ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования феномена деловой культуры
13
1.1 Концептуализация понятия «бизнес-культура», «деловая этика» и
«деловое общение» 13
1. 2 Классификации деловых культур народов мира 27
ГЛАВА 2. Место современного Китая на мировой бизнес-арене 41
ГЛАВА 3. Особенности китайской деловой культуры 56
3.1 Этнопсихологические особенности китайцев в контексте делового
сотрудничества 56
3.2 Деловой этикет в Китае 66
3.3 Отношение китайских деловых партнеров к ведению бизнеса 74
3.4. Особенности ведения бизнеса с китайскими партнерами: опыт
социологического опроса 91
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Список использованных источников и литературы 109
Приложение 1. Сравнение менталитета иностранцев и китайцев в рисунках Yang Liu 121
Приложение 2. Вопросник на тему: «Особенности ведения бизнеса с китайскими партнерами» 128
В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Знание делового этикета - залог успеха в ведении дел. Главный показатель успеха в бизнесе - достижение реальных результатов, т.е. получение прибыли, рост производства, профессиональное удовлетворение, создание положительного имиджа в обществе, уважение партнеров по бизнесу, надежность фирмы или предприятия.
Чтобы достичь успеха необходимо знать технологию деловых отношений, уметь вести переговоры, соблюдать этику коммерческого общения, постоянно заниматься маркетингом, развивать эффективную рекламу, изучать вопросы спроса и сбыта, преодолевать языковые трудности, разбираться в банковском деле, постоянно повышать свою профессиональную квалификацию, следить за своим положительным имиджем и другое.
Ведение торговых операций и бизнеса на Востоке требует особого подхода. Бизнесмены Японии, Южной Кореи, Китая, Вьетнама резко отличаются от бизнесменов Европы и Америки. Различия эти заключаются в стиле ведения и тактике деловых переговоров, особенностях изучения будущих партнеров по бизнесу. У этого необычного, во многом непонятного для непосвященного западного человека мира есть свои правила, традиции и привычки. Народы Азиатско-Тихоокеанского региона имеют свой особенный образ мышления и свои моральные устои.
Актуальность данного исследования определяется интересом к стремительному и успешному экономическому развитию Китая в конце ХХ - начале ХХ1 вв. Сегодня Китай обладает одной из самых быстрорастущих экономик в мире и привлекает крупные иностранные инвестиции. Укрепление своих позиций в международных экономических отношениях и ряд реформ правительства сделали Китай отличным местом для ведения бизнеса. Китайцы обладают древней и богатой культурой и очень гордятся своим историческим прошлым. Эти факторы оказывают огромное влияние на стиль ведения бизнеса китайских предпринимателей. Несмотря на все большую открытость китайской экономики, и то, что со вступлением Китая в ВТО и проведением Олимпийских игр в 2008 году многие методы китайской деловой культуры начинают приближаться к общепринятым, Китай всегда будет иметь свою собственную уникальность в деловой культуре и этикете ввиду своей уникальной истории. Для успешного ведения бизнеса в Китае необходимо уметь работать в тесном сотрудничестве с китайскими коллегами и знать правила китайского бизнес-этикета. С каждым годом все более заметно как иностранные бизнесмены желают связать свой бизнес с Китаем и все больше иностранных инвестиций получает Китай с каждым годом. Российские бизнесмены не являются исключением. Однако достаточно много вопросов еще остаются открытыми, когда речь идет о сотрудничестве представителей российского бизнеса и китайского, еще достаточно много проблем возникает между российскими и китайскими бизнесменами, в основном по причине непонимания и незнания деловых культур друг друга, поэтому на сегодняшний день данная проблема остается одной из самых актуальных.
Объектом исследования является кросс-культурное взаимодействие в сфере бизнеса. Предмет исследования - деловая культура современного Китая.
Временные рамки данного исследования охватывают период современности, а именно с 2001 года, когда была основана Шанхайская организация сотрудничества 1 , а также подписан Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве , которые придали новый импульс российско-китайскому деловому сотрудничеству, и до наших дней, который характеризуется небывалым ростом экономической активности Китая и переходом к «наступательной» политике, призванной кардинально переломить развитие экономической ситуации в Азии и во всем мире в свою пользу.
Цель данной дипломной работы - проанализировав все источники и литературу, определить характерные черты деловой культуры и этики Китая на современном этапе. Имея цель работы, необходимо выполнить следующие задачи:
> Раскрыть содержание терминов «деловая культура», «деловая этика» и «деловое общение»;
> Определить роль Китая в мировом бизнес-пространстве
> Рассмотреть основные особенности китайской этнопсихологии в контексте делового сотрудничества
> Выявить характерные черты и особенности современной китайской деловой этики и этикета;
> Сравнить взгляды китайских, российских и западных исследователей на специфику деловых отношений в
> Провести опрос среди китайских и российских бизнесменов на тему китайской деловой культуры и этики и определить общее и различное в их взглядах на данную проблему;
Основной методологический принцип исследования китайской деловой культуры - междисциплинарный подход, который позволил осуществить синтез данных о деловой культуре различных отраслей научного знания. С этой целью предмет исследования был подвергнут анализу с точки зрения современных российских и зарубежных философско-культурологических и экономических теорий. Системный подход позволил объединить данные прикладного характера с междисциплинарным изучением критериев классификацией деловой культуры. Применен кросс-культурный анализ, который позволил выявить специфику китайской деловой культуры в контексте комплекса его социокультурных детерминаций. При рассмотрении китайской деловой культуры в ее собственном внутрицивилизационном развитии был применен структурно-типологический метод, позволивший выделить и дать общую характеристику типов изучаемого явления. Феноменологический подход позволил раскрыть феномен деловой культуры как целостную смысловую систему ценностей, символов, норм и знаний, основанных на религиозно-философских учениях, пронизывающих и организовывающих всю культуру. Это также дало возможность проследить внутреннее единство и устойчивость традиции в процессе функционирования деловой культуры Китая.
Исследование по данной теме требует обращения к источникам. Поскольку огромную роль в государстве играет КПК - ее постановления вызвали пристальный интерес. В основном это законы и уставы Китайской Народной Республики, касающиеся деловых отношений Китая с иностранными компаниями, операций с иностранным капиталом и гарантий прав иностранных инвесторов, такие как Закон о компаниях 2006 г.1, , Закон КНР о предприятиях иностранного капитала , Устав совместного российско- китайского предприятия и др.
Также были использованы видеоисточники, а именно выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на саммите АТЭС в 2012 г., где председатель говорит о планах Китая на будущее, на укрепление экономических связей с иностранными державами, в том числе с Россией. Кроме того были рассмотрены соглашения России и Китая о торгово-экономических отношениях, где можно проследить желание двух сторон на дальнейшее развитие экономического сотрудничества между двумя государствами.1
Большую роль в определении места Китая на международной арене в сфере бизнеса сыграли статистические источники. К таким источникам можно было отнести данные Федеральной службы государственной статистики, Национального Бюро статистики Китая , Информационная система статистики сети Интернет в Китае , а также другие электронные ресурсы, где можно отследить численность населения в Китае на настоящий момент , рейтинги 100 самых ценных мировых брендов, куда несомненно входят немалое количество китайских , рейтинг 200 лучших китайских импортеров и экспортеров на 2008 год , рейтинг лучших китайских брендов на 2011 год . Также полезной была информация из источников аудиторско- консалтинговых групп, как например, фирма РС и Бостонская консалтинговая группа.
Для изучения бизнес-этики разных стран необходимо было обратиться к такому культурологическому виду источников, как путеводители и настольные книги бизнесменов. Так, в данной работе широко использовались материалы специалиста по межкультурным взаимодействиям Ричарда Льюиса 11 , Р. Гестеланда1, пособия отечественных авторов, таких как Романова Н.П., Багин В.В. , а также работа китайского специалиста Цзин Цзюаня о кросс-культурных коммуникациях.
Источники личного происхождения, которые в данной теме представляют собой дневник российского специалиста Сергеева Д., многие годы работающего в Китае и интервью крупных китайских успешных бизнесменов, таких как Джек Ма , который основал одну из самых известных в мире интернет площадок Alibaba..
В связи с тем, что в настоящее время китайцы начали все чаще использовать интернет, в качестве почвы для бизнеса, с появлением больших интернет-площадок, которые в данный момент известны во всем мире, нельзя не отнести данные сайты к группе источников. Данные интернет сайты, такие как Ebay , Taobao , Alibaba , Dhgate и другие представляют собой своеобразный вид источников, в которых собрана одна из самых популярных видов деловых культур, как культура онлайн-торговли, что также представляет особенный интерес.
Китайская деловая культура привлекает внимание ученых различных направлений. Фундаментальных работ, посвященных изучению данной проблемы, пока еще не так много. Однако это не значит, что китайская деловая культура не изучалась ранее. В различных дисциплинах присутствуют работы, затрагивающие так или иначе феномен деловой культуры Китая в различных его проявлениях.
Деловую культуру можно рассматривать в разных значениях. Некоторые авторы воспринимают деловую культуру, как культуру организации, корпоративную. Сторонниками данной теории являются иностранные ученые Э.Джакус 1, Элдридж Д. и Кромби А.2, Шварц Х. и Дэвис С.3, Браун Э.4, а также Хофстеде Д.5. Есть и отечественные авторы, специализирующиеся на феномене организационной культуры, такие как Погребняк В. А.6, Козлов В.В. и Козлова А. А.7, Тихомирова О.Г.8
Также деловую культуру можно рассматривать как совокупность моральных норм и представлений, которые регулируют поведение и взаимоотношения людей в процессе их производственной деятельности. Сторонниками данной точки зрения являются Шафранов -Куцее Г.Ф.9, Асаул М.А., Ерофеев П.Ю. и Ерофеев М.П.10
Понятию «деловой этикет» и манерам деловых отношений уделяют особое внимание такие специалисты, как Сайтарли И.А. и Шепелева А.Ю.12, которая составила принципы делового этикета.
Особую роль в теме деловой культуры играет и понятие «деловое общение» и «деловая коммуникация». Об этой проблеме существует много работ социальной и психологической направленности, так например труд Андреевой Г.М. по социальной психологии13, Немое Р.С.14, Дейка А.15 и другие.
В настоящее время существуют значительное количество отечественных и зарубежных работ, которые изучают проблемы этики деловых отношений, делового этикета (И.В. Алехина 1, В.В. Багин, Н.П. Романова, И.В. Романова и др.) Однако все эти многочисленные работы чаще всего имеют чисто прагматическую направленность. Они дают практические советы и приемы ведения бизнеса с китайцами и, к сожалению, не выявляют сущности феномена китайской деловой культуры, её ценностно¬целевых характеристик, не объясняют принципов, на основе которых функционирует деловая культура Китая.
Особую значимость для данного исследования представляют работы отечественных исследователей феномена деловой культуры: П. Н. Шихирева «Введение в российскую деловую культуру» , И.М. Невлевой. «Деловая культура: универсальность и специфика» , где выделена его роль в социокультурной среде. Эти исследования посвящены анализу системообразующих категорий деловой культуры, систематизации общих ценностных ориентаций. В них рассматривается развитие деловой культуры как явление тесным образом связанное с экономической деятельностью человечества и психосоматической природой представителей предпринимательского сообщества. Культурологический анализ явления не ставился целью исследования. Достоинствами данных работ является конструктивистская методология. Авторами подчеркивается проектируемый характер функционирования и существования данного сообщества, доказывается, что феномен деловой культуры, проявляющийся в национальной социокультурной форме, создаёт и развивает некий собственный формат.
Деловую культуру можно рассматривать с различных точек зрения и многие авторы классифицируют ее по-разному.
При исследовании взаимовлияния деловой культуры Китая и философии, анализа роли философских учений в становлении китайского бизнеса, были использованы результаты исследований российских синологов как В.Г. Буров , А.В. Ломанов , В.В. Малявин , М. Л.Титаренко , а также китайских исследователей, таких как Ду Вэймин , Лян Шумин , Фэн Ю- лань11 и др.
Говоря о бизнесе с китайцами, нельзя упустить такой пункт, как этнопсихологические особенности китайского народа, китайский менталитет и традиционные ценности, ведь они играют важную роль во всех сферах жизни общества китайцев, в том числе и в бизнесе. Об этом в своих исследованиях об иностранных и китайских этнических особенностях говорят зарубежный автор Р. Льюис , а также и отечественные авторы А. Девятов , Д.В. Буяров , А. А. Маслов , Н.П. Романова . Они представляют общую картину менталитета китайского народа, так называемого «фундамента», на котором строится китайская деловая этика и культура, а затем описывают культуру и этику взаимодействий китайских бизнесменов с иностранными партнерами. Стиль китайских переговоров и деловых приемов также упоминается в работе «Китай» серии книг «Наши деловые партнеры»1.
Взаимодействие российской и китайской бизнес-культур были описаны такими исследователями, как В.Г. Буров , В. Л. Кургузов , С.П. Мясоедова , М.Л. Титаренко . Они подробно раскрывают с теоретической и практической точек зрения основы международных коммуникаций, проблемы кросс- культурных взаимодействий, дают рекомендации в решении данных проблем. Указанные авторы приводят яркие примеры специфики деловых переговоров между представителями Китая и России, что дает ясно понять возникающие трудности сторон при взаимном сотрудничестве в настоящее время.
В ходе работы был проведен социологический опрос граждан двух государств Китая и России о менталитете китайского народа, главных ценностях китайцев во время ведения международного бизнеса, о том, какие возникают трудности при общении друг с другом и бывают ли какие-либо проблемы во время деловых переговоров российской и китайской сторон. Результаты данного исследования представлены в разделе 4.1. данной диссертации.
Таким образом, степень изученности феномена кросс-культурного делового сотрудничества и круг привлеченных источников позволяют решить поставленные в магистерской диссертации исследовательские цель и задачи.
Китай - современная и динамично развивающаяся мировая держава. Китайские экономические достижения привлекают внимание всего мира. Весьма часто человеку, не относящемуся к восточной культуре трудно понять и найти систему ориентиров для понимания этой великой страны и ее деловой культуры, бизнес-этики, манер делового общения.
Понятие деловой культуры охватывает нормы и ценности взаимной выгоды и доверия, надежность партнеров при выполнении договоренностей, культуру ведения бизнеса и переговоров, отношение работников к труду и их взаимоотношения. Тесно связан с деловой культурой и термин «делового этикета», который подразумевает под собой манеры поведения и правила общения и взаимодействия с деловыми партнерами. Все эти сферы взаимосвязаны друг с другом и представляют собой большую систему ценностей в бизнесе, формирующихся в течение многих столетий и передающихся из поколения в поколение.
Существует большое количество методологических подходов к исследованию деловых культур разных стран, выделяют множество классификаций деловых культур, основанных на менталитете и традиционных ценностях каждого народа и страны. Китай можно отнести к реактивному типу деловых культур по классификации Льюиса, который замечает, что китайцы интровертны и предпочитают слушать, а только потом делать. Опираясь на классификацию Хофстеде, видно, что Китай, как и многие восточные страны, относится к коллективной культуре, с большой дистанцией власти, а также с признаками мужественности культуры. Холл относит Китай к разряду высококонтекстных культур, которые в силу традиции и исторического развития мало меняются со временем, поэтому при взаимодействии с окружающим миром один и тот же стимул всегда вызывает одинаковую реакцию.
На сегодняшний день Китай продолжает набирать обороты на мировой арене, также в плане бизнеса, все больше компаний появляются на китайском рынке, которые ведут свой бизнес с иностранными партнерами, все больше китайских брендов появляются в рейтингах самых популярных брендов мира. Одним словом, Китай за последнее десятилетие продолжает расти в плане международных сделок и начинает оказывать все большее влияние на мировую экономику.
Этнопсихологические черты китайского общества формировались с течение многих столетий. В современном мире традиционные китайские ценности проявляются во всех сферах жизни общества, в том числе и при взаимодействиях с деловыми партнерами. Китайский народ является одним из самых трудолюбивых в мире, поэтому для них очень ценно время и они весьма пунктуальны. Китайцы с самого детства приучены к дисциплине и уважению друг к другу. Подарки - одна из важнейших черт ведения бизнеса с Китаем. Это одна из обязательных процедур при встречах китайцев и их партнеров, так как она символизирует развитие и укрепление деловых и дружеских отношений между партнерами, что в дальнейшем безусловно поможет легче вести сотрудничество. Для китайского народа немаловажную роль во всем также играют цвета и числа. Несмотря на влияние Запада на китайское общество, традиционные ценности продолжают существовать. Счастливым цветом для китайцев является «красный» цвет, счастливыми числами - 8 и 9, а несчастливым числом - 4.
Основные ценности китайцев в обществе и в отношениях с деловыми партнерами - это наличие связей и хороших отношений с людьми, желательно которые имеют высокое положение в обществе. Все встречи деловыми партнерами устраиваются китайцами блестящим образом, и прежде всего для того, чтобы установить «гуаньси», т.е. хорошие отношения и связи. В китайском обществе является очень важным сохранение своего «лица», то есть поддержание своего социального статуса среди окружающих, которое позволяет добиваться успехов в жизни и карьере и уважение к себе.
Китайцы всегда будут предпочитать личные встречи с партнерами, нежели общение по интернету или телефону. Китайская культура воспринимает коммуникацию как важнейшую часть построения и поддержания деловых отношений, китайцы пытаются оказать уважение каждому из гостей.
На китайскую деловую культуру также оказали влияние и религиозно-философские учения, особенно конфуцианство, которое позволяет китайцам уважать старших, формирует иерархичную систему в китайских компания, быть спокойными и бережливыми. Китайцам свойственна сдержанность, а именно сдержанность негативных эмоций, которые они считают неприличным показывать всем. Так как китайский народ очень боится «потерять лицо», многие негативные моменты они могут воспринимать с улыбкой, так они выражают вежливость и свое уважение к собеседнику.
Китайский этикет вобрал в себя множество этикетных норм, присущих Западу. Но благодаря данному исследованию мы смогли четко проследить тот факт, что, несмотря на существующие трансформации, для китайской культуры остаются крайне важными традиции древности, также как и раньше не теряет своей важности восхваление старших, подчинение их мнению и воле, учтивость. Произошедшие изменения в китайской культуре не смогли оказать разрушающего влияния на базовые модели построения общества, такие как, учитель-ученик, отец-сын. Эти модели имеют намного большее значение, они являются своеобразным образцом отношений во всех сферах жизни общества.
В настоящий момент, когда Китай в полной мере стал открыт внешнему миру, деловой этикет приобрел все большее значение, особенно в контексте международных отношений. В данном случае модель учитель- ученик становится актуальной не только для сохранения традиций древности, но и для обучения новому, соответственно обучению у западных стран. Наши культуры абсолютно противоположны, то, что для китайца является нормой, для европейца может быть строгим нарушением приличия. В Китае проводятся попытки своеобразного обучения европейским нормам, это необходимо для лучшей интеграции в мировое сообщество. Однако, несмотря на влияние западных тенденций и процессов глобализации на Китай, китайская деловая культура сохраняет в себе все те ценности, которые были присущи китайскому обществу в течение многих лет.
Источники
Официальные документы и материалы
1. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества [Электронный ресурс] // Официальный сайт ШОС. 15.06.2001 НИБ: ййр://’№№№.8ес18со.огд/Ки123/8Йо’№.а8р?1й=83 (дата обращения: 29.05.2014)
2. Закон КНР о предприятиях иностранного капитала. /Российско- китайское партнерство [Электронный ресурс]. ЦИК: 1111р:/А'уу.1еда1- way.ru/corp16.php (дата обращения: 09.01.2013)
3. Закон о компаниях (2006г.) / Информационно-аналитический портал «Бизнес в Китае» [Электронный ресурс]. НИБ: http://www.asia- business.ru/law/law2/company/kompany / (дата обращения: 09.01.2013)
4. Российско-китайский договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 16. 07. 2001 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента России. НИБ: http://archive.kremlin.ru/text/docs/2001/07/ 30565^Ит1(дата обращения: 29.05.2014)
5. Выступление председателя КНР Ху Цзиньтао [Электронный ресурс]. // Саммит АТЭС. 08.09.2012. НИБ: http://news1and.com/ news/detai1/id/1032317/ (дата обращения: 09.01.2013)
6. Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Китайской Народной республики о торгово-экономических отношениях. (Пекин, 5 марта 1992 года) [Электронный ресурс]. // Российско- китайское партнерство. НИБ: http://www.1ega1-way.ru/agr63.php (дата обращения: 09.01.2013)
7. Устав совместного российско-китайского предприятия / Информационно-аналитический портал «Бизнес в Китае» [Электронный ресурс]. НИБ: http://www.asia-business.ru/1aw/1aw2/company/statutes/ (дата обращения: 09.01.2013)
Источники личного происхождения
8. Китайские интернет-гиганты: интервью с Aliexpress [Электронный ресурс]. URL: habrahabr.ru/post/194940/ (дата обращения: 03.02.2014)
9. Сергеев Д. «По ту сторону баррикад» в переговорах с китайцами / Магазета [Электронный ресурс] URL: http://magazeta.com/2011/07/po-tu- storonu-barrikad/ 08.07.2011. (дата обращения: 03.02.2014)
10. Doing business in China HRIC Interview with M.J. [Электронный ресурс] URL: www.hrichina.org/crf/article/3270 (дата обращения: 03.02.2014)
Статистика
11. Темпы роста ВВП //Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/
IssWWW.exe/Stg/d6/27-22.htm (дата обращения: 16.01.2014)
12. Электронная торговля стимулирует рост рынка курьерских услуг в Китае [Электронный ресурс] //South China Servise Group. URL: http://scsgroup- consult.com/ru/articles/jelektronnaya_torgovlya_stimuliruet_rost_rynka_kurerskih _uslug_v_kitae (дата обращения: 12.09.2013)
13. 2011 Best China Brands [Электронный ресурс] URL: http ://www.interbrand .com/ en/Interbrand-offices/Interbrand- Shanghai/BestChina Brands2011 .aspx (дата обращения: 21.04.2014)
14. China’s Top 200 Importers and Exporters in 2008 / The China Sourcing
Blog [Электронный ресурс] URL: http://www.chinasourcingblog.org/
2009/08/chinas-top-200-importers-and-e.html (дата обращения: 21.04.2014)
15. Global Crude Steel Production [Электронный ресурс] URL:
http://www.issb.co.uk/global.html (дата обращения: 21.04.2014)
16. 1Ш#^г+(Internet statistics) [Электронный ресурс] // ФНЖЖИ^^М Ф>С* URL: http://www1.cnnic.cn/IDR/BasicData/
...