Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ НА УРАЛЕ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ. (НА ПРИМЕРЕ ЦЕРКВИ МОРМОНОВ И ЦЕРКВИ АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ)

Работа №101241

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы106
Год сдачи2014
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ЦЕРКОВЬ ИИСУСА ХРИСТА СВЯТЫХ ПОСЛЕДНИХ
ДНЕЙ (МОРМОНЫ) НА УРАЛЕ 14
1.1. История появления церкви, ее структура и особенности
религиозных практик 14
1.2. Мормоны в России 24
ГЛАВА 2. ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН-АДВЕНТИСТОВ СЕДЬМОГО ДНЯ
НА УРАЛЕ 37
2.1. История появления и распространения церкви, и особенности ее
вероучения 37
2.2. Адвентисты седьмого дня в России 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 76
Приложение №1 76
Приложение №2 82
Приложение №3 83


Религиозный ландшафт Урала на протяжении всей истории региона всегда характеризовался наличием различных традиций. Он развивался благодаря контактам различных культур, а также за счет активного освоения новых пространств пришлым православным населением . Кроме того, на некоторых территориях сохранялся ислам и этнические религии. Во второй половине XIX в. на Урал начали проникать так называемые новые религиозные движения, также именуемые более распространенным термином «секты».
В годы Советской власти деятельность большинства религиозных организаций находилась под запретом и многие совершенно исчезли с Урала. После «перестройки» религиозный ландшафт Урала начал претерпевать значительные изменения. С одной стороны, произошел возврат к традиционным для нашей страны религиям, а с другой - возобновилась миссионерская деятельность, и появились общины альтернативных религиозных течений - церкви Свидетелей Иеговы, адвентистов, Новоапостольская церковь, церковь мормонов, церковь Муна, центры кришнаитов, буддистов и т. д .
Социально-культурный феномен новых религиозных движений зачастую привлекает внимание как общественности различных категорий, так и представителей научной среды. В его изучении заинтересованы многие научные дисциплины, такие как история, религиоведение, этнология, культурная антропология, политология, социология. В бытовой среде отношение к новым религиозным движениям варьируется от доброжелательного до резко негативного.
Новое религиозное движение (НРД) - это организованная группа людей, объединенная общими религиозными интересами, чьи вероучения сформировались сравнительно недавно, и еще не получившая общественного статуса официальной религиозной деноминации или церкви из-за собственной малочисленности по сравнению с доминирующими в той или иной стране религиозными организациями. Данное определение принадлежит автору настоящей работы и требует некоторого пояснения. Основная масса мировых новых религиозных движений возникла в XIX в., и их количество продолжает расти в наши дни. Среди НРД существует несколько наиболее стремительно развивающихся, представляющих собой международные организации с несколькими сотнями тысяч церковных деятелей и прихожан по всему миру. Возможные причины неоднозначного отношения социума к НРД заключаются именно в их относительной новизне по сравнению с традиционными христианскими религиями, исламом и буддизмом, а также с национальными религиями различных стран. Также причины могут заключаться в новизне и необычности религиозных вероучений и практик НРД, которые разнятся с обычаями традиционных церквей и, следовательно, могут являться неприемлемыми для них.
В данной магистерской диссертации внимание сосредоточено на двух церквях, принадлежащим к новым религиозным движениям - Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (церковь мормонов) (аббревиатура - ЦИХСПД) и Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня (церковь АСД). Обе церкви зародились в США, вследствие чего являются пришлыми на Урале. Наибольшее распространение благодаря миссионерской деятельности они получили именно после «перестройки» и активно действуют в настоящее время. Кроме того обе церкви являются строго иерархичными организациями с четко обозначенными предписаниями и вероучениями.
Научная новизна работы заключается в применении комплексного подхода с использованием общеисторических и этнографических методов для изучения генезиса указанных религиозных организаций на Урале и особенностей их адаптации.
Несмотря на то обстоятельство, что церкви новых религиозных движений по-разному воспринимаются российским социумом, научное сообщество регулярно публикует работы о них.
О русских адвентистах седьмого дня в 1911 г. опубликовал работу общественный деятель Д. С. Бондарь. Автор назвал церковь «сектой», упомянув о ее стремительном росте, и привел статистические данные о количестве обращенных в новую веру.
Л. М. Алексеева в работе «История инакомыслия в СССР: Новейший период» написала как о самой церкви АСД в СССР, так и об ее ответвлениях в контексте других национальных, религиозных и политических движений советского периода.
В книге «Адвентизм», вышедшей в СССР в 1973 г., кандидат
философских наук А. В. Белов рассказал об истории и эволюции адвентизма . Автор с позиции научно-материалистического подхода рассмотрел деятельность церкви, также назвав ее «сектой», и предложил способы преодоления ее влияния. Еще один советский философ В. М. Калугин упоминал в своей работе «Современное религиозное сектантство, его разновидности и идеология» о распространении веры адвентистов в различных регионах Советского Союза.
Религиовед А. А. Радугин в книге «Введение в религиоведение», опубликованной в 2000 г., рассказал краткую историю церкви адвентистов со времени ее генезиса из движения миллеритов . Еще один религиовед С. Г. Антоненко в 2007 г. опубликовал работу под названием «Мормоны в России: Путь длиной в столетие» , где подробно описал особенности вероучения мормонов, их мировую историю и попытки церкви принести свою веру в Россию, как в царское время, так и в постсоветское. Также в книге подробно описана структура церкви и иерархия церковных деятелей всех уровней.
В целом о мормонах, в том числе и об отечественных представителях их церкви, в своих трудах на рубеже XX-XXI вв. писали такие авторы как И. В. Девина и G. Browning . Информация в этих работах носит общий характер, иногда с попытками оценить деятельность церкви нейтрально либо негативно. Статью о храмах мормонов опубликовал в 2009 г. О. Ю. Кривошеенко.
Важнейшая информация о храмах и приходах НРД представлена в «Атласе современной религиозной жизни России», где они перечислены, коротко охарактеризованы и рассортированы по территориальному принципу. Данные о мормонах и адвентистах Свердловской области опубликованы в томе 3.
Об адвентистах седьмого дня сообщается на сайте «Народы мира» (URL: http://etnolog.ru), где кроме справочно-исторической информации рассказывается также о деятельности церкви в настоящее время.
Е. Н. Плужников, соискатель РАН, в своей статье за 2010 г. сообщал о противоправных действиях НРД на территории России, из-за чего в обществе возникает религиозная напряженность.
Представители церквей часто выступают в качестве авторов книг по истории собственных религиозных организаций.
Елена Уайт - одна из создательниц религиозных катехизисов церкви АСД еще в 1858 г. опубликовала в США книгу «Великая борьба», которую церковь регулярно переиздает. В ней кроме основ вероучений и предписаний изложена также история и хронология движений миллеритов и адвентистов.
Публикации о российских адвентистах стали появляться в России почти сразу как церковь начала в стране свою деятельность. Одной из первых стала книга репрессированного проповедника Г. И. Лебсака «Великое адвентистское движение и адвентисты седьмого дня в России» , вышедшая в Киеве в 1918 г.
История церкви мормонов достаточно подробно изложена в книге за авторством ЦИХСПД «Наше наследие. Краткая история Церкви Иисуса Христа Святых последних дней». Изначально она была издана в 1996 г. в США, позже переведена на русский язык и распространялась среди деятелей и прихожан церкви. Материалы книги освещают период от детства основателя церкви Джозефа Смита и до конца XX в.
Адвентистский автор Е. В. Зайцев в 2008 г. опубликовал книгу «История Церкви Адвентистов Седьмого Дня», где, используя многочисленную литературу и источники, проследил зарождение движения адвентистов в России, его развитие до наших дней на фоне общего политического и культурного фона нашей страны различных эпох .
В русскоязычной сети Интернет как у мормонов, так и у адвентистов существует большое количество официальных и неофициальных сайтов и информационных порталов, как для прихожан церкви, так и для всех, кто интересуется новыми религиями. Материалы таких сайтов как http://latter- daysaints.ru/, http: //www.mormon.org/rus/, https://www.lds.org/,
http://mormonwiki.ru/, содержат информацию об истории церкви, но вся она преимущественно сводится к общей истории церкви, без конкретики касательно русских мормонов. Отечественные адвентисты на собственных интернет-ресурсах, как например http://www.adventist.org/, http://adventist.ru/, http://www.adventist.org.ua, http://sda-spb.ru/, http://mosadvent.ru/,
http://adventisty.ru/, http://theologian.msk.ru/sda/ в отличие от мормонов, стараются рассказывать об истории адвентизма в России.
Также из-за настороженного отношения к НРД и их альтернативного взгляда на богослужения традиционная для нашей страны Русская Православная церковь нередко публикует книги и материалы со своим видением феномена новых религий в России.
Один из самых известных авторов, в своих работах выступающий против каких-либо альтернативных религиозных организаций - А. Л. Дворкин. Его книга, изданная впервые в 2002 г., «Сектоведение.
Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» профинансирована РПЦ. В ней автор негативно отозвался о деятельности мормонов и адвентистов, называя их церкви опасными и лжехристианскими.
В Сети на православных сайтах также выложено большое количество информации о НРД, преимущественно резко негативного характера, в частности на сайте миссионерско-апологетического проекта «К истине» (URL: http://www.k-istine.ru/sects/), на сайте Свято-Успенской Почаевской Лавры (URL: http://www.pochaev.org.ua) и на сайте Сектовед.ру (URL: http: //www.sektoved.ru).
Интересно отметить еще один вид работ о церквях НРД, опубликованных на русском языке. Авторы, принадлежащие к одной религиозной организации, в своих книгах пишут о других церквях, и информация, предоставляемая такими авторами, зачастую имеет оценочный характер. В настоящей диссертации используются материалы книги Дж. Норта «История церкви», своеобразного учебника по религии, в которой автор, принадлежащий к религиозной деноминации евангелистов, со своей позиции рассказал о мормонах 1. Баптистский автор и проповедник Н. В. Порублев в своей книге «Культы и мировые религии» написал о появлении религиозного течения мормонов, пытаясь определить происхождение их верований.
Целью настоящего исследования является изучение истории церкви мормонов и церкви адвентистов седьмого дня в России, и в частности - на Урале. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. определить время и обстоятельства появления первых мормонов и адвентистов на Урале;
2. выявить структуру и иерархию обеих религиозных организаций, особенности вероучения, мероприятия, проводимые в церквях, обрядовую деятельность, численность и социальный состав;
3. выявить причины заинтересованности жителей Урала в деятельности мормонов и адвентистов;
4. подготовить карту города Екатеринбурга с указанными на ней объектами, относящимися к религиозным организациям мормонов и адвентистов.
Объектом исследования в настоящей работе являются две религиозных организации, принадлежащие к новым религиозным движениям - мормоны (официальное название - Церковь Иисуса Христа Святых последних дней) и адвентисты седьмого дня (официальное название - Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня). Обе церкви активно развиваются в настоящее время, в том числе и в России, и в частности на Урале.
Предмет исследования - история и особенности появления и распространения вероучений мормонов и адвентистов в России, а также причины актуальности этих церквей для жителей нашей страны.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 80-х гг. XIX в. по настоящее время. Нижняя граница обусловлена тем обстоятельством, что именно в это время в России стали появляться первые приверженцы вероучения мормонов и адвентистов, а верхняя определена актуальностью их религии в наши дни.
Географические рамки. В работе рассмотрена история появления и распространения в макрорегионе Урал указанных церквей НРД. Наиболее пристальное внимание автора сосредоточено на мормонах и адвентистах конкретно города Екатеринбург. Город входит в состав ареалов деятельности представителей обеих церквей. У адвентистов Урал является частью Евро-Азиатского дивизиона, а у мормонов - Екатеринбургского церковного округа.
В магистерской диссертации применялись различные методы, как традиционные исторические, так и смежные с другими научными дисциплинами.
Хронологический метод исследования использовался для изучения появления, формирования, развития объектов - религиозных организаций - в соответствии с хронологической последовательностью.
Кросс-культурный (историко-сравнительный) метод применялся для выявления общих черт в процессах появления, развития и адаптации обеих религиозных организаций на территории России, а также для сравнения их деятельности и структур.
Для сбора первоначальных данных о социумах адвентистов и мормонов были применены методы полевой этнографии - включенное наблюдение и анкетирование.
Картографические методы применялись для составления карты города Екатеринбурга с указанием на ней храмов, приходов и офисов религиозных организаций.
Для решения поставленных задач были привлечены источники нескольких видов. Религиозная литература, опубликованная непосредственно самими организациями, при аналитическом рассмотрении является источником информации о сути веры церкви, ее отличиях и особенностях. Собственные адвентистские издания такие как «События последних дней» и «В начале было слово. Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня» проливают свет на некоторые вопросы вероучения адвентистов.
В работе использовались материалы законодательства различных исторических периодов, в частности указ царя Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» 1905 г., ленинский «Декрет о свободе совести, церковных и религиозных общества» 1918 г. 4, федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 1997 г. При
использовании текстов этих документов необходимо учитывать политические процессы, происходившие в стране и отношение официальной власти к любым религиозным организациям, а также причины, из-за которых применялись данные нововведения.
Материалы средств массовой информации также задействовались для изучения НРД. Одним из важнейших источников стала газета «Екатеринбургские епархиальные ведомости» (№18 за 1913 г.), где была опубликована статья об адвентистах .
Одним из важнейших видов источников для изучения заявленной темы стали этнографические - личный архив автора, собранный в период с ноября 2012 г. по февраль 2014 г. с помощью методов включенного наблюдения и интервьюирования. За это время автор посетил субботние богослужения адвентистов, по итогам чего было составлено 3 отчета, воскресные богослужения и центральный офис мормонов, после которых архив пополнился 4 отчетами. Кроме того у 4 представителей церкви адвентистов - двух мужчин (пастор и пресвитер) и двух женщин (миссионеры) - было взято 4 интервью. В церкви мормонов интервью согласились дать 5 человек, среди которых были только мужчины - президент прихода, два его советника и два миссионера. Перечисленные материалы представлены в Приложении №3. Данный вид источников является первоначальным и требует разносторонней интерпретации и уточнения. В отчетах отражена индивидуальная позиция исследователя, чье внимание сосредоточено лишь на отдельных аспектах мероприятий, проводимых в церквях. Возможно, некоторые моменты остались вне его поля зрения. Материалы интервью также требуют проверки и подтверждения, так как отражают позицию только конкретного респондента.
Электронные источники используются в работе для характеристики и анализа религиозных верований и обрядовой стороны деятельности церквей, а также для того чтобы всесторонне рассмотреть деятельность
организаций и их позицию по различным социальным проблемам. Основные принципы религии мормонов и информация об их организации приведена на сайтах http://latter-daysaints.ru/, http://www.mormon.org/rus/, http://www.deseretnews.com/, а адвентистов - на сайтах http://adventist.ru/, http://mosadvent.ru/, Заявления церкви АСД относительно самых насущных проблем современного общества опубликованы на сайте http://asdarh.ru/. Подробнее об адвентистских богослужениях и таинствах сообщает сайт http://www.otkrovenie.de/. Также для написания диссертации использовались материалы сводного сайта протестантских деноминаций
http://www.protestant.ru, официального сайта Правительства Свердловской области (URL: http://www.midural.ru),
В работе используются визуальные источники - фотографии и портреты представителей религиозных организаций, храмов и приходов. Также в ходе исследовательской работы был составлен фотоархив, в котором находятся 11 фотографий, сделанных автором. Фотоархив представлен в Приложении №1 в конце настоящей диссертации. Данный вид источников можно использовать лишь как вспомогательный или иллюстративный.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследовательской работы была изучена история новых религиозных движений на Урале на примере екатеринбургских приходов церкви мормонов (ЦИХСПД) и церкви адвентистов седьмого дня (церковь АСД). В отличие от адвентистов, которые пришли на Урал еще в дореволюционный период, мормоны действуют здесь относительно недавно и по этой причине являются наименее изученной религиозной деноминацией. Со времени своего появления и сейчас церкви НРД являются частью религиозного ландшафта региона, представляя собой альтернативные способы вероисповедания в противоположность традиционным для нашей страны религиозным организациям.
Проведенное исследование позволило установить время и обстоятельства появления на Урале первых мормонов и адвентистов. Российская Екатеринбургская миссия ЦИХСПД совместными усилиями американских миссионеров и местных «пионеров-мормонов» была организована в 1995 г. и в июле того же года в городе создан первый екатеринбургский приход. Адвентисты же проникли на Урале почти на сто лет раньше - в 80-е годы XIX века; первыми адвентистскими проповедниками были поволжские немцы, которые работали в сельской местности. Именно в деревнях стали появляться первые адвентистские общины.
Обе религиозные организации имеют сложную разветвленную иерархическую структуру. Управление церквями осуществляется из США: церковью мормонов управляет президент организации, находящийся в штате Юта, а церковью АСД - Г енеральная Конференция, расположенная в штате Мэриленд. В Екатеринбурге у обеих организаций есть центральные офисы, руководящие деятельностью церквей в Свердловской области, а также приходы, где проходят богослужения. Почти в каждом городе Урала существуют общины церкви АСД; мормоны имеют представительства своей организации лишь в некоторых городах (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Первоуральск, Миасс). У ЦИХСПД в Екатеринбурге имеется 2 общины и 2 прихода в разных районах города, у церкви АСД - 2 прихода и 4 общины. Приходы, храмы и офисы указанных НРД были нанесены на карту г. Екатеринбурга, представленную в Приложении №2. Приходами мормонов управляют президенты и советники, а приходами адвентистов - пасторы и пресвитеры. Необходимо также упомянуть, что в отличие от мормонов, все филиалы церкви которых строго подчинены американскому центру, уральские адвентисты имеют частичную автономию и собственные предписания, установленные советами приходов. Тем не менее, уральские церкви АСД связаны в рамках единой религиозной организации и общины контактируют между собой.
Количество мормонов в Екатеринбурге, судя по данным представителей самих церквей, составляет примерно 400 человек, адвентистов - примерно 350 человек. По личным подсчетам автора, богослужения мормонов посещают примерно 150 человек, адвентистов - 300 человек. В обеих церквях представлены люди разных возрастов, но в церкви мормонов присутствовали в основном люди среднего возраста, а у адвентистов - пенсионеры.
Что касается обрядовой деятельности, то мормоны кроме воскресных богослужений также проводят собрания по возрастным группам, совершают обряды крещения, причащения, благословления. Кроме того в одном из приходов организованы курсы английского языка. Адвентисты проводят субботние богослужения, крещения, собрания групп по возрастам, устраивают домашние вечера, организовывают благотворительные акции.
Автор за время исследования посетил 4 богослужения мормонов и 4 богослужения адвентистов, на основании чего были составлены отчеты, представленные в Приложении №3. Также у 5 мормонов и у 3 адвентистов были взяты интервью.
По итогам работы, как в ходе анализа опубликованных материалов, так и на основании собственных наблюдений, удалось выявить общие черты выбранных религиозных организаций. Во-первых, обе церкви зародились в XIX в. в США и очень быстро распространились по всему миру. Этому способствовала, прежде всего, активная миссионерская деятельность. Люди узнавали о религии от миссионеров, либо из печатного материала, распространяемого церквями, и добровольно приходили в храмы. Во- вторых, руководство церквей стремится создавать внутри храмов и общин дружескую атмосферу взаимопомощи, в которой комфортно находиться и где уделяется внимание каждому члену. В-третьих, в обеих церквях существуют методики работы и религиозного просвещения для людей разных возрастов, что также успешно способствует увеличению и сохранению количества прихожан.
Успех деятельности новых религиозных движений на Урале обуславливается несколькими причинами. Очень важную роль здесь сыграл федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», который дал возможность церквям легально действовать в нашей стране. Возможно, притягательность новых религиозных движений также заключается в пропагандируемых ими более современных и комфортных формах «спасения души», которые понятны и близки прихожанам. Важен еще тот факт, что деятельность многих НРД направлена на помощь в избавлении от различных зависимостей и изменении образа жизни в лучшую сторону, что в современном социуме является актуальным фактором.
Современная ситуация на Урале характеризуется духовным поиском населения, даже несмотря на тот факт, что доминирующей религией является православие. Новые религиозные движения, возможно, способны удовлетворить духовные потребности небольшой части жителей Урала и помочь их социализации.



Неопубликованные источники:
Личный архив Александра Патрушева (ЛААП)
Ф. 1. Оп. 1. Д. 13. Л. 4-5.
Ф. 1. Оп. 1. Д. 18. Л. 10-11.
Ф. 1. Оп. 1. Д. 20. Л. 13-15.
Ф. 1. Оп. 2. Д. 11. Л. 2-3.
Ф. 1. Оп. 2. Д. 12. Л. 3-4.
Ф. 1. Оп. 2. Д. 17. Л. 10.
Ф. 1. Оп. 2. Д. 22. Л. 16.
Ф. 2. Оп. 1. Д. 19. Л. 11-13.
Ф. 2. Оп. 1. Д. 14. Л. 5-8.
Ф. 2. Оп. 1. Д. 21. Л. 15-16.
Ф. 2. Оп. 2. Д. 15. Л. 9-10.
Ф. 2. Оп. 2. Д. 16. Л. 10.
Опубликованные источники:
1. Адреса общин Церкви АСД - Россия - Екатеринбург [Электронный
ресурс] // ADVENTIST.SU. Режим доступа:
http://www.adventist. su/church/address/city/ 1296.html (дата обращения: 19.05.2014).
2. Библия. Быт 2:1-3.
3. Библия. Исх 20:8-11.
4. Ближайшие к России храмы [Электронный ресурс] // Церковь
Иисуса Христа Святых последних дней в России (мормоны). Режим доступа: http://latter-daysaints.ru/o-cerkvi/khramy/blizhaishie-k-rossii-
khramy.html (дата обращения: 19.03.2014).
5. В начале было слово... Основы вероучения Христиан Адвентистов седьмого Дня. - Заокский: «Источник жизни», 1993. - 122 с.
6. Во что верят мормоны? [Электронный ресурс] // Томас С. Монсон.
URL: http://ru.thomasmonson.com/1018/what-do-mormons-believe (дата
обращения: 01.06.2014).
7. Декрет о свободе совести, церковных и религиозных обществах
[Электронный ресурс] // Виртуальная выставка к 1150-летию зарождения российской государственности. Режим доступа:
http://rusarchives.ru/statehood/08-33-dekret-svoboda-sovesti-1918.shtml (дата
обращения: 10.05.2014).
8. Заявление Церкви АСД по вопросу об употреблении алкоголя,
табака, наркотических веществ и о наркотической зависимости [Электронный ресурс] // Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Режим доступа:
http://asdarh.ru/zayavlenie czerkvi asd po voprosu ob upotreblenii alkogolya,
tabaka, narkoticheskix veshhestv i o narkoticheskoj zavisimosti (дата
обращения: 17.04.2014).
9. Киевский храм мормонов объявлен министерством Кабмина лучшим религиозным строением в Украине [Электронный ресурс] // Ршыя в Украшь URL: http: //www.reli gion. in.ua/news/vazhlivo/13490-kievskij -xram- mormonov-obyavlen-ministerstvom-kabmina-luchshim-religioznym-stroeniem-v- ukraine-foto.html (дата обращения: 01.01.2014).
10. Официальные заявления, рекомендации и другие документы
Церкви адвентистов седьмого дня [Электронный ресурс] // Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Режим доступа:
http: //asdarh.ru/oficzialnyie zayavleniya (дата обращения: 17.04.2014).
11. Религиозные организации Свердловской области [Электронный
ресурс] // Официальный сайт Правительства Свердловской области. Режим доступа: http://www.midural.ru/community/100326/ (дата обращения:
12.05.2014).
12. С.А.З. Рацюналистическое сектантство // Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1913. №18. С. 472-476.
13. Семья Елены Уайт. Фотоархив [Электронный ресурс] //
Откровения для последнего времени. URL:
http: //www.otkrovenie.de/white/kni gi/5 5 Semiya White/index. htm (дата
обращения: 01.06.2014).
14. Указ об укреплении начал веротерпимости // Полное собрание законов Российской империи: Собр. 3-е. T.XXV: 1905. Спб., 1908. С. 237¬238.
15. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О
свободе совести и о религиозных объединениях") [Электронный ресурс] // «Консультант Плюс» - законодательство РФ: кодексы, законы, указы, постановления. Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=149069 (дата обращения: 19.03.2014).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ