ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ-ПОДРОСТКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОГО СТОРИТЕЛЛИНГА 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика учащихся среднего звена в
контексте обучения иностранному языку 10
1.2 Study reading как аспект изучения на уроках иностранного языка у
учащихся средних классов 15
1.3 Применение сторителлинга в образовательном процессе 24
1.4 Цифровые технологии при работе с чтением на иностранном языке 34
1.5 Технология digital storytelling как эффективный инструмент понимания
прочитанного для развития грамотности XXI века 39
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 47
ГЛАВА 2 ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “DIGITAL STORYTELLING” КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ С ИЗУЧАЮЩИМ ЧТЕНИЕМ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ 49
2.1 Цифровизация языкового образования: потенциал применения
технологий в обучении английскому языку 49
2.2 Описание процесса применения технологии Digital Storytelling при работе
на платформе EdStories с изучающим чтением на уроках лингвистического центра Language’s’cool 59
2.3 Результаты апробации внедрения технологии “Digital storytelling” в
обучение изучающему чтению подростков 70
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЕ А Опрос учащихся лингвистического центра 92
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Входное тестирование для учащихся-подростков 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В Комплексы упражнений для работы с цифровыми
историями 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Итоговое тестирование для учащихся-подростков 106
АННОТАЦИЯ
В современных реалиях жизнь общества стремительно меняется, информационно-коммуникационные технологии проникают практически во все сферы жизнедеятельности людей, образование - не исключение. На сегодняшний день повышенные требования предъявляются к методической стороне иноязычного образования, основной целью которого является овладение иноязычной коммуникативной компетенцией. Этот факт обусловливает необходимость к применению современных, более комплексных и практико-ориентированных методов к обучению чтению, которое, в свою очередь является переходной деятельностью от говорения к письму. Обучение чтению на иностранном языке - это обучение эффективной работе с текстом, которая ведет к комплексному совершенствованию языкового уровня учащихся. Обучение изучающему чтению является непростой задачей, так как педагогической практике часто встречаются такие случаи, когда ученик не может самостоятельно сфокусировать внимание на особенностях текста в силу отсутствия мотивации или непонимания ключевых деталей, впоследствии он не способен резюмировать идеи или подготовить речь, не может сформулировать и выразить свои мысли на английском языке на основе прочитанного. Отсюда следует проблема того, что учащиеся часто не знают, как правильно работать с текстами, на что следует обращать особое внимание. С этой проблемой сталкиваются учащиеся подростки, языковой уровень которых уже предполагает работу с более серьезными текстами с обширной проблематикой.
Перед современным учителем на сегодняшний день стоит серьезная задача подобрать наиболее эффективные методы и технологии из имеющихся, которые предоставят учащемуся возможность не просто ознакомиться с лексическим и грамматическим минимумом текста, но и благоприятно скажутся на иноязычной компетенции в целом, будут способствовать развитию soft skills и стимулированию внутренней мотивации к изучению иностранного языка, благодаря использованию цифровых инструментов и ресурсов.
Данная работа посвящена выявлению и обоснованию образовательного потенциала сторителлинга и применению технологии “Digital storytelling” в работе с изучающим видом чтения иноязычных текстов у учащихся- подростков на занятиях в лингвистическом центре.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска и внедрения современных методик работы с текстом на уроках иностранного языка, дальнейшего обогащения базы методов обучения чтению, направленных на комплексное совершенствование иноязычной компетенции.
Цель исследования - выявление и обоснование образовательного потенциала технологии цифрового сторителлинга при работе с изучающим видом чтения иноязычных текстов учащихся-подростков на занятиях в лингвистическом центре.
Объект исследования - процесс обучения изучающему чтению на занятиях по иностранному языку учащихся лингвистического центра.
Предмет исследования - цифровая технология “Digital storytelling” при обучении чтению иноязычных текстов учащихся лингвистического центра.
Гипотеза исследования состоит в том, что методически грамотное применение цифровой технологии “Digital Storytelling” при обучении изучающему виду чтения учащихся-подростков в лингвистическом центре способствует успешному овладению читательской компетенцией и повышению мотивации обучаемых к чтению материалов на английском языке.
Задачами исследования являются:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику особенностей учащихся-подростков;
2) проанализировать методические аспекты обучения чтению на уроках иностранного языка учащихся средних классов и рассмотреть цифровые технологии при работе с чтением на иностранном языке;
3) выявить и обосновать образовательный потенциал технологии “Storytelling” в контексте преподавания и изучения английского языка;
4) разработать серию мероприятий “Reading&Speaking club” на базе языкового центра Language’s’cool на основе применения технологии цифрового повествования среди учащихся-подростков;
5) осуществить апробацию применения цифровой технологии “Digital storytelling” в работе с изучающим чтением с применением образовательной сторителлинговой платформы “EdStories” путем реализации вышеупомянутой серии мероприятий;
6) проанализировать результаты апробации и сформулировать методические указания по внедрению технологии “Digital storytelling” в процесс обучения.
Научная новизна исследования: выявление и обоснование
образовательного потенциала использования цифрового сторителлинга при обучении изучающему чтению подростков; разработка планов для серии мероприятий лингвистического центра, направленных на развитие умений изучающего чтения как средства повышения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Теоретическая значимость работы: исследование вносит вклад в теоретическую разработку проблемы обучения изучающему чтению как виду работы с иноязычными текстами на занятиях по английскому языку, при этом дополняет имеющиеся на сегодняшний день представления об эффективности применения цифровых технологий при работе с чтением на иностранном языке.
Практическая значимость работы: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве материала для занятий как в курсе обучения подростков в лингвистических центрах, так и у учащихся средних классов в общеобразовательной школе.
В качестве методической базой исследования использовались работы следующих российских авторов: Г. В. Рогова, И. А. Зимняя, Н. Д. Гальскова, С. К. Фоломкина, Е. И. Пассов, И. А. Бредихина, Е. С. Полат, Л. П. Солонцова, и др.; а также зарубежных исследователей: Bernar R. Robin, R. Blaine, J. Walsh, R. Bakar и др.
Методы исследования: метод анализа методической и психолого-педагогической литературы, метод синтеза, метод обобщения, метод тестирования, моделирование, пробное обучение.
Работа включает в себя введение, две главы, подразделенные на параграфы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, содержащий 77 источников, семь приложений, три рисунка и пять таблиц.
Во введении представлены актуальность, цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, научная новизна, теоретическая значимость, практическая значимость исследования, апробация результатов исследования.
В первой главе подробно описана психолого-педагогическая характеристика обучающихся подросткового возраста в контексте изучения иностранного языка и изучена методическая сторона обучению чтению, особое внимание уделяется изучающему виду, также выявлен, определен и обоснован педагогический потенциал сторителлинга в обучении иностранным языкам, применение которого направлено на комплексное развитие иноязычной компетенции, описаны цифровые ресурсы для работы с чтением, а также рассмотрена технология “Digital storytelling” в качестве эффективного инструмента понимания прочитанного для развития у учащихся грамотности XXI века.
Во второй главе сформирована база современных Интернет-ресурсов и приложений, направленных на совершенствование того или иного аспекта иноязычной компетенции учащихся, которые могут широко применяться на разных языковых уровнях и типах занятий. Практическая часть находит свое отражение в описании способа применения современной технологии “ Digital storytelling” в созданном на базе лингвистического центра Language’s’cool проекте - серии мероприятий “Reading&Speaking club”, в основе которого тематическая работа с изучающим чтением на английском языке у учащихся- подростков проходит с применением цифровой сторителлинговой платформы “EdStories”.
В заключении содержатся выводы по исследованию.
Ключевые слова: сторителлинг, обучение чтению, изучающее чтение, Интернет-ресурсы, цифровые инструменты, цифровое повествование, сторителлинговая платформа, цифровой сторителлинг, цифровая история, иноязычная компетенция, учащиеся среднего звена, ученики-подростки, лингвистический центр.
В условиях цифровой трансформации общества наблюдается неизбежное изменение образовательной парадигмы. Наблюдается значительное повышение требований к иноязычному образованию как на школьном уровне, так и в контексте дополнительных образовательных учреждений. Исследователи все чаще говорят о персонализации, метапредметности, геймификации и компьютерных технологиях в обучении как о ведущих трендах, актуальных в современной образовательной среде.
Образовательные возможности сегодняшнего высокотехнологичного общества предъявляют повышенные запросы к качеству, эффективности и процессуальной стороне обучения в целом, и к обучению иностранным языкам, в частности.
Компьютерные технологии начали внедрять в процесс обучения иностранным языкам более 60 лет назад. В условиях информационной эпохи развития общества необходимость использования современных технологий, а в частности, цифрового формата, теперь является не только предметом обсуждения 1Т-специалистов, а важнейшей необходимостью для интеграции в образовательный процесс у каждого современного российского и зарубежного учителя.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к развитию у учащихся иноязычной коммуникативной компетенции. В процессе изучения иностранного языка именно чтение становится одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. В процессе чтения учащиеся извлекают информацию из письменно фиксированного текста. Чтение носит многофункциональный характер: способствует овладению практическими аспектами иностранного языка, отражает тесную взаимосвязь языка и культуры, служит средством информационного и образовательного обогащения, а также нередко выступает эффективным инструментом в рамках самообразования. Методисты нередко отмечают, что чтение можно считать как бы переходной формой от говорения к письму, так как оно комбинирует в себе свойства и того, и другого. Из этого следует, что чтение способствует совершенствованию других видов коммуникативной деятельности, предоставляя обширные образовательные возможности, направленные на всестороннее развитие школьников иноязычными средствами.
Работа с иноязычными текстами для чтения в предлагаемых учебно-методических комплексах часто построена на теоретических принципах. Но в учебных реалиях у обучающихся нередко возникают лингвистический и психологический барьеры. В тот момент, когда учащимся необходимо работать с текстовыми материалами в рамках работы с чтением, демонстрируя свои умения обрабатывать информацию, анализировать, резюмировать прочитанное, а также показать свои коммуникативные умения в обсуждении на основе прочитанного, возникает ситуация, чаще описываемая как «все понимаю, а сам сказать не могу». В связи с неполным, поверхностным пониманием содержательной стороны текста, а также упущением дополнительных фактов, которые могут быть написаны «между строк», учащемуся сложно проанализировать написанное и получить ценный опыт работы с аутентичным материалом в полной мере.
Кроме того, большой серьезной проблемой во время работы с текстами во время изучающего, глубинного чтения может стать мотивационная составляющая. Возможно, поведенческий аспект не будет серьезным препятствием среди учащихся младших классов, где учитель является безусловным авторитетом в глазах детей и легче поддерживает дисциплину, но вот среди подростков, продолжительно читающих относительно длинные тексты с наличием трудностей, поддерживать постоянный интерес, работая лишь по книге, становится практически невозможно.
Все это объясняет острую необходимость применения современных технологий в контексте работы с изучающим чтением, которые будут способствовать полному пониманию учащимися содержащейся в тексте информации, а также станут эффективными инструментами поддержания интереса к читаемому на протяжении всего процесса занятия. Стоит отметить, что в процессе обучения при использовании цифровых технологий подразумевается высокая степень самостоятельного изучения материала. Учащийся, в отличие от традиционных методов работы, становится активным субъектом процесса, открывая путь к овладению знаниями. Учитель выступает не только транслятором, но и медиатором, активным помощником, который стимулирует учебный процесс.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска и внедрения современных технологий при работе с текстом на уроках иностранного языка, дальнейшего обогащения базы методов обучения чтению, направленных на комплексное совершенствование иноязычной компетенции.
Цель данного исследования - это выявление и обоснование образовательного потенциала применения цифрового повествования в работе с изучающим видом чтения иноязычных текстов у учащихся-подростков на занятиях в лингвистическом центре.
Объект исследования - процесс обучения изучающему чтению на занятиях по иностранному языку учащихся лингвистического центра.
Предмет исследования - цифровая технология “Digital storytelling” при обучении чтению иноязычных текстов учащихся лингвистического центра.
Гипотеза исследования состоит в том, что методически грамотное применение цифровой технологии “Digital Storytelling” при обучении изучающему виду чтения учащихся-подростков в лингвистическом центре способствует успешному овладению читательской компетенцией и повышению мотивации обучаемых к чтению материалов на английском языке.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
1) изучить психолого-педагогическую характеристику особенностей учащихся-подростков в контексте обучения иностранному языку;
2) проанализировать методические аспекты обучения чтению на уроках иностранного языка у учащихся средних классов и рассмотреть цифровые технологии при работе с чтением на иностранном языке;
3) выявить и обосновать образовательный потенциал технологии
“Storytelling” в контексте преподавания и изучения английского языка;
4) разработать серию мероприятий “Reading&Speaking club” на базе языкового центра Language’s’cool на основе применения технологии цифрового повествования среди учащихся-подростков;
5) осуществить апробацию применения цифровой технологии “Digital storytelling” в работе с изучающим чтением с применением образовательной сторителлинговой платформы “EdStories” путем реализации вышеупомянутой серии мероприятий;
6) проанализировать результаты апробации и сформулировать методические указания по внедрению технологии “Digital storytelling” в процесс обучения.
Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании образовательного потенциала использования цифрового сторителлинга в обучении изучающему чтению подростков, а также в разработке планов для серии мероприятий лингвистического центра, направленных на развитие умений изучающего чтения как средства повышения иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.
Теоретическая значимость работы обоснована тем, что она вносит вклад в теоретическую разработку проблемы обучения изучающему чтению как виду работы с иноязычными текстами на занятиях по английскому языку, при этом дополняет имеющиеся на сегодняшний день представления об эффективности применения цифровых технологий при работе с чтением на иностранном языке.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в качестве материала для занятий по английскому языку как в курсе обучения подростков в лингвистических центрах, так и у учащихся средних классов в общеобразовательной школе.
Для реализации цели и задач исследования были использованы такие методы исследования, как метод анализа методической и психолого-педагогической литературы, метод синтеза, метод обобщения, метод тестирования, моделирование, пробное обучение.
В качестве методической базы исследования использовались работы следующих российских авторов: Г. В. Рогова, И. А. Зимняя, И. А. Бредихина, Н. Д. Гальскова, С. К. Фоломкина, Е. И. Пассов, Е. С. Полат, Л. П. Солонцова, и др.; а также зарубежных исследователей: Bernar R. Robin, R. Blaine, J. Walsh, R. Bakar и др.
Апробация результатов исследования была представлена в материалах следующих публикаций:
1. Danilova E. A. «Pedagogical power of storytelling in English lessons». Международная научно-практическая конференция «Язык в сфере профессиональной коммуникации», УрФУ, Екатеринбург, 2021 г.;
2. Данилова Е. А. «Образовательный потенциал цифрового
сторителлинга на уроках английского языка». Электронный научный журнал «Студенческий вестник» № 35(180), издательства
«Интернаука», 2021 г.;
3. Данилова Е. А. «Применение цифровой технологии Digital
Storytelling при работе с изучающим чтением у подростков на уроках английского языка в языковом центре». Электронный научный журнал «Студенческий вестник» № 7(199), издательства
«Интернаука», 2022 г.
Работа включает в себя введение, две главы, подразделенные на параграфы, выводы по главам, заключение, список использованных источников, содержащий 77 источников, семи приложений, три рисунка и пяти таблиц. Общий объем работы составляет 91 страницу.
Положения, выносимые на защиту:
1. Внедрение современных Интернет-ресурсов в образовательный процесс является необходимым и эффективным средством при овладении иноязычной компетенцией.
2. Современные компьютерные технологии в обучении способствуют активному развитию цифровой компетентности учащихся как важнейшей составляющей грамотности XXI века.
3. Комплексный подход к изучающему виду чтения способствует повышению языкового уровня учащихся, совершенствованию коммуникативной компетенции и стимулированию мотивации к обучению.
4. Цифровой сторителлинг в работе с изучающим чтением способствует формированию эмоциональных связей, позволяющих удерживать внимание учащихся при эффективном запоминании материала.
5. В результате применения технологии цифрового сторителлинга значительно повышается качество и результативность работы с изучающим видом чтения на уроках по иностранному языку.
На данный момент образовательный потенциал цифрового повествования в контексте обучения чтению на занятиях по английскому языку не освещается исследователями на должном уровне, несмотря на то, что именно изучающее чтение является переходной деятельностью от письма к говорению, позволяя обучающимся преобразовывать содержание читаемого в содержание личного опыта при обогащении системы знаний.
Зачастую учащиеся испытывают ряд трудностей при овладении читательской компетенцией, наблюдается значительное снижение интереса и внимательного отношения к чтению, в связи с этим, современному учителю необходимо задействовать более эффективные инструменты при работе с изучающим, глубинным чтением иноязычных материалов, повышая интерес учащихся к читаемому при комплексном совершенствовании иноязычной компетенции.
В рамках данного исследования нами были проанализированы психолого-педагогические особенности учащихся-подростков в контексте обучения иностранным языкам. Можно резюмировать, что подростковый возраст, характеризующийся высоким влиянием критического мышления, является благоприятным для раскрытия творческого потенциала учащихся .
Далее мы подробно рассмотрели методическую составляющую обучения чтению на уроках иностранного языка, изучили характеристики и особенности существующих видов чтения. Мы определили роль изучающего чтения в процессе овладения иноязычной компетенцией, описали алгоритм работы и методические указания на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах работы с читаемым материалом. Также нами были рассмотрены цифровые ресурсы, предоставляющие возможность работы с англоязычными текстами.
При рассмотрении современных методов и технологий в образовании, мы выявили необходимость формирования учителем образовательной среды для достижения поставленных языковых и воспитательных целей обучения посредствам изучающего чтения при наибольшей эффективности. В ходе данного исследования нами был выявлен и определен педагогический потенциал цифрового сторителлинга как технологии, способствующей формированию «грамотности XXI века», в которую входят информационная, техническая, цифровая и универсальная грамотность.
Мы определили и изучили ряд возможных цифровых технологий при работе с чтением на иностранном языке, опытным путем сформировали базу современных Интернет-ресурсов и приложений, которые являются доступными инструментами для совершенствования того или иного аспекта иноязычной компетенции учащихся и могут широко применяться на разных языковых уровнях и типах занятий. Также, выявив отличия методик обучения и педагогических технологий, мы рассмотрели технологию цифрового сторителлинга.
Затем мы апробировали данную образовательную технологию в лингвистическом центре в рамках еженедельных мероприятий “Reading&Speaking club”, на которые приглашались подростки. Для работы с изучающим чтением мы поэтапно применили технологию цифрового сторителлинга, задействуя образовательную Интернет-платформу “EdStories”.
Результаты, полученные в ходе исследования, демонстрируют, что технология “Digital storytelling”, являясь современным образовательным средством, способствует комплексному развитию иноязычной компетенции учащихся, наделяет образовательный процесс увлекательностью и интерактивностью и способствует развитию у учащихся важнейших навыков работы с информацией, содержащейся в иноязычных текстах.
Законодательные материалы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 г. № 576, от 28.12.2015 г. № 1529, от 26.01.2016 г. №38)
2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (с изменениями и дополнениями) (протокол от 31.05.2011).
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). - 2016. - 569 с.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413).
Монографические издания
6. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - М.; ИКАР, 2009. - 448 с.
7. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: - Пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 227 с.
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с. - ISBN 5-89395-048-6.
9. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков:
Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И. А. Бредихина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун¬т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с. - ISBN 978-5-7996¬1.
10. Волков Б.С. Психология возраста: от младшего школьника до старости. Логические схемы. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / Б.С. Волков. - М.: Владос, 2013. - 511 с. - ISBN 978-5-691-01921-0.
11. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам:
Лингводидактика и методика : учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 3-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с. - ISBN 978-5-4468-1721-4.
12. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. - ISBN 5¬89415-290-9.
13. Гамезо М.В., Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие
для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.:
Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - ISBN 5-93134-195-1.
14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 252 с.
15. Городникова М.Д. Лингвистика текста и обучение ознакомительному чтению в средней школе / М. Д. Городникова, Н. И. Супрун, Э. Б. Ригон. - М.: Просвещение, 1987. - 157 с.
16.Загвязинский В.И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.вузов / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. - М.: Академия, 2008. - 343 с.
...