ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СУЩНО- 13
СТИ СИСТЕМЫ ФИНАНСОВГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Комплексный подход к исследованию сущности, принципов и ме- 13
тодов финансового планирования на предприятиях в экономической системе
1.2 Императивная роль бизнес-планов в системе финансового планиро- 22
вания на предприятиях
1.3 Зарубежные методики бизнес планирования инвестиционных про- 28
ектов в условиях динамичной экономической среды
2 БИЗНЕС-ПЛАН ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРОМЫШЛЕН- 36
НОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ТРУБНЫЙ ЗАВОД МЕТАЛЛИНВЕСТ»
2.1 Параметральная и сегментационная характеристика предприятия и 36 инвестиционного проекта
2.2 Диагностика конъюнктуры рынка металлотрейдинга 45
2.3 Анализ производственного процесса на основе прогнозов продаж и 63 выявленных трендов спроса
2.4 Оценка эффективности инвестиционного проекта 69
3 ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В 87
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
3.1 Макроэкономические проблемы реализации инвестиционных про- 87
ектов субъектами бизнеса
3.2 Совершенствование методики оценки эффективности инвестиционных проектов на металлургических предприятиях на основе анализа чувствительности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 108
ПРИЛОЖЕНИЯ 114
Актуальность темы исследования. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и возможностях, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и. т.д.
Необходимо точно представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, интеллектуальных, но и в финансовых ресурсах, что особенно существенно в рыночной экономике. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Отсюда обеспечение его хозяйственной деятельности, осуществляемое на основе плана, является важнейшей задачей для любого менеджера. Обширный опыт зарубежных и российских предприятий доказывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, его игнорирование ил некомпетентное осуществление приводят к огромным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.
Планирование имеет особую значимость для обеспечения ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности бизнеса, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия.
Планирование ориентируется на имеющиеся источники как собственных, так и привлекаемых средств и возможности их превращения в производительный капитал. В рамках этого предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, обеспечения необходимых условий работы, удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования всех фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства.
Главная цель, которую преследует предприятие - достижение максимума прибыли при минимуме затрат. План фирмы способствует решению этой задачи, определяя наиболее выгодные источники финансирования и рациональные направления расходования средств, обеспечивая устойчивое положение предприятия на рынке.
Современные темпы развития изменения и наращивания объемов знаний настолько велики, что планирование представляется единственным способом реального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Планирования обеспечивает также основу для принятия эффективных управленческих решений. Когда известно, чего организация хочет достичь, легче найти наиболее подходящие действия. Планирование способствует снижению рисков при принятии решений. Принимая обоснованные плановые решения, руководство уменьшает риск ошибок, обусловленных ошибочной ли недостоверной информацией о возможностях предприятия или о внешней ситуации. Планирование служит для формулирования и достижения ключевых целей в рамках организации.
Финансовое планирование выступает как объективная оценка результатов рыночной деятельности компании и, в то же время как необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка. В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Отсюда планирование выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.
Финансовый план - многоплановый управленческий инструмент. Он предусматривает решение как стратегических, так и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.
Финансовый план обеспечивает объективное представление о возможностях развития производства, способах продвижения товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности предприятия, выявляет законы опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.
В постоянно преобразующемся деловом мире для бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Планирование помогает менеджеру не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.
Охарактеризовать не только теоретические аспекты планирования, но и проблемы практического применения финансового планирования в российских экономических условиях призвана данная работа.
Актуальность темы исследования определяется потребностью современных предприятий в разработке, оценке и реализации инвестиционных проектов по обновлению производственных фондов и решений. Следовательно, в настоящее время востребованы методы точной и разносторонней разработки и оценки инвестиционных проектов и бизнес-планов, что и составляет предмет научной работы.
Актуальность и дискуссионность теоретико-методологических основ бизнес-планирования на предприятиях, высокая практическая значимость финансового планирования на предприятии в современной экономической системе предопределили цель и задачи, обусловили выбор объекта и предмета исследования.
Основной целью диссертационной работы является разработка комплексной концепции бизнес-планирования на российских предприятиях на основе развития теории и методологии финансового планирования на примере регионального субъекта бизнеса, выявление проблем и разработка путей их решения.
Поставленная в магистерской диссертации цель потребовала решения конкретных теоретических, методологических и практических задач исследования:
• систематизировать существующие научные положения теории финансового планирования в экономической системе с целью формирования авторской позиции экономической сущности финансового планирования как производной системы планирования финансовых ресурсов;
• рассмотреть различные методики бизнес планирования инвестиционных проектов в рамках совершенствования бизнес-процессов в современной экономике при соблюдении российского законодательства, нормативноправовых актов, посвященных вопросам бизнес-планирования на российских предприятиях разных форм собственности и отраслей деятельности;
• изучить роль бизнес-плана в системе финансового планирования с целью определения эффективного управления денежными потоками предприятия;
• разработать бизнес-план инвестиционного проекта промышленного предприятия в условиях модернизации системы корпоративного финансирования;
• исследовать финансовые проблемы внедрения инвестиционных проектов в деятельность предприятия в рамках определения перспективных направлений системы финансирования на российских предприятиях в условиях динамичной экономической среды...
Компании разных форм собственности имеют различные мотивы для осуществления инвестиционной деятельности за рубежом. Если экспансия государственных корпораций стимулируется правительством (поддержка на политическом уровне и практически неподотчетные финансовые затраты), то частные компании, прежде всего сырьевого сектора, вынуждены искать необходимые месторождения и другие дефицитные факторы производства за рубежом, так как в России доступ к ним ограничен на законодательном и административном уровнях. При этом необходимо отметить, что с середины прошлого десятилетия список корпораций - лидеров российского бизнеса (первая десятка) по размерам зарубежных активов практически не изменился, несмотря на существенную трансформацию условий их экспансии за границей в этот сложный период, связанный с кризисом и его последствиями. В определенной степени такая стабильность позиций ведущих российских ТНК на мировых рынках инвестиций обусловлена их особыми отношениями с государством.
Латинская Америка, напротив, традиционно рассматривается российским бизнесом как удаленный регион с институциональными и коммерческими рисками, поэтому реальные активы и масштабные проекты там пока практически отсутствуют. Отдельные инвестиционные проекты, инициированные правительством России в ряде латиноамериканских стран пока не показали своей экономической эффективности.
На африканском континенте в посткризисный период с российскими инвестициями складывается неоднозначная ситуация. С одной стороны, действующие предприятия в Южной и Западной Африке, принадлежащие крупным отечественным компаниям («ЛУКОЙЛ», «Русал», «Ренова»), испытывают операционные трудности, прежде всего в силу непоследовательных действий местных властей и завышенных ожиданий российских владельцев. Но, с другой стороны, российский бизнес наращивает свое присутствие в добывающем секторе (upstream) в различных государствах континента. Индия и ОАЭ являются относительно новыми рынками для российского предпринимательства и речь в данном случае речь пока может идти только о единичных проектах1.
В последние годы при содействии государства устойчиво растет число различных российских проектов во Вьетнаме (в том числе и проекты компании ЛУКОЙЛ), несмотря на сложности деятельности на местном рынке. При этом соседние страны (Лаос и Камбоджа) рассматриваются отечественным бизнесом как сферы дальнейшей экспансии в регионе Индокитая. Австралия, несмотря на достаточно крупные инвестиции из России, как самостоятельное географическое направление экспансии российского бизнеса значительного развития не получила.
Целевая разработка бизнес-плана - это планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и наличием необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает менеджеру решать следующие основные проблемы:
• определить конкретные направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;
• сформулировать долговременные и краткосрочные цели бизнеса, стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц, ответственных за реализацию намеченного;
• зафиксировать состав и показатели товаров и услуг, которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;
• выявить соответствие имеющегося персонала предприятия и условий и мотивации его руда предъявляемым требованиям;
• определить систему маркетинговых мероприятий по исследованию рынка, рекламе, симулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
• оптимизировать организационную структуру управления;
• оценить финансовое положение предприятия и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных целей;
• выявить те трудности, которые способны помешать выполнению бизнес- плана, и наметить меры по их устранению.
Планирование бизнеса обеспечивает немало выгод. Оно, в частности:
• побуждает менеджмент тщательно изучить перспективы развития бизнеса;
• позволяет обеспечить четкую координацию всех усилий по достижению поставленных целей;
• определяет ключевые показатели бизнеса, необходимые для последующей оценки и контроля результатов;
• заставляет руководителей точно определить цели бизнеса и пути их достижения;
• делает предприятие немного более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации.
В зависимости от направленности и масштаба задуманного, объем работ по формированию плана способен изменять в большом диапазоне, степень его детализации весьма различна. Когда в плане требуется менее степень его детализации весьма различна. Когда в плане требуется менее объемная
проработка, часть разделов может вообще отсутствовать. Когда же план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования, он должен быть полнокровен.
Бизнес-план стал принципиально новым для российской экономики документом. Основной целью его разработки выступает планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями приобретения необходимых ресурсов.
В современной практике бизнес-план призван выполнять четыре функции. Первая - использование его для разработки стратегии и тактики бизнеса.
Вторая - формирование и реализация плановых программ, позволяющих оценить потенциал развития нового направления деятельности, контролировать процессы, протекающие в рамках бизнеса. Третья - привлечение извне денежных средств для целей развития планов бизнеса партнеров, которые способны вложить в него собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Бизнес-план обеспечивает анализ возможностей для бизнеса в конкретной ситуации и четкое представление, каким образом менеджмент хочет и может использовать данный потенциал.
В плане оценивается перспективная ситуация как внутри организации, так и вне ее. Он объективно необходим руководству организации для ориентации в условиях акционерной собственности, поскольку именно при помощи бизнес-плана управляющие принимают решение об эмиссии акций и использовании эмиссионного дохода. Бизнес-план используется и при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Данный план помогает и координации деятельности партнеров, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых и взаимодополняющих продуктов.
Но не следует рассматривать уже составленный бизнес-план как образец. В условиях нашей экономики может быть потеряна актуальность конкретной разработки в силу использования жестко зафиксированных параметров, утративших свою информативность. Бизнес-планирование позволяет готовить новые варианты поведения бизнеса на основе проанализированных сценариев. При этом бизнес-план открывает возможность отслеживать ситуация за любой промежуток времени.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2013-327с.
2. Алексеев В.Н., Ильин В.В. Инвестиционный климат и международный финансовый центр в Москве: тенденции и перспективы. Издательство: ИНФРА-М, 2017. 126с.
3. Алиев А.Т., Сомик К.В. Управление инвестиционным портфелем. Издательство: ИТК Дашков и К, 2017. 160с.
4. Балдин К.В. Инвестиции: системный анализ и управление. Издательство: ИТК Дашков и К, 2017. 288с.
5. Балдин К.В., Передеряев И.И., Голов Р.С. Инвестиции в инновации. Издательство: ИТК Дашков и К, 2017. 238с.
6. Бланк И. Управление финансовыми ресурсами. Изд-во: Омега-Л, 2016. 768с.
7. Болдырев Д.С. Организация стратегического планирования инвестиционной деятельности как основного инструмента развития предприя- тия//Экономический анализ: теория и практика, №1, 2017.
8. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. Олимп- Бизнес, 2016. 1008с.
9. Бригхэм Ю.Ф. Финансовый менеджмент. 7-е изд. - М.- 2017.-592с.
10. Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Долгосрочная финансовая политика. Издательство КноРус, 2016, 328с.
11. Быков С.Н. Итоги и перспективы. // Металлургия России. 2014. №2. С.
28.
12. Великая Е.Г. Стратегическое управление затратами на основе бюджети- рования//Финансы и кредит, № 9, 2016.
13. Волков А.С. Оценка эффективности инвестиционных проектов. Издательство: ИЦ РИОР. 2015, 111с.
14. Воротилова Н.Н., Каткова Н.А., Мальцева Ю.Н. и др. Управление инвестициями. ИТК Дашков и К, 2012. 188с.
15. Воробьев А.Д. Особенности стратегии управления на предприятиях в зависимости от сферы производства//Региональная экономика: теория и практика, № 42, 2012...