Введение 6
1 Теоретические основы кадровой политики на предприятии 9
1.1 Сущность кадровой политики 9
1.2 Место кадровой политики в управлении персоналом 14
1.3 Виды кадровой политики 35
2 Анализ кадрового состава Томского отделения № 8616 ПАО
«Сбербанк России» в г. Томск 46
2.1 Краткая характеристика ПАО«Сбербанк» 46
2.2 Анализ кадрового состава Томского отделения №8616 ПАО
«Сбербанк России» в г. Томск 63
2.3 Оценка эффективности использования кадрового состава 72
3 Совершенствование кадровой политики в Томском отделении № 8616
ПАО «Сбербанк России» в г. Томск 81
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию кадровой политики
в Томском отделении №8616 ПАО «Сбербанк России» в г. Томск 81
3.2 Оценка экономической эффективности, разработанных мероприятий 91
4 Социальная ответственность 98
Заключение 107
Список используемых источников 110
Приложение АПринципы формирования кадровой политики организации .... 117 Приложение БСтруктура программ КСО 118
Актуальность темы исследования. В нынешних экономических обстоятельствах основной задачей организаций предстает обеспечение значительной результативности собственной деятельности. Подобная задача предстает комплексной, потому что результативность компании в целом устанавливается большим числом различных воздействующих на нее факторов, - как внутренней, так и внешней среды. Среди факторов внутренней среды, которая в большей величине проверяется и создается самой компанией, одним из основных предстает его персонал. Соответствие его характеристик целям и задачам компании - основной фактор предпринимательского успеха.
В обстоятельствахпостоянногоформирования экономической среды, главной задачей в сфере управления персоналом предстает обеспечение требований, формулирующихся в рамках стратегии развития организации, в части состава, структуры, величины профессиональной компетентности и прочих свойств персонала. Достижение данной задачи допустимо лишь с помощью создания стратегии развития персонала и увеличения потенциала организации в данной сфере.
На нынешнем этапе исследователями выработан значительный вклад в исследование проблем увеличения результативности функционирования организаций в целом, и в частности, вопросов планирования формирования и осуществления программ обучения кадров. Тем не менее, до данного времени проблемам стратегического воспитания кадров в отраслевом аспекте отводилось довольно мало внимания. В практической деятельности большое многообразие применяемых методик воспитания кадров, начиная от государственной системы образования и завершая самообразованием, повергает к слабой результативности их использования. Помимо этого, до данного времени остаются методологические трудности оценки результативности обучения персонала, в том числе - обоснования инвестиций в обучение, что соединено с вопросами асимметрии информации в данном направлении, нехватки возможности исключения воздействия иных факторов и структурной сложности самого процесса обучения.
Кадровая политика - это составная часть управленческой деятельности производственной политики компании. Кадровая политика является целенаправленной деятельностью в создании трудовых коллективов, которые наилучшим образом могут способствовать совмещению приоритетов и целей организации и его сотрудников.
Вопросы управления российскими организациями и персоналом являются одними из важнейших научных задач и диктуют изменения требований к подготовке высококвалифицированного и конкурентоспособного персонала.
Поэтому в последние годы в России расширяются действия в области профессионального развития на всех уровнях. Кроме того, функционирование современных организаций зависит от принимаемых управленческих решений. Следовательно, результативность хозяйственной деятельности организации, отрасли и страны зависит от качества управления, персоналом и роль его становится стратегически значимой для современного развития России. Руководители передовых компаний должны четко осознавать, что без квалифицированного персонала практически невозможно добиться высокой эффективности производства, даже при наличии инновационных технологий и благоприятных внешних условий производительного труда. Именно людьми делается работа, подаются идеи и это позволяет компаниям выстоять в конкурентной борьбе.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ и совершенствование кадровой политики кредитной организации.
Для достижения указанной цели, необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, цели и функции кадровой политики;
- проанализировать основные подходы к формированию кадровой политики;
- рассмотреть критерии оценки кадровой политики;
- проанализировать кадрового составаТомского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томски оценка эффективности использования;
- разработать рекомендации по совершенствованию кадровой политики Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск;
- провести оценку экономической эффективности, разработанных мероприятий.
Объект исследования - Томское отделение №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск.
Предмет исследования - кадровая политики в Томском отделении №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск.
Методы исследования - изучение научной литературы по проблеме исследования, наблюдение, анкетный опрос, тестирование, анализ результатов исследования.
В выпускной квалификационной работе были использованы литературные источники таких авторов А.В. Андреев, О.В. Кубанцевой, И.Е. Кудрявцева, Ю.А. Нижника, М.В. Носковой и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
В первой главе рассматриваются теоретические основы формирования кадровой политики в современных условиях.
Во второй главе анализируется кадровый состав Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томски проведена оценка эффективности использования.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию кадровой политики Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск и проведена оценка экономической эффективности, разработанных мероприятий.
По результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.
Анализ программы адаптации персонала в Томском отделении №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск показал, что программа адаптации данной организации неэффективна, так как управляемые условия, созданные руководством, не работают, поэтому мы считаем необходимым разработать ряд мероприятий по совершенствованию адаптации персонала для повышения эффективности деятельности организации. Мы рекомендуем следующие мероприятия:
1. Для полноценной системы наставничества в Томском отделении №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск необходим такой инструмент, как подготовка наставников, так как деятельность наставника очень ответственна. Сотрудники, которые претендуют на получение данного статуса, должны быть доброжелательными, требовательными и ответственными. Большое значение имеют длительность работы будущего наставника в Томском отделении №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск и его лояльность по отношению к ней.
Хорошо продуманная и соответствующим образом подготовленная программа наставничества усиливает результативность программ развития человеческих ресурсов и позволяет объективно и всесторонне оценить всех сотрудников компании. Для того, чтобы избежать необъективности оценки, консультирующие менеджеры могут меняться. Для этой цели обязательным является второй уровень оценки, когда ее результат визирует руководитель, стоящий на позицию или несколько выше, чем менеджер-наставник. Ежегодно нужно проводить тренинг для наставников, как правильно проводить встречи с подопечными, как задавать вопросы, как донести до подопечного не самую приятную новость, поскольку все решения о том, будет ли продвинут подопечный или он останется на прежнем уровне, также как и обо всех остальных аспектах его дальнейшей работы в компании, до сотрудника доводит его наставник;
2. Должна быть хорошо организована поощрительная система наставников. Размер поощрения должен напрямую зависеть от результата трудовой деятельности нового сотрудника. Это сказалось бы на производительности не только нового сотрудника, но и организации в целом, так как хорошо обученный новый работник не будет тревожить своих коллег;
3. Выделение из работников отдела по работе с персоналом определенное количество сотрудников, которые непосредственно занимались бы управлением системой адаптации. Эти работники должны иметь полное представление об адаптации и быть профессионалами своего дела. Данные работники выполняли бы следующую работу: разработка и внедрение с участием функциональных служб управления предприятием мероприятий по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника, по стабилизации трудового коллектива, росту трудовой отдачи работников, повышению удовлетворенности трудом, координацией деятельности всех звеньев предприятия, имеющих отношение к адаптации, к осуществлению конкретных мероприятий, изменению параметров внешней среды и т.п.;
4. Улучшение условий труда - важное направление по повышению производительности труда. Мы предлагаем автоматизацию рабочих мест - покупка и установка нового оборудования, облегчающего процесс трудовой деятельности, организовать комнаты отдыха для персонала Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск, а также нужно соблюдать принцип организации рабочего места (ликвидировать ненужные предметы на рабочих местах, правильно располагать и хранить нужные предметы для организации трудового процесса, поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте, постоянная готовность рабочего места к проведению работы и усвоить все перечисленные выше принципы);
5. Организация корпоративных мероприятий для сотрудников Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск по формированию командного духа и благоприятной психологической обстановки в коллективе. Для этого нужно разработать определенную программу по проведению корпоративных мероприятий, которая будет содержать сценарий проведения вечеров, а также планирование небольших презентов, посвященных данному корпоративному мероприятию.
Низкозатратный характер проекта, его быстрая окупаемость и отсутствие затрат капитального характера делают его внедрение весьма привлекательным для Томского отделения №8616 ПАО «Сбербанк России» в г.Томск. В то же время, как показали расчеты, экономический эффект от внедрения достаточно велик.
1. Андреев С. В. Кадровый потенциал и проблемы занятости в условиях перехода России к рыночным отношениям : учеб.пособие. М. : Изд-во Ин-та социологии, 2014.
2. Виханский, О.С. Менеджмент/О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Высш. школа, 2010. -190с.
3. Вишняков О.Л. Мотивирование персонала в системе сбалансированных показателей [Текст]. - 2006. - № 19. - С.47-49.
4. Волнухина Е. Модель «Мотивация - стимул» [Текст]. // Служба кадров и персонал. - 2007. - № 11. - С.61-64.
5. Вукович, Г.Г. Стимулирование труда персонала как основной вектор развития кадрового менеджмента [Текст] // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2013. Т. 1. № (32). С. 29-30.
6. Ветлужских, Е. Мотивация и оплата труда. Инструменты. Методики. Практика [Текст]. - М: Альпина Паблишерз, 2010. - 152 с.
7. Вишневская А.В. Технология кадрового резервирования на государственной гражданской службе // Вопросы управления. 2008. № 3. URL: www.vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2008/03/05 (10.05.2015).
8. Гапонова, О.С. Организационно-экономический механизм формирования системы мотивации и стимулирования труда в сфере НИОКР промышленного приборостроения. Монография [Текст]. Екатеринбург-Нижний Новгород; УрО РАН, 2010. - 150 с.
9. Гарькуша, В.Н., Чвикалова, Н.А. Системный подход к проблеме мотивации [Текст] // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2013. № 2. С. 68-72.
10. Гордиенко, Ю.Ф. Управление персоналом: учебное пособие [Текст] / Ю.Ф. Гордиенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 260 с.
11. ГибсонДж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. - мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 662 с.
12. Демина, К.М. К проблеме трудовой мотивации путем материальных вознаграждений и удержаний [Текст] // Научный вестник Технологического института - филиала ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА им. П.А. Столыпина».
2013. № 11. С. 32-37.
13. Джордж Дж. М., Джоунс Г.Р. Организационное поведение. Основы управления: Пер. с англ. - М.: ЮНИТА- ДАНА, 2013. - 463 с.
14. Евплова, Е.В. К вопросу о материальной и нематериальной мотивации [Текст] // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 104-108.
15. Зайцева Н.А. Практикум по менеджменту туризма. Ситуации и тесты: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 160с.
16. Захаров Н.Л. «Загадка русской души», или особенности мотивации труда российского персонала [Текст]// Управление персоналом. - 2007. - № 1. - С.66-68.
17. Зиновьева, Е.Г., Мехоношина, И.П. Социальные программы как инструмент повышения мотивации персонала в организации. Психологосоциальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы междунар. науч.-практ. конф. [Текст] Санкт-Петербург, 22-23 апр. 2010 г. - СПб.: СПбГИПСР, 2010. - 604 с.
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]. - СПб.: Питер, 2010. -
512 с.
19. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента/Н.И. Кабушкин. - М.: Экомпресс, 2014.-270 с.
20. Кудрявцев И. Е. Кадровый потенциал научной сферы: состояние и перспективы воспроизводства :дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2005.
21. Козлов, В.Д. Управление организационной культурой/В.Д. Козлов. - М.: Изд-во МГУ, 2014.- 315 с.
22. Кохно, П.А. Менеджмент/П.А. Кохно, В.А. Микрюков, М.А. Комаров. - М.: финансы и статистика, 2014.-410 с.
23. Кубанцева О. В. Методика управления расходами на заработную плату в учреждениях высшего профессионального образования // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2010. № 2 (12). С. 35-40
24. Каз, Е.М. Качественные и количественные методы в исследовании мотивации персонала [Текст] // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2013. № 2 (22). С. 97-101.
25. Кириллова, О.Г., Шевченко, Д.С. Движущие силы мотивации трудовой деятельности [Текст] // Общество: политика, экономика, право. 2013. № 1. С. 56-59.
26. Киселева, О.Н., Жабкина, А.В., Кузнецов, С.А. Проблемы мотивации и стимулирования оплаты на предприятиях современной России [Текст] // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 1. С. 295-298.
27. Кузнецов, С.А., Виницкая, К.В., Джовмардова, Б.Р. Мотивация - источник трудовой деятельности личности [Текст] // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 263-267.
28. Кузнецов, С.А., Забудьков, В.А. Мотивация и стимулирование труда как основы всего мирового хозяйства в целом [Текст] // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 2. С. 267-271.
29. Кунц А.Х. Влияние внешних систем стимулирования на внутреннюю мотивацию [Текст]// Проблемы теории и практики управления. -
2007. - № 1. - С.91 - 97.
30. Лапыгин, Ю.Н. Мотивация экономической деятельности в условиях российской реформы/Ю.Н. Лапыгин, Я.Л. Эйдельман. М.: Наука, 2013. — 112 с.
31. Ладанов, И.Ю. Практический менеджмент/И.Ю. Ладанов. - М.: «Ника», 2014.- 320 с.
32. Лэнд, П.Э. Менеджмент - искусство управлять: Пер. с англ/П.Э. Лэнд. - М.: ИНФРА-М, 2014.-316 с.
33. Лукаш Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом. - М.: Финпресс, 2014. - 208 с.
34. Лермонтов, Ю. М. Заработная плата. Найди свою ситуацию! [Текст]. - М.: Проспект, 2010. - 192 с.
35. Муэрс Р. Эффективное управление: Пер. с англ. Серия «Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом». - М.: Финпресс, 2011. - 126 с.
36. Мундриевская Е. Б. Формирование и развитие кадрового потенциала стратегической службы организации :дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Томск, 2010
37. Менеджмент организации/Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Соломатина. -М.:ИНФРА-М, 2012.-429 с.
38. Менеджмент. Учебник для вузов/М.М. Макеимцов, А.В. Игнатьева, МА. Комаров и др.; Под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012.-318 с.
39. Маслоу, А. Мотивация и личность/А. Маслоу. - СПб.: Питер, 2011. - 352 с.
40. Маслов, Е.В. Управление персоналом предприятия/Е.В. Маслов. - М.: Инфра-М, 2014.-312 с.
41. Мескон, М. Основы менеджмента/М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури.- М., 1993.-720 с.
42. Миляева Л. Проблемы мотивации труда на промышленных предприятиях [Текст] // Человек и труд. - 2006. - № 10. - с.58 - 61.
43. Магура М.И. Управление мотивацией персонала. // Управление персоналом [Текст]. - 2006. - № 17 - с.52-55.
44. Нижник Ю. А. Формирование стратегии развития кадрового потенциала (на примере машино- строительных предприятий Алтайского края) : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. Барнаул, 2003.
45. Носкова М. В. Системный подход к кадровому потенциалу как экономической категории // Вестн. Алтайск. гос. аграрного ун-та. 2009. № 11. С. 87-91.
46. Немченко, С.С., Зиновьева, М.Н., Кузнецов, С.А. Основные проблемы мотивации и стимулирования на предприятиях современной России [Текст] // Сборник научных трудов по материалам международной заочной научно-практической конференции Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2013. № 1. С. 327-330.
47. Николаев, А.А. Трудовая мотивация персонала компании [Текст] // Экономические системы. 2013. № 1. С. 29-30.
48. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2010. - 1249 с.
49. Одегов, Ю. Г., Руденков, Г. Г., Апенько, С. Н. Мотивация персонала [Текст]. - М.: Альфа-Пресс, 2010. - 640 с.
50. Пицик Н. И. Кадровый потенциал как условие повышения эффективности деятельности органов власти и управления: теоретикосоциологический аспект :дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. М., 2001.
51. Паршков В.Г. Управление персоналом: обзор теории мотивации, [Текст] 2006. - 27с.
52. Потуданская В. Ф., Литвинова О. И. Профессиональные компетенции как инструмент оценки эффективности труда преподавателей вуза // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2011. № 4 (17). С. 92-96
53. Потуданская В. Ф., Трункина Л. В. Оценка трудового потенциала персонала предприятия // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2011. № 4 (17). С. 96-101.
54. Попов, А.В. Современные аспекты трудовой мотивации населения [Текст] // Вопросы территориального развития. 2013. № 2 (2). С. 1.
55. Пономаренко, А.П. Понятия мотивации и стимулирования, их отличительные особенности и взаимодействие / А.П. Пономаренко. Режим доступа: httр://аrсhivе.nbuv.gоv.uа (дата обращения: 06.04.2015).
56. Райсберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубова Е.А. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М., 2013. - 479 с.
57. Смирнова П. В. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе развития кадрового потенциала :дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. М., 2011.
58. Спивак В.А, Личность и предприятие: факторы успешного взаимодействия (поведенческие основы управления персоналом). - СПб., 2012. - 375 с.
59. Скворцов, В.Н., Маклакова, Е.А. Трудовая мотивация работников в современных условиях [Текст] // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 6. № 1. С. 54-68.
60. Субботина, И.Ю. Формирование качественного человеческого капитала: отбор, мотивация и интеллектуализация трудовых ресурсов [Текст] // JoumalofEconomicRegulation = Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 1. С. 55-62.
61. Труфанова, Т.А., Воеводина, А.П. Проблема управления мотивацией труда в современных организациях [Текст] // Социальноэкономические явления и процессы. 2013. № 6 (052). С. 138-144.
62. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2015)// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3
63. Управление персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова. М., 2014.-376 с.
64. Уткин, Э.А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. - 2014. - 236 с.
65. Управление персоналом [Текст] : учебное пособие / под ред. Б. Ю. Сербиновского, С. М. Самыгина. - М. : Приор, 2012. - 370 с.
66. Управление персоналом: учебник / Под общ.ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд-во РАГС, 2011.- 608 с.
67. Шкатулова В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2011. - 241 с.