ИМИТАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА ПЕСЕННОМ МАТЕРИАЛЕ, КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся с точки зрения обучения
иностранному языку на среднем этапе 6
1.2 Методика обучения фонетике английского языка на основе песенного
материала 10
1.3 Имитационные упражнения на основе песенного материала при обучении фонетике
английского языка 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. СБОРНИК ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО
МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ 26
2.1 Описание сборника имитационных упражнений, основанных на песенном
материале 26
2.2 Анализ апробации сборника имитационных упражнений, основанных на песенном
материале 67
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ
НАВЫКОВ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА 6
1.1 Психолого-педагогические особенности учащихся с точки зрения обучения
иностранному языку на среднем этапе 6
1.2 Методика обучения фонетике английского языка на основе песенного
материала 10
1.3 Имитационные упражнения на основе песенного материала при обучении фонетике
английского языка 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. СБОРНИК ИМИТАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО
МАТЕРИАЛА ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ 26
2.1 Описание сборника имитационных упражнений, основанных на песенном
материале 26
2.2 Анализ апробации сборника имитационных упражнений, основанных на песенном
материале 67
Выводы по главе 2 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
При обучении иностранным языкам в средней школе не уделяется должного внимания фонетическим навыкам. Не усвоив звуковую систему языка, ученик не сможет пользоваться этим языком как средством общения. Правильно сформированные навыки и умения речи означают умение говорить, читать и писать на иностранном языке, то есть понимать этот язык при устном восприятии. Формировать фонетические навыки нужно непосредственно с первых этапов обучения иностранному языку и продолжать это действие с тем или иным коэффициентом насыщенности, пока в этом есть необходимость.
Проблемы, связанные с обучением фонетике английского языка, достаточно подробно исследовали в своих работах многие ученые (Щерба Л.В., Леонтьев A.A., Пассов Е.И. и др.). Среди многочисленных методических работ, обобщающих накопленный опыт по обучению английскому произношению, можно назвать фонетические курсы (Аракин В. Д. 1957; Вейхман А. С. 1973), вводно-коррективные курсы (Лукина Н. Д. и др.). Однако большинство пособий рассчитано на обучение фонетике в вузах, обучение же фонетике в средней школе до настоящего времени остается недостаточно методически разработанным. На наш взгляд, имитационные упражнения на основе песни могли бы послужить средством совершенствования фонетических навыков на среднем этапе.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена недостаточной изученностью проблемы совершенствования фонетических навыков иноязычной речевой деятельности учеников на среднем этапе общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс совершенствования фонетических навыков английского языка на основе песенного материала на среднем этапе общеобразовательной школы.
Предметом исследования является использование имитационных упражнений, основанных на песенном материале, при обучении фонетике английского языка.
Цель исследования состоит в разработке сборника имитационных упражнений, основанных на песенном материале, для обучения фонетике на уроке английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
1. Описать возрастные психолого-педагогические характеристики учащихся среднего звена.
2. Изучить теоретическую литературу по вопросу
совершенствования фонетических навыков на уроке иностранного языка.
3. Определить характерные методы и приемы работы с песенным материалом как музыкальным упражнением в качестве средства совершенствования фонетических навыков на уроке иностранного языка.
4. Разработать комплекс имитационных упражнений на основе песенного материала для совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка.
5. Проанализировать результаты апробации комплекса
имитационных упражнений на основе песенного материала для
совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение, моделирование, эксперимент, тестирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении подходов совершенствования фонетических навыков в рамках методики преподавания английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Практическая значимость связана с возможностью дальнейшего использования сборника имитационных упражнений, основанных на песенном материале, в качестве средства совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Работа над исследованием продолжалась с 2015-2017 гг. Результаты исследования были обсуждены на международных студенческих конференциях «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 2015 и 2016 гг.
Проблемы, связанные с обучением фонетике английского языка, достаточно подробно исследовали в своих работах многие ученые (Щерба Л.В., Леонтьев A.A., Пассов Е.И. и др.). Среди многочисленных методических работ, обобщающих накопленный опыт по обучению английскому произношению, можно назвать фонетические курсы (Аракин В. Д. 1957; Вейхман А. С. 1973), вводно-коррективные курсы (Лукина Н. Д. и др.). Однако большинство пособий рассчитано на обучение фонетике в вузах, обучение же фонетике в средней школе до настоящего времени остается недостаточно методически разработанным. На наш взгляд, имитационные упражнения на основе песни могли бы послужить средством совершенствования фонетических навыков на среднем этапе.
Таким образом, актуальность нашей темы обусловлена недостаточной изученностью проблемы совершенствования фонетических навыков иноязычной речевой деятельности учеников на среднем этапе общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс совершенствования фонетических навыков английского языка на основе песенного материала на среднем этапе общеобразовательной школы.
Предметом исследования является использование имитационных упражнений, основанных на песенном материале, при обучении фонетике английского языка.
Цель исследования состоит в разработке сборника имитационных упражнений, основанных на песенном материале, для обучения фонетике на уроке английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить
следующие задачи:
1. Описать возрастные психолого-педагогические характеристики учащихся среднего звена.
2. Изучить теоретическую литературу по вопросу
совершенствования фонетических навыков на уроке иностранного языка.
3. Определить характерные методы и приемы работы с песенным материалом как музыкальным упражнением в качестве средства совершенствования фонетических навыков на уроке иностранного языка.
4. Разработать комплекс имитационных упражнений на основе песенного материала для совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка.
5. Проанализировать результаты апробации комплекса
имитационных упражнений на основе песенного материала для
совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования: анализ педагогической литературы по проблеме исследования, синтез и обобщение, моделирование, эксперимент, тестирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении подходов совершенствования фонетических навыков в рамках методики преподавания английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Практическая значимость связана с возможностью дальнейшего использования сборника имитационных упражнений, основанных на песенном материале, в качестве средства совершенствования фонетических навыков на уроках английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы.
Работа над исследованием продолжалась с 2015-2017 гг. Результаты исследования были обсуждены на международных студенческих конференциях «Актуальные проблемы лингвистики и методики» 2015 и 2016 гг.
Мы провели теоретическое и практическое исследования в области использования имитационных упражнений на основе песенного материала на уроке английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы. Данные исследования показали, что на данный момент единой методики преподавания на основе песни не существует. Из этого следует, что ход урока и процесс усвоения материала целиком зависят от компетентности преподавателя.
Применение песни, в свою очередь, вызывает у учащихся большой интерес к обучению, повышает их активность и внимание на уроке. Песня способствует раскрытию творческих способностей учащихся, удовлетворяет их познавательно-коммуникативные потребности, стимулирует мотивацию и способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Имитационные упражнения на основе песенного материала должны быть направлены на восприятие звуков на слух и их дальнейшее воспроизведение и должны быть построены таким образом, чтобы объяснение произношения новых звуков обязательно чередовалось с их демонстрацией в аутентичных песнях. Песня может быть использована в качестве фонетической зарядки в начале урока или с целью отработки определенного звука во второй половине урока. Также использование песенного материала на уроке английского языка способствует раскрытию творческого потенциала учителя.
Из вышесказанного следует, что актуальность выбранной нами проблемы очевидна. Песенный материал служит эффективным средством совершенствования фонетических навыков, которым не уделяется достаточного внимания и времени на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим нами была разработана и использована оригинальная методика, направленная на совершенствование фонетических навыков на уроке английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы. Результаты апробации данной методики 77
выявили тенденцию к улучшению произношения у учащихся после использования имитационных упражнений в течение 35 уроков.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Мы разработали сборник имитационных упражнений, основанных на песенном материале, для совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка на среднем этапе и смогли доказать эффективность использования песни в качестве средства совершенствования фонетических навыков.
Применение песни, в свою очередь, вызывает у учащихся большой интерес к обучению, повышает их активность и внимание на уроке. Песня способствует раскрытию творческих способностей учащихся, удовлетворяет их познавательно-коммуникативные потребности, стимулирует мотивацию и способствует лучшему запоминанию и усвоению языкового материала. Имитационные упражнения на основе песенного материала должны быть направлены на восприятие звуков на слух и их дальнейшее воспроизведение и должны быть построены таким образом, чтобы объяснение произношения новых звуков обязательно чередовалось с их демонстрацией в аутентичных песнях. Песня может быть использована в качестве фонетической зарядки в начале урока или с целью отработки определенного звука во второй половине урока. Также использование песенного материала на уроке английского языка способствует раскрытию творческого потенциала учителя.
Из вышесказанного следует, что актуальность выбранной нами проблемы очевидна. Песенный материал служит эффективным средством совершенствования фонетических навыков, которым не уделяется достаточного внимания и времени на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе. В связи с этим нами была разработана и использована оригинальная методика, направленная на совершенствование фонетических навыков на уроке английского языка на среднем этапе общеобразовательной школы. Результаты апробации данной методики 77
выявили тенденцию к улучшению произношения у учащихся после использования имитационных упражнений в течение 35 уроков.
Таким образом, цель нашего исследования была достигнута. Мы разработали сборник имитационных упражнений, основанных на песенном материале, для совершенствования фонетических навыков на уроке английского языка на среднем этапе и смогли доказать эффективность использования песни в качестве средства совершенствования фонетических навыков.



