ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА НА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ 7
1.1 Понятие малого бизнеса и его нормативно-правовая база 7
1.2 Методические основы учета на малых предприятиях 20
1.3 Теоретические аспекты анализа на малых предприятиях 30
2 МЕТОДИКА УЧЕТА И АНАЛИЗА НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 46
2.1 Особенности учета на малых предприятиях, применяющих общую систему
налогообложения и упрощенную 46
2.2 Анализ хозяйственной деятельности ООО «Универсал плюс» 54
2.3 Перспективы развития системы учета на малых предприятиях 72
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ АНАЛИЗА НА МАЛЫХ
ПРЕДПРИЯТИЯХ 80
3.1 Процедуры финансового анализа на малых предприятиях 80
3.2 Развитие информационного обеспечения финансового анализа на малых
предприятиях и совершенствование системы анализа малых предприятий 87
3.3 Предложения и рекомендации по совершенствованию выявленных проблем
в результате финансового анализа ООО «Универсал плюс» 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 101
ПРИЛОЖЕНИЯ
В России в настоящее время проблемы малого предпринимательства все больше привлекают внимание практиков и ученых. Малый бизнес - это важная часть сегодняшней рыночной экономики, развитие которого отражает возникновение самостоятельных основ дохода у значительной доли экономически активной части населения, быстротечное образование новых рабочих мест, уменьшение социальных нагрузок на расходы бюджетов, а также активность на товарных рынках.
Предприятия отличаются друг от друга не только составом участников, формами собственности и так далее, но и объемами продукции, которую выпускают. По перечисленным критериям, предприятия делятся на малые, средние и крупные. Очень часто оказывается, что крупные фирмы не настолько эффективны как малые. Это объясняется усложнением структуры управления по причине появления большего количества различных уровней коммуникации внутри предприятия. Неотъемлемой частью экономики любого развитого государства является существование малого бизнеса. При его отсутствии рыночная система каждого государства не сможет функционировать и развиваться.
Развитый малый бизнес стимулирует платежеспособный спрос в экономике и помогает снизить социальную напряженность. Ряд отраслей экономики в основном представлен малым бизнесом - торговлей, общественным питанием, бытовым обслуживанием.
На сегодняшний день существует достаточное количество научно обоснованных методов финансового анализа, но они разработаны в основном для крупных промышленных предприятий, которые составляют финансовую отчетность в полном объеме. Эти методы не учитывают специфику деятельности в сфере торговли и услуг, то есть там, где наблюдается высокая скорость оборота капитала. Управленческий анализ в литературе сегодня рассматривается как метод углубленного анализа производственных затрат предприятия и выявления резервов их сбережений, между тем для малого бизнеса актуальны и другие области управленческого анализа: анализ выручки от продаж, анализ товарооборот, валовой доход, издержки обращения, финансовые результаты.
Таким образом, вопросы и проблемы формирования системы финансового и управленческого учета и анализа на малых предприятиях сегодня имеют высокую практическую значимость и актуальность, так как в современных условиях от малых предприятий требуется отход от налоговой направленности учетных процессов и переориентация на владельцы и инвесторы.
Информационно эмпирическая база работы состоит из документации и отчетности предприятия ООО «Универсал плюс», нормативных документов: федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ; приказ Минфина № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету»; Налоговый кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ.
Исследование правовых и экономических вопросов, а также вопросов организации бухгалтерского, финансового и управленческого учета на предприятиях малого бизнеса, которыми занимаются такие ученые, как Абалкин Л.И., Безруких П.С., Бахрушина М.А., Волков Д.Л., Ивашкевич В.Б., Илышева Н.Н., Каверина О.Д., Колесникова Л.А., Кондраков Н.П., Ламыкин И.А., Палий В.Ф., Соколов Ю.С., Терехов В.А., Шеремет А.Д., Юрьева Л.В. и др.
Большой вклад в разработку методологии комплексного анализа хозяйственной деятельности и отдельных ее направлений внесли такие экономисты, как: Аксененко Ф.А., Баканов М.И., Бочаров В.В., Вахрушина М.А., Гиляровская Л.Т., Дегтярев В.М., Дембинский Н.В., Дмитриева И.М., Долгополов Е.В., Дьячков М.Ф., Заботина Р.И., Захаров И.В., Ковалев В.В., Кравченко Л.И., Крылов С.И., Любушин Н.П. Мельник М.В., Муравьев А.И., Негашев Е.В., Палий В.Ф., Попова Л.В., Русак Н.А., Савицкая Г.В., Сайфулин Р.С., Самбирский В.И., Шеремет А.Д. и другие. Некоторые из этих авторов определили и рассмотрели финансовый и управленческий анализ на предприятиях торговли и производства с учетом отраслевых характеристик, но на сегодняшний день методологические особенности комплексного экономического анализа в сфере услуг в научной литературе не освещаются.
Таким образом, отсутствие научных разработок в области разработки методов финансового и управленческого учета на предприятиях малого бизнеса предопределило выбор темы исследования.
Целью исследования является разработка научных, методических и практических рекомендаций по совершенствованию системы учета, отчетности и анализа на малых предприятиях.
Для достижения указанной цели, были поставлены и достигнуты следующие задачи:
1) систематизировать теоретические аспекты формирования бухгалтерского учета для малого бизнеса (генезис нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малого бизнеса, с целью оценки ее влияния на развитие системы бухгалтерского учета);
2) анализировать методические основы финансового и управленческого анализа малых предприятий для определения основных направлений совершенствования системы анализа и выработки практических рекомендаций;
3) систематизировать организационно-методические подходы к учету малого бизнеса в зависимости от применяемого налогового режима и формулирование рекомендаций по совершенствованию системы учета для предпринимателей без образования, юридических лиц и малого бизнеса с использованием упрощенной системы налогообложения;
4) оценить методологию анализа хозяйственной деятельности на малых предприятиях с учетом специфики их деятельности с точки зрения возможности углубленного анализа информации и достоверности результатов;
5) разработать предложения и рекомендации по улучшению финансового положения предприятия.
Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность субъекта малого предпринимательства ООО «Универсал плюс».
Предметом исследования является комплекс теоретических, методологических и организационных мероприятий по разработке методов бухгалтерского, финансового и управленческого учета, а также финансовоуправленческого анализа хозяйственной деятельности малых предприятий.
Научная новизна диссертационного исследования. Получены и выносятся на защиту следующие результаты исследования, имеющие научную новизну:
1) Структурированы особенности методов учета и анализа хозяйственной деятельности на малых предприятиях, учитывающие специфику деятельности малого бизнеса РФ;
2) На основе систематизации организационно-методических подходов к учету на малых предприятиях в зависимости от применяемого налогового режима сформирована упрощенная методика анализа хозяйственной деятельности для субъектов малого бизнеса;
3) Разработаны направления развития информационного обеспечения анализа хозяйственной деятельности на малых предприятиях позволяющие учитывать условия функционирования предприятий малого бизнеса РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной и зарубежной литературе в области теории бухгалтерского учета, финансового и управленческого учета, финансового и управленческого экономического анализа.
В качестве методологических инструментов использовались такие общенаучные методы и методы, как классификация, группировка, сравнение, обобщение, анализ, синтез, системный подход.
В условиях сложной экономической ситуации важным фактором поступательного общественного развития становится укрепление основ хозяйственной деятельности, ведущими участниками которой выступают предприятия малого бизнеса.
Основываясь на практике государств с развитой рыночной экономикой, авторы отмечают значимую роль малого предпринимательства, что постепенное формирование малого предпринимательства является важным условием эффективного решения возникающих проблем: развития
конкурентоспособных, культурных рыночных взаимоотношений, содействует наилучшему удовлетворению потребностей общества в товарах, способствует структурной изменения экономики.
В основу государственной поддержки входит финансовая помощь только что вступивших либо вступающих в сферу деловой активности предпринимателей, с этой целью выполнения сформированных специализированных программ поддержки предпринимателей. Среди многочисленных программ наибольший интерес направлен на:
а) получение грантов - на конкурсной основе региональные власти выделяют гранты начинающим предпринимателям. Приоритет ориентирован на безработных, молодых людей, бывшим военным и молодым семьям с детьми. В этом году также принято решение помогать бизнесменам из числа многодетных семей, воспитывающих инвалидов;
б) кредиты и субсидии - предприятия могут рассчитывать на субсидирование процентных ставок по кредитам (объём повышен с 10 до 15 млн. руб.), взятых на строительство цехов, покупку оборудования и его лизинг, а также получение кредита под наиболее низкие проценты;
в) развитие инфраструктур - ориентированы помогать компаниям выходить на европейский рынок, искать деловых партнёров в Европейском союзе, распространять информацию о бизнесе и обмениваться коммерческими предложениями. Владельцам частных технопарков планируется помочь с подключением к сетям и реконструкцией помещений и пр.
На нынешнем этапе становления народного хозяйства в РФ существуют проблемные аспекты, с которыми сталкиваются предприниматели у истоков формирования собственного бизнеса, некоторые из них:
1) непродуманная система налогообложения, забирающая достаточную долю прибыли, что в большинстве случаев доводит предприятие до грани банкротства;
2) источники капитала. Порою начинающему предпринимателю очень тяжело найти средства, которые будут выступать в качестве начального капитала собственного бизнеса;
3) недостаточная общественная и государственная поддержка малого бизнеса. Ввиду позднего создания в РФ Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ произошла данная ситуация;
4) законодательная база, как основа малого предпринимательства, не столь совершенна, а в отдельных аспектах и вовсе отсутствует.
Вывод таков: потенциал малого предпринимательства практически не используется, по причине того, что он является особым ещё не сформировавшимся сектором рынка.
В ходе исследования проблем и перспектив развития современного малого бизнеса в РФ, были обозначены следующие основные положения:
1) основная роль в развитии экономики РФ принадлежит малому бизнесу;
2) он же влияет на все подряд сферы нашей с вами жизни, являясь её неотъемлемой частью;
3) суть малого бизнеса заключается в том, что он адаптируется абсолютно ко всем внешним условиям, гибко реагируя на всевозможные изменения, и тем самым развивает и укрепляет хозяйственные взаимосвязи.
Малый бизнес играет существенную роль в развитии и формировании стабильной рыночной структуры государства, а также участвует в развитии экономического сектора. Развитие производства малого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики.
Более того, перед малыми предприятиями стоит ряд крайне важных социально-экономических задач, например, снижение уровня безработицы в стране путем создания новых рабочих мест, повышение конкуренции, что способствует снижению цен на предоставляемые товары и услуги, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.
Исходя из мировой практики, можно сделать вывод, что количество субъектов среднего и малого предпринимательства значительно превышает количество субъектов крупного бизнеса. Такая разница как раз и связана с задачами, которые выполняются предприятиями меньших размеров.
Оптимизация налогообложения является важным фактором, который повышает эффективность деятельности предприятия, особенно для малых предприятий, поскольку уплата значительных сумм налогов снижают возможность малых предприятий на рынке конкурировать с крупными предприятиями. Вопрос о том, стоит ли применять упрощенную систему налогообложения решается предприятием путем взвешивания достоинств и недостатков данного налогового режима в каждом конкретном случае.
Упрощенную систему налогообложения выгодно применять в случае, когда основными покупателями продукта предприятия являются физические лица или организации и индивидуальные предприниматели, не работающие на общей системе налогообложения, поскольку для данных покупателей не важен НДС в зачет и это не будет являться решающим критерием при выборе поставщика товаров (услуг) для таких покупателей.
Таким образом, на принятие решения о целесообразности применения упрощенной системы влияют такие факторы как рентабельность, отраслевая принадлежность бизнеса и категория покупателей.
К слабым сторонам упрощенной системы налогообложения относится вероятность утраты права применять данную систему. Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режим, начиная с того квартала, в котором произошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникает сложность восстановления учета за весь «упрощенный» период. Фирма должна будет доплатить налог на прибыль и пени.
Но такую опасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить за размером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, и в случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый и бухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков, применяющим основной режим налогообложения.
В общем случае упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства значительно упрощает работу налогоплательщиков, одновременно уменьшая налоговое бремя, что способствует развитию среднего и малого бизнеса, уровень развития которого определяет уровень развития экономики страны в целом.
1. Гражданский кодекс РФ (Принят Государственной думой 21.10.1994) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (Принят Государственной думой 19.07.2000) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете в РФ» от 06.12.2011 № 402- ФЗ (Принят Государственной думой 22.11.2011) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 № 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016, ред. от 03.07.2016) // опубликован на Официальном интернет- портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.01.2019
5. Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) от 02.07.2010 № 151-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.01.2019
6. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ" от 29.07.1998 № 34н (зарегистрировано в Минюсте России 27.08.1998 № 1598, ред. от 11.04.2018) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.01.2019
7. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" от 06.05.1999 № 32н (зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1791, ред. от 06.04.2015) // 1Ж1/ http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_6208/ (дата обращения: 21.01.2019)
8. Приказ Минфина России "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99" от 06.05.1999 № 33н
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 № 1790, ред. от 06.04.2015) // URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12508/ (дата
обращения: 21.01.2019)
9. Приказ Минфина РФ "Об утверждении Положения по бухгалтерскому
учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010, с изм. от 29.01.2018) //
URL: http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW ;n=18609 (дата обращения: 21.01.2019)
10. Приказ Минфина России "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" (вместе с "Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)", "Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008)") от 06.10.2008 № 106н зЗарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 № 12522, ред. от 28.04.2017) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 21.01.2019
11. Приказ ФНС России "Об утверждении формы налоговой декларации по
налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в электронной форме" от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ // Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo .gov.ru, 21.01.2019
12. Письмо ФНС «О применении упрощенной системы налогообложения» от 15.01.2016 г. № СД-4-3/290@. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61644/ed0b8c44e0212070af4bf b4a6584ec113cda7676/ (дата обращения: 21.01.2019)
13. Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 № 88-ФЗ (принят ГД ФС РФ 12.05.1995, ред. от 02.02.2006).
14. Приказ Минфина РФ « Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 от 09.12.1998 № 60н (ред. от 30.12.1999) (зарегистрировано в Минюсте РФ 31.12.1998 N 1673).
15. Абдукаримов И.Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 216...