ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОНЦЕПТА 5
1.1. Аксиология в лингвистике 5
1.2 Способы представления оценки в структуре концепта 10
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОНЦЕПТА
ЖЕРТВЕННОСТЬ 17
2.1 Моделирование концепта жертвенность в романе «Jane Eyre» 17
2.2 Аксиологическое исследование концепта жертвенность 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 51
Изучение концептуальной структуры художественных произведений конкретных авторов имеет большое значение при чтении, анализе и интерпретации их текстов, так как помогает нам лучше понять авторскую картину мира, оформленную с помощью определенных концептов. Настоящая работа выполнена в русле когнитивной лингвистики и посвящена аксиологическому анализу концепта жертвенность английской писательницы Шарлотты Бронте на примере романа «Jane Eyre». В исследуемом романе рассказывается о жизни девушки - сироты Джейн Эйр. Главной героине пришлось встретиться со многими трудностями на жизненном пути. Читатель узнает о девушке все: ее мысли, черты, желания. Именно жертвенность, что очень важно, разумная жертвенность, позволяет Джейн достичь того результата, к которому она стремилась всю жизнь, несмотря на трудности и преграды.
Актуальность исследования обусловлена возможностью в ходе аксиологического анализа концепта жертвенность раскрыть семантический потенциал романа «Jane Eyre» Шарлотты Бронте, что позволит более полно понять британский исторический и культурный опыт.
Объектом исследования послужил концепт жертвенность, реализованный в романе Шарлотты Бронте «Jane Eyre».
Предметом исследования является аксиологический метод исследования когнитивных категорий.
Цель нашей работы - выявить ценностную составляющую концепта жертвенность для определения позитивной или негативной семантики исследуемого концепта.
В соответствии с целью исследования в данной работе ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты понятия «концепт», «аксиология».
2. Смоделировать концепт жертвенность с помощью выявленных концептуальных признаков в исследуемом романе.
3. Провести аксиологический анализ концепта жертвенность на основании выявленных концептуальных признаков.
4. Сопоставить семантику концептуальных признаков и эффекта, которые они производят.
5. Проанализировать результаты исследования.
В ходе работы применялись следующие методы исследования: метод концептуального анализа, метод моделирования, метод контекстуального анализа, метод компонентного анализа и метод аксиологического анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и осмыслении аксиологической составляющей концепта, который можно рассматривать как ментальную единицу авторского языка, вербализованного в тексте писателя.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут помочь в изучении творчества Шарлотты Бронте, а также в учебном курсе «межкультурная коммуникация», в практическом применении методики аксиологического анализа когнитивных категорий, а также при проведении семинаров и лекций в курсе «зарубежная литература».
Материалом исследования послужил роман Шарлотты Бронте «Jane Eyre».
Апробация работы: основные положения данного исследования были представлены на студенческой научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и методики» (город Екатеринбург,
УрГПУ, 2015 г.) и на студенческой научно-практической конференции
«Актуальные проблемы лингвистики и методики» (город Екатеринбург,
УрГПУ, 2016 г.)
Данное исследование посвящено аксиологическиму анализу концепта жертвенность, в романе Шарлотты Бронте «Jane Eyre».
При анализе теоретического материала нами был рассмотрен такой раздел как аксиология. Мы изучили в каких сферах данный раздел применяется, и более подробно исследовали область применения аксиологии в философии и лингвистике. Мы дали характеристику такому базовому понятию в когнитивной лингвистике как «концепт». Нами было выбрано в качестве рабочего определение Д.С. Лихачева, понимающего концепт как «результат усвоенного значения с личным жизненным опытом говорящего». По его мнению, концепт - это не только значение самого слова, а смешение его значения, с личностным словарным запасом человека.
Затем нами были рассмотрены такие понятия как концептосфера, его употребление и классификацию. Мы также исследовали несколько подходов к структурированию концепта и взяли за основу нашего исследования методику Р.М. Фрумкиной. Более того, мы изучили методику установления смыслового объема концепта, которая также принадлежит профессору Р.М. Фрумкиной и заключается в шести пунктах.
Также нами были рассмотрены 3 класса оценивания, автором которых является Л.М. Васильев. Нами была исследована типология оценок. Мы рассмотрели подходы к изучению концептов. Мы также рассмотрели 2 функции аксиологической составляющей, из которых следует, что анализ структуры концепта как элемента шаблонного сознания будет отрывочный и малосостоятельный без учета аксиологического элемента знания, потому что они завязаны на круге интересов, намерениях и ценностях личности.
В практической главе нашей исследовательской работы, мы провели моделирование концепта жертвенность. Нами было проанализировано 35 концептуальных признаков.
В ходе нашего исследования, мы пришли к выводу, что ядром для концепта жертвенность являются те признаки, которые раскрываются в романе в наибольшем объеме и наибольшее количество раз:
1. Жертва своими интересами, готовность помочь, не требуя ничего взамен, готовность взять на себя риск и ответственность за других.
2. Жертва гордостью и самолюбием.
3. Смирение, послушание и покорность.
4. Ущемление свободы и желаний
5. Жертва здоровьем, риск и возможность наказания.
Периферией же для этого концепта стали те признаки, которые раскрываются в меньшем объеме и меньшее количество раз, но также оказали важное влияние на развитие событий:
1. Жертва своими чувствами, склонность ставить чужие желания и интересы, превыше собственных.
2. Приношение в жертву личного мнения, правды.
3. Жертва общественным мнением.
4. Прощение.
5. Материальная жертва.
6. Жертва молодостью, карьерой.
На основании анализа практического материала, мы сделали вывод, что концепт жертвенность в романе представлен специфическим образом. Автор, приписывает эти черты главное героине, в ее высказываниях,
поведении, поступках, действиях и, таким образом, раскрывает сущность этого концепта. Более того, нами было замечено, что данный
концептуальный признак присущ не только главной героине - Джейн Эйр. Хотя у остальных героев, таких как: тетя Сара Рид, мисс Темпль, Элен Бернс, мистер Рочестер и кузен Сент-Джон, данный концептуальный признак встречался реже, он также оказал огромное влияние и важнейшее значение на судьбу героев и развитие дальнейших событий.
Проанализированные нами концептуальные признаки несут отрицательную семантику - гнет, издевательства, грубость, страдания, конфликты, одиночество, непонимание, наказания, злоба, унижения, обиды, ложь, страх, беспомощность. Именно поэтому концепт жертвенность, как правило, воспринимается со знаком «-»», но дальнейший, проведенный нами контекстуальный анализ, показал, что в конечном счете, жертва героев дала положительный результат, такой как - приобретение друзей, поддержка, помощь, отзывчивость, воспитание силы воли, духа и характера, благородство, доброжелательность, прощение, щедрость, доброта, и, конечно, один из ключевых моментов сюжета - приобретение такого светлого чувства как настоящая, искренняя, взаимная любовь. мы делаем вывод, что концепт жертвенность имеет позитивную аксиологическую окраску. Это безусловная ценность со знаком «+»».
Таким образом, мы провели аксиологический анализ концепта жертвенность контекстуальным методом и пришли к выводу, что несмотря на отрицательную семантику, данный концептуальный признак представлен в положительном ключе, потому что мы видим благие последствия проявления жертвенности. Проанализировав 35 концептуальных признаков, каждую ситуацию в которой присутствовал данный признак, мы поняли, что именно жертвенность привела героев романа, несмотря на все жизненные трудности, с которыми ей пришлось столкнуться, к счастливому концу.
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры,
1999. - 896 с.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность: антология. - М.: 1997. - С. 267 - 279.
3. Бабушкин А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. - 103 с.
4. Беспалова O.E. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилева в ее лексическом представлении [Текст]: автореф. дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01 / О.Е. Беспалова - СПб., 2002. - 24 с.
5. Брагина А.А. Лексика языка и культура страны. - М.: Русский язык, 1981. - 256 с.
6. Будагов Р.А. Сходства и не сходства между родственными языками. - М.: Наука, 1985. - 205 с.
7. Васильев Л.М. Теоретические проблемы общей лингвистики, славистики, русистики. - Уфа.: РИО БАШЕУ, 2006. - 524 с.
8. Вежбицкая А.М. Язык. Культура. Познание. - М.: Наука, 1996. - 178с.
9. Верещагин Е.М. Язык и культура. - М.: Русский язык, 1983. - 230 с.
10. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере
литературоведения. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 256 с.
11. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981. - 268 с.
12. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. - М.: Русский Язык, 1985. - 311 с.
13. Демьянков В.З. Личность, индивидуальность и субъективность в языке и речи / Демьянков В.З. // «Язык», «Субъект», «Индивид» в парадигмах современного языкознания. М.: Изд-во Российской Академии наук, 1992. - С. 9-34.
14. Демьянков В.З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // «Вопросы филологии» // М.: 2001. № 1. - С. 35 - 47.
15.Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методические проблемы когнитивной лингвистики. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 2001. - С. 36 - 44.
16. Звегенцев В.А. Язык и лингвистика. - М.: Наука, 1973. - 210 с.
17. Каган М.С. Философия теории ценностей. - Санкт - Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 205 с.
18. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 331с.
19. Клебанова Н.Г. Формирование и способы репрезентации индивидуально¬авторских концептов в англоязычных прозаических текстах [Текст]: автореф. дис. д-ра филол. наук: 24.03. 2005 / Н.Г. Клебанова. Тамбов, 2005. - 24 с.
20. Клеменцова Н.Н. Текст. - М.: Русский язык, 1996. - 125 с.
21. Кубрякова Е.С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов /Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, Ю.Г. Панкрац, Л.Г. Лузина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - С. 90 - 93.
22. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Очерки по философии художественного творчества. - СПб.: БЛИЦ, 1999. - С.147 - 166.
23. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность: Антология / Под ред. В. П. Нерознака // М.: Academia, 1997. - C. 280 - 287.
24. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - С. 6 - 17.
25. Марузо Ж. Словарь лингвистических терминов. - М.: Исток, 1960. - С. 45 - 67.
26. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: РиД, 1987. - С. 45 - 81.
27. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. Учеб. пособие // Минск: ТетраСистем, 2004. - 266 с.
28. Маслова В.А. Лингвокультурология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений// М.: Академия, 2001. - 208 с.
29. Нерознак В.П. От концепта к слову: к проблеме филологического
концептуализма // Вопросы филологии и методики преподавания
иностранных языков. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1998. - С.80 - 85.
30. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М.: Блиц, 1988. С. 99 - 120.