ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей младшего
школьного возраста 5
1.2. Понятие "координационные способности". Виды координационных
способностей 14
1.3. Средства и методы развития координационных
способностей 20
1.4. Методика развития координационных способностей у младших
школьников, занимающихся волейболом 27
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Методы исследования 37
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность. Волейбол, как спортивная игра, характеризуется очень высокой, по сравнению с другими видами спорта, эмоциональной и интеллектуальной насыщенностью. Психологические особенности деятельности волейболистов определяются правилами игры, характером игровых действий, объективными особенностями соревновательной борьбы.
Физическое усовершенствование возможно только при условии учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и построенной на этой основе системы использования способов, форм и методов физического воспитания.
В тренировочном процессе волейболистов кроме ведущих физических качеств, необходимых волейболистам для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры задач - скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, необходимо совершенствование точности движений, обусловливающих ловкость. Она зависит от деятельности анализаторов (прежде всего двигательного), пластичности, саморегуляции.
Вопросами развития методики обучения и тренировки в волейболе занимались многие специалисты (Беляев А.В., Железняк Ю.Д.)
Применение технических средств обучения и подвижных игр в комплексе имеет большую ценность для развития физических качеств, в частности ловкости, помогает быстрее осваивать новые элементы, овладевать сложными техническими приемами, способствует повышению сознательности обучения и тренировки, создает условия для повышения моторной плотности тренировочных занятий.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс.
Предметом исследования являются средства и методы развития координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные средства и методы развития координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по теме исследования;
2. Составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом;
3. Экспериментально доказать эффективность составленного комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей у младших школьников на занятиях волейболом.
Современный волейбол характеризуется высокой двигательной активностью волейболистов. Эффективное выполнение прыжковых игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры или нескольких игровых дней основано на высоком уровне развития физических качеств, в числе которых и координационные способности.
Для развития координационных способностей у младших школьников в волейболе используют самые разнообразные упражнения, в которых они должны выходить из неожиданно сложившейся ситуации с помощью находчивых, быстрых и эффективных действий.
Всесторонняя физическая подготовка способствует накоплению запасов двигательных навыков (общей ловкости), на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники игры в волейбол (специальная ловкость). Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Анализ литературных данных и результатов педагогического эксперимента позволяет сделать следующие выводы:
1. Анализ данных научно-методической литературы показал, что проведение специальной физической подготовки в волейболе является важным фактором для достижения высоких результатов спортсменов 7-9 лет. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств, всегда являются актуальной проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.
2. Разработан экспериментальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста на занятиях волейболом
В экспериментальный комплекс физических упражнений входили такие упражнения как:
• Бег через барьеры различной высоты.
•Бег на скорость различными способами с изменением направления.
• Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90°, 180°, 360
•Использование специальных упражнений и методик
3. Нами была доказана эффективность предложенного комплекса физических упражнений, которая была выявлена в достоверном увеличении уровня развития координационных способностей у волейболистов экспериментальной группы.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что внедренный нами комплекс упражнений оказывает положительное влияние на развитие координационных способностей детей младшего школьного возраста 7-9 лет, занимающихся волейболом.
1. Аверьянов, В. С. Физиологическое нормирование в трудовой деятельности - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 467 с.
2. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, спорт, здоровье - М. : Наука, 1989. - 506 с.
3. Ашмарин, Б. А. Научные исследования в теории и методике физического воспитания - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 289 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин - тов - М.: физкультура и спорт, 1990. - 287 с.
5. Бабушкин, В. З. Специализация в спортивных играх - Киев : Наука, 1991. - 298 с.
6. Беляев, А. В. Волейбол - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 309 с.
7. Вайцеховский, С. М. Книга тренера - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.
8. Вашляев, Б. Ф. Конструирование тренировочных воздействий : учебное пособие / - Екактеринбург : 2006. - 166 с.
9. Дубровский, В. И. Спортивная медицина - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 387 с.
10. Железняк, Ю. Д. Волейбол - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 304 с.
11. Железняк, Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства - М. : Физкультура и спорт, 2001. - 256 с.
12. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 268 с.
13. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Техника, тактика обучения - М. : Физкультура и спрт, 2001. - 520 с.
14. Железняк, Ю. Д. 120 уроков по волейболу: учеб. пособие - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 168 с.
15. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте - М. : Академия, 2001. - 264 с.
16. Железняк, Ю. Д. Подготовка юных волейболистов: учеб. пособие - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 184 с.
17. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства - М. : Физкультура и спорт, 2004. - 400 с.
18. Железняк, Ю. Д. Юный волейболист - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 248 с.
19. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания - М. : Просвещение, 1998. - 287 с.
20. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры - М.: Педагогика, 2004. - 464 с.
21. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физичской подготовленности: учебное пособие - М. : Советский спорт, 2005. - 192 с.
22. Ломейко, В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1 - 10 классах - Минск : Высшая школа, 1980. - 128 с.
23. Лях, В. И. Основы тестирования и особенности развития школьников - М. : Педагогика, 1999. - 468 с.
24. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников - М. : Москва, Советский спорт, 1998. - 272 с.
25. Матвеев, Л. П. Методика физического воспитания - М. : Физкультура и спорт, 2006. -230 с.
26. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для высш. спец. физкультур. учеб. заведение - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 160 с.
27. Методика физического воспитания учащихся 10-11 классов: пособие для учителей - М. Просвещение, 1997. 125 с.
28. Мониторинг физического развития школьников г. Екатеринбурга: Под ред. Е. М. Аблова, Л. А. Семенова. - Екатеринбург, 2000. - 64 с.
29. Настольная книга учителя физической культуры - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
30. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера - М. : Астрель, 2002. - 864 с.
31. Озолин, Н. Г. Путь к успеху - М. : Физкультура и спорт, 1995.
- 112 с.
32. Озолин, Н. Г. Современная система спортивной тренировки - М. : Физкультура и спорт, 1970. - 478 с.
33. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование: учебник / Под ред. Ю. Д. Железняка. - М. : Академия. - 384 с.
34. Программ ДЮСШ. Волейбол - М. : Советский спорт, 2005. - 192 с.
35. Семенов, Л. А. Определение спортивной пригодности детей и подростков - М. : Москва, Советский спорт, 2005. - 142 с.
36. Сермеев, Б. В. Определение физической подготовленности школьников - М. : Педагогика, 1999. - 289 с.
37. Смирнов, В. М. Физиология физического воспитания и спорта
- М. : Физкультура и спорт, 2002. - 608 с.
38. Суслов, Ф. П. Современная система спортивной подготовки - М. : Физкультура и спорт, 1995. - 245 с.
39. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 170 с.
40. Фомин, Н. А. Физиологические основы двигательной активности - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 224 с.
41. Харре, Д. Учение о тренировке - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 328 с.