годом интенсивно внедряются в сферу образования, а различные программы, приложения и онлайн-сервисы для изучения иностранных языков способствуют более доступному и облегченному процессу изучения лексики.
Лексика является важным аспектом в изучении иностранных языков. Успешное овладение лексическими навыками напрямую влияет на способность общаться на изучаемом языке. Поэтому обучение лексике является важной задачей, для реализации которой необходимо тщательно выбирать методику обучения.
При коммуникации словарный запас имеет важную роль, поэтому необходимо владение навыками оформления речи, понимание значений лексических единиц на слух и при чтении. Понимание людей при коммуникации и выражение собственных мыслей невозможно без владения словарным запасом.
Именно поэтому лексика считается одним из важнейших аспектов изучения иностранного языка. Главной целью при обучении лексики является формирование и дальнейшее развитие лексического навыка, что способствует владению иностранной лексикой и определяет успешность выполнения определённых задач во всех видах речевой деятельности. Понятие лексического навыка неоднократно рассматривалось и психологами (А. Р. Лурия, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев) и методистами (Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов).
Главная задача преподавателя иностранного языка — это стимулировать познавательную деятельность учащегося в образовательном процессе. Современные интерактивные технологии способствуют реализации личностно-ориентированного подхода, обеспечению индивидуальности и дифференциации обучения. Применение мобильных приложений в образовательном процессе ориентировано на изучение лексики, тренировку произношения, обучение диалогической и монологической речи, письму, а также грамматических навыков.
В процессе такого обучения учащиеся больше времени уделяют самостоятельному изучению иностранного языка в интерактивном формате, выполняются определенные задания под руководством педагога и взаимодействие с другими участниками учебной группы.
Образовательный процесс, в котором применяются информационно-коммуникативные технологии, обеспечивает структурированную и последовательную организацию формирования навыков речевой деятельности, что, в свою очередь, дает возможность говорить об эффективности использования данных средств обучения. Информационно-коммуникационные технологии представляют собой программные средства и технические устройства, обеспечивающие обмен информацией, ее обработку и доступ к информационным ресурсам в глобальной сети.
Так как новые технологии становятся всё более портативными, эффективными и простыми в использовании, это позволяет увеличить доступ к информационно-коммуникационным технологиям. Телефоны на данный момент являются довольно распространенными и общедоступными, и предлагают открытый доступ в Интернет. Внедрение ИКТ в образовательную деятельность дает возможность доступа в Интернет с равной компьютерам функциональностью.
Следует отметить, что использование в процессе обучения информационных технологий создает благоприятные условия для познавательной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся, а также увеличению заинтересованности и мотивации учащихся к иностранным языкам и образовательному процессу.
Следовательно, актуальность диссертационного исследования обусловлена изучением влияния информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и использования онлайн-сервисов в образовательном процессе при изучении иностранного языка на развитие лексических навыков и видов речевой деятельности, а также на межличностные отношения, эмоциональность, творческие способности и самостоятельность учащихся.
Цель работы - изучение теоретических и методических аспектов обучения иноязычной лексике с использованием приложений и онлайн- сервисов, а также возможность их применения при обучении лексике.
Объектом исследования является процесс обучения иноязычной лексике.
Предметом исследования является применение информационно-коммуникационных приложений для изучения иностранной лексики.
Гипотеза: Методически грамотное применение информационно-
коммуникационных технологий в образовательном процессе способствует успешному освоению иностранной лексики и более эффективному развитию лексических навыков у студентов.
Далее продемонстрированы задачи для достижения поставленной цели:
- изучить общую и специальную литературу по теме исследования;
- определить роль лексики в процессе изучения иностранного языка;
- выделить метод пополнения лексического запаса учащихся;
- выделить ведущие приложения для изучения лексики;
- выявить влияние применения приложений и онлайн-сервисов на образовательный процесс изучения иноязычной лексики.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что информационно-коммуникативные технологии, приложения и онлайн- сервисы являются инновационным средством изучения иностранных языков как в образовательном процессе.
Теоретическая значимость исследования состоит выявлении теоретических положений, обосновывающих необходимость использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза.
Практическая значимость исследования состоит во внедрении информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс с использованием разработанной методики.
Среди подходов, служащих методологической основой диссертационного исследования, выделяются деятельностный (Е. И. Пассов,
А. Н. Леонтьев, Л. С. Выготский), коммуникативный (Е. И. Пассов, А. А. Миролюбов, М. Н. Ватютнев), технологический (Дж. Тракслер, Е.С. Полат).
Методической базой исследования являются труды как отечественных, так и зарубежных авторов: Е. И. Пассова, С. Ф. Шатилова, А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, А. Н. Щукина, Р. К. Миньяр-Белоручева, Г. В. Роговой, Г. Эббингауза, Дж. Тракслера, П. Нэйшна.
В ходе работы и анализа проведенного исследования использовались следующие методы:
- теоретические (изучение, анализ, систематизация научной литературы);
- эмпирические (наблюдение, тестирование);
- статистические (количественная и качественная обработка данных).
Апробация исследования была проведена на материалах следующих публикаций:
1. Богачевский В. М. «Влияние ИКТ на память учащихся при изучении иностранных языков». Международная научно-практическая конференция «Язык в сфере профессиональной коммуникации», УрФУ, Екатеринбург, 2021 г.;
2. Богачевский В. М. «Изучение лексики посредством речевого вида деятельности». Электронный научный журнал «Студенческий вестник № 36 (181)», издательства «Интернаука», 2021 г.;
3. Богачевский В. М. «Обучение иностранной лексике с помощью приложения Quizlet». Электронный научный журнал «Студенческий вестник № 7 (199)», издательства «Интернаука», 2022 г.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 80 источников, 17 рисунков, 5 графиков. Объём работы составляет 108 страниц.
Положения, выносимые на защиту:
1. онлайн-сервисы и приложения являются современными и эффективными средствами обучения лексике;
2. методы использования интерактивных сервисов способствуют увеличению мотивации и более эффективному запоминанию лексики;
3. интерактивная среда обучения является оптимальной моделью интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков, так как способствует осуществлению компетентностного, междисциплинарного и системно-деятельностного подходов к обучению;
4. одним из основных условий успешной интеграции мобильных технологий в преподавание иностранных языков является информационно-коммуникационная компетенция преподавателя, состоящая из общепользовательского, общепедагогического и предметно-педагогического компонентов;
5. система интерактивных, проблемно-поисковых и проектных заданий на развитие устных видов речевой деятельности с применением мобильных технологий может использоваться для организации как самостоятельной, так и аудиторной работы (в том числе индивидуальной и групповой работы);
6. мобильные технологии способствуют осуществлению формативного контроля, как компонента текущего контроля посредством реализации мгновенной обратной связи и выполнения послетестовых заданий.
В ходе диссертационного исследования были выполнены следующие задачи: изучение общей и специальной литературы по теме исследования, определение роли лексики при изучении иностранных языков, определение методов пополнения лексического запаса учащихся, обзор различных программ и приложений для изучения иноязычной лексики, проведение учебной экспериментальной работы с целью выявления влияния онлайн- сервисов на процесс обучения.
Основываясь на теоретическом материале, были выполнены следующие практические задачи:
- рассмотрены особенности и характер образовательного процесса по формированию и развитию лексических навыков;
- выявлены методы восприятия лексических единиц и дальнейшего их закрепления;
- практическое применение интерактивного метода в образовательном процессе.
В процессе исследования были определены уникальные преимущества внедрения интерактивных приложений в процесс обучения. Среди них можно выделить развитие навыков анализа результатов у учащихся, а также развитие самостоятельности, ответственности и критического мышления. Использование онлайн-сервисов в образовательном процессе, как инструмент обучения, в совокупности с психологическими и дидактическими методами, делает процесс изучения иностранного языка более увлекательным для учащихся, а также облегчает образовательную деятельность.
Развитие и формирование языковых навыков учащихся, в первую очередь, зависит от средств и методов используемых в образовательном процессе. Внедрение интерактивного метода обучения способствует более успешному изучению иностранного языка.
Наиболее результативный метод реализации интерактивного метода в обучении является использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, с целью выполнения различных упражнений и заданий развивающих навыки всех видов речевой деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, в современном мире, когда цифровые технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни, а каждый учащийся имеет доступ в Интернет, различные программы, приложения и онлайн-сервисы для изучения иностранных языков должны быть внедрены в образовательный процесс.
Проведенная учебная экспериментальная работа демонстрирует успешные результаты освоения определенных лексических единиц и грамматических правил за короткий срок. В среднем учащиеся увеличили свои результаты на 16% в сравнении с первым тестированием. Около 73% учащихся выполнили итоговый тест в промежутке от 60% до 80% правильных ответов. Данные результаты говорят о том, что, применение интерактивных сервисов в процессе обучения является эффективным методом для изучения иностранных языков, так как подобные программы задействуют алгоритмы воздействующие на все виды памяти, что приводит к более успешному закреплению лексических единиц.
По завершению практических занятий учащимся предлагалось высказать своё мнение по поводу данного метода обучения, а также выделить особенности образовательного процесса. Многие учащиеся дали положительный комментарий, относительно использования интерактивных приложений в процессе обучения, а также отметили, что такой метод значительно облегчает процесс запоминания иноязычной лексики и увеличивает интерес участников образовательного процесса. Таким образом, можно заключить, что приложение Quizlet вызывает интерес у учащихся, а большая вариативность упражнений делает процесс обучения эффективным и доступным каждому.
1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам - М.: ИКАР, 2010. - 446 с.
2. Алхазишвили А. А. Основы овладения устной иностранной речью. - М.: «Просвещение», 1988. - 127 с.
3. Ариян М. А. Методика преподавания иностранных языков: Общий курс. / М. А. Ариян, О. Г. Оберемко, А. Н. Шамов. - М.: «Флинта», 2009. - 97 с.
4. Артеменко Н. А. Обогащение словарного запаса учащихся с опорой на идеографический подход // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - Томск, 2014. - №1 (3). - 53-59 с.
5. Бабинская П. К. Практический курс методики преподавания иностранных языков: Английский, немецкий, французский: учебное пособие / П. К. Бабинская, Т. П. Леонтьева, И. М. Андреасян и др. - Минск: «Тетра Системс», 2005. - 288 с. .
6. Бадалян А. Х. Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый, 2018. - №13. - 111-113 с.
7. Берман И. М., Бухбиндер В. А. «Основы методики преподавания иностранных языков»: учеб. для ин-тов и фак. иностр. яз.; Под ред. В. А. Бухбиндера, В. Штраусса. - Совмест. изд. - Киев: Вища шк; Leipzig: Изд-во при Киев. ун-те, 1986. - 334 с.
8. Бонд М. Приключения перуанского медвежонка в Англии. (На англ, яз.) Учеб, пособие для студентов пед. ин-тов по специальности № 2103 «Иностранные языки». Обраб. и коммент. И. А. Уолш и Т. Н. Химуниной, М.: «Просвещение», 1978. - 178 с.
9. Бронская В. Е. Теоретические основы формирования и развития лексических навыков у школьников // СИСП, 2011. - №4. - 59-65 с.
10. Бухаркина М. Ю. Методика преподавания иностранных языков за рубежом в первой половине 20 века и ее влияние на отечественную методику, 2012. [Электронный ресурс]. - ИВЕ: https://www.academia.edU/11286262 (дата обращения: 21.02.2022)
11. Бьюзен Т. Карты памяти. Используй свою память на 100%. - М.: РОСМЭН, 2007. - 96 с.
12. Ватютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах / М.Н. Вятютнев. // Русский язык за рубежом, 1977. № 6. - 38-45 с.
13. Галустова О. В. Шпаргалка по истории психологии: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, 2005. - 48 с.
14. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин.яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2004. - 336 с.
15. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения ИЯ / Н.Д. Гальскова - М.: «Аркти-Гласа», 2000. - 328 с.
16. Ганиева Р. Р. Роль лексики для овладения иностранным языком / Р. Р. Ганиева // Молодой ученый, 2016. - № 10.2 (114.2). - 8-10 с.
...