Формирование диалогических умений младших школьников на основе личностно-деятельностного подхода
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО¬
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 8
1.1. Определение содержания основных понятий 8
1.2. Принципы личностно-деятельностного подхода и психолого¬
педагогическая характеристика младшего школьника 13
1.3. Этапы формирования диалогических умений в рамках личностно¬
деятельностного подхода 24
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контролирующий этап 54
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО¬
ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 8
1.1. Определение содержания основных понятий 8
1.2. Принципы личностно-деятельностного подхода и психолого¬
педагогическая характеристика младшего школьника 13
1.3. Этапы формирования диалогических умений в рамках личностно¬
деятельностного подхода 24
Выводы по главе 1 34
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ
ДИАЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ
ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА 37
2.1. Констатирующий этап 37
2.2. Формирующий этап 44
2.3. Контролирующий этап 54
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ
Несомненно, каждый учитель в течение своей практики задумывался о том, как сделать процесс формирования и развития тех или иных речевых умений учеников наиболее результативным, при этом сохранив интерес каждого ученика к овладению этими умениями и даже развив его мотивацию к обучению.
Известно, что результатом обучения иностранному языку в школе является способность ученика эффективно вступать в коммуникацию на этом языке, а одним из важных умений в процессе коммуникации является умение вести диалог. Следовательно, одной из наиболее актуальных задач, предстающих перед учителем иностранного языка, является формирование диалогических умений.
Научить ребенка устанавливать контакт с разными людьми на иностранном языке, создавать ситуации успешного сотрудничества и диалога, при этом излагая свои мысли ясно и в соответствии с лексическими, грамматическими и фонетическими нормами изучаемого языка - весьма непростая задача для учителя. Она представляется еще более сложной при обучении детей младшего школьного возраста в связи с их психологическими и возрастными характеристиками. Поэтому целесообразным было бы выбрать подход, который бы позволил учитывать личностные особенности каждого ученика в процессе обучения диалогическим умениям, как и любым другим умениям. Наиболее подходящим для достижения этой цели мы считаем личностно- деятельностный подход, поскольку он предполагает субъектно-ориентированную организацию учителем учебной деятельности учеников. Иными словами, он подразумевает учет психологических особенностей учеников, отбор и разработку заданий, соответствующих этим особенностям, а также интересам и способностям каждого обучающегося, умение обеспечить обратную связь, готовность и желание делиться знаниями, готовность выслушать точку зрения ученика на какую-либо проблему и предоставить ему возможность самостоятельно найти её решение.
Результатом применения личностно-деятельностного подхода станет не только повышение мотивации к обучению и более эффективное овладение диалогическими умениями, но также и развитие таких личностных качеств ученика, как умение самостоятельно находить решение проблемы, умение критически и творчески мыслить, выражать свою точку зрения, способность выслушать точку зрения оппонента, анализировать свою деятельность и корректировать её в соответствии с целью и поставленными задачами.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что личностно-деятельностный подход отвечает важному требованию ФГОС нового поколения (2012) - такому, как личностное требование, которое предполагает необходимость обеспечения готовности и способности учащихся к саморазвитию, формирования их мотивации к обучению и познанию, формирования ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личные позиции, социальные компетенции и личностные качества. Однако, несмотря на все эти несомненные преимущества личностно¬деятельностного подхода, он пока еще не получил широкого распространения в учебной практике, поэтому существует необходимость работы в направлении реализации данного подхода на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам.
Предмет исследования - формирование диалогических умений на уроках английского языка у учеников 4-го класса в рамках личностно-деятельностного подхода.
Целью данной работы является теоретическое и практическое исследование возможности использования личностно-деятельностного подхода с целью формирования диалогических умений учащихся 4-го класса на уроках английского языка.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятий «формирование», «умение»,
«диалогические умения», «подход», «личностно-деятельностный
подход».
2. Изучить принципы личностно-деятельностного подхода и психолого-педагогические особенности учеников младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть этапы формирования диалогических умений младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности диалогических умений, а также уровень сформированности лексико-грамматических навыков как составляющих умения говорения, в частности - диалогического умения, на этапе до применения личностно-деятельностного подхода.
5. Разработать на основе личностно-деятельностного подхода комплекс упражнений, направленных на формирование диалогических умений, как альтернативу предложенным в учебнике упражнениям, а также применить его на практике.
6. Выявить уровень сформированности диалогических умений и уровень сформированности лексико-грамматических навыков на этапе после применения личностно-деятельностного подхода.
Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что использование личностно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка для формирования диалогических умений является фактором, влияющим на увеличение показателя уровня сформированности данных умений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, описание, измерение, моделирование, пробное обучение, обоснование, анкетирование, сравнение.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования личностно-деятельностного подхода как условия повышения эффективности процесса формирования диалогических умений учеников начальных классов на уроках английского языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования можно будет использовать в практике преподавания английского языка в начальной школе для формирования диалогических умений, а также на практических занятиях по методике преподавания английского языка в ВУЗах.
Апробация: Основные теоретические и практические положения данной работы были представлены на седьмой , восьмой и девятой международной студенческой конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 13 апреля 2015 года, 12 апреля 2016 года и 12 апреля 2017 года. В 2015 году доклад был отмечен сертификатом «За лучший доклад».
Методической базой исследования послужил учебно-методический комплект (УМК) «English» И.А. Верещагиной, О.В. Афанасьевой (2012).
Структура работы, в соответствии с поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, выводов по обеим главам, заключения, библиографического списка, включающего 50 источников, и приложения, количество страниц (без приложения) равняется 65.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяется объект, предмет исследования цель и задачи, а также перечисляются методы исследования, материалы, использованные в ходе работы, называется гипотеза, практическая и теоретическая значимость.
В первой главе дается определение содержания ключевых понятий, лежащих в основе работы, раскрываются теоретические основы личностно-деятельностного подхода и психолого-педагогические характеристики младшего школьника, рассматриваются этапы формирования диалогических умений.
Вторая глава посвящена выявлению уровня сформированности диалогических умений учеников 4 класса до применения личностно-деятельностного подхода, составлению комплекса упражнений на формирование этих умений, применению их на практике в рамках личностно-деятельностного подхода и выявлению уровня сформированности диалогических умений учеников после применения данного подхода.
В выводах по главе 1 дается обобщение теоретических положений, рассмотренных в этой главе. В выводах по главе 2 обобщается практическая часть исследования, приводятся её результаты.
Заключение является обобщением всего исследования, в нем перечисляются решенные в ходе него задачи и достигнутая цель, а также описываются перспективы дальнейшей работы по данной теме.
В библиографическом списке перечисляется использованная в ходе работы литература, даются ссылки как на письменные, так и на электронные источники.
В приложении приводятся таблицы по выявлению уровня реализации личностно-деятельностного подхода на уроке иностранного языка, критерии уровня сформированности диалогических умений, списки лексико-грамматических единиц по 2 темам из учебника, ряд упражнений на формирование диалогических умений, таблица по учету лексико-фонетико-грамматических навыков и методика по выявлению ведущей репрезентативной системы.
Известно, что результатом обучения иностранному языку в школе является способность ученика эффективно вступать в коммуникацию на этом языке, а одним из важных умений в процессе коммуникации является умение вести диалог. Следовательно, одной из наиболее актуальных задач, предстающих перед учителем иностранного языка, является формирование диалогических умений.
Научить ребенка устанавливать контакт с разными людьми на иностранном языке, создавать ситуации успешного сотрудничества и диалога, при этом излагая свои мысли ясно и в соответствии с лексическими, грамматическими и фонетическими нормами изучаемого языка - весьма непростая задача для учителя. Она представляется еще более сложной при обучении детей младшего школьного возраста в связи с их психологическими и возрастными характеристиками. Поэтому целесообразным было бы выбрать подход, который бы позволил учитывать личностные особенности каждого ученика в процессе обучения диалогическим умениям, как и любым другим умениям. Наиболее подходящим для достижения этой цели мы считаем личностно- деятельностный подход, поскольку он предполагает субъектно-ориентированную организацию учителем учебной деятельности учеников. Иными словами, он подразумевает учет психологических особенностей учеников, отбор и разработку заданий, соответствующих этим особенностям, а также интересам и способностям каждого обучающегося, умение обеспечить обратную связь, готовность и желание делиться знаниями, готовность выслушать точку зрения ученика на какую-либо проблему и предоставить ему возможность самостоятельно найти её решение.
Результатом применения личностно-деятельностного подхода станет не только повышение мотивации к обучению и более эффективное овладение диалогическими умениями, но также и развитие таких личностных качеств ученика, как умение самостоятельно находить решение проблемы, умение критически и творчески мыслить, выражать свою точку зрения, способность выслушать точку зрения оппонента, анализировать свою деятельность и корректировать её в соответствии с целью и поставленными задачами.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что личностно-деятельностный подход отвечает важному требованию ФГОС нового поколения (2012) - такому, как личностное требование, которое предполагает необходимость обеспечения готовности и способности учащихся к саморазвитию, формирования их мотивации к обучению и познанию, формирования ценностно-смысловых установок обучающихся, отражающих их личные позиции, социальные компетенции и личностные качества. Однако, несмотря на все эти несомненные преимущества личностно¬деятельностного подхода, он пока еще не получил широкого распространения в учебной практике, поэтому существует необходимость работы в направлении реализации данного подхода на уроках иностранного языка.
Объектом исследования является личностно-деятельностный подход в методике обучения иностранным языкам.
Предмет исследования - формирование диалогических умений на уроках английского языка у учеников 4-го класса в рамках личностно-деятельностного подхода.
Целью данной работы является теоретическое и практическое исследование возможности использования личностно-деятельностного подхода с целью формирования диалогических умений учащихся 4-го класса на уроках английского языка.
Для достижения данной цели необходимо выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть содержание понятий «формирование», «умение»,
«диалогические умения», «подход», «личностно-деятельностный
подход».
2. Изучить принципы личностно-деятельностного подхода и психолого-педагогические особенности учеников младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть этапы формирования диалогических умений младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности диалогических умений, а также уровень сформированности лексико-грамматических навыков как составляющих умения говорения, в частности - диалогического умения, на этапе до применения личностно-деятельностного подхода.
5. Разработать на основе личностно-деятельностного подхода комплекс упражнений, направленных на формирование диалогических умений, как альтернативу предложенным в учебнике упражнениям, а также применить его на практике.
6. Выявить уровень сформированности диалогических умений и уровень сформированности лексико-грамматических навыков на этапе после применения личностно-деятельностного подхода.
Гипотезой нашего исследования является утверждение о том, что использование личностно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка для формирования диалогических умений является фактором, влияющим на увеличение показателя уровня сформированности данных умений.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ, синтез, наблюдение, описание, измерение, моделирование, пробное обучение, обоснование, анкетирование, сравнение.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании необходимости использования личностно-деятельностного подхода как условия повышения эффективности процесса формирования диалогических умений учеников начальных классов на уроках английского языка.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования можно будет использовать в практике преподавания английского языка в начальной школе для формирования диалогических умений, а также на практических занятиях по методике преподавания английского языка в ВУЗах.
Апробация: Основные теоретические и практические положения данной работы были представлены на седьмой , восьмой и девятой международной студенческой конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 13 апреля 2015 года, 12 апреля 2016 года и 12 апреля 2017 года. В 2015 году доклад был отмечен сертификатом «За лучший доклад».
Методической базой исследования послужил учебно-методический комплект (УМК) «English» И.А. Верещагиной, О.В. Афанасьевой (2012).
Структура работы, в соответствии с поставленной целью и задачами, состоит из введения, двух глав, выводов по обеим главам, заключения, библиографического списка, включающего 50 источников, и приложения, количество страниц (без приложения) равняется 65.
Во введении дается обоснование актуальности работы, определяется объект, предмет исследования цель и задачи, а также перечисляются методы исследования, материалы, использованные в ходе работы, называется гипотеза, практическая и теоретическая значимость.
В первой главе дается определение содержания ключевых понятий, лежащих в основе работы, раскрываются теоретические основы личностно-деятельностного подхода и психолого-педагогические характеристики младшего школьника, рассматриваются этапы формирования диалогических умений.
Вторая глава посвящена выявлению уровня сформированности диалогических умений учеников 4 класса до применения личностно-деятельностного подхода, составлению комплекса упражнений на формирование этих умений, применению их на практике в рамках личностно-деятельностного подхода и выявлению уровня сформированности диалогических умений учеников после применения данного подхода.
В выводах по главе 1 дается обобщение теоретических положений, рассмотренных в этой главе. В выводах по главе 2 обобщается практическая часть исследования, приводятся её результаты.
Заключение является обобщением всего исследования, в нем перечисляются решенные в ходе него задачи и достигнутая цель, а также описываются перспективы дальнейшей работы по данной теме.
В библиографическом списке перечисляется использованная в ходе работы литература, даются ссылки как на письменные, так и на электронные источники.
В приложении приводятся таблицы по выявлению уровня реализации личностно-деятельностного подхода на уроке иностранного языка, критерии уровня сформированности диалогических умений, списки лексико-грамматических единиц по 2 темам из учебника, ряд упражнений на формирование диалогических умений, таблица по учету лексико-фонетико-грамматических навыков и методика по выявлению ведущей репрезентативной системы.
Несомненно, важным при обучении английскому языку является не только формирование и развитие у ученика тех или иных коммуникативных умений, но и обеспечение развития таких личностных качеств ученика, как умение самостоятельно находить решение проблемы, критически и творчески мыслить, выражать свою позицию, способность выслушать мнение оппонента, анализировать свою деятельность и корректировать её в соответствии с целью и поставленными задачами. Сформировать все вышеупомянутые качества — значит сформировать личность, которая сможет эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
Следует заметить, что формирование вышеупомянутых качеств не может не влиять на более успешное усвоение материала на уроке, поскольку подход, который обеспечил бы наличие такой атмосферы во время занятия, поспособствовал бы мотивации учеников к обучению, а, следовательно, и эффективному процессу самого обучения. Таким подходом, на наш взгляд, явился именно личностно-деятельностный подход, который содержит в себе все принципы, необходимые для реализации подобного обучения.
Наша работа посвящена реализации возможности создания такой благоприятной атмосферы, или, иными словами, реализации личностно-деятельностного подхода на уроках английского языка, а в частности - на уроках, посвященных формированию диалогических умений, поскольку преимущественно именно в процессе устной вербальной коммуникации легче всего было бы выработать ранее перечисленные качества. А выработанные таким образом качества, в свою очередь, сделали бы процесс формирования диалогических умений более эффективным.
Другими словами, в сферу наших интересов вошло использование личностно-деятельностного подхода для формирования диалогических умений у учащихся младших классов на уроках английского языка.
Для достижения данной цели в главе 1 настоящей работы мы рассмотрели содержание основных понятий данной работы: понятие личностно-деятельностного подхода, формирования и диалогических умений.
Мы изучили принципы личностно-деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку, и рассмотрели психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Были подробно рассмотрены этапы формирования и развития умений говорения, диалогических умений - в частности, в рамках личностно¬деятельностного подхода.
Во второй главе данной работы мы выявили уровень
сформированности диалогических умений у учащихся 4 класса, а также их уровень сформированности лексико-грамматических навыков как составляющих умения говорения на этапе до применения личностно- деятельностного подхода.
Следующим шагом явилась разработка комплекса упражнений для формирования диалогических умений в качестве альтернативы предложенным в учебнике упражнениям и применение этого комплекса на практике в течение 12 уроков у 4 класса.
Затем мы выявили уровень развития диалогических умений и уровень сформированности лексико-грамматических навыков на этапе после применения личностно-деятельностного подхода. Результатом стало увеличение уровня сформированности диалогических умений на 5 баллов и уровня сформированности лексико-грамматических навыков на 13,6%.
Следует заметить, что формирование вышеупомянутых качеств не может не влиять на более успешное усвоение материала на уроке, поскольку подход, который обеспечил бы наличие такой атмосферы во время занятия, поспособствовал бы мотивации учеников к обучению, а, следовательно, и эффективному процессу самого обучения. Таким подходом, на наш взгляд, явился именно личностно-деятельностный подход, который содержит в себе все принципы, необходимые для реализации подобного обучения.
Наша работа посвящена реализации возможности создания такой благоприятной атмосферы, или, иными словами, реализации личностно-деятельностного подхода на уроках английского языка, а в частности - на уроках, посвященных формированию диалогических умений, поскольку преимущественно именно в процессе устной вербальной коммуникации легче всего было бы выработать ранее перечисленные качества. А выработанные таким образом качества, в свою очередь, сделали бы процесс формирования диалогических умений более эффективным.
Другими словами, в сферу наших интересов вошло использование личностно-деятельностного подхода для формирования диалогических умений у учащихся младших классов на уроках английского языка.
Для достижения данной цели в главе 1 настоящей работы мы рассмотрели содержание основных понятий данной работы: понятие личностно-деятельностного подхода, формирования и диалогических умений.
Мы изучили принципы личностно-деятельностного подхода, которые необходимо учитывать при обучении иностранному языку, и рассмотрели психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста.
Были подробно рассмотрены этапы формирования и развития умений говорения, диалогических умений - в частности, в рамках личностно¬деятельностного подхода.
Во второй главе данной работы мы выявили уровень
сформированности диалогических умений у учащихся 4 класса, а также их уровень сформированности лексико-грамматических навыков как составляющих умения говорения на этапе до применения личностно- деятельностного подхода.
Следующим шагом явилась разработка комплекса упражнений для формирования диалогических умений в качестве альтернативы предложенным в учебнике упражнениям и применение этого комплекса на практике в течение 12 уроков у 4 класса.
Затем мы выявили уровень развития диалогических умений и уровень сформированности лексико-грамматических навыков на этапе после применения личностно-деятельностного подхода. Результатом стало увеличение уровня сформированности диалогических умений на 5 баллов и уровня сформированности лексико-грамматических навыков на 13,6%.
Подобные работы
- Реализация ситуативного подхода в формировании коммуникативных умений младшего школьника
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на основе предметно-языкового интегрированного подхода во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных
учебных действий у детей младшего школьного возраста
на основе предметно-языкового интегрированного подхода
во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - Использование учебного диалога в процессе формирования коммуникативных навыков младших школьников
в ходе реализации ФГОС НОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса
младших школьников
в учебно-воспитательном процессе школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



