ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Требования к уровню сформированности устно-речевых умений
учеников средней ступени 6
1.2. Умения говорения как методическое понятие 8
1.3. Ведущая форма речи учеников среднего школьного звена 12
1.4. Уроки домашнего чтения в средней школе 15
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ УЧЕНИКОВ СРЕДНИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ДОМАШНЕГО ЧТЕНИЯ 22
2.1. Принципы организации занятий по домашнему чтению на среднем
этапе изучения английского языка 22
2.2. Приемы формирования умений говорения шестиклассников 26
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие умений
говорения на уроках домашнего чтения 30
2.4. Методические рекомендации по применению упражнений,
направленных на развитие умений говорения 34
2.5. Описание опытно-поисковой работы 36
Выводы по главе 2 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЕ
Риторика как наука включает в себя возможности, как для самосовершенствования, так и совершенствования умений говорения, что особенно
важно для подрастающего поколения. Данная наука сконцентрирована на
комбинации мысли и речи, эффективности речевой и мыслительной деятельности, а также на проблеме обучения успешному общению в стандартных
ситуациях [Габдурахимова 2005: 6].
Перспективы карьерного роста являются основной целью молодого
поколения. Именно поэтому необходимо развитие умений говорения в школе, чтобы впоследствии быть успешным при сдаче устных экзаменов, как того требуют многие учебные заведения, а также, в карьерной сфере. Развитие
умений говорения является особенно значимым для тех учеников, которые в
будущем собираются поступать в языковые ВУЗы и собираются связать свою
жизнь именно с иностранными языками.Все вышесказанное обуславливает
актуальностьнашего исследования, которая непосредственно связана с вышеупомянутой социальной потребностью.
Объектомисследования является процесс развития иноязычных устноречевых умений учеников среднего школьного звена.
Предметом выступает уровень сформированности умений, связанных с
подготовкой публичного монологического высказывания у учащихся.
Цель исследования –обоснование необходимости развития умений говорения школьников средних классов и разработка упражнений, направленных на развитие умений говоренияучеников, а именно умений, связанных с
подготовкой монологических высказываний; а также, разработка методических рекомендаций по применению данных упражнений, Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. рассмотреть понятие умений говорения;
2. рассмотреть домашнее чтение как предмет школьной программы;
3. выявить роль умений говорения в обучении иностранному языку;5
4. выявить приоритетную форму речи для учеников среднего
школьного звена (диалог или монолог);
5. разработать упражнения, направленные на развитие умений говорениянауроках домашнего чтения;
6. исследовать измененияуровня владения умениями говорения у
учащихсяв результате применения разработанных упражнений;
7. проанализировать данные изменения.
Для реализации цели и задач были использованы следующие методы
исследования: метод анализа, метод синтеза, метод обобщения, метод классификации, метод сравнения, метод моделирования, метод наблюдения, метод тестирования.
Теоретическая базаосновывается на исследованиях Е. В. Макаровой,
З. И. Клычниковой, Н. А. Константиновой, Л. Н. Горобец, Н. Н. Душковой,
Е. Н. Солововой.
Новизна исследованиясостоит в изучении совершенствования умений
подготовки монологических высказываний у учащихся посредством проведения ряда разработанных упражнений.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что данная работа способствует расширению методических знаний о умениях говорения
учеников средних классов.
Практической значимостью исследования является то, что разработанные нами рекомендации и упражнения послужили «толчком» в развитии
умений говорения у учащихся средней школы.
В последнее время ученики средних классов испытывают значительные
проблемы в построении собственных мыслей и высказываний, в их правильной подаче. Все чаще у учащихся появляется страх выступления на публике,
который достаточно сложно преодолеть. Поэтому исследование развития р
умений говорения средних школьников актуально и востребовано.
Главной целью нашего исследования является обоснование необходимости развития устно-речевых умений средних школьников, а, также, создание методических рекомендаций к применению разработанных упражнений,
направленных на развитие умений говорения на уроках домашнего чтения. В
нашей работе мы изучили такие понятия как «устно-речевые умения», «умения говорения», «домашнее чтение». В ходе исследования нами были раскрыты задачи, которые можно решить, оперируя знаниями об умениях говорения и об уроках домашнего чтения. Самой важной задачей является разработка методических рекомендаций к применению упражнений.
Для того чтобы разработать комплекс упражнений, мы ознакомились и
изучили соответствующую литературу и выяснили, что упражнения, представленные в книгах для чтения, довольно скучные и однообразные. Поэтому
мы поставили перед собой цель максимально разнообразить список уже существующих упражнений, чтобы привлечь учениковк обсуждению содержания текста в процессе уроков домашнего чтения.
Результатом нашей работы стали методические рекомендации к разработанным упражнениям, которые могут помочь учителю правильно применять упражнения, которые, в свою очередь, направлены на преодоление коммуникативной неуверенности, на развитие фантазии, произнесения речи, на
повышение действенности речи у учащихся.
Также, результатом нашего исследования является внедрение рекомендаций и упражнений в учебный процесс, в связи с прохождением педагогической практики на базе МОАУ СОШ №208 г. Екатеринбурга.47
На первом этапе внедрения мы провели диагностический срез умений и
знаний, для того чтобы проверить уровень сформированности умений говорения у шестиклассников. В результате полученных данных, мы выявили,
что половина группы 6 класса обладает недостаточным уровнем сформированности вышеупомянутых умений.
Второй этап состоял из промежуточного среза, чтобы определить, эффективными ли является используемые упражнения и рекомендации.
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ос-новного общего образования: утверждён приказом Министерства образова¬ния и науки Российской Федерации. - М., 2010. - 84 с.
II. Печатные издания
2. Бабинская П.К., Будько А.Ф., Леонтьева Т.П. Практический курс методики преподавания иностранного языка. - Минск: Тетра Сис- темс, 2005. - 437 с.
3. Базарное Н.А. Обучение умению работать над иноязычными тек¬стами. - Иностранные языки в школе, 1981. - 54 с.
4. Балакирева М.А. Использование книги для чтения на уроках ино¬странного языка. - Английский язык, 1998. - № 8. - С. 15-17.
5. Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения / Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках. - Киев: КГУ, 1980. - 568 с.
6. Булыгина Л.Н. Критериально-уровневый подход к оцениванию сформированности коммуникативных компетенций учащихся в образова-тельном процессе основной школы. - Инновационные проекты и программы в образовании, 2011. - № 8. - С. 24-31.
7. Вайсбруд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. -Обнинск: Издательство Ти-тул, 2001. - 128 с.
8. Гальскова Н.Д. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка. - Иностранные языки в школе, 1991. - 89 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2000. - 192 с.
10. Гез Н.И., Ляховицкий Н.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. - М.: Высшая школа, 1982. - 373 с.
11. Ермаков В.Л. Внеклассное чтение как методическое средство мо¬тивации к обучению в процессе изучения английского языка в средней шко¬ле. - Тула: Известия Тульского государственного университета. Гуманитар¬ные науки, 2012. - № 3. - С. 354-365.
12. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в шко-ле. - М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
13. Зимняя И.А. Условия формирования навыка говорения на ино-странном языке и критерии егоотработанности. / Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Русский язык, 1991. - 360 с.
14. Золотова Г. А. Синтаксис и норма: сборник научных статей. -М.: Наука, 1974. - 281 с.
15. Калистра, И.Д. Чтение предварительно снятыми трудностями по- нимания.Вопросы обучению устной речи и чтению на иностранном языке. - М: Слово,1995. - 232 с.
16. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чте-нию на иностранном языке: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Про¬свещение, 1983. - 207 с.
17. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: Академия, 2000. - 264 с.
18. Коробейникова Я.Ю. Формирование читательской самостоятель¬ности у учащихся начальных классов. - Нижневартовск, 2012. - 11 с.
19. Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш. Английский язык: Книга для чтения. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учрежде-ний. - М.: Просвещение, 2012. - 80 с.
20. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. - 287 с.
21. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: просвеще¬ние, 1969. - 214 с.
22. Луковцева А.К. Психология и педагогика. Курс лекций. Учеб. по¬собие для студентов вузов / А.К. Луковцева. - М.: изд-во "КДУ", 2008. -
192 с.
23. Макарова Е.В. Подготовка студентов старших курсов языкового факультета к самостоятельному совершенствованию риторического аспекта иноязычной монологической речи: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2005. - 238 с.
24. Максименко Н.Л. О системе упражнений по развитию умений речи студентов на начальном этапе изучения английского языка. - Иностран¬ные языки в школе, 2008. - 98 с.
25. Мильман Р.Г. Контроль уровня сформированности коммуника-тивных навыков. - Иностранные языки в школе, 1998. - 105 с.
26. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского яз!ы<а.1 JiglisliTeachingMetlioclology: учеб. пособие для вузов / Р.П. Мильруд. - М.: Дрова, 2005 - 256 с.
27. Мильруд Р.П., Гончаров А.А. Теоретические и практические про¬блемы обучения пониманию коммуникативного смысла иноязычно¬го текста. - Иностранные языки в школе, 2003. - № 1. - С. 34-42.
28. Миролюбов А. А., Рахманова И. В.. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просвещение, 2003. - 256 с.
29. Ощепкова Т.В., Пролыгина М.М., Старкова Д.А. Приемы обуче¬ния различным видам чтения. -Иностранные языки в школе, 2005. - 109 с.
30. Панов А.И. Урок проверки домашнего чтения. - Иностранные языки в школе, 1967. - № 6. -С. 27-31.
31. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989. - 276 с.
32. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному го¬ворению, 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 223с.
33. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических ву-зов и педагогических колледжей / Краевский В.В., Меняев А.Ф., Пидкаси- стый П.И., Полонский В.М., Щуркова Н.Е. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 608 с.
34. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000 - 512 с.
35. Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. - М.: Лабиринт, 2004. - 320 с.
36. Седова Н.Е., Колентионок Е.Н. Проектные методы в развитии креативности младших подростков на уроках иностранного языка. - Челябинск: Вестник Челябинского педагогического университета, 2009. - 142 с.
37. Селиванова Н.А. Домашнее чтение - важный компонент содер-жания обучения иностранным языкам в средней школе. - Иностранные языки в школе, 2004. - 240 с.
38. Сказкив Г.Г. Приёмы проверки домашнего чтения в 8-м классе. - Иностранные языки в школе, 1982. - № 4. - С. 12-15.
39. Скалкин, В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Посо¬бие для учителей. - М.: Просвещение, 2002.- 375 с.
40. Слободчиков В.А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. - М.: Просвещение, 1986. - 111 с.
41. Снегова О.В. Чтение как целевая доминанта для повышения уровня языковой подготовки студентов в неязыковом вузе. - Кострома: Вестник Костромского государственного университета, 2012. - № 3. - С. 149¬153.
42. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
43. Сычева Л.В. Домашнее чтение как одно из направлений обучения РКИ. - Воронеж: Научный вестник Воронежского государственного архитек¬турно-строительного университета, 2015. - №15. - С. 59.-62.
44. Фадеев В.М. Домашнее чтение в старших классах, его организа-ция и способы контроля. -Иностранные языки в школе, 1979. -№ 6. - С. 23-28.
45. Цветкова З.М. Обучение устной речи. - М.: «Языкознание», 2005. - 132 с.
46. Цетлин В.С. Трудности текстов для чтения. - Иностранные языки в школе, 1994. -С. 14-17 .
47. Чагина И.Ю. Коммуникативное поведение представителей стар-шего подросткового и юношеского возраста в условиях публичного выступ¬ления с информационной речью. -Тюмень: Вестник Тюменского Государст¬венного Университета, 2011. - 187 с.
III. Электронные издания
48. Горобец Л.Н. Риторические умения как базовый компонент рито¬рической компетенции учителя. - Спб.: Известия Российского государствен¬ного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/ritoricheskie-umeniya-kak- bazovyy-komponent-ritoricheskoy-kompetentsii-uchitelya.pdf (дата обращения: 25.03.17).
49. Душкова Н.Н. К вопросу о мотивации обучения иностранному языку в средней школе. - М.: Вестник Московского государственного гума-нитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. - 2009 [Электронный ресурс].- URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-o- motivatsii-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-sredney-shkole.pdf (дата обра-щения: 25.03.17).
50. Коваленко Н.А., Смирнова А.Ю. Домашнее чтение как важный компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе. - Тамбов: Гра-
мота, 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/domashnee-chtenie-kak-vazhnyy-komponent- soderzhaniya-obucheniya-inostrannym-yazykam-v-vuze(дата обращения:
14.03.2017).