Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психосемантическая процедура диагностики системы жизнеобеспечения личности

Работа №101443

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы24
Год сдачи2018
Стоимость250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
134
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Заключение
Публикации

Актуальность. Обнаруживаются несколько общественных сфер, в которых все больше внимания уделяется диагностике защитно-адаптационного потенциала людей с помощью стандартизированных психологических процедур. В их рамках иметь возможность выявить особенности защитно-адаптационных способностей человека, прогнозировать и корректировать его поведение в нештатных жизненных ситуациях означает снизить вероятность риска потерь человеческих ресурсов и финансовых трат.
Психодиагностика и консультирование лиц, занимающихся опасными и ответственными видами трудовой деятельности (Морозова, Гусева, 2014; Бибарцева, 2017; Кущев, 2017 и др.). Так, своевременно выявленное снижение способности человека эффективно справляться с жизненными и рабочими трудностями помогает специалистам эффективно оказать сотруднику помощь в сохранении его личностного благополучия, а в некоторых случаях и физической безопасности. Психодиагностика и консультирование сотрудников в коммерческих организациях (Водопьянова, 1997; Урбанович, 2003; Brown, 2005; Мирошник, 2010; Хачатурова, 2012; Сулим, 2016). Спрос диктуется как со стороны организационных психологов, так и со стороны руководителей. Обоим важно понимать, какие возможные жизненные трудности есть у сотрудников, которые потенциально могут мешать выполнению их должностных обязанностей или карьерному росту. Похожая потребность наблюдается и в сфере диагностики и развития защитно-адаптационного потенциала личности педагогов (Озеров, 2011; Дмитриева, Качановецкая, 2013; Кленова, 2017; Митина, Асмаковец, 2001; Семенова, 2002; Манойлова, 2004; Данилова, 1997; Баранов, 2001; Ежова, 2003; Минияров, 2015; Сергеева, 2015).
Такие социальные явления, как безработица, зависимости от психоактивных веществ и людей, невротические расстройства, психосоматические заболевания и прочие преимущественно возникают на фоне снижения способности человека бороться с вызовами судьбы (Чехлатый, 2007; Березин, 1998; Гуреева, 2009; Чернов, 2016; Гладков, 2010; Борок, 2016). Однако государство при решении данных проблем недостаточно учитывает их психологическую составляющую, решая проблему иными путями, например: привлекая к уголовной ответственности за употребление и распространение наркотиков, повышая денежное пособие безработным, повышая цены на алкоголь и табак, увеличивая штрафы, допуская популяризацию «быстрых препаратов» против стресса и т. д. Данные пути имеют видимые ограничения, поэтому социальные проблемы продолжают нести значительные человеческие потери и финансовые траты. Но и психологический подход имеет ряд ограничений, связанных с диагностикой, которые приведены ниже.
На фоне общей востребованности психологической диагностики в вышеуказанных областях тем не менее обнаруживается ряд проблем, связанных с диагностическим инструментарием, что, по всей видимости, и составляет заметный разрыв между практикой психологического тестирования и консультированием. Так, методики, которыми на сегодняшний день располагает психолог, имеют ряд ограничений для использования: большинство из них создавалось для исследовательских целей и не адаптировалось для практики, в частности, для психотерапевтических задач. При помощи часто используемой опросниковой формы со взрослыми, можно исследовать скорее их суждения о своем поведении, а не само поведение, что , безусловно, вносит неопределенность при выборе терапевтических мишеней.
Таким образом, ряд общественных сфер для наиболее эффективной работы нуждаются в совершенствовании инструментов психодиагностики, которые подходили бы ближе к исследованию поведения личности и имели бы психотерапевтический потенциал. Инструмент даст возможность на уровне практики объединить диагностику защитно-адаптационных способностей условно здоровых людей и их дальнейшее консультирование в последовательные этапы единого процесса.
Степень научной разработанности проблемы исследования.
Вне зависимости от методического подхода суть личностного психологического консультирования заключается в содействии клиенту в решении им его разнообразных жизненных трудностей. Анализ актуальных интересов специалистов в области психодиагностики показал нехватку исследований, нацеленных на обеспечение возможности для практического психолога прояснить наиболее объективную картину по следующим важным для консультирования вопросам:
1. Какого вида трудность испытывает клиент; относится ли она к недостатку навыков и умений, связана с ценностно-смысловыми поисками клиента или требует анализа вытесненного травматического опыта (в запросе клиента часто звучит не то, с чем в итоге следует работать).
2. Какие психологические ресурсы есть у клиента, которые можно использовать для решения актуальной трудности.
3. Каким образом клиент склонен решать актуальные трудности. Это необходимо, чтобы понять, какие из возможных способов вероятней всего не помогут в решении проблемы.
4. Можно ли говорить о наличии у клиента фиксаций на каком-либо одном (или нескольких) способе решения жизненных трудностей. За короткий срок не всегда можно определить, является ли выявленный в беседе способ, которым клиент пытается решить свою проблему, подобранным им локально для этой трудности или же он используется клиентом «тотально», без должной ориентации на неповторимость жизненной трудности.
При поиске ответов на указанные вопросы в процессе беседы возникают следующие сложности:
1. Определить род трудности клиента необходимо за короткое время.
2. Необходимо «фильтровать ненужные» темы, возникающие в процессе консультирования, некоторые темы можно опустить ввиду их низкой значимости для основной проблемы или большой эмоциональной заряженности; иначе это может отвлечь внимание от основного запроса.
3. У клиента могут сработать психологические защиты в ответ на обсуждение тревожащих подробностей, что также потребует от специалиста квалификации быстро справиться с дополнительной задачей.
Вышесказанное указывает на необходимость в методиках, предназначенных для целей личностного консультирования, выполненных с позиции интегративного подхода к диагностике (Волочков, 2007). Концептуально с этими целями согласуется модель системы жизнеобеспечения личности (Богданова, Доценко, 2010). Авторы теоретической модели полагают, что отвечать на вызовы судьбы и решать жизненные трудности человеку призвана помогать интегральная система жизнеобеспечения личности как совокупность взаимосвязанных способов, в разной степени направленных на адаптацию и/или развитие личности человека. Авторы предлагают концептуально считать феномены психосоматического реагирования, психических защит, копинг-стратегий и личностных ресурсов сравнительно полным перечнем способов жизнеобеспечения личности.
В ходе литературного поиска мы выявили несколько методик, направленных на диагностику некоторых феноменов жизнеобеспечения по отдельности. Методик диагностики сразу всех феноменов (способов) жизнеобеспечения обнаружено не было. Тем не менее мы предположили, что при расширенном поиске и анализе методик могут быть обнаружены инструменты, все же позволяющие решать поставленные диагностические задачи. Потребовалось проанализировать 53 методики (совокупно 240 шкал). В результате методик, подходящих для наших целей, не найдено и также показана нецелесообразность составления батареи тестов. Таким образом, проблема заключается в отсутствии оригинального инструмента, позволяющего в рамках психологического консультирования диагностировать индивидуальный способ жизнеобеспечения личности. Теоретической проблемой является вопрос о наличии или отсутствии у людей одного или нескольких наиболее часто используемых (ведущих) способов преодоления жизненных трудностей.
Объект исследования: способы решения жизненных трудностей, используемые взрослым психически здоровым человеком.
Предмет исследования: процедура диагностики системы жизнеобеспечения личности. Мишенью процедуры является система операциональных готовностей как сознательных и бессознательных поведенческих намерений человека, активизируемых для решения жизненных трудностей.
Цель работы: разработать диагностическую процедуру, позволяющую в рамках процесса психологического консультирования выявлять индивидуальные и типовые (типичные) соотношения способов, используемых людьми для решения жизненных трудностей.
Задачи: В теоретическом аспекте:
1. Концептуально и феноменологически описать способы, используемые человеком для решения жизненных трудностей.
2. Показать характеристики разных по типу жизненных трудностей и способов, используемых людьми для их решения.
В методическом аспекте:
1. Определить методологический подход к получению данных о способах, используемых человеком для решения жизненных трудностей.
2. Разработать инструмент для выявления ведущих и второстепенных способов решения жизненных трудностей.
В эмпирическом аспекте:
1. Определить психометрические показатели разрабатываемой методики.
2. Выявить возможность выделения в индивидуальной системе жизнеобеспечения ведущих и второстепенных способов решения трудностей;
3. Проверить способность методики выявлять типовые характеристики систем жизнеобеспечения.
Гипотезы:
1. Операциональная сторона индивидуальной системы значений, активизируемая при решении жизненных трудностей, содержит общие обыденные семантические единицы, релевантные различным группам способов решения жизненных трудностей.
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосемантического подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагностирующий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет валидно и надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жизненных трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспечения личности.
3. Методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет эффективно реализовать диагностический этап психологического консультирования: дает информацию о субъективно важных жизненных трудностях клиента и стратегиях, которые он использует для их преодоления. Для заполнения, обработки, интерпретации и предварительного обсуждения результатов достаточно времени традиционной консультативной встречи.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Базовой методологической платформой исследования выступила теория деятельности (Леонтьев А.Н., 1975; Рубинштейн, 1989). Базовой теорией исследования в пределах психологии деятельности выступила психосемантика, в частности, психосемантика обыденного сознания (Шмелев, 1983, 1996, 2013; Осгуд, 1999; Серкин, 2005, 2008, 2013; Улыбина, 2001; Митина, 2008; Петренко, 1988, 2009; Доценко, Вахитова, 2014). Концептуальную основу составили следующие исследования: феноменологическая психология (Улановский, 2016); психология критических, кризисных, экстремальных травматических, трудных и др. ситуаций (Василюк, 1984; Магомед-Эминов, 2005, 2014; Ромек, Конторович, Крукович, 2004; Бегоян, 2013).
При анализе, дифференциации и операционализации феноменов жизнеобеспечения использованы работы, выполненные в следующих областях : психосоматические процессы (Александер, 2002; Райх, 1997; Фрейд З., 2006; Доценко, Суховей, 2012 и др.), психические защиты (Хорни, 1997, 1998; Мак-Вильямс, 2001; Крюкова, 2004 и др.), копинг-стратегии (Lazarus, Folkman, 1984; Хекхаузен, 2001; Богданова, 2013 и др.) личностные ресурсы (Франкл, 2000; Столин, 1983; Леонтьев Д.А., 2000, 2010; Доценко, 2009 и др.).
При создании инструмента мы ориентировались на базовые требования, предъявляемые к психологическому тестированию (Анастази, 2005; Бодалев, Столин, Аванесов, 2006). В вопросах выстраивания и реализации этапов разработки методики мы опирались на руководства в современном изл ожении (Батурин, Мельникова, 2009; Доценко, Вахитова, 2014).
Методы исследования. Теоретические методы научного исследования: анализ литературы, теоретическое моделирование. Методы сбора данных: специально разработанная процедура, совмещающая в себе метод фокус-групп и семинара - «фокус-семинар», семантический дифференциал, проективные процедуры, структурированное наблюдение. Методы обработки и анализа данных: частотный анализ и метод экспертных оценок при наборе семантического материала, статистическая обработка данных семантического исследования методами: t-критерий Стьюдента, r-Пирсона, эксплораторный факторный анализ.
Вычисление показателей локуса жизнеобеспечения путем расчета квартилей по методу Турки (Хафизьянова, Бурыкин, Алеева, 2006).
Этапы исследования.
Теоретико-методологический этап заключался в анализе теоретического материала об особенностях проявления феноменов жизнеобеспечения личности для решения жизненных трудностей. На данном этапе была детализирована концептуальная модель путем выделения типов жизненных трудностей и определения способов преодоления релевантных им.
Методологическая особенность исследования состоит в различении между обеспечением валидности, выполняемой на всех этапах конструирования методики, что позволяет минимизировать (контролировать) источники нарушения валидности и проверкой валидности, выполняемой уже после получения пилотажной версии методики. В работе дано обоснование того, что приоритет следует отдавать обеспечению валидности как методологически более состоятельной и полной процедуре.
Эмпирический этап состоял из четырех шагов.
1. Собран семантический материал - единицы обыденного сознания, по отдельности отражающие четыре группы реакций на жизненные трудности.
2. Разработан диагностический инструмент для выявления феноменов жизнеобеспечения личности - модифицированный по содержанию семантический дифференциал, дополненный элементами, усиливающими проективный эффект.
3. Выполнено эмпирическое исследование, определены характеристики выборки для пилотажной проверки методики, минимизированы источники искажений, собран эмпирический материал.
4. Проведена оценка психометрических показателей методики, выявлены типовые соотношения способов жизнеобеспечения .
Эмпирическая база исследования.
Общее количество участников исследования на разных этапах составило 313 человек. Из них: 58 респондентов - испытуемые в процедурах сбора семантического материала и обеспечения критериальной валидности инструмента, 30 экспертов по оценке семантического материала, обеспечения конструктной валидности, 15 респондентов в процедуре оценки критериальной валидности. В основном исследовании в качестве испытуемых приняли участие 207 человек - люди обоих полов в возрасте от 18 до 65 лет - 112 женщин, 95 мужчин; 106 испытуемых в возрасте от 18 лет до 41 года и 101 испытуемый в возрасте от 42 до 65 лет. Тестирование проводили 5 психологов-экспериментаторов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась: сочетанием количественного и качественного анализа полученных данных, согласованностью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования; внутренней непротиворечивостью результатов исследования. Надежность по внутренней согласованности проверялась с помощью эксплораторного факторного анализа структуры методики; показатель надежности эксперта обеспечивался путем привлечения психологов-экспериментаторов и совместного согласования критериев оценки поведения испытуемого во время обследования; конструктная и критериальная валидность обеспечивалась путем обращения к носителям обыденного сознания на этапе разработки стимульного материала. То есть стимульный материал продуцировался не исследователями, а носителями обыденного сознания - потенциальными испытуемыми. Характеристики конструктной валидности выявлялись с помощью корреляционного анализа, обнаружения статистически значимых различий, факторного (эксплораторного) и качественного анализа. Критериальная валидность оценивалась путем сравнения результатов тестирования испытуемых и описаний поведения испытуемых, данных людьми из их близкого окружения.
Научная новизна.
1. Концептуально дополнена модель системы жизнеобеспечения личности. К выделенным в авторской модели способам жизнеобеспечения предложены четыре типа жизненных задач. Предложен опыт соотнесения по релевантности жизненных задач и способов их решения. Операционализированы способы/уровни системы жизнеобеспечения личности.
Задачи уровня личностных ресурсов нацелены на открытие новых жизненных перспектив, обретение устремлений, смыслов и ориентиров, направляющих течение жизни. Задачи уровня совладания (копинг-стратегий) ориентированы на достижение социально-психологических целей, данных в условиях наличия помех и/или дефицита ресурсов на их преодоление. Задачи защитного уровня ориентированы на временное снижение интенсивности чрезмерного эмоционального напряжения, возникшего в ответ на внутриличностные конфликты или внешние трудности, которые невозможно решить в наличный момент с помощью сознательных мыслительных операций. Задачи психосоматического типа нацелены на адаптацию организма к повседневным условиям существования и адекватное реагирование на локальные угрозы (стрессы) соматического и психологического планов.
2. Разработана и апробирована процедура получения семантического материала («Фокус-семинар») - тезауруса, который существует в обыденном сознании и используется для обозначения различных способов реагирования на жизненные трудности. Фокус-семинар представляет собой метод исследования, обладающий важными новыми характеристиками: адресуется не только к знаемому (рефлексируемому) содержанию, но и к имплицитному.
3. Разработан психодиагностический инструмент, позволяющий диагностировать широкий перечень способов: психосоматические реакции, психологические защиты, совладание, личностные ресурсы, используемых человеком при решении жизненных трудностей. Показана необходимость и возможность выполнить ряд классических психометрических требований для психосемантического инструмента.
4. Предложено использовать понятие операциональной готовности, служащее для обозначения системы сознательных и бессознательных поведенческих намерений человека, содержащихся в системе индивидуальных значений, активизируемых для решения жизненных трудностей. Таким образом получена возможность изучать защитно-адаптационный потенциал и психологические ресурсы развития человека, используя единый психосемантический инструментарий. В исследовательском плане это позволяет четче обозначать границы между феноменами психосоматических процессов, психологических защит, копинг-стратегий и личностной работы.
Положения, выносимые на защиту.
1. Операциональная сторона индивидуального значения, активизируемая при решении жизненных трудностей, кроме индивидуальных содержит общие обыденные семантические единицы, релевантые различным способам решения жизненных трудностей, обозначаемые понятиями «личностные ресурсы», «копинг-стратегии», «психические защиты» и «психосоматические процессы».
2. Диагностический инструмент, построенный на основе психосемантического подхода, дополненный элементами проективных процедур и диагностирующий операциональную сторону индивидуальных значений позволяет валидно и надежно определять ведущие и второстепенные способы решения жизненных трудностей в рамках индивидуальных и типовых систем жизнеобеспечения личности. К ведущим способам могут относиться личностная работа, копинг-стратегии, психологическая защиты или психосоматическое реагирование. Количество ведущих способов может варьировать от одного до трех альтернативно-ведущих.
3. Разработанная методика «Локус жизнеобеспечения личности» позволяет эффективно реализовывать диагностический этап психологического консультирования: дает валидную и надежную информацию о важных жизненных трудностях клиента и способах используемых им для их решения. Для заполнения, обработки, интерпретации и предварительного обсуждения результатов достаточно времени, традиционно отводимого для консультативной встречи.
Теоретическая значимость.
Концептуальное дополнение основной теоретической модели позволило выделить параметры индивидуальной системы жизнеобеспечения личности, выражающиеся в неповторимом круге жизненных событий, которым человек при - дает статус собственных жизненных трудностей, сочетании преимущественно используемых способов решения жизненных трудностей и степени адекватности и конструктивности их применения, а также в способности человека к изменению своих стратегий преодоления жизненных трудностей.
В частности показано, что к ведущим способам жизнеобеспечения могут относиться личностная работа, копинг-стратегии, психологическая защиты или психосоматическое реагирование. Количество ведущих способов может варьировать от одного до трех альтернативно-ведущих.
В исследовании показано, что люди с течением времени несколько меняют свое отношение к жизненным трудностям: личностной работы и совладания спустя некоторое время после возникновения трудности возрастает.
Исследование вносит вклад в изучение поведения людей в стрессовых, экстремальных ситуациях: дает теоретическую информацию и предлагает инструмент для проведения последующих исследований.
Практическая значимость. Разработанная методика предназначена для использования при решении задач в рамках психологического консультирования и психотерапии, в скриниговых обследованиях.
В психологическом консультировании инструмент можно использовать для выявления типов жизненных задач, которые вызывают у человека наибольшие трудности. По характеру задач и трудностей испытуемого можно судить о том, как он в целом устраивает свою жизнь: озадачен ли он экзистенциальными вопросами либо озабочен защитой себя от мира, воспринимаемого им как опасного или враждебного, и практически не интересуется чем -то другим или сводит свои интересы к вопросу, как поправить здоровье, которое «постоянно подводит».
Понимание индивидуальной иерархии способов, которыми клиент решает жизненные трудности, поможет определить оптимальную «точку» начала терапевтической работы. Так, не всегда за короткий срок возможно определить, является ли выявленный в беседе способ, которым клиент пытается решить свою проблему, подобранным им локально для этой трудности или же он используется клиентом «тотально» в силу жесткой иерархии, без должной ориентации на неповторимость жизненной трудности. Очевидно, что подход к интервенции и ее длительность будут различаться.
По результатам структурированного наблюдения, относящегося к проективной части инструмента можно давать клиентам (испытуемым) обратную связь о том, как они повели себя в момент нахождения в «лабораторно» созданной трудности (моделью трудности здесь является сама процедура обследования). Обратная связь позволит клиенту проанализировать свое поведение не только по обобщенным интерпретациям, но и непосредственно в момент «здесь и сейчас».
В рамках скрининговых психологических исследований методика может быть проведена и в групповой форме. Актуальной является психодиагностика людей, деятельность которых зачастую связана с большими испытаниями их защитно-адаптационного потенциала, например, военных, полицейских, спасателей и др. Разрабатываемый инструмент поможет оптимизировать уже используемый в данных областях диагностический инструментарий: за короткий срок даст сравнительно полную информацию о защитно-адаптационном потенциале личности и его актуальных затруднениях при решении жизненных и профессиональных проблем. Это позволит выявить людей, которым может быть в первую очередь рекомендовано психологическое консультирование. Ту же задачу инструмент может выполнить и в коммерческих организациях. Кроме того, в них на основании результатов теста возможно сформировать тематические тренинговые группы. Например, тренинг, посвященный навыкам совладания со стрессом.
Важно, что инструмент предоставляет возможность отказаться от использования батареи диагностических методик, что экономит время обследования и снимает риск некорректного совместного использования методик.
Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной психологии Тюменского государственного университета. Основные результаты диссертационного исследования представлены мастер -классом, докладами и очным участием с публикацией тезисов на следующих научных мероприятиях: III и IV Международные научно-практические конференции «Психология стресса и совладающего поведения», 2013 г., 2016 г. (г. Кострома); VIII Всероссийский молодежный психологический форум «Психология: от теории к практике», 2014г. (г. Екатеринбург); III Всероссийская конференция по психологической диагностике «Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса», 2015 г. (г. Челябинск); Международная междисциплинарная конференция «Стыки модерности: жизнестойкость личности и сообществ», 2016 (г. Екатеринбург).
Результаты работы были использованы в консультативной практике со студентами Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, клиентами центра коррекции фигуры «Лакшери» (г. Тюмень), сотрудниками и родителями учеников в МАОУ СОШ № 45 г. Тюмени. На базе центра личностно-ориентированной психологии «Persona» для психологов- консультантов проведен семинар на тему: «Использование методики "Локус жизнеобеспечения" в психологическом консультировании». В рамках конкурса «Педагог года 2017» в номинации «Педагог-психолог года» проведен семинар для психологов «Использование концепции системы жизнеобеспечения личности в психологическом консультировании».
По результатам исследования опубликовано 10 научных статей.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (220 источников, из них 31 на иностранных языках) общим объемом в 179 страниц. Работа содержит 30 таблиц в тексте и 49 в приложениях, 10 рисунков и 16 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дополнена концепция системы жизнеобеспечения личности за счет операционализации основных понятий:
1. Описаны феноменологии защитно-адаптационных стратегий и ресурсов развития (в терминах модели - уровней) в контексте жизненных трудностей.
2. Выделены типы жизненных задач и трудностей, они соотнесены с моделью системы жизнеобеспечения личности.
В методической части создана психодиагностическая процедура.
1. Концептуально определены основные понятия: система жизнеобеспечения личности и жизненная трудность. Описана феноменология уровней системы жизнеобеспечения, подлежащих диагностике. Выбран предмет диагностики - операциональная готовность.
2. Выделены семантические единицы, с помощью которых в обыденном сознании обозначаются различные способы решения жизненных трудностей. Обеспечена критериальная валидность.
4. Разработан инструмент для диагностики ведущих и второстепенных уровней системы жизнеобеспечения личности .
Психометрические показатели инструмента.
Эксплораторный факторный анализ выявил устойчивую тенденцию объединения семантических единиц в группы, корреспондирующие к разным уровням системы жизнеобеспечения. Следовательно, инструмент валиден конструкту: измеряет ту феноменологию, которая описана в модели.
Критериальная валидность. В исследовании, построенном на принципах феноменологической психологии, показано, что результаты методики согласуются с критерием (результатами наблюдения) на 80%. Феноменологическое анализ данных основного исследования, полученных от контрастной группы испытуемых (испытуемых онкологическим заболеванием), также свидетельствует об удовлетворительной степени валидности.
Надежность по внутренней согласованности. Показано, что шкалы личностных ресурсов (0,90***) и копинг-стратегий (0,72***), нашедшие отражение в этих факторах, наиболее согласованы. В скобках дан уровень попарной корреляции шкал. Внутренняя согласованность шкал диагностики психологических и психосоматических реакций показана при качественном анализе особенностей группировки дескрипторов при факторизации.
Показатель надежности оценщика составляет 88%: разногласия пользователей методики относительно интерпретации результатов, полученных в проективной части обследования, возникали лишь в 12% случаях.
Методика оптимальна по трудозатратам и удобна для использования в практике психологического консультирования. Также, в сокращенном виде с сохранением психометрических характеристик может использоваться для групповых обследований.
В эмпирическом исследовании показано, что в индивидуальной системе жизнеобеспечения выделяются ведущие и второстепенные уровни; что системы жизнеобеспечения отличаются по количеству и специфике ведущих и второстепенных уровней. В качестве ведущих чаще всего выступают один или два уровня системы жизнеобеспечения.
На примере половых различий показана принципиальная возможность выявлять типичные для разного рода групп способы решения жизненных задач и трудностей.
Экспериментально показано, что для системы жизнеобеспечения личности характерно наличие динамики, которая может быть как условно положительной, так и отрицательной.



1. Богданова М.В., Дудин В.А. Разработка методики диагностики локуса жизнеобеспечения личности // Вестник ТюмГУ. 2012. - № 9 - С. 184-193. - 0,54 п.л./0,32 п.л.
2. Дудин В.А., Смолина В.И., Трушникова М.Н. К вопросу об экологической валидности теста «Локус жизнеобеспечения личности // Вестник ТюмГУ. 2013. - № 9 - С. 178-184. - 0,5 п.л./0,35 п.л.
3. Дудин В.А. Психосемантический инструмент диагностики системы жизнеобеспечения личности / В.А. Дудин, Е.Л. Доценко // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. — 2016. — Т. 22, № 3 (153). — С. 101-108. - 0,45 п.л./0,32 п.л.
Научные публикации в других изданиях:
4. Дудин В.А. Использование методики локус жизнеобеспечения личности в краткосрочном психологическом консультировании // Издательский центр ЮУрГУ Челябинск. Современная психодиагностика в России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III всероссийской конференции по психологической диагностике, Том 2. - 2015. - С. 56-59. - 0,13 п.л.
5. Дудин В.А Психодиагностика совладающего поведения в структуре системы жизнеобеспечения личности // Психология стресса и совладающего поведения. Материалы III Международной научно -практической конференции. Кострома. Том 2. - 2013 - С. 282-284. - 0,21 п.л.
6. Дудин В.А. Психодиагностика локуса жизнеобеспечения личности: проективная методика // Психология от теории к практике. Материалы VIII Всероссийского молодежного психологического форума Российской ассоциации студентов психологов Издательство Уральского университета. Екатеринбург, 2014. - С. 23-25. - 0,15 п.л.
7. Дудин В.А. Разработка психосемантического инструмента диагностики реакций на жизненные трудности // Психология стресса и совладающего поведения. Материалы IV Международной научно -практической конференции. Кострома. Том 2 - 2016 - С. 292-294. - 0,23 п.л.
8. Дудин В.А., Доценко Е.Л. Разработка и психометрическая проверка теста «Локус жизнеобеспечения личности» // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2016. - № 5 (40) [электронный ресурс]. - URL: http: //mprj.ru. - 0,75 п.л./0,37 п.л.
9. Дудин В.А. Критериальная валидность методики «Локус жизнеобеспечения» /В.А. Дудин // Саморегуляция личности в контексте жизнедеятельности [Электронный ресурс]: материалы Всероссийской научно - практической конференции с международным участием (Омск, 5-6 октября 2017 г.) / [редкол.: Л. И. Дементий (гл. ред.), А. Ю. Маленова (отв. ред.), А. А. Маленов]. - Электрон. текст. дан. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2017. - 1 электрон. - С. 25-29. - 0,31 п.л.
10. Дудин В.А. Практические возможности теста «Локус жизнеобеспечения
личности» в психологическом консультировании / В.А. Дудин // Комплексные исследования человека. Психология: материалы VII Сибирского психологического форума / под ред. О.М. Краснорядцевой. - Томск: Томский государственный университет, 2017. - Часть 1. Аттракторы и идентичности человека цифровой эпохи. Образование. Воспитание. Творчество. - С. 70-74. - 0,42 п.л.
11. Dudin V.Æ, Dotsenko E.L. Development and psychometric verification of the test "Person’s life-support locus". Med. psihol. Ross., 2016, vol. 8, no. 5(40), p. 4 [in Russian, in English]. - 0,70 п.л./0,35 п.л.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ