Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование психологического одиночества и копинг-стратегий у студентов

Работа №101216

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
224
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ОДИНОЧЕСТВА И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 7
1.1 Одиночество как социально-психологическое явление 7
1.2 Психологический анализ понятий стресса и совладающего поведения
34
1.2.1 Классическая теория Г. Селье и современные психологические
концепции стресса 35
1.2.2 Копинговые стратегии поведения при стрессе 42
1.3 Проблема одиночества и совладающего поведения у студентов 52
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО ОЩУЩЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНТОВ 55
2.1 Организация и методики исследования 55
2.2. Результаты исследования и их обсуждение 64
Выводы по 2 главе 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ А 99

Проблема одиночества актуальна с давних времен и по сей день, несмо тря на это, долгие годы во времена существования Советского союза, такое с оциальное явления как одиночество отрицалось. Обусловлено это тем, что в отличие от западной идеологии индивидуализма, в стране с идеологией колле ктивистской направленности не может существовать одиночества как социал ьного явления. Это проблема в научном плане практически не изучалась.
Времена Советского Союза прошли и теперь практически всем известно о существовании данного явления. Его присутствие признается. В XXI веке, в век информационных технологий проблема одиночества начинает становится все острее. На Западе вопрос одиночества в рамках гуманитарных наук изучается уже давно, но единого мнения даже о самом понятии до сих пор не существует.
В разное время в разных течениях психологии как науки, феномен одиночества изучали и описывали: Д.Перлман, Л.Э. Пепло, А.Маслоу,
З.Фрейд, П.Лидерманом, Э.Фромм, Р.С. Вейс, У.А.Садлер, Т.Б. Джонсон, В.Серма, Л.Фестингера, Д.И.Янг, Б.Миюскович, Дж.Р.Оди, Д.Майерс, М.Мицели, Б.Мораш, Л.М. Хоровиц, Р.де С.Френч, К.А.Андерсон, Б.Миюскович, Р.С. Немов, И.С. Кон, Дж. де Джонг-Гирвельд, Д.Раадшелдерс, Д.Рассел, Ч.Спилбергер, Л.Симеонова, Э.Сигельман, К.И. Кутрон, Л.И. Кононова, Е.И. Головаха, Н.В. Панина, Ю.М. Орлов, К.Роджерса, Ф.Фромм- Рейхман, М.Салливан, В.Г. Асеев, Е.В. Бондаревская, В.С. Гершунский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, Л.Пулккинен, Н.М. Таланчука, З.Н. Сафина, К.Рубинстайн, Ф.Шейвер.
Казалось бы, сегодня, когда социальные сети имеют практически повсеместное распространение, их развитие достигло того уровня, когда в них можно общаться, работать и даже совершать покупки, одиночество должно исчезнуть. Но, судя по имеющимся тенденциям, данная проблема только усугубляется. Так, например, в одной из самых социально благополучных стран Швеции проблема одиночества ощущается гражданами наиболее остро. Да и к тому же уровень самоубийств в данной стране один из самых высоких в мире.
Переживание одиночества связано с еще одной, более известной проблемой - стрессом. XXI век назван веком информационных технологий, теперь люди испытываю огромный спектр стрессовых факторов, включая и информационный стресс. Переизбыток информации, усложнение социальных отношений, увеличение темпа жизни и ускорение глобальных изменений - все это становится стрессогенными факторами, обрушивающимися на современного человека. Теперь в подавляющем большинстве вакансий, в разделе требований одним из ключевых качеств указывают стрессоустойчивость.
Таким образом, мы видим, что одиночество и стресс это две очень важные социальные проблемы. Пример западных стран, а сейчас и России показывает, что данные проблемы могут стать причинами очень серьезных социальных и психологических последствий. Как бы не громко это звучало, но возможно в ближайшем будущем феномены стресса и одиночества станут не только острой научной проблемой, но и вопросом, остро сказывающемся на качестве жизни и здоровья людей.
Стоит отметить, что молодая часть населения начиная с подросткового возраста и заканчивая студентами, подвержена воздействию данных проблем. Это связано со спецификой возраста, сменой обстановки, изменением социальных ролей и возрастанием ответственности. Данная часть населения выделена не случайно, так как именно она - это будущее для любой страны, именно эти люди станут рабочими, политиками, деятелями культуры и т.д. Вместе с тем, получается, что молодежь особенно сильно ощущает на себе влияние стрессогенных факторов.
Ряд авторов видит взаимосвязь одиночества и стресса. Если стресс - это адаптационный синдром, то стрессовые реакции, не дающие качественной адаптации, содействуют формированию ощущения одиночества. Вместе с тем, психологически одинокий человек не может или не склонен использовать важные ресурсы, с помощью которых он может справиться со стрессом. В частности, это относится к внешним ресурсам. Одинокому человеку труднее искать поддержку у других людей, или каких-то организаций. Данные проблемы обычно актуальны у студентов первого курса, испытывающих серьезные сложности в адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. В этой группе студентов более ярко представлены психологические явления и их взаимосвязь, изучаемые в данной работе.
В нашей работе мы понимаем одиночество как субъективное переживание, вызывающее различные позитивные или негативные чувства и эмоции. Предполагается, что наиболее важным является субъективная оценка человеком собственного одиночества, на основе имеющегося личного опыта.
Таким образом, на наш взгляд, определяющим в данном случае будет не столько реальная, «объективная» ситуация межличностного взаимодействия личности с другими людьми, сколько ее внутреннее, «субъективное» восприятие этого взаимодействия. Как следствие - выбор определенного вида копинг-стратегий.
Также предполагается, что одиночество может быть обусловлено большим количеством факторов, поэтому стоит проанализировать имеющиеся теории одиночества.
Так как одиночество рассматривается в связи с копинг-стратегиями, мы проведем психологический анализ стресса и совладающего поведения.
Цель исследования: изучить характер взаимосвязи между
психологическим одиночеством и выбором копинг-стратегий у студентов.
Объект исследования: психологическое одиночество и совладающее поведение.
Предмет исследования: взаимосвязь субъективного ощущения
одиночества и копинг-стратегий у студентов.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем
субъективного ощущения одиночества и выбором копинг-стратегий.
Задачи исследования:
1. Изучить основные теоретические подходы к проблеме одиночества.
2. Провести теоретический анализ стресса, совладающего поведения, копинг-стратегий.
3. Дать теоретическое обоснование взаимосвязи субъективного ощущения одиночества и копинг-стратегий у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование взаимосвязи копинг-стратегий и субъективного ощущения одиночества у студентов.
Методики исследования:
1. Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н.
Осина и Д.А. Леонтьева
2. Опросник для определения вида одиночества С.Г. Корчагиной
3. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса и С.
Фолкмана.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в данной работе мы провели исследование одиночества и используемых копинг-стратегий у студентов.
В теоретическом разделе работы мы провели анализ одиночества как социально-психологического феномена. Мы рассмотрели различные подходы к изучению одиночества и указали на их сильные и слабые стороны. Под одиночеством в нашей работе понимается особое психическое состояние человека, возникающее вследствие фрустрации его потребности в общении с другими людьми, в том числе доверительном. Нами описаны различные виды одиночества, в том числе диффузное, отчуждающее, диссоциированное одиночество. Дан анализ основных причин, содействующих формированию чувства одиночества.
Во втором параграфе мы рассмотрели понятия стресса, обзор зарубежных исследований причин повышения уровня стресса у студентов, совладающего поведения, копинг-стратегий. Мы выяснили что данные феномены присутствуют в жизни каждого человека.
Далее мы провели анализ того, почему одиночество, стрессогенные факторы и выбор способов совладающего поведения актуальны для студентов, особенно студентов первокурсников.
Во второй главе нами описаны результаты эмпирического исследования.
Результаты диагностики по отдельным методикам.
Дифференциальный опросник переживания одиночества Е.Н. Осина и Д.А. Леонтьева.
• Общее одиночество: низкое-22%, среднее-63%, высокое-15%.
• Зависимость от общения: низкая-49%, средняя-37%, высокая-14%.
• Позитивное отношение к одиночеству: низкое-13%, среднее-49%, высокое-38%.
Опросник для определения вида одиночества С.Г.Корчагиной
• Дисоциированное-72%
• Отчуждающее-26%
• Диффузное-2%
Опросник «Способы совпадающего поведения» Р. Лазаруса и С. Фолкмана
• Конфронтационный копинг-7%
• Дистанцирование-7%
• Бегство-избегание-9%
• Положительная переоценка-12%
• Поиск социальной поддержки-14%
• Самоконтроль-15%
• Планирование решения проблемы-18%
• Принятие ответственности-18%
Также были представлены результаты статистического анализа, в ходе которого выявили корреляции по выборке в целом и по подгруппам студентов с различными уровнями переживания одиночества.
Обратные связи:
1. Общее одиночество - Поиск социальной поддержки
2. Общее одиночество - Положительная переоценка
3. Зависимость от общения - Самоконтроль
4. Позитивное одиночество - Поиск социальной поддержки
5. Отчужденное одиночество - Поиск социальной поддержки
Прямые связи:
1. Диффузное одиночество - Бегство-избегание
2. Диссоциированное одиночество - Бегство-избегание
Были выявлены достоверные различия между студентами с высокими и низкими показателями одиночества в использовании двух копинг-стратеги - поиск социальной поддержки и положительная переоценка. Таким образом, гипотеза о наличии связи между уровнем субъективного переживания одиночества и используемыми копинг-стратегиями подтвердилась.
На основе полученных результатов мы можем предложить следующие рекомендации для консультационной работы.
Если клиент не склонен к «поиску социальной поддержки», то можно предполагать, что он испытывает достаточно сильное чувство одиночества и тогда стоит выстроить работу именно по пути снижения остроты переживания одиночества.
Если рассматривать обратную сторону взаимосвязи, то мы предполагаем, что для преодоления одиночества можно выстроить работу на повышение привлекательности социальной поддержки это позволит повысить мнение о имеющемся ресурсе в виде социальных связей и таким образом увеличить положительное мнение об имеющемся уровне связей, тем самым снизив остроту переживания одиночества.
Рекомендации на основании различия между показателями «Общее одиночество» и «Положительная переоценка», также будут состоять из двух частей.
В первом случае мы можем рассматривать склонность к скептическому отношению к трудным ситуациям или низкую склонность к стратегии «Положительная переоценка» как симптом того что человек испытывает одиночество в степени выше среднего. Снизив остроту переживания одиночества, человек станет легче переоценивать ситуацию как положительную, ему проще будет найти положительные стороны преимущества в таких ситуациях и находить выходы из них.
С другой стороны, мы предполагаем, что если клиент переживает высокий уровень одиночества, то научив его положительно переоценивать ситуацию, мы снизим уровень его одиночества, так как он увидит, что он может справляться с такими ситуациями и сможет поверить в свои силы и тем самым повысить самооценку.


1. Брайт Д. Джонс Ф. Стресс. Теории, исследования, мифы/ Д. Брайт Ф. Джонс.- СПб.: ПРАИМ-ЕВРОЗНАК, 2003. -С. 230
2. Водопьянова Н. Е Старченкова Е. С Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд./ Н. Е. Водопьянова Е. С. Старченкова. - СПб.:Питер, 2009. - С. 336
3. Джонг-Гирвельд Дж., Раадшелдерс Д. Типы одиночества / Дж.
4. Джонг-Гирвельд, Д. Раадшелдерс. - М.: Прогресс, 1989. - С.301­319.
5. Дифференциальный опросник переживания одиночества// РзуПЬ.тГо - энциклопедия психодиагностики [Электронный ресурс]. ПВЕ: ййр://рзу1аЬ.тГо/Дифференциальный_опросник_переживания_одиночеств а- (Дата обращения: 20.04.2019)
6. Зинченко Е. В. Одиночество / Е. В. Зинченко // Психология общения. Энциклопедический словарь; под общ. ред. А. А. Бодалева. - М.: Когито-Центр, 2015. - С. 152-153.
7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений/ Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - С. 576
8. Исаева, Е.Р., Гуреева, И. Л. Синдром эмоционального выгорания и его влияние на копинг-поведение медицинских работников/ Е.Р. Исаева, И. Л. Гуреева // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». - 2010. - № 6 (64). - С. 26-30.
9. Кобозев И.Ю. Оценка профессионального стресса и его влияния на копинг поведение руководителей/ И.Ю. Кобозев // Вестник психотерапии. - 2011. - № 37(42). - С.92-100.
10. Кон И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.:ПОЛИТИЗДАТ, 1987. - С.367
11. Кон И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. - М.:
Просвещение, 2009. -С.175
12. Корчагина С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С. Г. Корчагина. - М.:Московский психолого-социальный институт, 2008. - С. 228
13. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики ^^Р)/ Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. - 2007. - №3- С. 93-112.
14. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус // Эмоциональный стресс. - Л., 1990. - С. 178-208.
15. Майерс Д. Социальная психология/ Майерс Д. - СПб.: Питер, 2010. - С.688...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ