Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА

Работа №101418

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
205
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВОЛОНТЕРСТВА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА 17
1.1. Теоретические основы деятельности «третьего сектора» и
волонтерства 18
1.2. Понятие социальной общности волонтеров: содержание и методология
изучения 22
1.3. Понятие волонтерства как социального института: содержание и
методология изучения 33
1.4. Анализ институциональных условий функционирования социальной
общности волонтеров 38
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ (НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 51
2.1. Институциональное регулирование деятельности волонтеров как
социальной общности 51
2.2. Комплексная модель оценки социальных проектов и социальных
инициатив 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 84
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ МАГИСТРАНТА 89


В современном информационном пространстве все чаще мы слышим о значимости социального феномена волонтерства для развития городов, отдельных регионов, стран и мирового сообщества в целом. Все больше говорят, пишут о тех масштабах, которые охватывают это явление, о той пользе, которую несет данное общественное движение человеческому обществу.
В соответствии с исследованием «Мировой рейтинг благотворительности 2013», проведенным международной благотворительной организацией Charities Aid Foundation (CAF), Россия вошла в топ-10 стран по волонтерству (по числу участников, работавших в некоммерческих организациях в качестве волонтера). По данным Мирового индекса благотворительности численность волонтеров в России составляет 21 миллион человек, или 14,6 % от всего населения страны (рассчитано на основании данных ООН о численности взрослого населения, данные показывают число граждан, занимавшихся волонтерством, в месяц, предшествовавший опросу) [22]. Таким образом, мы можем говорить о том, что социальная общность волонтеров является статистически значимой общностью в России.
Для современной России волонтерство является весьма значимым феноменом. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в качестве стратегических ориентиров в рамках развития социальных институтов и социальной политики, а также сектора негосударственных некоммерческих организаций в сфере оказания социальных услуг выдвинуты такие направления, как:
1) содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства);
2) развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций.
В информационной повестке дня современной России волонтерство занимает далеко не последнее место. Активность волонтерского движения молодежи развивается вокруг организации и проведения целого ряда массовых спортивных мероприятий таких, как XXVII Всемирная летняя Универсиада в Казани (привлекалось 20 000 волонтеров), зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи (было задействовано около 25 000 волонтеров) и т.д. Добровольцы России активно проявляют себя в борьбе с лесными пожарами, принимают участие в поисках пропавших людей. Дееспособность волонтерского движения в России была продемонстрирована и в кризисных ситуациях последних лет. По данным официальных источников, летом 2012 года в Крымском районе, пострадавшем от наводнения, работало более 3000 волонтеров [15]. С последствиями «Чебаркульского метеорита» челябинцам помогали бороться более тысячи волонтёров, в числе которых были жители соседних областей.
Подобная череда событий и объективных фактов реально демонстрирует возможности волонтерства, его позитивные функции как социального феномена, обозначает перспективы развития данного социального движения, а также актуализирует целый ряд проблем, которые требуют своего решения на уровнях экономического и правового регулирования со стороны государства.
В последние два десятилетия к волонтерству обращен достаточно широкий интерес специалистов различных сфер деятельности. Феномен волонтерства фрагментарно изучается в историческом, психологическом, правовом поле, в области социологии, социальной педагогики, социальной работы, социального менеджмента и социальной психологии.
В мировой научной мысли акцент в изучении волонтерства в большей мере сделан на трудовой подход и экономических исследованиях эффективности волонтерского труда, связанных с выделением в обществе структурно-функциональных подсистем и изучением в каждой из них функций этого труда. В этой связи необходимо отметить работы Л. Саламона, Д. Дугласа.
Т. Ротоло и Д. Вилсон, проводя некоторые обобщения, выделяют группу «институциональных теорий волонтерства», которые построены на результатах межстрановых исследований и базируются на идее о том, что поведение волонтеров как граждан регулируется социальными институтами, такими как правительства, административные органы, организации, а также правилами, которые позволяют им функционировать.
В современной зарубежной литературе исследования феномена волонтерства достаточно широко представлены. Большинство этих исследований посвящены изучению стимулов и мотивов добровольческой деятельности с разных точек зрения (экономической, психологической, организационной, социально-демографической, культурной,
институциональной, индивидуальной) и разных уровней (макро-, мезо-, микроуровней). Среди авторов исследований - Т. Шлезингер, С. Найджел, А. Джил-Лакруз, К. Марчелло, Ю. Вей, Н. Донти, К. Бернгардт, Д. Байди, Т. Вантилборг, Р. Пеперманс, Г. Хайбректс, Дж. Виллемс, М. Джегерс, Дж. Хофманс, П. К. Дуайер, Дж. Боно, М. Снайдер, О. Нов, Ю. Берсон [37; 38-40; 44].
Среди отечественных авторов необходимо отметить работы Л.А. Кудринской, Н.Г. Бодренковой, Е.Е. Строковой, И.В. Мерсияновой, М.В. Певной, И.В. Самаркиной, А.Е. Шадрина, П.В. Шевченко и др., представляющие экономический, социологический, социально-психологический, правовой подходы к рассмотрению феномена волонтерства.
Однако необходимо отметить целый комплекс проблем как в теоретическом, так и в практическом плане. Неразработанность теоретических проблем проявляется в неясности понятия «волонтер», структуры данного феномена, его функций, основных теоретических подходов к его изучению. В практическом смысле следует отметить проблемы, связанные с отсутствием системной работы со стороны государства, отсутствием содержательных программ поддержки волонтеров.
Кроме того, возникает проблема взаимоотношений государства и волонтеров (как представителей гражданского общества), проблема взаимодействия государства и социальной общности волонтеров. Противоречие заключается в том, что, с одной стороны, государство заинтересовано в волонтерах как силе, способной решать те проблемы, где государство и другие социальные институты бездействуют, инициирует создание волонтерских организаций, стимулирует их развитие, с другой стороны, оно само создает серьезные барьеры во взаимодействии с ними, особенно с теми, которые возникли в результате гражданских инициатив, выступают в качестве оппозиционной политической силы. Таким образом, актуальность данной работы обусловлена необходимостью разрешения данного противоречия, необходимостью партнерских взаимоотношений государства и волонтеров.
Исследование волонтеров в рамках данной работы опирается на два основных подхода: общностный и институциональный. В теоретическом и эмпирическом исследовании наша задача заключается в выявлении специфики волонтерства как социальной общности и социального института.
Объектом исследования является волонтерство как социальная общность и социальный институт, предметом - государственное регулирование волонтерства как социальной общности и социального института.
Целью исследования является совершенствование модели
государственного регулирования волонтерства как социальной общности и социального института.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1) изучение социальной общности волонтеров; 2) изучение волонтерства как социального института; 3) анализ институциональных условий функционирования социальной общности волонтеров; 4) разработка модели институционального регулирования деятельности волонтеров как социальной общности; 5) разработка практических рекомендаций для органов исполнительной власти Свердловской области, направленных на создание благоприятных институциональных условий для развития социальной общности волонтеров.
В качестве информационных источников в диссертации были использованы исследования российских и зарубежных ученых (вторичный анализ), нормативно-правовые документы, результаты собственного эмпирического исследования. В качестве метода эмпирического исследования был выбран опрос (анкетирование) волонтеров, направленный на изучение их общностных характеристик, а также оценку институциональных условий функционирования социальной общности волонтеров и выявление способов их совершенствования.
Научная новизна данной работы заключается в следующем:
1. Предлагается определение волонтерства как социальной общности. Под социальной общностью волонтеров мы понимаем взаимосвязь людей, оказывающих социально значимую помощь без расчета на материальное вознаграждение, обладающих необходимыми ресурсами, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов.
2. Предлагается определение волонтерства как социального института. Под социальным институтом волонтерства мы понимаем устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности волонтеров, включающую в себя: 1) направления деятельности волонтеров и отношения, возникающие внутри общности волонтеров и за ее пределами; 2) волонтерские организации и группы лиц, уполномоченных выполнять организационные и управленческие функции; 3) нормы и принципы взаимодействия волонтеров внутри общности и с другими социальными общностями; 4) капитал, ресурсы, которыми обладает общность волонтеров.
3. Предлагается модель государственного регулирования волонтеров с учетом их общностных характеристик, в основе которой лежит совершенствование институциональных условий функционирования и развития социальной общности волонтеров. 
Результаты магистерской диссертации были представлены на таких конференциях, как Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления», XVII Международная научно-практическая конференция «Современный город: социальность, культуры, жизнь людей», XVII Международная конференция «Культура, личность, общество в современных условиях: методология, опыт эмпирического исследования». Также по
материалам магистерской диссертации была опубликована статья в Вестнике Сургутского государственного педагогического университета, включенного в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.
Магистерская диссертация состоит из двух глав: 1) теоретико-методологические основы изучения волонтерства как социальной общности и социального института (включает четыре параграфа); 2) совершенствование государственного регулирования социальной общности волонтеров (включает два параграфа). Объем диссертации составляет 93 страницы. Диссертация включает 10 таблиц и 3 рисунка. Библиографический список состоит из 53 источников (с учетом собственных публикаций магистранта).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках поставленных задач были получены следующие основные выводы.
Волонтерство было рассмотрено с точки зрения общностного подхода. Под социальной общностью волонтеров мы понимаем взаимосвязь людей, оказывающих социально значимую помощь без расчета на материальное вознаграждение, обладающих необходимыми ресурсами, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов.
Волонтерство было также рассмотрено с точки зрения институционального подхода. Под социальным институтом волонтерства мы понимаем устойчивую форму организации общественной жизни и совместной деятельности волонтеров, включающую в себя: 1) направления деятельности волонтеров и отношения, возникающие внутри общности волонтеров и за ее пределами; 2) волонтерские организации и группы лиц, уполномоченных выполнять организационные и управленческие функции; 3) нормы и принципы взаимодействия волонтеров внутри общности и с другими социальными общностями; 4) капитал, ресурсы, которыми обладает общность волонтеров.
Любая социальная общность, в том числе и общность волонтеров, развивается в институциональных условиях, которые были проанализированы в рамках данной работы. Без соответствующих институциональных условий социальная общность волонтеров может развиваться только за счет внутреннего единства и потенциала или за счет потенциала некоммерческого сектора. В этом смысле государственное регулирование волонтерства, базирующееся на правовом обеспечении, прежде всего, а также на программах развития и поддержки, выступает в качестве институциональных условий, почвы для развития волонтерства как социальной общности. Были проанализированы основные нормативно-правовые акты международного, федерального уровней, регулирующих деятельность некоммерческих
организаций и волонтеров, и выявлены следующие проблемы: 1) стимулирующие меры направлены, в основном, на поддержку некоммерческих организаций, а не волонтеров; 2) отсутствует орган государственной власти, который мог бы курировать и координировать деятельность добровольцев; 3) остается значительным разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность; 4) поддержка добровольчества носит событийный, а не системный характер. Сегодня создаются волонтерские центры, поддерживаемые государством, но их создание имеет точечный характер. Ситуативно регулируются отдельные направления волонтерства, что, на наш взгляд, является следствием реализации тактики реагирования на возникающие проблемы при отсутствии спланированной стратегии государственной поддержки развития волонтерства в России.
В таких условиях устойчивому развитию волонтерства будет способствовать создание государством институциональных условий, не оказывающих давление и не создающих препятствий, оставляющих возможность свободного выбора формата решения проблем и достижения общих целей, а также партнерские взаимоотношения в реализации социально значимых функций.
В рамках магистерской диссертации было проведено эмпирическое исследование методом анкетирования. Основываясь на результатах исследования, нами был составлен социальный портрет типичного волонтера. Это ответственный, неравнодушный человек (чаще всего девушка в возрасте от 18 до 24 лет с неполным высшим образованием и средним уровнем дохода), оказывающий безвозмездную социальную помощь людям (не всегда регулярно), осуществляющий модель «помогающего поведения» (чаще не идентифицирующий себя в качестве настоящего волонтера, но разделяющий их идеи, цели, интересы, ценности), получающий моральное удовлетворение от этой деятельности и некие возможности использовать получаемый опыт в карьерных и социальных целях.
Анализ результатов исследования позволил также выделить следующие проблемы: 1) в рамках общностного подхода: проблема гендерной диспропорции, проблема идентификации с общностью, проблема отказа от продолжения волонтерской работы, проблема диспропорции в структуре социальной общности волонтеров по направлениям деятельности, противоречие между альтруистической природой волонтерства и эгоистическими мотивами добровольцев; 2) в рамках институционального подхода: наличие барьеров, препятствующих развитию волонтерства в нашей стране, проблема формирования партнерских отношений между волонтерами и государством, проблема отсутствия дифференцированной политики стимулирования и поддержки добровольчества. Было также выявлено, что модель институционального регулирования волонтеров как социальной общности должна строиться на партнерских отношениях государства и волонтеров.
Исходя из полученных результатов опроса, можно выделить следующие рекомендации органам государственной власти:
1) формировать дифференцированные по возрасту (18-30, 30-45, старше 45 лет) программы поддержки волонтеров, учитывающие мотивы, стимулы и предпочитаемые направления деятельности каждой из возрастных групп;
2) обратить внимание на привлечение к добровольческой деятельности мужчин с помощью разработки специализированных программ, учитывающих их экономическую занятость и не наносящих ей ущерб (возможно, разработка и популяризация программ корпоративного волонтерства в рабочее время);
3) создать единый портал регистрации волонтеров;
4) создать единую базу возможных вакансий;
5) выстраивать партнерские отношения с волонтерами, основанные на поддержке со стороны государства и ответственном исполнении волонтерской работы добровольцами.
В качестве рекомендации органам государственной власти Свердловской области, направленной на совершенствование институциональных условий функционирования социальной общности волонтеров, также была предложена комплексная модель оценки проектных инициатив волонтеров в рамках конкурса на предоставление субсидий из бюджета Свердловской области, способствующая установлению партнерских взаимоотношений государства и волонтеров. Данная модель и технология были представлены в Министерстве социальной политики Свердловской области и будут рассмотрены при формировании региональной системы оценки конкурсных проектов и инициатив на получение субсидий из областного бюджета.



1. Всеобщая декларация добровольчества (ред. от 12.05.2010)
[Электронный ресурс] 1Ж1/ http://www.v2vic.ru/content/vseobshchaya-
deklaratsiya-dobrovolchestva.
2. Закон Свердловской области «О государственной поддержке некоммерческих организаций в Свердловской области» от 27 января 2012 г. № 4-ОЗ. [Электронный ресурс] ПКВ: http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi? req=doc;base=RLAW071 ;П=125342.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г. (ред. от 08.08.2009). [Электронный ресурс] ПКЛ: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf.
4. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1054-р от 30 июля 2009 г. [Электронный ресурс] URЛ:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/admreform/publicsociety/d oc091224_1949.
5. Методика оценки потенциала конкурентоспособности
муниципальных образований в Свердловской области (утв. постановлением Правительства Свердловской области от 21 октября 2004 г. № 1001-ПП).
[Электронный ресурс] иРЛ: http://econom.midural.ru/metodoki/.
6. Постановление Правительства Свердловской области от 16.02.2012 г. № 130-ПП / Региональная комплексная программа «Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций в Свердловской области в 2012-2013 годах». [Электронный ресурс] иРЛ: http://mkso.ru/data/File/minister stvo/kompleksnye-plani/PPSO-100-PP-19022014.pdf
7. Проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». [Электронный ресурс] иРЛ: http://www.rg.ru/2011/09/05/socuslugi-site-dok.html.
8. Резолюция пятьдесят шестой сессии Генеральной Ассамблеей ООН A/RES/56/38 от 5 декабря 2001 г./ Рекомендации о поддержке добровольчества. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/documen/gadocs/56sess/56 res1.htm.
9. Резолюция пятьдесят седьмой сессии Генеральной Ассамблеей ООН A/RES/57/106 от 26 ноября 2002 г. / Последующая деятельность в связи с Международным годом добровольцев. [Электронный ресурс] URL: http://www.un.org/russian/documen/gadocs/57sess/57res2.htm.
10. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации / Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1760-р от 18 декабря 2006 г. (ред. от 16.07.2009). [Электронный ресурс] URL: http : //molod3 9 .ru/images/fckupload/%D0%A 1 %D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %8 2%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%93%D0%9C%D0%9F.pdf.
11. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г. (ред. от 23.12.2010). [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/104232/.
12. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ
от 19 мая 1995 г. (ред. от 20.07.2012). [Электронный ресурс] URL:
http : //www.consultant.ru/popular/obob/7 6_7 .html.
13. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений» № 98-ФЗ от 28 июня 1995 г. (ред. от
01.07.2011). [Электронный ресурс] URL: http://www.referent.ru/1/78552.
14. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» № 7 -ФЗ от 12 января 1996 г. (ред. от 28.07.2012). Электронный ресурс] URL: http : //www.consultant.ru/popular/nekomerz/.
15. Виноградов, Д. Волонтеры в Крымске: разбор завалов, сортировка помощи и поиски еды / «РИА Новости». [Электронный ресурс] URL: http://ria.ru/society/20120712/697627681 .html#ixzz2MvWY 1AvI.
16. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации (2011 г.). — М.: Общественная палата Российской Федерации, 2012. [Электронный ресурс] URL: http://www.oprf.ru/fîles/dok2012/dokladOPRF2011. pdf.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ