ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты применения педагогических технологий как инструмента развития личностного и коммуникативного компонентов
УУД в старшей школе 9
1.1. Особенности развития коммуникативных и личностных УУД
учащихся старшей школы 9
1.2. Педагогические технологии и принципы их проектирования 18
1.3. Проектирование технологии развития коммуникативных и личностных учебных действий на уроках английского языка в старшей
школе 32
Выводы по главе 1 48
ГЛАВА 2. Анализ эффективности технологии развития личностного и коммуникативного компонентов УУД на уроке английского языка в старшей
школе 50
2.1. Оценка уровня развития коммуникативных и личностных
универсальных учебных действий 50
2.2. Результаты практического применения технологии развития
исследуемых УУД: описание и анализ 55
Выводы по главе 2 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию применения педагогических технологий на уроках английского языка в старших классах школы с целью развития коммуникативного и личностного аспекта универсальных учебных действий.
В связи со сменой принципов, ориентиров и целей образования с введением Федеральных государственных образовательных стандартов становится необходимым разрабатывать новые инструменты, способные обеспечить решение поставленных перед учителем задач, в частности реализацию системно-деятельностного подхода, а также формирование и развитие универсальных учебных действий.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным вниманием научного сообщества к проблеме развития универсальных учебных действий в старших классах в последние десять лет [Асмолов, Бурменская, Володарская 2011; Васильева 2011; Суханова 2011; Суховых 2011; Чайка 2013; Сыромятников, Кузнецова 2015; Тимиргалиева 2013; Чопова 2013, Турчен 2013]. В сфере интересов современных исследователей находятся применение педагогических технологий как средства развития универсальных учебных действий в старшей школе [Пузеп, Терещенко 2016], а также применение педагогических технологий разного типа на уроках английского языка: проектная технология [Куркова 2010; Милишкевич 2010; Ваторопина 2013; Семенова 2007]; CLIL технология [Лаптева 2012; Юрасова, Горбачева 2015]; игровые технологии [Дмитриева 2012; Новикова 2014; Назарова 2015]; фреймовая технология [Лесовая 2011]; арт-технология [Есаулова 2012]; технология «Ролевая игра проблемной направленности» [Козлов 2012]; технология творческих мастерских [Чебачева 2015].
Подобный интерес к реализации технологического подхода связан с наличием противоречия в современном образовании, которое может быть описано как невозможность решения задач, обозначенных образовательным стандартом, с помощью средств традиционного обучения.
Новизна исследования заключается в разработке новой технологии развития универсальных учебных действий коммуникативного и личностного типа на уроках английского языка в старшей школе, учитывающей реализацию системно-деятельностного подхода и позволяющей эффективно решать задачи, обозначенные в новом образовательном стандарте.
В качестве объекта исследования мы рассматриваем процесс развития универсальных учебных действий коммуникативного и личностного типа на уроках английского языка у учащихся старшей школы.
Предметом исследования является технология развития универсальных учебных действий коммуникативного и личностного типа на уроках английского языка в старшей школе.
Цель данного исследования - теоретическая разработка и экспериментальная проверка эффективности спроектированной технологии развития коммуникативного и личностного компонента универсальных учебных действий на уроке английского языка в старшей школе.
Задачи исследования:
1) раскрыть особенности развития коммуникативных и личностных универсальных учебных действий у учащихся старших классов;
2) рассмотреть понятие «педагогические технологии» и обозначить принципы их проектирования;
3) спроектировать технологию развития коммуникативных и личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка в старшей школе;
4) провести первичный срез уровня исследуемых действий с целью последующего выявления эффективности технологии в развитии данного типа действий;
5) применить спроектированный технологический алгоритм и провести повторную уровневую диагностику исследуемых действий для определения эффективности технологии относительно заявленной цели исследования.
Теоретической основой исследования послужили научные работы отечественных авторов, посвященные таких отечественных и зарубежных авторов как А.Г. Асмолов: исследование системно-деятельностного подхода в обучении, формирования и развития универсальных учебных действий как одного из основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения [Асмолов 2009; Асмолов, Бурменская, Володарская 2008; 2010; 2011]; А.В. Хуторской, В.В. Рубцов: исследование системно-деятельностного подхода к обучению [Рубцов 2008; Хуторской 2012]; Л.С. Выготский: исследование развития высших психических функций в школьном возрасте, проблемы возрастной периодизации, особенности кризиса 17 лет [Выготский 1960, 1983, 1984]; Д.Б. Эльконин: исследование проблемы возрастной периодизации, а также феномена игровой деятельности [Эльконин 1989, 1999]; исследования, посвященные педагогическим технологиям (М.Ю. Олешков [Олешков 2005]; А.А. Мицкевич [Мицкевич 2008]; А.Д. Ахтарова [Ахтарова 2012]; Т.С. Арутюнова [Арутюнова 2015]; М.К. Романченко, А.В. Шалбаева [Романченко, Шалбаева 2016]); исследования зарубежных ученых: B.B. Robin: особенности применения технологии цифрового повествования в образовании [Robin 2008, 2016]; эффективность технологии цифрового повествования в школьной среде [Smeda, Dakich, Sharda 2014; Salmon 2007].
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ литературных и научных источников, сравнение и сопоставление точек зрения методистов по исследуемой проблеме, классификация, анкетирование, педагогическое наблюдение, естественный эксперимент.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что данное исследование вносит вклад в углубление рассмотрения проблемы развития универсальных учебных действий путем использования новых образовательных технологий.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться учителями и студентами старших курсов при подготовке и проведении занятий по предмету «Английский язык» в старших классах для развития у учащихся коммуникативных и личностных универсальных учебных действий.
Апробация исследования. Материалы данного исследования были представлены на IX международной студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам лингвистики и методики, которая прошла 12 апреля 2017 г. в Институте иностранных языков УрГПУ.
Материалы исследования, касающиеся применения технологии цифрового повествования в развитии универсальных учебных действий, были представлены на VIII международной студенческой научно-практической конференции, посвященной проблемам лингвистики и методики, которая прошла 12 апреля 2016 г. в Институте иностранных языков УрГПУ. Исследование отмечено дипломом конкурса научно-исследовательских работ студентов «Научный Олимп» II степени.
В данном исследовании был освещен вопрос использования технологического подхода к развитию универсальных учебных действий коммуникативного и личностного типа на уроках английского языка в старшей школе.
Обозначив зависимость развития универсальных учебных действий от особенностей возраста, мы рассмотрели старший школьный возраст с точки зрения появления психических новообразований, социальной ситуации развития, а также потребностей и интересов возраста. Нами было установлено, что главные новообразования возраста относятся к личностной и коммуникативной сферам развития старшеклассника. На основе полученной информации о психологических особенностях старших школьников были выделены коммуникативные универсальные учебные действия и личностное универсальное учебное действие профессионального самоопределения, развитие которых наиболее целесообразно в рассматриваемом возрастном диапазоне.
Мы рассмотрели понятие педагогической технологии как инструмента развития универсальных учебных действий в старшей школе. Учитывая широту данного понятия, нами были разграничены сферы и области его применения, а также связь со смежными понятиями. В соответствии с целями и задачами исследования нами было выбрано определение педагогической технологии как отработанной системы операций и действий, с наибольшей вероятностью обеспечивающей получение искомых результатов, алгоритма педагогического процесса, используемого в типовых ситуациях.
Выделив такое свойство педагогической технологии как проектируемость, мы описали принципы и общий перечень этапов проектирования педагогических технологий.
Руководствуясь общим алгоритмом проектирования педагогической технологии, мы сконструировали технологию развития коммуникативных и личностных универсальных учебных действий на уроках английского языка в старшей школе. Данная технология представила собой синтез двух технологий, зарекомендовавших себя как эффективные инструменты для учителя старших классов, а именно игровой технологии «Один день из жизни...» и технологии цифрового повествования. Основанием для объединения послужил формат итогового продукта обеих технологий, а именно рассказ. Рассматриваемая игровая технология подразумевает создание рассказа об одном дне представителя определенной профессии, в то время как технология цифрового повествования модернизирует итоговый продукт, переводя рассказ в цифровой формат, сопровождая его видеорядом и голосовой дорожкой.
Проанализировав последовательности технологических шагов обеих технологий, нам удалось в соответствии с требованиями к проектированию педагогических технологий построить новую цепочку технологических шагов, которая, согласно научным изысканиям, обеспечивала бы искомый результат, т.е. развитие отмеченных универсальных учебных действий коммуникативного и личностного типа.
Для определения эффективности спроектированного технологического алгоритма нам потребовалось провести первичный срез уровней развития выделенных коммуникативных универсальных учебных действий и личностного универсального учебного действия профессионального самоопределения. В качестве инструментария нами использовались методика изучения статусов профессиональной идентичности А.А. Азбель и А.Г. Грецова, а также критерии определения уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий, предложенные Б.Р. Манделем.
По результатам первичного среза уровня развития действия профессионального самоопределения мы выяснили, что 33% учащихся имеют сформированную профессиональную идентичность, 60% учащихся находятся в состоянии кризиса выбора и 6% учащихся имеют неопределенное состояние профессиональной идентичности.
Первичный срез уровня развития коммуникативных УУД, проведенный методом педагогического наблюдения, показал, что уровень владения учащимися рассматриваемыми действиями находится не на высшей отметке, однако по отдельным действиям достигнуты максимальные показатели.
Нами был проведен естественный эксперимент, в ходе которого нами был применен спроектированный технологический алгоритм. При работе в режиме данной технологии нами были отмечены ситуации, провоцирующие развитие исследуемых типов универсальных учебных действий.
Для выявления эффективности примененной технологии нам представилось необходимым сравнить уровни развития исследуемых УУД до и после применения технологии. Повторный срез после применения технологии показал следующую информацию о результатах применения спроектированного алгоритма.
Повторная диагностика личностного УУД профессионального самоопределения проводилась методом анкетирования. По полученным результатам нам удалось выяснить, что 6% учащихся благодаря работе с данной технологией удалось разрешить кризис выбора, который был нами выявлен по итогам первоначального среза.
Нами была установлена эффективность данной технологии в информировании учащихся о разнообразии профессий (100% учащихся получили новую информацию о мире профессий в ходе работы над историей), что также, на наш взгляд, важно для профессионального самоопределения. Также мы отметили положительную динамику в развитии коммуникативных универсальных учебных действий, а именно умения слушать и слышать, умений работы в группе, умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, а также действия познавательной активности.
Таким образом, нами была реализована теоретическая разработка и проведена экспериментальная проверка эффективности спроектированной технологии развития коммуникативного и личностного компонента универсальных учебных действий на уроках английского языка в старшей школе. Основываясь на полученных в ходе исследования результатах, мы считаем, что цель исследования нами достигнута, а именно доказана эффективность спроектированной технологии в развитии личностных и коммуникативных универсальных учебных действий.
1. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: дисс. ... канд. психол. наук (19.00.07) / А.А. Азбель. СПб., 2004. - 219 с.
2. Азбель А.А., Грецов А.Г. Психологические тесты для старшеклассников и студентов. - СПб.: Питер, 2012. - 208 с.
3. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 8-22.
4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.
6. Васильева М.В. Формирование универсальных учебных действий ученика средствами открытого тематического зачета по математике в старших классах // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - №3. - С.29-35.
7. Волков Б.С. Психология юности и молодости. - М.: Академический Проект: Трикста, 2006. - 256 с.
8. Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. - с. 244-268.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1960. - 485 с.
10. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.З. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
11. Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.
12. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. - 2012. - №. 1. - С. 167-175.
13. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. - 112 с.
14. Дмитриева Ю.Ю. Использование современных образовательных технологий на уроке английского языка на примере игровых // Педагогические науки. - 2012. - №.2. - С. 33-35.
15. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М.: Владос, 2004. - 349 с.
16. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб.: Просвещение, 1995. - 234 с.
17. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. - Мн.: Белорусский дом печати, 2004. - 288 с.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.] / Под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
19. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
20. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формиро¬вания личности). Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
21. Коротаева Е.В. Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения: Учебное пособие. - Екатеринбург: Урал.гос.пед.ун-т, 2005. - 254 с.
22. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. - 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. - 175 с.
23. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 464 с.
24. Лаптева Т.Г. Некоторые аспекты использования методики CLIL при обучении иностранным языкам // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - Т. 1. - №.6. - С. 237-239
25. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. - М .: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
26. Мандель Б.Р. Современная педагогическая психология. Полный курс. - М., Берлин: Directmedia, 2015. - 828 с.
27. Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. - Минск: Технопринт, 1999. - 288 с.
28. Милишкевич Т.В. Технология проектной деятельности на уроках английского языка // Известия. - 2010. - №. 2. - С. 64-69
29. Михайленко Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т.1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.
30. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
31. Муравьева Г.Е. Проектирование педагогических технологий. - Шуя.: Изд-во «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. - 132 с.
32. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: 2006. - 608 с.
33. Назарова М.В. Опыт применения методики CLIL в обучении английскому языку // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. - 2015. - №31. - С. 63-67.