Актуальность темы исследования
Современные условия развития экономики, характеризующиеся стохастичностью и неустойчивостью социально-экономических процессов, ужесточением конкуренции на международных рынках, привели к необходимости исследования проблемы управления корпорациями российского оборонно-промышленного комплекса, в частности проблемы внедрения эффективного управленческого инструментария.
Особенности корпораций ОПК в целом и рынка вооружений и военной техники в частности настолько специфичны, что применение существующих методических подходов и инструментов для стратегического управления данными объектами не может обеспечить адаптацию к условиям рынка и дальнейшее устойчивое функционирование в условиях неопределенности внешней среды.
К началу 2011 года в оборонно-промышленном комплексе России было создано более 50 вертикально-интегрированных структур для проведения единой экономической политики всех участников. На фоне ослабления государственного регулирования, несовершенства нормативной базы и законодательных актов, сохраняющейся тенденции сокращения объемов государственного оборонного заказа на поставку вооружений и военной техники корпорации накапливают опыт работы в условиях рынка, идут процессы поиска рыночных ниш и освоения новых или адаптации имеющихся инструментов управления в условиях неопределенности внешней среды.
Все вышеперечисленные факторы, а также сложившиеся условия функционирования сложных производственно-технологических комплексов, к которым относятся корпорации оборонной промышленности, определяют объективную необходимость разработки научно-обоснованных методических подходов и инструментов управления, без которых невозможно дальнейшее развитие оборонно-промышленного комплекса страны.
Все вышеизложенное определяет актуальность темы исследования.
Разработанность темы исследования
Различные аспекты теории и практики управления промышленными корпорациями исследованы в работах С.Б. Авдашевой, И. Ансоффа, А.В. Бандурина, С.И. Басалая, Ю. Винслава, М.Г. Ионцева, В.В. Кришталь, Н.Б. Сонькина, А.Б. Фельдмана, В.В. Криворотова, О.А. Романовой и др.
Основы теории стратегического управления с точки зрения исследования особенностей, концепций, определений и методологий разработки стратегий фирм изложены в работах ученых гарвардской школы и школы планирования: А. Чандлера, И. Ансоффа, К. Эндрюса.
Современные теории стратегического управления основываются на ресурсной концепции, изложенной в трудах Р. Рамелта, Д. Тиса, С. Уинтера, Г.Б. Клейнера, В.С. Катькало, В.Л. Тамбовцева и др.; теории фирмы - Н. Фосса; концепции динамических способностей - Д. Тиса, Б. Когута, Н. Фосса.
В исследовании инструментов управления в современных условиях использовались труды как зарубежных авторов - М. Брауна, П. Друкера, П. Дойля, К. Друри, Р. Каплана, Б. Мильнера, М. Мескона, Д. Нортона, М. Портера, А. Томпсона, А. Стрикленда и др., так и российских ученых - В.В. Бандурина, С.И. Басалай, О.В. Виханского, А.Д. Выварца, А.И. Ильина, В.В. Кондратьевой, Е.Г. Новицкого и др.
Однако в современных условиях трансформации экономики общие методические подходы к разработке инструментов управления корпорациями, прежде всего оборонно-промышленного комплекса, остаются недостаточно изученными и не отражают их специфику.
Актуальность и объективно сложный характер проблемы разработки инструментов управления, учитывающих, с одной стороны, специфические особенности функционирования корпораций в условиях рынка, а с другой - масштабность деятельности, а также наличие ряда дискуссионных и нерешенных, не нашедших должного отражения в научной литературе аспектов, определили предмет и объект исследования, обусловили выбор темы, цели и задачи диссертационного исследования.
Объект исследования - корпорации оборонной промышленности, функционирующие в условиях высокого уровня неопределенности внешней среды.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе разработки инструментария управления деятельностью корпорации оборонной промышленности.
Цель работы - научно-методическое обоснование и разработка инструментария управления корпорацией оборонной промышленности в условиях неопределенности внешней среды.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
- исследовать особенности и выявить проблемы управления корпорациями оборонной промышленности в условиях неопределенности внешней среды; предложить подход к разработке инструментария управления корпорацией;
- обобщить и систематизировать существующие подходы к оценке внешней среды; уточнить классификацию сигналов внешней среды; разработать методику выявления и оценки «слабых сигналов» внешней среды;
- разработать методику формирования комплексной системы показателей для оценки деятельности корпорации; определить нормативные значения показателей, иерархическую структуру показателей и уровень влияния на критериальный показатель деятельности корпорации;
- определить порядок внесения изменений в управленческие решения и провести апробацию предложенного инструментария на примере корпорации оборонной промышленности.
Теоретической и методологической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории стратегического управления, экономики и управления промышленными корпорациями в современных условиях, анализа внешней среды, а также статистические материалы, отражающие состояние и перспективы развития оборонно-промышленного комплекса РФ. Методологическую основу диссертационной работы определяют общенаучные методы познания. В ходе исследования применялись экономико-статистические и аналитические методы обработки информации, метод анализа иерархий, методы сравнительного анализа, экономико-математического моделирования и экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили законодательные, нормативные и методические документы Российской Федерации, данные федеральных и региональных органов статистики, книги, монографии, публикации в периодической печати, прогнозные данные Министерства экономического развития РФ и Министерства промышленности и торговли РФ, материалы финансовой отчетности отдельных предприятий и корпораций, интернет-ресурсы информационно-аналитических систем «Скрин-эмитент», «Спарк» и т.д.
Основные результаты, полученные автором и их научная новизна
- Предложен методический подход к управлению деятельностью корпорации оборонной промышленности, в основу которого заложен принцип интеграции результатов самопозиционирования и стратегического анализа, учитывающий воздействие «слабых сигналов» на выбор альтернативных сценариев изменения внешних и внутренних факторов, что позволяет оперативно реагировать на происходящие изменения, изменять состав и приоритеты основных ресурсов корпорации в условиях неопределенности внешней среды (п. 1.1.1 Паспорта специальностей ВАК).
- Разработана методика выявления «слабых сигналов», основанная
на авторской классификации сигналов внешней среды и их количественной оценке, что позволяет прогнозировать влияние внешней среды на деятельность корпорации и адаптироваться к ней (п. 1.1.1 Паспорта специальностей ВАК).
- Разработана и обоснована новая комплексная система показателей, методика ее формирования, отличающаяся иерархической структурой, использованием критериального и интегральных показателей, что позволяет совершенствовать управление корпорацией на новой методической основе и обеспечить повышение эффективности ее деятельности (п. 1.1.13 Паспорта специальностей ВАК).
Практическая значимость работы. Разработанный инструментарий управления может быть использован в практической деятельности корпораций оборонно-промышленного комплекса для разработки и последующей корректировки стратегии, прогнозных исследований внешней и внутренней среды.
Результаты диссертации использованы при разработке Программы инновационного развития ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» до 2020 года, Программы стратегического развития ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» до 2020 года.
Практическое использование результатов исследования подтверждается соответствующими актами внедрения.
Теоретические положения и практические рекомендации, отраженные в диссертационной работе, внедрены в практику учебного процесса НТИ (ф) ФГАОУ ВПО «УрФУ» по дисциплине «Экономика предприятия».
Апробация работы. Основные положения работы доложены на различных конференциях, в т.ч. международных (Одесса, 2011; Екатеринбург, 2008, 2012); Всероссийской (Нижний Тагил, 2007);
региональных (Нижний Тагил, 2005, 2008; Екатеринбург, 2005).
Отдельные результаты исследования апробированы на ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» при разработке комплекса мер по повышению эффективности управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды; на ЗАО «Стратеджи Партнерс Групп» при разработке стратегии деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса.
Публикации. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены в 12 печатных работах общим объемом 2,6 печатных листов, в т.ч. авторских - 1,6 п.л. ( 4 статьи опубликованы в рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК для публикации результатов диссертации).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 125 наименований и приложений. Основное содержание работы изложено на 155 страницах основного текста, включающего 32 таблицы и 37 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулирована цель, задачи, определены предмет и объект исследования, обозначена научная и практическая ценность исследования.
В первой главе «Управление корпорацией оборонной промышленности в России: теория, практика, проблемы» проведен анализ деятельности корпораций оборонно-промышленного комплекса в России; выявлены особенности функционирования акционерных обществ с 100 %-ным государственным участием; проведен сравнительный анализ существующих инструментов управления корпорацией.
Во второй главе «Исследование влияния внешней среды на деятельность корпораций» обобщены существующие подходы к оценке внешней среды; предложена авторская классификация сигналов внешней среды; проведен анализ отраслевого рынка корпораций ОПК; даны его характеристики и прогнозируемые тенденции; выявлены основные этапы формирования и проблемы функционирования корпораций в России.
В третьей главе «Разработка методических рекомендаций по совершенствованию инструментария управления корпорацией оборонной промышленности в России» предложен методический подход к управлению корпорацией в условиях неопределенности внешней среды; разработана методика выявления и оценки «слабых сигналов», а также методика формирования системы показателей для оценки деятельности корпорации; разработан алгоритм внесения изменений в управленческие решения; представлены практические данные о результатах апробации предложенного инструментария на примере промышленной корпорации.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты работы.
Основные выводы можно сформулировать ниже следующим образом.
1. В ближайшей перспективе прогнозируется обострение проблемы выживаемости корпораций ОПК в условиях неопределенности внешней среды, что связано как с незначительной вовлеченностью корпораций в производство гражданской продукции, так и несовершенством нормативной базы. Кроме того, отраслевой рынок корпораций ОПК характеризуется не только неопределенностью, но и низкой эффективностью. Проблема выживаемости корпораций напрямую связана с плохой адаптируемостью в условиях внешней среды и отсутствием соответствующих инструментов управления, учитывающих специфику как отрасли, так и рынка вооружений и военной техники.
2. Систематизация этапов развития и проблем функционирования отечественных корпораций ОПК и отрасли в целом позволила сделать вывод о необходимости формирования временной концепции управления в условиях высокого уровня неопределенности внешней среды, позволяющей осуществить постепенный переход от оперативного к стратегическому управлению и разработать стратегию. В рамках данной концепции необходимо разработать соответствующий инструментарий управления деятельностью корпорации.
3. Предложен методический подход к управлению корпорацией, представляющий совокупность инструментов для стратегического анализа, самопозиционирования, основанный на выявлении «слабых сигналов», и учета их влияния на деятельность корпорации, методики формирования системы показателей для оценки деятельности корпорации, что позволяет оперативно реагировать на происходящие изменения .
4. Разработана методика выявления и оценки «слабых сигналов» внешней среды, позволяющая обнаружить возможные изменения внешней среды при первых неточных признаках событий и оценить влияние на деятельность корпорации, что позволяет заблаговременно подготовиться к реакции на данные изменения и предусмотреть альтернативные варианты развития корпорации.
5. Разработана новая комплексная система показателей и методика ее формирования, которая включает в себя критериальный и интегральные показатели, позволяющие оценить эффективность затрат, эффективность достижения цели, результативность взаимодействия с внешней средой и дать общую оценку деятельности корпорации. Представление системы показателей в виде иерархии дает возможность сформировать научно-обоснованные гипотезы по характеру изменения показателей. Кроме того, четкое понимание взаимосвязей между показателями позволяет осуществлять мониторинг деятельности корпорации и формировать основу для принятия стратегических и оперативных решений.
6. Обоснован алгоритм внесения изменений в управленческие решения с помощью рассмотренного инструментария и проведена апробация на примере ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод».
1. Скрипник А.В. Применение факторного анализа в деятельности крупного промышленного предприятия / А.В. Скрипник // Вестник УГТУ-УПИ. - 2006. - № 4 (75). - С. 244-248.
2. Скрипник А.В. Построение эффективной системы управления предприятием / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Человек и труд. - 2008. - №9. - С. 66-68.
3. Скрипник А.В. Методика выявления и анализа «слабых сигналов» как инструмент управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник, Г.В. Исмагилова // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, на производстве и образовании - 2011» - Т. 33, выпуск 4. - Одесса: Черноморье, 2011. - С.85-96.
4. Скрипник А.В. Модель прогнозирования влияния изменений внешней среды на экономические показатели деятельности корпорации / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Вестник УрФУ. Серия «Экономика и управление». - 2012. - №2. - С.40-46.
Научные и печатные труды в прочих изданиях
5. Скрипник А.В. Использование факторного анализа в оценке результатов производственно-хозяйственной деятельности крупного машиностроительного предприятия / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий // Научные труды IX отчетной конференции молодых ученых УГТУ-УПИ: сборник статей: в 4 ч. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005. - Ч 1. - С. 78-81.
6. Скрипник А.В. Некоторые проблемы практики планирования на ФГУП «ПО Уралвагонзавод» / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий, Е.П. Алиева // Наука, производство, экономика: опыт и перспективы взаимодействия: материалы науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 т.- Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2005. - Т. 2. - С. 121-127.
7. Скрипник А.В. Проблемы практического внедрения системы бюджетирования на крупном машиностроительном предприятии / А.В. Скрипник, С.В. Иваницкий // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы науч.-практ. конф. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2005. - С. 137-140.
8. Скрипник А.В. Совершенствование механизма управления предприятием / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник // Вестник УГТУ-УПИ. - 2007. - № 6(89). - С. 29-35 .
9. Скрипник А.В. Роль системы планирования в повышении
эффективности деятельности предприятия / А.В. Скрипник // Современные проблемы экономики, менеджмента и маркетинга: материалы
Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2007. - С. 124-127
10. Скрипник А.В. Новый подход к системе управления предприятием. / А.В. Скрипник, Н.Р. Кельчевская, // Новые тенденции в экономике и управлении организацией: Сборник научных трудов VII международной конференции: в 2 т. - Екатеринбург: 2008. -Т 2.- С.172¬175.
11. Скрипник А.В. Методологические основы формирования системы показателей для целей управления предприятием / А.В. Скрипник // Молодежь и наука: материалы региональной науч.-практ. конф. студентов и аспирантов: в 2 т. - Нижний Тагил: НТИ (ф) УГТУ-УПИ, 2008. - Т.2 - С. 127¬130 .
12. Скрипник А.В. Методика выявления и анализа «слабых сигналов» как инструмент управления корпорацией в условиях неопределенности внешней среды / Н.Р. Кельчевская, А.В. Скрипник, Г.В. Исмагилова // Инновации в материаловедении и металлургии: материалы I Междунар. интеракт. науч.-практ. конф. - Изд-во Урал.ун-та, 2012. - С. 266-270.